Особенности функционирования бизнес-инкубаторов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,4 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности функционирования бизнес-инкубаторов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра экономики и управления организациями.






Курсовая работа

Особенности функционирования бизнес - инкубаторов

по дисциплине: Инновационный менеджмент


Выполнил студент

очной формы обучения

курса 2 группы А.А. Беликова




Воронеж 2014г.

Содержание

Введение

. Бизнес - инкубатор: понятие и роль в инновационном развитии России

.1 Сущность бизнес - инкубаторов

.2 Роль бизнес - инкубаторов в инновационном развитии России

. Характеристика бизнес - инкубатора МГУ, его недостатки и преимущества

.1 Характеристика бизнес - инкубатора МГУ

.2 Преимущества и недостатки функционирования бизнес - инкубаторов на примере: Бизнес - инкубатора МГУ

. Государственное регулирование функционирования бизнес - инкубаторов в России и за рубежом

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования о бизнес - инкубаторах подтверждается развитием малого предпринимательства, которое нуждается в помощи и поддержке на первых этапах своего становления. Целью курсовой работы является доказательство значимости бизнес - инкубаторов в инновационном развитии России, сравнив их функционирование и в России и зарубежом, а также выявив недостатки и преимущества на конкретном примере. Данная цель предполагает решение следующих задач:

·Изучить понятие и роль бизнес - инкубаторов в инновационном развитии России;

·Провести характеристику бизнес - инкубатора на конкретном примере;

·Изучить состояние и проблемы бизнес - инкубатора на конкретном примере;

·Рассмотреть функционирование бизнес - инкубаторов в России и зарубежом.

Объектом исследования является бизнес - инкубатор, его значение в экономике. Методами исследования являются: метод сравнения, аналитический метод, описательный метод, системный метод, изучение монографических публикаций и статей. В научной литературе на данный момент небольшое количество книг, посвященных такой инновации, как бизнес - инкубаторы. Однако же, можно выделить некоторых авторов, книги которых послужили теоретической основой данной работы: Т. В. Ломоносова, В. Л. Горбунов, В. П. Попков, Е. В. Евстафьева, Джесси Рассел и прочие. Данная курсовая работа состоит их введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы, приложений.

Во введении рассмотрена актуальность данной темы, цели и задачи курсовой работы, объект и методы исследования. В первой главе изучается сущность бизнес - инкубаторов с позиций различных ученых и их роль в инновационном развитии России. Во второй главе подробно расписаны характеристики и особенности бизнес - инкубаторов, а также выявлены их недостатки и преимущества. В третьей главе курсовой работы описан сравнительные анализ функционирования бизнес - инкубаторов в России и за рубежом. В заключении приведены выводы и рекомендации по результатам работы.

бизнес инкубатор инновационный

1. Бизнес-инкубатор: понятие и роль в инновационном развитии России

.1 Сущность бизнес-инкубаторов

Впервые термин "бизнес-инкубатор" появился в Америке. Предприниматели, которые остались без работы во время экономического кризиса, организовали первые инкубаторы. После этот опыт переняли и другие страны. В России же бизнес - инкубаторы возникли в начале 90 - х годов 20 - ого века. Это были организации, оказывающие поддержку в развитии малого предпринимательства, они облегчали начальные стадии развития новых предприятий, предоставляли им помещения для работы, полезные услуги и деловую поддержку.

В 1997 году было учреждено "Национальное содружество бизнес - инкубаторов" (НСБИ) с целью контроля и поддержки процессов становления бизнес - инкубаторов в регионах России. По словам Джесси Рассела, Бизнес - инкубаторы являются одним из самых эффективных инструментов поддержки малого бизнеса. Большинство малых предприятий затрачивают неимоверные усилия на решения организационных вопросов, таких как поиск помещений для производства и офиса, организацию связи, приобретение вычислительной и оргтехники, поиск квалифицированных бухгалтерских, юридических и прочих услуг. Основной задачей бизнес - инкубатора как раз и является оказание подобных услуг субъектам малого предпринимательства, чтобы предприниматели на начальном этапе могли сконцентрироваться на развитии своего бизнеса.

Конечным продуктом деятельности бизнес - инкубатора является независимый предприниматель, хорошо адаптированный к условиям рыночной среды. По российскому законодательству, бизнес-инкубатор - это «организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать своё дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей».

Теперь, когда мы разобрали понятие "бизнес - инкубатор", хотим выделить основные цели его создания. Итак, в первую очередь это, развитие малого предпринимательства. Если брать более широко, то бизнес - инкубаторы создается с целью развития города и высоких инновационных технологий России. А также не малую роль, бизнес - инкубаторы играют в создании новых рабочих мест, тем самым сокращая безработицу. Свое же предназначение бизнес - инкубатор оправдывает исполнением следующих функций:

) обеспечение систем поддержки фирмам за счет оказания материальной (осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки:

·осязаемая - это предоставление на льготных условиях помещений, места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информационных консультационных услуг;

·неосязаемая - это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых фирм к интеллектуальному потенциалу университета, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии в финансовые источники;

) достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии. Инкубатор за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления фирмы должен подготовить эту фирму к действиям в жестких условиях конкуренции. За время пребывания фирмы в инкубаторе она должна стать успешной, т. е. построить свои каналы товародвижения, разместить производство, найти первых покупателей и получить первые заявки и контракты;

) бизнес-образовательная функция в виде обучения в свободной обстановке или организации бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университета. Высокотехнологичный бизнес ориентирован на квалифицированные кадры, вместе с тем он рискован и непредсказуем и требует от будущего предпринимателя особых личностных и психологических качеств. Участвуя в принятии решений на всех стадиях инновационного процесса студенты получают бесценный жизненный опыт. Перечень услуг, предоставляемых бизнес - инкубаторами:

·Предоставление субъектам малого предпринимательства помещений в аренду;

·Доступ к информационным базам данных;

·Консультационные услуги по вопросам кредитования, бизнес - планирования, налогооблажения, правовой защиты и развития предприятий, бухгалтерского учета, повышения квалификации и обучения;

·Почтово-секретарские услуги.

Бизнес-инкубатор (за исключением бизнес-инкубаторов производственного и агропромышленного назначений) должен обеспечивать следующим требованиям:

·общая площадь нежилых помещений должна быть не менее 900 кв. м, при этом площадь, предназначенная для размещения субъектов малого предпринимательства, должна составлять не менее 85%;

·площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одному субъекту малого предпринимательства, не должна превышать 15% от площади, предназначенной для размещения субъектов малого предпринимательства;

·наличие не менее 70 рабочих мест, оборудованных оргтехникой и мебелью;

·наличие для каждого рабочего места компьютера, принтера и телефона с выходом на городскую и междугороднюю связь;

·наличие не менее одной оборудованной переговорной комнаты; наличие не менее одного оборудованного зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий;

·наличие интернет-канала для не менее 80% рабочих мест;

·наличие оргтехники для коллективного доступа (факс, копировальный аппарат, сканер и т. д.).

Отрасли, которые целенаправленно поддерживаются бизнес-инкубаторами:

·Технонологии

·Компьютерные программы

·Услуги

·Производство

·Интернет

·Биология/науки о жизни

·Электроника/микроэлектроника

·Телекоммуникации

·Компьютерная техника

·Медицинские приборы

·Творческие индустрии

·Электронный бизнес и электронная коммерция

·Беспроводные технологии

·Прогрессивные материалы

·Оборона и национальная безопасность

·Энергетика

·Окружающая среда и технологии очистки

·Медиа

·Нанотехнологии

·Строительство

·Искусство

·Аэрокосмические технологии

·Кухня и пищевые технологии

·Розничная торговля

·Мода

·Деревообработка/лесное хозяйство

·Туризм

Однако же не каждый может разместить свою организацию в инкубаторе, для этого есть перечень необходимых критериев:

·технологически обоснованный продукт или услуга, под которые будет реализован в целом инновационный проект;

·предпринимательские способности команды, претендующей на поддержку;

·потенциал менеджмента организации - опыт и качество лидера организации;

·наличие бизнес-плана инновационного проекта, в котором показываются условия успешной реализации проекта и возникающие проблемы;

·потенциал роста на рынке для разрабатываемой продукции - наличие емкого и перспективного рынка;

·создание рабочих мест в регионе - в какой степени инновационный проект позволит сохранить и создать новые места.

Таким образом, рассмотрев что из себя представляет бизнес - инкубатор, можно сделать некоторые выводы. Итак, бизнес - инкубаторы есть очень полезная находка для предпринимателей. Это организации, предоставляющие благоприятные условия, для развития проектной, предпринимательской и исследовательско - инновационной деятельности. Суть темы ясна, теперь нам предстоит рассмотреть бизнес - инкубатор в действии, узнать насколько он эффективен в реальной жизни и насколько он нужен обществу. Об этом в следующих главах.

.2 Роль бизнес - инкубаторов в инновационном развитии России

Россия поставила перед собой задачу построить страну с развитой и конкурентоспособной экономикой. Однако же, в настоящее время конкурентоспособность измеряется далеко не размерами страны, и даже не количеством природных ресурсов. Сейчас, мы имеем дело с передовыми технологиями, с квалифицированными специалистами, с талантами граждан и их достижениями. Ядром всего этого является государственная инновационная стратегия и активная научно-техническая политика фирм и регионов, ориентированная на содействие развитию передовых технологий прорывного характера. По словам Д.А. Медведева «сектор научных разработок и их эффективная коммерциализация - это основа конкурентоспособного промышленного производства.

И в развитых странах развитая же инновационная система включает в себя не только инновационные проекты и реализующий их впоследствии инновационный бизнес, но и исследовательский сектор, сферу образования - всё это находится в одном большом кластере. Базовыми элементами этой системы являются создаваемые сегодня наукограды, особые экономические зоны, технопарки, центры трансфера технологий, так называемые бизнес-инкубаторы». Для того чтобы обеспечить переход результатов научных разработок на рынок продуктов и услуг, необходимо иметь эффективную инновационную инфраструктуру. Ведущее место в этом процессе занимают инновационные бизнес-инкубаторы.

Инновационный ресурсы являются важнейшим фактором в становлении инновационного процесса, к ним относят: новые технологии, научные знания, предпринимательский потенциал, знание мирового опыта и прочие. Однако же этого недостаточно. Нужны еще мотивация и соответствующее состояние среды - законодательно-правовая база и инфраструктура. В настоящее время основной проблемой инновационной сферы России является неумение превращать интеллектуальный потенциал в активы, способные к эффективному обращению на мировых рынках знаний и высоких технологий. Поэтому важнейшей задачей инфраструктуры инновационной экономики является обеспечение функционирования всей цепочки интеллектуального производства: от получения заказов на новые разработки до продвижения результатов интеллектуальной деятельности на внутренний и мировой рынки.

Национальные усилия в инновационной сфере должны быть направлены на создание механизмов капитализации интеллектуального потенциала и формирование современных экономико-производственных институтов. Бизнес-инкубаторы при этом играют одну из наиболее важных ролей - они помогают созданию и развитию малых, и, как правило, инновационных предприятий. Эта функция становится все более важной, так как с течением времени выход на рынок новых предприятий будет все сложнее, в первую очередь, из-за возрастающей конкуренции. В практике, бизнес-инкубатор предоставляет собой инфраструктурный объект, который оказывает поддержку предприятия на начальной стадии, на стадии зарождения и становления бизнеса. Этот этап связан с одной стороны, с материальными вложениями в организацию рабочего пространства, такими как льготная аренда помещений, доступ к офисному оборудованию, почтово-секретарские и консалтинговые услуги, а с другой - необходимостью определения рынков сбыта, грамотного продвижения продукта, поиска партнеров и инвесторов.

Основной целью бизнес-инкубаторов является выращивание новых фирм, оказание помощи в начальный период существования, в то время когда они более уязвимы. К тому же инкубатор настоящая школа бизнеса: на малом пространстве собирается вся необходимая информация, а зачастую первыми клиентами малого предприятия, становятся компании, которые также размещаются на площадях инкубатора. Все это в итоге значительно увеличивает шансы предприятия на выживание и сокращает затраты на его создание и организационную деятельность. В настоящее время в России действует свыше 150 бизнес-инкубаторов в 75 Субъектах федерации, большинство из которых построены в рамках федеральной программы поддержки предпринимательства.

В настоящее время Минэкономразвития России и Минобразования России (в рамках создания молодежных бизнес-инкубаторов при высших образовательных учреждениях) определены инфраструктурные требования (помещения, оборудования), рекомендован перечень услуг, которые должен предоставлять инкубатор, предложены критерии отбора предпринимателей для размещения на площадях бизнес-инкубатора. Инновационная система страны в целом невозможна без региональных инновационных систем.

В Субъектах федерации все больше осознается роль бизнес-инкубаторов в развитии экономики и социальной сферы.

Во-первых, эти структуры способствуют росту количества малых предприятий. Международная практика, а также опыт передовых российских бизнес-инкубаторов убеждают в том, что именно в бизнес-инкубаторах создаются оптимальные условия для начального развития малого бизнеса. Так по статистике в течение первого работы выживает не более 30% малых компаний, в то время как в бизнес-инкубаторе - около 80%. Кроме того, предприятия, прошедшие процесс инкубирования, более устойчивы и подготовлены к работе в рыночных условиях. Функция выращивания новых фирм в бизнес-инкубаторах особенно важна для регионов, в которых численность малых предприятий в настоящее время сокращается.

Во-вторых, решая проблему занятости, бизнес-инкубаторы не только снимают социальную напряженность в отдельных муниципальных образованиях, но и способствуют росту экономической активности, развитию внутреннего рынка и расширению налоговой базы региона.

В-третьих, создавая бизнес-инкубатор определенного типа (инновационные, сельскохозяйственные, IT) можно оказывать помощь малым предприятиям, деятельность которых соответствует приоритетам региона и таким образом решать возникающие экономические и социальные проблемы.

В-четвертых, выращивание в бизнес-инкубаторах малых компаний способствует повышению инновационной активности бизнеса в регионе, внедрению новых технологий, использованию инноваций для решения проблем, медицины, ЖКХ, экологии и других сфер, входящих в зону ответственности региональных структур власти.

Через развитие бизнес-инкубаторов можно решить ряд проблем социально-экономического характера, поэтому в последнее время бизнес-инкубаторы рассматриваются как важный элемент социальной, экономической и инновационной политики, а также как элемент стратегии инновационного развития регионов и страны в целом. Европейская экономическая комиссия ООН, а именно Рабочая группа по развитию промышленности и предпринимательства, рекомендует правительствам те практические меры, которые наиболее эффективно с точки зрения затрат стимулировали бы формирование условий, благоприятствующих предпринимательской деятельности.

Именно бизнес-инкубирование она рекомендует как один из наиболее действенных и эффективных способов поддержки предпринимательства. Процесс "инкубирования предпринимательства" нацелен на то, чтобы помочь организацию собственного дела и поддержать начинающие компании в разработке новаторских продуктов.

При рассмотрении европейского опыта можно увидеть, что бизнес-инкубаторы несут ответственность и осуществляют постоянный контроль за состоянием «стартапов» и результатами их деятельности, оказывают им помощь и контролируют развитие бизнеса, предоставляют свои услуги ряду общественных организаций, которые осуществляют определенное финансирование. Поскольку бизнес-инкубаторы тесно взаимодействуют с малыми предприятиями и имеют непосредственную возможность анализировать их потребности, руководство инкубатора может сообщать об этих потребностях местным и региональным властям, официальным службам с целью своевременного удовлетворения потребностей малых предприятий на уровне властей. Бизнес-инкубаторы также предоставляют возможность малым предприятиям принимать участие в национальных и региональных программах, предоставляют возможности для развития навыков предпринимательства и осуществляют поиск наиболее перспективных проектов и инноваций.

Основными показателями эффективности работы бизнес-инкубатора являются его финансовая устойчивость, успешность и самостоятельность фирм, прошедших процесс «выращивания» и вышедших из бизнес-инкубатора. Бизнес-инкубаторы в России должны стать не только качественной и дешевой «жилплощадью» для начинающих компаний, но и мощным инструментом по выращиванию полноценных предприятий с самостоятельным штатом подготовленных сотрудников, с линейкой продаваемых продуктов и с высоким показателем «выживаемости» на рынке. Рядом с разработчиками инженерных решений должны появиться инновационные менеджеры и профессиональные технологические брокеры со статусом равноценных участников инновационного процесса, а не «обслуживающего персонала» при инженерном корпусе.

Находясь в бизнес-инкубаторе предприниматель должен быть сосредоточен на одной задаче - начать выпуск продукции и выйти на рынок, все остальные проблемы должна взять на себя команда Управляющей компании (администрация, эксперты, консультанты). Инкубатор должен помочь приобрести предпринимателю "свое лицо", статус, представлять его интересы во внешней среде (ярмарки, выставки, презентации и др.), создавать положительный имидж. Как показывает мировой практика лизинг, венчурное финансирование кредиты, легче получают компании, находящиеся в бизнес-инкубаторе, чем действующие на рынке самостоятельно, т. к. инкубатор является определенным гарантом успешного развития малого предприятия. Создание и функционирование бизнес-инкубаторов является действенным элементом, как в сфере поддержки малого предпринимательства, так и в сфере построения инновационной системы и реализации социально-экономических задач России.

Итак, рассмотрев роль бизнес - инкубаторов в инновационном развитии страны, можно сделать вывод о том, что бизнес - инкубирование необходимо экономике, так как она нуждается в совершенствовании. В настоящее время улучшить экономику страны, можно преимущественно за счет инноваций. В заключении первой главы, хотелось бы еще раз повториться о том, какой вклад несут бизнес - инкубаторы для страны в целом: это рост количества малых предприятий, это рост экономической активности, развитие внутреннего рынка, расширение налоговой базы, повышение инновационной активности в регионе и внедрение новых технологий.

2. Характеристика бизнес - инкубатора МГУ, его недостатки и преимущества

.1Характеристика бизнес - инкубатора МГУ

Бизнес-инкубатор был основан в 2010 году в рамках университетской программы поддержки инновационного предпринимательства. Официальное открытие Инкубатора состоялось 15 сентября 2011 года. Инкубатор является подразделением Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и работает по принципу бизнес-акселератора. Такая модель поддержки бизнеса на ранней стадии обеспечивает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки. Инфраструктурные возможности бизнес - инкубатора МГУ:

·Более 120 кв. метров рабочих коворкингов с бесплатными рабочими местами, интернетом и необходимым офисным оборудованием.

·Лучшая команда менторов и привлеченных экспертов, готовых доводить работу вашего проекта до совершенства.

·Обучение по образовательной программе, разработанной специально для резидентов Бизнес-инкубатора МГУ.

·Юридические и бухгалтерские консультации, содействие в подготовке налоговой отчетности и другой необходимой документации.

·Помощь в подборе персонала, а также продвижении проектов: PR, маркетинге и брендинге.

·Уникальный шанс работать и обмениваться опытом с коллегами - передовыми инновационными компаниями.

·Дружественная атмосфера.

·Реальный шанс получения "быстрых инвестиций" для развития вашей компании от партнеров Инкубатора.

·Возможность для резидентов участия во всех мероприятиях, проводимых Инкубатором: лекции и мастер-классы от признанных экспертов рынка, презентации проектов перед инвесторами.

·Возможность для резидентов участия на особых условиях в различных российских и международных мероприятиях, конференциях, выставках, форумах: IDCEE, БИТ, WebReady и др.

·Помощь в получении грантов и содействие по участию проекта-резидента в международных образовательных программах и стажировках.

Что происходит внутри инкубатора МГУ:

. Отбор проектов. Каждый проект начинает с того, что готовитзаявку. Для бизнес - инкубатора важно узнать как можно больше о команде и видении будущего проекта. Полученные заявки просматривает каждый из членов команды, оценивая их по нескольким критериям: идея и продукт, команда, размер потенциального рынка, конкуренция и срок реализации проекта. В результате анализа отбираются 30 - 50 проектов, которые встречаются с членами команды Инкубатора. Это не интервью, а скорее небольшое знакомство с потенциальными резидентами. На встрече резиденты получают возможность подробнее рассказать о своем проекте, а бизнес - инкубаторы - познакомиться с командой и идеей, выявить их сильные и слабые стороны, а также понять, как они могут помочь построить ваш бизнес и сможете ли вы работать в формате Инкубатора.

По итогам данного этапа определяются финалисты - потенциальные кандидаты на статус резидента инкубатора. Далее, 20-30 выбранных команд выступают перед экспертным советом. Выступления потенциальных резидентов оценивают приглашенные эксперты: менторы, предприниматели и представители венчурных инвестиционных фондов. Каждая команда получает в распоряжение 3-5 минут для презентации своего проекта, после чего в течение 3 минут отвечает на вопросы экспертов. В результате принимается решение о победе того или иного проекта. Суммарно в каждый набор резидентами становятся 5-10 проектов.

. Создание компании, получение стартовых инвестиций.

После того, как проект становится резидентом, бизнес - инкубатор помогает, для начала, решить возникающие юридические вопросы и разобраться со всей документацией. Для них важно, чтобы резиденты сосредоточили силы на своем проекте и не тратили время на очередях, поэтому они помогают компаниям, используя стандартный пакет документов, открыть юридическое лицо и правильным образом оформить юридическую собственность. В этот же момент они предоставляют компаниям-резидентам посевные инвестиции. Условия их получения оговаривается с каждым проектом индивидуально, при этом бизнес - инкубатор всегда предлагает сбалансированные условия, выгодные для предпринимателей.

. Обучение. В течение 3 месяцев все проекты получают возможность участвовать в программе обучения. Два месяц проекты обучаются по программе, уникальной для российских инкубаторов, которая собрала в себе все самое лучшее от учебных курсов в области customer development и управлении разработкой продукта (product development). Далее в течение месяца, в рамках обучения у всех резидентов появляется возможность получить знания в области инвестиций, интеллектуальной собственности, построении бренда и многом другом. Кроме этого резиденты получают возможность на регулярной основе общаться с успешными предпринимателями, которые также несколько лет назад задавали себе похожие вопросы и испытывали схожие проблемы - все это неоценимый заряд энергии для начинающего предпринимателя.

. Консультации Консультирует резидентов заранее определенный куратор из числа членов команды инкубатора. Куратор - друг проекта, он знаком со всем, что происходит внутри компании, консультирует команду по возникающим вопросам, снабжает ее необходимыми контактами.

. День инвестора это важное мероприятие, на котором можно познакомиться с инвесторами. Но что же следует за ним? В течение последующих 1,5 месяцев бизнес - инкубатор помогает резидентам с привлечением инвестиций.

. Выпускной Резиденты становятсявыпускниками- соответственно время, отведенное проекту в инкубаторе, подходит к концу. Но это не конец общения! Выпускники бизнес - инкубатора МГУ - это неоценимая сеть контактов, которая готова всегда прийти на помощь новоиспеченным предпринимателям: дать совет или познакомить с инвесторами или потенциальными клиентами. Таким образом, разобрав работу бизнес - инкубатора МГУ от отбора проектов до выпускного резидентов, можно говорить о том, что бизнес - инкубатор МГУ неплохая возможность для бизнес - проектов за 4 месяца довести идею до продукта без лишних ошибок, привлечь инвестиции и получить экспертную оценку.

.2 Преимущества и недостатки функционирования бизнес - инкубаторов на примере: Бизнес - инкубатора МГУ

Прежде чем мы рассмотрим преимущества и недостатки бизнес - инкубатора МГУ, хотелось бы для начала выявить общие проблемные и положительные моменты в функционировании данной инновации:

. Бизнес - инкубатор способствует проявлению предпринимателем личной инициативы, инновационной деятельности, принятию решений, сопряженных с риском; в БИ меньшая стоимость аренды помещений по сравнению со стоимостью аренды помещений вне инкубатора;

. Бизнес - инкубатор способствует повышению живучести новых малых или средних фирм;

. Инфраструктура бизнес - инкубатора способствует эффективному обмену информацией и обсуждению коммерческих вопросов;

. Конференц-зал бизнес-инкубатора хорошо оборудован и членам бизнес-инкубатора предоставляется на безвозмездной основе;

. Бизнес - инкубатор предоставляет бесплатные офисные услуги (копирование, распечатка, брошюровка, факс), бесплатный доступ в Интернет.

·Срок нахождения субъекта малого предпринимательства в бизнес - инкубаторе должно составлять не более трех лет при том, что инновационный лаг длится в среднем 5 лет;

·Помещения могут арендоваться только вновь созданными предприятиями (до 1 года с момента государственной регистрации);

·Отсутствует производственно - технологическая база (общая площадь, согласно рекомендациям Минэкономразвития РФ - не менее 900 кв. м), в том числе для проведения прикладных научных исследований.

Основные проблемы и преимущества бизнес - инкубаторов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Бизнес - инкубатор: плюсы и минусы.

ФункцияПлюсыМинусы1. Предоставление помещения в аренду.Низкие арендные ставки. Ограничение по классу и площади офиса. 2. Оказание консультаций.Бесплатная помощь высококвалифицированных специалистов.Нехватка компетентных кадров. 3. Организованная образовательная и методологическая помощь.Возможность на практике обучиться основам ведения бизнеса. К сожалению, функция еще мало развита в России. 4. Помощь в разработке бизнес - планов. Защита от ошибок и мошенников. Невозможность вести двойную бухгалтерию.

Этот вопрос мы хотим рассмотреть с позиции конкретного бизнес - инкубатора.

Безусловно, на данный момент бизнес-инкубатор МГУ является лучшим студенческим инкубатором в Москве. Его сильные стороны:

·университет предоставляет огромную базу знаний, образовательных программ.

·хорошие механизмы обратной связи;

·отличное чувство потребностей студента и организация в связи с этим необходимых тренингов, консультаций и лекций;

·большой банк полезной информации и удобный, информативный сайт;

·в рамках бизнес-инкубатора МГУ достаточно хорошо устроено управление проектами, каждая команда, прошедшая стадию формирования идеи и плана развития, получает личного менеджера, который следит за их развитием;

·ведется активная поддержка субъектов малого предпринимательства по вопросам защиты интеллектуальной собственности;

·открытая и прозрачная процедура отбора;

·еженедельный мониторинг проектов;

·ежеквартальное проведение большой отчетной сессии и принятие решения;

·отлаженная система управления проектами;

·активное продвижение бизнес-инкубатора, широкая информационная поддержка деятельности и проводимых мероприятий;

Теперь поговорим о недостатках бизнес - инкубатора МГУ, в чем же они проявляются? У инкубатора есть несколько слабых мест.

·неспроста главное здание университета похоже на министерство. Это иесть своеобразное министерство, где все происходит не слишком быстро ирешения принимаются долго;

·неверные управленческие решения, случается, что винкубатор принимают слабые проекты, асильным- отказывают;

·недостаточный опыт консультационных служб.

Чтобы бизнес - инкубатор в полном объеме начал использовать все свои преимущества, чтобы воплотил в жизнь все свои намеченные цели, был конкурентоспособным и жизнеспособным вообще. Необходимы усилия со стороны государства по его поддержке. Эти усилия должны быть только во благо бизнес - инкубатора, действовать достаточно продолжительное время и охватывать все стороны функционирования бизнес - инкубатора. Только после этого можно говорить об эффективности работы отдельно взятого инкубатора, а через некоторое время такая поддержка государства отразится и на экономике в целом. Рассмотрев бизнес - инкубирование с положительных и негативных сторон, можно написать, что бизнес - инкубация очень важна для предприятий малого бизнеса.

В условиях конкуренции, недостатка информации, финансовых средств, навыков в той или иной области, начинающему стартаперу сложно продвинуть свою идею на должный уровень. По статистике в естественных условиях выживают около 30 % предприятий малого бизнеса, в бизнес - инкубаторах же - 80 %, что говорит о достаточной эффективности этой инновации. Деятельность бизнес - инкубатора МГУ можно оценить достаточно высоко. Они предоставляют все необходимые для развития проекта ресурсы, за исключением активного продвижения в предпринимательской среде. Они проводят открытый конкурс проектов что, несомненно, является большим плюсом. Проводится торжественная церемония преемствования между бывшими резидентами и будущими. Но государство

3. Государственное регулирование функционирования бизнес - инкубаторов в России и за рубежом

Из международных организаций наибольшую поддержку российским бизнес-инкубаторам оказывают Фонд Евразия и программа Трансформ Правительства Германии. Также развитие бизнес-инкубирования определено как ключевое направление развития малого предпринимательства в Программе ТПП РФ, в резолюциях всероссийских конференций представителей малых предприятий. Одновременно с этим развитию бизнес-инкубаторов на протяжении последних 5 лет не оказывалась финансовая поддержка на Федеральном уровне, но, несмотря на это бизнес-инкубаторы на сегодняшний день являются одной из наиболее эффективных структур, осуществляющей поддержку стартующего бизнеса. Вместе с тем, преимущества технологии бизнес-инкубирования в России используются не в полной мере. Нормативная база не стимулирует создание бизнес-инкубаторов, на Федеральном уровне ресурсы на создание и развитие бизнес - инкубаторов не предусматриваются, поддержка со стороны международных программ - незначительна. Главный вопрос бизнес-инкубирования - содействие в выделении помещений, на протяжении ряда лет находится на рассмотрении в Минимуществе России.

В мировой же практикебизнес-инкубаторам государственная финансовая поддержка предоставляется исключительно в виде субсидий на выплату арендных ставок и покупку оборудования. Средняя площадь бизнес-инкубаторов варьирует от 6-10 тыс. кв. м в Китае до 1,5 тыс. кв. м в Австралии, в ЕС средняя площадь бизнес-инкубаторов составляет 3-4 тыс. кв. м. Как правило, в бизнес-инкубаторе работает 20-30 компаний, получающих консалтинговую и финансовую поддержку, помощь в обучении специалистов и в проведении исследований.

Интересен опыт по созданию бизнес-инкубаторов в Германии, которым немецкие специалисты поделились со своими российскими коллегами на конференции, посвященной проблемам инновационного бизнеса.

По их мнению, практическая поддержка малого бизнеса - задача, в первую очередь, муниципальных властей. Взаимосвязь и взаимная заинтересованность малого бизнеса и власти проявляется, в основном, на уровне местного самоуправления. Государство, безусловно, играет значительную роль в создании рамочных условий для развития бизнеса, в т. ч. малого. Однако задачи государства по отношению к малому предпринимательству состоят, скорее, в формировании государственной политики, разработке законодательных актов, создании эффективной банковской и кредитной системы. Практическое наполнение понятия «поддержка малого бизнеса» - дело, в первую очередь, муниципальное.

Бизнес-инкубатор, по мнению немецких экспертов, дает возможность решить многие социальные и экономические проблемы муниципалитета - создаются новые рабочие места, как в руководстве самого бизнес-инкубатора, так и на размещаемых в нем фирмах.

Для более наглядного представления о функционировании бизнес - инкубаторов в зарубежных странах, подробно рассмотрим бизнес - инкубатор США «UWSB». - cтуденческий бизнес-инкубатор университета штата Висконсин был открыт в январе 2009 года, как некоммерческая огранизация, cцелью развития практических навыков предпринимательства у студентов, а также развития инновационной инфраструктуры в университете Висконсина. Инкубатор предоставляет офисные помещения, материалы, а также обучающие программы для 6 студенческих команд университета. Образовательные программы предоставляются также всем желающим начать или уже имеющим свой бизнес студентам, в независимости от того является этот проект резидентом инкубатора или нет.

Предоставляемые ресурсы:

1. Для всех желающих:

·Бесплатные события по предпринимательству

·Советы и помощь в процессе работы над бизнес-идеей

2. Для резидентов:

·Бесплатное офисное помещение

·Бесплатный доступ к переговорной комнате и другим помещениям инкубатора

·Доступ к принтеру, сканеру, копиру, факсу

·Бесплатная телефонная линия и интернет

·Бесплатные занятия, тренинг, лекции и семинары по необходимым темам

В процессе нахождения в бизнес инкубаторе команда получает вышеописанные услуги на безвозмездной основе и отчитывается за свое пребывание. Решение о продолжении нахождения команды в инкубаторе принимается ежеквартально. Процесс оценки нахождения резидента в инкубаторе проходит следующим образом:

·Ежемесячный отчет перед консультационным советом

·Ежемесячная проверка соответствия развития компании плану развития

·Оценка ведения еженедельного журнала компании и ее прогресса

Администрация бизнес-инкубатора может принять решение о прекращении нахождения команды в инкубаторе в следующих случаях:

·Истек максимальный срок пребывания команды в инкубаторе (от 1 до 2х лет в зависимости от бизнеса);

·Участник нарушил правила пребывания в бизнес-инкубаторe;

·Предприниматель или бизнес больше не получает выгод от нахождения в инкубаторе;

·Бизнес не использует активы инкубатора в том количестве, в котором должен;

·Офис больше не подходит для продолжения функционирования бизнеса;

·Резидент нарочно препятствует обучению и росту других участников;

·Бизнес признается не жизнеспособным;

·Бизнес способен продолжить существование на рынке без поддержки инкубатора;

·Бизнесом управляют не студенты и не сотрудники университета;

·У бизнеса и университета произошел конфликт интересов;

·Бизнес перестал быть легальным и отвечать требованиям этичности;

·Бизнес или предприниматель причиняет умышленный урон оборудованию;

Резиденты инкубатора могут в одностороннем порядке изъявить желание покинуть бизнес-инкубатор. Сайт бизнес - инкубатора выполнен достаточно хорошо. С точки зрения информативности он удовлетворяет все возникающие потребности. Легко можно найти всю интересующую информацию, а также наглядно увидеть инкубатор изнутри - на сайте предложен видео-тур. К недостаткам можно отнести слабо налаженную обратную связь и отсутствие календаря событий. Бизнес-инкубатор университета штата Висконсин может служить хорошим примером контроля над работой проекта.

Во-первых, компании ведут еженедельный журнал своей деятельности, что постоянно заставляет команду что-то делать. Во-вторых, ежемесячный отчет перед консультационным советом и проверка соответствия хода работ запланированному ранее, это жесткий критерии, который дисциплинирует команду и заставляет двигаться в соответствии с запланированными событиями. Последняя мера крайне положительно отражается на динамике развития проектов.

Для российских инкубаторов новой волны характерно одновременное появление различных типологий (бизнес-инкубаторы,технопарки, технополисы). Однако часто модное название не соответствует содержанию, и большинство субъектов бизнес-инкубации масштабатехнопаркаили технополиса таковыми не являются. Кроме того, одновременное вхождение в рынок характерно для классических инкубаторов и виртуальных инкубаторов. В функциональном плане, в отличие от зарубежных бизнес-инкубаторов, которые постепенно эволюционировали от узкой к широкой специализации, для российских субъектов бизнес-инкубации характерны испециализацияна отдельных функциях, и полныйсервисв рамках поддержки фирм-клиентов.

Для российских инкубаторов новой волны изначально характернообслуживание "третьих" лиц, формально не являющихся клиентами бизнес-инкубаторов. Приоритет последних привел к тому, что многие инкубаторы переродились в обычные деловые центры. В России до настоящего времени не получил распространение трансфер технологий на уровне малого и среднего бизнеса, что объясняется рядоморганизационных, экономических и психологических причин. Это, в частности, обусловливает недостаток технологических инкубаторов в стране в целом и в сфере малого предпринимательства в частности. Подходы местных властей к участию в деятельности бизнес-инкубаторов характеризуются большим разнообразием: от безразличия и полного непонимания их роли в развитии регионального предпринимательства иподдержкемалого бизнеса до административного управления субъектами бизнес-инкубации. Изначально практически все проекты бизнес-инкубации в России преследуюткоммерческиецели.

Однако оценить ихприбыльностьи эффективность не представляется возможным, во-первых, из-за сравнительно недолгого их существования, во-вторых, из-за отсутствия необходимой информации:хозяйствующиесубъекты предоставляют ее весьма неохотно, а официальная статистика не отличается достоверностью в силу высокого удельного весатеневыхопераций в стране.

Таким образом, проанализировав государственное регулирование бизнес - инкубаторов в России и за рубежом, можно написать об огромном различие в государственной поддержке. Более развиты бизнес - инкубаторы в США, Германии, Австралии, Японии и прочих, в этих странах намного больше условий для их нормального функционирования, нежели в России. Такое различие можно обосновать целями этих стран. Россия ориентирована на достижение экономического, социального уровня развития, занятия передовых позиций в глобальной конкуренции и обеспечения национальной безопасности, когда напротив тоже же США настроено быть лучшим в мире в области инноваций, являться лучшим местом для ведения бизнеса.

Таким образом, вопрос формирования и дальнейшего развития инкубаторов с течением времени не потерял своей остроты. Нынешнее положение грозит еще большим технологическим отставанием от развитых стран мира, преодолеть которое со временем будет все сложнее. Пока не делается политический акцент на необходимости исправления сложившейся ситуации, и соответственно многие проблемные вопросы по-прежнему остаются без решения.

Заключение

Изучив и рассмотрев особенности функционирования бизнес - инкубаторов с разных сторон, можно сделать несколько выводов:

) Бизнес - инкубаторы - это многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги предприятиям малого бизнеса, находящимся на стадии возникновения и становления. Другими словами, инкубаторы предназначены для «высиживания» новых предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг.

) Роль бизнес - инкубаторов в инновационном развитии России громадна. Развитые страны добились своей эффективности в инновациях и экономике, почти полностью за счет предприятий малого и среднего бизнеса, которым очень трудно «встать на ноги» без должной поддержки. Еще раз выделю основные свойства которыми бизнес - инкубатор обеспечивает инновационное развитие страны:

·снимает социальную напряженность в отдельных муниципальных образованиях и способствует росту экономической активности, развитию внутреннего рынка и расширению налоговой базы региона;

·выращивание в бизнес-инкубаторах малых компаний способствует повышению инновационной активности бизнеса в регионе, внедрению новых технологий, использованию инноваций для решения проблем, медицины, ЖКХ, экологии и других сфер.

3) Рассмотрена работа бизнес - инкубатора МГУ, которая включает в себя некоторые этапы:

·Отбор проектов- все начинается с заполнениязаявкии заканчивается выступлением передэкспертным советом, который и принимает решение об отборе резидентов.

·Создание компании, получение стартовых инвестиций- бизнес - инкубатор помогает всем резидентам создать компанию, решить все организационные вопросы и привлечь небольшой объем инвестиций от фондов-партнеров.

·Обучение - во время образовательной программы резиденты узнают, как правильно создавать продукт, учатся говорить на одном языке как со своими пользователями, так и с потенциальными инвесторами.

·Консультации - у каждого резидента есть свой куратор из числа членов команды, который помогает ему решать вопросы, связанные с выбором направления развития, поиском контактов и привлечением клиентов.

·День инвестора - подведение итогов. Одним словом, самый важный день в Инкубаторе. Выступление каждого проекта - это не просто презентация разработки, а показатель того, чего команда успела добиться за 4 месяца работы.

·Выпускной. В этот день резиденты становятся выпускниками. Статус выпускника позволяет продолжать сотрудничество с инкубатором, но период его официального обучения и работы в стенах МГУ подходит к своему логическому завершению. Как показывает практика, наиболее успешные компании идут на расширение своего бизнеса: увеличивают свой состав, снимают отдельное помещение - и делятся своими историями успеха с новыми резидентами Бизнес-инкубатора МГУ.

) Преимущества и недостатки бизнес - инкубатора на примере МГУ следующие: университет предоставляет огромную базу знаний, образовательных программ, хорошие механизмы обратной связи; имеется отличное чувство потребностей студента и организация в связи с этим необходимых тренингов, консультаций и лекций; большой банк полезной информации и удобный, информативный сайт; ведется активная поддержка субъектов малого предпринимательства по вопросам защиты интеллектуальной собственности; открытая и прозрачная процедура отбора; отлаженная система управления проектами; активное продвижение бизнес-инкубатора, широкая информационная поддержка деятельности и проводимых мероприятий. Недостатками же бизнес - инкубатора МГУ являются: долговременность принятия решений; неверные управленческие решения, случается, что винкубатор принимают слабые проекты, асильным- отказывают; недостаточный опыт консультационных служб.

)Проанализировав государственное регулирование функционирования бизнес - инкубаторов в России и за рубежом, невооруженным глазом видно преимущество зарубежных стран. Это и понятно, развитие такой инновации, практически полностью зависит от законов касающихся развития инновационной сферы и малого предпринимательства в стране, от программ поддержки государством этих сфер. В России на данный момент этот сегмент слабо развит.

Список использованных источников

1. Ломоносова Т.В, Горбунов В.Л. Бизнес-инкубаторы и рыночная экономика / Т.В. Ломоносова, В.Л. Горбунов. - М: - Институт предпринимательстваи инвестиций, 2012. - 128 с.

. Официальный сайт некоммерческого партнерства «Национальное содружество бизнес-инкубаторов».

. Попков В.П., Евстафьева Е.В. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. / В.П. Попков, Е.В. Евстафьева. - М: - СПб: Питер, 2013. - 352 с.

. Рассел Д . Бизнес-инкубатор. / Д. Рассел. - М: - ДМК Пресс, 2013. - 33с.

. Болотов А. Анализ эффективности инновационной деятельности / А. Болотов. - М: - Трендер. - 2012. - 10-12с.

. Брагина Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации. / Е. Брагина. - М: - Эксмо, - 2011. - 57с.

. Дежина Н. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес? / Н. Дежина. - М: - Человек и труд. - 2010. - 53-59с.

. Жуков А. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса . Проблемы теории и практики управления. / А. Жуков - М: - Эксмо, - 2010. - 8 - 16с.

. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента. / П. Н. Завлин - М: - Феникс, 2011. - 174с.

. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг. - М: - ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - 343 с.

. Молчанова О.П. Инновационный менеджмент / О.П. Молчанова. - М.: Эксмо, - 2010. - 260 с.

. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. / Л.Н. Оголева - М. : ИНФРА М, - 2012 - 142с.

. Ковалёв Г.Д. Основы инновационного менеджмента. Учебник для вузов. / Г.Д. Ковалев. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - 208 с.

. Каваленко Г., Быков А., Семенова Г. Российские предприниматели в инновационном бизнесе. / Г. Каваленко, А. Быков, Г. Семенова. - М: - Феникс, 2011. - 56с.

. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Н. Ю. Круглова. - М.: Изд. РДЛ, - 2013. - 352 с.

. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. / Ю.П. Морозов. - М. : ЮНИТИ -ДАНА, - 2010. - 446 с.

. Завлина П.Н. Основы инновационного менеджмента. / П.Н. Завлина. - М.: - Экономика, - 2014г. - 74с.

. Гуриева Л.К. Концепция национальных инновационных систем. / Л.К. Гуриева. - М: - Феникс, - 2012. - 123с.

. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. / Н.И. Иванова. - М.: - Наука, -2012. - 304с.

. Гапоненко В.Ф. Бизнес-инкубаторы в Национальной инновационной системе. / В. Ф. Гапоненко. - М: - Эксмо, - 2011. - 204с.

. Официальный сайт бизнес - инкубатора МГУ.

Похожие работы на - Особенности функционирования бизнес-инкубаторов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!