Место и роль международных корпораций в мировой экономике

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    69,66 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Место и роль международных корпораций в мировой экономике

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГОБУ ВПО «АмГУ»)

Экономический факультет

Кафедра «Финансы»

Специальность 38.03.01 - Экономика





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Мировая экономика и мировые отношения»

Тема: «Место и роль международных корпораций в мировой экономике»

Исполнитель студент группы 271-3б

А.В. Якунина

Руководитель

Ст. преподаватель Е.В. Данченко




Благовещенск 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Место и роль международных корпораций в мировой экономике

.1 Теоретические основы возникновения, сущность и формы международных корпораций

.2 Функции ТНК в мировой и национальной экономиках

.3 Рейтинг крупнейших международных (транснациональный) корпораций (ТНК) в мире на 2014 год по версии Forbes

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Современные международные корпорации играют значительную роль в мировой экономике. Размах их деятельности характеризуется огромными масштабами. Самые крупные международные корпорации распоряжаются средствами, превышающими размер национального дохода многих суверенных государств. Самой крупной транснациональной компанией в мире по рыночной капитализации признаны китайские корпорации «ICBC»(215,6 млрд $.). Следующий гигант - китайская PetroChina» (287,2 млрд $.) по своей капитализации опережает такие страны, как Таиланд, Финляндия и ОАЭ. Общая сумма зарубежных активов ТНК превысила в 2014 г. 80,8 трлн $.

К числу международных корпораций, по мнению экспертов ООН, долгое время относились фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн долл. США, и филиалы не менее чем в шести странах. В последние годы было сделано некоторое уточнение: о международном статусе фирмы теперь свидетельствует такой показатель, как величина процента ее продаж, реализуемых за пределами страны-резиденции. По этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма «Nestlé» (98% продаж).

Международную корпорацию, по методологии ООН, можно определить и по структуре ее активов. Самые большие заграничные активы имеет (кроме финансового сектора) тройка лидеров - «General Electric» (США) - представитель электронной промышленности с суммой зарубежных активов в 685 млрд $, «Vodafone» (Великобритания) - телекоммуникационная корпорация с 219 млрд $, зарубежных активов и «General Motors » (США) - производитель автомобилей с зарубежными активами в 195 млрд $.

Международные корпорации являются «двигателями мировой экономики».

1. МЕСТО И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОРПОРАЦИЙ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

корпорация национальный экономика конкурентный

1.1 Теоретические основы возникновения, сущность и формы международных корпораций

Мировой практике международная корпорация (international corporation) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала - предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

Различают две формы международных корпораций.

Транснациональные корпорации (transnational corporation) - это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру.

Под многонациональными корпорациями (multinational corporation) обычно понимают корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.

Результаты капиталовложений и менеджмента в стране происхождения 100%.

Рисунок 1 - Модель последовательной интернационализации производства

Транснациональные (ТНК) и многонациональные компании (МНК) можно рассматривать как формы существования международных корпораций, а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.

Международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.

Существует несколько вариантов определения международных корпораций. Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, рассматривает международную корпорацию как компанию:

• имеющую, хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

• оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр;

• в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

В мировой практике под международными корпорациями понимают лишь действительно крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства.

Как правило, к ним относятся лишь те многонациональные и транснациональные корпорации, у которых:

годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд долл. (у «General Моtоrs» в 1996 году он составил 168 млрд $.);

- от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции (у «Royal Dutch Shell <https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwig5c7M0v7KAhWDCpoKHYl_CpUQFggeMAA&url=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2FRoyal_Dutch_Shell&usg=AFQjCNEPj1KyfU3gr0anDtGgsxOHYpihCA>», занявшей в 1997 году второе место в мире по этому показателю, 65% оборота приходилось на зарубежные филиалы);

доля зарубежных активов не менее 25%;

филиалы имеются не менее, чем в шести странах.

Таким образом, главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного инвестирования. В силу этого мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом (расширение рынков сбыта, получение доступа к дешевым ресурсам, приобретение собственности) можно объяснить процесс возникновения международных корпораций.

Вместе с тем при этом следует учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской деятельности.

В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.

Начиная с 80-х годов весьма популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. При этом потенциал конкурентоспособности рассматривается как комплекс факторов упреждающего характера по повышению качественных характеристик производимых товаров и услуг, развитию инновационного, производственного и сбытового потенциала. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями.

Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из:

развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;

налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;

обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;

гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.

В соответствии с теорией финансового менеджмента наличие зарубежного производства способствует:

экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции;

экономии за счет эффекта масштаба;

увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений;

диверсификации производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ.

Практически во всех вышеозначенных теоретических обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности международных корпораций особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.

Трансфертные цены - это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклонятся как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.

Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле МК могут быть:

поддержание монополистической позиции на рынке;

завоевание новых рынков сбыта;

уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;

использование различий в темпах инфляции;

воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;

сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.

Международные корпорации, возникнув в конце XIX века, прошли достаточно долгий путь эволюционного развития, в процессе которого изменялись приоритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпоративная структура и стратегия.этап (конец XIX - начало XX века) возникновения международных корпораций связан с транснациональной деятельностью промышленных монополий метрополии, которые вовлекли в орбиту своих экономических интересов сырьевую базу колоний, дополнили отношения политической зависимости колоний их экономической зависимостью, объединили своими связями многие страны и привели в конечном счете к созданию мирового капиталистического хозяйства.этап (период между двумя мировыми войнами) характеризовался тем, что подготовка ко второй мировой войне, рост государственных расходов на военные цели предопределили развитие международных корпораций в форме военнопромышленных транснациональных компаний, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию. Они сохранили свою мощь и в настоящее время.

На III этапе (50-е годы) интенсивно развиваются международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности. Интеграция производства до 60-х годов шла по горизонтали и по вертикали, был создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров. Завоевание рынка, производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах и перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональных и многонациональных компаний.

На IV этапе (60-е - 70-е годы XX века) международные корпорации, используя достижения НТР, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником их прибыли. В этот период зарубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единым стандартам и принципам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их национальных экономик. С этой целью многие международные компании отказываются от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, становятся проводниками достижений НТП в периферийные страны, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.

На этом этапе международные корпорации приобретают и другие качественно новые черты: происходит отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал все теснее переплетается с финансовым и торговым, наукой; активизируются процессы унификации и стандартизации производства, НИОКР. На этой базе они превращаются в комплекс международного производства, науки, капитала, товаропроводящей сети, новых форм маркетинга и менеджмента.

На современном, V этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в настоящее время) появляется новая форма международных корпораций - глобальные, качественные отличия которых от ранее рассмотренных проявляются в следующем:

во-первых, они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции, которой подчинены производство, НИОКР, корпоративное управление, производство новых видов товаров и услуг, глобальный маркетинг и послепродажное обслуживание, постоянная связь с потребителями (реальными и потенциальными);

во-вторых, они используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности). 380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих руках 40% глобальногопотенциала и 80% технологических нововведений;

в-третьих, они создали систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран мира.

К числу глобальных корпораций в настоящее время можно отнести лишь 20-30 крупнейших компаний мира. Наиболее яркими их примерами могут служить американские «Coca-Cоlа», разместившая свое производство в 190 странах, «abm», имеющая филиалы в 124 странах, «ExxonMobil» - в 100 странах.

Современный этап развития международных корпораций характеризуется не только появлением глобальных корпораций, но и качественным изменением организации деятельности:

в условиях НТП и жесткой конкуренции главной целью их деятельности является получение не максимальной прибыли (этот показатель занимает сейчас 5-6 место), а обеспечение финансовой устойчивости и «максимизация рынка»;

создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии компании; при этом, не довольствуясь созданием производства законченного цикла в одной стране, международные корпорации стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно;

расширение масштабов международного разделения труда в рамках международных корпораций базируется на горизонтальной и вертикальной интеграции производственной, исследовательской, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по разным частям мира подразделений компании;

международное производство, создаваемое ими, - не только материальное, но и нематериальное;

в последнее десятилетие интенсивно растут ПИИ международных компаний в сферу услуг, в том числе в информационные, рекламные, консалтинговые и т.п. виды услуг, развитие науки;

стратегия международных корпораций в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства (по некоторым оценкам, доля обрабатывающей промышленности в 2025 году не превысит 10% мирового ВНП, но за счет роста производительности и эффективности мировые потребности в ее продукции будут удовлетворены полностью);

интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли между подразделениями международной компании (она составляет сейчас примерно 1/3 всей мировой торговли);

вывоз капитала международными корпорациями нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах: качество изделий и услуг компании независимо от места производства и должно соответствовать мировым стандартам);

разработка, передача и использование технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно (в целях снижения риска в конкурентной борьбе) создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями (как партнерами, так и конкурентами);

диверсификация деятельности международных корпораций по формам (их насчитывается 15). Наиболее эффективными считаются гибридные или комплексные формы внешнеэкономической деятельности: движение товаров, капиталов, технологий, знаний. Все большее распространение в мировой практике получает «лифрэксдинг» (lifrexding) - комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и ПИИ. В сфере нематериального производства ярко обозначена тенденция и специализация на определенном виде ВЭД (в финансах, сбыте, менеджменте, страховании);

«сплетение» международных корпораций, принадлежащих к разным национальным и международным центрам и усиление их взаимодействия в виде стратегических систем, семей, альянсов, слияний и поглощений;

стремление приспособиться к трехполюсной модели мира определяет открытие международными корпорациями хотя бы по одному крупному предприятию-координатору деятельности зарубежных филиалов и фирм в каждом из центров триады США - Западной Европе - Японии.

Итак, современные международные корпорации представляют собой гигантские промышленно-финансовые объединения, интернациональные по сфере своей деятельности, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, активно участвующие в процессах мировой торговли, инвестирования капитала, обмена технологиями, производственного и научно-технического сотрудничества, миграции рабочей силы, усиливающие процесс интернационализации мира, активно использующие объективные тенденции МРТ и способствующие установлению новых схем во всемирном разделении труда.

1.2 Функции ТНК в мировой и национальной экономиках

Современные транснациональные корпорации выполняют в мировой экономике важные функции, набор которых постоянно расширяется. Все их многообразие укладывается в определение «стимулирующие».

ТНК стимулируют НТП, поскольку в их рамках проводится большая часть научно-исследовательских работ, появляются новые технологические разработки.

ТНК стимулируют тенденцию глобализации мировой экономики, способствуя углублению МРТ и вовлекая принимающие страны в международные экономические отношения.

ТНК стимулируют развитие мирового производства. Являясь крупнейшими мировыми инвесторами, они постоянно наращивают производственные мощности, создают новые виды продукции и рабочие места в принимающих странах, стимулируя в них развитие производства, а значит, мировой экономики в целом.

ТНК стимулирует конкурентную борьбу на мировом рынке. Этому не противоречит и тот факт, что они обладают наиболее высокой конкурентоспособностью.

Конкурентные преимущества ТНК:

Владение и доступ к природным ресурсам, капиталу и результатам НИОКР по всему миру.

Горизонтальная диверсификация в разные отрасли или вертикальная интеграция по технологическому принципу в рамках одной отрасли, обеспечивающие в том и другом случаях экономическую стабильность и финансовую устойчивость ТНК.

Возможность выбора места размещения филиалов в разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темпов экономического роста, цен, доступности экономических ресурсов, а также политической стабильности.

Низкая стоимость финансовых ресурсов, благодаря более широким возможностям их привлечения.

Экономия на масштабах предприятия

Доступ к квалифицированным кадрам и богатые возможности по их селекции

Отрицательные проявления деятельности ТНК

Существенную или возможную монополизацию локальных рынков.

Возможность для ТНК диктовать свои условия не только своим конкурентам, но и целым национальным экономикам, что несет угрозу их национальной безопасности.

Нарастание тенденции к сокращению занятости на предприятиях ТНК. Данная тенденция особенно ярко проявляется в филиалах развитых стран, и происходит это под влиянием глобализации рынка трудовых ресурсов.

1.3 Рейтинг крупнейших международных (транснациональный) корпораций (ТНК) в мире на 2014 год по версии Forbes

Оценка ТНК

Индекс транснационализации (TNI)

=1/3(Ai/A+Ri/R+Si/S)*100%

где Ai - зарубежные активы, А - общие активы, Ri - объем продаж зарубежных филиалов, R - общий объем продаж,Si - зарубежный штат, S - общий штат сотрудников.

Индекс географического распределения (GSI)


где Af - число зарубежных филиалов, H - число принимающих стран, А - общее число филиалов.

По данным Forbes рейтинга транснациональных корпораций (ТНК) Китай в 2015 году твердо занимает три лидирующие позиции, по сравнению с 2009 годом в котором США закрепила это место за собой (табл.1).

Таблица 1. Рейтинг крупнейших международных (транснациональный) корпораций (ТНК) в мире на 2015 год по версии Forbes

Ранг

Компания

Страна

Оборот (billion $)

Прибыль (billion $)

Активы (billion $)

Рыночная стоимость (милион $)

1

ICBC

China

166,7

44,8

3322

278,3

2

China Construction Bank

China

37

2,698.9

212,9

3

Agricultural Bank of China

China

129,2

29,1

2,574.8

189,9

4

Bank of China

China

120,3

27,5

2,458.3

199,1

5

Berkshire Hathaway

United States

194,7

19,9

534,6

354,8

6

JPMorgan Chase

United States

97,8

21,2

2,593.6

225,5

7

Exxon Mobil

United States

376,2

32,5

349,5

357,1

8

Petro China

China

333,4

1704

387,7

334,6

9

General Electric

United States

148,5

15,2

648,3

253,5

10

Wells Fargo

United States

90,4

23,1

1 ,701.4

278,3


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ТНК во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологии (знаний). Они также определяют пропорции экономики страны базирования головной компании и экономики принимающих стран.

ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающем всё более широкое распространение процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран.

На долю ТНК приходится: 40% мирового товарооборота услугами, 90% продаж патентов, лицензий, ноу-хау.

Сто наиболее крупных ТНК имеют 40-50 процентов всех зарубежных активов. Если сравнить активы 100 компаний с общей суммой во всем мире, которые можно оценить в $ 20 трлн., то получится, что эти 100 компаний имеют приблизительно 16% мировых производительных активов всего мира, а 300 наиболее крупных компаний контролируют, вероятно, 25 % всех активов.

Сегодня ТНК - реальный показатель того, что уровень концентрации капитала и производства перерос национальные границы, что она стала занимать прочные позиции не только в национальной, но и мировой экономике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Киреев А. Международная экономика. - М.: Международные отношения, 2012. С. 303-307.

. Ломакин, В.К. Мировая экономика: учеб. /В.К. Ломакин, - 4-е изд., перераб.и доп. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 672 с. (ЭБС - «Университетская библиотека online»)

. Мировая экономика: учеб.: рек. УМО / под ред. Б. М. Смитиенко. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2014. - 582 с.

. Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике. - М.: ФА, 2012.

Похожие работы на - Место и роль международных корпораций в мировой экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!