Тема: Проектирование сайта-визитки для автотехнического центра "Авант"

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    120,61 Кб
Проектирование сайта-визитки для автотехнического центра "Авант"
Проектирование сайта-визитки для автотехнического центра "Авант"
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

НОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Финансов и банковского дела











Курсовая работа

На тему «Особенности и проблемы денежно-кредитной политики в современных условиях»


Студентки 2 курса

Факультет экономики, управления и финансов

Очная форма обучения

Алехиной Надежды Андреевны

Научный руководитель

Пр. Кашликова А.А.

Москва 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность денежно - кредитной политики

1.1Определение денежно - кредитной политики

1.2 Основные цели денежно - кредитной политики

Глава 2. Проблемы денежно - кредитной политики

.1 Инструменты денежно - кредитной политики

.2 Модели денежно - кредитной политики

.3 Принципы денежно - кредитной политики в современных условиях

Глава 3. Особенности денежно - кредитной политики на современном этапе

.1 Роль ЦБ в регулировании денежно - кредитной политики

.2 Состояние денежно - кредитной системы в России

.3 Сценарии макроэкономического развития и денежно-кредитная политика в 2015-2017 годах

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность данной работы подтверждается тем, что государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны. Целью данной работы является выявить и рассмотреть проблемы и особенности денежно-кредитной политики.

Задачи, поставленные в данной работе, звучат следующим образом выявить основные цели денежно-кредитной политики, разобраться в их инструментах, моделях и принципах, определить роль ЦБ в регулировании денежно-кредитной политики, проанализировать состояние денежно - кредитной системы в России.

Объектом данной курсовой работы являются экономические отношения в сфере денежно-кредитной политики. Предметом являются проблемы и особенности денежно-кредитной политики, современная обстановка и перспективы развития денежно-кредитной политики страны.

В первой главе рассмотрено сущность и основные цели денежно-кредитной политики. Во второй главе мы видим инструменты, модели денежно кредитной политики, а так же принципы денежно-кредитной политики в современных условиях. В третьей главе рассматривается и анализируется роль ЦБ в регулировании денежно - кредитной политики и ее состояние, а так же сценарии макроэкономического развития и денежно-кредитная политика в 2015-2017 годах.

Методами исследования, использованные в данной курсовой работе являются: экономико-математический, статистический, графический и другие. Также в данной работе были использованы информационные материалы законодательных актов, труды отечественных авторов и периодические издания.

Глава 1. Сущность денежно - кредитной политики

1.1 Определение денежно - кредитной политики

Для того чтобы дать точное описание денежно - кредитной политики, рассмотрим несколько определений.

Денежно - кредитная политика - это комплекс мер, предпринимаемых государством для регулирования количества денежной массы в экономике. Для осуществления денежно кредитной политики государством используется совокупность денежно кредитных инструментов и институтов денежно - кредитного регулирования.

Так же, денежно - кредитная политика определяется как политика государства, которая воздействует на количество денег в обращении для того, чтобы обеспечить стабильность цен, полную занятость населения и рост реального объёма производства.

Некоторые учёные соглашаются со следующим определением. Денежно - кредитная политика - это управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям. Это определение подчёркивает возможность влияния денежно - кредитной политики не только на сферу обращения, но и на производственную сферу.

Зарубежные учёные экономисты денежно - кредитную политику подразделяют на «узкую», которая обеспечивает стабильность национальной валюты с помощью проведения валютной интервенции, изменения уровня учетной ставки, а также других инструментов, оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы; и «широкую», которая непосредственно воздействует на объем денежной массы в обращении. Эти меры, как правило, должны быть взаимообусловлены и взаимосвязаны.

Как и любой экономический сегмент, денежно - кредитная политика имеет объект и субъект.

Спрос и предложение на денежном рынке являются объектами денежно - кредитной политики. А субъектами являются центральный банк страны с соответствующими ему функциями проводника денежно - кредитной политики государства и коммерческие банки.

1.2 Основные цели денежно - кредитной политики

Любое государство хочет поддерживать такое состояние экономики, при котором обеспечивается полная занятость, низкая или нулевая инфляция, устойчивый экономический рост и внешнеэкономическое равновесие.

Немецкие экономисты Х. Зайдель и Р. Теммен составили структурно-логическую схему основных направлений макроэкономической политики под названием «Магический четырехугольник целей». Магический четырехугольник включает, с одной стороны, внешнеэкономическое равновесие и стабильный уровень цен, с другой - экономический рост и высокую степень занятости. Формирование целей требует тщательной проработки и конкретного разбора деталей при составлении рабочих программ и прогнозов.

Экономические цели общества, направленные на реализацию экономической политики, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Недооценка какой-либо цели в процессе их достижения или, наоборот, приоритетный характер некоторых из них могут привести к невыполнению всех остальных. Как пример, односторонняя борьба с инфляцией, как правило, сопровождается ухудшением других макроэкономических показателей (спад производства, чрезмерное увеличение безработицы, повсеместное распространение неплатежей).

Цель развития национальной экономики заключается в том, чтобы обеспечить достаточный экономический рост, таковой же является и стратегическая цель денежно - кредитной политики страны. Таким образом, главная цель денежно - кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения, снижения инфляции и росте реального объема ВНП. Данная цель осуществляется с помощью организованных мероприятий в рамках денежно - кредитной политики, которые достигаются достаточно медленно, рассчитываются на много лет и не будут являться быстрой реакцией на изменение конъюнктуры рынка. Поэтому считается необходимым представлять цели денежно - кредитной политики в особом порядке. Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может являться и таргетирование инфляции, и стабилизация валютного курса, в связи с этим данная денежно-кредитная политика направлена на более конкретные и легкодоступные цели, чем такие глобальные задачи, как фиксация количества денег, которые находятся в обращении, определение уровня обязательных резервов, ставки рефинансирования коммерческих банков.

Выбор целей промежуточного характера определяется степенью либерализации экономики и независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике. Промежуточные цели денежно-кредитной политики взаимосвязаны между собой. Например, в условиях свободно конвертируемой валюты ЦБ стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, а в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять курс национальной валюты, устанавливаемый рынком. И наоборот, при выборе целей денежно-кредитной политики, которые связаны с ограничениями по валютному курсу, центральному банку нужно учитывать нынешний уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.

Главными стратегическими целями денежно - кредитной политики являются повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Основные ориентиры макроэкономической политики, если смотреть на долгосрочную стратегию, - это снижение инфляции и обеспечение роста ВВП. Снижение инфляции - плавный процесс, поэтому в каждый следующий год инфляция должна быть ниже, чем фактически сложившийся уровень инфляции предшествующего года. Разрабатывается денежно - кредитная политика непосредственно Центральными Банками стран.

В данной главе мы дали точное и полное определение «денежно - кредитной политики» и рассмотрели объект и субъект этого понятия. Так же были рассмотрены главные, промежуточные и стратегические цели денежно - кредитной политики.



Глава 2. Проблемы денежно - кредитной политики

.1 Инструменты денежно - кредитной политики

денежный кредитный занятость денежный рынок

Для того чтобы выбрать тип проводимой денежно - кредитной политики и, соответственно, набор инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный Банк рассматривает состояние хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Основные направления денежно-кредитной политики, разработанные на основе такого выбора, утверждаются законодательным органом.

С помощью набора специальных инструментов осуществляется воздействие субъектов денежно-кредитной политики на её объекты. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики. В Федеральном законе определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

. Операции на открытом рынке.

. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).

. Процентные ставки по операциям ЦБ.

. Рефинансирование кредитных организаций.

. Валютные интервенции.

. Установление ориентиров роста денежной массы.

. Прямые количественные ограничения.

. Эмиссия облигаций от своего имени.

Подробнее рассмотрим эти инструменты.

.Операции на открытом рынке.

Политика открытого рынка заключается в купле - продаже Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основной задачей политики открытого рынка является то, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке, когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность. В таких случаях широко используются перекупочные соглашения. Это соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с таким условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, таким образом, осуществляется обратный выкуп ценных бумаг, но со скидкой - так называемые обратные операции (операции РЕПО). Данная скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

.Обязательные резервы.

Это один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. Обязательные резервы - это механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы представляют собой обязательную норму вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемую законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязанность выполнения резервных требований вступает в силу с момента получения лицензии. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков, тем самым контролируя предложение денег.

. Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки. Традиционной функцией Центрального банка - предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, выдаваемая Центральным банком, называется ставкой рефинансирования или учетной ставкой процента. Изменяя эту ставку, Центральный банк имеет право воздействовать на резервы банков. Воздействие заключается в расширении или сокращении их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.

. Рефинансирование банков. Изначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась только для влияния на состояние денежно-кредитного обращения. Однако, по степени развития рыночных отношений рефинансирование стало активнее использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, становится кредитором последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка.

На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учётная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но и направлена на регулирование валютного курса и платёжного баланса. Центральный банк, когда покупает или продаёт иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы - это и есть девизная политика. Такие операции называются «валютные интервенции». Приобретая за счёт официальных золотовалютных резервов национальную валюту, увеличивается спрос, а, следовательно, и курс валюты. Напротив, когда Центральный банк продаёт крупными партиями национальную валюту, происходит снижение её курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала.

. Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования. Таргетирование - это установление целевых ориентиров денежной системы, регулирование прироста агрегата денежной массы, которых придерживаются в своей политике центральные банки.

По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров.

Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность. Использование ЦБ целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

Законодательно предусмотрено, что Центральный банк может применять и прямые количественные ограничения (лимиты) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Однако, это бывает в исключительных случаях с целью проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством. Центральный банк может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

.2 Модели денежно - кредитной политики

Изучение процесса воздействия денег и денежно - кредитной политики на экономику страны в целом - это теория денег, лежащая в основе денежно- кредитной политики.

Значимость и роль денежно - кредитной политики в условиях рынка немало заботят экономистов, в этой среде ведутся многочисленные дискуссии. Существуют следующие модели.

Неоклассическая теория. Наиболее ранними учеными - экономистами, выдвинувшей представления о денежном обращении и регулировании экономики с помощью денег, стали представители классической (неоклассической) школы последней трети XIX - начала XX в.: Д. Юм, А. Смит, Д. Риккардо, Дж. Милль, А. Пигу, И. Фишер и др. По их мнению, рыночная экономика - это эффективная саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система, обходящаяся без постоянного контроля над сектором экономики со стороны государства. Они считали, что реальный объём производства определяется основными факторами производства, которые есть у общества: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, которые изменяются лишь в долгосрочном периоде. Деньги учёные определяют как средство выражения стоимости произведенной продукции, определения объёмов инвестиционных вложений, определения дохода. Многие учёные - экономисты этой школы полагали, что объём производства и скорость обращения денег имеют свойство стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики. Наиболее известными являются следующие варианты неоклассической теории: трансакционный подход И. Фишера и теория кассовых остатков.

Ирвинг Фишер - один из первых американских неоклассических экономистов, хотя его поздние работы по долговой дефляции часто рассматриваются как принадлежащие к посткейнсианской школе. Он разработал и объяснил в своих трудах концепцию зависимости между величиной денежного обращения и уровнем товарных цен.

Данную зависимость можно проследить, рассмотрев уравнение обмена: MV = PT, где: М - количество денег в обращении, V- трансакционная скорость обращения денег, P- цена типичной сделки, T- количество сделок за определенный период времени. = PT - цены стабильны; MV < PT - цены снижаются; MV > PT - цены растут.

Слабая сторона трансакционного подхода И. Фишера в том, что при расчёте спроса на деньги он принимает во внимание лишь денежные средства, которые находятся в обращении, но не учитывает деньги как средство накопления.

В 1920-е гг. появляется предложенная английским экономистом, Альфредом Маршаллом, так называемая теория кассовых остатков, или кембриджская версия количественной теории денег. В теории Маршала, в отличие от концепции И. Фишера, определяется количество денег, которое индивиды хотели бы иметь для осуществления всех трансакций, а не количество денег, которое необходимо экономике для реализации всех обменных операций. Поэтому, объектом анализа здесь является спрос на деньги со стороны отдельных индивидов, а не экономики в целом. Кембриджскую версию количественной теории денег и цен видно по формуле: М = kPY, где: М - номинальное количество денег, P - уровень цен на товары и услуги (дефлятор ВВП), Y - реальный доход общества за определенный период времени (реальный ВВП), PY - номинальный доход, k - коэффициент ликвидности (степень монетизации ВВП). - предложение денег, задаваемое государством, kPY - спрос на деньги, который определяется общим номинальным доходом общества с учётом того, что часть его хранится в виде наличных денег и временно изымается из обращения. Вследствие выдвижения принципа жесткую зависимость уровня цен от предложения денег, не признавая других вариантов развития этой теории, данная теория денежного обращения потерпела фиаско в 30 - е годы XX в. и стала объектом критики.

Кейнсианская теория денежно-кредитного регулирования. Противоположная неоклассической теории является теория спроса на деньги Дж. Кейнса. Его теория наиболее известна теоретическим обоснованием широкомасштабного вмешательства государства в рыночную экономику. В отличие от классиков Кейнс считал, что экономика надолго может остаться в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы. Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономики, если будет использовать методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса. С точки зрения Кейнса, спрос на деньги зависит от предпочтения ликвидности. Предпочтение ликвидности означает предпочтение хранить деньги в наличной, то есть наиболее ликвидной форме. Кейнс сформулировал три мотива хранения сбережений в денежной форме: транcакционный, спекулятивный и мотив предосторожности. Транcакционный мотив означает, что хозяйствующий субъект будет хранить определенную часть своих денежных средств в наличной форме для того, чтобы финансировать этими деньгами свои ежедневные расходы. Например, домохозяйству постоянно нужны деньги на покупку еды, на оплату проезда, других услуг. По вертикальной оси отложим банковскую ставку процента (r), а по горизонтальной - объем денежной массы (М).


Вертикальная линия спроса на деньги говорит о том, что независимо от величины процента, определенная сумма денег (МD) находится у домохозяйств. То есть она не будет вложена ни в банковский сектор, ни в реальный сектор экономики в качестве инвестиции, а будет использоваться для расчетов. Трансакционный спрос зависит от следующих факторов:

а) уровня цен, чьё повышение закономерно повышает денежный спрос;

б) реального объема производства; по мере его расширения растут и реальные доходы, поэтому населению требуется больше денег для их превращения в товары и услуги;

в) скорости обращения денег; её нарастание объективно снижает потребность в деньгах.

Спекулятивный мотив обусловлен желанием выгодно использовать сбережения, и поощряет хозяйствующий субъект вкладывать деньги в проекты, обеспечивающие наибольшую доходность. Деньги перемещаются между реальным и банковским сектором экономики. Поэтому когда доходность в реальном секторе экономики будет более высокой, чем в банковском, то деньги из банковского сектора уйдут в реальный. Иначе из реального сектора экономики деньги вернутся в банковский сектор. По вертикали отражается банковский сектор экономики, а по горизонтали - реальный.


Наклонная линия спроса на деньги характеризует отток денег из банковского в реальный сектор (с M1 до М2) в связи с уменьшением процентной ставки (с R1 до R2), а значит и доходности от банковских вложений. А если же мы поднимаемся по линии спроса, то видим, что с ростом процентной ставки происходит приток денежных средств в банковский сектор из реального в связи с сокращением доходности в последнем.

Мотив предосторожности - это желание хранить деньги для непредвиденных обстоятельств, например, несчастных случаев, внезапной болезни, срочного ремонта автомобиля и т.д. Предосторожности близок к транзакционному мотиву по своему смыслу. Хозяйствующий субъект, не уверенный в прибыльности инвестиционных проектов, будет хранить деньги в наличной форме и при неблагоприятном развитии событий в экономике страны он не понесет крупных потерь. Хотя в этом случае он не застрахован от инфляции, в какой бы валюте он ни хранил свои денежные средства. Дж. Кейнс и его последователи утверждали, когда государство использует методы денежно-кредитной политики, оно может оказывать воздействие на процентную ставку, а через неё на уровень инвестиций, обеспечивая экономический рост и поддерживая полную занятость. Однако в большей мере отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике. «Провалы» кейнсианской теории денежного обращения состоят в недооценке опасности развития инфляции, преувеличении роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования конъюнктуры, переоценке реального эффекта дефицитного финансирования. В целом в 70-х годах XX столетия наблюдался кризис кейнсианской школы, приведший к развитию в экономической науке нового направления - монетаризма.

Неоконсервативный подход (монетаризм). Главными теоретиками современного монетаризма являются известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен и американский экономист чикагской школы Анна Шварц. Монетаризм - это школа экономической мысли, которая большее внимание обращает на изменения в количестве денег в обращении как определяющие функции цен, доходов и занятости. Взгляды монетаристов и кейнсианцев расходятся не только в вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. По их мнению, рыночная экономика - это устойчивый механизм, способный самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Именно поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государственного регулирования экономики, отстаивают принципы свободной конкуренции. Решающий фактор развития производства - деньги. Сильное вмешательство государства в экономику может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 70-х - начала 80-х гг. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объёмом проданных товаров и услуг в рамках внутренней экономики, выраженная уравнением обмена И. Фишера, представленным выше. Анализ деловых циклов и денежного обращения позволил М. Фридмену и его единомышленникам значительно модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и процентную ставку. Монетаристы также выявили взаимосвязь между изменением темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП и показали, что изменение темпов роста денежной массы влияет на реальный объем производства быстрее, чем на цены. Это выражается следующей зависимостью: kM = PY, где k - коэффициент при постоянстве, V - скорости обращения денег.

Например, в пределах одного делового цикла темпы роста денежной массы в обращении после некоторой задержки, обычно в несколько месяцев, вызывают изменения в темпах роста номинального ВНП. Монетаристы считают механизм влияния денег на объем ВНП скрытым, т.к. это влияние осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен объясняет этот механизм через «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. Каждый человек формирует определенную массу своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. Когда увеличивается денежное предложение, то привычное соотношение меняется и, чтобы его восстановить, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, а это, в свою очередь, приводит к росту объемов ВНП. Кейнсианскую концепцию они считали ошибочной и внутренне противоречивой. Поэтому главным объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а темпы роста предложения денег - в пределах 3-5% в год. Центральный банк должен проводить в жизнь постоянную предсказуемую денежную политику и следовать простому правилу постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы должны быть достаточными, чтобы, с одной стороны, обеспечивать рост реального ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике. Современная денежная теория все более приобретает синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической "экономики предложения" и др.

.3 Принципы денежно - кредитной политики в современных условиях

В современных условиях в основе денежно-кредитной политики большинства стран лежит принцип "компенсационного регулирования", основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла. Соответственно принципы денежно - кредитной политики делятся на:

·принципы экспансии (включают в себя стимулирование кредитных операций, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств, снижение нормы процента),

·принципы рестрикции (к ним относятся ограничение кредитных операций, торможение темпов роста денежной массы в обращении, повышение уровня процентных ставок).

Рассмотрим более подробно эти направления денежно-кредитной политики государства.

Проведение экспансионистской или расширительной политики, которая направлена на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный банк удорожает или удешевляет кредиты для коммерческих банков, а соответственно, и для заёмщиков. Когда в экономике наблюдается спад производства, растёт безработица, то он проводит политику дешёвых денег, удешевляя кредиты и делая их более доступными. В то же время растёт предложение денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, стимулирует рост инвестиций и деловой активности, а также реального ВНП. Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, тогда банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег), тем самым привлекая заёмщиков. Это особенно чётко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешёвый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя.

Проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики направлено на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный банк проводит политику дорогих денег, что ведёт к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В таком случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учётной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, но с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка будут стремиться приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки хотят заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, которые осуществлены для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Когда цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъёме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

В главе под названием «проблемы денежно - кредитной политики» рассмотрены восемь основных инструментов и присутствует их подробное описание. Так же разобраны три модели денежно - кредитной политики. Модели неоклассической теории, посткейнсианской теории, кейнсианской и неоконсервативной теории. И в последнем параграфе описаны принципы денежно - кредитной политики в современных условиях.

Глава 3. Особенности денежно - кредитной политики на современном этапе

.1 Роль ЦБ в регулировании денежно - кредитной политики

Центральный банк - ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. В современных условиях в большинстве стран центральные банки, по сути, являются государственными даже тогда, когда формально не принадлежат государству. Например, в Швейцарском национальном банке государству принадлежит лишь часть капитала, в Банке Японии 55% капитала, в национальном банке Бельгии у государства 50% капитала. Тем не менее, их сущность не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

В настоящее время центральный банк выступает проводником официальной денежно-кредитной политики, воздействуя на кредитные институты и создавая определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что оказывает влияние на экономическое развитие страны. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор центральными банками путей и методов денежно-кредитного регулирования, на предпочтение ими тех или иных инструментов денежной политики.

Центральный банк, реализуя денежно-кредитную политику, влияет на валютный курс, процентные ставки и на общий объём ликвидности банковской системы, а, следовательно, экономики. Решение данных задач поможет стабилизировать экономический рост, удерживать безработицу и инфляцию на низком уровне, тем самым координируя свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика формируется на основе приоритетов правительства.

Взаимоотношения центрального банка и правительства чётко определены. Так как правительство ограничено в своих действиях, оно не вмешивается в повседневную работу банка, согласовывая с ним только общую макроэкономическую политику. В России денежно-кредитную политику осуществляет Банк России. Она включает в себя совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей совокупного денежного оборота.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом с последующими изменениями и дополнениями. Закон устанавливает степень независимости Центрального банка.

Функции Центрального банка РФ зафиксированы в законе "О Центральном банке РФ (Банке России):

.во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

.монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

.является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

.устанавливает правила расчетов в РФ;

.устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и отчётности для банковской системы;

.осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

.определяет порядок осуществления расчётов с иностранными государствами;

.организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ и т.д.

Важнейшей функцией ЦБ РФ считается разработка и реализация единой денежно-кредитной политики, направленная на защиту и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, обеспечение стабильности цен, низкую инфляцию (ниже 3%), полной занятости населения и роста реального объема производства путём воздействия на количество денег в обращении. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Центральный банк РФ.

Формируются конечные цели денежно-кредитной политики ЦБ- это снижение инфляции и возможное ускорение роста ВВП.

Проводя денежно-кредитную политику, Банк России создаёт объективные предпосылки для формирования сбережений предприятиями и населением и последующее их трансформации в производительные инвестиции. Такими предпосылками являются финансовая стабильность и противодействие инфляции, поддержание устойчивости денежной системы и стабильного курса национальной валюты.

Денежно-кредитная политика должна быть чётко увязана с бюджетом и налоговой политикой, а также с финансированием государственного бюджета.

Главная цель денежно-кредитной политики - это достижение макроэкономической стабилизации в долгосрочном периоде времени.

.2 Состояние денежно - кредитной системы в России

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» были установлены цели по инфляции 5% в 2014 году, 4,5% в 2015 году и 4% в 2016 году. Указанные целевые значения были определены с учётом среднесрочного макроэкономического прогноза ЦБ и рассматривались как достижимые при основных предпосылках его базового сценария. Однако в 2014 году развитие российской экономики существенно отклонилось от базового прогноза: ухудшение внешнеэкономической ситуации привело к более низким, по сравнению с ожидавшимися, темпам роста ВВП России, ослаблению рубля, ускорению роста потребительских цен и увеличению рисков для финансовой стабильности.

Денежно-кредитная политика в 2014 году проводилась ЦБ с учётом анализа текущих экономических тенденций и прогнозов развития российской экономики и была направлена на обеспечение среднесрочной ценовой стабильности. Для сдерживания инфляции ЦБ повышал в 2014 году ключевую ставку. Последовавшее повышение процентных ставок по банковским вкладам способствовало прекращению оттока средств из рублёвых депозитов и ограничило масштаб ускорения роста цен. Несмотря на ожидаемое в 2014 году превышение инфляции, реализуемая денежно-кредитная политика формирует необходимые условия для стабилизации курсовых и инфляционных ожиданий, восстановления склонности населения и компаний к сбережению средств в форме банковских депозитов и достижения цели по инфляции на уровне 4% в среднесрочной перспективе при отсутствии дополнительных шоков.

С учётом нестандартных условий развития российской экономики в 2014 году Банк России, реализовывал ряд особых мер, направленных на увеличение потенциала рефинансирования кредитных организаций, стабилизацию ситуации на внутреннем валютном рынке и стимулирование отдельных сегментов кредитного рынка, развитие которых сдерживается структурными факторами.

В условиях роста потребности кредитных организаций в ликвидности при ограниченном объёме имеющегося у них рыночного обеспечения Банк России расширил перечень активов, включённых в Ломбардный список, а также увеличил объём средств, предоставляемых по кредитам, обеспеченным нерыночными активами. Кроме того, были увеличены сроки предоставления средств, что позволило снизить влияние растущего объёма операций рефинансирования на разрыв между срочностью активов и пассивов в балансах банков. Для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке Банк России в 2014 году прибегал к временному увеличению величины накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала, а также ввел инструменты предоставления ликвидности в иностранной валюте, расширившие возможности банков по управлению собственной валютной ликвидностью. Кроме того, в целях стимулирования предоставления банками долгосрочных кредитов на финансирование инвестиционных проектов и повышения их доступности для экономики Банк России ввел особый механизм рефинансирования кредитных организаций под залог прав требований по таким кредитам.

.3 Сценарии макроэкономического развития и денежно-кредитная политика в 2015-2017 годах

В течение 2014 года условия реализации денежно-кредитной политики формировались под воздействием разнонаправленных тенденций. Факторами, благоприятными для российской экономики, стали сохранение в I-III кварталах 2014 года цен на нефть на относительно высоком уровне, а также хороший урожай основных сельскохозяйственных культур. Умеренная индексация тарифов на услуги естественных монополий для населения являлась сдерживающим фактором для инфляции в 2014 году. С другой стороны, ряд условий складывался неблагоприятно для России: рядом стран были введены санкции против российской экономики, сопровождавшиеся ответными мерами, также началось заметное снижение цен на нефть. Рассмотренные Банком России сценарии экономического развития различаются предпосылками о том, насколько продолжительным и выраженным будет действие указанных негативных факторов.

Перспективы экономического роста в значительной степени зависят от скорости и последовательности реализации необходимых структурных преобразований и способности экономики преодолевать внутренние инфраструктурные и ресурсные ограничения, связанные в том числе с неблагоприятными демографическими тенденциями. Основным источником экономического роста должно стать повышение производительности труда, что невозможно без восстановления инвестиционной активности. Ключевыми условиями для преодоления спада инвестиций являются снижение экономической неопределенности, в том числе за счёт достижения низкой и стабильной инфляции, и улучшение делового климата.

При разработке сценариев Банком России были учтены наблюдаемые в последние годы тенденции в российской экономике, свидетельствующие о том, что имеющиеся структурные ограничения не будут преодолены быстро.

Существенное влияние на экономическое развитие будут оказывать бюджетно - налоговая и денежно-кредитная политика. Бюджетная политика, как ожидается, будет носить контрциклический характер, выполняя стабилизирующую функцию, в том числе за счёт использования накопленных в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния средств. Политика Банка России будет направлена на обеспечение ценовой и финансовой стабильности, являющиеся неотъемлемыми составляющими благоприятной деловой среды, необходимой для формирования инвестиций и устойчивого роста экономики в среднесрочной перспективе.

Цель денежно-кредитной политики - снижение инфляции в среднесрочном периоде до 4% и ее поддержание вблизи данного уровня. Для обеспечения замедления роста общего уровня потребительских цен с учётом того, что баланс макроэкономических рисков смещен в сторону инфляции, необходимым является сохранение умеренно жесткой денежно-кредитной политики. Траектория ключевой ставки ЦБ и скорость сближения инфляции с целевым уровнем будут различаться, поскольку при принятии решений Банк России стремится ограничить риски для роста совокупного выпуска товаров и услуг и сглаживать циклические колебания экономической активности. Замедление инфляции создаст основу для снижения долгосрочных процентных ставок, что окажет благоприятное воздействие на темпы роста экономики.

В данной работе рассмотрено пять сценариев развития российской экономики в период 2015-2017 годов, формирующих различные условия проведения денежно- кредитной политики. Большое количество сценариев связано с повышенной неопределенностью относительно изменения внешних для отечественной экономики факторов. В варианте I ожидается возвращение цены на нефть марки «Юралс» в 2015 году к уровням первой половины 2014 года и её последующее незначительное снижение. В данном сценарии также предполагается, что санкции в отношении России и ответные ограничения будут отменены в III квартале 2015 года. Данный сценарий наиболее близок по ключевым предпосылкам и ожидаемым траекториям изменения основных макроэкономических показателей к разработанному Минэкономразвития России базовому прогнозу социально-экономического развития РФ на 2015-2017 годы.

ЦБ также рассмотрел ещё четыре сценария (IIa, IIb, IIIa и IIIb). В вариантах IIa и IIb ожидается умеренный рост цен на нефть к середине 2015 года с последующим их снижением, в вариантах IIIa и IIIb закладывается, что цена на нефть сократится до 80 долларов США за баррель и сохранится на данном уровне до конца 2017 года. В вариантах, отмеченных субиндексом «a» предполагается, что санкции будут отменены в III квартале 2015 года, в вариантах с субиндексом «b» санкции действуют до конца 2017 года. Вариант IIb рассматривается Банком России в качестве базового.

Во всех пяти сценариях ожидается, что восстановление мировой экономики будет постепенным и неравномерным, темпы роста экономик стран - основных торговых партнёров России останутся относительно невысокими. В связи с этим динамика внешнего спроса в ближайшие годы не окажет значительного стимулирующего воздействия на экономику России. Прогнозируется, что политика ЕЦБ останется выраженно стимулирующей по меньшей мере в 2015 году, тогда как ФРС США, а также ряд других центральных банков развитых стран по мере восстановления мировой экономики в ближайшие годы, напротив, перейдут к постепенному повышению ставок денежно-кредитной политики, что приведёт к росту процентных ставок на внешних рынках.

В рамках базового сценария развития экономики РФ (IIb) прогнозируется повышение цены на нефть марки «Юралс» до 94-96 долларов за баррель к середине 2015 года и её последующее снижение до 90 долларов за баррель к концу 2017 года. Краткосрочный прогноз основан на предположениях о сокращении объемов добычи странами ОПЕК, что ранее являлось стандартной реакцией картеля на снижение цен на мировых рынках, и коррекции курса доллара США к основным валютам к фундаментально обоснованным уровням. Последующая траектория снижения цен на нефть будет обусловлена вялым восстановлением мирового спроса на фоне замедления экономического роста в странах - крупнейших импортерах энергоресурсов, внедрения энергосберегающих технологий и переориентации на другие источники энергии. Несмотря на кратковременное повышение цены на нефть в первой половине 2015 года, её дальнейшая нисходящая траектория и ожидаемое отсутствие роста цен на другие значимые сырьевые товары экспорта России в сочетании с продолжением удорожания российского импорта обусловят постепенное ухудшение условий торговли в течение 2015-2017 годов.

В данном сценарии предполагается, что введенные в 2014 году санкции и внешнеторговые ограничения будут действовать до конца 2017 года. Ожидается, что негативное влияние на российскую экономику введенных против России санкций будет постепенно ослабевать в течение 2015-2017 годов по мере адаптации экономических агентов к изменившимся внешним условиям. Бюджетная политика внесет положительный вклад в динамику совокупного спроса в 2015-2017 годах, частично компенсируя сдерживающее влияние внешних условий на экономику.

Ожидается, что инфляция сохранится на повышенном уровне до конца первого квартала 2015 года и далее начнет снижаться. Её значительное замедление к концу 2015 года будет во многом обусловлено уменьшением влияния на цены отдельных групп продовольственных товаров ограничений на импорт, введенных в 2014 году, по мере налаживания поставок продовольственных товаров из стран, не входящих в санкционный список, и роста выпуска импортозамещающих производств. Для того чтобы ограничить влияние ускоренного роста цен продовольственных товаров на широкий круг товаров и услуг и инфляционные ожидания Банк России будет придерживаться умеренно жесткой денежно-кредитной политики в первой половине 2015 года. В дальнейшем, по мере стабилизации и последующего снижения инфляционных ожиданий, Банк России будет рассматривать возможность смягчения политики. При этом наличие выраженной тенденции к снижению инфляционных ожиданий создаст возможность достижения среднесрочного целевого уровня инфляции при более значительном смягчении денежно-кредитной политики.

С учётом характера и длительности действия факторов со стороны предложения, вызвавших ускорение инфляции в 2014 году, а также распределенного во времени воздействия на динамику цен со стороны денежно-кредитных условий прогнозируется снижение инфляции по итогам 2015 года до 6,2-6,4%. Далее ожидается её замедление до целевого уровня: по оценкам, к концу 2017 года инфляция составит 4,0-4,6%.

Предполагаемые внешние и внутренние условия развития российской экономики обусловят сохранение близких к нулю темпов экономического роста в 2015-2016 годах. В 2017 году прогнозируется развитие импортозамещающих производств и повышение конкурентоспособности российского экспорта. Постепенное ускорение роста ВВП в среднесрочном периоде обеспечит приближение совокупного выпуска к потенциальному уровню и сокращение отрицательного разрыва выпуска с уровня - (1-1,5)% в 2015-2016 годах до около -0,5% к концу 2017 года. Темп прироста ВВП составит около 0% в 2015-2016 годах и увеличится до 1,5-1,7% в 2017 году. Слабый внутренний спрос будет вносить небольшой отрицательный вклад в темп роста ВВП в 2015-2016 годах. Рост расходов на конечное потребление домашних хозяйств, как ожидается, в 2015-2016 годах замедлится до 0,1-0,3% в условиях снижения темпов роста реальной заработной платы на фоне слабой экономической активности.

Наиболее сильному негативному воздействию со стороны внешних факторов в данном сценарии подвергнется инвестиционная активность на фоне более низких, чем в 2014 году, цен на нефть и затруднённого доступа к внешнему финансированию. Несмотря на поддержку со стороны бюджета, а также начало реализации крупного инвестиционного проекта в рамках сотрудничества с Китаем по расширению газового экспорта, ожидается продолжение сокращения инвестиций в основной капитал в 2015-2016 годах. Темпы снижения валового накопления основного капитала прогнозируются на уровне 3,0-3,3% в 2015 году и 1,5-2% в 2016 году.

Слабый внутренний спрос обусловит слабую динамику импорта, что с учетом стабильной динамики экспорта обеспечит небольшой положительный вклад чистого экспорта в рост ВВП в 2015-2016 годах. По оценкам, в 2015 году снижение импорта составит около 2%, в 2016 году темпы роста импорта прогнозируются на уровне около нуля. Темпы роста экспорта будут находиться в диапазоне 0-0,7% в 2015-2016 годах. В 2017 году прогнозируется восстановление как инвестиционного, так и потребительского спроса. Модель экономического роста сменится на более традиционную для России в последние годы: чистый экспорт будет вносить отрицательный вклад в рост ВВП. Темпы роста импорта восстановятся до уровня около 3%, в то время как темпы роста экспорта не превысят 1,6%. Указанные темпы роста экспорта и импорта товаров и услуг, обусловят постепенное снижение положительного сальдо текущего счёта платежного баланса России c уровня около 3% к ВВП в 2014 году до около 1% ВВП в 2017 году.

С учётом предполагаемых внешних условий и динамики баланса текущих внешнеторговых операций ожидается сохранение отрицательного сальдо финансового счёта платежного баланса. При этом ожидаются значительное сокращение внешнего долга в течение 2015-2017 годов и снижение спроса на иностранные активы. Это обеспечит формирование оттока капитала в объёме около 100 млрд. долларов США в 2015 году. В дальнейшем ожидается сокращение оттока капитала до 40-60 млрд. долларов США в год главным образом на фоне сокращения поступлений по текущему счету. В данном сценарии ожидается, что в целях смягчения влияния финансовых санкций на ситуацию на валютном рынке и в финансовом секторе в целом Банк России будет осуществлять операции валютного РЕПО.

В ближайшие три года темпы роста денежных и кредитных агрегатов будут несколько ниже, чем в предыдущие годы, что согласуется с прогнозируемой динамикой экономической активности и инфляции. Годовые темпы прироста денежной массы составят 7-11%. Кредитование экономики будет основным источником роста денежных агрегатов. Сохранение стабильной ситуации на внутреннем валютном рынке и замедление инфляции создадут условия для снижения долларизации экономики.

В вариантах I и IIa в силу более благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры прогнозируются более высокие темпы экономического роста. По мере нормализации внешнеполитической ситуации, снижения экономической неопределенности, восстановления доступа на внешние финансовые рынки и улучшения ожиданий субъектов экономики будет происходить оживление инвестиционной активности. В варианте I дополнительную поддержку совокупному спросу также будут оказывать более высокие цены на нефть. В результате, в варианте I темпы роста валового накопления основного капитала будут находиться в положительной области на протяжении всех трёх лет, в варианте IIa выход темпов роста валового накопления основного капитала в положительную область прогнозируется в 2016 году. Темпы роста потребительского спроса в вариантах I и IIa на протяжении всех трёх лет также ожидаются более высокими, чем в базовом сценарии. В результате внутренний спрос станет основным фактором роста, в то время как вклад чистого экспорта в темп роста ВВП будет отрицательным. В данных сценариях также прогнозируется более быстрое сокращение текущего счета платёжного баланса из-за опережающего роста импорта в сочетании с более низким уровнем оттока капитала.

В рассматриваемых сценариях снижение инфляции будет происходить более быстрыми темпами, чем в базовом сценарии. Её значительное замедление к концу 2015 года будет во многом обусловлено исчерпанием влияния на цены отдельных групп продовольственных товаров ограничений на импорт, введенных 2014 году. После их отмены ожидается компенсационный рост предложения со стороны ранее ушедших с рынка импортеров и заметное замедление роста цен на соответствующие товарные группы. Дополнительным благоприятным для инфляции фактором в данных сценариях может стать динамика курса рубля.

В вариантах IIIa и IIIb, предполагающих сохранение в 2015 году цен на нефть в диапазоне 84-86 долларов США за баррель с последующим снижением до 80 долларов США за баррель в 2016-2017 годах, прогнозируется снижение ВВП в 2015 году на 0,4% и 0,7% соответственно. В дальнейшем ожидается восстановление экономического роста. В варианте IIIa восстановление роста будет происходить более быстрыми темпами ввиду более благоприятных внешних финансовых условий.

Относительно низкие цены на энергоносители в сочетании с ограниченными возможностями финансирования дефицита государственного бюджета посредством привлечения средств на внешнем и отчасти на внутреннем рынке обусловят, по оценкам, необходимость использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в течение 2015-2017 годов. Прогнозируется повышение вклада бюджетной политики в рост совокупного спроса до 0,2-0,5 процентного пункта в 2015-2016 годах.

Несмотря на более слабый внутренний спрос, для достижения среднесрочной цели по инфляции будет необходимо больше времени, чем прогнозируется в базовом сценарии, и потребуется проведение более жесткой денежно-кредитной политики, как минимум в течение 2015 года. Вместе с тем, учитывая риски для перспектив экономического роста, Банк России будет стремиться обеспечить постепенное снижение инфляции, не создавая угрозы чрезмерного охлаждения экономической активности.

При реализации вариантов IIIa и IIIb Банк России будет уделять повышенное внимание поддержанию финансовой стабильности. Основным инструментом станут операции РЕПО Банка России в иностранной валюте. Ожидается, что установленный на 2015-2016 годы лимит будет использован полностью. При необходимости данный лимит может быть увеличен. В случае возникновения признаков дестабилизации ситуации в финансовом секторе Банк России будет готов использовать дополнительные инструменты, соответствующие масштабам рисков. Возможными мерами могут быть увеличение объёмов предоставления рублевой ликвидности как в рамках стандартных обеспеченных инструментов Банка России, так и в случае необходимости с помощью необеспеченного кредитования.

Во всех сценариях возможна реализация дополнительных рисков, влияющие на динамику инфляции и условия проведения денежно-кредитной политики. В частности, рисками для достижения цели по инфляции могут являться скачки цен на отдельные продовольственные товары, обусловленные факторами со стороны предложения на внутреннем или мировом рынке в зависимости от результатов сельскохозяйственного года. Ускорение годовых темпов инфляции под действием указанных выше факторов имеет краткосрочный характер. Тогда уровень инфляции возвращается на траекторию, соответствующую достижению цели в среднесрочном периоде, без дополнительного ужесточения денежно- кредитной политики. Вместе с тем Банк России учитывает влияние подобных факторов на динамику широкого круга ценовых показателей и инфляционные ожидания. В случае действия указанных разовых факторов на рынке продовольствия Банк России будет принимать решение о целесообразности изменения направленности денежно-кредитной политики с учетом рисков для достижения среднесрочной цели по инфляции и, одновременно, нежелательности усиления волатильности финансовых и экономических показателей.

Существенным риском является более глубокое снижение цен на нефть. Помимо отраженных выше, Банком России был рассмотрен стрессовый сценарий, предполагаемый снижение цен на нефть до 60 долларов США за баррель к концу 2015 года, вероятность которого оценивается как низкая. В этом случае будет происходить заметное ослабление рубля на фоне экономического спада. Бюджетная политика будет несколько смягчать негативный эффект от резкого падения цен на нефть. Возможность бюджетного стимулирования в условиях резкого снижения государственных доходов и ограниченной доступности всех источников финансирования дефицита будет обеспечена накопленными средствами суверенных фондов.

Прогнозируется, что темпы роста ВВП снизятся до - (3,5%-4,0%) в 2015 году. В дальнейшем ожидается восстановление объёма выпуска товаров и услуг за счёт ускореннего роста на фоне некоторого улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, а также в результате активизации процессов импортозамещения и повышения конкурентоспособности российского экспорта.

Значительный отрицательный разрыв выпуска в 2015 году будет компенсировать проинфляционный эффект ослабления рубля, в результате для достижения среднесрочной цели по инфляции не потребуется значительного ужесточения денежно-кредитной политики. По мере снижения фактической инфляции под воздействием крайне слабого совокупного спроса возможен переход к более мягкой денежно-кредитной политике. При этом инфляция составит 7,5-8,0% в 2015 году и 4,0-4,5% в 2016-2017 годах.

В заключительной главе рассматривается история и роль ЦБ в регулировании денежно - кредитной политики, состояние денежно - кредитной системы в России на 2014 год и, наконец, сценарии макроэкономического развития и денежно - кредитная политика в 2015- 2017 годах.

Заключение

В данной курсовой работе проведен анализ осуществления денежно-кредитной политики. Не претендуя на полноту (учитывая обширность вопроса), приведенного анализа по традиционным методам осуществления денежно-кредитного политики, и как следствие - изменений в экономике страны в общем, вышеизложенный материал позволяет выделить основные, характерные моменты текущего периода в рамках рассматриваемого вопроса: высокая степень взаимосвязи динамики по механизмам осуществления денежно-кредитного регулирования и динамики процессов в экономике РФ позволяет говорить об увеличивающейся действенностью мер принимаемых ЦБ в данной области; следует отметить более решительный переход от административно-командных к рыночным методам регулирования; сочетание мер, принимаемые ЦБ в области валютной политики и в области дисконтной политики по национальной валюте позволили добиться определенных успехов в процессе обеспечения устойчивости рубля, повышения размеров золотовалютных резервов.

Сложившаяся динамика макроэкономических показателей свидетельствует об адекватности денежно-кредитной политики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции при наиболее полной реализации потенциала экономического роста.

Однако, следует отметить, что на фоне неопределенности ситуации на внешнем рынке с ценами на нефть и с реструктуризацией внешнего долга России дальнейшая динамика событий в этих областях, судя по всему, будет в будущем, определять действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования, и накладывать определенные ограничения в выборе им тех или иных механизмов действия.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации.

2.Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации» Ст. 35.

3.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов. [Электронный ресурс]: http://www.cbr.ru/DKP/ondkp/on_2015(2016-2017).pdf

4.Булатова. А.С - М.: Учебник. 3-е изд./ Экономика: , 2006г.

5. Игнатьев С.М. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации.// Деньги и кредит. 2007. №5.

6.Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы.// Деньги и кредит. 2005. №2.

7.Фетисов Г.Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики. // Вопросы экономики. 2007. №2

8.Чикарова М.Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики// Финансы и кредит.-2007.-№20(158)

9.Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики. // 2008г.

10.http://investments.academic.ru/

11.http://modern-econ.ru/

12.http://www.grandars.ru/

13.http://www.finagood.ru/

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!