Организация инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,14 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве















Организация инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве

Введение

инновационный сельский экономический

Обеспечение продовольственной безопасности требует проведения модернизации агропродовольственного комплекса, предполагающей комплексное целенаправленное развитие производственного потенциала. Конкретные цели модернизации установлены Доктриной продовольственной безопасности РФ. Обобщенно их можно сформулировать как ускорение темпов структурно-технологической модернизации производственного потенциала АПК и создание условий для реализации потенциала зон опережающего экономического роста.

Материальную основу модернизации обеспечивает инновационное развитие агропродовольственного комплекса. В связи с этим разработка научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по инновационному развитию сельского хозяйства на региональном уровне должно стать одним из основных составных разделов стратегии развития аграрного сектора экономики в каждой области, крае, республике. Целесообразность использования инновационного фактора при проведении модернизации во многом обусловлена тем, что экономический рост обеспечивается на 30 % за счет увеличения трудозатрат, на 40 % - повышения производительности труда и на 30 % - использования инновационных технологий. Таким образом, перед аграрным сектором экономики России стоит исключительно сложная задача перехода от технологической деградации к постиндустриальному способу производства.

Целью и задачами работы является изучение Организация инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве.

1. Инновационные процессы в сельскохозяйственном производстве

Инновационные процессы в аграрной сфере имеют свои особенности, обусловленные спецификой сельскохозяйственного производства.

Обеспечение устойчивого развития аграрного производства связано с повышением инвестиционной активности. Внедрение инновационных процессов должно осуществляться через инвестирование - как основной источник укрепления агропромышленного потенциала.

Обеспечение перехода к более жесткому режиму экономии, т.е. ресурсосбережению - одно из основных требований к разработке инноваций.

Диверсификация производственной деятельности агропромышленных формирований позволяет включать в производство неиспользуемые ресурсы, в том числе и земельные, одновременно решая и ряд социальных проблем сельских территорий: создавая новые рабочие места, обеспечивая рост денежных доходов сельских жителей.

Инновационную деятельность можно характеризовать как вид деятельности, которая на основе результатов достижений научно-технического прогресса ведет к созданию принципиально нового продукта, новой услуги, нового знания, применение которых позволяет произвести конкурентоспособный рыночный продукт, которого раньше не было.

За рубежом превращение научно-технических достижений в рыночный продукт является самым престижным, самым авторитетным бизнесом.

В последние годы по ряду причин произошел определенный спад в инновационной активности аграрной науки. Даже имеющийся инновационный потенциал АПК используется в пределах 4-5%. Для сравнения этот показатель в США превышает 50% .

Многие научно-технические разработки не становятся инновационным продуктом; ежегодно остаются невостребованными сельскохозяйственным производством большинство инновационных разработок.

Говоря о проблемах развития инновационного процесса российского сельского хозяйства необходимо отметить низкий технический и технологический уровень его оснащенности, вызванный, в том числе и недостаточным уровнем применения достижений научно-технического прогресса и инновационного процесса.

В связи с тем, что в сложившихся условиях инвестирование в инновационные процессы в сельском хозяйстве является малопривлекательным для банков и инвесторов, поэтому применения активной инновационной политики требует проведение специальных мер, позволяющих совершенствовать систему инвестирования. Обеспечить это возможно, в настоящее время только через государственные рычаги стимулирования инновационной деятельности путем как прямого - государственное бюджетное финансирование НИОКР, так и косвенного воздействия. К косвенным методам относятся: создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности путем совершенствования системы налогообложения, принятия антимонопольных мер; проведение рыночной переоценки основного капитала; создание возможностей для формирования предприятиями инновационной деятельности, собственных инновационных фондов. Прямое участие государства может осуществляться путем финансирования инновационных программ и проектов, нормального правового обеспечения инновационной деятельности, подготовки и переподготовки кадров, организации заказов и закупок конкурентоспособной инновационной продукции.

Практический анализ и изучение инновационной деятельности в сельском хозяйстве России показывает, что в настоящее время основными сдерживающими факторами инновационного развития являются:

недостатки в управлении научно техническим прогрессом, отсутствие тесного взаимодействия государства и частного бизнеса;

заметное снижение затрат на аграрную науку;

низкая маркетинговая работа;

низкий уровень платежеспособного спроса на инновационную продукцию;

резкое снижение финансирования мероприятий по освоению научно-технических достижений в производстве и соответствующих инновационных программ;

отсутствие механизма, стимулирующего развитие инновационного процесса в сельском хозяйстве.

Устранение этих недостатков, а также соблюдение нижеперечисленных условий будет способствовать масштабному развитию инновационного прогресса в стране, способное вызвать коренной подъем сельскохозяйственного производства:

а) создание соответствующей региональной инфраструктуры инновационной деятельности;

б) проведение систематизированной оценки всего научного потенциала аграрной науки, выявление и сосредоточение основных ее усилий на перспективных направлениях деятельности;

в) проведение ранжирования всех потенциальных потребителей новшеств из общего числа сельскохозяйственных товаропроизводителей регионов и выделение наиболее активных из них для реализации первичного освоения в производстве имеющихся научных достижений;

д) содействие развитию современного сельскохозяйственного машиностроения, продукция которого позволила бы совершить качественный переход в технике и технологии сельскохозяйственного производства.

е) разработка методологии прогнозирования (как научное предвидение о направлениях развития) тенденций инновационного развития сельского хозяйства.

Стоит отметить, что инновационные процессы, как в разрезе отдельных предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности, так и в АПК в целом, имеют свою специфику. Их важное отличие заключается в многообразии региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Сложность и особенности сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков инновационных процессов, к числу которых можно отнести:

риск финансирования научно-производственных результатов;

риск временного разрыва между затратами и результатами;

Российская аграрная наука располагает в настоящее время достаточным потенциалом, способным обеспечивать реализацию в аграрном секторе активной инновационной политики. В связи с этим возникает необходимость принятия государственной инновационной программы по повышению эффективности использования научно-технического потенциала отрасли.

2. Основные направления и организация инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве

Основными направлениями инновационного развития в сельском хозяйстве в ближайшей перспективе должны стать формирование эффективных производственно-хозяйственных структур; использование инновационных технологий в планировании, организации и управлении производством; развитии информационно-консультационных служб; создание высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных, адаптированных к стрессовым ситуациям и региональным особенностям; разработка и внедрение зональных инновационных экологически безопасных технологий. На первом плане, на наш взгляд, должна стать проблема повышения эффективности управления инновационной деятельностью.

Совершенствование организации инновационной деятельности в сельском хозяйстве должно осуществляться в двух направлениях:

модернизация организационно-правовой структуры, включая:

а) формирование кооперационных связей между составляющими организационной структуры;

б) создание инновационной инфраструктуры;

г) совершенствование системы страхования;

создание системы стимулирования инновационной деятельности.

Все это определяет целевую направленность совершенствования организационных форм инновационной деятельности в аграрной сфере. Эффективность инновационных процессов в экономике будет зависеть не только от деятельности самих экономических субъектов (фирм, научных организаций и др.), но и от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами (такими, как ценности, нормы, право).

Механизм стимулирования инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве в странах с развитой рыночной экономикой заключается в том, что в качестве важнейших инструментов экономического стимулирования научно-технического прогресса выступают кредитные, налоговые, амортизационные, ценовые, страховые и другие рычаги, включая прямое бюджетное финансирование НИОКР. Используемый набор льгот и стимулов, реализуемый через законодательные акты, отличает целенаправленный характер и строго конкретную адресность.

Формирование механизма стимулирования инновационной модернизации сельского хозяйства страны и региона в частности предполагает решение следующих задач государственной научно-технической и инновационной политики: создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его ресурсного воспроизводства; создание эффективной системы инновационной модернизации сельского хозяйства региона; развитие институтов коммерциализации и защиты результатов исследований и разработок; инновационная модернизация системы управления сельским хозяйством.

Отдельные элементы государственно-правового обеспечения развития инновационных процессов могут быть использованы при разработке отечественного механизма стимулирования повышения восприимчивости сельских товаропроизводителей к освоению инновационных достижений, что будет способствовать созданию условий эффективного ведения агропромышленного производства.

В качестве приоритетных направлений совершенствования системы государственного стимулирования и поддержки инновационной деятельности в АПК можно выделить:

совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности;

формирование инновационной инфраструктуры АПК;

интеграцию материальных и интеллектуальных ресурсов науки, образования и производства;

организацию подготовки и переподготовки инновационных кадров;

выделение государственных приоритетов инновационной деятельности в аграрной сфере;

стимулирование агропродуцентов к инновационной деятельности;

3. Формирование организационно-экономического механизма инновационного развития сельского хозяйства

Формирование организационно-экономического механизма инновационного развития сельского хозяйства должно проводиться с учетом региональных особенностей и потребностей в инновациях, в каждом регионе должны быть созданы соответствующие организационно-правовые условия, стимулирующие развитие инновационных процессов.

Следует отметить, что в Российском государственном аграрном университете - МСХА имени К.А.Тимирязева совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики сельского хозяйства, ФГНУ «Росинформагротех», ФГУ «Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса» был разработан проект Стратегии инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. Данная Стратегия опирается на Госпрограмму «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Так, на уровне каждого региона должна быть сформирована четкая организационно управляемая инновационная система, где каждый элемент характеризуется специфическими функциями, внутренними и внешними связями и должен осуществлять свою деятельность в соответствии с общей стратегией и задачами всей системы.

Успешной реализации организационно-экономического механизма будут способствовать меры по стимулированию инвесторов, вкладывающих средства в производство наукоемкой продукции, тиражирование которой позволит ускорить инновационное развитие сельского хозяйства. Это важно осуществлять как путем определенной поддержки инвесторов, так и на основе организации временных коллективов для реализации какого-либо крупного инновационного проекта.

В современных условиях инвестирование инновационных процессов в АПК мало привлекает отечественные банки и иностранных инвесторов. Поэтому важнейшая роль в активизации инновационного процесса принадлежит институциональным преобразованиям в отрасли.

Успешная реализация инновационной политики невозможна без формирования законодательных и нормативно-правовых механизмов, регламентирующих инновационную деятельность в сельском хозяйстве. Для этого необходимы разработка и принятие федеральных и региональных законов и других нормативных документов, в которых должно быть определено отношение государства к инновационному развитию сельского хозяйства отрасли, определены ответственность государственных организаций, направления и меры государственной поддержки по созданию благоприятных условий для инвестирования средств в инновационную деятельность. В частности, необходимо принятие на региональном уровне, применительно к местным условиям, законодательных актов по инновационному развитию аграрного сектора экономики.

В связи с этим трансфер инноваций приобретает наибольшую актуальность. Трансфер инноваций - передача права использования инноваций как носителей новых ценностей (стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности. Коммерческий трансфер инноваций осуществляется с целью получения прибыли от продажи новшеств. Некоммерческий трансфер инноваций связан, преимущественно, с новым знанием в области фундаментальных исследований. Его формами являются конференции, симпозиумы, семинары, выставки; информационные массивы специальной литературы, информация на магнитных носителях; миграция ученых и специалистов.

Трансфер выступает как основная форма продвижения инноваций и включает лицензирование; передачу патентов, технической документации, ноу-хау, технологических сведений, сопутствующих приобретению или лизингу оборудования; информационный обмен на семинарах, симпозиумах, выставках; инжиниринг и т.д.

Экономической сущностью трансфера инноваций в сельскохозяйственное производство представляется совокупность организационно-экономических отношений, возникающих между производителями научно-технической продукции, структурами, осуществляющими трансфертные действия в сфере инновационного обеспечения сельскохозяйственного производства, и потребителями инноваций - сельскими товаропроизводителями, а организационно-экономический механизм трансфера инноваций отражает совокупность методов и форм инновационной деятельности по обеспечению продвижения инновационной продукции от носителя (разработчика, владельца) до потребителя.

В регионах России уже существует опыт создания различных инновационных и инновационно-консультационных центров. Одним из подобных центров можно считать Аналитическо-консалтинговый Международный Центр Инноваций АПК «Грюне Вохе».

Инновационные центры также созданы, например, в Новосибирской области (Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Инновационно-консультационный центр агропромышленного комплекса» создан в 2009 году), Белгородской области (Областное государственное учреждение «Инновационно-консультационный центр агропромышленного комплекса» создан в 2001 году). Следует отметить, что в Республике Мордовия в 2004 г. в рамках программы «Техническое содействие предприятиям, осуществляющим реализацию проектов в рамках экономического сотрудничества с Королевством Нидерландов» создано некоммерческое партнерство «Центр практического обучения специалистов сельского хозяйства Республики Мордовия».

Основной целью работы Центра практического обучения является повышение уровня практической подготовки студентов, фермеров и специалистов сельского хозяйства Республики Мордовия. Информационно-консультационная служба Центра практического обучения оказывает консультационные услуги в области растениеводства, молочного скотоводства и свиноводства.

Накопленный опыт Центра практического обучения, методическая поддержка РТС + (Нидерланды), сотрудничество с Международным Экспертным Центром Животноводства (LEC), позволяет выявлять потребности сельхозтоваропроизводителей в ежедневно изменяющихся условиях производства.

Заключение

Для осуществления долговременной стратегии перевода аграрного сектора экономики на инновационный путь развития необходимо изменение роли государства в современной аграрной экономике. Государству следует стать организатором и координатором процесса широкомасштабной модернизации.

Именно государственные инвестиции должны стать основным источником финансирования фундаментальных исследований в АПК и затраты на этот вид деятельности необходимо постоянно увеличивать.

Важнейшей задачей, стоящей перед государством в области модернизации аграрного производства на основе инноваций, является решение макроэкономических проблем, то есть принятие долговременной стратегии возрождения и устойчивого развития села и его агропромышленного комплекса.

Ключевую роль в инновационном развитии агробизнеса России играет научно-информационное обеспечение АПК.

Государство, планирующее и проводящее переход экономики России к рыночным отношениям, пока что не реализовало своей главной функции по переводу национальной «производственно-торгово-финансовой» системы на эффективный конкурентоспособный режим функционирования, соответствующий генеральным целям и задачам социально- экономического развития страны.

Список использованной литературы

1.Бобров В. Рынок новых технологий в АПК //Экономист. - 2012.-№12

2.Бочков А.А. Механизм обеспечения эффективности инновационных процессов в агропромышленном производстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/1158/file/bochkov_12.pdf

.Горбунов В.С. Методология и модели управления инновационным развитием сельского хозяйства: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Саратов, 2011. - 48 с.

.Долгушкин Н. Что тормозит инновационное развитие АПК?// Российская Федерация сегодня. - 2013, №7;

.Карташов Е.Ф. Модернизация сельскохозяйственного производства на основе трансфера инновационных технологий // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11 (часть 2). - стр. 493-497

.Кашубо Н. Управление инновационными процессами в АПК //АПК: Экономика, управление. - 2011. - № 4;

.Седова Н.В. Инновации в агропромышленном комплексе Российской Федерации: тенденции и перспективы // Качество. Инновации. Образование. - 2013. - № 2. - С. 24-28.

.Седова Н.В., Бадалов Л.М. Инновации в реализации интеграционных процессов в агропромышленном комплексе российской экономики // Качество. Инновации. Образование. - 2011. - № 1. - С. 26-31.

Похожие работы на - Организация инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!