Опыт и состояние экономического развития Польши

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,08 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Опыт и состояние экономического развития Польши

Оглавление

Введение

1.История

.1Экономика Польши после Второй мировой войны

.Экономика

.1 Внешняя торговля

2.1.1Внешняя торговля в 2013

.2Иностранные инвестиции

2.3Работа

2.3.1Безработица

2.3.2Социальные проблемы

2.4Сельское хозяйство

.4.1Занятость в сельском хозяйстве

.5Промышленность

2.6Инфраструктура и транспорт

2.6.1Автомобильный транспорт

2.6.2Железнодорожный транспорт

.6.3Авиация

.6.4Водный транспорт

.6.5Городской транспорт

.6.6Телекоммуникация

2.7Строительство

.7.1Нежилое строительство

2.7.2Жилое строительство

2.8Крупнейшие компании в Польше

2.9Введение евро

3.Итоги социально-экономического развития Польши

Вывод

Список литературы

Введение

Польша - индустриально-аграрная страна. Основные отрасли промышленности: машиностроение, металлургическая, горная (угольная, серная и др.), химическая, кораблестроение, пищевая, текстильная и легкая промышленность. Транспорт: железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный, воздушный. Главные морские порты - Щецин, Свиноуйсьце <https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%96%D0%BD%D0%BE%D1%83%D0%B9%D1%81%D1%8C%D1%86%D0%B5>, Гданьск, Гдыня.


1.История

1.1 Экономика Польши после Второй мировой войны

В результате Второй мировой войны Польша потеряла почти 40% национального достояния, более 6 млн. чел. населения. С конца 1940-х до конца 1980-х годов польская экономика была организована по советской модели, характеризующейся централизованным планированием и государственной собственностью на средства производства. Экономический рост в первые после Второй мировой войны годы, несмотря на значительное истощение ресурсов, происходило ускоренными темпами. В 1960-х годах ежегодный прирост национального дохода составил 6,2%, в начале 1970-х - 8,1%. Правительство ограничивало индивидуальное потребление, чтобы поддержать высокий уровень капиталовложений.

В отличие от Советского Союза и остальной Восточной Европы, в Польше не было проведено общей коллективизации. Сельское хозяйство было основным источником средств к существованию для 35% населения. Постепенно возросло значение обрабатывающей и добывающей промышленности, и в конце 1970-х годов на эти отрасли приходилось 50% национального дохода страны и 1/3 всех рабочих мест.

В 1950-1967 гг. доля занятых в государственной промышленности выросла на 93% частично за счет передачи ей предприятий частного сектора, которые сохранились после национализации. В 1970-1980гг. занятость в промышленности увеличилась на 15%.

Большие капиталовложения в послевоенные годы способствовали развитию металлургии, машиностроения, судостроения и химической промышленности. В 1990-1991 гг. занятость в частном секторе промышленности увеличилась почти на 25%.

Польская промышленность очень диверсифицирована и географически достаточно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей.

Ведущие отрасли производят продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудования. В Катовицком воеводстве (Верхняя Силезия) локализовано около 20% всех работающих в промышленности страны; здесь сосредоточены предприятия угольной промышленности и черной металлургии. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий.

В Лодзи и ее окружении находится почти 42% всех занятых в текстильной промышленности. Около 30% занятых в электротехнической промышленности сконцентрировано в Варшаве и ее окрестностях.

Гданьск и Щецин - крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве.

После 1978 г., особенно в 1980-1981 гг., экономический и социально-политический кризис вызвал резкий спад производства. Среднегодовое его снижение в 1978-1981 гг. составило 6,5%. В 1980-х годах наступил застой.

После преобразования в 1989 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/1989_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> Польской Народной Республики <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0> в Республику Польша <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0> и избрания Правительства <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8>, которое возглавили премьер <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5%D1%80-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80> Тадеуш Мазовецкий <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%83%D1%88_%D0%9C%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9> и вице-премьер <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5%D1%80> и министр <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80> финансов Лешек Бальцерович <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BA_%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>, в стране начались рыночные и демократические реформы <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0>: либерализация цен <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D0%BD> и приватизация <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> госсобственности <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>.

В 1990 г. ВВП резко сократился (на 11,6%) за счет спада выпуска промышленной продукции на 22%. Во всех других секторах экономики в 1990г. состоялось уменьшение объема производства - от 14,5% в строительстве до 0,4% в сфере услуг. В 1991г. ВВП сократился на 7,4%. В феврале 1992 г. объем промышленного производства снизился на 41% по сравнению с его средним объемом в 1989г.. 1 мая <https://ru.wikipedia.org/wiki/1_%D0%BC%D0%B0%D1%8F> 2004 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/2004_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> Польша вошла в состав Европейского Союза <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7>.

В настоящее время страна испытывает ряд экономических трудностей: государственный долг <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3> составляет 45% от ВВП <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%92%D0%9F>, существуют трудности с принятием и финансированием <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> государственных программ по здравоохранению <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, образованию <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и пенсионному обеспечению <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>. Уровень безработицы <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B> в стране почти 10%.


2.Экономика

Польша - страна с достаточно крупной и относительно быстро растущей, формирующейся рыночной экономикой, имеющая ёмкий внутренний рынок. Польша занимает 21-е место согласно подсчётам Международного валютного фонда; 23-е место по подсчетам Всемирного банка; 21-е место по оценке Центрального разведывательного управления, публикуемые в Книге фактов. По номинальному объёму ВВП за 2013 год Польша занимает 24-е место. В Евросоюзе по размеру своего ВВП она занимает шестое место.

На фоне большинства других членов Евросоюза Польша отличается относительно низкой долей сектора услуг и, соответственно, повышенным удельным весом реального сектора (см. табл. 1).

Таблица 1

Удельный вес секторов в добавленной стоимости в экономике Польши (в текущих ценах)

20002013Сельское хозяйство4,93,9Промышленность23,324,7Строительство7,87,3Торговля, ремонт автомобилей19,418,8Транспорт и складское хозяйство5,16,1Гостиничные услуги общественное питание1,31,2Информация и коммуникации3,43,7Финансы и страхование5,04,6Услуги в сфере недвижимости6,65,9Наука, научное обслуживание6,47,1Государственные услуги, оборона, здравоохранение, просвещение, социальное страхование13,313,8Культура, отдых3,53,0

В долгосрочном периоде устойчивость экономики Польши проявилась, в частности, в том, что на фазе подъема она уступает по темпам роста другим странам ЕС, зато ей удается избежать падения ВВП и поддерживать его рост на фазе глобальной стагнации. Во многом это обусловлено определенной консервативностью экономической структуры страны с её сравнительно низкой долей сектора финансовых услуг и большим удельным весом малого и среднего бизнеса (около половины ВВП), который пока проявляет завидную жизнестойкость.

Консервативной остается и банковская система Польши, что выражается, в частности, в осторожном использовании современных банковских продуктов.

Устойчивость польской экономики поддерживается осторожным поведением польских потребителей и предпринимателей. Уровень задолженности домашних хозяйств, а также малого и среднего бизнеса - один из самых низких в Европе.

В различных рейтингах конкурентоспособности национальной экономики Польша уступает большинству стран Евросоюза, хотя в последние годы в ней отмечается постепенное улучшение соответствующих показателей. Наиболее слабыми сторонами польской экономики считаются неблагоприятные условия начала предпринимательской деятельности, сложная система налогообложения, плохо развитая инфраструктура, недостаточная инновационность экономики. В рейтинге глобальной конкурентоспособности за 2012-2013 гг., составляемом Международным экономическим форумом, Польша осталась, как и в предыдущем рейтинге, на 41 месте, немногим ниже Чехии и Панамы, но выше Италии и Турции.

В рейтинге исследования Всемирного банка Doing business (ноябрь 2012 г.) Польша заняла 55 место, тогда как в предыдущем рейтинге она была на 61-ом. Самые высокие позиции в рейтинге 2012-2013 гг. Польша заняла в категориях «Получение кредита» (4 место), «Процедура банкротства» (37) и «Защита инвесторов» (49). Самые низкие места в данном рейтинге Польша заняла в позициях «Получение разрешений на строительство» (161), «Доступ к электросетям» (137) и «Начало предпринимательской деятельности» (124).

В рейтинге глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) за 2012 год, который составляется Всемирным экономическим форумом, Польша заняла 41 место среди 144 государств, опередив при этом 13 стран Евросоюза. Среди 12 критериев ниже всего в Польше оценена инфраструктура (73 место) и макроэкономическая среда (72), а выше всего - объем рынка (19 место) и высшее образование (36).

2.1 Внешняя торговля

Крах социалистического блока, в том числе кризис в Советском Союзе и его преемников, изменил направление польской внешней торговли. Уже в 1996 году, прим. 70% торговли приходится на страны Европейского Союза, в основном на западного соседа, Германия. Польша вступила в ЕС 1 мая 2004 года. До этого, Польша принадлежала к Европейскому соглашению Центральной свободной торговли(CEFTA), вместе с Венгрией, Чешской Республики, Словакии и Словении.

2.1.1Внешняя торговля в 2013

Внешний спрос в динамике ВВП Польши играет меньшую роль по сравнению с соседними странами Центрально-Восточной Европы и в целом со странами Евросоюза. Польша отличается относительно небольшой зависимостью от мирового рынка. Экспортная квота Польши (соотношение экспорта товаров и ВВП) немногим превышает 40%, что является одним из самых низких показателей в ЕС. Тем не менее, влияние конъюнктуры главных рынков ЕС (и, прежде всего, рынка Германии) на экономический рост в Польше очень заметно.

По величине экспорта Польша в 2013 г. занимала 27 место в мире, среди крупнейших импортных рынков мира она находилась на 25 месте.

В течение многих десятилетий Польша занимала и продолжает занимать важные позиции в ряде горнодобывающих отраслей промышленности. Согласно данным за 2012 г. по добыче каменного угля у неё 2 место в Европе (в мире - 9), бурого угля - 4 (6), природной серы - 2 (2). В последние годы в стране быстро развивается ряд отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроительного комплекса. Так, в настоящее время Польша занимает 1 место в Европе по производству телевизоров (в мире - 7-ое место), по производству меди - 3 (10) место, стали - 8 (20) место, бумаги и картона - 10 (21) место. Удельный вес отраслей добывающей промышленности в польской экономике снижается быстрыми темпами.

Серьёзные позиции у Польши и в сельскохозяйственном производстве. По сборам ржи она занимает 2-ое место в Европе (в мире - также 2), по сборам картофеля - 4 (в мире - 7), сахарной свеклы - 5 (7). По поголовью свиней Польша занимает 4-ое место в Европе.

2.2 Иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции в 1990-2006 составили более 87 млрд. долларов. По данным Министерства экономики, в 2006 году он составили $ 10 млрд. В первом десятилетии двадцать первого века были построен заводы в Польше, ЖК-мониторов и телевизоров, и компьютеров (Sharp <https://pl.wikipedia.org/wiki/Sharp_Corporation>, LG <https://pl.wikipedia.org/wiki/LG_Group>, Toshiba <https://pl.wikipedia.org/wiki/Toshiba>, Dell <https://pl.wikipedia.org/wiki/Dell>, TPV); также создано много рабочих мест в небольших центрах европейских и отечественных производственных предприятий. В Польше производится в 2007 869 536 автомобилей. В 2008 году в Польше добыто 84280000 тонн угля, производится 9730000 тонн сырой стали; 154,36 ТВт-ч электроэнергии, введены в эксплуатацию 165 200 новых домов.

2.3 Работа

Структура занятости в польской экономике отлична от европейских стандартов, поскольку 13% рабочей силы занято в сельском хозяйстве, в то время как в среднем по ЕС составляет 5%, сектор услуг 57% работников (среднее в ЕС составляет 68%), в промышленности работает 30% сотрудников (в среднем в ЕС это 26%). В Польше работают 59% населения трудоспособного возраста, в то время как в среднем по ЕС составляет 64%. По данным ОЭСР в 2009 году поляки самые трудолюбивые, после, греков и венгров - среднегодовая численность рабочих часов на 1 работника составила 1966.

В результате, улучшения условий труда, выросла продуктивность. Польша также имеет один из самых низких из коэффициентов Европы, принадлежащих к профсоюзам, составив 14% с большинством в государственном секторе, в Ирландии она составляет 45%, а в Швеции 80%.

2.3.1Безработица

В июне 2008 года уровень безработицы в Польше, по разным данным, составил 9,6% (GUS), 7,7% (Евростат <https://pl.wikipedia.org/wiki/Europejski_Urz%C4%85d_Statystyczny>). Причиной снижения уровня безработицы является создание новых рабочих мест, а также эмиграция рабочей силы из других стран ЕС. В октябре 2009 года уровень безработицы составлял 11% (данные Министерства труда и социальной политики), которые продемонстрировали тенденцию к росту.

В 2011 году занятость в микро-предприятиях (до 9 человек) составила 3508 млн.

По данным о компаниях с численностью более 9 сотрудников (на 31 декабря 2013 г.), занятость в государственном секторе была 3040600 (35,7% от общей численности занятых на предприятиях свыше 9 человек) в частном секторе 5468400 (64,3%).

2.3.2Социальные проблемы

В Польше ниже черты бедности живут 17% населения и 22% детей. Эти коэффициенты близки в среднем по ЕС: в странах Европейского Союза этот показатель составляет в среднем 17% для населения в целом и 20% детей.

Из-за невысокого трудового дохода сложилось тяжелое положение с жильем - 70% людей от 18 до 30 лет, проживают с родителями из-за отсутствия альтернативного жилья и невозможности платить арендную плату, в то время как в среднем по ЕС составляет 29%. В Польше число жилищ на 1000 жителей 343, в то время как в развитых странах она превышает 500.

Одной из главных социальных проблем в Польше является очень низкий уровень социального доверия - около половины поляков не доверяют людям, которых не знают; столько же считают, что нельзя доверять деловым партнерам. Поляки часто доверяют только людям со своей семьи и друзьям, что во многих случаях затрудняет взаимодействие (как в бизнесе, так и в их обществе) и приводит к отсутствию комфорта и чувства общности с окружающими людьми. Уровень общественного доверия в Польше является одним из самых низких в Европе.

Другой важной проблемой польского общества социальная изоляция, которая проявляется в отсутствии возможностей для получения образования, отсутствие знаний и доступа к информации и низкой мобильности и социальной деятельности. Социальная изоляция часто влияет на людей, живущих далеко от центров управления и образования, или бывших сотрудников неудачных заводов и совхозов. Потеря права выкупа является серьезной проблемой при наследовании молодым поколением.

2.4 Сельское хозяйство

2.4.1Занятость в сельском хозяйстве

Польское сельское хозяйство использует 14,8% всех работников, хотя сельское хозяйство производит менее 4% от ВВП, по сравнению средняя занятость в этом секторе экономики в Европейском Союзе составляет 4,5%. Между различными провинциями, есть большие различия в доле занятых в сельском хозяйстве; в провинции Силезия и провинции Нижняя Силезия работает соответственно 3,3% и 6,5% от общего числа занятых, но в провинциях восточной стены, занятость в сельском хозяйстве доходит до 33,7% в районе Люблина. В отличие от промышленного сектора, большая часть сельского хозяйства оставалась в частных руках в течение социализма. Примерно два миллиона фермерских хозяйств использует 90% пахотной земли. Польша является европейским лидером в производстве картофеля, сахарной свеклы.

2.5 Промышленность

В Польше наиболее развита угольная промышленность; электроэнергетика; металлургия; машиностроение; автомобилестроение и металлообработка; электротехническая промышленность, в том числе, электронная и электротехническая; транспорт; питание; текстиль <https://pl.wikipedia.org/wiki/Przemys%C5%82_w%C5%82%C3%B3kienniczy> и одежда. Играет важную роль переработка горных полезных ископаемых.

После Второй мировой войны польская промышленность в основном сосредоточена на сырье, текстиле, химических предприятиях, а также машинах, железе и стали. Затем, производственный сектор расширился на нефтехимическую, машиностроительную и электронную технику, электронику, автомобили и судостроение.

Польская производственная база была затронута Второй мировой войной, и многим отраслям пришлось перестраиваться. Социализм в последующие годы создал 40 больших и быстро растущих систем, которая была основана главным образом на центральном управлении.

В 1990 году правительство Мазовецкого представило программы реформ преобразующих систему централизованно управляемой экономики на рынке. Большинство крупных государственных предприятий, например, Роуд и горнодобывающая промышленность, из-за их сопротивления по-прежнему остаются в государственном секторе.

польский экономический социальный евросоюз

2.6 Инфраструктура и транспорт

2.6.1Автомобильный транспорт

В конце 2005 года, Польша имела 16 миллионов зарегистрированных автомашин, в том числе 12 млн. легковых автомобилей.

К 2006 году в Польше было 381 000 км дорог, в том числе 253 000 км дорог с твердым покрытием и 127 тысяч км грунтовым.

2.6.2Железнодорожный транспорт

Крупнейшая железнодорожно-транспортная группа компаний PKP S.A., включает в себя множество подгрупп:

·PKP Polskie Linie Kolejowe <https://pl.wikipedia.org/wiki/PKP_Polskie_Linie_Kolejowe> S.A. - отвечает за инфраструктуру,

·PKP Cargo <https://pl.wikipedia.org/wiki/PKP_Cargo> S.A. - ответственный за перевозку грузов,

·PKP Intercity <https://pl.wikipedia.org/wiki/PKP_Intercity> Sp. z.o.o. - обслуживает «kwalifikowane», т.е. поезда EC, IC, EIC и межрегиональные пассажирские перевозки субсидируются из государственного бюджета (ТЛК).

Самый большой железнодорожный пассажирский перевозчик в стране, регионального транспорта находится в собственности региональных правительств и обслуживания, главным образом региональных пассажирских поездов и, в меньшей степени межрегионального движения.

Есть также многие перевозчики, не связанные с группой PKP (в том числе многие частные), обслуживающие в основном перевозку. Некоторые перевозчики также имеют лицензию для перевозки людей.

Общая протяженность железнодорожных линий составляет 20 665 км. Подавляющее большинство железнодорожной инфраструктуры находится под управлением PLK S.A.

2.6.3Авиация

Польские Авиалинии включают в себя: PLL LOT, Eurolot <https://pl.wikipedia.org/wiki/Eurolot>, Air Poland <https://pl.wikipedia.org/wiki/Air_Poland>, Sprint Air <https://pl.wikipedia.org/wiki/Sprint_Air> i Enter Air <https://pl.wikipedia.org/wiki/Enter_Air>.

Гражданские Транспортные Аэропорты общественного пользования (имеют забетонированные взлетно-посадочные полосы). По кол-ву операций: Варшава (Окенце) <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_lotniczy_Warszawa-Ok%C4%99cie>, Краков (Балице) <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_lotniczy_Krak%C3%B3w-Balice>, Вроцлав (Коперник) <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_lotniczy_Wroc%C5%82aw-Strachowice>, Катовица (Пирзовица) <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_lotniczy_Katowice-Pyrzowice>, Гданьск (Лех Валенса) <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_lotniczy_Gda%C5%84sk_im._Lecha_Wa%C5%82%C4%99sy>, Познань (Лавица) <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_lotniczy_Pozna%C5%84-%C5%81awica>, Лодзь (им. Reymont) <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_lotniczy_%C5%81%C3%B3d%C5%BA-Lublinek>, Жешув (Жешув) <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_lotniczy_Rzesz%C3%B3w-Jasionka>, Щецин (Голенев) <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_lotniczy_Szczecin-Goleni%C3%B3w>, Быдгощ (Шведерово) <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_lotniczy_Bydgoszcz-Szwederowo>, Зелена-Гура (Бабимост) <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_lotniczy_Zielona_G%C3%B3ra-Babimost> и Варшава (Модлин) <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_lotniczy_Warszawa-Modlin> и Люблин (Свидник) <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_lotniczy_Lublin-%C5%9Awidnik>. Наряду с этим есть много других аэропортов, входящих аэроклубов <https://pl.wikipedia.org/wiki/Aeroklub>.

2.6.4Водный транспорт

Перевозка морская, прибрежная и внутренняя в Польше относительно хорошо развита. Благоприятные природные условия и доступ ко многим водоемам (Балтийском море, судоходная река Висла, Одер, Варта <https://pl.wikipedia.org/wiki/Warta> и Нотець <https://pl.wikipedia.org/wiki/Note%C4%87>, Щецин лагуны, Калининградского залива и др.) позволяют дальнейшее развитие парусного спорта и яхтинга.

Основные порты: Порт Гданьск <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_Gda%C5%84sk>, Щецин порт <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_Szczecin>, порт Гдыня <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_Gdynia>, Свиноуйсьце порт <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_%C5%9Awinouj%C5%9Bcie>, порт <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_Police>Полице и порт Колобжег <https://pl.wikipedia.org/wiki/Port_Ko%C5%82obrzeg>.

В Польше находятся паромы между Свиноуйсьце <https://pl.wikipedia.org/wiki/Terminal_Promowy_%C5%9Awinouj%C5%9Bcie> и Юстад <https://pl.wikipedia.org/wiki/Ystad>, Треллеборг <https://pl.wikipedia.org/wiki/Trelleborg>, Копенгагене <https://pl.wikipedia.org/wiki/Kopenhaga>, а также между Колобжег <https://pl.wikipedia.org/wiki/Ko%C5%82obrzeg> и Нехо <https://pl.wikipedia.org/wiki/Nex%C3%B8>, между Гданьском и Нюнесхамн <https://www.google.com.ua/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CB8QFjAA&url=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259D%25D1%258E%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2585%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25BD&ei=hPMOVfOhMZDYapDDgvgC&usg=AFQjCNHffl5zjQBOHcVMONEGGHHjlexCrg&sig2=Zq6VdajKlnUhcJtCpbLEYA&bvm=bv.88528373,d.d2s> (Швеция <https://pl.wikipedia.org/wiki/Szwecja>), а также между Гдыни и Карлскруна <https://pl.wikipedia.org/wiki/Karlskrona>. Кроме того, в летнее время паромное сообщение между Свиноуйсьце и Ронне <https://pl.wikipedia.org/wiki/R%C3%B8nne>.

2.6.5Городской транспорт

Городской транспорт в Польше состоит в основном из автобусов и трамваев <https://pl.wikipedia.org/wiki/Tramwaj>. В Варшаве, работает одна линия метро <https://pl.wikipedia.org/wiki/Metro_w_Warszawie> (единственная в Польше, операционная линия), и вторая линия находится в стадии строительства. Скоростной трамвай <https://pl.wikipedia.org/wiki/Szybki_tramwaj> работает в Познани; Похожие треки находятся в стадии строительства в Кракове, в Щецине, Вроцлав и Лодзь (Łódzki Tramwaj Regionalny <https://pl.wikipedia.org/wiki/%C5%81%C3%B3dzki_Tramwaj_Regionalny> - часть длинной трамвайной линии в Европе <https://pl.wikipedia.org/wiki/Tramwaje_w_%C5%81odzi>). Кроме того, в Люблине <https://pl.wikipedia.org/wiki/Lublin>, Гдыни <https://pl.wikipedia.org/wiki/Gdynia> и Тыхы <https://pl.wikipedia.org/wiki/Tychy> ездит троллейбус <https://pl.wikipedia.org/wiki/Trolejbus>.

2.6.6Телекоммуникации

·Количество активных мобильных телефонов: 44090000 (CSO, декабрь 2008 г.)

·стационарных номеров: 8200000 (CSO, ноябрь 2009 г.), было 12,3 млн (CSO, январь 2006 г.).

2.7 Строительство

Ситуация на польском строительном рынке в последние годы стабильно росла с 2004 года, несмотря на экономический спад, в 2009 году был еще один рекордный период строительного рынка в стоимостном выражении. Тем не менее, по темпам роста высоты на 2009 год был явно слабее, чем в предыдущие годы - увеличение рыночной стоимости составило порядка 3-4%.

2.7.1Нежилое строительство

После достижения пика в 2006 году, в 2007-2009 годах количество жилых зданий незначительно снизилось, достигнув 41000. Результаты за первое полугодие 2010 года свидетельствуют о стабилизации в сфере получения разрешений на строительство на одном уровне с 2009 года. Кроме того, с точки зрения нежилых зданий в 2009 показал значительное снижение - на 15% по количеству зданий и 10% в случае их общей площади.

2.7.2Жилое строительство

После выше среднего прироста 2007-2008, когда стоимость продукции составила целых 15 млрд. злотых, 2009 год характеризовался более 11%-е снижение в строительство жилья до уровня 13,3 млрд. злотых.

2.8 Крупнейшие компании в Польше

В 2008 году четыре польские компании - PKN Orlen, PKO Bank Polski <https://pl.wikipedia.org/wiki/PKO_Bank_Polski>, Polskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo <https://pl.wikipedia.org/wiki/Polskie_G%C3%B3rnictwo_Naftowe_i_Gazownictwo> i KGHM Polska Miedź <https://pl.wikipedia.org/wiki/KGHM_Polska_Mied%C5%BA> - были размещены на ежегодном списке двух тысяч крупнейших и наиболее динамично развивающихся публично торгуемых компаний в мире журнала Forbes <https://pl.wikipedia.org/wiki/Forbes>. Большую часть ВВП Польши, однако, производят небольшие и средние предприятия.

Следующая таблица показывает самые крупные компании, работающие на территории Польши (за исключением финансового сектора), по годовому доходу от продаж. Был подготовлен на основе рейтинге 500 крупнейших компаний еженедельника «Polityka <https://pl.wikipedia.org/wiki/Polityka_(tygodnik)>» 2011 года.

ПозицияКомпанияТорговляГородВыручка от продаж (тыс. злотых)1PKN Orlen <https://pl.wikipedia.org/wiki/PKN_Orlen>сырье и топливоПлоцк <https://pl.wikipedia.org/wiki/P%C5%82ock>79 037 1212Grupa Lotosсырье и топливоГданьск <https://pl.wikipedia.org/wiki/Gda%C5%84sk>29 258 5393Polska Grupa EnergetycznaэнергетикаВаршава <https://pl.wikipedia.org/wiki/Warszawa>28 111 3544JMD SA <https://pl.wikipedia.org/wiki/Jer%C3%B3nimo_Martins>розничная торговляКострзун <https://pl.wikipedia.org/wiki/Kostrzyn>25 285 4075PGNiG <https://pl.wikipedia.org/wiki/Polskie_G%C3%B3rnictwo_Naftowe_i_Gazownictwo>энергетикаВаршава <https://pl.wikipedia.org/wiki/Warszawa>23 003 5346Tauron Polska EnergiaэнергетикаКатовице <https://pl.wikipedia.org/wiki/Katowice>20 755 2227KGHM <https://pl.wikipedia.org/wiki/KGHM_Polska_Mied%C5%BA>добычаЛюбин <https://pl.wikipedia.org/wiki/Lubin>20 097 3928Metro Group в Польше <https://pl.wikipedia.org/wiki/Metro_Group>розничная торговляВаршава <https://pl.wikipedia.org/wiki/Warszawa>17 200 0009Fiat Auto ПольшаавтомобилестроениеБельско-Бяла <https://pl.wikipedia.org/wiki/Bielsko-Bia%C5%82a>16 513 65110Телекоммуникации Польша <https://pl.wikipedia.org/wiki/Orange_Polska>телекоммуникацияВаршава <https://pl.wikipedia.org/wiki/Warszawa>14 922 00011ArcelorMittal Польшаметаллургическая промышленностьГурнича <https://pl.wikipedia.org/wiki/D%C4%85browa_G%C3%B3rnicza>14 668 95412BP Польшасырье и топливоКраков <https://pl.wikipedia.org/wiki/Krak%C3%B3w>12 798 24513Kompania Węglowaсырье и топливоКатовице <https://pl.wikipedia.org/wiki/Katowice>11 919 73614Energa <https://pl.wikipedia.org/wiki/Energa>энергетикаГданьск <https://pl.wikipedia.org/wiki/Gda%C5%84sk>10 173 08915Eurocash <https://pl.wikipedia.org/wiki/Eurocash>торговляКоморники <https://pl.wikipedia.org/wiki/Komorniki_(gmina_Komorniki)>9 980 59616Volkswagen Познань <https://pl.wikipedia.org/wiki/Volkswagen_Pozna%C5%84>автомобилестроениеПознань <https://pl.wikipedia.org/wiki/Pozna%C5%84>9 822 20617EneaэнергетикаПознань <https://pl.wikipedia.org/wiki/Pozna%C5%84>9 690 10218Jastrzębska Spółka Węglowaсырье и топливоЯстребы-Здруй <https://pl.wikipedia.org/wiki/Jastrz%C4%99bie-Zdr%C3%B3j>9 376 82919Carrefour Польша <https://pl.wikipedia.org/wiki/Carrefour>торговляВаршава <https://pl.wikipedia.org/wiki/Warszawa>8 945 78220Philip Morris <https://pl.wikipedia.org/wiki/Philip_Morris_International>пищевая промышленностьКраков <https://pl.wikipedia.org/wiki/Krak%C3%B3w>8 800 00021Orlen PetroCentrum <https://pl.wikipedia.org/w/index.php?title=Orlen_PetroCentrum&action=edit&redlink=1>торговляПлоцк <https://pl.wikipedia.org/wiki/P%C5%82ock>8 328 68822Lasy Państwoweлесное хозяйство <https://pl.wikipedia.org/wiki/Gospodarka_le%C5%9Bna>Варшава <https://pl.wikipedia.org/wiki/Warszawa>7 743 82223Lewiatan Holdingпищевая промышленностьВлоцлавек <https://pl.wikipedia.org/wiki/W%C5%82oc%C5%82awek>7 735 00024GK PolkomtelтелекоммуникацияВаршава <https://pl.wikipedia.org/wiki/Warszawa>7 311 86525Польская цифровая телефони <https://pl.wikipedia.org/wiki/T-Mobile_Polska>ятелекоммуникацияВаршава <https://pl.wikipedia.org/wiki/Warszawa>7 156 400

2.9 Введение евро

Правительство Польши <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8> планировало к 2012 году <https://ru.wikipedia.org/wiki/2012_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> отменить злотый <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%8B%D0%B9> и ввести в стране евро <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE>. Но как заявляет Галина Василевска-Тренкнер, член Совета по монетарной политике Национального банка Польши <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8>: «Польша, видимо, перейдет на евро не ранее 2014-2015 годов». Польше пока не удаётся добиться выхода на финансово-экономические показатели, которые требуются для вхождения в зону единой валюты Евросоюза. Это касается размера дефицита государственного бюджета <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%82_%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%B0>, а также стабильности национальной валюты.

3.Итоги социально-экономического развития Польши

Согласно последним оценкам, Валовой внутренний продукт страны в 2013 г. увеличился на 1,6% (в 2012 г. его прирост составил 1,9%, а в 2011 г. - 4,3%). Главным фактором роста остался внешний спрос, прежде всего, на рынках других стран Евросоюза, однако, этот спрос продолжал ослабевать. Внутреннее потребление выросло лишь на 1,1% (в 2012 г. оно увеличилось на 1,2%), а инвестиции в основной капитал сократились на 0,7%. Единственным фактором экономического роста стал нетто-экспорт. Личное потребление, аналогично 2012 г., выросло лишь на 0,8%.

По имеющимся оценкам, в 2013 г. объем реализованной промышленной продукции вырос на 2,2%. В условиях снижающейся инвестиционной активности оценивается, что объем строительно-монтажных работ снизился на 12,0%. Производительность труда в промышленности в истекшем году выросла на 3,2% при снижении численности занятых на 1,0%.

В 2013 г. валовая сельскохозяйственная продукция в Польше увеличилась на 1,5%. При этом прирост продукции растениеводства составил 1,0%, животноводческой продукции - на 2,2%. Урожай основных зерновых культур составил 24,2 млн. т, т.е. он был на 0,9% меньше по сравнению с прошлым годом. Сборы рапса выросли на 38,4% до 2,6 млн. т. Урожай овощей снизился на 4,3% до 4,4 млн т, в то же время сборы фруктов по сравнению с предшествующим годом выросли на 7,6% - до 3,5 млн т, а ягод - на 3,2% до 0,6 млн т.

Уменьшение внутреннего спроса привело к замедлению роста импорта, что при сохранении более высокой динамики экспорта ещё более усилила определяющую роль внешних факторов на фоне продолжения сокращения отрицательного сальдо платежного баланса.

Показатель инфляции, измеряемый ростом потребительских цен в среднегодовом исчислении, в 2013 г. снизился по сравнению с 2012 г. (3,7%) и составил 0,9%. Однако и этот показатель был существенно выше заложенного в госбюджет (2,7%). В наибольшей степени выросли цены на продовольствие и безалкогольные напитки (на 2,0%), услуги ЖКХ (1,7%). Цены промышленной продукции снизились в среднем на 1,3% (2012 г. - рост на 3,3%), что было результатом тенденции снижения цен на энергоносители на мировых рынках. Стоимость строительно-монтажных работ снизилась на 1,8% (2012 г. - рост на 0,2%).

Средняя номинальная заработная плата в 2013 г. по сравнению с 2012 г. выросла на 2,9%, составив приблизительно 3837 злотых. В пересчете по среднегодовому курсу это составило около 1 214 долл. США или 914 евро. Реальная заработная плата (покупательная способность средней номинальной заработной платы) в 2013 г. повысилась на 2,0% по сравнению с 2012 г.

Средняя номинальная пенсия (за исключением пенсий из системы социального обеспечения крестьян) выросла на 5,5% (реальная - на 4,4%) до уровня 1921 злотых. Одновременно средняя пенсия крестьян выросла номинально на 6,9% (реально - на 5,1%) составив 1121 злотых. Таким образом, в 2013 в очередной раз произошел рост реальных пенсионных пособий.

Ситуация на рынке труда в течение 2013 постепенно улучшалась. По сравнению с 2012 г. отмечен рост занятости (с 50,4% до 50,6%).

Определенные позитивные тенденции были отмечены в сфере внешней торговли. По данным Главного управления статистики Польши, в 2013 г. польский экспорт вырос на 6,5% и составил 203,2 млрд. долл. или 152,8 млрд. евро. Одновременно импорт вырос на 0,7%, составив 206,3 млрд. долл. или 155,1 млрд. евро. В результате отрицательное сальдо внешнеторгового баланса снизилось до 3,1 млрд. долл. (2,3 млрд евро). Главными внешнеторговыми партнерами Польши оставались страны - члены Евросоюза, хотя их удельный вес во внешнеторговом обороте по сравнению с предыдущим годом: в экспорте снизился с 75,8% до 74,8%, а в импорте вырос - с 57,0% до 58,1%.

Сокращение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса в 2013 г. стало главным фактором улучшения платежного баланса Польши. В результате третий год подряд снижалось отрицательное сальдо текущих операций - 5,9 млрд. евро по сравнению с 14,1 млрд евро в 2012 г.

Дефицит госбюджета в январе-ноябре 2013 г. снизился как в абсолютном значении, так по отношению к ВВП, составив около 75% от уровня, предусмотренного в законе о госбюджете.

В 2013 г. денежные власти страны четырежды снижали учетную ставку Национального банка Польши. В сумме она сократилась на 1 процентный пункт - до 2,50 в июле 2013 г.

В 2013 г. заметно улучшилась ситуация в платежном балансе Польши. За первые 11 месяцев 2012 г. отрицательное сальдо баланса текущих операций составило 5 090 млн. евро (в 2013 г. - 14 117 млн. евро), снизившись, прежде всего, за счет сокращения отрицательного сальдо внешней торговли. При этом внешнеторговое сальдо, рассчитанное по методологии платежного баланса, впервые за много лет стало положительным.

Внешнеторговый оборот Польши в 2013 г. (в пересчете на доллары США) вырос на 8,3% и составил 409 424,3 млн. долл., в том числе экспорт - 203 169,8 млн (рост на 10,0%), импорт - 206 254,5 млн (рост на 3,9%).

Главными торговыми партнерами Польши в 2013 г. оставались страны-члены ЕС (74,8% в экспорте Польши и 58,1% в ее импорте), а в их числе - Германия (соответственно 25,0% и 21,5%), Италия (4,3%, 5,2%), Франция (5,6%, 3,8%), Великобритания (6,5%, 2,6%) и Чехия (6,2%, 3,7%). В последние годы в импорте Польши растет доля азиатских стран, прежде всего, Китая (в импорте - 9,4%, в экспорте - 1,0%).

В 2013 г. в среднегодовом исчислении по сравнению с предшествующим годом польский злотый укрепился как по отношению к доллару США, так и в отношении евро. В среднем за 2013 г. средний курс доллара составил 3,1608 злотого (2012 г. - 3,2570), а курс евро - 4,1975 злотого (2012 г. - 4,1850). В исчислении декабрь к январю 2013 г. курс польского злотого к доллару вырос на 2,95%, а в отношении евро он снизился на 0,30%.

Вывод

В 2013 г. продолжилось снижение темпов роста польской экономики, однако, она сохранила позитивную динамику, более того, продемонстрировала одни из самых высоких темпов роста среди стран Евросоюза.

Похожие работы на - Опыт и состояние экономического развития Польши

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!