Особенности и перспективы развития международного туристского бизнеса в Тюменской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,37 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности и перспективы развития международного туристского бизнеса в Тюменской области

Содержание

Введение

Глава 1. Международный туризм в России

Глава 2. Особенности международного туристического бизнеса в Тюменской области

2.1 Природные условия Тюменской области

2.2 Бальнеологические ресурсы в сфере туризма Тюменской области

Глава 3. Перспективы развития туристских услуг в Тюменской области

3.1 Основные направления развития туризма в Тюменской области

3.2 Роль выставок и конгрессов в развитии туризма в Тюменской области

3.3 Проблемы туризма в Тюменской области

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта (ВНП). Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.

Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. По оценкам специалистов, в настоящее время 100 млн. человек работают в индустрии, а к 2005 т. каждый восьмой трудоспособный человек в мире будет занят в этом секторе экономики. Индустрия туризма - трудоемкий процесс, поэтому, в нем заняты в основном неквалифицированные работники. Однако это не означает, что в сфере туризма не используется высококвалифицированный труд. В данной сфере новые рабочие места в географическом плане распространяются шире, чем в других развивающихся секторах экономики.

Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию. А последние, в свою очередь, влияют на туристов.

Среди исследователей, занимавшихся изучением развития международного туристского бизнеса в Тюменской области, следует выделить Кузьмину Е.М Сабитову Н.И. и др.

Цель данной работы - это исследование особенностей и перспектив развития международного туристского бизнеса в Тюменской области.

Задачи:

) раскрыть состояние международного туризма в России;

) рассмотреть особенности международного туристического бизнеса в Тюменской области;

) изучить перспективы развития туристских услуг в области.

Глава 1. Международный туризм в России

Международный туризм в России и других странах СНГ переживает не самые лучшие времена, что связано, прежде всего, с политической и экономической нестабильностью. Эти обстоятельства отпугивают, с одной стороны, потенциальных иностранных гостей от визитов в вышеназванные страны, а с другой - иностранных бизнесменов от вложения денег в развитие туристской инфраструктуры этих стран.

Туристский бизнес в России «находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности».

«Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса как основной цепи программы связано с решением ряда актуальных задач, таких, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма».

В рамках рекламно-информационного обеспечения развития международного туризма планируются следующие мероприятия:

подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях российского рынка;

участие организаций в проведении международных туристских выставок;

проведение рекламных кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа России;

создание информационных банков данных об отечественных и зарубежных туристских фирмах;

создание единой туристско-информационной сети на территории России, ее интеграция с аналогичными международными сетями;

реформирование сети заграничных представительств ГКФТ с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристских центров России за рубежом.

Членство России в ВТО, участие в генеральных ассамблеях, заседаниях исполкома и других мероприятиях, проводимых по линии ВТО, в указанный трехгодичный период обошлось бы по 100 тыс. долл. в год, а что касается участия России в организации и проведении международных туристских выставок, создании единого национального стенда, то на такое международное сотрудничество из казны пришлось бы выделить по 56 тыс. долл. в первые два года и 58 тыс. долл. в третий год.

Для столицы России московское правительство также разработало Концепцию развития международного туризма в Москве, согласно которой планируется произвести реконструкцию существующих гостиниц и построить новые на 38 тыс. гостиничных мест. По предварительным оценкам, на это потребуется 5,9 млрд. долл., которые Правительство Москвы намерено получить от приватизации, валютных отчислений от гостиниц в бюджет города, налогов на проживание иностранных гостей и др.

Для формирования нормативно-правовой базы развития туризма очень важным и своевременным стало принятие в конце 1996 г. Федерального закона о туризме. «Закон определил принципы государственной политики, которая направлена на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, на регулирование отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, туризм и путешествие».

Как гласит статья 3 Закона: «Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку туристов, туроператоров, турагентов и их объединений».

Приоритетным направлением государственной поддержки является развитие внутреннего и въездного, социального и самостоятельного туризма, из которых первые два вида нацелены на устранение дефицита платежного баланса РФ.

В ближайшем будущем в России большое внимание будет уделено стимулированию инвестиционной активности в сфере туризма. Допускается возможность прямых государственных инвестиций с последующим возмещением расходов из бюджета с помощью реализации государственной собственности на фондовом рынке. А для привлечения частного капитала для строительства объектов индустрии туризма государство планирует освобождать от налогов средства, направляемые на эти цели, а также от таможенных пошлин на импорт материалов и оборудования и т.д.

В будущем индустрия туризма в России и других странах СНГ может возрасти за счет франчайзинговых договоров и контрактов на управление. Этот подход подразумевает следующую схему: государство владеет землей, приватизированная государственная гостиница или гостиничная компания владеет имуществом, а иностранная компания инвестирует деньги на реконструкцию или восстановление гостиницы, в дальнейшем возвращая их за счет доли в прибыли.

От делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие высокоразвитых отелей в крупных городах - деловых центрах. Согласно структурной теории спроса в гостиничном бизнесе Клейнуорта-Бенсона страны Восточной Европы и бывшем СССР находятся в первой фазе, когда в экономике доминируют добывающие и производственные отрасли. Деловые путешественники в основном являются работниками служб маркетинга и сбыта разных учреждений. По мере роста сферы услуг страны войдут во вторую фазу и число бизнес-туров увеличится. В третьей фазе, когда установлены корпоративные структуры в сфере услуг, количество деловых путешественников остается на высоком уровне, однако темпы роста ниже, чем во второй фазе.


Глава 2. Условия международного туристического бизнеса в Тюменской области

.1 Природные условия Тюменской области

Тюменская область занимает северную и центральную части крупнейшей в мире Западно-Сибирской равнины. Только небольшая часть области, составляющая 1,5% от ее площади, расположена на восточном склоне Урала.

По своим размерам Тюменская область - самая крупная в российской Федерации. Наибольшее расстояние от ее северной границы до южной составляет 2100 тыс. км, от западной до восточной - 1400 км. Территория области занимает площадь в 1435,2 тыс. км2, что составляет 8,4% от территории России.

На севере область омывается холодными водами Карского моря с глубоко вдающимися в сушу заливами, так называемыми губами - Байдарацкой, Обской, Тазовской, Гыданской. Их разделяют полуострова Ямал, Тазовский, Гыданский, Мамонта. В состав области входят также острова Карского моря: Белый, Олений, Шокальского, Вилькицкого и другие.

Тюменская область граничит с Архангельской, Свердловской, Курганской областями, Казахстаном, Омской областью и Красноярским краем. Крайняя северная точка материковой части области расположена на полуострове Ямал под 73°30¢ северной широты, почти на 800 км севернее полярного круга. Самая южная точка лежит под 55°10¢ северной широты.

Необычная равнинность и обширность территории, господство континентального климата, определяют ярко выраженную зональность. Территория области с севера на юг располагается в четырех природных зонах: тундровая (20%), лесотундровая (7%), лесная (71%), лесостепная (2%).

Основными водными артериями являются Обь (среднее и нижнее течение) и Иртыш (нижнее течение). Обь - одна из крупнейших рек России, занимает первое место по площади водосбора, а по водоносности уступает Енисею и Лене. На территории области насчитывается около 20 крупных рек (всего их насчитывается около 25 тысяч) и больше 500 тысяч озер. Характерной чертой для области является преобладание малых рек и малых озер. Лесной массив занимает 35% территории, болота - 40% (почти половину территории).

Территория Тюменской области располагается в середине северной части Евразии, в большом удалении от Атлантического и Тихого океанов, что определяет сильную континентальность ее климата. Северный Ледовитый океан почти в течение всего года скован льдом, поэтому он не оказывает заметного смягчающего влияния на климат области.

Открытость территории с севера и юга обусловливает беспрепятственное проникновение холодного арктического воздуха с севера и сухого - из Казахстана и Средней Азии. Частая смена направлений ветра сопровождается изменениями погоды, особенно весной и осенью.

Большая вытянутость территории области с Севера на Юг создает резкие различия между ее северными и южными районами.

Тюменскую область в климатическом отношении можно разделить с севера на юг на три неравные части: избыточно влажные и недостаточно теплые районы; обширная влажная лесная зона; относительно сухой с теплым летом лесостепной крайний юг области.

Основная территория области имеет избыточное увлажнение, которое выражается в преобладании осадков над испарением, в высоком содержании влаги в грунтах, в необычно широком распространении болот.

В течение года в Тюмени 2017 часов солнечного сияния, в наиболее холодные зимы температура воздуха на севере области может снижаться до минус 55°, летом в лесостепной зоне воздух иногда прогревается до плюс 40°. Средние годовые температуры воздуха в заполярной части области - минус 8-11°, в южных районах от 0 до плюс 1°. Мощность снежного покрова в тайге достигает 90 см, в тундре и лесостепи вдвое меньше, при этом на юге снег лежит пять, а на крайнем севере девять месяцев.

Область богата разнообразными природными ресурсами. До 60-х годов XX века использованию подлежали лишь сельскохозяйственные земли, леса, пушнина, рыба, водные ресурсы, затем началось открытие месторождений нефти, природного газа и залежей торфа (в области зарегистрировано около 1800 месторождений торфа, суммарные запасы которого составляют 57 млрд. тонн).

Открытие и начало эксплуатации месторождений послужило основой бурного экономического развития Тюменской области. Освоение нефтяных и газовых ресурсов сопровождается строительством дорог, созданием новых и ростом старых населенных пунктов.

Одно из традиционных занятий населения области составляет рыболовство. В северных водах (в Обской и Тазовской губах, нижнем течении Оби и в других крупных реках) сосредоточены самые значительные для всей Сибири запасы сиговых и осетровых рыб. В пределах области водятся обычные для сибирской тайги пушные звери: белка, колонок, соболь, горностай, лисица, ондатра, бурый медведь, росомаха; по таежным рекам встречается бобр, песец, заяц-беляк, полярный волк.

2.2. Бальнеологические ресурсы в сфере туризма Тюменской области

На Северо-западе Тюменской области, в районе Шаимского месторождения обнаружены соляно-щелочные воды, половина солевого состава которых представлена щелочами, насыщенными углекислотой, в них также содержится бром и йод. Йодо-бромные ванны утоляют боль, регулируют обмен веществ, их назначают при радикулитах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, гинекологических заболеваниях и других.

Ученые установили, что при любом способе воздействия йодо-бромных вод на организм человека повышается количество эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Под их влиянием улучшаются обменные процессы, уменьшается нервная возбудимость.

В Западной Сибири большое количество лечебных грязей. В каждом озере ежегодно происходит их определенное накопление (на озере Большой Тараскуль, например, ежегодно накапливается около 500 тонн).

В степной полосе Тюменской области встречаются иловые отложения соленых озер, имеются неисчерпаемые запасы сапропелевых грязей органического происхождения, отличающихся большой мягкостью лечебного действия. Из 89 наиболее изученных сапропелевых месторождений страны 15 расположены на территории Тюменской области, их запасы составляют более 50 миллионов тонн. К наиболее изученным в Западной Сибири относятся сапропели группы озер, расположенных вблизи Тюмени, - Большой и Малый Тараскуль, Ахманка, Тулубаево, Лебяжье и Сей-Куль. В озерах Большой и Малый Тараскуль обнаружено повышенное содержание солей фосфора и железа, более 20% сахаров, летучие кислоты (оз. Ахманка). В южной части области, в пределах Западно-Сибирской низменности, кроме уже названных, есть сапропелевые озера Бузан (Сладковский район), Солдатское и Песчаное (Ишимский район), Моруха, Коммунское, Авдонское и Могильное (Абатский район).

Перспективные виды туризма с учетом природно-климатических особенностей Тюменской области.

Принимая во внимания приведенные особенности природно-климатических условий, можно выделить некоторые виды туризма, которые имеют место или могли бы развиваться на территории Тюменской области.

В общероссийском масштабе можно выделить ряд направлений рекреационной специализации Тюменского региона. Таковыми могут быть различные программы экологического туризма: отдых в сельской местности, маршруты по заповедным зонам, речные круизы по рекам Сибири.

Наибольший интерес могут вызвать маршруты по местам археологических раскопок, туры с активными способами передвижения: пешие походы, походы на лошадях, собачьих упряжках. Для городских жителей могут быть предложены оригинальные туры, например, с целью выбора мест под строительство частного коттеджа. В программу такого тура включается ознакомление с различными местами, расположенными вблизи города, консультации специалистов. Все это можно организовать в сочетании с отдыхом на природе.

Население Тюменской области представлено различными национальностями. Это может послужить основой для разработки программ этнического туризма.

Приведенные выше туристские направления уже на сегодняшний момент могут широко применяться для организации отдыха населения области.

Для того чтобы расширить потребительский рынок за пределы региона или российских масштабов, необходима широкая рекламная поддержка со стороны местных администраций, а также содействие продвижению уникальных туристских продуктов на межрегиональные и российские рынки. Способом такого продвижения может являться проведение межрегиональных ярмарок туристских услуг, участие в российских и международных выставках.

На территории Тюменской области сосредоточена значительная часть минеральных вод и лечебных грязей России. Например, воды Западно-Сибирского артезианского бассейна отличаются высокой концентрацией йода, содержат бром, сероводород и другие компоненты. Дебеты отдельных скважин достигают 3000 м3 в сутки. Дебеты 1000 м3 в сутки считаются обычными.

Высокая терапевтическая эффективность и простота применения йодо-бромных вод позволяет их широко применять в курортных и других условиях. Бальнеолечение - одно из самых надежных и распространенных средств курортологии. Здравницы, использующие минеральные воды, расположены в Тюмени, Заводоуковске, Ханты-Мансийске.

В Тюменской области представлены почти все типы грязей: иловые, сапропелевые, торфяные. Грязи Сибири обладают высокой биологической и антибактериальной активностью, так как их микрофлора способна выделять антибиотики. Под воздействием бальнеогрязевых процедур в организме человека идет восстановление энергетического потенциала, который стимулирует жизнедеятельность клеток, развивает защитные функции организма. Бальнеогрязевые процедуры применяются при ревматизме, хронических заболеваниях пищеварения, гинекологических заболеваниях, для лечения излишнего веса.

Данный вид рекреации преимущественно используется для жителей области, реже приезжающими из других областей. Хотя лечение больных в привычных климатических условиях более эффективно, воспользоваться многообразными бальнеологическими ресурсами региона могут и жители других регионов, и иностранцы.

В настоящий момент спрос на санаторно-курортное лечение преобладает среди жителей округов области, на втором месте по объему спроса стоят жители областного центра, на третьем - потребители из других регионов и совсем незначительную часть составляют иностранцы - несколько человек в год.

Все основные курортно-оздоровительные учреждения области находятся вблизи областного центра в радиусе 20-50 км, что позволяет беспрепятственно доехать до них автобусным транспортом. Многие санатории-профилактории имеют свои транспортные средства, совершающие регулярные рейсы. Непосредственная близость расположения этих учреждений от Тюмени и ряда других малых исторических городов и поселков позволит разнообразить отдых, включив в него выездные познавательные экскурсии. Это обстоятельство может способствовать привлечению отдыхающих из других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Особенностью данного вида отдыха является его относительная независимость от сезонных периодов, что особенно важно в условиях резкой сезонности региона. Все основные лечебные и оздоровительные услуги предлагаются отдыхающим в пределах одного санаторно-курортного комплекса, что, в свою очередь, обусловливает высокие требования к условиям размещения проживания, квалификации обслуживающего персонала и наличию ряда сопутствующих досугово-развлекательных мероприятий во время проведения отдыха.

Основными факторами, ограничивающими потолки туристов, являются пропускная способность туристских объектов и инфраструктуры, лимитированность экологической нагрузки на наиболее посещаемые объекты, а также неосвоенность туристской индустрии большей части области. Следовательно, для обеспечения притока туристов должно быть предусмотрено создание в районах, обладающих рекреационными ресурсами, взаимосвязанной по мощности и структуре материальной базы туризма, рассчитанной на удовлетворение самых разнообразных потребностей различных категорий иностранных и отечественных туристов.

При подготовке к проведению детского оздоровительного отдыха следует учитывать некоторые тенденции в социальном развитии общества, анализировать запросы и возможности населения области, при этом иметь в виду:

рост количества малообеспеченных семей;

увеличение количества больных и ослабленных детей;

большой поток негативной информации, которую дети получают при просмотре видеопродукции, по телевидению и радио;

участившиеся случаи насилия и жестокости.

Можно выделить определенные аспекты при организации детского отдыха в настоящее время:

создание необходимых условий для укрепления здоровья детей, развитие их гигиенической и физической культуры;

реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых мероприятий, обеспечивающих восстановление сил, социальную и психологическую реабилитацию, а также творческую самореализацию, нравственное, гражданское, эстетическое, экологическое воспитание и развитие детей;

качественный и продуманный подбор творческих и технических кадров.

При разработке программ детского отдыха следует учесть следующие законодательные акты: Конвенцию ООН «О правах ребенка», Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Закон Тюменской области «О молодежной политике в Тюменской области» от 19.12.96 г.

природный бальнеологический международный тюменский

Глава 3. Перспективы развития туристских услуг в Тюменской области

.1 Основные направления развития туризма в Тюменской области

Экономика области занимает в Российской Федерации особое место. По доходам населения Тюменская область лидирует в России. Существует множество культурно-исторических и памятных мест в таких городах Тюменской области, как Тюмень, Тобольск, Ялуторовск и др. Известно, что развитие туризма зависит от ряда факторов: от благосостояния народа, его культурного развития и образования, состояния материальной базы туризма и др. В Тюменской области существует множество ресурсов для развития туризма, но недостаток инфраструктурных ресурсов (например, неразвитость сети дорог) затормаживает процесс становления туризма.

Современное состояние туризма в нашем регионе характеризуется, с одной стороны, резким падением достигнутых ранее показателей обслуживания населения и почти полным упадком в части социального туризма. С другой стороны, ростом числа специализированных туристских организаций, а также фирм, которые могут оказывать туристские услуги в рамках своей уставной деятельности.

В Тюмени туризм - развивающаяся отрасль. Во всех сферах туристской деятельности как на уровне государственных структур, так и в области формирующегося туристского бизнеса, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации.

Предложение туристских услуг можно охарактеризовать следующим образом. Всего в области около 200 туристских фирм. Основным видом деятельности этих организаций является выездной туризм, лишь немногие из них занимаются организацией въездного и внутреннего туризма. В данное время для использования возможностей туризма выгодно создание туристских фирм с целью продажи своего туристского продукта.

Средняя заполняемость гостиничной базы в области составляет 40-50%. За последние 5 лет в области построены две четырехзвездные гостиницы: «Кволити Отель Тюмень» и гостиница «Славянская» в Тобольске. В городе Урай функционирует пятизвездная гостиница. В 1997 году в Тюмени начал функционировать «Центр международной торговли», который оснащен всем необходимым оборудованием для проведения деловых встреч презентаций и конференций. Центр располагает двумя конференц-залами, номерами на 40 мест. Оснащение и дизайн делового центра выполнены на уровне европейских стандартов.

Сибиряки, как и впрочем все россияне, предпочитают отдых за границей, и поэтому основная масса фирм концентрирует свою работу на зарубежном рынке. Этому способствует достаточное количество обстоятельств: политическая стабильность в стране назначения, уровень развития туризма в стране назначения и т.д. Тюменцы с удовольствием посещают зарубежные страны. Несмотря на общее снижение объема перевозок, в области ведется реконструкция и строительство новых аэропортов, в том числе с международными терминалами. С каждым годом открываются несколько международных рейсов. Организованы прямые рейсы из Тюмени на Кипр, в Германию, Грецию, Болгарию, Италию, Турцию. В целом картина развития транспортной отрасли в Тюменской области такая же, как и по России.

Несмотря на достаточное количество туристских фирм в Западно-Сибирском регионе, нам представляется целесообразным создание новой фирмы со своим новым туристским продуктом как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Сопоставление тенденций развития международного и внутреннего туризма, наличие туристско-рекреационных ресурсов, социально-экономических предпосылок и транспортно-географического положения региона показало, что в области возможно создание разнообразного туристского предложения, которое при соответствующих условиях может быть реализовано преимущественно на внутреннем, а также международном туристском рынке и обеспечит области достаточно высокий уровень развития.

Это возможно при реализации следующих основных направлений:

развития делового туризма, в том числе проведение ярмарок и аукционов, научных конференций, семинаров и встреч;

создания в области системы национальных и природных парков;

изучения, поддержки и развития бальнеологических ресурсов области;

проведения конгрессов, выставок по тематике, связанной преимущественно с проблемами народов Севера, хозяйственного освоения территорий, охраны окружающей среды;

развития научного, специализированного и спортивного туризма: природоведческого, геологического, приключенческого, горнолыжного, охоты, рыбной ловли и т.д.;

развития программ по освоению курортных местностей;

организации новых специализированных туров по Северному морскому пути, Обской губе;

развития этнического туризма;

развития познавательного туризма.

Реализация этих направлений потребует много времени, вложения значительных средств, обеспечивающих создание современной комфортабельной базы, совершенствования инфраструктуры, создание условий для деятельности мелкого и среднего частного бизнеса.

На основании анализа спроса и предложения туристских услуг среди приоритетных направлений развития туризма в регионе можно выделить следующие:

спортивно-оздоровительный туризм;

экологический туризм;

санаторно-курортное лечение;

этнический туризм;

деловой и конгрессный туризм.

На основе необходимости обслуживания различных категорий потребителей туристского продукта на территории Тюменской области можно выделить следующие направления развития туризма.

. Организация отдыха населения Тюменской области:

походы выходного дня (для семейного отдыха);

санаторно-профилакторное лечение;

детский летний и зимний отдых в детских оздоровительных центрах.

. Для обслуживания жителей Тюменской области и туристов из других регионов Российской Федерации наиболее перспективной является организация:

речных круизов;

путешествий по историческим и культурным маршрутам;

развлекательные виды отдыха.

. Для иностранных граждан наиболее привлекательными видами туризма в Тюменской области являются следующие:

организация экзотических путешествий и авантюрного туризма (охота, рыбалка, сафари и т.д.);

отдых в местах нетронутой природы;

научно-познавательные и культурно-развлекательные программы.

Деловой туризм - перспективный туристский продукт на рынке Тюменского региона.

Бизнес-туризм в том или ином виде деятельности существует на протяжении многих десятилетий. Но, пожалуй, только в 90-е годы этот вид путешествий приобрел наибольший размах и стал в удельном отношении самой доходной отраслью туризма. Выделившийся более 25 лет назад практически во всех развитых странах в отдельную сферу туристского бизнеса, деловой туризм охватывает 20% от общего количества поездок в мире. Процесс развития делового туризма происходит на фоне роста инфляции в обществе и необходимости обмена ею. Деловой туризм достаточно многогранен и включает в себя индивидуальные деловые поездки, туры на конгрессы, конференции, семинары, посещение выставок и интенсив-путешествия. Самая значительная часть бизнес туров приходится на долю индивидуальных деловых поездок.

.2 Роль выставок и конгрессов в развитии туризма в Тюменской области

Туристическая выставочная индустрия входит в перечень видов туризма и присутствует в категории делового и конгрессного туризма, занимая весьма значимое место как эффективное и выгодное бизнес-мероприятие. Главная цель выставочной индустрии - создать надлежащие условия для представления отраслевого продукта на мировой или внутренний рынок потребителей этого вида продукции, показать научно-технические достижения одной страны или различных стран в одной или нескольких областях производства, науки, сферы услуг. В современных условиях подавляющее количество выставок организуется в интересах развития и товарооборота, на них допускаются без ограничения продавцы и покупатели, разрешается совершение коммерческих сделок по выставленным образцам.

По формальным признакам выставки мало зависят от собственно предоставляемого продукта. Поэтому они организуются в региональных выставочных центрах специализированными организациями в огромных павильонах.

Привлечению иностранцев способствует проведение международных торговых выставок. В Тюменской области крупнейшей компанией по организации торгово-выставочной деятельности является АЛЛТ «Тюменская международная ярмарка», которая действует с 1993 года. Все выставочные мероприятия, организуемые «Тюменской международной ярмаркой» проводятся в специально оборудованном павильоне общей площадью 3000 м2 (закрытая площадь). Открытая выставочная площадь составляет 2500 м2. Комплекс оснащен следующим оборудованием: стеновые панели с дверью, подиумы, витрины, кухни, стеллажи, архивные шкафы, информационные стойки, видеодвойки, светильники. Имеются необходимые коммунальные услуги (водоснабжение, электроснабжение, связь). Работают службы дизайнеров, художников, переводчиков, таможенников, информационного обеспечения и социологов.

Туристская сфера представлена в деятельности «Тюменской международной ярмарки» ежегодным проведением Российского рынка путевок. В этом году это мероприятие будет проводиться в пятый раз.

По итогам III Российского рынка путевок заключено 55 тысяч договоров на реализацию путевок по различным номинациям. На рынке услуг и творческих услуг, проводимом в рамках рынка путевок, заключено 54 договора на сумму 750 млн. рублей.

Судя по ежегодному росту числа проводимых выставочных мероприятий и увеличению числа экспонентов, в том числе из зарубежных стран, можно говорить о том, что интерес предпринимателей к Тюменскому региону, обладающему большим потребительским потенциалом, стремительно растет.

Учитывая, что основной интерес иностранцев к Тюменской области представляет торговля и производственная деятельность, проведение выставок и ярмарок является важным стимулом для посещения нашего региона.

Помимо выставочной деятельности, которая привлекает в область предпринимателей из различных стран, центром притяжения для туризма, особенно конгрессного, может стать научная и изыскательская деятельность.

В Тюменской области в настоящее время функционируют 11 высших учебных заведений, среди которых наиболее авторитетными считаются: Тюменский государственный университет, Тюменский государственный университет нефти и газа. Тюменская строительная академия, Тюменская сельскохозяйственная академия - это старейшие учебные заведения области, имеющие ряд филиалов; Тюменский государственный институт искусств и культуры, готовящий кадры для туризма.

Увеличивается число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, основной прирост осуществляется за счет проектно-изыскательских организаций. Но, несмотря на относительно стабильную динамику роста, число специалистов, работающих в них, неуклонно сокращается. Подобная картина «утечки мозгов» наблюдается в целом по России, и в этой ситуации развитие научного и конгрессного туризма способно поднять интерес к науке, расширить обмен специальными знаниями, что особенно необходимо в настоящий период бурного информационного роста.

Конгрессный туризм является также одним из наиболее выгодных и экономически эффективных видов международного туризма, способного привлечь в регион его проведения немалые денежные средства.

По данным многочисленных исследований, проведенных в разных странах мира, расходы участников мероприятий конгрессного типа значительно превышают расходы обычных туристов. Например, участник конгресса в Финляндии тратит в день в среднем 1. 369 ф. м., вдвое больше, чем обычный путешественник. В Великобритании участник международных конференций и совещаний тратит в день на треть больше, чем обычный иностранный турист и на 10% больше, чем турист, приезжающий в страну с другими деловыми целями. Применительно к нашему региону подобное свойство конгрессного туризма способно обеспечить дополнительный потребительский спрос на товары и услуги массового потребления, являясь важным стимулом для развития местных предприятий торговли, пищевой промышленности и сферы услуг.

Участники конгрессов и совещаний являются активными потребителями широкого набора услуг как непосредственно связанных с мероприятием, так и выходящих за его рамки. Так, участники мероприятий охотно покупают предлагаемые им до- и после конгрессные туры, активно посещают концерты, выставки и т. д. Во многих случаях эти дополнительные услуги обеспечивают свыше 50% всей суммы поступлений от этого вида туризма.

По сложившейся в международном туризме практике, конгрессный туризм включает помимо мероприятий конгрессного типа, проводимых различными организациями, ассоциациями, корпорациями и компаниями, также выставки и ярмарки. Объединение в рамках одного вида туризма поездок с целью участия в конференциях и совещаниях и поездок на выставки, ярмарки определяется тем, что для проведения этих мероприятий используется одна и та же материально-техническая база: современные конгресс-центры, располагающие, как правило, и выставочными площадями, а также гостиницы с конференц-залами.

Правительства разных стран и местные власти городов, в которых проводятся мероприятия, активно поддерживают создание и развитие конгрессного туризма и строительство конгресс центров. По мнению специалистов, объем бизнеса, обеспечиваемый проведением конгресса или выставки, делает выгодным содержание конгресс-центра для городских властей.

Основная часть международных мероприятий - свыше 70% - проводится в странах Западной Европы и Северной Америки. Однако в течение последнего времени выявилась тенденция, в силу которой Западная Европа постепенно утрачивает роль ведущего региона мира по числу проводимых международных мероприятий, в то же время возрастает роль Северной Америки, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона.

Конгрессный туризм способен стать наиболее развивающимся видом туризма в Тюменском регионе. Обмен научными знаниями и новыми технологиями по основным отраслям экономики выведет Тюменский регион на качественно новый, цивилизованный путь развития. Продажа патентов, лицензий во всем мире считается одним из перспективно развивающихся видов международной торговли услугами.

Потенциальные возможности для развития делового туризма в Тюменской области можно оценить следующим образом. Основой для развития делового туризма в настоящее время служит развитие основных отраслей народного хозяйства в экономике Тюменской области. Среди них по количеству предприятий и численности персонала наиболее крупными являются: лесная и деревообрабатывающая промышленность, электроэнергетика, топливная, машиностроительная, пищевая, промышленность строительных материалов. По уровню рентабельности наиболее высокими показателями обладают отрасли энергетики, газовой и машиностроительной промышленности.

Производственная структура отрасли представлена в основном мелкими и средними предприятиями, которые составляют 57% и 24% соответственно. Доля крупных предприятий в экономике области составляет 18% от общего числа предприятий, которых на момент 1995 года насчитывалось 4 289. Однако общий объем продукции крупных предприятий составляет 95,6%.

Число совместных предприятий к январю 1996 г. составило 60, основными странами партнерами среди которых являются США, Германия, Турция, Финляндия, Болгария, Великобритания.

3.3 Проблемы туризма в Тюменской области

Туристский рынок Тюменского региона характеризуется следующими проблемами:

отсутствием специализированного органа управления сферой туризма;

очень слабым развитием внутреннего туризма;

недостатком квалифицированных кадров.

резким сокращением реально работающих туристских организаций;

нацеленностью туристских фирм на работу с клиентами, чей достаток выше среднего;

ориентацией на выездной туризм;

завышенными тарифами тюменских авиаперевозчиков;

необоснованно высокими ценами на туристские услуги для иностранных граждан.

Такая ситуация на региональном рынке может привести к следующим последствиям:

дальнейшему сокращению туристских организаций области;

вывозу крупных сумм денег за пределы Тюменского региона;

дальнейшему сокращению числа клиентов туристских фирм;

вытеснению с рынка тюменских авиаперевозчиков более мощными транспортными компаниями из других регионов России.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимо:

разрабатывать туристский продукт в расчете на людей со средним достатком. Если обратиться к данным статистики, то становится ясно, что большинство жителей России и Тюменской области нельзя отнести к людям с достатком выше среднего. Для людей этой категории необходимо тщательно подбирать средства размещения; можно обратиться к альтернативным авиаперевозкам видам транспорта;

необходимо больше предлагать поездок по стране;

развивать инфраструктуру туризма;

важно, чтобы в сфере туризма работали профессиональные кадры;

туристским фирмам необходимо периодически изучать ситуацию, сложившуюся на рынке туризма;

туристским организациям следует разрабатывать маркетинговую политику и более дифференцированно подходить к своей клиентуре;

обратить особое внимание на развитие видов туризма, которые наиболее приемлемы для нашей области;

осуществлять рекламную кампанию, направленную на привлечение туристов в Тюменский регион;

создать хорошее рекламно-информационное обеспечение продвижения тюменского туристского продукта;

издать красочные буклеты Тюменской области;

объявить конкурс на лучшие фотографии города Тюмени и Тюменской области и впоследствии создать серию почтовых открыток;

издать различные фотоальбомы Тюменской области, где была бы показана природа не только Тюменского севера, но и юга области;

необходимо создание страницы о Тюменской области в электронной сети Internet при участии Комитета по делам молодежи и туризму Администрации области, а также при активном содействии музеев, театров и других учреждений культуры области;

поддерживать развитие народных промыслов Тюмени;

внимательно относиться к состоянию исторических и архитектурных памятников области;

внимательно изучать проекты по обустройству Тюмени и развитию туристской инфраструктуры.

Для проведения единой стратегии ценообразования в области нужно:

изучать опыт стран с хорошо развитой инфраструктурой туризма;

создать нормативную базу, способствующую развитию туризма в регионе;

разработать единую программу развития туризма в области;

осуществлять сотрудничество Комитета по делам молодежи и туризму и тюменских туристских организаций.

Сопоставление тенденций развития международного и внутреннего туризма, туристско-рекреационных ресурсов, социально-экономических предпосылок и транспортно-географического положения региона показало, что в области возможно создание разнообразного туристского предложения, которое при соответствующих условиях может быть реализовано преимущественно на внутреннем, а также международном туристском рынке и обеспечит области достаточно высокий уровень развития.

В Тюменской области в настоящий момент ведется подготовка областной программы развития туризма. На данном этапе существует ряд трудностей, препятствующих ведению целостного научного подхода в разработке данного документа. Основным препятствием является проводимая в округах политика экономической самостоятельности, что нарушает координацию усилий в принятии общих решений. Считается целесообразным рассмотрение проблем и анализ туристских возможностей всей Тюменской области в едином контексте.

На внутреннем рынке работают единицы, однако диапазон их деятельности может быть достаточно широк: экологический туризм, наблюдения за живой природой, сплав по рекам Иртыш, Тобол, разнообразные вертолетные маршруты, рыбалка, охота, занятия лыжным спортом. Но для того, чтобы превратить Тюменскую область в туристский регион с развитой научно-производственной и социально-культурной инфраструктурой, необходимо выполнить следующие задачи:

) создать орган управления по туризму (департамент туризма, комитет по туризму, центр туризма) с функциями контроля, координации деятельности в сфере туризма, сбора и накопления передового опыта и методик развития туризма, статистических данных, разработки туристских программ развития внутреннего туризма, социального туризма и т.д., научно-методической работы;

) сформировать системы информационного обеспечения в области туризма;

) сформировать системы объектов туристского показа;

) развить транспортную инфраструктуру туризма;

) стимулировать развитие материальной базы туризма и курортов путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства;

) создать региональную систему подготовки кадров для отрасли.

На сегодняшний день существует огромная потребность в квалифицированных кадрах, и такая потребность будет возрастать по мере развития сферы обслуживания, к которой относится туризм. Спрос на данную специальность возрос за последние три года в 4 раза (в 2014 году Тюменский государственный институт искусств и культуры принял 150 абитуриентов на специальность «Социокультурная деятельность» на специализацию «Менеджмент туризма», но данная специальность требует иного профиля образования, и для все увеличивающегося контингента студентов требуются дополнительные площади, современное оборудование, профессиональные кадры и т.д.). Дальнейшее развитие специальности требует поддержки со стороны областной Администрации, требуется создать региональную систему подготовки кадров.

В настоящее время проблема неразвитости туристских ресурсов стоит также перед рядом других регионов, удаленных от европейской части страны. Выходом из подобной ситуации является индивидуальный подход к решению проблемы туристской привлекательности региона. В данном случае это развитие наиболее перспективных для региона видов туризма, исходя из имеющихся ресурсных предпосылок.

К решению этого вопроса нужно подходить целостно, рассматривая Тюменскую область как единый туристский регион, так как главной особенностью являются природные, ресурсные и культурно-исторические отличия его отдельных округов. Только взаимное дополнение делового потенциала Севера области и культурно-исторической самобытности Юга позволит рассматривать регион как привлекательный. Особенно это касается внутреннего туризма, в котором репродуктивные функции выступают мотивирующим фактором. Здесь вновь возникает взаимозависимость между округами и Югом области - основные бальнеологические ресурсы сосредоточены на Юге, в них, в свою очередь, нуждается население округов.

Несмотря на преобладание в экономике Тюменской области промышленного производства и достаточно высокий уровень его рентабельности, актуально развитие туристской отрасли.

Туризм, будучи высокогуманной сферой деятельности, способен решить ряд социально-психологических проблем, вызванных экономической нестабильностью в государстве. Туристская деятельность, благодаря своей мирной направленности, способна сгладить межнациональные и этнические конфликты в обществе, что особенно актуально в настоящее время.

Современный туризм (особенно деловой и научно-информационный с его разновидностями) являет собой сферу обмена новыми технологиями и научной информацией. Это так называемый «невидимый экспорт» в международных экономических и социально-экономических отношениях. Особо возрос в последние годы удельный вес услуг туристских фирм, организующих международные конференции, различного рода встречи ученых и деловых людей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, принимая во внимания приведенные особенности природно-климатических условий, можно выделить некоторые виды туризма, которые имеют место или могли бы развиваться на территории Тюменской области.

В общероссийском масштабе можно выделить ряд направлений рекреационной специализации Тюменского региона. Таковыми могут быть различные программы экологического туризма: отдых в сельской местности, маршруты по заповедным зонам, речные круизы по рекам Сибири.

Наибольший интерес могут вызвать маршруты по местам археологических раскопок, туры с активными способами передвижения: пешие походы, походы на лошадях, собачьих упряжках. Для городских жителей могут быть предложены оригинальные туры, например, с целью выбора мест под строительство частного коттеджа. В программу такого тура включается ознакомление с различными местами, расположенными вблизи города, консультации специалистов. Все это можно организовать в сочетании с отдыхом на природе.

Современное состояние туризма в нашем регионе характеризуется, с одной стороны, резким падением достигнутых ранее показателей обслуживания населения и почти полным упадком в части социального туризма. С другой стороны, ростом числа специализированных туристских организаций, а также фирм, которые могут оказывать туристские услуги в рамках своей уставной деятельности.

Несмотря на преобладание в экономике Тюменской области промышленного производства и достаточно высокий уровень его рентабельности, актуально развитие туристской отрасли.


1.Азар В.И. Экономика и организация туризма. М.: ИНФРА-М, 2014. - 264с.

.Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект-Пресс, 2011. - 463с

3.Гуляев Б.Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 2014. - 420с.

.Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм. //Экономика и жизнь 2011. №42. С.30-44.

.Долматов Г.М. Международный туристский бизнес. Ростов н./ Д.: Феникс, 2011. - 320с.

.Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2013. -199с.

.Игорева Н. Проблемы и тенденции Российского экспорта туристических услуг. // Внешняя торговля. 2012.№6.С.72-90.

.Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Мн.: Новое знание, 2011. - 432с.

.Казаков А. Интуристский рынок России. Внешняя торговля. 2014. №7. С.26-47.

10.Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2013. - 320с.

11.Квартальнов В.А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 2014 - 312с.

12.Концепция социально-экономического развития Тюменской области на период до 2014 года. Т.: Вектор Бук, 2015. - 48с.

13.Кузьмина Е.М. Туристские Ресурсы Тюменской области. // Туризм как социокультурное явление. Т.: ТГУ, 2015. С.25-44.

.Маринин М. Международный туризм. // Экономика и жизнь. 2015. №4. С.51-66.

.Папирян Г.А. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2015. - 208с.

16.Проблемы и пути обеспечения экономического роста Тюменской области в начале XXI века. Т.: ТМИЭиП, 2015. - 264с.

17.Программа структурной реформы экономики и социальной сферы Тюменской области. Т.: ТГУ, 2014. - 37с.

.Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М.: Экпертное бюро, 1997. - 176с.

.Сабитова Н.И. Экскурсионная деятельность в Тюменском регионе. // Туризм как социокультурное явление. Т.: ТГУ, 2013. С.48-83.

.Сенин В.С. Введение в туризм. М.: Дело и Сервис, 2011. - 346с.

.Эффективность функционирования и развития предприятий региона: проблемы и перспективы. / Под ред. Л.Л. Тонышевой. - Т.:ТГНГУ, 2015. - 167с.

Похожие работы на - Особенности и перспективы развития международного туристского бизнеса в Тюменской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!