ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ
.1 Экономическое содержание розничного товарооборота
Розничный товарооборот - это ключевой показатель, с помощью которого оценивается деятельность предприятий и организаций розничной торговли. Так, их главная цель - получение максимальной прибыли, и, в свою очередь, именно товарооборот является тем необходимым условием без которого главная цель коммерческих организаций недостижима.
Товарооборот следует рассматривать как результат деятельности торгового предприятия - его экономический эффект. В данном случае основная задача - это максимизация прибыли, которая вызывает необходимость непрерывного увеличения объема товарооборота как главного фактора роста получаемой прибыли и, в некоторой степени, снижения издержек обращения и расходов на заработную плату.
Товарооборот имеет количественную характеристику - это объемы реализации в денежном выражении и качественные - это структура товарооборота. Отношения, возникающие на конечной стадии перехода товаров к сфере личного потребления с одной стороны характеризуют денежную выручку торгового предприятия, а с другой сумму расходов населения на приобретение товаров.
В свою очередь розничный товарооборот понимается как продажа потребительских товаров за наличный расчет независимо от каналов их распространения.
Розничный товарооборот не только отражает выручку от реализации в денежном эквиваленте, он так же может характеризовать эффективность использования ресурсов торговой организации, а также сумму затрат на реализацию.
Так, если товарооборот является показателем, отражающим конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия (организации), то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст понимание эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности - это соотношение результата и затрат.
Таким образом, объем розничного товарооборота - это ключевой показатель эффективности торговой организации. Сведения о его составе могут быть использованы при расчете трудоёмкости, фондоёмкости, затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов и возможности его оптимизации. Полученные показатели позволяют определит текущее состояние предприятия, а также выявить рычаги воздействия на товарооборот способные обеспечить прирост объема ключевого показателя, без привлечения дополнительных ресурсов используя собственные мощности.
Кроме того, развитие розничного товарооборота тесно связано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на заработную плату.
Стоит отметить, что оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.
1.2 Методические подходы к анализу товарооборота
Анализ розничного товарооборота является предпосылкой для его качественного прогнозирования на последующий период и определения рентабельности организации, а также ее финансового состояния. От точности анализа, от основательности выводов о работе зависит экономическая обоснованность последующих прогнозных расчетов.
Любой анализ деятельности торгового субъекта необходимо начинать с выделения места организации в общем товарообороте в данном сегменте на рынке. Необходимость обуславливается в определении значения данной организации в удовлетворении спроса на товары покупателей.
Если торговая организация выделяет для себя прогнозные (или плановые) показатели по объёму продажи товаров, то необходимо установить уровень (%) их выполнения, показывающий, как организация добивается поставленной цели по реализации товаров. Стоит отметить, что значение имеет определение абсолютного размера перевыполнения или недовыполнения прогнозных показателей продажи продукции. Здесь данный показатель определяется как разность между фактическим и прогнозируемым товарооборотом.
Также, при анализе выполнения прогнозируемого объема розничного оборота товаров следует принимать во внимание изменение цен, которое возможно могло произойти за необходимый временной отрезок. Таким образом, если в течение данного временного периода розничные цены на товары возросли или уменьшились, то товарооборот рассматривается не только в действующих, но и в сопоставимых ценах.
Например, если оценка прогнозируемых показателей объема оборота товаров производится за год, то следует анализировать их выполнение за менее длительные временные отрезки: по кварталам или месяцам. Это, главным образом, даст возможность вычислить ритмичность выполнения объема продаж.
Оценка объема оборота товаров начинается с исчисления ритмичности. Анализ равномерности выполнения товарооборота совершается различными способами.
Так, один из наиболее распространенных - исчисление удельного веса каждого квартала в годовом обороте; месячного - в годовом и квартальном обороте; дневного; пятидневок и декад - и месячном обороте.
Коэффициент ритмичности (1) можно определить путем отношения суммы фактического товарооборота в пределах суммы прогноза к сумме прогнозируемого товарооборота, используя следующую формулу:
, (1)
где Kp - коэффициент равномерности;
Nf - фактический товарооборот, но не выше суммы прогноза;
Np - прогнозируемый товарооборот; - число дней, месяцев, кварталов, изменяющихся от 1 до n.
Коэффициент ритмичности колеблется от 0 до 1; чем он ближе к 0, тем не ритмичнее осуществляется продажа товаров.
Равномерность выполнения суммы, прогнозируемой продажи продукции возможно определить путем расчета коэффициента вариации. Для этого исчисляется среднеквадратическое отклонение по следующей формуле:
, (2)
где x - выполнение прогноза продажи за квартал, месяц, день;
- среднее выполнение за период; - число кварталов, месяцев, дней и т. д.
После получения среднеквадратического отклонения определяется коэффициент вариации:
(3)
Коэффициент вариации (v) показывает степень отклонении в процентах выполнении объема оборота товаров от среднего уровня.
Равномерность выполнения объема оборота товаров следует вычислять не только в целом по компании, но и по отдельным структурным подразделениям, которые входят в состав торговой организации за определенный временной промежуток. Важно отметить, что обоснованно делать выводы o выполнении товарооборота по средним и сводным показателям нельзя, так как за высокими показателями по организации могут быть скрыты недостатки в деятельности некоторых структурных подразделений (филиалов). Более того, за оценочный период могут быть внесены организационно-структурные изменения, что вызовет необходимость внести соответствующую корректировку в объем розничного товарооборота, потому как анализ необходимо провести по сопоставимому количеству хозяйствующих субъектов.
При оценке выполнения объема оборота некоторыми подразделениями очень важно определить коэффициент равномерности.
Можно воспользоваться следующей формулой для определения коэффициента равномерности:
, (4)
где OH- недовыполнение прогнозируемого товарооборота всеми подразделениями; - количество анализируемых подразделений;
Кроме того, анализ розничного товарооборота содержит и показатели динамики продажи товаров за длительный временной промежуток.
Исследование динамики товарооборота, следует осуществлять для оценки соответствия развития товарооборота торговой организации тотальной тенденции развития товарооборота населенного пункта.
Кроме того, оценка динамики товарооборота позволяет выделить тенденции развития торговли и закономерности потребления отдельных товаров, а также перспективы изменения товарооборота в общем и по отдельным товарным группам. На основе выявленных закономерностей изменения товарооборота возможно прогнозирование его развития.
При анализе динамики товарооборота производится сравнение его размера в отчетном периоде c предыдущим (основным) промежутком. Выбор базы для сравнения диктуется установленными задачами оценки. Так, в итоге сравнения исчисляются цепные и базисные темпы роста и прироста товарооборота, абсолютный прирост, а также среднегодовой темп роста.
Среднегодовой темп роста может исчисляться по средней геометрической:
, (5)
где T - среднегодовой темп роста;
(n - 1) - число членов рядов, за исключением базисного периода;
- товарооборот начального периода;
Yn - товарооборот конечного, последнего периода.
Сопоставляя степени выполнения товарооборота и его интенсивность за ряд лет либо по некоторым торговым подразделениям используется показатель абсолютного значения одного процента роста или снижения розничного товарооборота. Данный показатель - это отношение его прироста в денежном выражении к приросту, выраженному в процентах.
Имея динамический ряд по товарообороту, необходимо вычислить ключевую тенденцию товарооборота за достаточно длительный временной отрезок и установить, каким образом может развиваться в дальнейшем товарооборот, другими словами выявить прогноз общего объема товарооборота при сложившихся темпах роста. Данный расчет называется экстраполяцией и применяется при прогнозировании товарооборота.
.3 Особенности прогнозирования товарооборота и пути его оптимизации
Прогнозирование - это процесс, основанный на научном исследовании временного ряда или значений прошлого временного отрезка, результат которого - модель будущего события с учетом, оказывающих влияние на ситуацию факторов. В свою очередь, результатом прогнозирования, как процесса, является прогноз - научно-обоснованное суждение о состоянии объекта прогнозирования в будущем, основным отличием от гипотезы которого можно назвать наличие качественных и количественных характеристик объекта, а также большей точности и достоверности.
Прогнозирование товарооборота является неотъемлемой составляющей успешной работы в условиях рыночной экономики и свободной конкуренции. Это, в первую очередь, обусловлено не только необходимостью иметь представление о текущей ситуации, но и возможностью предвидеть будущее для тактического и стратегического планирования действий, которые призваны увеличить товарооборот.
При формировании прогноза мы осознанно опираемся на предпосылку «то что случится в будущем, можно определить прошлым» или «есть существенные закономерности в товарообороте предыдущего периода, которые можно использовать в будущем», в независимости от того, какие методы применяются для прогнозирования: скользящая средняя или казуальные (причинно-следственные) методы.
а) Экспертный;
б) Экстраполяция;
в) Реляционные корреляционные методы;
Метод экспертных оценок (экспертный) основан на субъективной оценке текущего временного промежутка и перспективах развития. Его целесообразно применять для конъюнктурных оценок, особенно в тех случаях, когда получить непосредственную информацию о каком-либо явлении или процессе нет возможности.
Прогнозы объема товарооборота с участием экспертов возможно получить в одной из трех форм:
а) Точечного прогноза;
б) Интервального прогноза;
в) Прогноза распределения вероятностей.
Точечный прогноз является одним из наиболее простых, так как несет в себе меньший объем информации, чем другие. Как правило, в большинстве случаев, при оценке результатов полученного точечного прогноза, подразумевается, что данный способ может быть ошибочным, а методами не предусмотрен расчет неточности. Поэтому на практике чаще используются два других метода - интервальный и метод распределения вероятностей.
Интервальный прогноз указывает не на единственность возможного прогнозного показателя или вектора значений, он включает в себя интервал который в значительной степени зависит от доверительной вероятности, стоит отметить что чем выше значение доверительной вероятности, тем шире интервал возможных значений в котором будет находиться полученный прогноз. Примером такого
прогноза может служить высказывание: «объем оборота товаров в предстоящем году будет составлять 130-150 миллионов рублей».
Прогноз распределения вероятностей подразумевает попадание фактических отгрузок в одну из интервальных групп, которые имеют определенную вероятность. Так, следует отметить, что фактическое значение может не попасть ни в один из интервалов, но прогнозисты считают, что это маловероятно (табл.1).
Таблица 1 - Распределение вероятности для интервальных групп
Сумма отгрузок млн. рубВероятность130-1350,1135-1400,3140-1450,4145-1500,2
Вторая и третья группы методов (экстраполяция, реляционные корреляционные методы) базируются на анализе количественных показателей, но, тем не менее, существенно отличаются друг от друга.
Методы анализа и прогнозирования динамических рядов (экстраполяция) - исследование изолированных друг от друга показателей, где каждый из которых состоит из двух частей: из прогноза детерминированной компоненты и прогноза случайной компоненты. Разработка первого прогноза не вызывает затруднений, если определена главная тенденция развития и ее дальнейшая экстраполяция. Прогноз случайной компоненты вызывает некоторые затруднения, так как ее (экстраполяции) появление можно оценить лишь с некоторой вероятностью. Зачастую модель прогнозирования методами экстраполяции включает в себя 3 составляющие и записывается следующим образом:
, (6)
где - прогнозное значение временного ряда;
Ут- среднее значение временного ряда, тренд;
- сезонная составляющая;
V- случайная составляющая отклонения прогноза.
В основе казуальных методов (реляционные) лежит попытка выявить факторы, показывающие поведение прогнозируемого показателя. Так, поиск факторов приводит собственно к экономико-математическому моделированию - построению модели поведения экономического объекта, который учитывает развитие взаимосвязанных явлений и процессов. Стоит отметить, что применение многофакторного прогнозирования нуждается в решении сложной задачи выбора факторов, которая не может быть решена чисто статистическим методом, а связана с необходимостью глубокого анализа экономического содержания рассматриваемого явления или процесса.
Результатом прогнозирования в независимости от метода является сформированный прогноз будущего, на основании которого необходимо принимать управленческие решения, складывающиеся из множества альтернатив.
Таким образом, прогнозирование товарооборота в условиях рыночной экономики и свободной конкуренции является неотъемлемой составляющей успешной работы на рынке. Это обусловлено необходимостью не только иметь представление о текущей ситуации, но и получить возможность заглянуть в будущее для тактического и стратегического планирования действий, направленных на увеличение товарооборота.
Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Объем розничного товарооборота выступает, как основной показатель эффективности торговой организации и знания о его составе могут быть использованы аналитиками для расчета трудоёмкости, фондоёмкости, затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов и возможности его оптимизации. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.
Результатом прогнозирования в независимости от метода является сформированный прогноз будущего, на основании которого необходимо принимать управленческие решения, складывающиеся из множества альтернатив.
2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ЗАО «ТАНДЕР»
.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Тандер»
Полное фирменное наименование - Закрытое акционерное общество «Тандер». Сокращенное фирменное название - ЗАО «Тандер».
Место расположения организации: Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Левоневского, 185.
Общество является юридическим лицом, имеет собственные печати, бланки и штампы со своим названием, а также товарный знак, расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Миссия компании: «Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников».
Цель компании: «Обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей».
История компании: головная компания сети магазинов «Магнит» ЗАО «Тандер» была организована в январе 1994 года, как оптовый поставщик бытовой химии и косметики. С 1997 года началось активное продвижение на продовольственный сегмент рынка. В 1998 году компания «Магнит» открывает свой первый магазин самообслуживания в городе Краснодар. В течении нескольких месяцев компания активно завоевывала рынок на юге России открывая все больше магазинов. В начале 1999 года компании укрепила свои лидирующие позиции, и начала выходить на региональный уровень. Уже в 2000 году руководство компании приняло решение о реорганизации работы - в последствие все магазины были переведены в формат дискаунтера и объединены под единым брендом «Магнит».
В период с 2001 - 2005 гг. компания показала уверенный рост на региональном уровне и заняла первое место в стране по количеству магазинов - 1500 и стала второй по объему выручки в России.
С 2006 года сеть развивает новый формат розничной торговли - федеральную сеть гипермаркетов «Магнит».
Главный предмет деятельности:
а) Осуществление продажи продовольственных и непродовольственных товаров в розницу;
б) Оптовая торговля, посредническая и коммерческая деятельность;
в) Организация прямых связей с предприятиями-поставщиками продукции;
г) Участие в проведении выставок, аукционов и мероприятиях другого формата.
Ассортимент реализуемой продукции: оптовая торговля консервами, молочная продукция, пищевыми маслами, безалкогольными напитками, алкогольными напитками, сахаром, кондитерскими изделиями, шоколадом, кофе, чаем, какао, пряностями, рыбой и морепродуктами, готовыми продукция, детским (диетическим) питанием, мучными изделиями, мукой, макаронными изделиями, крупами, солью, бытовой химией.
Розничная торговля в неспециализированных магазинах: замороженными продуктами, пищевыми продуктами, в то числе напитки и табачные изделия.
Компания «Магнит» является абсолютным лидером количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. По данным на 31 декабря 2014 года сеть компании включала 9 711 магазинов, из них: 8 344 магазина в формате «магазин у дома», 190 гипермаркетов, 97 магазинов «Магнит Семейный» и 1 080 магазинов «Магнит Косметик».
Кроме того, магазины розничной сети «Магнит» расположены в 2 108 населенных пунктах России. Зона покрытия магазинов занимает внушительную территорию, которая растянулась с запада на восток от Пскова до Нижневартовска, а с севера на юг от Архангельска до Владикавказа. Большинство магазинов расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском Федеральных округах.
Также, магазины «Магнит» находятся в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах. Магазины розничной сети «Магнит» организуют свою деятельность как в крупных городах, так и в небольших поселениях. Стоит отметить, что около двух третей магазинов компании работает в городах с населением менее 500 000 человек.
Компания «Магнит» осуществляет успешную детальность по доставке товаров в магазины, хранению благодаря мощной логистической системе. Непрерывную доставку продуктов во все магазины розничной сети позволяет осуществить собственный автопарк, который насчитывает около 6 тысяч автомобилей.
По данным за 2014 год, сеть «Магнит» является ведущей розничной компанией по объему продаж в России. Так, выручка компании за 2014 год составила 763 527,25 миллионов рублей.
Кроме того, розничная сеть «Магнит» является крупнейшим работодателем в России. По последним данным, общая численность сотрудников компании составляет более 260 000 человек. Компании неоднократно присуждалось звание «Привлекательный работодатель года».
В ЗАО "Тандер" используется линейно-функциональная структура. Такая организация рабочего процесса подразумевает соединение линейного и функционального управления.
Организационная структура ЗАО «Тандер» показана на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационная структура ЗАО «Тандер»
Функциональные звенья в данной структуре теряют возможность принятия решений и прямого руководства нижестоящими подразделениями. Они принимают участие в постановке задач, подготовке решений, оказывают помощь линейному руководителю в исполнении отдельных функций управления. Так, например, аналитическая служба занимается выявлением потенциала повышения эффективности деятельности Распределительных центров (складов) и увеличения производительности при минимальных затратах труда и средств посредством сравнительного анализа отчетности. После получения расчетно-экономического обоснования принимаемых решений результаты согласовываются с заместителем директора по операциям.
Линейно -функциональная структура имеет многолетний опыт применения и наиболее рациональна в своей структуре, так как функциональные звенья выполняют четко поставленные цели руководства вышестоящего звена. За счет подобной строгой иерархии достигается максимально эффективный контроль за выполнением поставленных целей. Вся информация проходит обратно через большое количество функциональных руководителей за счет чего формируется более полное видение проблематики. В то же время в данной структуре по мимо положительных качеств, существует и ряд отрицательных:
а) Отделы могут в большей степени быть заинтересованы в решении собственных задач подразделения, нежели в общих целях компании;
б) Руководители, находящиеся на высшей иерархии в следствие контроля за различными направлениями теряют должный уровень компетенции;
в) Достаточно медленная передача и переработка информации из-за множества согласований.
Таким образом, для организации работы, контроля, мотивации и планирования в компании действует линейно - функциональная структура, давно зарекомендовавшая себя как наиболее эффективная. Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие достоинства линейно - функциональной структуры. Во-первых, она эффективна при решении повторяющихся рутинных задач. Во-вторых, она создает наиболее благоприятную основу для формирования различных регламентаций, тем самым обеспечивает стабильность работы. В-третьих, она является достаточно гибкой в случае необходимости расширения круга задач для решения. И в заключение, данная структура позволяет получить высоко компетентных сотрудников в определенной области, за счет четкого распределения обязанностей.
2.2 Анализ состава, структуры, выполнения плана и динамики товарооборота
В результате проведения анализа товарооборота определяются:
а) Суммы изменения количества оборота товаров прошлого года по сравнению отчетным:
, (7)
где ∑ УВ (УМ) - сумма изменения товарооборота;
-сумма оборота товаров в отчетном году;
- сумма оборота товаров в прошлом году;
Таблица 2 - Анализ изменения суммы оборота товаров розничной сети ЗАО «Тандер»
ГодСумма оборота товаров тыс. руб.базисныйцепной1234200665692289--200789 967 36124275072242750722008129 455 24963762960394878882009169 751 947104 059 65840 296 6982010241 427 782175 735 49371 675 8352011335 584 617269 892 32894 156 8352012449 683 387383 991 098114 098 7702013584 588 403518 896 114134 905 0162014769 318 338703 626 049184 729 935
б) Темп роста суммы оборота товаров в отчетном году по сравнению с прошлым годом в процентах:
, (8)
где %Р (У) - темп роста суммы оборота товаров в процентах;
. сумма оборота товаров в прошлом году;
Темп прироста суммы оборота товаров в отчетном году по сравнению с прошлым годом:
, (9)
где ∆ - темп прироста суммы оборота товаров в процентах.
Для рассмотрения и наглядного анализа динамики объема товарооборота компании ЗАО «Тандер» рассчитаем цепные и базисные темпы роста и прироста к начальному году из ряда динамики и по этапам от года к году и представим полученные результаты в таблице3.
Таблица 3 - Анализ динамики суммы оборота товаров компании ЗАО «Тандер»
ГодыОбъем товарооборота, тыс. руб.Темпы роста, %Темпы прироста, %цепные Базисныецепные базисные2006 65 692 289 - - - - 2007 89 967 361 137 137 37 37 2008 129 455 249 144 197 44 97 2009 169 751 947 131 258 31 158 2010 241 427 782 142 368 42 268 2011 335 584 617 139 511 39 411 2012 449 683 387 134 685 34 585 2013 584 588 403 130 890 30 790 2014 769 318 338 132 1 171 32 1 071
Динамику товарооборота графически представим на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика товарооборота «ЗАО Тандер»
Из полученной таблицы 3 видно, что за анализируемый период сумма оборота товаров торгового предприятия ЗАО «Тандер» увеличилась на 703 626 049 тыс. руб., или на 1071 %. Наблюдается четкая тенденция ежегодного увеличения объема товарооборота. Так, в отчетном году по сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился на 32%.
Рассчитаем среднегеометрическую для анализа среднегодового темпа изменения суммы оборота товаров:
, (10)
где - среднегодовой темп изменения суммы оборота товаров в процентах;
- сумма оборота товаров в отчетном году в денежном эквиваленте;
- сумма оборота товаров в первом году ряда динамики в денежном эквиваленте;- количество лет в ряду динамики;
Для компании ЗАО «Тандер» среднегодовой темп роста суммы оборота товаров составил 36%
*100% = *100% =136%
Проанализируем равномерность выполнения плана оборота товаров торгового предприятия ЗАО «Тандер» за отдельные периоды времени, с помощью расчета коэффициента равномерности:
, (11)
где Р - коэффициент равномерности в процентах;- коэффициент вариации выполнения плана оборота товаров по каждому периоду в процентах.
, (12)
где - среднеквадратическое отклонение выполнения плана оборота товаров по каждому периоду в процентах;
- средний процент выполнения плана оборота товаров.
, (13)
где - процент выполнения плана товарооборота за определенный период.
Для осуществления расчетов коэффициента равномерности разработаем таблицы с исходными данными по плановым и фактическим объемам товарооборота за 2013 год по кварталам. Получим значения среднеквадратического отклонения, а так же коэффициент вариации.
Таблица 4 - Расчет коэффициента равномерности выполнения плана по исходным данным объема товарооборота компании ЗАО «Тандер» по кварталам за 2013 год
КварталыОбъем товарооборота, тыс. руб.% выполнения()()22013 план2013 факт1234561 квартал122 616 313129 849 945 106 4 17,47 2 квартал135 850 221138 053 595 102 - 0 0,01 3 квартал150 671 833149 203 708 99 - 3 7,26 4 квартал165 565 684167 481 155 101 - 1 0,32 5 квартал165 565 684167 481 155 101 - 1 0,32 Год, 574 704 051584 588 403 102 25,05
Получив данные из таблицы 4 рассчитаем среднеквадратическое отклонение выполнения плана оборота товаров и коэффициент вариации:
Рассчитанный коэффициент равномерности равен 97,5% (100% - 2.5%), следовательно, в 2013 году плановый оборот товаров по кварталам выполнялся равномерно.
Таблица 5 - Исходные данные для расчета коэффициента равномерности выполнения плана оборота товаров торгового предприятия ЗАО «Тандер» по кварталам за 2014 год
КварталОбъем товарооборота, тыс. руб.% выполнения()()22014 план2014 факт1234561 квартал155 526 656157 444 90310139,282 квартал175 266 446176 858 35410137,413 квартал200 065 464198 892 7809911,514 квартал252 664 646236 122 30193- 522,41Год, 783 523 212769 318 3389840,60
По полученный данным из таблицы 5 рассчитаем среднеквадратическое отклонение выполнения плана товарооборота и коэффициент вариации:
Рассчитанный коэффициент равномерности равен 97,5% (100% - 2.5%), следовательно, в 2013 году плановый оборот товаров по кварталам выполнялся равномерно.
Согласно расчетам таблицы 4 и таблицы 5 коэффициент равномерности выполнения плана товарооборота за 2014 год (96,8%) по сравнению с коэффициентом равномерности за 2013 год (97,5%) уменьшился на 0,7 %.
Проведем анализ фактического товарооборота по квартально, для определения коэффициента равномерности по годам в период с 2013-2014 годы.
Таблица 6 - Исходные данные для расчета коэффициента равномерности товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер» по кварталам за 2013-2014 года
КварталыОбъем товарооборота, тыс. руб.% выполнения())22013 год2014 год1 квартал129 849 945157 444 903121101072 квартал138 053 595176 858 3541283123 квартал149 203 708198 892 780133234 квартал167 481 155236 122 301141988Год, 584 588 403769 318 338132210,25
По данным таблицы 6 рассчитаем среднеквадратическое отклонение товарооборота и коэффициент вариации:
Рассчитанный коэффициент равномерности равен 94,5% (100% - 5,5%), следовательно, в 2014 и 2013 годах фактический оборот товаров по кварталам выполнялся равномерно.
Анализ объема оборота товаров необходимо проводить не только по суммарному изменению в обороте компании, но и по структурным подразделениям.
В результате разбора структуры объема оборота товаров определяется исполнение планов продаж по отделам, секциям, товарным группам, возможно определить тенденцию их оборотов, выявить удельный вес реализации в суммарном объеме оборота товаров. Для этого рассчитываем коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте товаров торговому предприятию:
, (14)
где - коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте товаров выраженный в процентах;
- удельный вес оборота товаров определенной группы в суммарном объеме оборота в процентах;
- удельный вес оборота товаров определенной группы в суммарном объеме оборота в процентах;- количество товарных групп.
Таблица 7 - Анализ структуры товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер»
Товарная группаУдельный вес в товарообороте, %2013 год2014 год12345Мясо - птица19,319,90,60,36Рыба15,415-0,40,16Гастрономические товары12,312,90,60,36Бакалейные товары8,28,80,60,36Фрукты - овощи7,27,30,10,01Кондитерские товары8,38,2-0,10,01Вино - водочные товары19,218,8-0,40,16Прочие товары10,19,1-11Всего100100-2,42
Проанализировав полученную таблицу 7 можно сделать вывод о том, что реализация мяса и птицы занимает наибольший удельный вес - порядка 20% от суммарного оборота товаров. На втором месте находится алкогольная продукция и несколько меньшая в объеме гастрономия и рыба занимающие в общей сложности половину из общей массы реализуемых товаров.
Если сравнивать 2014 и 2013 год, то по сравнению с 2013 снизился удельный вес реализации прочих товаров - на 1,0%, удельный вес мяса - птицы, гастрономических товаров, бакалейных товаров повысился на 0,6%, фруктов - овощей - на 0,1%, снизился удельный вес оборота рыбы и винно-водочных изделий - на 0,4%, кондитерских изделий - на 0,1%. В целом колоссальных структурных сдвигов в обороте товаров не произошло, о чем свидетельствует коэффициент абсолютных структурных сдвигов, равный 0,6%.
Таким образом, объем оборота товаров торгового предприятия ЗАО «Тандер» увеличился на 703 626 049 тыс. руб., или на 1071 % с 2006 по 2014 год. Наблюдается четкая тенденция ежегодного увеличения объема товарооборота. В отчетном 2014 году в сравнение с 2013 годом, объем реализации товаров увеличился на 32%, а среднегодовой темп роста составляет 36%. В результате анализа получено, что коэффициент равномерности выполнения плана в 2014 году уменьшился на 0,7% с 97,5% до 96,8% в 2014 году. Из Таблицы 7 видно, что в 2014 году максимальный удельный вес в обороте товаров компании ЗАО «Тандер» занимал оборот по реализации мяса - птицы - 19,9%, алкогольной продукции - 18,8%, рыбы - 15%. В сравнение с прошлым годом снизился удельный вес реализации прочих товаров - на 1,0%, удельный вес мяса - птицы, гастрономических товаров, бакалейных товаров повысился на 0,6%, фруктов - овощей - на 0,1%, снизился удельный вес оборота рыбы и винно-водочных изделий - на 0,4%, кондитерских изделий - на 0,1%. В целом по торговому предприятию существенных изменений в структуре товарооборота не произошло, о чем свидетельствует коэффициент абсолютных структурных сдвигов, равный 0,6%.
2.3 Построение модели прогноза товарооборота
Одно из ключевых практических применений статистического изучения тенденций динамики и отклонений состоит в прогнозировании на его основе возможных оценок величины изучаемого признака.
Приведем пример прогнозирования товарооборота основанный на динамике объема за 1 кв. трех лет по неделям.
Таблица 8 - Сравнение объема товарооборота ЗАО «Тандер» по месяцам за три года тыс. рублей
МесяцГод20122013201420151644838388606031040061714945845270491701014179712129371163383283770489011095902127821000477363681109857613481157057797759108764501301421006780986810945794137006020783232771147778214093873087979097112773831369942809759818010782487130321160107816604117032741418076101178714501060956813415532012789494310980330135151360
Построим ряд динамики относительно базовой недели, с помощью базисного темпа роста в процентах.
, (15)
где Tp.баз - Темп роста.
Сравниваемый уровень ряда.
Уровень ряда принятый за базу.
Данный показатель характеризует отношение двух уровней ряда и может выражаться в коэффициентах или в процентах, в нашем случае в процентах.
Таблица 9 - Динамика продаж относительно базовой недели
Если темпы прироста уровней примерно постоянны, можно рассчитать средний темп прироста, как среднюю арифметическую, и последовательно умножить его на базисное значение уровня ряда столько раз, на сколько периодов экстраполируется ряд. Проведем визуальный анализ темпов прироста объема товарооборота в соответствие с рисунком 3.
Рисунок 3 - Темпы прироста объема товарооборота за 3 года
За исследуемый ряд лет недельные колебания прироста относительно базовой недели остаются более- менее постоянными. Умножим полученные результаты на фактическую неделю 2015 года для получения прогноза на 1 квартал.
Таблица 10 - Результаты прогнозирования по среднему приросту относительно базовой недели
Проведя ретроспективный анализ результатов прогнозирования мы получили отклонение прогноза от факта на 2 неделе 3,7%, что свидетельствует о сопоставимости динамики прошлых лет и настоящей тенденции в объеме товарооборота. Следует иметь в виду, что чем короче сроки упреждения прогноза, тем надежнее результаты экстраполяции.
Так как данный способ является жестко детерминированным, сильно зависящим от базовой недели для формирования прогноза что может стать результатом менее точного прогноза в случае аномально высокой или низкой недели по объемам товарооборота. В связи с чем обратимся к еще одному методу прогнозирования - построению аддитивной модели, учитывающей сезонные колебания товарооборота компании.
Имеются данные о суммарном товарообороте в рублях за период 3 года поквартально.
Таблица 11 - Объем товарооборота по кварталам
ГодКварталОбъем товарооборота тыс.руб2 012192 029 9882 0122103 377 5742 0123116 257 1782 0124138 018 6472 0135129 849 9452 0136138 053 5952 0137149 203 7082 0138167 481 1552 0149157 444 9032 01410176 858 3542 01411198 892 7802 01412236 122 301
При построении аддитивной модели прогноза, зависимой переменной будет объем товарооборота, в качестве независимой будет выступать время t.
Изобразим ряд графически и построим диаграмму по исходным данным.
Рисунок 4 - Объем товарооборота, млн. рублей
Из рисунка 4 видно, что в 4 квартале ежегодно отгрузка растет, поэтому есть подозрение на наличие сезонной компоненты в ряде. Амплитуда колебаний сохраняется и является постоянной, что позволяет сделать вывод о том, что для прогнозирования необходимо применить аддитивную модель с постоянными сезонными колебаниями
(16)
Для определения сезонной компоненты применим метод скользящей средней. Для этого нам необходимо просуммировать уровни ряда за каждые 4 квартала со сдвигом на 1 кв. таким образом, получим годовой объем товарооборота. Затем разделим суммарный объем на (n), длину периода, в нашем случае 4. Найдем центрированную скользящую, как среднее за 2 кв. из полученной ранее скользящей средней за 4 кв. Оценку сезонной компоненты получим, разностью фактической отгрузки и центрированной скользящей.
Таблица 12 - Нахождение тренда и сезонной компоненты в ряде
ГодКварталОбъем товарооборота, млн. рубТрендИтого за 4 кварталаскользящая средняяцентрированнаяоценка сезонной компоненты12192 03090 875122103 378101 680449 683112 421123116 257112 484487 503121 876117 148-891124138 019123 288522 179130 545126 21011 808135129 850134 093555 126138 781134 663-4 813136138 054144 897584 588146 147142 464-4 411137149 204155 701612 183153 046149 596-393138167 481166 506650 988162 747157 8969 585149157 445177 310700 677175 169168 958-11 5131410176 858188 114769 318192 330183 749-6 8911411198 893198 9191412236 122209 723
На следующем шаге нам необходимо рассчитать сезонное воздействие на объем товарооборота в каждом квартале, для практической реализации перенесем полученные результаты сезонной компоненты S в вспомогательную таблицу 13. Рассчитаем корректирующий коэффициент по формуле:
, (17)
где n - длина периода.
Для нашего примера:
Скорректированные значения сезонной компоненты рассчитываем, как разность между средним значением сезонной компоненты и корректирующим коэффициентом
, (18)
Таблица 13 - Нахождение скорректированной сезонной компоненты (S)
КварталГодСредняяСкорректированная сезонная компонента (S)12131410-4 813-11 513-8 163-7 22320-4 411-6 891-5 651-4 7113-891-3930-642298411 8089 585010 69711 636Корректирующий коэффициент -940
После нахождения сезонной компоненты для каждого квартала, необходимо определить прогнозные значения товарооборота на будущий период с учетом сезонной составляющей, которая будет суммироваться с полученным трендом в соответствие с аддитивной структурой временного ряда
Для нахождения тренда воспользуемся пакетом анализа Excel и построим уравнение регрессии:
(19)
Таблица 14 Применение аналитического инструмента в Excel для нахождения параметров уравнения тренда
Регрессионная статистика Множественный R0,9562686R-квадрат0,9144497Нормированный R-квадрат0,9058947Стандартная ошибка12496,726Наблюдения12Дисперсионный анализ DfSSMSРегрессия11,6693E+101,669E+10Остаток101561681632156168163Итого111,8255E+10 КоэффициентыСтандартная ошибкаt-статистикаY-пересечение80071,0977691,2032410,410737Переменная X 110804,321045,0287410,338778
В нашем случае коэффициенты = 80071,097, =10804,32. После нахождения коэффициентов, подставляем значения будущих периодов в уравнение регрессии, для получения значения тренда.
Полученные значения корректируем с учетом сезонной компоненты. Таким образом, мы получили прогноз товарооборота на 2015 год (табл.15).
Таблица 15 - Прогноз товарооборота на 2015 год
ГодКварталОбъем товарооборота, млн. руб12192 030122103 378123116 257124138 019135129 850136138 054137149 204138167 481149157 4451410176 8581411198 8931412236 1221513213 3041514226 6211515242 4341516264 577
Графически представим полученные результаты прогнозирования на рисунке
Рисунок 5 - Прогноз товарооборота на 2015 год
Таким образом проведя ретроспективный анализ результатов прогнозирования на основании динамики прироста относительно базовой недели мы получили отклонение прогноза от факта на 2 неделе 3,7%, что свидетельствует о сопоставимости динамики прошлых лет и настоящей тенденции в объеме товарооборота. Следует иметь в виду, что чем короче сроки упреждения прогноза с применением данного метода, тем надежнее результаты экстраполяции. В результате применения аддитивной модели прогнозирования основанной на тренде и сезонных колебаниях мы получили оценки сезонной компоненты основных экономических циклов, так для первого квартала она составила (-7223 млн. руб.) что свидетельствует о спаде экономической активности в данном сегменте торговли. Во втором квартале она составила (-4711 млн. руб.) что свидетельствует о восстановление покупательской активности на рынке. В третьем и четвертом квартале оценка сезонной компоненты (+298 млн. руб.) и (+11636 млн. руб.) соответственно, на основании чего можно говорить о том, что спрос на товары в летний и осенний периоды выше чем в другое время года в данном сегменте рынка. Таким образом, полученные результаты прогнозирования позволяю определить конъюнктуру рынка в будущем, выявить основные тенденции. И помогают на основании полученных результатов принимать эффективные управленческие решения, направленные на увеличения объемов товарооборота в будущем.
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ОПТИМИЗАЦИЯ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА ТОВАРООБОРОТА
3.1 Анализ равномерности и факторов, влияющих на объем товарооборота
Проведем анализ фактического и прогнозного объема товарооборота полученного в результате построения аддитивной модели по квартально, для определения коэффициента равномерности по годам в период с 2014-2015 годы.
Таблица 16 - Исходные данные для расчета коэффициента равномерности объемов оборота товаров компании ЗАО «Тандер» по кварталам за 2014-2015 года
КварталыОбъем товарооборота, тыс. руб.% выполнения()()22014 год2015 годI квартал157 444 903213 304 000135,4812,39154II квартал176 858 354226 621 000128,145,0525III квартал198 892 780242 434 000121,89- 1,201IV квартал236 122 301264 577 000112,05- 11,04122Год, 769 318 338946 936 000123,09302
Используя полученные данные таблицы 16 произведем расчет среднеквадратического отклонения выполнения плана объемов оборота товаров и коэффициент вариации:
Рассчитанный коэффициент равномерности равен 92,93% (100% - 7,6%), следовательно, в 2014 и 2013 годах прогнозный оборот товаров по кварталам будет выполняться достаточно равномерно и сопоставимо с ростом в 2014 году.
Факторы оказывающие непосредственное влияние на объем оборота товаров компании ЗАО «Тандер» можно разделить на три основные группы:
а) Факторы, связанные с товарными ресурсами;
б) Факторы, связанные с численностью работников и производительностью их труда;
в) Факторы, связанные с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия и режимом его работы.
г) Факторы, связанные с товарными ресурсами, влияют на объем товарооборота через изменение величины запасов товаров на начало и конец года, поступление товаров и их выбытие.
Между указанными величинами имеется определенная взаимосвязь, выражаемая формулой товарного баланса:
, (20)
где - запасы на начало года;
П - поступление товаров;
Р - объем оборота товаров;
В - выбытие товаров;
- запасы на конец года.
Сформировав данные показатели в цепочку взаимосвязанных элементов можно получить балансовую формулу объема оборота товаров:
(21)
Фактические изменения в данных показателях соответствующим образом оказывают влияние на объем товарооборота. Таким образом, большее формирование товарных запасов в начале года и уменьшение показателя выбытия товара оказывает положительное влияние на объем реализации в отчетном году. В свою очередь уменьшение слагаемых факторов влечет за собой снижение суммарного объема товарооборота компании.
Рассматривая направления влияния (плюс;минус) данных факторов, необходимо учитывать доброкачественность поступающих товаров во всем ассортименте и требуемых количествах. Тот же подход соблюдается в отношении товаров в запасах. При нарушении этих условий фактор, оказывающий положительное влияние, может перейти в разряд отрицательных.
Одним из наиболее оптимальных методов, позволяющих провести вертикальный анализ влиянии факторов. Связанных с товарными ресурсами и оказывающих прямое воздействие на суммарный объем товарооборота предприятия - метод цепных подстановок или способ разниц
В первом случае находятся отклонения между показателями отчетного и прошлого года, а затем определяется направление влияния фактора на увеличение или уменьшение объема товарооборота. Причем следует учитывать, что направление влияния на объем товарооборота изменения выбытия товаров и запасов товаров на конец года меняется на противоположное.
Таблица 17 - Расчет влияния факторов, связанных с товарными ресурсами, на объем оборота товаров компании ЗАО «Тандер»
Показатели2013 год2014 годОтклонения (+;-)Влияние на объем товарооборота (+;-)Объем товарооборота584 588 403769 318 338184 729 935184 729 935Запасы товара на начало года34 761 50140 368 6295 607 1282 574 504Поступление товаров590 911 549800 432 476209 520 92879 603 980Выбытие товаров- 2 542 8807 050 1419 593 021- 2 950 876Запасы товаров на конец года43 627 52764 432 62620 805 100- 7 551 773
Так же влияние на объем товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер» факторов, связанных с товарными ресурсами можно рассчитать методом цепной подстановки с помощью формулы товарного баланса.
Цепной метод:
(22)
(23)
(24)
(25)
(26)
Используя полученные данные из таблицы 17 рассчитаем относительные изменения методом цепных подстановок.
+5909115493+2542880-43627527 = 584 588 403 тыс. руб.
+5909115493+2542880-43627527 = 590 195 531 тыс. руб.
+800432476+2542880-43627527 = 799 716 459 тыс. руб.
+800432476-7050141-64 432 626 = 769 318 338 тыс. руб.
а) Определим влияние на объем оборота товаров фактора изменения запасов товаров на начало года (Зн):
Вследствие увеличения запасов товаров оборот торгового предприятия возрос на 560 71 28 тыс. руб.
б) Определим влияние на объем оборота товаров компании изменения поступления товаров (П):
Вследствие увеличения поступления товаров оборот торгового предприятия вырос на 209 520 928 тыс. руб.
в) Определим влияние на объем оборота компании изменения выбытия товаров (В):
Вследствие увеличения выбытия продуктов оборот торгового предприятия снизился на 9 593 021 тыс. руб.
г) Определим влияние на объем оборота компании фактора изменения запасов товаров на конец года (Зк):
Вследствие увеличения запасов продуктов на конец года оборот торгового предприятия уменьшился на 20 805 100 тыс. руб.
Существенное влияние оказывают факторы, связанные с численностью рабочего персонала и производительностью их труда на предприятии.
Модель имеет вид:
, (27)
где Т - объем товарооборота, тыс. руб.;
Ч - среднесписочная численность работников, чел.;
В - производительность труда одного работника, тыс. руб.
В условиях современной экономики данные показатели необходимо анализировать с учетом инфляции в сопоставимых ценах. Необходимость обуславливается ярко выраженными инфляционными воздействиями на объем товарооборота в рублевом эквиваленте.
Таблица 18 - Показатели по труду торгового предприятия ЗАО «Тандер»
Показатели2013 год2014 годИзмененияОбъем товарооборота в фактических ценах, тыс. руб.584 588 403769 318 33818472993532%Индекс цен11,130,1313%Объем товарооборота в сопоставимых ценах прошлого года, тыс. руб.584 588 403680 812 68896 224 28516%Среднесписочная численность работников, чел250 000260 00010 0004%Производительность труда одного работника в фактических ценах, тыс. руб.2 3382 95962127%Производительность труда одного работника в сопоставимых ценах, тыс. руб.2 3382 61928012%
В 2014 году по сравнению с 2013 годом среднесписочная численность работников компании ЗАО «Тандер» увеличилась на 10000 человек, или на 4,0%; производительность труда одного работника в фактических ценах выросла на 621 тыс. руб., или на 27,0%, а в сопоставимых ценах прошлого года соответственно на 280 тыс. руб., или на 12%.
Используя способ разниц или метод интегрирования можно рассчитать влияние на объем оборота товаров изменения трудовых факторов и индекса цен.
Используя способ разниц, имеем:
, (28)
где - изменение объема оборота товаров за счет изменения среднесписочной численности работников, тыс. руб.;
среднесписочная численность работников в прошлом году, чел.;
среднесписочная численность работников в отчетном году, чел.;
производительность труда одного работника в прошлом году, тыс. руб.
, (29)
где - изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника, тыс. руб.;
среднесписочная численность работников в отчетном году, чел.;
- производительность труда одного работника в сопоставимых ценах, тыс. руб.;
производительность труда одного работника в прошлом году, тыс. руб.
, (30)
где - изменение объема товарооборота за счет изменения цен на товары, тыс. руб.;
производительность труда одного работника в отчетном году, тыс. руб.
Для применения в целях анализа интегрального метода в начале необходимо найти изменение производительности труда одного работника за счет интенсификации труда и за счет изменения цен:
, (31)
где - изменение производительности труда одного работника за счет интенсификации труда, тыс. руб.;
, (32)
где - изменение производительности труда одного работника за счет изменения цен на товары, тыс. руб.
Таким образом, можно вывести формулы, позволяющие оценить влияние данных факторов на объем оборота товаров:
а) Изменение среднесписочной численности работников:
(33)
б) Изменение производительности труда одного работника:
(34)
в) Изменение цен на товары:
(35)
Рассчитаем значения данных показателей по анализируемому торговому предприятию:
а) Изменение производительности труда одного работника за счет интенсификации труда - 280 тыс. руб. (2 619 -2 338);
б) Изменение производительности труда одного работника за счет роста цен на товары - 340 тыс. руб. (2959 - 2619);
в) Изменение объема оборота товаров за счет увеличения среднесписочной численности работников:= 25 450 000 тыс. руб.
г) Изменение объема оборота товаров за счет повышения производительности труда одного работника:= 72 070 000 тыс.руб
д) Изменение объема товарооборота за счет роста цен на товары:= 87 070 000
Таким образом, в отчетном году по сравнению с прошлым годом за счет увеличения среднесписочной численности работников объем оборота товаров компании ЗАО «Тандер» увеличился на 25 450 000 тыс. руб. за счет повышения производительности труда одного работника объем оборота возрос на 72 072 000 тыс. руб., в следствие повышения цен на товары объем оборота товаров увеличился на 87 070 000 тыс. руб.
Значительное влияние на объем товарооборота торгового предприятия оказывают факторы, связанные с наличием основных фондов, эффективностью их использования и режимом работы, данные показатели позволяют выявит дополнительные структурные сдвиги в работе для последующего учета изменения объемов оборота товаров.
Объем розничного оборота товаров компании ЗАО «Тандер» отражен формулой:
(36)
где Т - сумма оборота товаров за период, тыс. руб.;
- количество рабочих мест в предприятии, ед.;
Д - количество дней работы предприятия, дни;- продолжительность работы предприятия в день, ч;
выработка на одно рабочее место в час, тыс. руб.
Используя способ цепных подстановок, можно определить влияние изменения каждого из указанных факторов на объем товарооборота торгового предприятия:
(37)
(38)
(39)
(40)
(41)
Таблица 19 - Анализ режима работы и эффективности использования рабочих мест компании ЗАО «Тандер»
Показатели2013 год2014 годИзменения(+;-)%Объем товарооборота в фактических ценах, тыс. руб.584 588 403769 318 338184 729 93532%Количество условных рабочих мест25000026000010 0004,0%Количество дней работы предприятия условно.35835910,3%Продолжительность работы предприятия в день, ч.121318,3%Выработка на одно рабочее место в час, тыс. руб.0,540,630,0916%
То есть в отчетном году по сравнению с прошлым годом количество рабочих мест сети розничной торговли ЗАО «Тандер» увеличилось на 10000, или на 4,0%, количество дней работы компании также имело положительную динамику и увеличилось на 1 день, или на 0,3%, на 1 час. Так же среднее время работы увеличилось с 12 до 13 часов в день что составляет плюс 8,3%, выработка на одно рабочее место в час возросла на 16%. Отмеченные изменения сказались на объеме товарооборота торгового предприятия следующим образом:
= 250000*358*12*0,544=584588403 тыс. руб.
= 260000*359*12*0,544=609670185тыс. руб.
= 260000*359*13*0,544=660476033 тыс. руб.
= 260000*359*13*0,634=769318338 тыс. руб.
а) За счет увеличения количества условных рабочих мест объем оборота товаров возрос на 23383536 тыс. руб. (607971939 - 584588403);
б) За счет увеличения количества дней работы объем оборота товаров возрос на 1698246 тыс. руб. (609670185 - 607971939);
в) За счет увеличения часов работы в день объем оборота товаров возрос на 50805848 тыс. руб. (660476033 - 609670185);
г) За счет увеличения выработки на одно условное рабочее место в час объем оборота товаров увеличился на 108842305 тыс. руб. (769318338 - 660476033)
Таким образом, подводя итоги раздела, в результате анализа выявлено, что полученный коэффициент равномерности равный 92,93% (100% - 7,6%) свидетельствует о том, что в 2015 году прогнозный товарооборот по сравнению с фактическим товарооборотом по квартально в 2014 году будет выполняться достаточно равномерно и сопоставимо с ростом в 2014 году.
Влияние на объема товарооборота торгового предприятия изменения запасов товаров на начало года составило плюс 5 607 128 тыс.руб. За счет увеличения поступления товаров товарооборот торгового предприятия возрос на 209 520 928 тыс. руб. За счет увеличения выбытия товаров товарооборот снизился на 9 593 021 тыс. руб. За счет увеличения запасов товаров на конец года товарооборот торгового предприятия снизился на 20 805 100 тыс. руб.
Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на объем оборота товаров является изменение среднесписочной численности сотрудников компании. Так в 2014 году количество работников компании увеличилось на 10000 человек или 4%, а средняя производительность одного сотрудника в сопоставимых ценах на 280 тыс. руб., или на 12 % . Так же в результате анализа было выявлено, что компания ЗАО «Тандер» в отчетом году увеличила время работы что так же оказало влияние на конечный объем товарооборота.
.2 Оптимизация и выявление резервов увеличения объема товарооборота
Проводя анализ факторов, оказывающих влияние на результаты прогнозирования и объемов товарооборота в целом, следует помнить о главенстве фактора цены. Цена - один из важнейших экономических параметров, оказывающий существенное влияние на величину главных показателей, характеризующих деятельность предприятия. Верно сформированная, обоснованная цена во многом определяет конечную выручку, рентабельность и жизнеспособность в целом торговой организации.
Цена может выступать как основное орудие в борьбе с конкурентами, ведь спрос на товары во многом определяется именно этим показателем. Оптимальное соотношение данного элемента позволяет сформировать устойчивый и стабильный товарооборот организации.
Она служит средством установления некоторых отношений между организацией и покупателями, помогает созданию имиджа и соответствующих представлений, что может оказать влияние на последующее развитие организации. Иными словами, ценообразование - это средство достижения целей организации и получения вознаграждения за результаты деятельности.
В настоящее время вопрос цен, её калькулирования в должной степени актуален. Без правильного анализа коммерческих затрат невозможно адекватно оценить достигнутые финансовые результаты.
Ценообразование в данном случае рассматривается не только как необходимое условие функционирования, а как инструмент, позволяющий наладить сбыт товаров, вследствие чего необходимо проводить предварительный управленческий анализ в данной области, выработать тактику, ценовую стратегию для успешного функционирования в рамках жесткой рыночной конкуренции
На объем оборота товаров влияют виды ресурсов, которые делятся на материальные, финансовые и трудовые. Как правило, они используются в различном сочетании в зависимости от конкретной ситуации.
Именно поэтому после анализа реализации плана и динамики товарооборота, выявления влияния факторов на его величину необходимо подсчитать количество неиспользованных возможностей и резервов роста реализации.
Кроме того, значительное влияние на товарооборот оказывает реклама.
Реклама является неотъемлемой частью успешной деятельности коммерческих организаций в условиях рыночной экономики. По ее объемам можно судить о финансовом благополучии компании, а также выявить основных игроков в определенном сегменте торговли. Сегодня рекламу можно рассматривать не только как эффективный способ наращивания товарооборота компании, но и как возможность оптимизировать объемы реализуемой продукции в периоды спада.
В данном разделе на примере компании ЗАО «Тандер» розничной сети «Магнит» мы реализуем попытку применить рекламную для выравнивания прогнозируемых объемов реализации продукции с применением таких методов как:
а) Создание рекламных листовок и баннеров для распространения в близ лежащих районах сбыта. Листовки должны содержать информацию о акционных товарах и их цене. Вследствие использования подобной тактики повысится спрос на товар у жителей близ лежащих домов.
б) Распространение на мониторах в общественном транспорте информационной видео-рекламы.
Так как оценить эффект применения отдельных средств рекламы или рекламной кампании в целом в большинстве случаев не представляется возможным. Приблизительно провести оценку, сделать примерные расчеты возможно. Максимального эффекта можно добиться, если для выполнения подобных задач привлечь опытных маркетингов и PR-специалистов.
В розничной торговле, эффект рекламы определяют путем измерения ее влияния на изменение объема оборота товаров. Причем в различных торговых предприятиях эффект может различаться по срокам.
Таблица 20 - Товарооборот магазинов под воздействием рекламы
Прирост товарооборотаСумма, руб.121%2698692%2725413%2752134%2778855%2805576%2832297%2859008%2885729%29124410%29391611%29658812%29926013%30193214%30460415%307276
Как видно из данных таблицы 20 под воздействием рекламы ожидаемый товарооборот в зависимости от эффекта рекламы в денежном выражении составит от 269869 до 307276 руб. в день. Что составляет от 1% до 15% от текущего объема в день.
Для расчета экономического эффекта от проведения рекламной акции необходимо определить её стоимость. По данным прайсов рекламных компаний города Краснодар в среднем стоимость рекламы складывается из следующих компонентов:
а) Макет листовки А5 для размещения 5000 рублей.
б) Печать 1000 экземпляров и размещение 5000 рублей.
в)