Тема: Разработка базы данных для магазина бытовой техники

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    856,42 Кб
Разработка базы данных для магазина бытовой техники
Разработка базы данных для магазина бытовой техники
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕРЕЗНИКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»









Курсовой проект

Разработка базы данных для магазина бытовой техники

Выполнил: студент группы 4ЭВМ

Ахметгареев С.И.

Проверил преподаватель

Редькина Ю.Г.





Березники, 2016

Пояснительная записка

Курсовое проектирование проводится в рамках профессионального модуля ПМ.02 Разработка и администрирование базы данных по МДК 02.02 Технология разработки и защиты баз данных по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах.

Курсовое проектирование базируется на знаниях и практических навыков, полученных при изучении следующих дисциплин:

·информационные технологии;

·операционные системы;

·информатика;

·основы программирования.

После выполнения курсового проекта студент должен иметь практический опыт:

·работы с объектами базы данных в конкретной системе управления базами данных;

·использования средств заполнения базы данных;

·использования стандартных методов защиты объектов базы данных.

уметь:

·создавать объекты баз данных в современных системах управления базами данных и управлять доступом к этим объектам;

·работать с современными case-средствами проектирования баз данных;

·формировать и настраивать схему базы данных;

·разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL;

·создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных;

·применять стандартные методы для защиты объектов базы данных.

знать:

·основные положения теории баз данных, хранилищ данных, без знаний;

·основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных;

·современные инструментальные средства разработки схемы базы данных;

·методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных (СУБД);

·структуры данных СУБД, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;

·методы организации целостности данных;

·способы контроля доступа к данным и управления привилегиями;

·основные методы и средства защиты данных в базах данных;

·модели и структуры информационных систем;

·основные типы сетевых топологий, приемы работы в компьютерных сетях;

·информационные ресурсы компьютерных сетей;

·технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях;

·основы разработки приложений баз данных.

Введение

В настоящее время, когда ЭВМ прочно вошли в производственную деятельность человека, нет необходимости доказывать эффективность использования вычислительной техники в системах управления технологическими процессами, проектирования, научных исследований, административного управления, в учебном процессе, банковских расчетах, здравоохранении, сфере обслуживания и т.д. Современные ЭВМ стали достаточно производительными, в результате чего рядовой пользователь получил широкие возможности применения компьютера в своей жизни. Эта область и сегодня продолжает динамично развивается, постоянно появляются новые технологии и направления в развитии информационных технологий.

В современных условиях одной из распространенных задач для прикладного программиста является разработка и администрирование баз данных. Базы данных используются тогда, когда возникает потребность манипулировать большими массивами данных.

Разрабатываемая база данных предназначена для хранения большого объёма информации о магазине. Информационная система должна хранить данные о сотрудниках, технике, поставках техники, продажах и пр.

Цель курсового проекта разработать базу данных для магазина бытовой техники.

К задачам курсового проекта относятся:

·Изучение предметной области.

·Разработка концептуальной, логической и физической модели базы данных.

·Создание запросов.

·Разработка пользовательского интерфейса.

Анализ предметной области

база данные форма целостность

Описание предметной области и функции решаемых задача.

Предметной областью автоматизации являются должностные функции бухгалтера и продавцов.

К функциям, которые должны быть реализованы в рассматриваемой задаче, относятся автоматизация работы базы данных магазина бытовой техники.

К задаче продавцов относится оформление сделки путём заполнения программной формы.

Если продавец допустил ошибку вовремя заполнения этой формы, он должен заполнить форму заново и оповестить, т.е. составить заявку для администратора, который в последствии ликвидирует ошибку сотрудника.

Обязанности администратора информационной системы:

·Исправление ошибок, допущенных работниками, в базе данных;

·Сопровождение корректной работы базы данных и сервера;

·Сопровождение корректной работы вычислительной техники на территории магазина или корпорации.

Ещё один сотрудник, взаимодействующий с базой данных - бухгалтер.

Обязанности бухгалтера:

·Обновление информации, содержащейся в базе данных;

·Вывод отчётов.

Отчёты будут выводиться в документ MS Word.

Перечень входных данных

Входная информация автоматизированной системы - информация, поступающая в автоматизированную систему в виде документов, сообщений, данных, сигналов, необходимая для выполнения функций.

В результате исследования предметной области определены входные данные:

В входных данных будет представлена информация по продажам (задача продавцов), техника, сотрудники, партия, производитель, справочник техники и поставщики (задача бухгалтера).

В таблице «Продажи» собраны необходимые сведения, чтобы создать полный отчёт о сделке.

Таблица - «Продажи»

ID продажиID сотрудID техникиДата…………

Таблица «Техника» содержит информацию о технике, продаваемой магазином.

Таблица - «Техника»

ID техникиID произвНазваниеТипДата выпускаСрок гарантии (мес)ЦенаНа складе(штук)……………………

Таблица «Партия» имеет необходимую информацию о поставках: кто поставляет, количество, которое придёт на склад, технику, которую поставляют и дату поставки:

Таблица - «Партия»

ID партииID поставщикаКоличествоID техникиДата поставки……………

Таблица «Сотрудники» содержит информацию о сотрудниках, которые работают в магазине.

Таблица - «Сотрудники»

ID сотрудФамилияИмяОтчествоДолжностьID права………………

Таблица «Производитель» содержит информацию о производителе техники, которая продаётся в магазине.

Таблица - «Производитель»

ID произвНазвание произв……

Таблица - «Поставщики»

ID поставщикаНазвание……

Перечень выходных данных

Выходная информация автоматизированной системы - информация, получаемая в результате выполнения функций АС и выдаваемая на объект ее деятельности, пользователю или в другие системы.

Выходные данные, будут представлять собой отчёты сортированных таблиц, в которых будет содержаться информация, непосредственно связанная с продажами.

Ограничения предметной области

По рассмотренной области введём следующие ограничение:

·Во время сопровождения сделки, продавец обязан вводить свой ID, который он получает автоматически.

·Ограничение по должностям и доступу к БД.

Взаимодействие с другими программами

Данная информационная система должна выводить отчёты в MS Word. Для выполнения отчёта, достаточно информации, которая присутствует в разрабатываемой информационной системе.

Постановка задачи

Разрабатываемая информационная система предназначена для структурированного хранения данных и вывода информации о продажах и о внутренней деятельности корпорации.

Разрабатываемая ИС должна выполнять следующие функции:

·Добавление информации о продажах.

·Добавление и обновление информации о поставщиках и партиях (поставках).

·Осуществлять поиск по продажам.

·Просмотр продаж.

·Добавление новых видов техники.

·Обновление справочника техники.

·Добавление производителей.

·Сортировка продавцов по качеству их деятельности.

·Вывод ежемесячный отчёт по продажам.

Проектирование концептуальной модели

Выделение информационных объектов.

Одним из первых ПрО можно выделить «Техника» и «Продажи». Далее определяем, кто оформляет продажи, тут появляется объект «сотрудники». Сотрудник оформляет продажу, отсюда объект «Продажи». Технику поставляет объект «Поставщики» (добавляется объект «Поставки» и у каждой техники есть производитель (от сюда объект «Производитель»). У каждого сотрудника разные права доступа к базам данных, в зависимости от его должности (объект «Права»).

Определение атрибутов объектов

Таблица - Атрибуты объектов

ОбъектАтрибуты объектовКлючевой атрибутПроизводительID произв, Название произвID произвПоставщикиID поставщика, НазваниеID поставщикаПартияID партии, ID поставщика, Количество, ID техники, Дата поставкиID партииТехникаID техники, ID произв, Название, Тип, Дата выпуска, Срок гарантии, цена, На складеID техникиСотрудникиID сотруд, Фамилия, Имя, Отчество, Должность, ПраваID сотрудПраваКод записи, Права, ПарольКод записиПродажиID продажи, ID сделки, ID сотруд, ID техники, ДатаID продажи

Необходимо проанализировать каждый атрибут на наличие взаимосвязей с другими реквизитами объекта. Реквизит приобретает смысл только тогда, когда он связан с другими атрибутами, обладающими единством.

Определение отношений и мощности отношений между объектами

Рассмотрим взаимосвязи между объектами и мощности отношение и построим матрицу отношений.

Поставщик -> Партия. «Поставщик» главный объект, а «Партия» подчинённый объект. Тип связи «Один ко многим»

Рисунок 1 - взаимосвязь между объектами «Поставщик» и «Партия»

Партия -> Техника. Тип связи «1:N»

Рисунок 2 - взаимосвязь между объектами «Партия» и «Техника»

Техника -> Продажи. Тип связи «Один ко многим»

Рисунок 3 - взаимосвязь между объектами «Техника» и «Продажи»

Сотрудники -> Продажи. Тип связи «Один ко многим»

Рисунок 4 - взаимосвязь между объектами «Сотрудники» и «Продажи»

Права -> Сотрудники. Тип связи «Один ко многим»

Рисунок 5 - взаимосвязь между объектами «Права» и «Сотрудники»

Производитель -> Техника. Тип связи «Один ко многим»

Рисунок 6 - взаимосвязь между объектами «Производитель» и «Техника»

Составим матрицу смежности для рассматриваемой области. Если между объектами существуют отношения, то на пересечении строки и столбца ставится мощность отношения. Если объекты не взаимодействуют, то указывается 0.

Матрица смежности

Таблица - Матрица смежности

Построение схемы концептуальной модели

На основе полученных объектов, атрибутов объектов и отношений между ними, можно построить концептуальную модель
















Рисунок 7 - Схема концептуальной модели

Разработка логической структуры базы данных

Логическая структура реляционной базы данных определяется совокупностью логически связанных реляционных таблиц.

Логические связи соответствуют структурным связям между объектами в концептуальной модели, каждый объект в логической модели отображается соответствующей реляционной таблицей.

Логическая структура реляционной базы данных имеет вид:

Рисунок 8 - схема логической модели

Реляционная модель

Реляционная модель проектируемой базы данных:

Поставщик (ID поставщика, название).

Производитель (ID произв, Название произв, ЮрАдресс, Реквизиты).

Партия (ID партии, ID поставщика, Количество, ID техники, Дата поставки).

Техника (ID техники, ID производителя, Название, Тип, Дата выпуска, Срок гарантии, Цена, ID партии, На складе).

Сотрудники (ID сотруд, Фамилия, Имя, Отчество, Должность, Права).

Права (ID права, Права, Пароль).

Продажи (ID продажи, ID сделки, ID сотруд, ID техники, Дата).

Детали сделки (ID Детали, ID сделки, Сумма).

Определение типов данных в заданном формате

Таблица «Поставщики»

Наименование поляТип поляРазмер поляОбязательное полеКлючевое полеID поставщикаСчетчикДлинное целоеДаДаНазваниеКороткий текст40ДаНет

Таблица «Партия»

Наименование поляТип поляРазмер поляОбязательное полеКлючевое полеID партииСчетчикДлинное целоеДаДаID поставщикаЧисловойДлинное целоеДаНетКоличествоЧисловойДлинное целоеНетНетID техникиЧисловойДлинное целоеДаНетДата поставкиДата и времяКраткий формат датыНетНет

Таблица «Производитель»

Наименование поляТип поляРазмер поляОбязательное полеКлючевое полеID произвСчетчикДлинное целоеДаДаНазвание произвКороткий текст30НетНет

Таблица «Техника»

Наименование поляТип поляРазмер поляОбязательное полеКлючевое полеID техникиСчетчикДлинное целоеДаДаID произвЧисловойДлинное целоеДаНетНазваниеКороткий текст20НетНетТипКороткий текст15НетНетДата выпускаДата и времяКраткий формат датыНетНетСрок гарантии(мес)ЧисловойДлинное целоеНетНетЦенаДенежныйДенежныйНетНетНа складе(штук)ЧисловойДлинное целоеНетНет

Таблица «Продажи»

Наименование поляТип поляРазмер поляОбязательное полеКлючевое полеID продажиСчетчикДлинное целоеДаДаID сделкиЧисловойДлинное целоеДаНетID сотрудЧисловойДлинное целоеДаНетID техникиЧисловойДлинное целоеДаНетДатаДата и времяКраткий формат датыНетНет

Таблица «Сотрудники»

Наименование поляТип поляРазмер поляОбязательное полеКлючевое полеID сотрудСчетчикДлинное целоеДаДаФамилияКороткий текст15НетНетИмяКороткий текст10НетНетОтчествоКороткий текст15НетНетДолжностьКороткий текст15НетНетID праваЧисловойДлинное целоеДаНет

Таблица «Права»

Наименование поляТип поляРазмер поляОбязательное полеКлючевое полеID праваСчетчикДлинное целоеДаДаПраваКороткий текст15ДаНетПарольКороткий текст15ДаНет

Создание глобальной схемы связей. Поддержка целостности данных

Схема базы данных - её структура, описанная на формальном языке, поддерживаемом СУБД. В реляционных базах данных схема определяет таблицы, поля в каждой таблице (обычно с указанием их названия, типа, обязательности), и ограничения целостности (первичный, потенциальные и внешние ключи и другие ограничения).

Схемы в общем случае хранятся в словаре данных. Хотя схема определена на языке базы данных в виде текста, термин часто используется для обозначения графического представления структуры базы данных.

Основными объектами графического представления схемы являются таблицы и связи, определяемые внешними ключами.

Рисунок 9 - Схема данных

Запросы. Структура и назначение. SQL запросы

Запрос «Оформление продажи» выполняется для заполнение данных о сделке и обновление данных о технике. Продавец продаёт единицу техники, заполняя форму и эта единица техники вычитается из склада.

Запрос в режиме SQL:

INTO Продажи(`ID сотруд`,`ID техники, Дата`) VALUES(:idsotr, :idtec, :dapr)

При этом значения «:idsotr, :idtec, :dapr» привязаны к компонентам формы.

Вычитание единицы техники из имеющихся в режиме SQL:

Техника SET `На складе(штук)`=`На складе(штук)` - 1 WHERE `ID техники` = :idtec.

Запрос «Добавление новой партии» выполняется для создания партии в таблице. Бухгалтер заполняет данные, которые требует форма, затем данные вводятся в таблицу и обновляется количество техники на складе.

Запрос в режиме SQL:

INTO Партия(`ID поставщика`,`Количество`,`ID техники`,`Дата поставки`) VALUES(:idpost, :kolvo, :idtech, :dat)

Суммирование техники происходит в режиме SQL аналогично запросу выше:

Техника SET `На складе(штук)`=`На складе(штук)` + :kolvo WHERE `ID техники` = :idtech

Запрос «Информация о продажах» используется для отображения фамилии, имени и отчества сотрудников, оформившие сделку, помимо этого, данный запрос отображает наименование техники, которую продал сотрудник, её цену и дату оформления сделки.

Продажи.[ID сотруд], Продажи.[ID техники], Сотрудники.Фамилия, Сотрудники.Имя, Сотрудники.Отчество, Техника.Цена, Продажи.Дата FROM Техника INNER JOIN (Сотрудники INNER JOIN Продажи ON Сотрудники.[ID сотруд] = Продажи.[ID сотруд]) ON Техника.[ID техники] = Продажи.[ID техники]

Запрос «Продажи за текущий месяц». Суть данного запроса заключается в выводе информации о сделках за текущий месяц, ориентируясь на системное время.

Сотрудники.[ID сотруд], Сотрудники.Фамилия, Сотрудники.Имя, Продажи.[ID продажи], Продажи.Дата, Продажи.[ID техники], Техника.НазваниеТехника INNER JOIN (Сотрудники INNER JOIN Продажи ON Сотрудники.[ID сотруд] = Продажи.[ID сотруд]) ON Техника.[ID техники] = Продажи.[ID техники]

WHERE Month([Дата])=Month(Date()) and Year([Дата])=Year(Date());

Проектирование форм. Структура и назначение существующих форм

В качестве среды разработки информационной системы, необходимой для курсового проекта, я выбрал Delphi 7.- интегрированная среда разработки ПО для Microsoft Windows, Mac OS, iOS и Android на языке Delphi (ранее носившем название Object Pascal), созданная первоначально фирмой Borland и на данный момент принадлежащая и разрабатываемая Embarcadero Technologies.

Форма «Вход»

Данная форма предназначена для входа в программу. Каждому сотруднику в зависимости от его должности присвоено определённое право пользования программой и для каждого права присвоены пароль и определённые ограничения.

Рисунок 10 - Форма входа

В единственное поле ввода данной формы пользователь должен ввести пароль. В случае, если пароль будет введён неверно, программа выдаст предупреждение о том, что пароль введён неверно.

Рисунок 11 - Ошибка

Когда пользователь введёт свой пароль, программа выдаст форму, которая будет доступна пользователю в зависимости от программы.

Форма «Оформление продажи»

Данная форма предназначена для оформления продажи. Сотрудник заполняет данные, которые требует от него форма. После нажатия на кнопку «Готово», программа вычитает проданную единицу техники со склада и заполняет таблицу продажи, опираясь на системное время, которое заполняется автоматически во время оформления продажи.


В первое поле ввода сотрудник вводит свой ID, а во второе ID проданной им техники. В случае, если сотрудник не заполнил хоть одно поле, программа выдаст ему ошибку о том, что пользователь не заполнил поля.

Форма «Бухгалтерия»

Данная форма предназначена для добавление поставок, новых видов техники, новых сотрудников и поставщиков, так же для просмотра информации о: партиях, технике, поставщиках, продажах и сотрудниках.

Рисунок 13 - форма бухгалтера

Элементы выше таблицы позволяют пользователю смотреть таблицы:

·Партия

·Сотрудники

·Техника

·Продажи

·Поставщики

Для взаимодействия с элементами приведёнными выше, достаточно кликнуть по ним левой кнопкой мыши.

Ниже таблицы так же имеются 4 элемента, по нажатию на них, слева появляется панель с полями ввода.

Выбрав «Добавить технику», программа выведет панель с полями ввода:

1)ID производителя. В это поле пользователь должен ввести id производителя.

)Название. Здесь должно быть наименование техники, которую пользователь добавляет в таблицу.

)Тип. В это поле вводится тип техники, например: холодильник, стиральная машина и т.п.

)Дата выпуска. Дата выпуска заполняется по форме дд.мм.гггг.

)Срок гарантии. Значение срока гарантии в месяцах.

)Цена. Последним пунктом заполняется цена товара.

Рисунок 14 - Добавление записи

Выбрав элемент «Добавить сотрудника», форма выдаст нам панель со следующими полями ввода:

)Фамилия.

)Имя.

)Отчество.

)Должность. Должность на которой будет работать сотрудник.

5)ID права. Присвоенное право пользования программой сотрудника.

По нажатию на элемент «Добавить поставщика», программа выдаст панель для заполнения таблицы «Поставщик»

Рисунок 15 - добавление поставщика

На выдаваемой панели есть всего одно поле для заполнения - наименование компании.

Выбрав элемент «Новая партия», программа выдаёт следующую панель:

Рисунок 16 - Добавить партию

Здесь пользователь вводит данные, необходимые для заполнение таблицы «Партия».

1)ID поставщика. Пользователь заполняет это поле ввода ссылаясь на уже имеющихся поставщиков в соответствующей таблице.

)Количество. Количество, которое содержит партия поставки. После заполнения этого поля, в таблице «Техника», количество определённой техники увеличивается за счёт заполнения этого поля.

3)ID техники. Данное поле ввода служит ориентиром для поля «Количество». С помощью него программа ориентируется какую технику определить на склад.

)Дата поставки. Дата поставки заполняется по форме дд.мм.гггг.

После заполнения каждого поля ввода, пользователь должен нажать на элемент «Готово». Только после этого программа заполнит необходимые таблицы, ориентируясь на данных, которые были введены в эти поля ввода.

Для того, чтобы пользователь мог заполнить таблицу «Производитель», ему нужно выбрать элемент «Добавить производителя» и на выданной ему панели заполнить единственное поле ввода на ней.

Рисунок 17 - добавить производителя

Элемент «Сортировка таблиц» необходим для вывода отчётов в MS Word. Для вывода отчёта пользователю необходимо выбрать таблицу, которая должна быть оформлена в виде отчёта.

Рисунок 18 - Сортировка таблиц

После того, как пользователь определился с таблицей, для вывода отчёта в MS Word, ему необходимо нажать на элемент «Вывести отчёт по данной таблице». После данного действия, программа создаст файл MS Word и перенесёт выбранную таблицу в этот текстовый файл.

Структура отчётов

Средства разработки отчётов в моей программе предназначены для создания макета отчёта, по которому может быть осуществлён вывод данных в виде выходного печатного документа.

Программа выводит таблицы в виде текстового файла, который можно отправить на печать. В отчёт можно вывести любую таблицу базы данных или из представленных выше видов сортировок, такие как «продажи за месяц» и «продажи за прошлый месяц».

Отчёт «продажи за месяц» выглядит следующим образом

Рисунок 19 - Отчёт

Руководство пользователя

Разработанная информационная система предназначена для структурированного хранения данных и вывода информации, которая содержится в таблицах.

Для работы с представленной информационной системой необходимы:

)Процессор не ниже Pentium 133 Mhz.

)Операционная система Windows.

3)Microsoft Access.

4)Microsoft Word.

Оформление продажи.

Пользователь (в данном случае продавец), должен войти в систему с помощью пароля, нажав на кнопку «продавец», ввести пароль в поле ввода. В следующей форме заполнить оба поля ввода и нажать «Готово». В поле «Ваш ID», пользователь должен ввести присвоенный ему ID.

Добавление записей в таблицу.

Пользователь (бухгалтер) на первой форме должен выбрать элемент «Бухгалтер», ввести пароль и нажать «Войти». Программа выдаст форму с таблицей и с элементами, нажав на которые, программа откроет панель, где будут присутствовать соответствующие элементы, необходимые для заполнения данных в таблицы.

Вывод отчёта в MS Word.

Чтобы вывести отчёт, пользователь должен выбрать таблицу, либо одну из сортировок и нажать на элемент «Вывести отчёт по данной таблице». Программа откроет пользователю файл в MS Word, где будет выведена таблица с программы.

Заключение

Проделанная работа позволяет любому пользователю хранить большие объёмы информации, обрабатывать их, сортировать, делать выборки по определённым критериям. Разработанная информационная система может быть использована в работе магазина бытовой техники.

Список литературы

.Нил Дж. Рубенкинг. Язык программирования Delphi для «чайников». Введение в Borland Delphi 2006 = Delphi for Dummies. - М.: Диалектика, 2007. - 336 с. - ISBN 0-7645-0179

3.Майкл Грох, Джозеф Стокман, Гэвин Пауэлл. Microsoft Office Access 2007. Библия пользователя = Microsoft Office Access 2007 Bible. - М.:«Диалектика», 2008. - С. 1200. - ISBN 978-5-8459-1485-9.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!