Премии по качеству Правительства РФ
Содержание
Общая информация
Премии правительства Российской Федерации
Некоторые национальные награды за качество
Вывод
Список используемой литературы
Общая информация
В рыночных условиях никакие
инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить
конкурентоспособность своей продукции, которая включает в себя цену и качество,
отвечающие запросам потребителей, соответствие требованиям по безопасности и
охране окружающей среды, сроки поставок и сроки гарантий, организацию
технического обслуживания, авторитет изготовителя, стоимость эксплуатации и
другие слагаемые. Основой конкурентоспособности является качество продукции.
Качество
-
это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей
способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Американский ученый Деминг
первым из своих 14-ти ключевых принципов управления считал постоянство цели -
непрерывное улучшение продукции для достижения её конкурентоспособности. Он
говорил, что улучшение качества изделий вызывает положительную цепную реакцию:
уменьшаются потери на брак, а значит, снижаются производственные затраты, и
растёт производительность труда (объём выпускаемой годной продукции), а
благодаря лучшему качеству и низкой цене увеличивается доля продукции предприятия
на рынках сбыта и, как следствие, - упрочивается позиция предприятия.
Большинство развитых государств
мира и практически все страны Европы учредили у себя национальные премии в
области качества. В Европе большинство государств, в том числе и Россия,
построили свои национальные премии, взяв за основу критерии Европейской премии
за качество. Одной из причин такой преемственности явилось то, что во многих
странах участие в национальном конкурсе рассматривают еще и как этап подготовки
предприятия к соревнованию в рамках всей Европы.
Премии по качеству присуждаются
ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных
результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности.
Они призваны, в первую очередь, стимулировать стремление к лидерству,
основанному на внедрении принципов TQM (Total
quality management).
Кроме того, они представляют возможность проведения самооценки для определения
целей по совершенствованию деятельности предприятия.
Премии
Правительства Российской Федерации
Премии
Правительства РФ в области качества учреждены
постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 года № 423 (в ред.
постановлений Правительства РФ). Премия представляет собой диплом Правительства
Российской Федерации и приз установленного образца. Диплом подписывается
Председателем Правительства Российской Федерации и удостоверяется печатью
Правительства Российской Федерации с изображением Государственного герба
Российской Федерации.
Сообщение о проведении конкурса
публикуется в средствах массовой информации в декабре года, предшествующего
году проведения очередного конкурса, а так же на официальном сайте
Всероссийского научно-исследовательского института сертификации
#"877937.files/image002.jpg">
По результатам экспертизы
материалов, представленных организациями на конкурс, и обследования организаций
на местах Совет вносит в Правительство Российской Федерации предложения по
присуждению премий, а также определяет организации, которые награждаются
дипломом Совета.
Постановление Правительства
Российской Федерации о присуждении премий принимается, как правило, ко
Всемирному дню качества (второй четверг ноября) и публикуется в средствах
массовой информации. Премии вручаются организациям-лауреатам в торжественной
обстановке Председателем Правительства Российской Федерации или по его
поручению одним из заместителей Председателя Правительства Российской
Федерации.
Финансирование подготовки и
проведения конкурса, включая изготовление дипломов и призов, а также церемонию
награждения, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых
Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации и метрологии.
За семь лет проведения конкурса
было получено более 800 заявок на участие в конкурсе из 67 субъектов Российской
Федерации. По итогам конкурсов 1997-2003 годов премии присуждены 65
организациям, в числе которых были:
Информация о лауреатах премии
Правительства Российской Федерации в области качества ежегодно публикуется в
центральных, региональных средствах массовой информации, журналах «Стандарты и
качество», «Сертификация», «EuropeanQuality» и других.
Некоторые
национальные награды за качество
Барбадосская
национальная награда за качество Великобритании для промышленностиNationa
lQuality Award to Industry основана в 1976 г. за управление качеством, а в 1990
г. за качество продукции. Награда учреждена в 1970-х годах для того, чтобы
показать промышленному сектору важность качества и признать компании, достигшие
выдающихся успехов в области качества. Награда является государственной; она
была сформулирована и предложена Барбадосским национальным институтом
стандартов. Критерии оценки: проверочная анкета, разработанная Барбадосским
национальным институтом стандартов, используется для получения информации о
состоянии качества на предприятии. Эта анкета содержит 35 характерных вопросов,
основанных на компонентных критериях, подобных аналогичным критериям, указанным
в стандарте Великобритании BS 5750.
Ее элементы:
система управления качеством;
методы процедур моделирования;
эффективность операций;
надежность товаров и услуг;
уважение персонала;
иерархическая система в
структуре качества;
документация.
Бразильская
национальная награда за качествоNational Quality
Award основана в 1992 г. Награда была создана для признания компаний, достигших
значительных успехов в применении концепций Всеобщего Управления Качеством.
Критерии оценки аналогичны
критериям награды М. Бэлдриджа, однако имеют дополнительные требования,
характерные для Бразилии.
Колумбийская
национальная награда за качествоde Colombia -
Premio Nacional de la Calidad была основана в 1976 г. Награда изначально была
создана для признания компаний, разрабатывающих программы по качеству. Затем
была реструктурирована в 1991 г., чтобы также служить средством оценки. Кроме
этого, награда помогает распространить концепции Всеобщего Управления Качеством
и внедрить эти процессы в производственный сектор Колумбии.
Критерии оценки: основные
критерии награды заимствованы из первой части ISO 9004 ("Управление
качеством и элементы системы качества") и из второй части ISO 9004
("Основные указания по услугам"):
удовлетворение запросов клиента
(180 очков);
людские ресурсы (150 очков);
улучшение качества и страховка
(140 очков);
лидерство (100 очков);
увеличение доходов (100 очков);
стратегия качества (60 очков);
отношение с поставщиками (60
очков);
физическая обстановка и условия
(60 очков);
воздействия (60 очков).
Награда "Знак
Q" ГонконгаKong Q-markAward была основана в
1991 г. Гонконгским Советом по "Знаку Q", который управляет процессом
награждения, используя схему "Знака Q" Гонконга, в соответствии с
которой продукция и Система Качества предприятия должны удовлетворять строгим
требованиям Совета при тестировании и оценке.
"Знак Q" означает
знак качества (Quality). В основе награды - национальная награда за качество М.
Бэлдриджа. "Знаком Q" награждаются предприятия, которые достигли
выдающихся результатов по применению TQM или длительное время пропагандируют
процесс управления качеством.
Критерии оценки:
стратегическое планирование
качества (200 очков);
гарантия качества продуктов и
услуг (200 очков);
удовлетворение потребителей
(350 очков);
информация и анализ (150
очков);
результаты качества (100
очков).
Национальная
награда за качество Раджива ГандиGandi National
Quality Award была учреждена Бюро стандартов Индии в 1991 г. для признания
индийских компаний, отличающихся достижениями в качестве и в управлении
качеством. Целью награды является осознание требований к превосходству в
качестве и распространение информации об успешных стратегиях качества и
выгодах, получаемых от применения этих стратегий. Имеются отдельные награды для
малых и больших производственных предприятий, включающие следующие отрасли:
металлургическую, электрическую и электронную, химическую, пищевую и
фармакологическую, текстильную и инженерную.
Критерии оценки претендующей на
награду организации рассматриваются по следующим критериям при максимальном
количестве баллов - 1000:
управление ответственностью за
качество (100);
система Качества (80);
качество маркетинга (80);
план развития и приложение
(30);
качество поставок (50);
управление производством,
возможности процесса и применение статистических методов (80);
проверка продукции (50);
управление измерениями и
тестирующее оборудование (60);
проверка и статус теста (60);
контроль несоответствующих
продуктов и корректирующие действия (50);
обслуживание и послепродажные
функции (30);
послепродажное обслуживание -
система обратной связи с потребителями (50);
соответствие документации и
эксплуатация (50);
обучение персонала и мотивация
(80);
контроль стоимости качества
(80);
внутренний аудит Системы
Качества (50).
Малазийские награды
за превосходство в промышленностиIndustrial
Exellence Awards были интегрированы в Награды за превосходство в промышленности
в 1990 г. Награды вручаются Правительством частным компаниям как признание их
роли в достижении превосходства в соответствующих областях. Они поделены на
четыре категории: превосходство продукции, превосходство экспорта, работа
гостиниц и награды за управление качеством. Награды отслеживает MITI (Ministry
of International Trade and Industry- Министерство внешней торговли и
промышленности), а управление осуществляют различные отделы.
Премия по качеству
Великобритании
Совместима с европейской
моделью Всеобщего Управления Качеством. Учреждена в 1994 г. Присуждается
ежегодно торговым организациям Великобритании в стране и за рубежом. Вручается
премьер-министром в Лондоне.
Высшая премия
Ирландской ассоциации по качеству
Основана на моделях премий М.
Бэлдриджа и Э. Деминга, Датской и Шведской национальных премий и Европейской
премии по качеству. Учреждена в 1982 г. Присуждается ежегодно одному из десяти
лауреатов региональных премий (восьми промышленных предприятий и двух
предприятий сферы услуг). Вручается Президентом на специальной церемонии в
Дублине.
Вывод
Таким образом, можно отметить,
что практически каждая страна учреждает свои премии за достижения в области
качества. На сегодняшний день в мире существует большое количество различных
премий. Указанные выше примеры являются только их малой частью. Все премии по
качеству учреждаются с целью систематизировать и структурировать менеджмент
компаний на основе философии качества, чтобы в результате повысить
конкурентоспособность и производительность бизнеса как внутри страны, так и на
мировом рынке.
премия
правительство национальный награда
Список используемой
литературы
1) http://www.vniis.ru
) http://quality.eup.ru