Международные документы, регламентирующие работу на морских судах
Реферат
Международные документы, регламентирующие работу на морских судах
1. Международные документы, регламентирующие работу на морских судах
Человеческая жизнь в материальном плане цены не имеет, недаром говорят, что она бесценна. А работа моряка во все времена была связана с риском для жизни. Поэтому на протяжении всего ХХ века, начиная с 1914 года, и до настоящего времени во всем мире идет непрерывная работа по повышению безопасности работы человека на море. Она, в первую очередь, связана с безопасностью мореплавания. В целях повышения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море создана Международная морская организация (ИМО). Это солидная и авторитетная организация, имеющая более 20 комитетов и подкомитетов, которые занимаются разработкой нормативных документов, призванных регулировать всю деятельность морских судов во всем мире. Ассамблеями ИМО в виде резолюций принимаются основные руководящие документы, определяющие требования к эксплуатации флота, в том числе и к проблемам охраны человеческой жизни на море. В настоящее время руководящими и определяющими документами международного характера в этой части являются: СОЛАС-74; ПДНВ-78; МКУБ-93; МАРПОЛ-73/78.
. Международная конвенция СОЛАС-74 (SOLAS-74 - Safety of life at sea) с корректурами
Это основной документ, определяющий принципы охраны человеческой жизни на море и давший название самой системы. Конвенция принята 1 ноября 1974 года в своём первоначальном виде. Международная морская организация ведёт постоянную работу по совершенствованию документа, поправки к нему публикуются в Бюллетенях информации ИМО. Текстом документа определено, что в полном объёме требования к судам, их конструкции, оборудованию и снабжению относятся к судам постройки позднее 1 июля 1986 года. Требования эксплуатационного характера распространяются на все суда, независимо от даты постройки.
Структурное содержание Конвенции не является установившейся величиной, документ постоянно пополняется новыми разработками и требованиями, определяющие разработки включаются в состав основного документа в качестве дополнительных глав.
Рассмотрим Международную конвенцию СОЛАС-74 по главам:
Глава I определяет область применения документов. Конвенция применяется ко всем судам, за исключением:
военные корабли и транспорт;
- грузовые суда валовой вместимостью менее 500 р. т;
- суда, не оборудованные механическими средствами движения;
- деревянные суда примитивной конструкции;
- прогулочные яхты;
- рыболовные суда.
- Также в главе устанавливается порядок освидетельствования и контроля по соответствию конструкции, спасательных средств, радиоустановок, механизмов, оборудования и снабжения судов, сроков действия свидетельств о безопасности судна (12 месяцев для пассажирских судов, до 5 лет для грузовых).
- Глава II определяет основные конструктивные требования к конструкции судна в части обеспечения остойчивости и непотопляемости, требования к механизмам, электрическим установкам на судах и требования к машинным отделениям с безвахтенным обслуживанием. Вторая часть главы устанавливает требования к противопожарной защите, системам тушения, обнаружению пожаров, сигнализации, определению путей эвакуации, снабжению пожарных и требования к готовности средств борьбы за живучесть экипажа.
- Глава III содержит требования по организации и техническому обеспечению спасательных операций, то есть критерии обеспечения и требования к спасательному оборудованию, наличие и содержание документации, регламентирующей оставление судна. Глава прошла полную переработку в 1983 году, в ней учтено появление новых прогрессивных спасательных средств, в частности, гидротермокостюмов и сбрасываемых шлюпок; разработаны новые принципы подходов к проведению спасательных операций. Согласно резолюции ИМО 47(66) от 04.07.1996 г. основным документом, определяющим требования к спасательным средствам, стал Кодекс ЛСА. Документ вступил в силу с 01.07.1998 г. и включён в качестве раздела 4 в состав главы III COJIAC-74.
- Глава IV определяет порядок радиослужбы на судах, наличие радиооборудования, организацию вахт, эксплуатационные требования, обслуживание и ремонт радиоаппаратуры. В соответствии с Дополнениями 1988 года к МК СОЛАС-74 оборудование для ГМССБ (глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания) внедрено на судах к 1999 г. Требования ГМССБ распространяются на все пассажирские и грузовые суда валовой вместимостью более 300 р. т, совершающие международные рейсы, а также на каботажные и рыбопромысловые суда по решению Администрации страны регистрации.
- Глава V посвящена вопросам безопасности мореплавания и регламентирует наличие навигационного оборудования, минимального состава экипажа, организацию метеослужбы, ледовой разведки и сообщений об опасностях.
- Главы VI, VII определяют вопросы, связанные с перевозкой обычных и опасных грузов на судах.
- Глава VIII посвящена ядерным судам. В ней изложены правила эксплуатации пассажирских и грузовых судов с ядерной энергетической установкой. Особое внимание уделяется освидетельствованию и форме свидетельства о безопасности ядерных судов.
- Глава IX включена в состав основного документа с 04.11.1993 г. в виде Международного кодекса управления безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения моря (МКУБ-93). Данный документ принят резолюцией ИМО А.741(18).
- Глава X определяет меры безопасности для высокоскоростных судов с введением в 2000 году Международного кодекса безопасности высокоскоростных судов (резолюция MSC 97(73)).
- Глава XI посвящена специальным мерам по повышению безопасности на море. К ним относятся:
- требования по расширенному освидетельствованию навалочных судов;
- контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований (Процедуры контроля судов государством порта приняты 23.11.1995 г. - резолюция ИМО А.787 (19));
- введение опознавательных номеров судов ИМО (пассажирские суда ВВ более 100 р. т и грузовые суда ВВ более 300 р. т).
- Каждое судно должно иметь опознавательный номер, который соответствует системе опознавательных номеров судов ИМО. Номер включается в свидетельства согласно требованиям Главы I СОЛАС-74 (резолюция А.600(15)).
- Глава XII определяет дополнительные меры безопасности для навалочных судов. 12 декабря 2002 г. принят Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС - Security Code), который вступил в силу 1 июля 2004 г. в соответствии с требованиями новой главы XI-2 Конвенции СОЛАС-74.
- 3. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты ПДНВ-78 (STCW-78 - Standards of training, certification and watch keeping for seafarers)
- Вторым из основных международных документов, определяющих безопасность человеческой жизни на море, подготовку судовых специалистов к работе в нормальных эксплуатационных и экстремальных ситуациях, является ПДНВ-78.
- Документ определяет требования к компетентности, уровень и объём знаний, умений и навыков, необходимых для занятия определённых должностей на судах, порядок получения документов, подтверждающих должную подготовку специалистов.
- Впервые принятая в 1978 году, МК ПДНВ-78 прошла переработку на Лондонской конференции 1995 года при участии представителей 71 страны и в современной редакции вступила в силу с 1 августа 1996 года.
- МК ПДНВ-78 состоит из следующих основных документов.
- Документ 1. Переработано и вступило в силу Приложение, определяющее минимальные требования к судовым специалистам, их специальной подготовке и возможности действовать в экстремальных ситуациях; определены требования к несению вахты (годность персонала, организация и принципы).
- Документ 2. Кодекс по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты.
- Часть А Кодекса содержит требования к компетентности, демонстрируемой при получении соответствующих дипломов и занятия должностей на судне. Требования к компетентности сгруппированы по семи основным функциям:
- судовождение;
- обработка и размещение груза;
- управление операциями судна и забота о людях на судне;
- судовые механические установки;
- электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления;
- техническое обслуживание и ремонт;
- радиосвязь.
Требования в каждой функции рассматриваются по трём уровням ответственности:
- Уровень управления;
Б) Уровень эксплуатации;
- Вспомогательный уровень.
Требования к компетентности конкретного специалиста в данном разделе представлены в виде спецификаций минимальных требований к компетентности, которые включают в себя рассматриваемую тему, перечень вопросов, по которым специалист обязан продемонстрировать определённый уровень знаний и навыков, а также методы демонстрации и критерии оценки уровня компетентности. В этой главе определены и требования к системе обучения, организации тренировок, уровню подготовки инструкторов и преподавателей, организации системы качества, определяющей подготовку судовых специалистов и выдаче соответствующих подготовке дипломов.
Глава VI части А определяет требования к компетентности моряков в отношении функций, связанных с аварийными ситуациями, охраной труда, медицинским уходом и выживанием, то есть те знания моряков по вопросам обеспечения личной и коллективной безопасности и предотвращения загрязнения окружающей среды в ходе эксплуатации судна, которыми они должны обладать до назначения им компетентных обязанностей на судне и независимо от компетентности по своей профессии. Объём указанной в данной главе подготовки зависит от функциональных обязанностей конкретного лица на судне и включает в себя начальную и расширенную подготовку.
Начальная подготовка - минимальный уровень знаний, умений и навыков, которые должен получить каждый моряк, независимо от занимаемой должности на судне. Начальная подготовка включает в себя необходимый уровень знаний для каждого моряка по обеспечению охраны жизни человека в специфических условиях деятельности на море, как в нормальных эксплуатационных условиях, так и в экстремальных ситуациях и включает в себя:
- способы личного выживания (таблицы A-VI/I-1);
- противопожарную безопасности и борьбу с пожаром (таблицы A-VI/I-2);
- оказание элементарной первой медицинской помощи (таблицы A-VM-3);
- личную безопасность и общественные обязанности (таблицы A-WI-4).
- Требования к каждой теме составлены в виде спецификаций, которые определяют предмет компетенции, рассматриваемые вопросы, методы демонстрации и критерии оценки знаний моряков по рассматриваемому разделу; устанавливают знания и навыки, которыми должен обладать моряк для принятия грамотных и эффективных мер, обеспечивающих выживание людей при гибели судна, помощь пострадавшим до подхода медицинских специалистов, борьбу с водой и пожарами. Требования раздела обусловливают и те навыки и знания лиц плавсостава, которые обеспечивают нормальную эксплуатацию судна и выполнения нормативных требований в вопросах предотвращения загрязнения моря, охраны труда, общей организации судна и взаимоотношений между людьми.
- Кроме того, глава VI определяет и требования к определённым лицам на судне для решения специальных задач, обеспечивающих эффективные действия по охране человеческой жизни на море (расширенная подготовка):
- подготовка по борьбе с пожаром по расширенной программе - этот вид подготовки должны получить моряки, обеспечивающие руководство борьбой с пожарами на всех уровнях;
- оказание первой медицинской помощи и медицинский уход - программа предназначена для лиц судового экипажа, назначенных для выполнения этих функций при отсутствии на борту судового врача. ПДНВ-78 не оговаривает, кто конкретно должен выполнять эти функции, однако по сложившейся практике на судах флотов Российской Федерации эти обязанности возлагаются на старших помощников капитана, на иностранных судах - на вторых помощников капитана;
- специалисты по спасательным шлюпкам и плотам, дежурным шлюпкам и скоростным дежурным шлюпкам - этот вид подготовки предназначен для лиц, осуществляющих руководство спасательным средством на стадиях спуска и командования в аварийных ситуациях. Подготовка специалистов по скоростным дежурным шлюпкам осуществляется при наличии последних на борту и должна быть достаточна для выполнения спуска и командования скоростной шлюпкой в аварийных ситуациях.
- 4. Международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения моря МКУБ-93 (International Safety Management Code)
- В 1993 году на 18 сессии Ассамблеи ИМО резолюцией А.741(18) принят Международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения моря (МКУБ-93).
- Положениям МКУБ придан обязательный характер путём включения его в текст Конвенции СОЛАС-74 в качестве главы IX. Приказом Минтранса РФ от 26 июля 1994 года № 63 Кодекс введён в действие в России.
- Основной задачей Кодекса является обеспечение безопасности на море, предотвращение несчастных случаев или гибели людей, нанесения вреда окружающей среде, а отсюда - повышение уровня требований стандартов безопасности и защиты окружающей среды. Документ носит в целом организационный характер и определяет функциональные требования к системе управления безопасностью, внедряемой в компаниях и на судах.
- МКУБ-93 состоит из 13 разделов, которые определяют общие цели и задачи, стоящие перед компаниями, и предусматривает внедрение Системы управления безопасности (СУБ) мореплавания и предотвращения загрязнения моря, обеспечивающей безопасную эксплуатацию судов в первую очередь на уровне судовладельца, с последующим внедрением Системы на судах компании.
- В общем случае компания должна доказать два основных принципа:
- 1.Компания правильно понимает и поддерживает политику в области безопасности и защиты окружающей среды.
- 2.Компания способна практически выполнить требования Кодекса. На основе введения этих принципов компания получает Документ о соответствии. конвенция моряк загрязнение судно
- Следующим этапом внедрения СУБ является сертификация судов с выдачей на судно Свидетельства об управлении безопасностью, документ должен постоянно находиться на судне и предъявляться по требованию уполномоченных лиц.
- Требования Кодекса определяют:
- разработку компанией Системы управления безопасности;
- политику в области достижения целей МКУБ-93;
- ответственность и полномочия капитана, его квалификацию;
- комплектование судна персоналом, соответствующим международным и национальным требованиям;
- разработку процедур подготовки планов и инструкций относительно проведения ключевых операций на судне:
- а)процедуры по выявлению, описанию и действиям в потенциально аварийных ситуациях;
- б)передача сообщений обо всех случаях отклонения от требований СУБ и аварийных случаях;
- в)процедуры обеспечения ремонта и всех видов технического обслуживания.
- Компания обязана обеспечить доступность всех необходимых документов, своевременную их корректуру, проводить необходимые проверки, обзор и оценку соответствия принятой системы требованиям СУБ; компания обязана обеспечить возможность проведения необходимых проверок Системы уполномоченными лицами.
- МКУБ-93 в соответствии с МК СОЛАС-74 должен реализовываться государством флага на основании его законодательств, разработанных с учётом требований международных и национальных нормативных документов. Сроки внедрения СУБ на флотах РФ, в том числе на судах рыбопромыслового флота, закончены 1 июля 2002 года.
- Согласно разработкам Минтранса РФ методика внедрения Системы управления безопасности достаточно объёмна и насчитывает около 450 процедур, однако следует учитывать, что полная методика предполагает внедрение Системы без учёта уже имеющихся в компаниях разработок.
- На российских судах требования, предъявляемые Кодексом, практически все уже реализованы на государственном уровне в национальных нормативных документах, и в задачу компаний по внедрению СУБ в основном входит описание структур системы, политики и используемых методов управления безопасностью, то есть основной задачей внедрения является объединение всех требований и положений в единую систему, обеспечивающую безопасность судна и людей в обычных условиях эксплуатации и в экстремальной ситуации.
- При разработке и внедрении конкретных процедур СУБ учитываются требования международных документов по предотвращению загрязнения моря, Кодекса международной организации труда и других документов. Кроме того, для рыболовных судов должны быть учтены требования Торремолиносской Международной Конвенции по безопасности рыболовных судов 1977 года с поправками 1993 года.
- Основой для разработки СУБ российскими компаниями являются национальные документы:
- Правила Регистра РФ;
- Положения, нормы и правила технической эксплуатации судов;
- Уставы службы на флотах;
Наставления и положения, разработанные головными руководящими органами министерств и комитетов.
На основе этих документов вырабатывается организационная структура компаний и судов, нормируются экипажи, определяется ответственность должностных лиц, определяются процедуры для обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды.
Внедрение СУБ на флотах РФ производится в два этапа. На первом этапе компания обязана доказать два основных принципа:
) политика компании соответствует целям и задачам обеспечения охраны человеческой жизни на море;
) компания в состоянии обеспечить практическое внедрение СУБ.
Литература
Ермолаев Г. Г. и др. Морское судовождение. М., "Транспорт", 2010. 368 с.
Ермолаев Г. Г. Прокладка радиопеленгов на морской карте. "Морской транспорт", 2012. 88 с.
Ермолаев Г. Г. Судовождение в морях с приливами. М., "Транспорт", 2009. 176 с.
Земляновский Д. К. и др. Основы морского судовождения. М., "Транспорт", 2007. 360 с.
Лесков М. М. Определение места и поправки компаса по двум предметам. М., "Морской транспорт", 2006. 67 с.
Мацюто А. Ф. Основы морского судовождения. М., "Речной транспорт", 2008. 174 с.
Ольшамовский С. Б. Судовождение и правила плавания на внутренних судоходных путях. М., "Транспорт", 2001. 336 с.
Рабинович М. М., Рульков Д. И. Навигация и метеорология. М., "Транспорт", 2006. 170 с.
Рульков Д. И., Саратов В . Ф. Навигационное оборудование судов внутреннего плавания. М., "Речной транспорт", 2009. 125 с.
Ющенко А. П. , Лесков М. М. Навигация. М., "Транспорт", 2005 412 с , 1972, 360 с.
Справочник штурмана. Под общей редакцией В. Д. Шандыбалова. М. Военное издательство МО СССР, 1968. 544 с.