Организация коммерческой деятельности производственного предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,8 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация коммерческой деятельности производственного предприятия

Содержание

Введение

. Понятие и сущность коммерческой деятельности производственного предприятия

.1 Содержание и сущность коммерческой деятельности

1.2 Особенности организации коммерческой деятельности производственного предприятия

. Организация коммерческой деятельности АО «ТЗ Ревтруд»

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия

2.2 Анализ ассортимента продукции

2.3 Организация сбыта и продвижение продукции на предприятии

Заключение

Список используемых источников

Введение

В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности.

Роль и значимость коммерческой деятельности понятна любому руководителю, важность этой области на предприятии, не требует доказательств. Хозяйственные связи по поставкам продукции - неотъемлемая часть коммерческой деятельности, экономические, организационно-правовые, финансовыми отношениями между сторонами.

Мнения по поводу сущности хозяйственных связей в системе материально-технического обеспечения у представителей науки и практиков не слишком расходятся, по крайней мере, по ключевым позициям. Рациональные хозяйственные связи являются условием динамичного развития экономики и стабильности спроса и предложения, своевременной поставки материальных ресурсов предприятия.

Неоднородность хозяйственных связей, по различным условиям организации обусловливает необходимость их классификации.

Хорошо отлаженные хозяйственные связи в системе материально технического снабжения, оказывают непосредственное влияние на эффективность производства и воздействуют на различные показатели деятельности предприятия объем производства, уровень коммерческих издержек, показатели оборачиваемости и ряд других. На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений это воздействие особенно усиливается.

В организации хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов на предприятии, необходимо уделить особое внимание ее составным элементам - постановка проблемы, поиск поставщиков, анализ поставщиков, договорно-претензионная работа и другие, которые в последние годы приобретают новое содержание. Хозяйственные связи являются важным элементом закупочной деятельности, основной целью которой является удовлетворение потребностей организации в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Развитие новых областей экономики усложняет функции сферы закупок материальных ресурсов. Успешное осуществление закупок и рациональная организация хозяйственных связей в этой области предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. В связи с эти, актуальным вопросом является организация хозяйственных связей на принципах маркетинга.

Целью данной работы является обоснование рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности производственного предприятия.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

изучение особенностей коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики;

проведение комплексной оценки организации коммерческой деятельности на производственном предприятии;

определение тенденций развития организации коммерческой деятельности с поставщиками сырья и покупателями готовой продукции;

разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности на предприятии.

Объектом исследования является «АО « ТЗ Ревтруд».

Предметом исследования является коммерческая деятельность предприятия по закупке сырья и сбыту готовой продукции.

Использование в практической деятельности предложенной системы показателей оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия позволит определить направление совершенствования его деятельности.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.

1. Понятие и сущность коммерческой деятельности производственного предприятия

1.1 Содержание и сущность коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность - широкое и сложное понятие. Это комплекс приемов и методов, обеспечивающих максимальную выгодность любой торговой операции для каждого из партнеров при учете интересов конечного потребителя. Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг. В коммерческой деятельности используются общенаучные и экономические методы. А также методы организации коммерческой деятельности, методы заключения коммерческих сделок купли - продажи товаров, методы, связанные с товарно-денежным обменом, методы продвижения продукции по каналам реализации, методы осуществления коммерческих процессов и операций, анализ их эффективности. В современных условиях широко распространено исследование коммерции путем построения и изучения моделей, в которых отражаются конъюнктура товарных рынков, покупательский спрос, поведение потребителей, оптимизация использования ресурсов, создание товарных запасов, формирование ассортимента, прогнозируется развитие потребительского рынка. Деятельность различного рода, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования [1, c. 6].

В отечественной экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности. Приведем наиболее распространенные из них:

Коммерческая деятельность - товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса.

Коммерческая деятельность - особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия [10 c. 38].

Коммерческая деятельность - это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей.

Коммерческая деятельность - комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова [10 c. 39].

Коммерческая деятельность - оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли [10 c. 39].

Термин «коммерция» имеет не однозначное значение, в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом торговые процессы, направленные на активизацию и осуществление купли-продажи товаров. Традиционно коммерческая деятельность связана со вторым значением коммерции. Термины «торг», «торговые обороты» означают коммерцию с позиции выгодности купли и продажи, сопровождаемых коммерческой сделкой, обменом и продвижением товаров. В этом случае всеобщим средством обмена являются деньги, а местом обмена товаров на деньги - рынок. Производитель изготовляет товар и продает его торговому предприятию по определенной цене. В свою очередь торговое предприятие продает этот товар покупателю по цене, регулируемой рынком. Вхождение в рынок сложный и многофакторный процесс, охватывающий все стороны коммерческой деятельности торгового предприятия. Таким образом, цель коммерческой деятельности - максимизация выгоды (дохода, прибыли). Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей на рынке товаров и услуг [10, c. 39].

В современных условиях, когда возрастает роль коммерческой деятельности торговых предприятий, требуется более полное раскрытие ее сущности и содержания. Суть рассматриваемой проблемы сформулирована следующим образом: коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. «Коммерческая работа представляет собой обширную сферу оперативно организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли».

Существует более широкое толкование сущности коммерческой деятельности - это не только непосредственно торговая, но и другие виды предпринимательской деятельности. При простой формуле торговой сделки: «товар-деньги» при продаже и «деньги-товар» при покупке реальная картина коммерческого бизнеса более сложная. Таким образом, коммерческая деятельность охватывает торговую деятельность и разнообразные виды предпринимательства, связанные со сбытом, перепродажей товаров и предоставлением услуг. Коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворить потребительские требования. Таким образом, под коммерческой деятельностью понимается купля и продажа товаров, нацеленные на спрос покупателей и получение прибыли предприятием. При этом выражением коммерческой деятельности служит торговое предприятие, т.е. организация труда и средств, необходимая для обращения торгового капитала. Разные толкования коммерции определяются ее многоаспектностью. Категорию коммерции можно рассматривать с позиций предпринимателя, экономиста, финансиста, товароведа и др. Предметами коммерции служат купля-продажа товаров в сфере товарного обращения с учетом удовлетворения запросов потребителей, поступление их в собственность торгового предприятия для последующей реализации, несмотря на отмеченные различия, многие исследователи сходятся к этому мнению. При рассмотрении коммерческой деятельности целесообразно выделить ту ее часть, которая взаимодействует с рынком, а именно: с товарно-денежным обменом в условиях конкурентной среды рынка и получением реальной прибыли. От коммерческой деятельности требуется адекватная реакция на изменения рыночной ситуации, что способствует устойчивому положению предприятия на рынке. И также важным, моментом, является и ориентация на покупателя. Следовательно, все внимание и средства коммерческой деятельности должны быть направлены на реализацию пожеланий и запросов покупателей. Итак, коммерческая деятельность - это неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли.

1.2 Особенности организации коммерческой деятельности производственного предприятия

Организация коммерческой деятельности предприятия связана:

с экономикой предприятия, что способствует анализу, планированию и оценке коммерческой деятельности в целом и отдельных ее процессов;

с коммерческим правом - по формированию хозяйственно-коммерческих связей в сфере товарного обращения, заключению и исполнению коммерческих договоров;

с маркетингом - в силу однородности их целей: получение прибыли и удовлетворение потребительских запросов покупателей, но проведение отдельных маркетинговых мероприятий не позволяет достичь того эффекта, который заложен в его комплексе с организацией коммерческой деятельности;

с менеджментом - раскрытие потенциальных возможностей предприятия с ориентацией на трудовой коллектив для достижения поставленных целей в коммерческой деятельности [8, c. 6].

Коммерческая деятельность, как и любая другая, имеет определенную направленность, и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Цель организации коммерческой деятельности - увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей.

Для формирования и развития коммерческой деятельности необходимы определенные условия и конкретизация воздействующих факторов. В качестве первоочередных факторов, влияющих на деятельность предприятия, выступают субъекты и объекты. Субъекты - лица, выполняющие предпринимательские функции и принимающие коммерческие решения. Свои действия они реализуют через объекты предприятия - основные производственные фонды (пассивные - здания и сооружения, активные - оборудование) и товарно-материальные ценности [8, c. 8].

В условиях централизованного планирования производства и распределения продукции, когда товарно-денежные отношения в России играли формальную роль, коммерческие службы предприятия имели второстепенное значение. При переходе к рыночным отношениям значение этих служб стало первоочередным. Формирование организационной структуры коммерческих служб предприятия должно включать два аспекта:

определение места в структуре управления предприятие;

установление соподчиненности и функций;

распределение функций между отдельными группами и работниками.

К коммерческим службам промышленного предприятия относятся:

служба материально-технического обеспечения;

служба сбыта;

служба маркетинга.

На построение организационной структуры коммерческих служб оказывает влияние ряд факторов, которые группируются последующим направления:

технические;

экономические;

организации производства.

Технические факторы определяют влияние техники, технологии и отраслевой структуры, назначение и количество выпускаемой продукции и потребляемых материально-технических ресурсов. Расширение номенклатуры выпускаемой продукции происходит под воздействием НТП и состояния рыночной конъюнктуры. Увеличение номенклатуры выпускаемой продукции приводит к росту числа потребителей. Техническими факторами также являются назначение и сложность изготовляемой продукции, оснащенность транспортно-складского хозяйства.

К экономическим факторам, оказывающим влияние на организационную структуру коммерческих служб предприятия, относятся:

уровень спроса на выпускаемую продукцию;

объем производства;

формы расчетов за поставляемую продукцию и закупаемые материально-технические ресурсы;

доля мелких отправок и не транзитных партий отгрузки;

доля поставок на экспорт.

Факторы организации производства:

тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое);

уровень специализации;

Централизация закупок материальных ресурсов привела к необходимости создания самостоятельных служб материально-технического обеспечения, которые создают основу для рационального планирования закупок и получения экономии на транспортных перевозках и сокращении материальных запасов.

Обеспечение производства сырьем, материалами, комплектующими изделиями и всевозможными полуфабрикатами связано с выполнением таких функций, как оптовые закупки, транспортировка, складская переработка, хранение материальных ресурсов и другое. Эти функции планируются, контролируются, регулируются и осуществляются специализированными службами (отделы МТС, МТО) в неразрывной связи с другими коммерческими службами предприятия.

В условиях рыночных отношений потребности в материально-технических ресурсах служба снабжения должна определять на основе заказов производственных подразделений, выступающих в роли потребителей. В отношении потребительского рынка отдел снабжения отвечает за увеличение запасов материалов до приемлемого уровня, приобретение материалов по возможно более низкой цене. Последнее достигается с помощью сравнения цен конкурирующих поставщиков, обеспечения качества закупаемых материалов, заказа, получения и оплаты всех товаров и оборудования, используемых предприятием и др.

В основе формирования службы материально-технического снабжения и ее структуры лежат три основные принципа:

функциональный;

материальный (продуктовый);

матричный (комбинированный).

Для функциональной схемы организации службы материально-технического снабжения характерно выделение отделов в зависимости от выполняемых функций. Планирования потребностей в материально-технических ресурсах, оперативно-заготовительной работы, складирование и др.

Для второй схемы организационного построения характерно то, что в отделах снабжения созданы материальные группы, выполняющие все функции в пределах закрепленной за ними номенклатуры материалов. Комбинированный принцип организационной структуры службы материально-технического снабжения предполагает объединение первой и второй структур. Этот принцип наиболее распространен [8, c. 46].

Снабженческая политика предприятия должна строиться в направлении улучшения структуры потребляемых материальных ресурсов, использования новых и эффективных каналов товаропроводящей сети при закупке продукции, а также повышении конкурентоспособности предприятия.

Предприятия, создавшие у себя хорошо отлаженный снабженческий аппарат, обладают большим конкурентным преимуществом, поскольку деятельность службы МТО направлена на планомерное, комплексное и ритмичное обеспечение производственных объединений, предприятий, цехов, участков, а также рабочих мест необходимыми видами материальных ресурсов, соответствующих требованиям нормативно-технических документов в интересах ритмичной и эффективной работы предприятия. Однако, даже самый лучший аппарат снабжения предприятия не дает требуемого эффекта, если не будет обеспечен менеджментом надлежащего уровня.

Таким образом, основной целью деятельности службы МТО -удовлетворение потребностей предприятия в материальных ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью. Служба МТО должна решать поставленные перед ней задачи, учитывая влияние на деятельность предприятия. В общем виде это можно выразить следующим образом:

выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий - материалы, закупленные раньше намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятия, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению;

обеспечение точного соответствия между качеством поставок и потребностями в них - избыток или недостаточное количество поставляемых материально-технических ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума.

соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий - один из ключевых вопросов материально-технического снабжения предприятий.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на конкуренцию среди потенциальных поставщиков на внутреннем и мировом рынках, проблема качества материальных ресурсов стоит достаточно остро. Так как качество исходного сырья оказывает прямое воздействие на качество выпускаемой продукции, служба МТО должна обеспечить поставки материальных ресурсов соответствующего качества.

В связи с этим, при рассмотрении возможностей поставщика на первое место выдвигаются следующие требования:

наличие оборудования для производства продукции необходимого качества;

возможность производить испытание качества по заданной программе и с помощью необходимых приборов;

контроль и аттестация входящих материалов и сырья;

наличие необходимых документов и инструкций, определяющих количество рабочих операций и их контроль;

наличие необходимых маршрутных документов, подтверждающих проведение всех необходимых операций по контролю и производству.

Цель коммерческой деятельности - сбыт продукции с получением максимальной прибыли для предприятия. Реализация продукции - источник существования любого предприятия-производителя, ведь только реализовав товар и получив прибыль, предприятие достигнет конечной цели - затраченный капитал принимает денежную форму. Таким образом, одним из основных элементов коммерческой деятельности промышленного предприятия является сбыт (продажа) изготовленной продукции.

2. Организация коммерческой деятельности «АО «ТЗ РЕВТРУД»

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия

Созданный в далеком 1919 году в период военных и социальных потрясений как государственное предприятие оборонной направленности, он через всю свою непростую историю пронес верность изначальному предназначению. Годы идут, меняются поколения. Изменилась и номенклатура выпускаемой продукции, неизменным остается лишь одно - служение государственным интересам, работа на укрепление боевой мощи Вооруженных сил нашей страны. Резких перемен и поворотов в жизни завода было немало. Завод «Ревтруд» был создан 2 декабря 1919 года на базе артиллерийских мастерских. С окончанием гражданской войны завод перешёл на выпуск мирной продукции. В этот период развивается литейное производство слесарных тисков, сковородок, печек - буржуек, накидных ключей, метрических гирь. С 1926 года завод осваивает выпуск электродвигателей и перепрофилируется в электромашиностроительное предприятие. В 1935 году электромашиностроительный завод «Ревтруд» переходит в ведомство НКПС (Народный комиссариат путей сообщения) и производит электротехническую продукцию для железнодорожного транспорта. В годы Великой Отечественной войны завод быстро развернул производство военной продукции - снаряды для «Катюш» (боевая установка реактивной артиллерии М-13), зенитно-пулемётные установки, ротные миномёты, а также автоматы ППШ, гранаты, передвижные электростанции, рельсосварочные аппараты. С 1951 года завод «Ревтруд» переходит в ведение Министерства радиотехнической промышленности и специализируется на разработке и производстве радиотехнических средств для нужд обороны и народного хозяйства страны. В 1954 году завод наладил выпуск бытовых стиральных машин, ставших на десятилетия фирменной продукцией народно-хозяйственного назначения. Вместе с ростом и развитием завода создается высококвалифицированный производственный коллектив. Недаром «Ревтруд» называли кузницей кадров для создаваемых в Тамбове и области новых промышленных предприятий.

Усилиями рабочих и инженерно-технических работников на заводе созданы уникальные радиотехнические производства, такие как: механо-заготовительное, сборки, монтажа и регулировки радиоаппаратуры; автомонтажное производство; пластмассовое, керамическое, штамповочное, гальваническое и другие виды производств. В 1984 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за высокое качество выполнения плановых заданий и выпуск новой радиотехнической продукции завод награждён Орденом Трудового Красного Знамени. Основными направлениями деятельности предприятия являются производство средств радиоэлектронной борьбы и связи. Двухтысячные годы - это период, когда трудовой коллектив сумел окончательно переломить негативное развитие событий, вызванное спадом предыдущего десятилетия. Сделать это было не просто. Нам удалось в жёсткой конкурентной борьбе с солидными предприятиями Российского ОПК обеспечить реализацию своих претензий на производство и поставку силовым структурам современной наукоёмкой продукции, отвечающей требованиям времени. Направлениями деятельности в эти годы являются производство средств РЭБ, а также средств связи, выпуск автоматизированных быстродействующих средств создания помех перспективным системам радиосвязи индивидуального и коллективного пользования. АО «ТЗ «Ревтруд» с 2007 года входит в состав интегрированной структуры АО «Концерн «Созвездие», которое в свою очередь с 2014 года вошло в состав Государственной Корпорации «Ростехнология», объединившего научные и производственные предприятия радиоэлектронной промышленности России.

АО « ТЗ «Ревтруд» осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Коллективным договором иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом предприятия.

Предприятие является юридическим лицом, от своего имени самостоятельно выступает участником гражданского оборота, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах.

Общество приобретает статус юридического лица с момента его государственной регистрации.

Предприятие в праве в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации.

АО «ТЗ «Ревтруд» имеет гербовую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке. Предприятие имеет бланки с собственной символикой, со своим наименованием.

АО « Тамбовский завод «Революционный труд»-российское предприятие, производящее специальные средства связи и радиоэлектронной борьбы. АО « ТЗ «Ревтруд» располагает всеми видами производств:

механообрабатывающее

производство;

кузнечно-прессовое;

штамповочное;

литейное;

пластмассовое;

керамическое;

гальваническое и т.д.

Все цеха и службы завода расположены в городской черте с удобным автомобильным и железнодорожным подъездами.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Общество осуществляет мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общество проводит работы, связанные с использованием сведений составляющих государственную тайну, и принимает на себя обязательства исполнять требования законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны. Общество обеспечивает режим секретности проводимых работ, разработку и осуществление мероприятий по сохранению служебной информации, а также защиту информации, содержащей государственную и коммерческую тайну, в строгом соответствии с требованиями федеральных законов и других нормативных актов. Общество в праве осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

С 2007 года АО « ТЗ «Ревтруд» входит в состав Интегрированной структуры АО «Концерн « Созвездие».

Выпускаемая продукция: военная продукция, электроагрегаты дизельные, мачтовые устройства, стеклопрозрачные конструкции, метизы, строительные материалы (камень бордюрный, плитка тротуарная, камень стеновой 4-х пустотный), товары народного потребления.

Сборочное производство - завершающее звено производственного цикла. В четырех специализированных сборочных цехах производится конвейерная сборка узлов, проверка, регулировка и контроль изделий. Процесс сборки приборов осуществляется в отдельном помещении. Здесь поддерживается постоянная температура и влажность. Что гарантирует стабильность процессов сборки.

Большое значение уделяется автоматизации производства. Линия фирмы "Филипс" осуществляет сборку печатных плат комбинаций приборов с элементами поверхностного монтажа. Все автоматы и рабочие места связаны в одну конвейерную линию и управляются компьютером. Это обеспечивает высокую производительность и высокое качество продукции в соответствии с мировыми стандартами.

Деятельность по управлению качеством - одно из приоритетных направлений деятельности «АО «ТЗ «Ревтруд». Наличие сертифицированных систем качества стало для общества важным условием при заключении договоров на поставку продукции, а главное - эффективным средством обеспечения ее конкурентоспособности.

Предприятие в 2005 - 2009 гг. активно занималось вопросами управления качеством и внедрением международного стандарта ИСО 9001:2000. Результатом этой работы стало получение сертификата соответствия системы качества применительно к проектированию и производству электрооборудования для боевых машин.

Конкурентами «АО «ТЗ «Ревтруд» на внутреннем рынке выступают отечественные и зарубежные производители средств автоматизации, электрооборудования и технических средств.

Основными российскими конкурентами«АО «ТЗ «Ревтруд» являются «АО «Октябрь», «АО «Аппарат»и др.

Конкурентоспособность продукции «АО «ТЗ «Ревтруд» обеспечивается за счет:

повышение качества выпускаемой продукции до соответствия стандартам ИСО-9001;

перестройка организационно-экономической структуры управления сбытом и производством продукции, приведение ее в соответствие с разработанной рыночной концепцией;

наличие квалифицированных кадров на предприятии.

Главные задачи обеспечения конкурентоспособности продукции «АО «ТЗ «Ревтруд» в среднесрочной перспективе, следующие:

улучшение потребительских свойств продукции предприятия;

получение государственных заказов.

Участники АО «ТЗ «Ревтруд» имеют право:

-участвовать в управлении делами предприятия;

-получать часть прибыли от деятельности Общества;

-получать полную информацию о деятельности Общества;

-знакомиться с данными бухгалтерского учета, отчетности и другой информацией;

-продавать или иным образом уступать долю в уставном капитале Общества либо ее части одному или нескольким участникам данного Общества, а также третьему лицу в порядке, предусмотренным Федеральным законом;

-в любое время выйти из Общества независимо от согласия других его участников;

-получать в случае ликвидации Общества часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость;

-пользоваться преимущественным правом покупки доли или части доли, которые отчуждаются другим участникам Общества.

Участники Общества обязаны:

-вносить вклады в порядке и размерах, предусмотренных учредительным договором и настоящим уставом;

-не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности предприятия;

-соблюдать положения учредительных документов;

-исполнять принятые на себя в установленном порядке обязательства по отношению к Обществу;

-оказывать Обществу содействие в осуществлении им своей деятельности.

Уставный капитал Общества составляет 720615900 (семьсот двадцать миллионов шестьсот пятнадцать тысяч девятьсот) рублей. Уставный капитал Общества состоит из 7206159 (семи миллионов двухсот шести тысяч ста пятидесяти девяти) обыкновенных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 (сто) рублей каждая.

Производство организовано следующим образом.

Субконтрактинг - это способ организации производства, использующий разделение труда между: заказчиком (контрактором), чаще всего головным (сборочным) предприятием с минимально необходимыми собственными производственными мощностями (сохраняются только наиболее прибыльные производственные процессы, критически влияющие на качество продукции);

субконтракторами (поставщиками) - специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы и услуги.

Механизм субконтрактации состоит в следующем, две стороны - контрактор и субконтрактор -заключают между собой соглашение. Контрактор поручает одному или нескольким предприятиям - субконтракторам - производство деталей, комплектующих или узлов, необходимых для производства конечного продукта. Субконтрактор производит работы в соответствии с техническими условиями, предоставленными контрактором [11, c. 172].

В соответствии с принятой в практике международной промышленной кооперации терминологией к субконтрактации относят следующие виды производственной деятельности:

изготовление и поставка заказчику компонентов и комплектующих машино-технической продукции, производимых в соответствии с международными (российскими) стандартами и поставляемых большими партиями (крепежные изделия, упаковочный материал и др.);

изготовление и поставка узлов и отдельных деталей (изделий), производимых по спецификациям заказчика и поставляемых ему, как правило, в ограниченных количествах и в строго определенные сроки;

проектирование, изготовление и поставка заказчику узлов, блоков и отдельных деталей (изделий) в соответствии с согласованным техническим заданием [9, c. 53].

Официальный сайт - сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В таблице 1 наглядно показано, что аппарат управления предприятием представляет собой систему взаимосвязанных органов и работников управления. На предприятии существуют постоянно-действующие отделы и службы, отвечающие за выполнение определенных функций на производстве. Работники этих подразделений несут ответственность за результаты производственной деятельности.

Таблица 1 - Описание производственных структур предприятия

Наименование структурного подразделенияФункции выполняющие подразделениемКатегории работающихФорма оплатыРуководствоОсуществление общего контроля за организацией и деятельностью предприятия.Генеральный директор, все заместители генерального директора, начальник управления деламиПовременно премиальнаяФинансовый отдел-осуществление единой политики предприятия в области финансов; -разработка финансовой стратегии предприятия и базы для его финансовой устойчивости.Повременно премиальнаяАналитический центрЗанимается анализом и оценкой финансового состояния предприятия.Повременно премиальнаяРевизорОсуществляет инвентаризации товарно-материальных ценностей и документальные ревизии хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.Повременно премиальнаяЮридический отделСоблюдение деятельности организации в соответствии с существующим законодательством, а также защита ее правовых интересов и информирование обо всех правках и новые законопроектах, напрямую связанных с ее деятельностью.начальник юридического отдела; юрист. Повременно премиальнаяЗам. по кадрам и режиму-соблюдение пропускного режима; -осуществляет подбор и расстановку кадров -контроль соблюдения работниками правил внутреннего трудового распорядка; -программ профессионального обучения в соответствии с занимаемыми должностями; -оформление и выдачу пропусков для работников общества и других организаций.-служба режима и защиты государственной тайны; -отдел внутреннего контроля и защита собственности; -отдел кадров и технического обучения.Повременно-премиальнаяЗам. ген. директора по производствуОрганизация эксплуатации объектов филиала с целью обеспечения необходимых условий работы филиала.Цех№15 Цех№30СдельнаяЗам. ген. директора по коммерческим вопросам-обеспечение выпуска предприятием качественной продукции в соответствии с требованиями потребителя; -предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям; -укрепление производственной дисциплины, повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции-отдел маркетинга и сбыта; -отдел материально технического снабжения; -отдел комплектации и кооперации; -отдел закупок; -АХО; -транспортный цех; -столовая.Повременно-премиальнаяЗам. ген. директора по экономике-Финансовое планирование; -составление бизнес-планов; -ведение различных финансовых документов; -анализ финансово-хозяйственной деятельности; -осуществление расчетов с поставщиками и банками, -разработка инвестиционной и кредитной политики.-планово-экономический отдел; -отдел организации труда и заработной платы.Повременно-премиальнаяГлавный бухгалтер-обеспечивает своевременное и точное отражение на рабочих счетах бухгалтерского учета; -производимых хозяйственных операций активов, -образование доходов и расходов, -исполнение обязательств организации.-бухгалтера Повременно-премиальная

В целом организационная структура достаточно гибкая, постоянно совершенствуется с учетом изменений конъюнктуры и требований рынка.

2.2 Анализ ассортимента продукции

Планирование ассортимента является важнейшей составной частью коммерческой деятельности промышленного предприятия. Эта работа должна выполняться отделом сбыта в тесном взаимодействии с отделом маркетинга предприятия.

После изучения товарного рынка и получения на этой основе информации о спросе и предпочтениях потребителей промышленное предприятие должно планировать ассортимент как новой, так и выпускаемой продукции.

Планирование ассортимента продукции - это обоснованный отбор изделий для будущего производства и сбыта, а также приведение всех характеристик изделий в соответствии с требованиями потребителей.

На каждой стадии жизненного цикла товара должна быть выбрана определенная стратегия. На стадии внедрения новый товар конкурирует со старыми, поэтому важным средством закрепления товара на рынке служит реклама, которая должна быть направлена на информацию покупателей о преимуществах данного товара. На стадии роста главной задачей предприятия является поддержание увеличения объема продаж с помощью:

улучшения качества изделия;

выхода на новые рынки;

освоения новых каналов сбыта;

усиления рекламы;

снижения цен.

На стадиях зрелости и насыщения рынка производитель направляет усилия на стабилизацию своего положения, пока позволяет конкуренция.

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура - перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент. Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру [6, c. 19].

Анализ выполнения плана по ассортименту рассмотрим на примере таблицы 2.

Таблица 2 - Выполнение плана по ассортименту

ИзделиеОбъем производства продукции в плановых ценах, мил руб.Процент выполнения планаОбъем продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, мил руб.планфактА288002520087,525200В336003326499,033264С1920022176115,519200D1440020160140,,14400Итого96000100800105,092064Значение ассортиментной политики предприятия. Факторы изменения ассортимента и структуры продукции. Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту на данном предприятии не выполнен.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, н засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из таблицы 2 видно, что план по ассортименту продукции выполнен н 95,9% (92 064 / 96 000 х 100).

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования [6, c. 20].

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

2.3 Организация сбыта и продвижение продукции на предприятии

На данном предприятии работают государственные заказчики, которые непосредственно отвечают за выполнение государственных заказов и нет необходимости в дополнительных мероприятиях по организации сбыта данной продукции.

В последние годы начал развиваться и набирать обороты такой метод как откат. Компромисс с совестью - примерно так можно кратко квалифицировать морально-этическую сторону отката. С одной стороны, откатная схема в том или ином виде всегда противоречит действующему законодательству, с другой - эффективно стимулирует получение заказов, а соответственно и прибыль Общества. Соответственно и отношение к такому явлению, как откат, самое различное - откровенного неприятия во всех его проявлениях, до практически восторженного приветствия в качестве единственного инструмента гарантированного обеспечения деловых отношений. Сегодня откат как явление глубоко социальное пронизывает все слои общества и все сферы его жизни. Откатные схемы в чистом виде или некие «импровизации» на их основе можно встретить практически в любом бизнесе. Как это ни забавно, но элементарные наблюдения показывают, что откат на постсоветском пространстве уже становится не просто понятием, а превращается едва ли не в специализированный термин.

А также при проведении политики стимулирования сбыта продукции необходимо основное внимание проявляется к участию в специализированных выставках - также не остаётся без внимания, web-сайты.

Создание собственного сайта, задача которого не сводится к рассказу о себе, а значительно шире. Нужно не только обнародовать данные «АО « ТЗ Ревтруд», но подробно отсортирована и сформулирована информация таким образом, чтобы она в полной мере дает ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у потенциального или реального клиента в момент рассмотрения предприятия в качестве поставщика. Основная особенность - наличие каталога на сайте, который может заменить бумажные каталоги и не только позволяет потребителю делать свой выбор удаленно, а ознакомиться с основными техническими характеристиками товара [9, с. 27].

Для организации коммерческой деятельности по реализации готовой продукции на предприятии «АО «ТЗ Ревтруд» создана служба сбыта.

Организация сбыта продукции базируется на маркетинговых исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий. Такими исследованиями в области сбыта являются исследование потребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностей выхода на внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

Маркетинговые исследования составляют базу для осуществления всех элементов деятельности предприятия в области управления сбытом.

Определим, какое место занимает управление сбытом в системе маркетинговой службы предприятия при различных видах ее организации «по функциям» означает, что и внешние рынки, и производимые товары рассматриваются в виде некоторых однородностей, предусматривает создание специализированных отделов, в том числе и управления сбытом. Такая структура целесообразна в случае, если и товаров, и рынков у предприятия немного.

Организация «по видам товаров» требует специфических условий производства, сбыта, обслуживания в связи с множеством товаров. В ней создаются группы работников, занимающихся "своим" товаром. Создается функциональная служба сбыта по отношению к конкретному товару. Это гарантирует должное внимание всем аспектам маркетинга. Однако при такой организации возможно дублирование исследовательских и сбытовых функций, а слабые связи между группами одного отдела могут привести к тому, что творческие находки не получат распространения только потому, что они «чужие».

Организация «по рынкам» требует специальных знаний по обслуживанию продукцией определенной отрасли промышленности или сегмента покупателей из разных отраслей. В ней выделяются группы работников, занимающиеся «своей» группой потребителей. Каждая из групп потребителей этих товаров столь специфична, что данную специфику необходимо учитывать при организации сбыта, как и во всем объеме маркетинговых действий.

Структура службы сбыта на предприятии «АО «ТЗ Ревтруд» соответствует стратегии маркетинга. Она зависит от уровня концентрации (масштабов) и специализации производства, территориального размещения предприятия и степени хозяйственной самостоятельности его подразделений, от особенностей выпускаемой продукции, в частности производственного назначения, индивидуального (кратко- или долгосрочного) потребления, от характера и условий работы предприятия.

Структура службы сбыта включает как управленческие, так и производственные подразделения. К управленческим подразделениям относятся отделы (группы, бюро) сбыта.

Отдел сбыта включает следующие бюро (группы, секторы) заказов, изучения спроса, плановое, товарное (оперативное), договорно-претензионное, экспортное, рекламное, монтажа, наладки и технического обслуживания поставляемой продукции и др.

К производственным подразделениям относятся склады готовой продукции, цехи (участки) комплектации, консервации и упаковки готовой продукции, изготовления упаковочной тары, экспедиции и отгрузки.

Содержание функций сбытовой деятельности готовой продукции на основе маркетинга включает три направления. Планирование (прогнозирование), организацию, контроль и координацию. Каждое из направлений состоит из ряда функций, соответствующих специфике данного направления.

Планирование сбыта включает: изучение внешних и внутренних условий, определение целей, разработку прогнозов конъюнктуры и спроса, подготовку прогнозов реализации товаров, составление планов поставок готовой продукции, планирование оптимальных хозяйственных связей, выбор каналов распределения товара, планирование дополнительных услуг, внешнеторговых операции, рекламной деятельности; составление сметы расходов на управление сбытом и распределением, планирование доходности.

Организация сбыта включает в себя следующие операции организацию сбора информации о спросе, заключение с потребителями хозяйственных договоров на поставку продукции, выбор форм и методов реализации продукции, способов доставки ее потребителю, подготовку продукции к отправке потребителю, технологию товародвижения, организацию информационно-диспетчерской службы, отчетности, организацию торговой коммуникации, правовой и претензионной работы, организацию стимулирования спроса и рекламной деятельности.

В практике как коммерческой, так и всей хозяйственной деятельности предприятия особенно важной проблемой являются разработка и использование прогнозов спроса и конъюнктуры. Главное, чтобы эти прогнозы стали основой выработки стратегических коммерческих решений предприятия. А для этого необходимо не только предвидеть количественные и структурно-качественные изменения спроса и конъюнктуры в перспективе, но и предупреждать их, формируя потребности, прилагая маркетинговые усилия к предотвращению проблемных ситуаций на рынке.

Разработка прогнозов спроса и конъюнктуры - основа для подготовки прогнозов реализации продукции, которые составляют базу для проведения всех коммерческих операций в течение прогнозного периода и составления текущих планов реализации и доходов.

Гибкость планирования сбыта находится в зависимости от статуса предприятия на рынке и сферы его деятельности.

«АО «ТЗ Ревтруд», действующие на рынках с установившимся кругом потребителей, структурой спроса и конкуренции, т.е. на так называемых «зрелых» рынках, как правило, используют относительно формализованные плановые системы с жестко обусловленными плановыми периодами, распределением функций планирования и системой разработки плана.

Плановая функция сбытовой деятельности включает разработку планов поставки готовой продукции.

Сбыт средств производства отличается от сбыта потребительских товаров и характеризуется относительно небольшим числом осведомленных потребителей, тесными отношениями предприятий-производителей и потребителей, непосредственной формой сделки и ценообразованием с фиксированной нормой прибыли. В этом случае нельзя рассчитывать на завоевание соответствующей доли рынка без посещения постоянных потребителей, которые обычно обладают большими знаниями о продукции и ее использовании.

Сущность организации сбыта в «АО «ТЗ Ревтруд» на основе «фиксированного размера заказа» состоит в том, что по договоренности между предприятием-производителем продукции и потребителем (или другим получателем продукции) устанавливается фиксированное количество заказываемой продукции, а время заказа является переменной величиной. оптимизируются затраты на транспортировку. «Точкой заказа» будет момент, когда запас готовой продукции на складе достигнет заранее определенной величины. При таком методе ведется регулярный контроль остатков готовой продукции на складе.

коммерческий покупатель ассортимент финансовый

Заключение

В условиях рыночных отношений, предприятие обуславливает коренное изменение роли, содержания коммерческой деятельности предприятий. В условиях рынка приоритетное значение приобретают такие элементы коммерческой деятельности, как изучение и прогнозирование рыночных ситуаций, и элементы ресурсного обеспечения производственных предприятий. Коммерческая работа по формированию товарных ресурсов должна основываться на исследованиях потребностей покупателей, организовываться по принципу гибкого управления, включать вопросы ценообразования, основываться на теории маркетинга. Формирование товарных ресурсов предприятий осуществляется посредством выполнения ими ряда коммерческих операций: обоснование необходимости объема закупок, установление хозяйственных связей, осуществление договорных отношений. Посредством закупок хозяйствующий субъект воздействует на поставщика. При закупке юридически оформляются взаимоотношения между поставщиком и покупателем. Достижение главной экономической цели деятельности предприятия - максимизация прибыли - обеспечивается за счет продаж, которые возможны только при наличии соответствующего объема товарных ресурсов. Таким образом, коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов является основным условием и инструментом достижения главной экономической цели предприятия.

Расчет обеспеченности предприятия товарными ресурсами позволяет учесть реальные возможности предприятия по достижению требуемого объема деятельности в соответствии с наличием ресурсного потенциала предприятия. Коммерческая работа осуществляется на основе принятия управленческих решений. Для принятия обоснованных решений, необходимы накопление и обработка коммерческой информации. В условиях рыночной экономики информация об эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия может представлять интерес для различных категорий пользователей, наиболее важными из которых являются кредиторы, поставщики, покупатели. При этом каждая из этих категорий преследует свои цели и имеет свои критерии оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия.

В курсовой работе рассмотрена комплексная модель оценки коммерческой деятельности, которая позволяет определить направления совершенствования деятельности предприятия. Выдвинутые в работе предложения и рекомендации, при использовании их на практике, будут способствовать более эффективному осуществлению коммерческой деятельности. В связи с этим можно сделать следующие выводы, что на деятельность коммерческих служб предприятий в настоящее время оказывают влияние, по крайней мере, несколько значимых факторов. Экономический, организационно - экономический, информационный, технический и специфический (для российских условий), связанный с формированием хозяйственных процессов.

Сейчас коммерческие службы ставят во главу угла поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради собственной прибыли и связанные с ней интересы потребителя, оказание ему комплекса услуг. Таким образом, в условиях развития рыночных отношений экономический принцип "расчет ==> выгода => потребитель" находится в центре внимания коммерческих служб предприятия.

Сокращение потребности в оборотном капитале - реальный путь оживления и повышения эффективности коммерческой деятельности, увеличения оборачиваемости активов и отдачи на занятый капитал. Любой оценке коммерческой деятельности предшествует тщательный учет затрат по выполнению каждой бизнес-операции - от ее замысла до завершения. Это - непременное условие получения достоверных данных о результатах маркетинговой деятельности. Под вероятными потерями понимается неполнота или неточность определения валовых затрат на рыночные изменения и связанные с ними потери с учетом нестабильности экономической ситуации, нежелательных отклонений при производстве товаров или услуг, снижение производительности труда, изменений рыночной конъюнктуры, а также возможных рисков. Очень важно при этом уметь точно определить главный критерий коммерческой деятельности - цены безубыточной реализации, при которой выручка от реализации продукции полностью возмещает валовые затраты и обеспечивает получение намеченной прибыли.

Маркетинговая концепция построения коммерческой деятельности своего рода компас и лоцман, которые позволяют «опытному капитану» вести корабль бизнеса к намеченной цели (получение максимальной прибыли) наиболее безопасным путем.

Исходя из этого, коммерческие функции представляют собой замкнутую петлю. Они начинаются с потребителей и кончаются ими. Они включают планирование, администрирование и контроль за следующими основными функциями:

определение потребностей людей в области определенной продукции;

определение возможностей фирмы удовлетворить эти потребности с учетом политики самой фирмы;

планирование производства определенной продукции для удовлетворения этих потребностей с учетом экономически возможного производства;

вызов у потребителей ассоциации их потребностей с производимой продукцией;

сбыт продукции с разумной прибылью.

Каждая из этих взаимосвязанных операций играет важную роль в достижении главной цели предприятия. Это делает необходимость, чтобы политика, положенная в основу этих операций, определялась менеджментом предприятия с постоянным учетом общей политики и целей.

Практика рыночной деятельности предприятий показывает, что структуры управления должны формироваться как ответ на изменяющиеся условия. Рыночная ситуация требует большой оперативности и гибкого реагирования со стороны всех служб предприятия. Важно быть в постоянной готовности вносить изменения в коммерческую деятельность, изменять ее в зависимости от ситуации, политики, конкурентов и т.п. Вместе с тем такие «маневры» нередко порождают конфликты между производственными структурами. Так, производственная служба стремится к массовому производству, постоянной продукции; финансовые службы - к снижению издержек и постоянству бюджетов и т.п. Именно функция маркетинга самым тесным образом связана и взаимодействует с производственной, коммерческой, финансовой, юридической и другими функциями предприятия.

Список используемых источников

1. Осипова Л.В. Коммерческая деятельность на промышленном предприятии: учебник для студенᴛᴏʙ вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005.

. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник - Мн.: Новое издание, 2003. - 635 с.

. Панкраᴛᴏʙ Ф.Г., Серёгина Т.К. Коммерческая деятельность: учебник для вузов. - М.: «Маркетинг», 2002. - 580 с.

. Экономика предприятия: учебное пособие / Г.З. Суша. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Новое знание, 2006. - 512 с.

. Организация коммерческой деятельности / Под общ. ред. С.Н. Виноградовой. - Мн. Выш. шк., 2000. - 570 с.

. О.В. Грищенко. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 112с.

. Учебно-методические материалы «Экономический анализ» Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Савицкая Г.В. 2002. 528с.

. «Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения Учебное пособие» Киселева Е.Н., Буданова О.Г. 2008. 196с.

. «Продвижение товаров и услуг на промышленном рынке. Реклама, маркетинг и PR на В2В-рынке. Система сбыта промышленных предприятий».

. «Коммерческая деятельность», Половцева Ф.П., 2009

. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 2-е изд., переработанное и дополненное. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.

Похожие работы на - Организация коммерческой деятельности производственного предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!