Особенности управления качеством продукции на предприятии (на примере ОАО 'Хлебозавод №5')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,93 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности управления качеством продукции на предприятии (на примере ОАО 'Хлебозавод №5')

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

Кафедра политической экономии и мирового глобального хозяйства





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика фирмы»

Особенности управления качеством продукции на предприятии (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ХЛЕБОЗАВОД №5»)


Выполнила:

Белевитина Т.С.



ТАМБОВ 2014

Введение

Проблема качества в нынешних условиях является важным показателем повышения уровня жизни, экономической, социальной экологической безопасности, а конкурентоспособность - фактором экономической стабильности и устойчивого развития общества. Качество продукции - это совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, уровень или вариант которых формируется при создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей. Обеспечение качеством призывает к объединению творческого потенциала и практического опыта многих людей, обладающих специальными познаниями в этой области.

Задача повышения качества продукции может быть решена только при совместном стремлении к этому государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятия.

Совершенствование качества продукции - одно из главных направлений усиленного развития экономики, источника экономического роста. результативности общественного производства. Управление качеством продукции является одной из основных функций как коллективного. так и проектного менеджмента. средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия. Системы управления качеством продукции, функционирующие на разных предприятиях. индивидуальны. Тем не менее наука и практика выработали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут использоваться в каждом из них. Операции осуществляемые, при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления продукции и поддержания необходимого уровня ее качества - называется управление качеством.

Актуальность темы, подчеркивается тем, что показатели качества являются главной категорией потребительских ценностей продукции, формируют базу для создания цены, себестоимости продукции в зависимости от ее первого качества.

Цель курсовой работы - анализ совершенствования системы управления качеством продукции на предприятии ОАО «Хлебозавод №5».

Дж. Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество- это пригодность к использованию. Российские ученые и специалисты, занимающиеся проблемой качества в различных ее аспектах, также многократно обращались и продолжают обращаться к трактовке понятия ''качество'' применительно к различным объектам исследования. Так, например, В.Ю. Огвоздин дает следующее определение качества: ''Качество-это совокупность объективно существующих свойств и характеристик продукции или услуги, уровень которых определяется сортностью или другими оценками качества, характеризующими потребительную стоимость продукции''.

Одной из главных задач при расчете показателе, оценивающих уровень качества продукции является сопоставление разных потребительских свойств изделий и их экономических характеристик. Качество производимой продукции - это поддержка отечественного производителя. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

) изучить качество продукции: основные понятия, термины и определения;

) рассмотреть показатели уровня качества и этапы их оценки;

) провести анализ функционирования системы качества продукции в ОАО «Хлебозавод №5»;

) проанализировать систему качества продукции ОАО «Хлебозавод №5».

Объект исследования системы качества продукции ОАО «Хлебозавод №5».

Предмет-организационно-экономические отношения, обеспечивающие эффективность системы качества на предприятии.

Методы исследования: анализ литературных источников, изучение структуры предприятия, практическое исследование системы качества продукции.

Глава 1. Теоретические основы управления качеством продукции

.1Понятие качества продукции и функции управления ими

На современном этапе для сохранения экономической, социальной безопасности одним из ведущих показателей уровня жизни является качество продукции. Качество - совокупность объективно присущих продукции форм и характеристик, уровень или вариант которых формируется при создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей. Качество продукции является главным компонентом системы качества. Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Любой вид услуги также как и любой вид товара обязательно должны соответствовать определенным требованиям покупателя. Конкурентоспособность фирм на рынке определяется соответствием качества товара, его надежности, усовершенствование, безопасность, а также уровень цены и качества продукции. На сегодняшний день качество продукции является первостепенным фактором при конкурентоспособности фирмы.

Современное управление качеством следует из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества нужна система управления качеством. При этом необходимы не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества. Главными понятиями управление качеством являются: система, среда, цель, программа и др. Система управления качества - это совокупность методов и функций управления качеством, а также реализующего их управленческого персонала, объединенного в форме организационной структуры. В современной литературе и практике используются следующие концепции управления качеством продукции (услуг):

) система качества (Quality System);

) система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);

) всеобщее управление качеством (Total Quality Managemtnt);

) обеспечение качества (Quality Assurance);

) управление качеством (Quality Control);

) статистический контроль качества (Statistical Quality Control);

) система обеспечения качества (Quality Assurance System);

) гарантия продукции (Product Assurance);

) всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management);

) передовой производственный опыт (Good Manufacturing Pratices);

) менеджмент системы качества (Quality System Management) и др.

Перечисленные концепции отражают сущность разных методов, используемых в методологии TQM для решения различных проблем качества. TQM имеет огромное значение в управлении современными фирмами.

В организационной структуре фирмы бывают специальные подразделения, которые занимаются координацией работ по управлению качеством. Распределение специальных функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности фирмы.

Для качества как объекта менеджмента свойственны все составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль. Особенно следует отметить такое направление, как обеспечение качества функционирования систем управления. Консультанты по управлению качеством обратили внимание, что службы по управлению качеством и надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система управления по отклонениям. Эта система реагировала на ошибки и недооценивала роль профилактических мероприятий, а также роль подразделений, не связанных с процессом производства. Был сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управления, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность фирм.

Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену.

В современном мире для управления качеством первостепенное значение имеет наличие на фирмах сертифицированной системы менеджмента качества, это является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества дает возможность сохранить конкурентные преимущества на рынке. Улучшение качества соответствия требованиям может быть достигнуто параллельно со снижением цены. Улучшение качества проекта наоборот, в основном увеличивает затраты - более качественный и эстетичный проект стоит немалых денег. В понятии качество проекта воплощено то, что иногда называют «восприятием качества», или имиджем производителя, торговой марки.

Качество создается и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, то есть с маркетинга, и заканчивается утилизацией продукта, отслужившего свой срок.

Если не уделить качеству достаточного внимания на каком-то одном из этапов, то страдает качество всего товара, падает имидж производителя, доверие к нему со стороны потребителей. Традиционно считалось, что качество создается стадии производства. Главное было не допустить брак на производственной линии, не нарушить производственные графики. Обращая внимание только на производство, можно делать отличные товары. Но пользоваться ими смогут только сами производители. Остальные про это не узнают (при неграмотной организации продажи), или не захотят купить (некрасивая и некачественная упаковка, отсутствие обслуживания и гарантий). Не говоря уже о том, что великолепно сделанный товар может быть не нужен потребителю. При рассмотрении принципа управления качеством определен следующий состав функций: политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работ по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений руководством предприятия, внедрение мероприятий в производственный процесс, взаимодействие с внешней средой по вопросам качества. Информация о качестве складывается из внутренней и внешней. Внутренняя получается по результатам контроля проектирования и производства и показывает, какое качество продукции достигается при ее создании на предприятии. Внешняя получается в виде требований заказчиков и рынков сбыта, данных о научно-техническом прогрессе, сведений с объектов эксплуатации.

В науке управления рассматриваются различные виды, модели и методы принятия решений, а само решение понимается как выбор альтернативы. Однако решение - это, по-видимому, не только выбор альтернативы, но и принятие оптимального варианта между альтернативами, нахождение приемлемого компромисса. Реализация мероприятий может осуществляться применением корректирующих действий для оперативного устранения выявленных несоответствий, а также предупреждающих или профилактических мер - в зависимости от характера разработанных мероприятий. Реализация мероприятий - заключительная функция цикла управления качеством. Осуществляется она после принятия решений, которые в виде приказов, планов мероприятий или графиков работ направляются всем исполнителям, а также - в службу качества для контроля и учета их выполнения.

Управление качеством на предприятии является одним из звеньев описываемого цикла управления. Иначе говоря, это круговой цикл, который вверен группе предварительного контроля и анализа конструкций изделий и является основой в управлении качеством.

Функция планирования, подразумевающая проектирование, заключается в использовании руководством предприятия стратегии и тактики при анализе и учете результатов изучения рынков, коэффициента эффективности капитальных затрат, технического уровня своего предприятия, эффективности контроля, предполагаемой себестоимости, ожидаемой реализации и т.д. и предусматривает определение уровня качества изделий.

Функция осуществления - это воплощение запроектированного качества конструкции в готовую продукцию. Она предусматривает проектирование технологических процессов, определение вида используемого оборудования, машин, инструментов, а также методов работы и контроля. Функцией осуществления предусматриваются обучение и тренировка исполнителей работ. Все это в комплексе преследует цель - сохранить степень соответствия продукции техническим требованиям или по возможности улучшить эти показатели.

Функция контроля осуществляется как на стадии изготовления продукции, так и путем выявления истинных достоинств товара после поступления его на рынок. Иными словами, пригодность товара подтверждается посредством сбыта.

Функция управляющего воздействия подразумевает меры по реализации продукции и соблюдению способов продажи товара, предусмотренных планом, проведение мероприятий по техническому обслуживанию (сервису) в случае, когда реализованный товар не отвечает требованиям качества. Кроме этого она включает сбор информации о качестве реализованного на рынке товара, выявление возможности улучшения качества, изучение мнения потребителя о качестве товара для внесения необходимых изменений в процессе производства.

Для четкого управления перечисленными функциями планирования - осуществления - контроля - управляющего воздействия необходимо, чтобы все службы и отделы предприятия, владея техникой управления и контроля, специальной технологией, а также статистическими методами и располагая представлениями о важном значении качества, с ответственностью за его уровень выполняли возложенные на них обязанности.

Таким образом, можно утверждать, что управление качеством на предприятии - это «такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей».

.2 Показатели и этапы оценки уровня качества

Для управления качеством продукции и его ростом необходимо дать оценку уровню качества. Сфера деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня и качества продукции является костяком для выработки необходимых управляющих влияний в системе управления качеством продукции. Целью оценки определяется: какие показатели качества следует предпочитать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять их значения, какие средства для этого понадобятся, как обработать и в какой форме представить итоги оценки.

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Качественные характеристики - соответствие изделия современной направленности моды, дизайну, цвету и т.д.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая к установленным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

По свойствам применяют следующие группы показателей:

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, устанавливающие важнейшие функции, для выполнения которых она определена, и обусловливают область ее применения.

Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива, и энергии характеризуют свойства изделия, отображающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии.

Показатели надежности. Надежность - это свойство изделия (объекта) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять необходимые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения траспортирования. Надежность изделия включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Безотказность - свойство объекта постоянно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторые наработки.

Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособное состояние до наступления максимального состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Ремонтопригодность - свойство изделия, состоящее в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. Сохраняемость - свойство изделия которое сохраняет значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования.

Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления изделия на этапах функционального процесса в системе «человек - изделие - среда использования».

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения.

Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, определяющие наилучшее распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Наиболее полно транспортабельность оценивается стоимостными показателями, разрешающими одновременно учесть материальные и трудовые затраты, квалификацию и количество людей, занятых работами по транспортированию.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, примененных в продукции, их патентную защиту. Патентно-правовые показатели являются главным фактором при определении конкурентноспособности продукции.

Экологические показатели характеризуют уровень вредоносных воздействий на окружающую среду, появляющихся при эксплуатации или потреблении продукта.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, и т.д.

Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление. Эксплуатацию или потребление продукции.

Относительная характеристика качества продукции, сформированное на сравнении значений показателей качества оцениваемой (новой) продукции с базовыми значениями таких же показателей, определяет уровень качества продукции. Технический уровень - относительная характеристика технического безупречности продукции - совокупности наиболее основных свойств, определяющих ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии предоставленного вида продукции.

Оценка технического уровня состоит в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному, уровням или уровню отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню останавливается на основании сопоставления значений показателей технического совершенства продукции и базовых образцов.

В результате оценки продукцию относят к одному из трех уровней:

превосходит мировой уровень;

соответствует мировому уровню;

уступает мировому уровню.

При разработке новой продукции пользуются результатами оценки: обоснований, требований, закладываемых в техническое задание и нормативную документацию; принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений по экспорту и импорту. Этапы оценки технического уровня продукции включают:

А. Определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки. Классификационные и оценочные показатели включают в себя перечень показателей. Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной классификационной группе. Оценочные показатели применяются прямо для сравнения оцениваемого образца с первоначальными и характеризуют потребительские свойства, надежность, безвредность, экономичность, экологические свойства.

Б. Формирование группы аналогов и установление значений их показателей. В группу входят:

при оценке разрабатываемой продукции - востребованные и пробные образцы, поступления которых на мировой рынок прогнозируются на период выпуска изучаемой продукции;

при оценке выпускаемой продукции - образцы, продаваемые на мировом рынке, значения показателей которых устанавливаются на основе имеющейся на них документации и после их исследования.

В. Выделение базовых образцов из группы аналогов. Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:

оригинал не может быть распознан образцом и исключается из следующих сопоставлений, если он является худшим менее востребованным по отношению к другому аналогу по совокупности оценочных показателей;

оба аналога остаются для дальнейшего сравнения с другими, если по одним показателям лучше первый аналог, а по другим - второй, при этом значение некоторых показателей у аналогов могут совпадать.

Г. Сопоставление оцениваемого образца с базовыми осуществляется поэтапно. На первом стадии пробуют проверить соответствие продукции и значений ее показателей международным стандартам, является узким объемам по показателям безопасности и т.п.; стандартам, и техническим условиям и другим влияющим нормативным документам на продукцию. На второй стадии сравнивают базовые образцы по значениям показателей с оцениваемой продукцией на основе метода попарного сопоставления. В результате чего данное сравнение приводит к разным результатам:

если она уступает ему хотя бы по одному из показателей, оцениваемая продукция выступает базовым образцом;

если она превосходит его хотя бы по одному показателю, не уступая ему ни по одному из оставшихся показателей, оцениваемая продукция превосходит базовый образец;

если значения всех его показателей совпадают со значениями базового образца, оцениваемая продукция равноценна базовому образцу.

В результате сравнения оцениваемой продукции базовых образцов формируются следующим образом:

если продукция превосходит каждый образец, то она превосходит мировой уровень;

если продукция равноценна хотя бы одному базовому образцу, то она соответствует мировому уровню;

если продукция уступает каждому базовому образцу, продукция уступает мировому уровню.

В данных ситуациях продукцию относят к одному из трех видов. Если оцениваемая продукция:

превосходит хотя бы один, но не каждый базовый образец - она не уступает мировому уровню;

уступает хотя бы по одному, но не каждому базовому образцу - она не превосходит мировой уровень.

В заключении всех стадий оценки технического уровня продукции дают вывод о принадлежности продукции к одной из трех этапов. Если же, не существует аналогов оцениваемой продукции, то такая продукция соответствует мировому уровню, если характеризуется принципиально новыми техническими решениями, которые защищены авторскими правами.

Предложения для принятия решений по разработке зависят от поставленных задач и целей и полученных результатов, а так же постановке на производство и усовершенствование продукции.

Для того что бы был достойный уровень качества продукции нужно его создавать и поддерживать на протяжении всего цикла продукции.

Исследование и разработка продукции.

В этой стадии осуществляется формирование перспективных требований к качеству новой продукции, реализация в конструкторских видах, помогающие обеспечить воплощение заданных требований наиболее быстрым экономичным способом. Важную роль в формировании качества продукции играют факторы качества на данной стадии.

Общая схема разработки продукции.

Разработка продукции в соответствии с ГОСТом 15.001 «Система разработки и постановки продукции на производство» предусматривает:

разработку технического задания;

разработку технической и нормативной документации;

изготовление и испытания образцов продукции;

приемку результатов разработки.

Изготовление продукции состоит из трех стадий: постановки продукции на производство; установившееся производство; снятие с производства.

Обращение и реализация - часть жизненного цикла продукции: от отгрузки ее предприятием-изготовителем до получения потребителем. Эксплуатация продукции - стадия жизненного цикла продукции, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается ее качество.

Необходимость контроля качества с целью получения данных об объекте управления отражена в ГОСТе 15467-79: «Управление качеством продукции - установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции».

Контролирование продукции состоит из двух стадий: получение информации о фактическом состоянии продукции сопоставление полученной информации с заранее установленными техническими требованиями, т.е. получение вторичной информации. Устанавливается управляющее воздействие на объект контроля с целью устранения обнаруженного дефекта от технических характеристик если существует несоответствие фактических данных техническим требованиям.

Сложность проблемы качества требует комплексного подхода к организации службы качества предприятия, в которую целесообразно включить не только подразделение, осуществляющее контроль качества, но и подразделения по организации всей работы в области обеспечения и анализа качества, а также стимулирование качества. Источником данных при реализации анализ и контроля качества служат следующие действия:

) Инспекционный контроль: регистрация данных входного контроля исходного сырья, материалов и т.д.

) Производство и технология: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования и статьи из периодической печати и т.д.

) Поставки материалов и сбыт продукции: регистрация движения через склады; регистрация сбыта продукции и т.д.

) Управление и делопроизводство: регистрация прибыли; регистрация возвращенной продукции, материалы анализа рынка и т. д.

) Финансовые операции: таблица сопоставления дебета и кредита; регистрация подсчета потерь; экономические расчеты и т.д.

.3 Особенности проектирования системы управления качеством на предприятии

Для каждого предприятия качество продукции является важным условием повышения конкурентоспособности. Данное обстоятельство заставляет предприятия основательно переосмыслить внутрипроизводственные процессы, связанные с обеспечением качества продукции и услуг. Чтобы достичь оптимальной эффективности мероприятий по качеству, необходимо их согласовать между собой и скоординировать. Пригодным средством для этого является построение и внедрение системы менеджмента качества, охватывающей все процессы, через которые проходит продукт в соответствии со своим жизненным циклом.

Сформулируем принципы создания системы качества:

) Проектирование целесообразно начинать с составления проекта, определения цели, построения организационной структуры, составления календарных и рабочих планов.

) Необходимо сконцентрировать внимание на продукте, его безопасности.

) Особое значение имеет изучение технологии и организации производства.

) Выбрать модель системы качества и определить минимальные требования к качеству продукта.

) Система менеджмента качества должна быть гибкой, чтобы всегда можно фиксировать отклонения, анализировать их причины и вырабатывать меры по устранению и предотвращению.

) Внедрение системы качества должно всегда заканчиваться проведением экспертизы и сертификацией нейтральной службой.

При построении системы качества зарекомендовал себя подход, представленный на рисунке. Непременной предпосылкой для построения и развития системы является вовлечение в эту работу руководства предприятия, которое должно в последствии мотивировать сотрудников предприятия к активному участию в построении и развитии системы.

Как показал опыт многих предприятий, хороший результата при внедрении системы качества был получен в том случае, когда сотрудники, ответственные за кадры, сбыт и технический контроль работали в качестве руководителей проекта. Как и при другом проекте, при внедрении системы качества должен быть согласован и утвержден календарный график, в котором перечислены все важные этапы работ. Календарный график должен включать текущие задачи по каждому подразделению-исполнителю с указанием срока решения задач и степени ответственности. Причем последнее является неотъемлемой частью системы менеджмента качества. Для выполнения этого требования должен быть создан дополнительный документ - "Матрица ответственности". Данный документ по вертикали содержит перечень элементов выбранной модели качества, а по горизонтали все подразделения, участвующие в работах по реализации проекта создания системы качества. Степень ответственности в матрице индексируется буквами: О - ответственен; К - координация; С - соучастие. Данная матрица используется для управления ходом работ по проектированию и внедрению системы качества. Этапы работ по проектированию системы менеджмента качества представлены в таблице. Результатом работы по семи фазам является разработка и внедрение системы менеджмента качества. Причем считается, что система является внедренной, если разработан и подписан "Справочник по качеству", который является обобщающим документом и содержит ссылки на все методологические, контрольные и рабочие инструкции, описывающие конкретные действия по обеспечению качества на рабочих местах.

Глава 2. Анализ функционирования системы качества продукции в ОАО «ХЛЕБОЗАВОД №5»

.1 Краткая характеристика исследуемого предприятия

ОАО «Хлебозавод №5» расположен по адресу: 392002. город Тамбов, улица Лермонтовская, 134.Тип собственности - частная собственность.

Основные виды деятельности предприятия: 1) Наиболее полное удовлетворение потребностей населения в хлебобулочных кондитерских изделиях, выполнение заказов на поставку хлебопродуктов для государственных нужд. 2) Приоритетным видом деятельности эмитента является производство хлебобулочных изделий.

Эта компания существует на Российском рынке с 1983 года. За это время ОАО "Тамбовский хлебозавод" прошел большой путь и стал одним из лидеров производства хлебобулочной продукции в Тамбовской области.

Главное правило - индивидуальный подход к каждому клиенту

На сегодняшний день ассортимент освоенной и выпускаемой продукции составляет более 30 наименований. Но сколько бы это предприятие не производило продукции - главное зависит от индивидуальной работы с клиентами. Потребителями являются, как предприниматели, так и Федеральные сети. Только персональная работа с каждым покупателем, индивидуальный подход к запросам и требованиям позволяют поддерживать долговременные связи и не снижать объемы сбыта. Несмотря на возраст предприятия, а соответственно и основного оборудования качество выпускаемой продукции по достоинству оценено покупателями. Проверенные временем технологии и опыт позволяют предприятию с уверенностью смотреть в завтрашний день. Требования покупателей и законы торговли не позволяют стоять нам на месте. За последние годы обновлено различное подготовительное оборудование, запущена новейшая упаковочная линия, проходят проверку различные методы энергосбережения. Хлебозавод №5 гордится своими сотрудниками, которые прошли профессиональное обучение в лучших учебных заведениях России. На заводе трудятся высококлассные специалисты разных возрастов. Ценится энтузиазм молодежи и бесценный опыт старшего поколения. Все они разные, но их объединяет преданность своему делу и вера в идеи нашей компании.

Высочайшие стандарты качества - залог успеха данного предприятия.

Почти весь ассортимент продукции ОАО "Тамбовский хлебозавод" выпускается в соответствии с ГОСТ, что является лучшим подтверждением продукции высшего уровня.

«Хлебозавод №5» - стало символом вкуса и качества хлеба. Шесть линий по производству хлебобулочных изделий позволяют выпускать широкий ассортимент продукции, пользующейся постоянным спросом среди жителей и гостей города. Отработанные технологии, постоянный контроль, требовательность руководства, профессионализм персонала - залог нашего успеха. Пережив периоды становления, реорганизации завод сохранил бесценные кадры мастеров хлебного дела - людей без которых не было бы такого высокого качества выпускаемой продукции. Постоянно растущие требования к продукции, его ассортименту, социальная политика, определяющая цены на основные сорта хлеба, не позволяют расслабляться. На предприятии идет постоянная работа по поиску новых решений, как в технологии производства, так и в управлении. Большой срок использования основного оборудования, в основном работающего круглосуточно, диктует необходимость модернизации и обновления. Советом директоров поддержан план руководства предприятия, нацеленный на перевооружение производства, увеличение выпускаемой номенклатуры изделий. В планах - полая модернизация участка по выпуску мелкоштучной и кондитерской продукции, приобретение новой импортной печи для выпуска батонов, а в дальнейшем полная замена участка разделки и подготовки теста.

Успешное развитие бизнеса - во многом результат квалифицированной работы руководства. За время нахождения компания на хлебном рынке не только сохранила, но и упрочила лидирующие позиции среди ведущих производителей хлебобулочной продукции региона. ОАО "Тамбовский хлебозавод" из года в год улучшает качество и расширяет ассортимент выпускаемой продукции, производит постоянную модернизацию производственной базы, развивает отношения с партнерами. В большой степени это заслуга хорошо подготовленного руководящего состава и его грамотной политики. Самым серьезным конкурентом для ОАО «Хлебозавод №5» является:

Виды продуктов, производимых хлебозаводом, можно разделить на несколько групп: хлеб; диетические изделия; булочные изделия; сдобные изделия; кондитерские изделия; прочие изделия.

качество экономика управление менеджмент

2.2 Исследование системы управления качеством на ОАО «Хлебозавода №5»

Большое внимание на данном предприятии уделяется качеству производимой продукции, для чего используются следующие методы управления качеством:

Экономические методы:

) ценообразование на продукцию с учетом их уровня качества - производится закупка муки разного качества по разной цене, вследствие чего себестоимость разных видов продукции варьируется. На основе этой себестоимости производится исчисление цены товара. Хлеб высшего сорта имеет лучшие качества по сравнению с хлебом первого сорта - лучшие вкусовые качества, белый цвет хлеба и другие;

) использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой продукции и оказываемых услуг - договор на поставку продукции заключается только с предприятиями, поставляющими сырье высокого качества, а стоимость сырья должна соответствовать качеству.

Организационно-распорядительные методы:

) нормирование - на предприятии закреплены нормы изготовления продукции, требования к качеству продукции;

) инструктирование - технологи обязаны объяснить причины признания продукции, бракованной и способы исправления ошибок подчиненным;

) распорядительных воздействий - руководство воздействует на подчиненных с помощью приказов и распоряжений.

Социально-психологические методы:

) повышение самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива;

) моральное стимулирование высокого качества результатов труда;

) сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества.

Технологические методы:

) автоматический метод управления качеством - отклонение процессов от заданных параметров и управляющие меры определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств;

) графические методы, в том числе метод контрольных карт.

На предприятии используются следующие виды контроля качества:

) групповой - по группе операций, связанных с изготовлением одного вида продукции;

) сплошной - осуществляемый над каждым изделием.

А также следующие методы контроля качества:

) внешний осмотр;

) проверка размеров;

) проверка механических и физических свойств;

) проверка на экологическую чистоту.

Проблема повышения качества продукции в современных российских условиях заключается в том, что любые серьезные улучшения потребительских свойств продукции требуют изначально приличных вложений, то есть затрат. И это отпугивает большинство производителей от внедрения системы менеджмента качества. Для сохранения конкурентоспособности необходимо вкладывать средства в расширение привлекательных сторон своей продукции, что приведет к увеличению объема ее реализации.

Таким образом, применение системы менеджмента качества будет снижать, а не увеличивать колоссальные затраты, вызываемые низким качеством продукции, услуг и процессов: штрафы из-за неполного выполнения требований торговых точек или из-за несвоевременного выполнения требований покупателей и заказчиков, затраты, связанные с возвратом некачественной продукции. Если будут достигнуты конкурентоспособные цены, короткий цикл производства, низкие расходы на выполнение гарантийных обязательств, будет снижено количество брака в производстве - оборот в производстве повысится, а общие затраты понизятся. Существует предел, до которого можно улучшать качество, имея в виду соотношение достигнутого эффекта и потраченных средств. Предприятие должно постоянно стремится к достижению все нового и нового уровня качества, опираясь на то, что является для потребителя особенно важным.

Эффективность - один из важнейших параметров системы управления качеством. Эффективность - характеристика способности системы производить экономический эффект, равный разности между результатом экономической деятельности и затратами, произведенными для его получения и эксплуатации.

Оценим эффективность системы управления качеством на ОАО «Хлебозавода № 5. Для этого рассчитаем экономический эффект, производимый этой системой:

Э = Р - З = Р - (ЗП + ЗЭ),

где Э - экономический эффект,

Р - результат экономической деятельности,

З - затраты,

ЗП - затраты, произведенные для получения товара, а

ЗЭ - затраты, произведенные для эксплуатации товара.

Для вычисления экономического эффекта единичного акта производства, продажи и потребления продукции введем в формулу продажную цену продукции:

Э = (Ц - ЗП) + (Р - (Ц + ЗЭ)),

где Ц - продажная цена товара.

Рассчитаем экономический эффект производства хлеба высшего сорта.

Продажная цена 1500 руб., затраты, произведенные для получения товара 800руб., затраты, произведенные для эксплуатации товара 400руб., результат экономической деятельности 2700 руб., тогда:

Э = (1500- 800) + (2700 - (1500 + 400)) = 1500руб.

Для увеличения экономического эффекта необходимо повысить качество продукции, что приведет к увеличению затрат, вследствие чего повысится и цена, но снизится количество брака.

Продажная цена 1300 руб, затраты, произведенные для получения товара 440 руб, затраты, произведенные для эксплуатации товара 360 руб, результат экономической деятельности 2100 руб, тогда:

Э = (1300- 440)+(2100-(1300+360)) = 1300руб.

.3 Анализ качества продукции ОАО «Хлебозавод №5»

Если бы весь товар продавался по цене первого сорта, то плановый объем производства составил бы 427,0 тыс. руб., что на 28,8 тыс. руб. (427,0 - 398,2) больше реального планового показателя, а фактический объем производства вырос бы до 455,0 тыс. руб., что на 30,3 тыс. руб. (455,0 - 424,7) больше реального значения. Сумма 30,3 тыс. руб. - это упущенная выгода предприятия.

Плановая стоимость выпуска товара составила бы 427,0 тыс. руб., а фактическая - 455,0 тыс. руб, если бы все товары были первосортными.

Рассчитаем коэффициенты сортности:

плановый Ксорт (план): 398,2 тыс. руб. / 427,0 тыс. руб. =0,9326;

фактический Ксорт (факт): 424,7 тыс. руб. / 455,0 тыс. руб. =0,9334.

Исходя из данных, полученных при расчете, следует вывод, что фактический коэффициент сортности на 0,0008(0,9334 - 0,9326) превышает плановый, что говорит о незначительном усовершенствовании фактического качества по сравнению с запланированным. В данном случае прежде чем снижать объем выпуска второсортной продукции и повышать объем производства первосортной, необходимо дополнительно рассмотреть объем продаж продукции соответствующего качества, провести рейтинговую оценку, изучить рентабельность продаж.

Увеличение (снижение) выпуска товаров по сортности (∆Ксорт) в отчетном периоде по сравнению с планом определяется по формуле:

∆Ксорт= Ксорт (факт)/ Ксорт (план).

Для нашего примера ∆Ксорт: 0,9334 / 0,9326 =1,001.

Поскольку фактический коэффициент сортности хоть и незначительно, но превысил его плановое значение, то это также свидетельствует о росте качества продукции фактически по сравнению с планом. Резерв повышения качества товараравен разности между стоимостью реального выпуска товара и выпуска только первосортного товара, что составляет: для плановых показателей: 427,0 тыс. руб. - 398,2 тыс. руб. =28,8 тыс.руб.; для фактических показателей: 455,0 тыс. руб. - 424,7 тыс. руб. =30,3 тыс.руб.

Качество товара является параметром, который оказывает влияние на такие стоимостные показатели работы организации, как выпуск товара, выручка от продаж, прибыль. Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости товара, поэтому формулы для расчета имеют следующий вид:

изменение объема производства товаров (∆Vп):

∆Vп= (Р1-Р0) ×Qк;

изменение выручки от продаж (∆В):

∆В = (Р1-Р0) ×Qпк;

изменение прибыли (∆П):

∆П = [(Р1-Р0) ×Qк] - [(C1- C0) ×Qпк],

где Р0,Р1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества; к - количество произведенного товара повышенного качества;пк - количество проданного товара повышенного качества;

С0, С1 - соответственно себестоимость изделия до и после изменения качества.

Заключение

В заключение хотелось бы дать общую характеристику анализа управления качества продукции. Качество - это многогранное понятие, которое характеризует эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства и др. Качество продукции является главной составляющей всей системы качества. Рассмотрев показатели уровня качества и этапы их оценки можно сделать вывод о том, что оценка уровня качества имеет более широкий смысл, чем оценка качества и контроль качества. Оценку уровня качества проводят при решении вопроса о постановке продукции на производство, выборе лучшего товара для реализации, анализе динамики уровня качества, планировании показателей качества товаров. В ОАО «Хлебозавода №5 имеются значительные резервы на улучшение качества продукции. Самоконтроль качества широко используется в деятельности рабочего коллектива ОАО «Хлебозавода №5.

Функционирование системы качества - это выполнение руководством и всеми подразделениями своих функций и задач с целью обеспечения качества продукции. В этом состоит содержательная сторона деятельности системы, то есть то, для чего она предназначена.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что качественная продукция для предпринимателя - это ключ к успеху и прибыли. Любой человек из двух товаров выберет более качественный. Для производства лучшего изделия требуются качественные материалы.

Список использованной литературы

1. Гродских В.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2013. - 208 с.

. Микроэкономика / Под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск: современнаяшкола, 2011. - 384с.

. Николаева И.П. Экономическая теория. - М.: Дашков и К, 2012. - 328 с.

. Носова С.С. Экономическая теория. - М.: Кнорус, 2011. - 792 с.

. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. - М.: Дело и сервис, 2009. - 608 с.

. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос, 2010

. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика организации. - М.: Дашков и К, 2013 - 240с.

. Самойлович В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия. - М.: Академия, 2009. - 224с.

. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия). - М.: Юрайт, 2013. - 672с.

. Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В. Экономика предприятия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 384с.

. Экономика предприятия / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтер. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.

. Алиев И.М., Горелов Н.А., Ильина Л.О. Экономика труда. - М.: Юрайт, 2011. - 672с.

. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. - М.: Кнорус, 2009. - 320с.

. Самойлович В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия. - М.: Академия, 2009. - 224с.

. Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В. Экономика предприятия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 384с.

. Экономика предприятия / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтер. - СПб.: Питер, 2009. - 464с.

. Экономика труда / Под ред. Н.А. Горелова. - СПб.: Питер, 2007. - 704 с.

. Батова Т.Н., Васюхин О.В., Павлова Е.А., Торосян Е.К., Цыганенко В.С. Экономика предприятия и маркетинг: практикум. Учебно-методическое пособие. - СПб: СПб НИУ ИТМО, 2013. - 75 с.

. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 2011. - 896 с.

Похожие работы на - Особенности управления качеством продукции на предприятии (на примере ОАО 'Хлебозавод №5')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!