Условия и средства развития интересов, любознательности и познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,42 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Условия и средства развития интересов, любознательности и познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста














Выпускная аттестационная работа

Условия и средства развития интересов, любознательности и познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста


Введение

дошкольный познавательный мотивация

Актуальность исследования. Дошкольное детство - это период познания ребёнком себя и мира, характерной чертой детей данного возраста является любознательность, но важным представляется переход от неё к устойчивой познавательной направленности ребёнка.

Сейчас намечается тенденция снижения возрастной границы школьного возраста, дети начинают учиться довольно рано, в возрасте шести лет они уже умеют читать и писать, а соответственно сама подготовка начинается ещё раньше. Но какой бы ни была педагогическая подготовка к обучению в школе, ребёнок шести лет ещё не готов психологически к этой качественно новой ступени. Раннее поступление в школу осложняет процесс усвоения знаний, и хотя ребенок уже способен усваивать учебный материал, но у него еще сохраняется острая потребность играть [8]. Он учится, играя, и ещё не готов сменить социальную ситуацию развития с игровой на учебную. Познавательная мотивация является залогом успешного обучения в школе [16], но в возрасте шести лет она еще неустойчива и ситуативна. Одной из причин такой ситуации может быть недостаточный уровень сформированности познавательной мотивации у дошкольников, которая не является следствием возраста, а должна быть сформирована у ребёнка ещё до поступления в школу.

Таким образом, при сформированной у дошкольника познавательной мотивации процесс дальнейшего обучения будет протекать наиболее эффективно.

Многочисленные отечественные учёные занимались проблемой познавательной мотивации, такие как Л.И. Божович, М.А. Данилов, Н.Ф. Добрынин и др., они рассматривали познавательную мотивацию как умственную активность, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и Л.В. Занков как условие развития самостоятельности и повышения познавательной активности. А.Н. Леонтьев, Б.Г[1]. Ананьев и Л.И. Божович познавательную мотивацию рассматривали как структуру, состоящую из потребностей индивида. Однако многие работы касаются школьного возраста, хотя именно дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы.

Основываясь на этом, можно сформулировать проблему исследования, заключающуюся в том, что в настоящее время стоит острая необходимость в развитии дошкольника познавательной мотивации как критерия успешности подготовки к его дальнейшему обучению и подготовке к школе, и в то же время обнаруживается недостаточная методическая разработанность проблемы формирования познавательной мотивации в образовательном процессе ДОУ.

Объект исследования - процесс развития познавательной сферы личности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - условия и средства развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Цель исследования: провести исследование условий и средств развития познавательной сферы личности старшего дошкольника.

Задачи исследования:

. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования и охарактеризовать структуру познавательной сферы личности.

. Разработать и апробировать программу обучения, направленную на развитие познавательной сферы личности старшего дошкольника, в частности на развитие познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации.

Гипотеза исследования: развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно при положительном влиянии окружающей среды, познавательной активности самого ребенка, а также при соблюдении этапов и условий, которые будут способствовать развитию познавательных интересов у старших дошкольников.

Методологическая основа исследовательской работы: идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, теория деятельности А.Н. Леонтьева[9] [4].

Методы исследования:

Теоретические: изучение, теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования.

Практические: диагностика, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

1. Теоретические основы развития познавательной сферы личности старшего дошкольника

.1«Познавательный интерес», «любознательность», «познавательная мотивация» в структуре познавательной сферы личности

Проблема познавательного интереса достаточно широко освещена в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Большой вклад в разработку проблемы познавательного интереса внесли Б.Г. Ананьев; Е.А. Богословская; Л.И. Божович; В.Б. Бондаревский; П.Я. Гальперин; В.В. Давыдов; Н.С. Денисенкова; А.К. Дусавицкий; ЕЛ. Ильин; А.Г. Ковалев; А.И. Кондратюк; С.И. Кудинов; Ю.Н. Кулюткин; А.Н. Леонтьев; А.К. Маркова; М.В. Матюхина; М.Ф. Морозов; Н.Г. Морозова; В.Н. Мясищев; Е.А. Обухова; А.Б. Орлов; Л.Б. Проскурякова; С.Л. Рубинштейн; И.А. Свиридова; Г.И. Щукина; B.C. Юркевич; П.Я. Якобсон и другие[7].

В работах вышеперечисленных отечественных исследователей познавательный интерес предстает как сложное психическое образование, которое изучается как в психологическом, так и в педагогическом аспектах. Что же касается педагогической основы, то ни у кого не возникает сомнения в ведущей роли обучения и воспитания в формировании познавательного интереса у детей.

В отечественной психологии и педагогике имеются давние традиции в изучении проблемы развития познавательного интереса в условиях учебного процесса. К.Д. Ушинский исследовал переход детей от любопытства к любознательности[18]. Имеются наблюдения и некоторые экспериментальные сведения об условиях развития познавательного интереса. Так, известны попытки развития познавательного интереса у детей через введение особого содержания, в частности через увеличение количества естественно - научных знаний, а также через изменение форм и методов работы с детьми - создания на занятии свободной и творческой атмосферы.

Изучая научное наследие Л.С. Выготского, можно заметить, что интересами он называет определенную форму проявления инстинкта. Но как отмечают современные исследователи, Л.С. Выготский, как практический психолог, под «инстинктами» подразумевал потребности, потому что именно они, будучи подвижными, динамичными и социально обусловленными, приобретают новые формы под воздействием социальной среды. Интересы начинают выступать в форме предметного выражения потребностей.

Тенденция смешения различных понятий: интереса, потребностей, склонностей, направленности, а также попытки определения одних понятий через другие, наблюдается и у современных исследователей. В. Штерн полагал, что сначала у детей развивается созерцание, затем представление, а затем мышление, то есть от смутных представлений они переходят к познанию сути окружающего. К. Бюлер считал, что акт мышления ребенка заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами. Ж. Пиаже изучал операционную сторону интеллектуального развития детей и показал, что интеллект, включает стадию сенсомоторного интеллекта и стадию формальных операций. При этом в каждой стадии он выделил два этапа - появление необратимой операции данного уровня и затем развитие её обратимости. Операция приобретает обратимый характер, переходя во внутренний план. Вопросы, которые задает ребенок, исследователи рассматривают как форму проявления познавательных интересов.

Первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов относятся к этапу раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов. Постепенно в процессе накопления информации об окружающем характер вопросов меняется. Ребенок начинает направлять свои вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире. В этой связи меняется не только качество вопросов, но и их количество. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно-воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем А.И. Сорокина подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов.

В ходе своих наблюдений Н.А. Менчинская сделала вывод о том, что вопросы дают возможность судить: какие стороны действительности становятся доступными детскому мышлению[10].

Она выделила 6 групп детских вопросов:

вопросы, направленные на выявление некоторых элементарных признаков

знакомого предмета или явления;

вопросы, направленные на раскрытие причин явлений;

вопросы типа «Почему?»;

вопросы, помогающие ребенку классифицировать предметы и явления окружающей действительности;

вопросы, направленные на познание значения незнакомых слов;

вопросы оценки поступков, проявлений окружающих (детей и взрослых).

У старших дошкольников возникают вопросы, обращенные к себе, то есть появляется новая форма внутреннего диалога, где и вопрос, и ответ принадлежат ребенку. Это свидетельствует о зарождении способности к более обобщенному опосредованному познанию, тенденции к абстракции, умственной переработке впечатлений у детей. Это является первым признаком превращения детских вопросов из необходимого средства познания мира в сотрудничестве с взрослым, в необходимое звено самостоятельного мышления. Любознательность может трансформироваться в познавательный интерес. Познавательный интерес возникает как эпизодический, временный под влиянием непосредственного воздействия предмета или ситуации и исчерпывается вместе с удовлетворением данного возникшего интереса или с выходом за пределы непосредственного влияния заинтересовавшего.

Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком или с подгруппой старших дошкольников.

Организованное обучение осуществляется у старших дошкольников преимущественно в форме подгрупповых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности, в общении воспитателя с детьми создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель - равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п. Важным показателем самосознания детей 5-7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

1.2Пути развития познавательной мотивации у старших дошкольников

К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и письменную).

Компонент информации включает в себя: собственно информацию, источники информации. Информация состоит из отдельных сведений, фактов, событий окружающего мира. К источникам информации мы относим: непосредственное восприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио, компьютеры и т.п. в зависимости от целей и возможностей используется информация того или иного источника.

Компонент «отношения к информации» представляет работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей дошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение» к ней вторично, то у малышей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, «отношение к информации» первично, а сама «информация» вторична. Взрослые могут высказывать, определить свое отношение к чему-либо только при наличии знаний, представлений, опыта. Дети же всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся. И не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно. Соотношение компонентов познавательной сферы - «информации» и «отношения к информации» - определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка того или иного возраста, то есть первым компонентом познавательной сферы. Чем меньше ребенок, тем очевиднее несовершенство, неразвитость его психических процессов. Участвующих в познании. Однако заметим: процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых. Поэтому тот, кто воспитывает детей - родители, педагоги, - должен всегда помнить: процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором он живет, идет постоянно. И, в конечном счете, именно это отношение будут определять, на что в будущем он направит свои знания и развитие способности.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов «информация» и «отношение к информации» очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли телевизор, слушает ли доклад или просто идет по улице, все время получает в том или ином виде информацию, которая, помимо его воли, формирует определенное отношение к сведениям, фактами событиям, которые он постиг. Иными словами, дойдя до человека, став его достоянием, информация оставляет в его душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением».

В исследованиях Н.Н. Поддъяковой обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста[13]. Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающие знания - мощный стимулятор умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается - они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания.

Положительное отношение создается двумя путями:

Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.

Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и тому подобное.

Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.. Подготовка почвы для интереса:

а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;

б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей опознавательной направленности.. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности.. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время.

Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более не насыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением - важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «не насыщаемости» интереса, т.е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

Образовательный процесс - это целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка по обучению, воспитанию и развитию личности посредством организованных процессов. Образовательный процесс в ДОУ осуществляется:

· в процессе непосредственной образовательной деятельности;

· в образовательной деятельности в ходе выполнения режимных моментов;

· в самостоятельной деятельности детей;

· во взаимоотношении с семьёй.

На основе этого можно выделить пути формирования мотивации: через организацию различных видов деятельности, общения, самостоятельной деятельности и так далее, что обеспечит целостное формирование познавательной мотивации детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

В связи с этим, в организации условий в образовательном процессе ДОУ для формирования познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста, следует учитывать как внешние факторы, то есть содержание деятельности по формированию мотивации, методы работы воспитателя, материально-техническое оснащение ДОУ, психологический климат в группе, так и внутренние факторы становления мотивации - изменения в психическом развитии ребёнка, его сформированность в разных формах взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками.

С.А. Козлова и С.В. Кожокарь выделили педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников, а именно:

· создание обогащенной предметно-пространственной среды;

· организация познавательного поиска детей;

· вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности;

· создание проблемно-поисковых ситуаций;

· включение занимательности в содержание;

· стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса [7].

При наибольшей устойчивости интересов дошкольников и соблюдении данных педагогических условий формирование познавательной мотивации должно протекать интенсивно и эффективно.

Бардин К.В. советует родителям поддерживать в ребенке стремление узнавать новое. Он говорит о том, что поддерживание задаваемых ребенком вопросов стимулирует их переход в привычку искать в окружающем мире неизвестное и непонятное, которая со временем станет потребностью, и став ей будет требовать своего удовлетворения и начнет мотивировать поступки ребенка, в итоге чего сформируется познавательная мотивация. То есть значимость поддержания познавательного интереса ребёнка, является необходимым условием в формировании познавательной мотивации, и работа над этим должна проводиться как воспитателями ДОУ, так и родителями, что стимулирует целостное формирование познавательной мотивации ребёнка.

Согласно теории дифференциальных эмоций эмоции образуют одну из основных мотивационных систем человека. Они являются результатом и механизмом движения деятельности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. Таким образом, целесообразным является создание ситуации успеха, в ходе которой будет происходить формирование познавательной мотивации.

Младшие дошкольники равнодушны к удачам и неудачам, они начинают приобретать значение для них ближе к среднему дошкольному возрасту, когда неуспех уменьшает мотив, а успех наоборот усиливает. Старшего дошкольника неуспех наоборот может стимулировать. Таким образом, актуальным является использование проблемных ситуаций. Вопросом включения в учебно-познавательную деятельность проблемных ситуаций занимались такие ученые, как Г.С. Альтшуллер, Л.Н. Сергеева, С.Л. Соловейчик, Н.Б. Шумакова, и другие [14].

При этом следует учитывать, что познавательная мотивация старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности с действенным способом познания. Так, игра является ведущим видом деятельности на протяжении дошкольного возраста, в которой идет активное формирование мотивационной сферы ребёнка. Она удовлетворяет множество различных потребностей дошкольника, в том числе познания. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев считали, что игра является доступным для ребенка путем понимания и освоения мира.

Т.М. Бабунова предлагает исполнять главную роль в играх воспитателю, создавать воображаемые ситуации и вносить образные игрушки, что, по её мнению, обогатит содержание игры, а соответственно и повлияет на эффективность формирования мотивации в условиях игры [2]. Так. Е.Л. Виноградова говорит о том, что взрослый имеет решающее значение в её формировании, и познавательная мотивация имеет свою зону ближайшего развития, поэтому эффективным будет исполнение главной роли в играх именно воспитателем.

Н.С. Денисенкова говорит о том, что при игровой подаче материала дошкольник не выделяет его познавательного содержания, то есть игра имеет лишь функцию закрепления знаний. Однако мы считаем, что у старшего дошкольника, в связи с формированием соподчинения мотивов, игровой мотив отодвинется на второй план и первичным станет мотив познания.

В связи с заявленной гипотезой я считаю, что использование проблемной ситуации в форме сюжетно-ролевой игры будут благоприятно и эффективно влиять на формирование познавательной мотивации. Такой вид работы является опосредованным обучением, такой формой деятельности, при которой синтезируются игровые элементы вместе с познавательными. В процессе чего перед ребёнком возникает противоречие, для решения которого ему необходимо найти новые способы действия. Такой вид деятельности активизирует его мыслительную деятельность и побуждает к познанию нового. В данном случае игра побуждает интерес к деятельности и создает эмоциональный настрой. Задача педагога - создать такие условия, при которых ребёнок будет не только применять имеющиеся у него знания, но и обобщать их, а так же на основе этого создавать новые способы решения как практических, так и теоретических задач; а так же выполняя определенную игровую роль, педагог должен опосредовано направлять поисковую деятельность детей. Следует создать такую ситуацию, для решения которой ребёнку будет необходимо отказаться от привычных способов действия.

Достоинствами использования проблемной ситуации в форме сюжетно-ролевой игры, помимо того, что в процессе её решения у детей будет формироваться познавательная мотивация, являются:

· развитие способности рассуждать, решать практические и теоретические задачи, способности анализировать;

· развитие познавательных психических процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия и внимания;

· формирование образного мышления и внутреннего плана действий

· усвоение познавательного и практического опыта;

· формирование алгоритма поискового поведения;

· возникновение заинтересованности к процессу познания и другое.

При использовании проблемной ситуации в форме сюжетно-ролевой игры могут возникнуть трудности, причиной которых может быть не готовность детей к интеллектуально-познавательному общению, как со взрослым, так и сверстниками, а так же неправильная организация непосредственно самой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для целостного развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать комплекс условий, таких как: поддержание в ребёнке стремления узнавать новое, создание ситуации успеха, использование проблемных ситуаций и игровой деятельности, среди которых организация проблемной ситуации в форме сюжетно-ролевой игры является ключевым условием, при построении которой следует учитывать внешние и внутренние факторы становления познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.

На познавательную мотивацию достижения успехов влияют также два других личностных образования: самооценка и уровень притязаний. В исследованиях показано, что ребенок, имеющий сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. В процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

Для целостного развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения целесообразно использовать комплекс условий, таких как: поддержание в ребёнке стремления узнавать новое, создание ситуации успеха, использование проблемных ситуаций и игровой деятельности, среди которых организация проблемной ситуации в форме сюжетно-ролевой игры является ключевым условием, при построении которой следует учитывать внешние и внутренние факторы становления познавательной мотивации.

Организация проблемной ситуации в форме сюжетно-ролевой игры является такой формой деятельности, при которой синтезируются игровые элементы вместе с познавательными, в процессе чего перед ребёнком возникает противоречие, для решения которого ему необходимо найти новые способы действия. Такой вид деятельности активизирует его мыслительную деятельность и побуждает к познанию нового. Наряду с достоинствами такой формы работы существуют и недостатки, которые возможно устранить при работе педагога над усовершенствованием педагогического процесса.

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту складываются все необходимые условия для развития познавательной мотивации, формирование которой является актуальным для дальнейшего развития ребёнка.


2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной мотивации старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ

.1 Выявление уровня развития познавательной мотивации старших дошкольников

Для изучения познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ №449 города Екатеринбурга был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие дети подготовительной группы в количестве 25 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

этап - констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

этап - формирующий.

На этом этапе проводились формирующие занятия, направленные на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

этап - контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Для подтверждения гипотезы я определила следующие цели моего эксперимента: определить условия и средства, влияющие на развитие познавательных интересов у старших дошкольников.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Моей задачей является развитие познавательного интереса, вывод учащихся с низким уровнем на средний и, далее, высокий уровень развития познавательного интереса.

Констатирующий эксперимент

Для определения уровня развития познавательных интересов, существует множество методик, которые позволяют установить уровень познавательных интересов. Для определения уровня развития познавательных интересов для детей старшего дошкольного возраста, я использовала следующие методики: «Изучения уровня самосознания», «Изучения осознания мотивационных предпочтений» (Г.А. Урунтаева), «Выбор деятельности» (ПрохороваЛ.Н.)

Методика: «Изучение уровня самосознания».

Цель: изучить уровень самосознания старших дошкольников, определить виды их познавательных интересов.

Вопросы:

. Что ты любишь больше всего на свете?

. Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?

. Расскажи о своем любимом занятии.

. Расскажи, что ты больше всего не любишь? (просто терпеть не можешь).

. Тебе все нравится в детском саду? Что бы хотелось изменить?

. Хотел бы ты пойти в школу? Почему?

Инструкция: взрослый задает вопросы индивидуально каждому ребенку, задача ребенка просто ответить на вопросы, при этом учитывается время раздумий над ответом и содержанием самого ответа.

Типы ответов:

.Отсутствие ответа (молчание или ответ «не знаю», «ничего»).

.Ситуативный ответ (ребенок называет вещи, находящиеся в его зрительном поле).

.Предметы (отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные).

.Виды деятельности или любимые игры.

.Общение и совместная деятельность (дети называют, что они хотели бы делать с близкими людьми вместе).

Анализ данных полученных по проведению методики «Изучения уровня самосознания», был оценен по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Анализируя данные таблицы можно увидеть, что познавательные интересы у детей старшего дошкольного возраста распределись следующим образом:

Высокий уровень - 5 человек (15%)

Средний уровень - 12 человек (55%)

Низкий уровень - 8 человек (30%)

Вывод: проведенная на констатирующем этапе диагностика познавательной активности позволила выявить преобладание среднего и низкого уровней их развития у старших дошкольников. 5 детей выполнили задание без раздумываний, быстро и четко отвечали на вопросы, из их ответов можно сделать вывод, что их интересует учебная деятельность, что говорит о высоком уровне развития познавательных интересов. 12 человек не достаточно качественно выполнили предложенное задание, что говорит о среднем уровне развития познавательных интересов. 8 детей предложенное задание выполнили с большим трудом, долгое время думали над вопросами, из чего можно сделать вывод о низком уровне развития познавательных интересов.

Для изучения развития мотивационных предпочтений, мною была апробирована методика: «Изучение осознания мотивационных предпочтений».

Цель: изучить осознание мотивационных предпочтений ребенка.

Первая серия. Ребенку показывают золотую рыбку и говорят: «Это золотая рыбка. Она может выполнить три желания. Попроси у нее что-нибудь для себя». После названия каждого желания спрашивают, почему он выбрал именно это.

Вторая серия. Проводится аналогично первой, но ребенку предлагают попросить, что-нибудь для члена семьи, например для мамы, и для кого-нибудь из группы детского сада (называет имя).

На основании проведенной мной методики, можно определить общий показатель мотивационных предпочтений:

Желание обладать какой-то вещью - 8 человек (30%)

Желания, направленные на преобразования окружающей среды - 5 человека (20%)

Желания, направленные на помощь и установления на взаимоотношений с другими людьми - 6 человек (25%)

Желания, направленные на познания окружающего мира - 6 человек (25%)

Для определения мотивации выбора деятельности детей, я провела методику Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности».

Цель: определить, какие виды деятельности интересуют детей старшего дошкольного возраста в большей степени.

Проведение исследования: ребенку демонстрировались картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

.игровая

.изобразительная

.детское экспериментирование

.труд в уголке природы

.конструирование

Практика проведенного эксперимента показала, что у детей преобладает мотивация к следующим видам деятельности:

Игровая - 8 человек (40%)

Экспериментирование - 6 человек (30%)

Конструирование - 5 человека (15%)

Рисование - 4 человек (10%)

Труд в природе - 2 человек (5%)

По итогам анализов результатов, изложенных в таблице №3 (приложение 5), можно определить место игровой деятельности, экспериментирования, конструирования, рисования и трудовой деятельности в природе, в структуре детских предпочтений. Игровая деятельность является ведущей для большинства детей, экспериментирование стоит на втором месте, далее следуют: конструирование, рисование и труд в природе.

Таким образом, проведенные диагностики позволили не только выявить уровень развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста на момент начала эксперимента, но и определить направления работы с данной группой. Так как были выявлены низкие показатели, то становится целесообразным проведение формирующей работы по развитию познавательной мотивации.

2.2 Организация работы по развитию познавательной мотивации старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

И поэтому я постаралась создать в группе предметно - пространственную развивающую среду, включающую в себя всё, что доступно непосредственному восприятию детей, развития у них любознательности, творчества, коммуникативных способностей, вовлечения в процесс познания окружающего мира.

Предметно-пространственную развивающую среду я организовала в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта, с учетом возрастных особенностей детей, с учетом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», с учетом санитарно-гигиенических норм и требований, с учетом компенсирующей направленности группы.

Предметно-пространственную развивающую среду я организовала на основе следующих принципов:

. Насыщенность

. Трансформируемость

. Полифункциональность

. Вариативность

. Доступность

. Безопасность

Предметно-развивающая среда в группе организована так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.

Похожие работы на - Условия и средства развития интересов, любознательности и познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!