Оптимизация закупаемого ассортимента продукции
Федеральное
агентство железнодорожного транспорта
Федеральное
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего
профессионального образования
Петербургский
государственный университет путей сообщения имени императора Александра I
Кафедра «Управление
перевозками и логистика»
Контрольная
работа
Дисциплина
«Автоматизация коммерческих операций»
Тема:
Оптимизация
закупаемого ассортимента продукции
Санкт-Петербург
- 2015
Задание 1. ABC-анализ
анализ - метод, позволяющий классифицировать
ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов
рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия.
АВС-анализ это инструмент, который позволяет изучить товарный ассортимент,
определить рейтинг товаров по указанным критериям и выявить ту часть
ассортимента, которая обеспечивает максимальный эффект. В его основе лежит
принцип Парето - 20% всех товаров дают 80% оборота. Идея метода АВС анализа
строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов
отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более
известного как «правило - 20 на 80». По отношению к ABC-анализу правило Парето
может прозвучать так: надёжный контроль 20% позиций позволяет на 80%
контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый
ряд предприятия и т.п. Часто ABC-анализ путают с ABC-методом, расшифровывая ABC
как Activity Based Costing.анализ - анализ товарных запасов путём деления на
три категории: А - наиболее ценные, 20% - тов. запасов; 80% - продаж, В -
промежуточные, 30% - тов. запасов; 15% - продаж, С - наименее ценные, 50% -
тов. запасов; 5% - продаж. Учитывая это, весь ассортимент торгового предприятия
можно разделить на группы по степени важности.
Группа А - очень важные товары, которые всегда
должны присутствовать в ассортименте. Если в качестве параметра в анализе
использовался объем продаж, то в данную группу входят лидеры продаж по
количеству. Если в качестве параметра в анализе использовалась торговая наценка,
то в данную группу входят наиболее прибыльные товары. Группа В - товары средней
степени важности.
Группа С - наименее важные товары, это
претенденты на исключение из ассортимента и товары-новинки.
Исходные данные:
ABC-анализ в
штуках:
Доля позиций группы А: 50%
Доля позиций группы В: 20%
Доля позиций группы С: 20%
ABC-анализ по
стоимости:
Доля позиций группы A:
60%
Доля позиций группы В: 20%
Доля позиций группы С: 15%
Доля позиций группы D:
5%
ABC-анализ по
валовой прибыли:
рейтинг товар лоренц ресурс
потребление
Можно сформулировать следующие предложения по
оптимизации исследуемой номенклатурной группы:
Поиск новых заказчиков для товаров, находящихся
в группе В с целью увеличения объемов продаж;
Производство товаров, находящихся в группе А, не
под заказ, а с целью формирования определенного резерва на складе, чтобы
удовлетворять потребности покупателей в этих товарах в максимально короткие
сроки.
Производство товаров, состоящих в группе С,
исключительно под заказ, чтобы избежать неоправданного накопления остатков
продукции на складах.
Реализация товаров, залежавшихся на складе, по
сниженным ценам, с целью освобождения складских помещений и увеличения общего
объема продаж.
Задание 2. Построение кривой Лоренца
Показывает зависимость совокупного эффекта от
количества элементов. Графическое изображение неравенства распределения.
Задание 3. ХYZ-анализ
Определение коэффициентов вариации для
анализируемых ресурсов;
Группировка ресурсов в соответствии с
возрастанием коэффициента вариации;
Распределение по категориям X, Y, Z.
Графическое представление результатов анализа:
Категория X - ресурсы характеризуются стабильной
величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой
точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0
до 10 %.
Категория Y - ресурсы характеризуются известными
тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и
средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации - от
10 до 25 %.
Категория Z - потребление ресурсов нерегулярно,
какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение
коэффициента вариации - свыше 25 %.
Реальное значение коэффициента вариации для
разных групп может отличаться по следующим причинам:
· сезонность продаж,
· тренд,
· акции,
· дефицит и т.д.
Есть несколько разновидностей XYZ-анализа,
например анализ плановых данных с фактическими, что дает более точный %
отклонения от прогноза. Очень часто XYZ-анализ проводят совместно с
ABC-анализом позволяя выделять более точные группы, относительно их свойств.
Коэффициент вариации - это отношение
среднеквадратичного отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых
значений ресурса. Рассчитывается по формуле:
где:
-коэффициент вариации
-среднеквадратичное
отклонение
-среднеарифметическое
-i-тое значение
статистического ряда
Исходные данные:
Расчет коэффициента вариации:
Вывод:
Потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо
тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.
Задание 4. Совмещенный ABC/XYX
анализ
Х Y Z
AX
|
AY
|
AZ
|
|
|
№1-AAZ №2-AAZ №3-AAZ №4-AAZ №5-AAZ
№6-AAZ №7-AAZ №8-AAZ №9-AAZ №10-AAZ №11-ABZ №12-ABZ
|
BX
|
BY
|
BZ
|
|
|
№13-BBZ
№14-BBZ
№15-BCZ
№16-BCZ
|
CX
|
CY
|
CZ
|
|
|
№17-CCZ
№18-CCZ
№19-CDZ
|
DY
|
DZ
|
|
|
№20
-DDZ
|
Выводы:
Группа AZ-
значительный вклад в результат, продажи нестабильные.
Рекомендации
- иметь резервных поставщиков, отдать управление самому опытному менеджеру.
Группа BZ-
средний вклад в результат, продажи нестабильны.
Рекомендации
- осуществлять частичную работу под заказ, контроль остатков, иметь резервных
поставщиков, отдать управление опытному менеджеру.
Группа CZ-
малый вклад в результат, продажи нестабильные.
Рекомендации
- наблюдать за новинками, выводить старый ассортимент, осуществлять поставку
под заказ.
Группа DZ
-
самый малый вклад в результат.
Рекомендации -
вывести товар из продаж.