Оценка экономического потенциала региона

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,44 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка экономического потенциала региона














Курсовая работа

Оценка экономического потенциала региона

Введение

экономический финансовый регион валовый

В формировании хозяйственного комплекса Центрально-Черноземного экономического района (ЦЧЭР) важную роль играют наличие богатейших запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобным экономико-географическим положением. В межрайонном территориальном разделении общественного труда Центрально-Черноземный район выделяется производством продукции железорудно-металлургического комплекса, некоторыми отраслями машиностроения, химической и пищевой промышленностью.

Центрально-Черноземный район граничит с ведущим промышленным районом страны - Центральным и удобно расположен по отношению к топливно-энергетическим базам Поволжья, Северного Кавказа и Украины. Природные условия региона характеризуются умеренной континентальностью. Несмотря на засушливость отдельных частей региона условия благоприятны для ведения сельского хозяйства. Рельеф Центрального Черноземья выражен Среднерусской возвышенностью и Окско-Донской низменностью. Водными ресурсами район беден, что неблагоприятно для его хозяйственного развития. Земельные ресурсы района используются очень интенсивно. Высока степень сельскохозяйственной освоенности территории. Из 16,8 млн. га земельного фонда 89% принадлежит сельскохозяйственным предприятиям, в структуре сельхозугодий 82% занимает пашня, 3,9% сенокосы, 12,8% - пастбища. Земельные ресурсы выделяются и своим качеством: 80% составляют почвы черноземного типа.

В данной курсовой работе мы подробно исследуем все характеристики Центрально-Черноземного района, изучим его внешнеэкономические связи, а также произведём оценку валового регионального продукта.

1. Блок исходных данных

Район: Центрально-Черноземный (Рисунок)

Состав района: Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область и Тамбовская область.

Средний темп роста экономики района: 6,5%

Карта Центрально-Черноземного экономического района


2. Характеристика экономического района

.1 Территориально-административная характеристика экономического района

В XVIII-XIX вв. Центральное Черноземье с исторически сложившимся крупным помещичьим землевладением стало житницей России. Его «дворянские гнезда» сыграли важную роль в культурном развитии страны. В 1880-1890 гг. в России возникли новые районы торгового земледелия - на юге ее европейской части и в Заволжье. В этих районах преобладала капиталистическая система хозяйства, с которой отработочная система Центрального Черноземья не могла конкурировать ни по производительности труда, ни по сборам пшеницы, ни по доходности. В этот период район стал важнейшим источником крестьянской миграции на восток и на юг. Чем больше активных жителей покидало район, тем запущенней становилось его хозяйство, уменьшалась урожайность, сильнее росла овражная сеть, а это вело к новому витку аграрного перенаселения.

После революции 1917 г. из района по-прежнему шел постоянный отток населения, а главной целью здешнего крестьянина оставалось выживание.

В последующем были введены в действие многочисленные рычаги подъема хозяйства района, включающие интенсификацию сельского хозяйства, в том числе введение доходных технических культур; проведение мер по борьбе с эрозией почв, засухой и другими природными стихиями; развитие городов и превращение их в опорные центры индустриализации, перестройки деревни и повышения культурного уровня населения; насыщения сельского хозяйства новой техникой. В районе вели интенсивную разведку полезных ископаемых (железные руды и т.д.), о наличии которых было уже известно.

В настоящее время Центрально-Черноземный экономический район (ЦЧЭР) - один из самых небольших в Российской Федерации - занимает 1% ее территории, площадь: 167,7 тыс. км2, на которой проживает 7 872 000 чел. (на 1 января 2014 года). Воронеж является административным центром данного экономического района. В состав Центрально-Черноземного района входят пять индустриально-аграрных областей: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская. Черноземный район назван так из-за его местоположения в той части степной зоны России, которая отличается чрезвычайно высоким плодородием черноземных, насыщенных гумусом почв. Черноземы - особое богатство района.

ЦЧЭР размещается на юге холмистой Среднерусской возвышенности, на востоке переходящую в Окско-Донскую низменность. Реки принадлежат бассейнам Дона, Днепра и Волги. Пересеченный рельеф большей части района - многочисленные овраги и балки - способствует развитию водной и ветровой эрозии земель, что неблагоприятно сказывается на хозяйстве.

Центрально-Черноземный экономический район занимает центральное положение в черноземной полосе Русской равнины и граничит с ведущим промышленным районом страны - Центральным, а также с Поволжским и Северо-Кавказским районами и Украиной.

Через территорию района проходят, как в меридиональном, так и в широтном направлении важнейшие железнодорожные магистрали. В южном направлении - железные дороги: Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону; Москва - Донбасс; Москва - Курск - Харьков. В восточном направлении: Саратов - Тамбов - Мичуринск; Воронеж - Курск - Киев; Валуйки - Минск и другие.

Автомобильные дороги обслуживают главным образом внутрирайонные перевозки. Через Центрально-Черноземный район проходят и крупные автострады: Москва - Симферополь; Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону; Москва - Тамбов.

Через район проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с развитием ТПК КМА (железная руда, черные металлы, минерально-строительное сырье).

Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна, техническая оснащенность транспорта слабая, необходимо улучшение взаимодействия различных видов транспорта в регионе.

Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в сильной степени испытывает дефицит энергетических и технологических видов топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а также ввозятся в больших объемах минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, черные металлы, товары народного потребления и т.д.

Следовательно, экономический район имеет выгодное экономико- и физико-географическое положение. А недостаток водных и лесных ресурсов наряду с полным отсутствием топливных запасов определяет необходимость его развития на принципах ресурсо- и энергосбережения, а также экологической безопасности ряда отраслей, в частности черной металлургии и атомной энергетики.

2.2 Характеристика природно-ресурсного потенциала

Минеральные ресурсы Центрально-Черноземного района представлены уникальными запасами железных руд Курской магнитной аномалии, месторождениями огнеупорных глин, металлургических доломитов, медно-никелевых руд, бокситов и отдельными видами минерально-строительного сырья.

Запасы железной руды КМА оцениваются в 43,4 млрд. тонн, а забалансовые исчисляются в триллионах тонн. КМА - одна из крупнейших железорудных провинций мира. В настоящее время разведаны 17, а интенсивно используются 4 месторождения. Основные запасы железной руды провинции сосредоточены на территории двух областей Белгородской и Курской, а общая ее площадь составляет 160 тыс. км2. Протяженность бассейна - 600 км, ширина - от 2 до 40 км, мощность пластов - от 35 до 40 м. Железорудное сырье представлено двумя типами руд: богатыми с содержанием железа до 62% (гематитовыми и мартитовыми рудами) и бедными с содержанием железа до 36% (железистыми кварцитами). Бедные руды нуждаются в обогащении, но благодаря своему химическому составу они легкообогатимы и не требуют для этого дорогостоящих методов. Месторождения КМА дают возможность многокомпонентного использования сырья, так как железным рудам сопутствуют минерально-строительное сырье, вспомогательные материалы для металлургического производства, горно-химическое сырье, бокситы, содержащиеся во вскрышных породах.

Медно-никелевые месторождения Воронежской области образуют третью по значению (после Норильской и Кольской) медно-никелевую провинцию Российской Федерации. Имеются месторождения бокситов в Белгородской области, но из-за большой глубины залегания и сложных гидрогеологических условий они пока не эксплуатируются.

Широкий спектр нерудного сырья используется в металлургии, стройиндустрии, химической промышленности, сельском хозяйстве района. К ним относятся огнеупорные глины Воронежской области, металлургические доломиты Липецкой области, мел и цементные мергели Белгородской и Воронежской областей, фосфориты в Курской области и т.д. Центрально-Черноземный район остродефицитен по топливно-энергетическим ресурсам и использует практически полностью привозное топливо.

Лесные ресурсы имеют в основном почвозащитное, рекреационное значение. Промышленная эксплуатация лесов не играет сколько-нибудь значительной роли в обеспечении района деловой древесиной.

2.3 Характеристика трудовых ресурсов и трудового потенциала экономического района

Население Центрально-Черноземного района составляет 7,87 млн. чел. или 5,3% численности населения Российской Федерации. В городах проживает 4,66 млн. чел., или 61,96% населения, в сельской местности - 2,84 млн. чел., или 38,04%. По плотности населения (44,8 чел. на км2) регион занимает одно из ведущих мест, уступая Центральному и Северо-Кавказскому районам. Крупнейший город Центрального Черноземья - Воронеж с постоянно проживающим в нем населением 903 тыс. чел. Трудовые ресурсы составляют примерно 6% трудовых ресурсов Российской Федерации.

На территории Центрально-Черноземного района проживают люди нескольких национальностей это, в основном: Русские, Украинцы, Белорусы, Армяне и Азербайджанцы.

В регионе сложилась сложная демографическая ситуация, которая остро сказалась на сельскохозяйственном производстве, так как на протяжении двух последних десятилетий шел интенсивный отток населения, в основном, из сельской местности.

В связи с изменением геополитической обстановки России усилился миграционный обмен между странами СНГ и в Центрально-Черноземном районе ситуация несколько улучшилась за счет русскоязычного населения, прибывшего из стран ближнего зарубежья.

В последние годы население Центрального и Центрально-Черноземного районов восполняется только за счет миграционных процессов. И здесь уже чувствуется нехватка в государственном регулировании хаотической миграции. Государство обязано вмешиваться в процессы миграции.

По данным за декабрь 2013 года Тамбовская, Белгородская и Липецкая области находятся на 18 месте по уровню безработицы, который составляет 4, 86%, тогда как по стране средний уровень безработицы - 5,46%, что объясняется небольшим сокращением рабочих мест в металлообрабатывающей, машиностроительной отраслях промышленности и в военно-промышленном комплексе.

В будущем, однако, численность трудовых ресурсов имеет тенденцию к снижению, и район из разряда трудоизбыточных, возможно, перейдет к разряду трудодефицитных.

По половому составу населения район имеет примерно такие же показатели, как и Центральная Россия в целом: доля мужского населения здесь меньше, чем женского (46,1%). Население в трудоспособном возрасте составляет 54,5%. Это на 2,1% меньше, чем в Центральном районе, и на 2,5% меньше, чем в среднем по России. Такое положение объясняется большой долей сельского населения: из села в течение послевоенных лет происходил отток молодежи.

В районе сравнительно высока плотность населения - 47 человек на 1 км2. Этот показатель в 5,4 раза выше средней величины по России, почти в два раза превышает показатель Уральского района, но в 1,3 раза ниже, чем в Центральном районе. Заселена территория более или менее равномерно, причем, как и раньше, максимально - на юго-западе (Белгородская обл.), а минимально - на северо-востоке (Тамбовская обл.). Заметно увеличилась плотность населения в Курской и особенно Белгородской областях благодаря притоку переселенцев из других районов России (в связи с освоением КМА и возникновением новых предприятий).

Среди многочисленных сел и деревень района расположены городские поселения: 50 городов и 83 поселка городского типа. Самые большие города (с численностью населения более 100 тыс. человек) - областные центры - Воронеж (903,8 тыс.), Липецк (519,2 тыс.), Курск (441,2 тыс.), Белгород (336,9 тыс.), Тамбов (314,1 тыс.), а также Старый Оскол (211,8 тыс.), Мичуринск (121,8 тыс.), Елец (120,3 тыс.). Средние (с населением от 50 тыс. до 100 тыс. человек): Железногорск (96,9 тыс.), Губкин (86,9 тыс.), Борисоглебск (66,3 тыс.). Лиски (56,5 тыс.), Моршанск (49,9 тыс.) и Рассказово (49,6 тыс.) Остальные городские поселения относятся к малым. Среди них есть старые города, утратившие былое значение (Острогожск, Павловск, Рыльск, Данков, Чаплыгин и др.), и новые (Курчатов, Шебекино и др.).

2.4 Характеристика производственно-технического потенциала

Производственный потенциал предприятий тракторного машиностроения частично утерян из-за длительного простоя предприятий, а также из-за отсутствия средств на завершение крупных проектов 80-х годов, прежде всего, на Липецком тракторном заводе и ряде предприятий Воронежской области. «Воронежсельмаш» практически прекратил существование из-за потери платежеспособного спроса на свою продукцию.

Насущно необходимо оздоровление экологической обстановки в промышленных центрах с высокой концентрацией металлургии и химии. Наиболее остра эта проблема в Липецке на территориях, прилегающих к коксохимическим цехам Новолипецкого металлургического комбината.

Для экономического развития Центрально-Черноземного региона имеются следующие предпосылки:

·рентабельные металлургические производства и высокоэффективная железорудная база - месторождения Курской магнитной аномалии;

·потенциальная конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках предприятий авиастроения и радиоэлектроники (Воронежская область), химического машиностроения (Тамбовская область), тракторного машиностроения (Липецкая область), промышленности строительным материалов (Липецкая, Белгородская области);

·монопольное положение региона на транспортном направлении Центр - Северный Кавказ - Закавказье;

·благоприятные природно-климатические условия для высокой урожайности и низких издержек при выращивании и сборе зерновых, технических культур, овощей и картофеля.

В перспективе Центрально-черноземный район должен оставаться одним из главных сельскохозяйственных районов России и существенно увеличить производство продовольствия.

Перспективы развития района связаны в первую очередь с металлургическим комплексом, машиностроением и АПК.

В металлургическом комплексе основная перспективная задача - инвестирование части доходов этой отрасли в проекты развития и реструктуризации экономики района. Предстоит реализовать крупные программы модернизации внутри металлургической отрасли, обновить техническую базу горнорудных предприятий и увеличить объемы геологической разведки и подготовки новых участков; внедрить энергоэкономичные процессы, вывести из эксплуатации наиболее экологически опасные производства на Новолипецком металлургическом комбинате.

Долгосрочный прогноз развития производительных сил Центрально-Черноземного района должен в первую очередь основываться на перспективах освоения минеральных ресурсов КМА. Но дальнейшее освоение КМА необходимо осуществлять при минимальных затратах на добычу железных руд и максимальной сохранности плодородных черноземов. В связи с этим чрезвычайно актуальны меры по предотвращению загрязнения почв, водного и воздушного бассейнов промышленными отходами.

В машиностроении, химии и других обрабатывающих отраслях перспективно создание крупных финансово-промышленных групп с участием иностранного капитала.

В аграрном секторе экономики необходимо реализовать такие предпосылки, как:

·относительно низкий уровень издержек при высокой урожайности зерновых, технических культур, овощей;

·высокий уровень обеспеченности автодорожной сетью и отсутствие ограничений в пропускной способности на транспортных выходах из района;

·относительный избыток трудовых ресурсов на селе; плодородие почв;

Основная задача в аграрном секторе экономики - инвестирование в перерабатывающую промышленность. Интенсификация сельского хозяйства требует четкой специализации хозяйств и установления рациональных связей между ними. Одни из первых задач - повышение урожайности сахарной свеклы, рост производительности сахарных заводов и полное использование отходов этих предприятий для откорма скота.

Общероссийское значение будут иметь программы формирования сетей сбытовых предприятий и предприятий, оснащенных современным оборудованием и новейшими технологиями, способных конкурировать на российском рынке, прежде всего, на продовольственном рынке Москвы.

В перспективе АПК Центрального Черноземья должен стать наряду с черной металлургией основной отраслью специализации региона.

.5 Характеристика отраслевого потенциала

В промышленном комплексе Центрально-Черноземного района ведущее место занимает черная металлургия, являющаяся отраслью рыночной специализации. Товарная железная руда, чугун, сталь, готовый прокат широко вывозятся в другие регионы России, в страны ближнего зарубежья. К крупнейшим предприятиям металлургического комплекса относятся Лебединский, Михайловский, Стойленский ГОКи, объединение «КМАруда», Новолипецкий металлургический комбинат, завод «Свободный сокол», Оскольский электрометаллургический комбинат, Семилукский завод по производству огнеупоров и другие. Себестоимость производства железной руды в регионе ниже на 20%, чем в среднем по Российской Федерации, даже несмотря на большие затраты на рекультивацию земель и другие природоохранные мероприятия. Развитие отрасли в Центральном Черноземье идет по двум направлениям: расширение добычи и обогащение железных руд и увеличение выпуска и ассортимента металлургической продукции за счет реконструкции Новолипецкого металлургического комбината и введение новых мощностей на Оскольском электрометаллургическом комбинате.

Район является основным поставщиком электротехнической, автолистовой и трубной стали в России. Технический уровень производства и производительность труда в черной металлургии района выше, чем в среднем по России; по многим позициям продукция отрасли отвечает мировым стандартам.

Машиностроение: Машиностроение является также отраслью рыночной специализации Центрально-Черноземного района и характеризует я многоотраслевой структурой. В регионе получили развитие сложные трудоемкие отрасли: радиоэлектроника, авиация, приборостроение, так и металлоемкие отрасли: горнорудное машиностроение, производство экскаваторов, кузнечно-прессовых машин, металлорежущих станков, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, химическое и нефтехимическое машиностроение, производство металлических конструкций.

Похожие работы на - Оценка экономического потенциала региона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!