Информационные технологии как метод управления в социальной сфере

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационные технологии как метод управления в социальной сфере















КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Информационные технологии как метод управления в социальной сфере»

Введение

В настоящее время свыше 500 млн. человек более или менее регулярно пользуются Интернетом, а через два года их число, по мнению экспертов, превысит 1 млрд., иными словами, более 16% населения Земли. Разумеется, такая колоссальная аудитория не могла остаться невостребованной - Интернет давно превратился в огромную информационную площадку.

Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведённого в марте 2010 года, - сеть требуется пользователям преимущественно для работы или учебы: 58% ответов в 2010 году. Второй по популярности ответ - ведение переписки (прирост с 42% в 2008 году до 51% в текущем). Замыкает тройку самых востребованных занятий в сети расширение кругозора и получение необходимой информации (49% и 48% соответственно) (см. Приложение №1).

По сравнению с другими средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, листовки, брошюры и т.д.), информация, находящаяся в глобальной сети является более доступной (поскольку доступ к ней имеет любой человек, подключенный к сети Интернет), регулярно обновляемой, не имеет ограничений по объему, сопровождается большим количеством графической информации (фотографии, видеоролики). На страницах сайта могут быть размещены интерактивные элементы, позволяющие наладить связь между пользователем и владельцем сайта (гостевые книги, почтовые службы). Отсутствие пространственных границ делает информацию, размещенную в Интернет, доступной вне зависимости от местоположения пользователя.

Во всем мире наличие работающего Web-сайта становится признаком стабильной, профессиональной работы любой организации, в том числе государственной. Правительство Российской Федерации (РФ), верно уловив современные тенденции, уделяет огромное внимание развитию сайтов, таких как, сайт Президента РФ, интернет - портал Правительства РФ. Субъекты РФ также стараются не отставать и регулярно отслеживают актуальность информации на своих интернет ресурсах, как пример, сайт Правительства Москвы, сайт Правительства Ханты-Мансийского округа.

Определенные шаги в этом направлении сделаны и Департаментом социальной защиты населения города Москвы (далее - ДСЗН): создан официальный сайт ДСЗН города Москвы. На данном сайте представлено достаточно много информации по всем направлениям деятельности в области социальной поддержки жителей города Москвы, которые реализуются, в том числе, через районные управления социальной защиты населения, однако она имеет общий характер.

Кроме того, информация о районных управлениях социальной защиты населения города Москвы, которые непосредственно реализуют государственную политику в области социальной защиты населения на территории города, представлена в ограниченном, справочном виде.

Актуальность данного проекта заключается не только в его очевидной необходимости для незащищенных групп населения, и не только в улучшении качества предоставления услуг районными управлениями социальной защиты населения, хотя все это имеет большое значение, важнейшим же критерием написания данной работы автор считает отсутствие аналогичных исследований в данной области.

Цель работы - произвести анализ необходимости создания и обосновать возможность внедрения интернет ресурса районного управления социальной защиты населения (далее - РУСЗН).

В соответствии с целью в работе поставлены и решаются следующие задачи:

рассмотреть особенности методов управления в социальной сфере;

проанализировать систему управления организацией;

предложить новый подход к работе районных управлений социальной защиты населения по обеспечению доступности информации, а именно, внедрение информационных технологий.

Объектом исследования является управление в социальной сфере.

Предмет исследования - информационные технологии как метод управления в социальной сфере.

Глава 1. Особенности методов управления в социальной сфере

.1 Понятие и сущность социальной сферы

Социальную сферу представляют как «пространство воспроизводства реальной повседневной жизни, развития и самоосуществления общественных субъектов». Социальная сфера - одна из основных сфер общества (наряду с экономической, политической, духовной).

Социальная сфера характеризуется определенной самостоятельностью, целостностью, наличием собственных внутренних законов развития - таких, как законы социального сравнения, социальных перемещений, динамики социальной активности, развития социальной структуры и др. В процессе повседневной жизни, реализации внутренних законов сферы, удовлетворения потребностей люди вступают в определенные отношения (социальные отношения), создают необходимые институты (социальную инфраструктуру). Все это и составляет социальную сферу.

В социальной сфере (как и в других сферах жизни человека) производятся соответствующие социальные ценности, главным источником которых выступает труд. К социальным ценностям следует отнести прежде всего жизнь человека как таковую, физическое и психическое здоровье, интеллектуальную и нравственную культуру, социально-политическую ответственность, гражданственность, патриотизм и т.д.

Говоря о самостоятельности, целостности социальной сферы, не следует представлять ее как нечто обособленное. Точно так же, как,

скажем, экономика «проникает» во все другие сферы общества, так же и социальное, как продукт социальной сферы (или относящееся к социальной сфере), присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Главное отличие социального - человекозащитное, гуманистическое содержание, его присутствие воспроизводстве и изменении социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, в формировании и удовлетворении их жизненных потребностей. Социальный менеджмент (как и социальная политика преследует цель всестороннего утверждения социальны ценностей, обеспечения полноправной жизни личности социуме, тем самым обогащая, совершенствуя всю социальную сферу и социальную среду.

Если попытаться структурировать социальную сферу, то в качестве ее компонентов можно выделить, прежде всего, людей (социальную структуру общества) с их потребностями, социальными ценностями и качествами; во-вторых, социальные системы (соответствующие территориальные образования, организации, коллективы и т.д.), с помощью которых (или внутри которых) реализуются социальные потребности; в-третьих, взаимодействия, отношения людей (классов, групп), в которые они вступают в процессе удовлетворения своих потребностей; в-четвертых, принципы, условия, законы внутреннего развития социальной сферы и ее составляющих, правила разрешения проблем, возникающих в социальных отношениях.

Анализ состояния социальной сферы можно осуществить по следующим направлениям:

) комплекс условий труда, быта и досуга;

) степень доступности культурных благ и услуг (образование, информация, литература, искусство и т.д.);

) гарантии жизнеобеспечения и безопасности людей, включая охрану здоровья, социальную защиту, трудоустройство, защиту прав и достоинств личности и др.;

) возможности (открытость путей) социальных перемещений и жизненного самоопределения - от выбора профессии и места жительства до повышения квалификации, профессионального продвижения, открытия собственного дела, занятия тех или иных рабочих мест и должностей в соответствии со способностями, уровнем подготовленности и отношением к делу;

) реальное участие в управлении, социальном контроле, обсуждении и принятии решений и т.д.

Итак, реальной формой отношений в социальной сфере выступает удовлетворение человеческих потребностей. Однако вопрос в том, каким способом каждый из субъектов удовлетворяет эти потребности, не наносит ли ущерба другим людям, удовлетворяя свои, может быть, и не всегда разумные потребности? Не рождает ли это социальных конфликтов, не увеличивает ли количество тех, кто станет нуждаться в социальной защите?

Иными словами - знание состояния социальных отношений дает ключ к дифференциации технологий организации - социальной защиты, поиску наиболее эффективных форм и методов удовлетворения потребностей социальных групп и личностей.

И здесь в систему факторов эффективного социального влияния вплетается такое понятие (и явление), как социальная среда, и необходимость учитывать особенности ее составляющих.

Социальная среда - это окружающий человека социальный мир, который включает в себя общественные (материальные и духовные) условия, общественные отношения, а также группы людей, среди которых человек живет. В реальной жизни человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями может видоизменять эту среду, а вместе с ней развивать и самого себя, свою сущность.

Социальная среда имеет структуру: можно выделить следующие структурные компоненты социальной среды:

а) общественные условия жизни людей;

б) социальные действия людей;

в) их отношения в процессе совместной деятельности и общения;

г) социальные общности, в которые люди объединяются.

Социальная среда - явление сложное, многоуровневое, многоаспектное. Можно говорить о макросреде и микросреде.

Макросреда - экономическая, социальная, политическая и духовная система отношений. Микросреда - непосредственное социальное окружение человека - семья, неформальная группа, трудовой, учебный коллектив.

Для успешной организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты важно иметь конкретное представление о видах социальной среды, которые выделяются по разным основаниям. В социологической литературе в качестве оснований и видов социальной среды рассматриваются следующие:

а) по степени общности - человечество в целом как планетарная общность; общественно-экономическая формация; государство; класс; нация; общественная организация; самодеятельное объединение граждан; трудовой коллектив;

б) по целям и способам действия - производственно-трудовая, учебно-воспитательная, общественно-политическая, культурно-просветительная, спортивная, военная, религиозная, семейно-бытовая и т.д.;

в) по территориальному признаку - макросреда общества, крупного региона, микросреда города, района, села и т.п.;

г) по национально-этническому признаку - нация, народность, землячество, национальное объединение;

д) по демографическим характеристикам - мужская, женская, юношеская, детская, смешанная (люди разных полов и поколений);

е) по способам воздействия на личность - экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, религиозная;

ж) по социальному вектору гуманного/антигуманного воздействия на личность - обучающая, воспитывающая, манипулирующая, конформирующая, разлагающая, перевоспитывающая, упражняющая;

з) по социальной направленности формирующего влияния - социальная, антисоциальная, девиантная;

и) по отношению к прогрессу общества и развитию индивида, социальной группы - позитивная, нейтральная, негативная.

Как видим, оснований может быть достаточно много и видов социальной среды - также. Но первичное влияние на судьбы людей оказывает, естественно, семья. И это важно для распознания социальных проблем того или другого индивида, группы, для результативности социального менеджмента в системе социальной защиты.

В практической деятельности это означает, что:

Во-первых, менеджер социальной сферы, социальный работник обязан учитывать наличие сложившихся социальных отношений между людьми до кризиса, во время кризиса и отношений, сложившихся после преодоления кризиса.

Во-вторых, видеть и учитывать роль социальных институтов (позитивную и негативную), создавших определенные «правила игры», закрепивших определенные механизмы социальных отношений.

В-третьих, учитывать последствия современного развития общества, явления массовой урбанизации, миграционных процессов, а также явления экологического порядка и др.

.2 Методы управления социальной сферой

Методы управления - это способы достижения желаемого результата. В зависимости от стимулов или рычагов воздействия выделяют следующие методы: экономические, административные и социально-психологические. Экономические методы опираются на использование экономических интересов и экономических механизмов рассматриваются в форме товарообмена, где в качестве товара выступает труд. В экономических методах основу составляет оплата труда, которая в максимальной степени должна стремиться к справедливому распределению затрат и ресурсов, хотя в социологической литературе понятие справедливости определено крайне нечетко. В настоящее время практика и теория управления обращаются к двум измерениям: времени и результатам, в соответствии с этим существует повременная и сдельная оплата труда. Основными принципами, отражающими социологический аспект, в группе экономических методов управления являются: соответствие вознаграждения затратам или результатам труда; сочетание экономических и моральных стимулов; сочетание стимулов с санкциями; использование коллективной материальной заинтересованности.

Административные (организационно-распорядительные) методы управления направлены на разграничение прав и ответственности сотрудников и выражаются в формальных бюрократических актах руководителя и организации: в распоряжениях, уставах, инструкциях, указаниях, рекомендациях, регламентирующих работу организации. Они устанавливают, как человек должен работать, в то время, как экономические методы отвечают на вопрос, зачем человек работает? Административные методы выражают активную сторону организационных отношений и свидетельствуют о появлении организации как таковой. При отсутствии данной группы методов устойчивое функционирование социальной организации практически невозможно. Административные методы в зависимости от назначения делятся на три группы:

·стабилизирующие - положения о внутреннем порядке, типовые структуры, штатное расписание, должностные инструкции и нормативы;

·распорядительные - директивы, приказы, постановления, распоряжения, резолюции;

·дисциплинарные, направленные на установление личной, коллективной, материальной, моральной, служебной ответственности.

Административные методы являются предметом изучения теории управления или администрирования. В социологическом аспекте важным является то, в какой степени они влияют на статус, положение, роль индивида. Основное назначение этих методов - оптимизация порядка работы в эффективном решении задач, стоящих перед организацией, особенно в экстремальных условиях и в кризисных ситуациях.

Социально-психологические методы, относящиеся к предметной сфере социологии управления, базируются на формировании и использовании социально-психологических ценностей и установок объекта управления. Эти методы формируют общественное мнение относительно общественно значимых и индивидуальных нравственных ценностей, а также конкретных действий и поступков.

По содержанию воздействия все методы данной группы можно разделить на три группы: методы, создающие общественное мнение; методы, опирающиеся на уже существующее общественное мнение; методы, обеспечивающие эмоциональную разрядку (сострадание, социально-психологическое заражение, внушение). Объектом воздействия данной группы методов может быть как отдельный индивид, тогда они приобретают психологический характер, или большая группа людей. Эти методы должны согласовываться с морально-нравственными принципами, экономическими и политическими вопросами, актуальными для данной группы и общества в целом. В зависимости от психологической направленности различают привлекающие и угрожающие методы управления. К промежуточной группе на грани психологии и социологии относятся такие методы, как методы комплектования малых групп, методы профессионального отбора и обучения, методы психологического побуждения и методы гуманизации труда.

Значимость различных методов в разное время воспринималась по-разному: технологический и экономический подходы к управлению отдавали приоритет экономическим методам, администрирование базировалось на группе организационно-распорядительных методов, а гуманизация управления основывалась преимущественно на психологических и социально-психологических методах. С упрощением производства увеличивается доля экономических методов, так как труд легко поддается контролю и учету. Усложнение деятельности и форм ее организации переносит акцент на другие группы методов.

Существует несколько форм управления, использование которых предполагает различное соотношение усилий руководителя в настоящее время с учетом принципов управления, заложенных в прошлом. Такими формами управления являются:

неформальное управление (случайное управление), базирующееся лишь на индивидуальных особенностях субъекта управления;

институциональное управление, основанное на культурно-исторических и политико-правовых традициях и учитывающее неформальные отношения.

В первом случае руководитель доминирует над своими подчиненными, демонстрирует положительные примеры и побуждает к подражанию им. Во втором случае руководитель опирается на договоренности с подчиненными, которые были сформулированы ранее им самим или его предшественниками. Эффективность данной формы управления зависит от того, насколько четко были сформулированы договоренности и возможности их обновления и совершенствования. В последнем случае отношения руководителя и подчиненных регулируются общими для всех законодательными и моральными нормами, а также культурными традициями. Преобладание той или иной формы управления во многом обусловлено возрастом организации, ее культуры или культуры государства в целом. Наряду с типами управления социологи выделяют следующие модели управления: координация - согласование и взаимосвязь между различными элементами управляемой системы по горизонтали; субординация - подчинение нижестоящих органов вышестоящим в управленческой иерархии, т.е. управленческая вертикаль власти; реординация - ситуативный подход, когда управленческие отношения основаны на инициативе объекта управления исходя из конкретной ситуации.

Эффективное управление требует комплексного эффективного сочетания всех групп методов и моделей управления в зависимости от конкретной ситуации, а неэффективность управления может быть обусловлена как недостатком, так и избытком управленческих импульсов.

Глава 2. Анализ системы управления организацией

.1 Общие понятия УСЗН

Содержание понятия социальная сфера, как и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы.

Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, - полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества.

Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию социальная сфера, они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.

Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

Социальная сфера, как и любая социальная система, представляет собой весьма сложное образование: в ней имеются остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. Эти зачатки вступают в противоречие с основами настоящего, и в результате разрешения противоречия рождается новое, прогрессивное.

В обширном спектре проблем государственного управления региональным развитием социальной сферы целесообразно выделить ряд ключевых моментов, к которым относятся:

·выбор объектов регулирования;

·определение источников финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социальной сферы;

·определение критериев оценки состояния социальной сферы;

·выработка приемов и инструмента управления развитием социальной сферы региона;

·регламентация отношений региональных органов управления с федеральными.

Управление социальной сферой региона предполагает управление социальной защитой населения региона и управление развитием социальной сферы региона.

Социальная защита - это система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех её формах.

Комплекс мер по управлению социальной защитой реализуется на трёх уровнях: федеральном, областном (республиканском, краевом), местном (городском, районом). Базовыми направлениями этого комплекса являются:

·обеспечение социальных гарантий, установленных на федеральном уровне, социально уязвимыми слоям населения;

·совершенствование системы пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социального страхования;

·развитие новых систем социальной защиты населения через создание специальных учреждений социальной службы;

·создание условий для получения обслуживающим контингентом трудовых доходов, достаточных для его самообеспечения.

Управление развитием социальной сферы региона - это разрабатываемая и осуществляемая органами власти различного уровня система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами власти системы общественных отношений (федеральной, региональной, местной).

2.2 Характеристика УСЗН района Кузьминки города Москвы

Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, Уставом муниципального образования г. Москвы, решениями Совета депутатов муниципального образования г. Москвы, а также Положением об Управлении социальной защиты населения.

Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств городского бюджета.

Юридический адрес Управления - 109443, г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 96, корп. 3

Основными задачами Управления являются:

1.осуществление на территории города государственной политики в области социальной защиты населения, обеспечивающей необходимые условия реализации конституционных прав граждан на социальную защиту, включающую в себя социальные выплаты, социальное обслуживание населения, работу с семьей и детьми, работу с ветеранами и инвалидами;

2.участие в разработке и реализации городской финансовой и инновационной политики в целях предупреждения снижения уровня социальной защиты граждан, на основе анализа социальной и демографической ситуации, уровня социально - экономического обеспечения населения города;

.привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки граждан и координация их деятельности в этом направлении;

.ведение дифференцированного учета всех граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

.организация пропаганды и разъяснение действующего законодательства, касающегося компетенции УСЗН через средства массовой информации;

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

·реализацию региональных, разработку и реализацию муниципальных целевых программ, мероприятий, направленных на исполнение действующего законодательства в области социальной защиты населения по социальной поддержке населения;

·организацию учета лиц, нуждающихся в социальной защите;

·участвует в разработке распоряжений главы администрации города, определяющих функционирование системы социальном защиты;

·организацию и осуществление контроля за правильностью назначения и выплаты детских пособий, социальных, компенсационных выплат, дополнительных пенсий и других выплат

·контроль за качеством социального обслуживания населения на территории города

·организацию работы с семьей и детьми(многодетные, малоимущие, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и др.) организацию круглогодичного отдыха и оздоровления детей;

·сбор, обработку, анализ государственной статистической отчетности в области социальной защиты населения, обеспечение ее достоверности;

·оказание правовой помощи предприятиям, учреждениям, организациям города по социальным вопросам;

·разъяснение текущего законодательства РФ по вопросам социальной защиты населения через средства массовой информации;

·организацию приема населения;

·рассмотрение жалоб, заявлений писем граждан и принятие по ним необходимых мер;

·работу с кадровым составом управления и повышение квалификации работников управления;

·совершенствование организации труда, соблюдение условий охраны труда;

·ведение учета средств, поступающих на счета УСЗН на организацию социального обслуживания, предоставления социальных выплат, пособий, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и оказание социальной поддержки жителям горда, осуществление их расходов в установленном порядке;

·подготовка экономических обоснований по различным видам социальной помощи населению;

Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.

Глава 3. Внедрение информационных технологий как элемент совершенствования методов взаимодействия с населением

.1 Обоснование внедрения информационных технологий

Наличие у организации сайта сегодня считается не просто делом престижа, но необходимостью. «Если Вы не представлены в Интернете, Вы просто не существуете» - этой фразой можно описать значение сайта для организации, даже если ее деятельность не связана с работой с информационными технологиями и продажей товаров в интернете.

Поэтому, до настоящего времени органы социальной защиты населения в народе именуются не иначе как «собес», то есть организацией, которая выплачивает только пенсии.

О видах деятельности, о тех людях, которые обеспечивают деятельность управления на территории района, жители района порой не знают. Приходя в управление для решения того или иного вопроса, у посетителей заранее складывается представление о «чиновниках», которые будут решать его проблемы, и зачастую не в пользу наших сотрудников.

Создание интернет-ресурса РУСЗН, где будет размещаться информация о сотрудниках управления, о помещении управления, о возможности доступа в управлении маломобильных групп населения в связи с его приспособлением в графическом виде (фото), позитивно будет сказываться на предварительном создании дружелюбного образа управления и его сотрудников в глазах посетителей. Тем самым, контакты посетителей с сотрудниками, будут более доброжелательными.

Кроме того, наличие интернет-ресурса РУСЗН в сети Интернет, будет положительно влиять на имидж РУСЗН. В какой-то мере это показатель открытости организации и ее стабильности.

Говоря о целесообразности проекта по созданию отдельного интернет-ресурса для районных управлений социальной защиты населения (далее - РУСЗН), нельзя не выделить его экономическую составляющую.

Так, например в 2010 году - расходы Управления социальной защиты населения района Кузьминки на печатную полиграфическую продукцию, а также на информационные стенды составили 105000 руб. Кроме того, на изготовление бланков заявлений расходы, в том же 2012 году составили 23000 руб. И это цифры только одного управления, а в Москве их 110.

Работы по созданию сайта, могут быть оценены от 10000 руб. за создание страницы по шаблону. В тоже время оплата хостинга составит не более 3500 рублей в месяц.

Малую долю стоимости указанной продукции можно выделить на обслуживание интернет ресурса РУСЗН, уменьшив расходы, выделяемые на полиграфическую продукцию.

Оптимизация рабочего времени.

Нельзя не отметить также и тот факт, что обращение посетителей с готовыми заполненными заявлениями будет способствовать оптимизации рабочего времени сотрудников управления за счет сокращения времени приема посетителей. В среднем, на написание заявления о назначении денежных выплат приходится от 7 до 15 минут, в зависимости от категории посетителя (кто-то плохо видит, кто-то забыл взять очки, кто-то медленно пишет).

Кроме этого, создание электронной очереди поможет ликвидировать скопление людей в коридорах, у каждого посетителя будет возможность обозначить цель своего визита, и тем самым сотрудники управления смогут спланировать свое рабочее время.

Также, часть консультаций будет оказываться в режиме «он-лайн», посредствам Skype.

По предварительным подсчетам, коэффициент полезного действия сотрудников может вырасти в 1,5-2 раза за счет более четкого планирования своего рабочего времени.

.2 Пути реализации данного проекта

Во-первых, это доработка существующего сайта Департамента социальной защиты населения города Москвы (далее - ДСЗН), с возможностью интегрирования странички районного управления на основной сайт. Это сделает интернет-ресурс несколько громоздким и потребует больших возможностей в области хостинга. Возможно данный путь будет более привлекательным с экономической точки зрения, но это не будет способствовать оперативному, без лишних проволочек размещению информации, о чем свидетельствует пример из практики автора, приведенный ниже.

Для того, чтобы разместить на сайте ДСЗН объявление о проведении в РУСЗН конкурса на замещение вакантной должности необходимо направить в адрес заместителя руководителя Департамента письмо, приложив электронный носитель с необходимой информацией. После чего, по прошествии определенного времени (до недели, а то и больше), объявление появляется на сайте ДСЗН.

Во-вторых, создание принципиально нового интернет проекта. То есть, отдельного ресурса с уникальным адресом. Такой путь представляется автору более предпочтительным, т.к. обеспечит независимость от работы сервера, на котором размещен основной сайт ДСЗН и создаст больше возможностей для автономного администрирования. Что, как видно из приведенного выше примера.

Кроме того, в целях создания единого образа интернет ресурса для всех РУСЗН возможно разработать стандартную страничку для всех РУСЗН, что будет также экономически целесообразно.

Структура проекта:

а) контент страницы;

С точки зрения Википедии: «конте́нт (англ. content - содержимое) - любое информационно значимое наполнение информационного ресурса (например, веб-сайта) - вся информация, которую пользователь может скопировать (загрузить) на диск компьютера с соблюдением соответствующих законностей, как правило, только для личного пользования:

тексты

графика: картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса

мультимедиа: аудио-, видео- файлы

файлы в формате: Adobe, Excel, Word, Power Point, exe, rar

и т. д.»

Возвращаясь к целесообразности создания проекта, хотелось остановиться на особенностях наполнения страницы интернет ресурса РУСЗН.

В целом страница должна иметь стандартное наполнение.

На сайте необходимо разместить информацию об Управлении с указанием месторасположения на Яндекс.карте, а также информацию об адресах, которые обслуживает Управление, обозначенных на карте района.

Автор считает необходимым в «Галерее» разместить фотографии сотрудников с контактной информацией, фотографии внутренних помещений управлений, с акцентом на их приспособленность к посещению маломобильными гражданами, а также в ряде случаев и территории, на которой расположено управление.

В целях оперативного доведения информации до жителей района необходимо разместить стенд со срочными объявлениями, а также рубрику с тематической информацией по различным видам социальных выплат, которые производятся Управлением.

Также необходимо создать электронную приемную к специалистам и руководителям с возможностью предварительной записи.

Установить программу Skype, позволяющую общаться через сеть интернет с жителями района.

б) общий контент;

Стоит упомянуть о замеченном автором «пробеле» на сайте ДСЗН - в размещенных на сайте бланках отсутствуют те заявления, с которыми чаще всего обращаются посетители, а именно бланки заявления о назначении пособия на ребенка, а также о назначении региональной социальной доплаты к пенсии.

В тоже время размещение на интернет-ресурсе шаблонов всех бланков заявлений, а также образцов их заполнения, позволит посетителям в спокойной домашней обстановке заполнить необходимое заявление и отправить его на проверку сотрудникам управления.

Особое внимание следует уделить размещению информации по санаторно-курортному лечению отдельных категорий граждан.

Продвижение интернет-ресурса:

а) отсутствие работы в данном направлении;

В свободной энциклопедии - «Поиско́вая оптимиза́ция (англ. search engine optimization, SEO) - комплекс мер для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей. Обычно, чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него с поисковых систем. При анализе эффективности поисковой оптимизации оценивается стоимость целевого посетителя с учетом времени вывода сайта на указанные позиции и конверсии сайта, на который привлекаются целевые посетители».

В настоящее время при введении в поисковую систему типичного запроса (например, «соцзащита Кузьминки») появляются ссылки на сайты, содержащие исключительно общую справочную информацию и имеющие весьма отдаленные отношения непосредственно к сайту Департамента.

Приведем некоторые цифры. По запросу «соцзащита» ежемесячно в поисковой системе Яндекс ищет информацию до 15000 человек. И это только в регионе Москва и Московская область (см. Приложение №2).

Даже, не принимая во внимание иные формулировки запросов и другие поисковые системы, цифра получается внушительной. И вот по этим запросам сайт ДСЗН не появляется даже в первой десятке! А необходимость пользователей в информации мы можем увидеть, перейдя по запросу «соцзащита Кузьминки» по первой же ссылке. На сайте SPR.ru на страничке с контактной информацией о РУСЗН Кузьминки находятся, оставшиеся без внимания, три вопроса, адресованные сотрудникам Управления (Приложение №3).Сотрудники управления при всем своем желании не могли узнать о появлении этих вопросов.

б) комплекс мер по продвижению сайта ДСЗН и нового проекта.

Учитывая наблюдаемую ситуацию, автор резюмирует, что в области оптимизации и продвижения сайта ДСЗН до настоящего момента никаких работ не проводилось. А это значит, что сайт работает от силы на 15% от своих возможностей. Комплекс мер, необходимых для продвижения, должен быть разработан, конечно же, специалистами в данной области, а необходимость таких мер очевидна даже для стороннего наблюдателя.

Цель проекта заключается в решении следующих задач, стоящих перед управлением социальной защиты населения, а это как:

проведение широкой разъяснительной работы;

обеспечение доступности маломобильных групп населения к необходимой информации, а также возможности интерактивного общения с сотрудниками управления;

оказание дополнительных сервисных услуг населению;

оптимизация работы управления посредствам изучения общественного мнения жителей района и ряд других задач.

Целевая группа проекта

Целевые группы, на которые будет направлен проект это:

маломобильные группы населения;

жители района, которым необходимо решение различных социальных проблем;

сотрудники управления.

Ожидаемые результаты на 2014 год.

Создать сайт районного управления социальной защиты населения района Кузьминки и в дальнейшем распространить этот опыт на остальные районные управления.

Технологии и методы достижения результатов:

информационные технологии;

проведение мониторинга;

контроль.

Управление и контроль

Управление осуществляет ДСЗН города Москвы;

информирование граждан о создании сайта районного управления.

Устойчивость проекта

В целом проект устойчив, но могут возникнуть проблемы с ценовой политикой на обслуживание сайта.

Зарубежный опыт и опыт города Москвы

Как уже отмечалось в работе, создан официальный сайт Департамента социальной защиты населения города Москвы. Кроме того, в ряде районных управлений созданы и работают неофициальные сайты.

Соисполнители проекта

Департамент социальной защиты населения города Москвы

Виды работ, выполняемых соисполнителями

разработка технического задания

разработка проектно-сметной документации.

Комплекс мероприятий, необходимых для реализации проекта.

Поскольку автор считает более предпочтительным создание принципиально нового интернет проекта, то есть, отдельного ресурса с уникальным адресом, то и комплекс мероприятий разработан для реализации указанного варианта проекта.

Для создания сайта районного управления социальной защиты населения необходимо провести ряд мероприятий, а именно:

разработать с участием IT-технологов ГАУ «Центр информационных технологий» техническое задание на создание сайта;

разработать смету расходов по созданию сайта и утвердить ее в ДСЗН;

подобрать WEB-студию, которая создаст сайт управления с учетом разработанного технического задания и утвержденной сметы расходов;

приобрести адрес (домен) в сети интернет;

заключить договор на продвижение сайта;

заключить договор на поддержку (администрирование) сайта.

Ресурсное обеспечение проекта.

Для реализации проекта необходимо выделение определенных финансовых средств, а также привлечение специалистов в области IT-технологий.

В дальнейшем обслуживание интернет-ресурса РУСЗН также потребует финансовых затрат, которые можно выделить, уменьшив расходы управления, направленные на изготовление полиграфической продукции и бланков.

В следующих разделах автор более подробно остановится на планах реализации мероприятий, а также на бюджете проекта и его финансово-экономическом обосновании.

Таблица 1. Календарный план реализации мероприятий проекта

№ п/пНаименование мероприятийПериод реализацииОжидаемые результатыОтчетные документы и материалы20132014IVкв.Iкв.1234561.Разработка технического заданияноябрьСоставление технического заданияУтвержденный план технического задания2.Разработка проектно-сметной документациидекабрьСоставление сметы расходовУтвержденная смета расходов3.Разработка сайтаянварьСоздание сайтаДоговор на оказание услуг WEB-студии4.

Похожие работы на - Информационные технологии как метод управления в социальной сфере

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!