Развитие индивидуальности ребенка в воспитательном процессе в системе дополнительного образования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие индивидуальности ребенка в воспитательном процессе в системе дополнительного образования

Муниципальное образование Красноуфимский округ

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

"Красноуфимский районный Дом детского творчества"









Педагогический проект

Развитие индивидуальности ребенка в воспитательном процессе в системе дополнительного образования

Содержание

Введение

. Значение воспитания в системе дополнительного образования на формировании личности ребёнка

.1 Роль дополнительного образования в развитии способностей детей

.2 Роль педагога дополнительного образования в воспитания ребёнка

. Воспитательная работа в детском объединении

.1 Детское объединение, как часть воспитательного процесса

2.2 Методы и формы воспитательной работы

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Современная жизнь стремительно ускоряется. Находясь уже в 21 веке, человечество оглядывается на прошлое и строит планы на будущее. Но во многом это зависит от человека, оттого, что ценного и важного, доброго прекрасного он сумел открыть в себе и окружающем мире.

В настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года №1847-р Министерством Образования и другими заинтересованными федеральными органами разработана и утверждена межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей "Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года" (принята коллегией РФ 6 октября 2004 года).

В ней отмечается: "Дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства и общества, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В концепции российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей, как одного из факторов развития склонностей, способностей и интересов личности, самоопределения детей и молодежи. Отечественная система дополнительного образования располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей учащихся в области научно-технической, физкультурно-оздоровительной, художественной и другой образовательной деятельности".

Педагог дополнительного образования, занимаясь с детьми в объединении, должен уделить внимание каждому ребёнку, учесть его индивидуальные особенности и развивать их. Поэтому специфика моей работы состоит в том, что приходиться постоянно разрабатывать свой вариант организации занятий, который обеспечивал бы достижение поставленных задач, учитывая особенность детского коллектива и отдельных его членов.

Воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Вся воспитательная работа в детском объединении направлена на формирование различных качеств у ребёнка, получение положительных эмоций, сплочение коллектива.

Интерес к данной теме обусловлен моей личной заинтересованностью в изучении этого вопроса, т. к. я наблюдаю за изменениями в поведении детей, в отношениях их друг к другу, в способности видеть и создавать красоту.

Цель: изучить эффективность воспитательной работы на развитие индивидуальности ребёнка.

Гипотеза: если на занятиях объединения используются разнообразные формы и методы воспитательной работы, то у каждого ребёнка будет возможность раскрыть свою индивидуальность.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1.      Изучить труды педагогов по вопросу воспитания детей. Обобщить их опыт, выявить возможности использования различных методик в деятельности педагога дополнительного образования.

2.      Определить роль педагога дополнительного образования в воспитательном процессе.

.        Обосновать методы и формы воспитательной работы с детьми в объединении.

Вся воспитательная работа, которая описана в данном проекте, проводилась на базе объединения "Бисероплетение" с детьми младшего школьного и подросткового возраста.

1. Значение воспитания в системе дополнительного образования на формировании личности ребёнка

.1 Роль дополнительного образования в развитии способностей детей

Система дополнительного образования РФ в ее новом качестве развивается на протяжении 10 лет. Под "дополнительным" понимается мотивированное образование, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

Создание условий свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, педагога;

многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию, творчеству, самореализации и самоопределению;

личностно-ориентированный подход к ребенку, создание "ситуации успеха" для каждого;

признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранного им дополнительного образования программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка;

Дополнительное образование является по сути практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется профессионалами, специалистами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, результативность. Дополнительное образование- это "зона ближайшего развития" личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Гибкость дополнительного образования как открытой социальной системы, позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.

Конституция РФ гарантирует права граждан на образование. Правительство РФ осуществляет меры по их реализации, в том числе и в системе дополнительного образования;

создание условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании;

сохранение приоритета бесплатности дополнительного образования детей, равного доступа детей к дополнительному образованию;

расширение взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках профильного обучения;

обеспечение сельским детям равных возможностей в получении дополнительного образования, создание на базе сельских школ детских творческих объединений разной направленности;

расширение возможностей получения дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;

повышение эффективности профилактики асоциальных явлений среди детей и подростков.

.2 Роль педагога дополнительного образования в воспитания ребёнка

Фигура педагога дополнительного образования появляется в воспитательном процессе там и тогда, где и когда возникает осознанная необходимость позаботиться об индивидуальном развитии ребёнка, проследить формирование личности, содействовать максимальному проявлению личностных способностей и выявлению индивидуальных способностей.

Общее назначение педагога, как профессионального лица - вводить ребёнка в контекст культуры - нуждается в индивидуальной интерпретации в силу уникальности каждого ребёнка.

Педагог курирует индивидуальное личностное становление ребёнка, профессионально прослеживая такое становление, корректируя обстоятельства и активность ребёнка в этих обстоятельствах, осуществляя помощь и индивидуальную поддержку ребёнку в его взаимодействии с миром.

Все должностные лица школы содействуют воспитательной цели - формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека. Данную цель ставлю себе и я, как педагог дополнительного образования, в работе с группой детей. Доминантой моей работы, однако, является индивидуальное формирование каждого ребёнка, как личности, способной строить свою жизнь. Цель работы заключается в реализации индивидуальных способностей ребёнка. Прослеживанием личностного становления и развития каждого отдельного ребёнка обеспечивается поэтапное движение к цели.

Осознать назначение педагога дополнительного образования помогает сегодняшняя ситуация, когда организованное обучение полностью заполняет пространство развития личности, невольно превращая ребёнка в "мешок со знаниями" и создавая представление о человеке, как о функционере, исполняющем какую-то работу и достигающем карьеры и благополучия.

У школьного учителя есть время, чтобы дать ребёнку необходимые знания. В объединение дети приходят со своими проблемами, вопросами. У педагога дополнительного образования есть время, чтобы помочь каждому ребёнку, выслушать его. Есть в детском объединении время и на духовное обогащение. Педагог дополнительного развития курирует стратегическую задачу развития личности. Область его профессиональных усилий - духовный мир ребёнка. Школьный учитель вводит детей в науку. Педагог дополнительного образования вводит детей в жизнь. Такого чёткого разделения не существует в нашем общественном сознании. Однако на уровне обыденного сознания взрослые и дети всегда видели водораздел между теми, кто детей обучает в классной комнате, и теми, кто содействует восхождению детей на высокую ступень культурной жизни, кто помогает им решать проблемы жизни - сегодняшние и будущие, ожидающие их в период взросления [6; 103].

Водораздел образует содержание работы с детьми. Именно содержанием работы педагога дополнительного образования с детьми объясняется тот факт удивительного преображения личности учащегося, когда ему повезло, и он оказался в группе педагога высшего мастерства.

Чтобы наполнить содержанием взаимодействие педагога с детьми, следует обращаться к мотивационной стороне дела:

·        Дети пишут, чтобы оформить мысль;

·        Подростки танцуют, чтобы выразить радость своего бытия;

·        Юноши беседуют, чтобы понять смысл науки для своего существования на земле.

Общим объектом, который всегда исполняет работу педагога и детей, является жизнь в её непреходящей проблематичности для человека. В жизни возникают различные ситуации: ссора с товарищами, непонимание родителей, плохая оценка и др. Каждый ребёнок переживает по-своему, педагог может помочь ребёнку пережить эти трудности, отметить что-то хорошее, поднять уверенность в своих силах.

Проблема жизни всегда есть содержание педагогического взаимодействия педагога дополнительного образования с детьми: когда слушает музыку, когда поёт вместе с детьми, когда играет с детьми, когда украшает комнату для занятий перед праздником, выставкой. Разумеется, что содержание привносит педагог и никто другой, хотя не исключено, что дети в силу хорошего домашнего воспитания, наполнят содержанием групповую жизнедеятельность, отодвинув роль педагога, как субъекта воспитания, на второй план.

Существенное отличие педагога от любого другого профессионала, работающего с детьми, кроется в видении проблем жизни, высвечивании его значимости для жизни вообще и для жизни ребёнка в частности. Содержание педагогической работы по организации жизнедеятельности детей, наполненной постоянным решением проблем жизни человека и личных проблем воспитанников. Например, если у ребёнка что-то не получается, он падает духом, у него опускаются руки, и другие дети относятся к нему кто снисходительно, кто презрительно. Ребёнок остаётся вне коллектива. Здесь важно не упустить момент и заметить то, что получается у ребёнка очень хорошо. Педагог должен подать его успех наиболее выигрышно, чтобы изменить отношение детей к этому ребёнку.

Шанс быть достойным всегда предоставляется человеку, в том числе и маленькому. Использовать предоставленный шанс - значит, сделать выбор. Выбор приходится делать и подрастающему ученику, и этот выбор есть не что иное, как решение проблемы жизни в согласии с уровнем культуры человеческой жизнедеятельности.

Выход на проблемы жизни совершается через выход на ценности жизни. Ценность - то, что значимо для жизни человека. В решении проблемы жизни человека скрыта апелляция к тому, что значимо для жизни человека. Педагог предъявляет детям этот застойный механизм: прежде, чем что-то сделать, решая ставшую перед тобой проблему, обратись к ценностям твоей жизни и сопоставь предметный результат и ту вечную для тебя значимость, без которой нет твоей достойной жизни. Поэтому работа педагога наполняется ценностными отношениями. Постоянным вектором его деятельности с детьми выступают отношение к миру во всех его проявлениях.

Наивысшие ценности современного мира: жизнь, природа и общество, добро, истина, красота, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство (полноправие), труд, познание, общение, игра. Венчает эту пирамиду ценностей сам "человек".

"Знание" и "умение" занимают место средства жизни в данной пирамиде ценностей. Точно такое же место они занимают и в воспитании человека: ему знания нужны, чтобы выстраивать свои отношения с миром и собственной жизнью, чтобы знания служили средством самостоятельного выстраивания той жизни, которую бы хотел иметь субъект.

Содержательное наполнение работы педагога с группой происходит путём "распредмечивания" предмета, обобщения явления, выявления в предмете и явлении значимости их для жизни, социального значения и личностного смысла предмета и явления для отдельной личности и её индивидуальной жизни.

Преобразовательная деятельность обладает широчайшими потенциальными возможностями быть богато содержательной. Дети проживают роль творца обстоятельств собственной жизни и себя самого, они могут обнаружить обратное влияние обстоятельств на человека, развивают свою способность предвидеть результат и итог событий; реально проживают влияние на ход жизни взаимосвязи людей и материальные ценности наглядно и выпукло представляют перед ними, как носители духовных отношений.

2. Воспитательная работа в детском объединении

.1 Детское объединение, как часть воспитательного процесса

Существенный смысл воспитания - обращение к внутренним потенциалам ребёнка, возможностям развития, заложенным от рождения.

Воспитывать человека - это, главным образом, непосредственно воздействовать на него или, прежде всего, создавать благоприятные условия для его саморазвития. В узком смысле под воспитанием понимается целенаправленная деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-либо конкретное качество (например, воспитание творческой активности).

Создание таких условий осуществляется через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической деятельности.

Организация процесса воспитания невозможна без включения детей в объединение, клубную деятельность, организуемую с учётом интересов детей на основе их добровольного участия, т.е. дети по своему желанию приходят в объединение. Именно детское объединение создаёт условия для развития творчества, предоставляет возможности для общения, самовыражения, самоутверждения и самореализации в среде сверстников. Кроме того, занятия в объединении позволяют детям отдохнуть, организовать свой досуг.

Детское объединение общедоступное для любого ребёнка, не ограничивает доступ детей с низкой успеваемостью, нарушениями дисциплины, детям из семей группы риска (Приложение №3) Участие в объединении для таких ребят - возможность социальной реабилитации.

В объединение дети приходят для удовлетворения своих интересов и потребностей, однако, претворить в жизнь индивидуальные планы они могут, только участвуя в коллективной деятельности, направленной на реализацию общественно значимой цели. Поэтому у членов объединения объективно рождаются и развиваются потребности в сплочении формального объединения по интересам в коллектив, что, безусловно, способствует более быстрому развитию. Наблюдения подтверждают, что коллектив объединения складывается быстрее, чем, скажем, коллектив класса и менее болезненно.

Во-первых, разделение труда в объединении обычно осуществляется самими детьми на основе добровольности выбора участка работы и партнеров по совместной деятельности.

Во-вторых, в объединение дети, обычно, приходят не по одиночке, а со своими друзьями, сложившейся контактной группой, с одинаковыми интересами, и в сложной разнообразной деятельности коллектива они сразу определяют свое место.

В кружке дети участвуют в разных видах коллективной деятельности. (Приложение №1). Но непременным условием ее организации должен быть творческий характер. Потребность в творчестве - один из самых главных и сильных мотивов прихода детей в объединение. Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого активной позиции, и тогда он становится не просто созерцателем происходящего, но и творцом, проявляя при этом свою индивидуальность. В процессе такой деятельности происходит развитие каждого участника, в том числе и творческое.

Спланировать деятельность в объединении или узнать интересы детей можно методикой "Солнышко": повесить с помощью магнита на доске желтый кружок, на котором крупно написано "Я люблю". Учащимся раздать "Лучики солнца", на которых они пишут то, что они любят делать. То, что в итоге получится, можно назвать "Солнцем наших интересов". Пусть оно некоторое время остается на стене для всеобщего обозрения, для педагога он будет опорой для содержания планируемой деятельности. (Приложение 8)

2.2 Методы и формы воспитательной работы

Воздействие педагога на ребенка в рамках реализации своих профессиональных функций называется воспитательной работой.

Воспитательная работа, проводимая педагогом, включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.

В связи с вышесказанным, передо мной стоит следующая цель по развитию личности ребенка: развитие каждого индивида с раскрытием того потенциала, которым его одарила природа. Отсюда же вытекают следующие задачи:

. Формирование здорового образа жизни.

Предполагает: рациональное питание, рациональную организацию учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам и регулярные занятия физкультурой и спортом.

. Формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Вооружение детей знаниями о морали, раскрытие ее сущности, формирование культуры общения, внешности, навыков и привычек нравственного поведения.

. Формирование эстетического вкуса детей, способности видеть, беречь и создавать красоту.

. Развитие творческих способностей детей, их фантазии, воображения, пробуждение в детях потребности в занятиях творчеством и самовыражении через творчество.

. Формирование чувства коллективизма, взаимопомощи, как в коллективе объединения, так и в разных возрастных группах.

. Подготовка детей к взрослой жизни (приобретение детьми навыков и умений для жизни в семье, обществе).

Главными инструментами решения воспитательных задач являются методы и приемы воспитания, формы работы. Под методами воспитания понимаются способы взаимодействия педагогов и детей, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников (выдержка, навыки самоконтроля, дисциплина, организованность, культура общения и др.)

Можно выделить следующие доминирующие методы воспитания- самовоспитания:

·   Убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера). Используется для формирования взглядов, понятий, установок, предполагается разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Самоубеждение - дети осознанно, самостоятельно формируют у себя комплекс взглядов, исходя из самостоятельно сделанных выводов.

·        Стимулирование и мотивация (мотивационная сфера). Стимулирование - помогает формировать умение правильно оценивать своё поведение. Подразумевается поощрение и наказание.

·        Внушение и самовнушение (эмоциональная сфера). Формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Внушать - воздействовать на чувства, а через них на ум, волю человека. Часто сопровождается процессом самовнушения.

·        Требование и упражнение (волевая сфера). Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения поставленной цели, совершенствование навыков самостоятельного поведения. Требования различают по форме предъявления - прямые и косвенные.

·        Воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера). Направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Сокращённо называют - методы воспитывающих ситуаций.

·        Метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). Рефлексия - процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Предполагает не только познание самого себя, но и выяснение отношений к себе окружающих. При использовании метода дилемм каждый ребёнок может привести свои доказательства чего-то, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в тех или иных жизненных ситуациях.

Приём - это элемент метода, его составная часть, разовое участие, отдельный шаг в реализации метода.

Реализуя свои функции, педагог дополнительного образования осуществляет выбор форм работы с детьми. Прежде всего, они связаны с организацией разнообразной деятельности детей. Их можно разделить:

·        По виду деятельности - учебная, трудовая, художественная;

·        По способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;

·        По времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель) и традиционные (регулярно повторяющиеся);

·        По субъекту организации;

·        По результату - информационный обмен, выработка общего мнения;

·        По числу участников - индивидуальные, групповые, массовые;

В своей работе я применяю следующие методы и формы воспитательной работы:

1.      Беседа, рассказ. Побуждает детей к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и усвоению новых путём самостоятельных размышлений, выводов, обобщений. Например, при формировании у детей нравственного поведения, а именно, при формировании культуры общения на занятиях проходит цикл бесед "Месячник приятного общения".

Беседы о внешности, о предметах туалета, гигиены - "Для чего нужен носовой платок?" Беседы об искусстве, о картинах. При формировании здорового образа жизни - беседы о вреде наркомании, алкоголя, курения - "Будь здоров", "Красота и здоровье - родные сёстры", "Азбука здоровья".

Такая работа проводится в основном для группы детей и преследует свои цели:

·        Научить детей правилам этикета;

·        Развивать культуру общения, поведения;

·        Формировать потребность к здоровому образу жизни;

·        Формировать эстетический вкус и др.

2.      Дискуссия. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Создание педагогом особой эмоциональной атмосферы, т.е. я могу предложить детям обсудить какую-либо проблему и вместе её разрешить.

3.      Творческое задание. Способствует развитию фантазии, воображения. Тяга детей к созданию необычного, нового, поможет им стать мыслящими неординарными, творческими людьми в любой профессии.

(Книга С. Крылова "300 творческих конкурсов")

4.      Логическая задача. Способствует развитию умственных способностей детей, связанных с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

5.      Коллективная (групповая) форма работы. Способствует развитию гуманных взаимоотношений между детьми, формированию у них коммуникативных навыков. Сюда можно отнести такие мероприятия, как

- тематический вечер;

КВН;

"Поле чудес";

художественная выставка творческих работ детей;

турнир умельцев;

неделя добрых дел;

город весёлых мастериц;

подготовка и проведение различных праздников совместно с детьми (например, 8 Марта для девочек - конкурсы и различные задания, мамы - жюри).

Первое групповое дело было проведено в русле замечательных дней уходящего лета и наступающей красивой осени, когда ещё жизнь в полном цвету, но уже неотвратимо надвигающимся засыпанием: "Путешествие в осеннее царство".

Планируется проведение и семейных конкурсов, праздник 8 Марта совместно с мамами, бабушками. (Приложение 2)

.        Метод стимулирования - создание ситуации успеха (рождает чувство уверенности в своих силах, стимулирует интерес); поощрения и наказания. Используется на каждом занятии.

7.      Упражнения. Повторное (многократное) выполнение действия с целью овладения им, повышения качества. Например, производственно-трудовые упражнения, т.е. выполнение отдельных приёмов вязания на спицах для приобретения навыков и умений, необходимых в будущей жизни в семье, в обществе. Для воспитания дружеских отношений в объединении организовано приветствие по цепочке: один - второму, второй - третьему и т. д., добавляя в момент приветствия комплимент в адрес товарища.

.        Работа с книгой. Способствует формированию бережного отношения к книге, возможности самостоятельно или с помощью педагога обрабатывать информацию. Например, во время беседы по какой-либо теме идёт и чтение книги по этой же теме, затем следует её обсуждение. На занятиях используется различная литература по бисероплетению, где дети самостоятельно "читают" схемы, плетут по ним изделия, т.к. детей много, то актуально обратить внимание на их бережное отношение к книге. На занятиях используется чтение сказок, затем их обсуждение.

.        Организация работы детей-консультантов, т.е. дети, которые усваивают материал быстрее других, могут быть помощниками своему педагогу.

.        Индивидуальный подход к детям. Творческое начало заложено в каждом ребёнке, важно искать способы его раскрытия. Вера в успех детей приносит реальные плоды. Необходимо уделять внимание каждому ребёнку, независимо от успешности его занятий, и помочь раскрыться ребёнку. При подготовке каждого дела нужно учитывать каждого индивида, найти ему такое дело, которое он мог бы сделать лучше других.

.        Дидактическая (познавательная) игра. Главное назначение этого метода - стимулирование познавательного процесса. Особое место в жизни ребёнка, а значит и в воспитании, занимает игровая деятельность. Игра-школа подготовка к жизни. Через игру и в процессе игры ребёнок проживает все основные ситуации жизни, упражняет свои физические и духовные силы. В процессе игры ребёнок не замечает усталости. Игра может быть подвижная и спортивная:

·        интеллектуальная;

·        проблемно-ролевая.

12.    Экскурсии, посещение выставок, музеев. Позволяют организовать наблюдение и изучение различных видов трудовой деятельности, знакомство детей с различными ремёслами, работами мастеров. Экскурсия сочетает в себе рассказ, объяснение, демонстрацию, наблюдение.

Следует отметить, что многие рассмотренные методы работы не являются абсолютно новыми, но все они отвечают определённой педагогической логике. Приёмов и методов, форм воспитательной работы может быть бесконечное множество, каждая ситуация рождает новые, каждый педагог использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

"Чистых" методов не бывает, т.е. на одном занятии может быть использовано несколько методов и форм работы, например, беседа по какой-либо теме, чтение рассказа по этой же теме, обсуждение (дискуссия) по данному рассказу, просмотр иллюстраций или картин по теме, выполнение рисунков.

Для сплочения коллектива объединения проходят различные конкурсы, праздники, "Поле чудес".

Занятия в детском объединении имеют большое воспитательное значение. В процессе работы по бисероплетению у детей формируются качества, необходимые для дальнейшей трудовой деятельности: усидчивость, самостоятельность, аккуратность, чувство ответственности, взаимопомощь.

Кроме того, объединение "Бисероплетение" - это одна из форм эстетического воспитания детей. В объединении дети кратко знакомятся с историей бисера, орнаментным искусством, законами красоты в костюме, одежде.

Кроме того, занятия в объединении приносят детям душевное равновесие, снимают усталость, улучшают настроение.

Для выявления нравственных ценностей детей проведена работа по методике "Что такое хорошо и что такое плохо?" Л.М. Фридмана. Цель: с помощью анкетирования установить нравственные представления детей.

Детям предлагается в письменном виде привести хорошо известные им примеры:

зла, сделанного тебе другими;

доброго дела, свидетелем которого ты был;

совершённого тобой или кем-то бесчестного поступка;

проявленной кем-то из твоих друзей безответственности.

Из анкет детей можно определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах (чуткости, честности, ответственности) считают, что богатство можно нажить и честным трудом.

Работа над формированием нравственных ценностей детей будет продолжаться.

Для проверки качественной стороны содержания моей деятельности провожу анкетирование учащихся и их родителей (Приложения №4-№7).

Заключение

В ходе работы были рассмотрены формы и методы воспитательной работы, описано их применение на занятиях детского объединения. Была изучена литература по вопросам воспитания детей, благодаря чему была построена теоретическая основа работы. На основе теоретических выводов велась практическая работа с группой детей.

В процессе практической работы подтверждается гипотеза - действительно, используя различные методы и формы воспитательной работы, дети проявляют свою индивидуальность.

На формировании личности ребёнка важную роль играет его воспитание. Уже в раннем возрасте у ребёнка важно и нужно развивать эстетический вкус; воспитывать нравственные качества, умение общаться и формировать определённое отношение к окружающему миру. Для этого необходимо сотрудничество ребёнка и взрослого, но на определённом этапе ребёнок способен самостоятельно оценить ситуацию. Найти выход из сложившегося положения. Тем не менее, целесообразно содружество, сотворчество педагога и ученика, и, если педагог смог понять ребёнка, как индивидуальность, то он сможет максимально развить личность этого ребёнка, учитывая его ресурсы и возможности.

Изменение воспитанности связано не только с организацией работы педагога дополнительного образования. Эффективность работы педагога определяется воспитанностью учеников, способностью адаптироваться к современным условиям жизни, воспитательной работой в школе. Реальным проявлением воспитанности являются поступки детей, поэтому важно фиксировать и наблюдать за их поведением или создавать специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора детьми своих действий.

Предложенная мною модель поможет решить некоторые проблемы воспитания личности; формирование у детей различных качеств; положительного отношения к труду; уважения к людям, природе, человечности и др.

Останавливаться на достигнутом не собираюсь, работа продолжается.

В конце учебного года детям будут предложены некоторые задания, результаты будут проанализированы и учтены мною для работы в следующем году. Кроме того, ищу новые интересные методы и формы работы, апробирую их. Сами дети подсказывают, на что нужно обратить внимание. Хочется, как можно чаще, приобщать родителей к занятиям, особенно на коллективные дела (Приложение №2). Дети, родители, педагог - члены одного коллектива, поэтому нужно искать пути взаимодействия.

Для проверки качественной стороны содержания моей деятельности предложу детям в конце года завершить недописанные фразы:

·        "Я хожу в объединение "Бисероплетение", потому что…";

·        "Я стараюсь не опаздывать на занятия, потому что…";

·        "Я не обижаю слабых, потому что…";

·        "Я не беру чужих вещей, потому что…".

Проанализирую этот материал, чтобы понять, на какие ценности ориентированы дети.

Список литературы

1.      Беспалько В.П. "Воспитание ребёнка: методическая разработка", Екатеринбург, 1995 г.

2.      Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под. ред. Виноградовой А.М.: Просвещение, 1989 г.

.        Вульфов Б.З. "Словарь педагогических ситуаций", М.: Педагогическое общество России, 2001 г.

.        Едалина Н.А. "Личностно-ориентированное воспитание", Екатеринбург, 1997 г.

.        Зак А.З. "Развитие умственных способностей младших школьников", М.: Просвещение, Владос, 1994 г.

.        Классному руководителю (учебно-методическое пособие), М.: Владос, 1999 г.

.        Овчарова Р.В. "Практическая психология в начальной школе", М.: Творческий центр "Сфера", 2001 г.

.        Петерина С.В. "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста", М.: Просвещение, 1986 г.

.        Подласый И.П. "Педагогика", М.: Просвещение, 1996 г.

.        Художественное творчество и личность: методические разработки / сост. Карпова П.Г., Уланова Е.Ф., Рязанцева Г.В., Екатеринбург, 1997 г.

.        Щуркова Н.Е. "Классное руководство" Настольная книга для учителя. М., 1999 г.

Приложения

Приложение №1

План воспитательной работы в объединении "Бисероплетение" на 2008-2009 учебный год

№ п\п

Мероприятие

Сроки

1

Экскурсии на природу. Месячник здоровья.

октябрь

2

Изготовление изделий на выставку ко Дню Матери. Чаепитие с мамами.

ноябрь

3

Месячник приятного общения. Неделя добрых дел (Изготовление подарков детям-инвалидам)

декабрь

4

Новогодняя игровая программа "Поле чудес". Чаепитие.

декабрь

5

Месячник чтения книг П. Бажова. Участие в выставке "Малахитовая шкатулка", посвященной творчеству П. Бажова.

январь

6

Участие в лыжных соревнованиях "Лыжня Тавры - 2009" Изготовление подарков родителям к празднику 23 февраля и 8 марта.

февраль

7

Игровая программа "Озорные веснушки". Чаепитие.

8

Участие в районном фестивале "Город мастеров". Участие в школьном фестивале творческих идей "Весенняя радуга".

апрель

9

Посещение школьного музея ко Дню Победы. Подведение итогов "Мои успехи". Чаепитие.

май


Приложение №2

План работы с родителями на 2008-2009 учебный год

№ п\п

Мероприятия

Сроки

1

Беседа с родителями. Прием заявлений о приеме. Знакомство родителей с программой кружка.

Сентябрь

2

Выставка работ ко Дню Матери. Отзывы родителей.

Ноябрь

3

Изготовление новогодних подарков из бисера родителям. Отзывы родителей.

Декабрь

4

Индивидуальные беседы с родителями "Заинтересованность родителей в творчестве детей"

Январь

5

Выставка работ "Дорогому папе". Изготовление подарков папам.

Февраль

6

Выставка работ "Дорогой маме". Изготовление подарков мамам.

Март

7

Приглашение родителей на фестиваль творческих идей "Весенняя радуга"

Апрель

8

Беседа с родителями "Итоги за год". Вручение свидетельств об успешном прохождении программы кружка.

Май


Приложение №3

Социальный состав участников объединения "Бисероплетение"

п\п

Фамилия, имя участника

Класс

Тип семьи

Характеристика успеваемости

1


 6б

многодетная

 удовлетворительно

2


1

многодетная неблагополучная

 удовлетворительно

3


многодетная неблагополучная

 удовлетворительно

4


1

полная

хорошо

5


1

Неполная Неблагополучная многодетная

 удовлетворительно

6


неполная

хорошо

7



удовлетворительно

8

многодетная

удовлетворительно

9


многодетная

 удовлетворительно

10


2

многодетная неполная

хорошо

11


многодетная

хорошо

12


многодетная

 удовлетворительно


Приложение №4

Анкета для учащихся

Дорогой друг!

Не хотел(а) бы ты рассказать о своих увлечениях, о том, чем тебе нравится заниматься в свободное время? Если да, мы предлагаем тебе ответить на эти вопросы. Надеемся, что твои ответы будут искренними.

. Почему ты выбрал(а) это объединение?

. Часто ли ты без причины пропускаешь занятия кружка?

. Что больше всего тебе нравится в работе кружка?

. Испытываешь ли ты трудности при выполнении заданий? Если да, то какие?

. Как ты считаешь, приносят ли тебе пользу занятия? Если да, то какую?

. Сколько раз в неделю ты хотел(а) бы заниматься в объединении?

. Выбери (отметь знаком "+") ту рожицу, которая соответствует твоему настроению во время занятий в кружке.


. Чем еще ты любишь заниматься в свободное от учебы в школе время?

. Чему ты научился(лась) и что нового узнал(а) на занятиях своего кружка, в этом году?

. Что бы ты хотел(а) изменить в работе своего кружка?

. Где и как ты показал(а) свои знания и умения, полученные в кружке?

. Твои планы на будущее. Хотел(а) бы ты посещать занятия этого объединения в следующем году?

Благодарим тебя за ответы!

Приложение №5

Результаты анкетирования учащихся

№ п\п

Вопросы

Варианты ответов

1

Почему ты выбрал(а) это объединение?

Посоветовала подруга - 3 Нравится педагог - 5 Люблю рукодельничать - 6 Хочу научиться плести из бисера - 7

2

Часто ли ты без причины пропускаешь занятия кружка?

Да - 0 Нет -12

3

Что больше всего тебе нравится в работе кружка?

Игровые перемены - 6 Слушать музыку - 7 Плести из бисера - 8 Общаться - 6 Учитель - 6 Мероприятия, конкурсы, выставки - 7

4

Испытываешь ли ты трудности при выполнении заданий? Если да, то, какие?

Нет нужного бисера - 6 Сложный узор - 5 Иногда нет настроения плести - 4

5

Как ты считаешь, приносят ли тебе пользу занятия? Если да, то какую?

Узнаю много нового и полезного - 8 Научусь бисероплетению - 9 Научусь общаться со сверстниками - 5 Интересно провожу время - 7

6

Сколько раз в неделю ты хотел(а) бы заниматься в объединении?

5 дней в неделю - 7 4 дня в неделю - 3 3 дня в неделю -2

7

Чем еще ты любишь заниматься в свободное от учебы в школе время?

Смотреть телевизор - 7 Играть на компьютере -7 Играть с друзьями - 6 Помогать по дому - 4 Рукодельничать - 5 Рисовать - 5 Слушать музыку - 6

8

 Выбери (отметь знаком "+") ту рожицу, которая соответствует твоему настроению во время занятий в кружке

9

Чему ты научился(лась) и что нового узнал(а) на занятиях своего кружка, в этом году?

 Плести работы в новой технике - 7 Научилась плести колье - 3 Как беречь свое здоровье - 5 Помогать инвалидам - 6 Узнала сказки П. Бажова - 3 Какие цвета мне подходят - 7

10

Что бы ты хотел(а) изменить в работе своего кружка?

11

Где и как ты показал(а) свои знания и умения, полученные в кружке?

Дома родителям - 12 Друзьям -10 На уроках труда - 8 На классном часе - 2 На уроке обществоведения - 3 Участие в районной выставке - 3 Участие в школьной выставке -10

12

Твои планы на будущее. Хотел(а) бы ты посещать занятия этого объединения в следующем году?

Да - 10 Нет - 0 Пока не знаю - 2

дополнительный образование педагог ребёнок

Приложение №6

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Дети и свободное время. Как сделать досуг ребят содержательным, полезным, интересным? Нам хотелось бы узнать ваше мнение по этим проблемам. Мы будем рады, если вы, отвечая на вопросы данной анкеты, поделитесь с нами своими соображениями по поводу организации досуга ваших детей.

1. Чем любит заниматься сын (дочь) в свободное от учебы время? __________________________________________________________________

2. Кто стал инициатором прихода ребенка в кружок?__________________

. Как вы считаете, оказывают ли какое-либо влияние на ребенка занятия в кружке? Если да, то в чем оно проявляется?_______________

. Чем, по вашему мнению, являются занятия данного детского объединения (подчеркните варианты ответов, с которыми вы согласны):

• формой досуга,

• средством развития способностей,

• источником получения знаний из интересной области,

• способом общения ребят,

• средством воспитания личных качеств,

• пустым времяпровождением?

• свой ответ_____________________________

. Какие новые качества, особенности вы обнаружили у ребенка за время посещения занятий в данном объединении?

. Удовлетворены ли вы результатами работы данного объединения? Почему?___________________________________________________________

Благодарим вас за ответы!

Приложение №7

Результаты анкетирования родителей

№ п\п

Вопросы

Варианты ответов

1

Чем любит заниматься сын (дочь) в свободное от учебы время?

Смотреть телевизор - 5 Играть в компьютер -6 Рукодельничать - 5 Играть на улице с друзьями - 7 Рисовать -5

2

Кто стал инициатором прихода ребенка в кружок?

Сам ребенок - 9 Одноклассница - 3 Классный руководитель- 2

3

Как вы считаете, оказывают ли какое-либо влияние на ребенка занятия в кружке? Если да, то, в чем оно проявляется?

Да - 12 Научится новому - 10 Организован досуг ребенка - 7 Развивает свои способности - 5

4

Как вы считаете, оказывают ли какое-либо влияние на ребенка занятия в кружке? Если да, то в чем оно проявляется

• формой досуга - 10 • средством развития способностей -7 • источником получения знаний из интересной области -5 • способом общения ребят -7 • средством воспитания личных качеств -5 • пустым времяпровождением -0

5

Какие новые качества, особенности вы обнаружили у ребенка за время посещения занятий в данном объединении?

Терпеливость - 6 Упорство- 4 Стал более общительным - 5 Появились новые друзья -4

6

У Удовлетворены ли вы результатами раб работы данного объединения?

Да - 12 Нет - 0


Похожие работы на - Развитие индивидуальности ребенка в воспитательном процессе в системе дополнительного образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!