Особенности организации инновационных процессов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,27 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности организации инновационных процессов














Контрольная работа

Особенности организации инновационных процессов

1. Организационные формы и структура инновационных предприятий

инновационный конструкторский бизнес организационный

Организация инновационного процесса - деятельность по упорядочению и регулированию процесса создания, освоения, эксплуатации и реализации инноваций с целью совершенствования взаимосвязей, согласования взаимодействия всех участников процесса, повышения творческой активности, мотивации и квалификации персонала. Рациональная организация заключается в сокращении сроков окупаемости инноваций, повышении уровня их эффективности и снижении издержек [22, с. 412-415].

Прежде всего, необходимо найти рациональные организационные формы инновационных предприятий. В новых условиях не могут выжить институты старого типа - универсальные учреждения с многочисленными вспомогательными службами, обширными помещениями и земельными участками. Их персонал нанимался на неограниченный срок (занимая штатные должности), а не по контракту на выполнение определенного заказа. Воплощение продукта института - научного отчета, методики, аналитической записки, технического задания в коммерческий результат могло произойти только через много лет. Государство содержало институты независимо от реального эффекта их инноваций.

В новых условиях государство финансирует лишь научные центры Академии наук и университеты (академии), сочетающие фундаментальные НИР с подготовкой кадров высокой квалификации.

В развитой рыночной экономике наибольшее распространение получили следующие организационные формы инновационных предприятий:

научно-технические центры корпораций на правах дочерней фирмы;

малые инвестиционные фирмы;

альянсы (ассоциации, консорциумы) для совместного выполнения инновационных проектов;

технополисы - сосредоточенный в одном регионе (вокруг базового научного центра) комплекс научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и других инновационных организаций, осуществляющих полный инновационный цикл, включая подготовку кадров;

технопарки - инкубаторы малого бизнеса, обладающие единой инфраструктурой;

холдинги, позволяющие провести рациональную специализацию и наладить кооперирование входящих в них инновационных организаций.

На указанных инновационных предприятиях изменяется организационная структура - совокупность научно-технических, производственных, коммерческих, информационных, управлен-ческих и других вспомогательных и обслуживающих подразделений, обладающих зафиксированными полномочиями и ответственностью за результаты инновационного процесса [22, с. 420-422].

Управление фирмой в этих условиях имеет всего два уровня организации: высшее управление, формирующее стратегические цели, и самоорганизующиеся бизнес-единицы, которые широко используют современные информационные технологии для активизации взаимоотношений друг с другом и реализации целей фирмы.

Для современных ИП, где главным ресурсов является знание (Learning organization), характерно появление и быстрое распространение неформальных сетевых структур (маленькие треугольники в ромбе), которые наделяются полномочиями самостоятельного принятия решений в рамках своей компетенции. Структура и размер отдельных организационных звеньев ИП зависят от его целей и стратегических задач фирмы, они могут существенно меняться на различных этапах цикла. Однако во всех звеньев подавляющее большинство сотрудников располагает всеми необходимыми средствами связи и банками данных для принятия решений, в первую очередь, неординарных, т.е. соединяет функции исполнителя работ и менеджера. Это приводит к сокращению числа ступней управления на основе прямых связей между автономными участниками.

Усложнение связей, увеличение объема информации в системе управления обусловили создание функциональных отделов, играющих роль штабов при управленческих центрах. Совокупность линейных и функциональных служб образует структуру управления [22, с. 224].

Эффективность управления предприятием определяется обоснованностью принимаемых решений и их оперативностью. В связи с этим увеличение без необходимости числа отделов и уровней управления приводит к снижению его оперативности и эффективности, особенно в НИИ.

Перечень известных организационных форм инновационной деятельности и их краткая характеристика представлена в таб. 1.

Вид организацииКраткая характеристикаГосударственные научно-технические центрыПроводят фундаментальные и прикладные исследования в различных сферах и отраслях с экспериментальной проверкой и оформлением патентов, изобретений, методов и ноу-хауТехнопаркКомплекс самостоятельных организаций по научно-производственному циклу создания новшеств (НИИ, вузы, предприятия)ТехнополисСпециально созданный комплекс, включающий весь цикл инновационных работСпециализированные подразделения фирм (рабочие группы, советы и др.)Создаются в крупных фирмах, выпускающих наукоемкую продукцию. Определяют направления инновационного процессаОтделения новых продуктовСамостоятельные подразделения; координируют инновационную деятельность в предприятии, согласовывают цели и направления технического развитияОтделы НИОКРОсуществляют поиск и разработку новых перспективных идей, доводят их до стадии освоенияВенчурные фирмы (риск-фирмы)Специально созданное предприятие для реализации инновационного проекта, связанного со значительным рискомВременные научно-технические коллективыСоздаются для разработки конкретной научно-практической проблемы на определенный периодКонсультативные и аналитические группы и фирмыПрогнозируют развитие технологий и спроса на новую продукцию, определяют перспективные идеи, тематику исследованийБизнес-инкубаторыОрганизация, создаваемая местными органами власти или крупными компаниями с целью «выращивания» новых предприятий, видов бизнеса

Эффективность инновационной деятельности во многом определяется адекватным менеджментом, его инновационным потенциалом, направленным на активное использование научно-технического прогресса в системе предпринимательской и интеллектуальной собственности на предприятии.

Успех новшеств в значительной мере зависит от вовлеченности в инновационную деятельность персонала предприятия и адекватного учета потенциальных возможностей каждого работника (табл. 2).

Таблица 2. Вероятные отношения работников к нововведениям

Тип работников по отношению к инновациямНаиболее вероятное поведениеПримерная доля, в%1. ИнноваторыНаходятся в тесном контакте с организационной средой и готовы с определенным риском разрабатывать, предлагать и испытывать, проверять идеи. Рационализаторы, изобретатели2,52. Очень быстро воспринимающие нововведенияНовые мысли они воспринимают быстро, но после определенных рассуждений. Доминантная черта характера - чуткое прислушивание. Охотно выступают в роли местных авторитетов13,53. С быстрой восприимчивостьюВоспринимают нововведения быстрее, чем средние работники, но только иногда оказываются лидерами. Доминантная черта характера - рассудительность34,0Медленно воспринимающие нововведенияПринимают нововведения лишь под давлением большинства работников. Доминантная их черта - скептицизм34,05. С очень медленной восприимчивостьюНе согласны с реализацией любого нововведения. Доминантная их черта - традиционализм. Воспринимают нововведение, когда оно станет традицией16,0

2. Классификация инновационных организаций

Методической основой классификации инновационных организаций (ИО) являются профиль их деятельности, уровень специализации, количество стадий жизненного цикла новшества (инновации), на которых работает ИО, и другие аспекты. ИО предлагается классифицировать по следующим признакам (табл. 3).

Таблица 3. Классификация инновационных организаций

Признак классификацииВиды инновационных организаций1. Уровень новизны новшества (инновации)1.1. ИО, разрабатывающие (внедряющие) радикальные новшества (инновации) 1.2. То же ординарные новшества (инновации)2. Уровень специализации ИО2.1. ИО, специализированные на отдельной стадии жизненного цикла товара (ЖЦТ) или новшества 2.2. ИО, специализированные по отдельной проблеме 2.3. Комплексные ИО, объединяющие несколько стадий ЖЦТ (новшества)3. Стадия ЖЦТ (новшества), на которой работает ИО, и пример ее названия (в скобках)3.1. Стратегический маркетинг (специализированная ИО - научно-исследовательская организация по маркетингу - НИОМаркетинг) 3.2. Фундаментальные исследования (НИО с названием проблемы) 3.3. Прикладные исследования (НИО) 3. Опытно-конструкторские работы (специальное конструкторское бюро - СКБ с названием направления) 3.5. Технологическая подготовка производства (проектно-технологическая организация - ПТО, направление) 3.6. Освоение, производство, тактический маркетинг (фирма, предприятие и т.п.) 3.7. Сервис инновации (сервисная организация, НИОМаркетинг) 3.8. Ремонт товара, инновации (ремонтная организация) 3.9. Комплексные ИО, выполняющие работы на нескольких последовательных стадиях ЖЦТ или новшестваОтрасль знаний, в которой работает ИО1. Естественные науки 2. технические науки 3. Гуманитарные науки Общественные науки5. Отрасль народного хозяйства, в которой работает ИО5.1. Наука и образование 5.2. Информатика 5.3. Промышленность 5. Строительство5.5. Транспорт 5.6. Сельское хозяйство 5.7. Производственная инфраструктура 5.8. Социальная инфраструктура6. Вид новшества (инновации), с которым работает ИО6.1. Продуктовые 6.2. Ресурсные 6.3. Процессные 6. Документальные7. Сфера применения новшества (инновации)7.1. Внутреннего применения 7.2. На продажу, обмен8. Тип стратегии ИО8.1. Виолентная 8.2. Патентная 8.3. Коммутантная 8. Эксплерентная9. Вид эффекта, на который преимущественно ориентирована ИО9.1. Коммерческий (экономический) 9.2. Научно-технический (в виде открытия, изобретения и т.п.) 9.3. Экологический 9. Социальный 9.5. Интегральный10. Источник финансирования ИО (преимущественно)10.1. Государственный 10.2. Местный бюджет 10.3. Смешанное финансирование 10. Из частных источников11. Размер ИО11.1. Малые 11.2. Средние 11.3. Крупные12. Период действия ИО (юридически)12.1. Постоянные 12.2. Временные13. Юридический статус ИО13.1. Юридические самостоятельные 13.2. Юридически несамостоятельные1 Масштабность (размещение филиалов ИО)11. Национальные (в своей стране) 12. Транснациональные (в одной или нескольких других странах) 13. Межнациональные (в ИО входят организации других стран)15. Степень освоения ИО рынка15.1. ИО, выходящие с новшеством на освоенные рынки 15.2. То же на новые рынки16. Организационно-правовая форма ИО16.1. Индивидуальное предпринимательство для физических лиц 16.2. Хозяйственные товарищества и общества, в том числе: полное товарищество; товарищество на вере; товарищество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью;акционерное общество открытого типа; акционерное общество закрытого типа; дочерние и зависимые общества 16.3. Производственные кооперативы 16. Государственные и муниципальные унитарные предприятия 16.5. Некоммерческие организации (ассоциации, союзы и т.п.)

Приведенная классификация ИО, охватывает все основные признаки, характеризующие различные аспекты ИО. Основное назначение классификации - кодирование Ио для автоматизации их информационного поиска и других целей. В настоящее время организации в соответствии с системой сертификации имеют свои коды (шифры).

3. Роль малого бизнеса в инновационной деятельности

Развитие рыночной экономической системы предполагает эффективное функционирование как крупных так и малых предприятий с учетом качества выпускаемой продукции разного ассортимента [3, с. 48-57].

Преимущественной сферой функционирования малого бизнеса является малосерийное и единичное производство продукции нестандартного, узкоспециализированного, ограниченного спроса. Характер изменения этого спроса отличается высокой динамичностью и значительным уровнем неопределенности.

В современной экономике процесс развития малого бизнеса характеризуется постоянным созданием новых предприятий, значительным ростом эффективности и конкурентоспособности определенной их части в сравнении с крупными производителями той же сферы деятельности.

Основными характеристиками эффективности малых предприятий являются высокая маневренность и инновационная активность. В последние годы, в результате разрушения экономических связей был поднят вопрос об активизации процессов основанных на частном предпринимательстве. Важнейшим элементом подобной системы является мелкий и малый бизнес, эффективность которого подтверждена опытом наиболее развитых стран.

Об эффективности небольших фирм в инновационном процессе свидетельствуют следующие данные: по оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с численностью до 100 человек осуществляли в четыре раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 100-1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занятость выше 1000 человек. Темпы нововведений у них на треть выше, чем у крупных, кроме этого, небольшим фирмам требуется в среднем 2,22 года, чтобы выйти со своим нововведением на рынок, тогда как крупным - 3,05 года.

Как правило, процесс создания малого инновационного предприятия проходит несколько стадий. На первой стадии группа инженеров-изобретателей, разработчиков или ученых основывают предприятие по производству нового продукта (услуги) или уже освоенного продукта (услуги) по новой технологии. Обычно первоначальный капитал предприятия формируется из собственных и заемных средств и учредители предприятия одновременно являются его основными сотрудниками. В том случае, если проект привлекателен для инвесторов и учредители смогут их в этом убедить, они также вкладывают средства. Такая фирма-новатор по сути является опытно-конструкторской лабораторией, работающей над разработкой 2-3 нововведений.

На следующем этапе учредителями предприятия разрабатывается экономическая стратегия бизнеса, изучается рыночный спрос и проводится подготовка производства. Затем начинается выпуск и продажа новой продукции, опытная партия продается или распространяется с целью испытания потребителям, причем сбытом продукции, как правило, занимаются сами учредители. На данной стадии основная задача предприятия - завоевание доверия потребителей для получения в будущем более крупных заказов.

Третья стадия - стадия отладки технологии и расширения производства, начала промышленного выпуска продукции, предназначенной уже не для конкретного узкого круга потребителей, а для групп потребителей со схожими потребностями. На предприятии начинается процесс формирования подразделения, которое будет заниматься сбытом продукции, и происходит создание организационной структуры.

На четвертом этапе осуществляется освоение новых капиталовложений, которые направлены на улучшение качества продукции, формирование оборотных фондов, расширение рынка сбыта производимой продукции. Происходит быстрый рост предприятия, который ставит проблему координации различных видов ее деятельности, совершенствования организационной структуры.

Особое место среди малых инновационных предприятий занимают венчурные фирмы, т.е. «рисковые» фирмы, представляющие собой небольшие, но очень гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций. В некоторых случаях венчурные фирмы являются временными организационными структурами, которые создаются под решение конкретной проблемы. Наибольшее распространение венчуры получили в наукоемких отраслях экономики, где они специализируются на проведении научных исследований и инженерных разработках.

Венчурные фирмы создаются в двух организационных формах: самостоятельные венчурные фирмы и фирмы, находящиеся внутри крупных предприятий.

Современные венчурные предприятия представляют собой гибкие и мобильные структуры, которые отличаются очень высокой и целенаправленной активностью, что объясняется в первую очередь прямой личной заинтересованностью работников предприятия и инвесторов в скорейшей успешной коммерческой реализации разрабатываемой идеи, технологии, объекта, изобретения, причем с минимальными затратами. По темпам доведения разработки до коммерческой реализации конкурировать с ними крупным промышленным предприятиям очень сложно.

Среди небольших организационных форм, направленных на интенсификацию инновационного процесса, важное значение, принадлежит венчурным инжиниринговым и внедренческим фирмам. Инжиниринговые фирмы - это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками, с одной стороны, и между нововведениями и производством - с другой. Инжиниринговая деятельность связана с созданием объектов промышленной собственности, деятельностью по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудованию, организации производственных процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности [2, с. 61-62].

Внедренческие фирмы содействуют развитию инновационного процесса и, как правило, специализируются на внедрении неиспользованных патентовладельцами технологий, на продвижении на рынок лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями, доводке изобретений до промышленной стадии, на производстве небольших опытных партий объектов промышленной собственности с последующей продажей лицензии.

4. Особенности организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) имеет ряд существенных особенностей. Технология НИОКР - рациональная последовательность трудовых приемов и видов работ, включающая следующие основные этапы [20, с. 318-320]:

§фундаментальные исследования (теоретические и поисковые);

§прикладные исследования;

§опытно-конструкторские работы;

§опытные, экспериментальные работы, которые могут выполняться на любом из предыдущих этапов.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; новых, неизвестных ранее свойств материалов и их соединений; методов менеджмента.

Прикладные исследования направлены на изучение путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Они ставят своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут' использованы в опытно-конструкторских работах (ОКР).

ОКР - завершающая стадия НИОКР, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и разработок (НИР) и (или) практического опыта. Разработки направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. К ним относятся:

§разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы);

§разработка идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы);

§разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный результат (технологические работы);

§создание опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества);

§испытание опытных образцов в течение времени, необходимого для получения технических и прочих данных и накопления

§опыта, что должно в дальнейшем найти отражение в технической документации по применению нововведений;

Опытные, экспериментальные работы - вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследовании. Опытные работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов, отработку новых (усовершенствованных) технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов установок, стендов, макетов, необходимых для проведения НИОКР. Опытная база науки - совокупность опытных производств (завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т.п.) выполняющих опытные, экспериментальные работы. Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На стадии ОКР производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новой техники. Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР.

Менеджер устанавливает задания рабочим группам и отдельным исполнителям, контролирует сроки окончания указанных этапов, принимает оперативные решения в случае отклонения от плана. В его обязанности входит также организация конкурсного распределения заданий между различными исполнителями внутри и вне фирмы, участие в приемке законченных работ.

Организацию НИОКР отличают особая роль личностного фактора дифференциация технологии на разных этапах - фундаментальные, прикладные НИР и ОКГ обычно проводятся различными коллективами и в разных местах. Поэтому здесь особенно важна четкая координация работ, а также создание резервов времени и средств с учетом степени неопределенности (она особенно велика на начальных стадиях цикла) и многовариантности инноваций.

Выполнение опытно-конструкторских работ имеет свои особенности, заключающиеся в том, что на данной стадии разрабатывается рабочая документация опытного образца. После изготовление опытного образца по результатам испытаний проводится доработка рабочей документации и изготовление рабочей документации установленной серии.

Производственные испытания данной серии являются основанием для разработки рабочей документации серийного (массового) производства. Разумеется, изготовлением документации занимается разработчик ОКР, а производством - изготовитель новой техники.

Одним из вопросов организации НИОКР является патентно-лицензионная деятельность. Возникновение правового регулирования интеллектуальной собственности на международном уровне связывают с Парижской конвенцией (1883 г.) по охране промышленной собственности, регулированию использования патентов, товарных названий и др., предусматривающей меры наказания за их незаконное использование. Право на интеллектуальную собственность определено в III Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Лицензирование представляет собой одну из основных форм торговли технологиями, включающей сделки с патентами, лицензиями, ноу-хау и т.д. Лицензия представляет собой разрешение отдельным лицам или организациям использовать изобретение, защищенное патентом, технические знания, технологические и конструкторские секреты производства, товарный знак и т.п. Предоставление лицензии является коммерческой операцией и объектом договора о продаже (покупке), согласно которому владелец патента (лицензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т.д. [20, с. 324-325].

Лицензирование осуществляется путем принятия заинтересованными сторонами лицензионного соглашения - договора, в соответствии с которым собственник изобретения, технологических знаний, опыта и секретов производства выдает своему контрагенту лицензию на использование интеллектуальной собственности. В соглашении определяются производственная сфера и территориальные границы использования предмета лицензии. Лицензионное соглашение может предусматривать комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау. В этом случае лицензионное соглашение, как правило, предусматривает оказание лицензиаром комплекса сопутствующих инжиниринговых (инженерно-консультационных) услуг, включая проектирование, организацию лицензионного производства, ноу-хау, пуско-наладочные работы, подготовку кадров и т.д. Лицензионные соглашения делятся на самостоятельные, которые предусматривают, что технология или технологические знания передаются независимо от места и условий их предстоящего использования, и сопутствующие, когда одновременно с передачей лицензии заключается контракт на строительство, поставку оборудования и комплектующих узлов или оказание инжиниринговых услуг.

Вознаграждение продавцу (лицензиару) за предоставление права покупатели), (лицензиату) на использование предмета лицензионного соглашения осуществляется посредством лицензионных платежей, которые могут быть в виде периодических отчислений от дохода покупателя в течение периода действия соглашения или единовременного платежа, устанавливаемого заранее на основании экспертных оценок. Периодические отчисления (роялти) могут определяться как выплата процента от оборота, стоимости чистых продаж лицензионной продукции или устанавливаться в расчете на единицу выпускаемой продукции. Единовременный платеж выступает как форма паушального платежа, предусматривающего передачу технической документации от лицензиара. Возможны различные сочетания приведенных форм лицензионного вознаграждения.

Литература

1. Стратегический и инновационный менеджмент в вопросах и ответах. Экспресс-подготовка к экзаменам; Феникс - Москва, 2010. - 352 c.

. Шпаргалка по инновационному менеджменту; Окей-книга - Москва, 2011. - 867 c.

. Асаул А.Н., Капаров Б.М., Перевязкин В.Б., Старовойтов М.К. Модернизация экономики на основе технологических инноваций; АНО «ИПЭВ» - Москва, 2011. - 608 c.

. Асаул А.Н., Капаров Б.М., Перевязкин В.Б., Старовойтов М.К. Модернизация экономики на основе технологических инноваций; СИНТЕГ -, 2010. - 608 c.

. Бирман Л.А., Кочурова Т.Б. Стратегия управления инновационными процессами; Дело АНХ - Москва, 2010. - 144 c.

. Гаврилов Л.П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе; Юрайт - Москва, 2013. - 388 c.

. Глухов В.В., Осеевский М.Э. Инновационное развитие экономики мегаполиса; Лань - Москва, 2010. - 384 c.

. Гришин В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики; Дашков и Ко - Москва, 2012. - 368 c.

. Кужева С Н Инновационный Менеджмент: Учебное Пособие. Ч. 1; Наука - Москва, 2010. - 574 c.

. Маренков Н.Л. Инноватика; Либроком - Москва, 2013. - 304 c.

. Мустафина А.Р. Страхование рисков, связанных с инновационной деятельностью на рынке технологий; Анкил - Москва, 2012. - 318 c.

. Соснин Э.А. Управление инновационными проектами; СИНТЕГ - Москва, 2013. - 208 c.

. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент; Юрайт - Москва, 2013. - 480 c.

. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. учебник для ВУЗов; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 448 c.

. Яшин С.Н., Кошелев Е.В., Макаров С.А. Анализ эффективности инновационной деятельности; БХВ-Петербург - Москва, 2012. - 288 c.

Похожие работы на - Особенности организации инновационных процессов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!