Экономический анализ предприятия

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,55 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономический анализ предприятия

Введение

экономический управление бухгалтерский

Учетно-технологическая практика - важнейшая часть учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием и представляет собой планомерную и целенаправленную работу студентов по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, а также приобретение необходимых практических навыков самостоятельной работы по учету затрат, обоснованию норм расхода сырья, материалов, энергии и т.д. Целью учетно-технологической практики является изучение организационной структуры организации, технологической схемы производства продукции, закрепление теоретических знаний , полученных при изучении учебных дисциплин, приобретение практических навыков, подготовка студентов к профессиональной деятельности по избранной специальности.

Для достижения цели практики необходимо:

ознакомиться с социально-экономическими условиями деятельности организации, специализацией и технологией производства;

определить особенности производства продукции в организации;

изучить структуру управления и организацию труда, практику планирования производства продукции и технологию производства продукции основного вида деятельности организации;

изучить влияние структуры организации и технологии производства продукции на организацию труда;

изучить организацию бухгалтерского учета в организации, наличие нормативных документов, регулирующих деятельность бухгалтерии организации

В качестве базы практики выступает ОДО "Аскон" осуществляющее оптовую торговлю печей и другого оборудования на территории Республики Беларусь.

1.            
Производственно-экономическая характеристика Общества с дополнительной ответственностью ОДО «Аскон»

Общество с дополнительной ответственностью ОДО «Аскон» является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.

Основной вид деятельности - оптовая торговля:

теплоэлектронагреватели воздушные;

электродвигатели;

электрокалориферы;

печи ПЭТ-4.

Имущество ОДО «Аскон» составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в бухгалтерском балансе.

Месторасположение ОДО «Аскон» - 223012, Минская обл.,Минский р-н, п. Мачулищи, ул. Молодежная, 11-51.

Организационно - управленческая структура, ОДО «Аскон», в данном случае линейная структура (Приложение А) имеет ряд достоинств:

четкие системы взаимосвязи между руководителями и подчиненными;

быстрота реакции в ответ на прямые указания;

личная ответственность руководителя за конечные результаты предприятия и др.

В организации хорошо поставлена практика делегирования полномочий, входящих в непосредственную компетенцию определённого подразделения. Директор организации сосредоточил всю основную власть в своих руках, при этом он не старается выполнить все поставленные задачи в одиночку, а делегирует часть своих полномочий заместителям. Таким образом, директор управляет заместителями и главным бухгалтером, имея при этом представления о действиях подчиненных.

Благодаря такому чёткому распределению труда между всеми звеньями, рассматриваемая организация неплохо зарекомендовала себя на внешнем и внутреннем рынках.

Деятельность ОДО «Аскон» регламентируется различными документами (должностными инструкциями, положениями об отделах и др.). Внешняя деятельность (взаимодействие с государственными органами, контрагентами, третьими лицами) регламентируется нормативными законодательными актами, действующими на той территории Республики Беларусь. Взаимодействие работников осуществляется на основании учредительных документов. Внутренняя деятельность предприятия регламентируется внутренними (локальными) документами.

Внутренние (локальные) документы организации - это документы, определяющие обязанности каждого работника, структуру предприятия, взаимодействие структурных подразделений, порядок действия в той или иной ситуации и составляют кадровое делопроизводство предприятия.

Основные внутренние документы.

Внутренними (локальными) документами предприятия являются: приказы, распоряжения; инструкции, положения, регламенты, должностные инструкции и т.д., которые имеют условную иерархию.

При всем многообразии внутренних документов можно выделить несколько основных групп:

Распорядительные документы (приказы, распоряжения, решения);

Организационные документы (структура компании, штатное расписание, должностные инструкции, положения, инструкции, регламенты и т.п.);

Информационные документы (акты, письма, докладные и служебные записки, протоколы производственных совещаний, телефонограммы и т.д.

Распорядительные документы.

Приказ - это нормативный документ, издаваемый руководителем компании для решения каких-либо задач. Приказы делятся на два вида: приказы по основной деятельности; приказы по личному составу.

К приказам по основной деятельности относятся приказы, касающиеся производственного процесса, организации работ, планирования, снабжения, реализации продукции, ценообразования и т.п. (Приложение Б).

К приказам по личному составу относятся приказы, о приеме на работу, увольнении, премировании, дисциплинарном взыскании работников; о введении внеурочной работы и т.п.

Приказами по основной деятельности утверждаются организационные документы компании (положения, инструкции, регламенты и т.п.).

Распоряжение - это документ, издаваемый руководителем организации по оперативным административно-хозяйственным вопросам.

Решение - это документ, отражающий решения производственных совещаний. Распоряжения и решения оформляются аналогично приказам, меняется лишь реквизит «название вида документа» и в тексте употребляются слова «ОБЯЗЫВАЮ», «РЕШИЛ».

Организационные документы.

Должностная инструкция - это документ, определяющий права и обязанности работника компании (Приложение В).

Должностная инструкция включает в себя:

общие положения (наименование должности работника, наименование структурного подразделения, схема подчиненности работника);

должностные обязанности работника;

права;

ответственность.

Должностная инструкция не включает в себя порядок действия работника, а определяет конкретные виды работ, выполняемые работником.

На основании должностной инструкции разрабатывается трудовой договор (контракт) с работником. Можно не создавать должностную инструкцию, а необходимые положения включить в трудовой контракт. Но это может быть неудобно, т.к. в случае расширения обязанностей работника легче внести изменения в должностную инструкцию, чем в трудовой договор.

Положение (порядок), инструкция и регламент - это документы, регламентирующие порядок и правила действия работника в той или иной ситуации. Данные документы не распространяются на частные случаи, возникающие в процессе хозяйственной деятельности компании. В них содержится описание стандартного порядка действий, а также может быть определен порядок действий работника в случае возникновения нестандартной ситуации. Эти документы могут распространяться как на всех работников компании, так и на ограниченный круг лиц, определенный в документе.

Положения, инструкции и регламенты могут включать в себя и дополнительные документы, которые раскрывают отдельные положения таких документов. Это происходит, когда положение содержит общий порядок действий по проекту, а по отдельным направлениям проекта необходимо создать дополнительный документ (инструкцию, положение, регламент и т.п.).

Для работников ОДО «Аскон» разработаны положения о премировании, цель которых - достижение единства интересов всех категорий работников в обеспечении высоких конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом на основе учета и поощрения трудового вклада работников. Показатели премирования для различных групп работников установлены дифференцированно, исходя из конкретных задач, стоящих перед ними.

Основные технико-экономические показатели производственно- хозяйственной деятельности могут, быть представим следующим образом (таблица 1.1).

Таблица 1.1- Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности ОДО «Аскон»

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

Измен., 2013-2012,  +/-

Темп роста, 2013/2012 %

Выручка от реализации продукции (без налогов), млн. руб.

28609

41206

80356

39150

195

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг (с расходами на реализацию), млн. руб.

24988

35391

62237

26960

176

Затраты на рубль реализованной продукции, руб.

0,87

0,85

0,77

0,08

-

Фонд заработной платы, млн. руб.

12240

15501

31087

15586

200,5

Среднесписочная численность персонала, чел.

60

57

53

-4

95,9

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

1091900

1668701

3436851

1768150

206

Среднегодовая выработка, млн. руб.

25905588

31452322

61407985

25311524

195,2

Прибыль от реализации продукции, млн. руб.

3621

5815

18119

12304

311,5

Чистая прибыль, млн. руб.

2385

3273

13804

10531

422

Рентабельность продукции, %

14,5

16,4

29,1

7,6

-

Рентабельность продаж, %

12,6

14,11

22,5

8,4

-

Коэффициент текущей ликвидности

3,12

2,59

2,98

0,39

115,05

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,68

0,61

0,66

0,05

108,2

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

0,15

0,17

0,12

-0,05

70,5

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

1,77

2,08

2,83

0,75

136,05

Время оборота оборотных средств, дн.

203

173,08

127,2

-

-

Источник: Составлено автором на основании данных организации

Проанализировав таблицу 1.1 можно сделать вывод, что в 2013 году финансовое положение ОДО «Аскон» было относительно стабильным. Выручка от реализации продукции составила 80 356 млн. руб. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за 2013г. составила 18 119 млн. руб., за 2012г. -5 815млн. руб. Наблюдается рост по всем показателям прибыли. Прибыль от реализации увеличилась за период на +12 304 млн. руб.; чистая прибыль на +10 531 млн. руб. За счет увеличения прибыли от реализации продукции увеличилась рентабельность продукции. Предприятием достигнуты положительные результаты хозяйственной деятельности, что подтверждается значениями показателей рентабельности. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. уровень рентабельности продукции увеличился на 7,6%, уровень рентабельности продаж увеличился на 8,4%, что положительно характеризуют финансово-хозяйственную деятельность предприятия. В течение 2011-2013 гг. ОДО «Аскон» не имел задолженности по заработной плате, по энергоносителям, по текущим платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

. Ознакомление с технологией и организацией производства

Так как ОДО «Аскон» не осуществляет производство, а осуществляет оптовую торговлю на территории Республики Беларусь поставку печей и другого электрооборудования, то, в данном случае целесообразно рассмотреть товарную политику применяемой на ОДО «Аскон».

Товарная политика связана с реализацией на практике первого элемента комплекса маркетинга - продукта (товара). Она предусматривает решение задач, связанных с тем, что производить, для кого производить, в каком виде производить и т. д. Основной особенностью товарной политики в маркетинге является ее направленность на удовлетворение потребностей покупателей. Первична здесь именно внешняя потребность покупателей, а не внутренние производственные возможности фирмы. «Производить то, что востребовано на рынке, а не продвигать то, что произведено» - вот главный принцип товарной политики в маркетинге. Для ОДО «Аскон» осуществляющей поставки печей и другого электрооборудования, целесообразна товарная организация маркетинга (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Организационная структура маркетинга по товарам

Источник: составлено автором по данным организации

Организация маркетинга по товарам обходится дороже, чем функциональная, так как требует больше расходов на оплату труда из-за увеличения численности работников. Такая структура маркетинга оправдана только на тех предприятиях, где объем сбыта каждого товара (или товарной группы) достаточен для того, чтобы оправдать неизбежное дублирование в работе. B развитых странах эта структура находит применение в крупных децентрализованных компаниях, где каждый филиал специализируется на выпуске конкретного товара.

Товарная организационная структура маркетинга имеет свои достоинства и недостатки (таблица 2.1).

Таблица 2.1 Товарная организация маркетинга

Достоинства

Недостатки

Каждая группа, входящая в отдел маркетинга, имеет возможность выполнять функции маркетинга в полном объеме.  Возможность изучать основных потребителей по каждому товару.  Возможность учесть требования к упаковке, сбыту и рекламе каждого товара, выпускаемого предприятием.

Более высокий уровень расходов по сравнению с функциональной структуры, так как требуется большее количество работников в отделе маркетинга.  Значительное количество маркетинговых функций, выполняемых одним маркетологом, дублирование выполняемых функций разными группами отдела маркетинга

Источник: составлено автором по данным организации

Проанализируем динамику цен в организации (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Динамика уровня цен ОДО «Аскона»

Наименование товара

2011 год

2012 год

2013 год


Тыс. руб.

% к баз.

Тыс. руб.

% к баз.

Тыс. руб.

% к баз.

теплоэлектронагреватели воздушные;

19500

278,6

21900

312,9

26900

384,3

 электродвигатели;

7800

278,6

8700

310,7

10700

382,1

 электрокалориферы;

5750

279,1

6500

315,5

7900

383,5

 печи ПЭТ-4.

15520

278,4

17500

314,2

21540

386,7

Источник: составлено автором по данным организации

Из таблицы видно, что цены на продукцию возросли в трое , если брать за базовый 2011 год. Основными причинами стали:

несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота;

превышение доходов над потребительскими расходами;

падение спроса.

Таблица 2.3 Соотношение уровня цен организации и рыночных цен

Наименование товара

Цены (тыс. руб.)


На ОДО «Аскона»

У ОДО «АВС»

У ЧУП «ОЛДВИК»

У ОАО «АЛМИ»

теплоэлектронагреватели воздушные;

33200

34800

35000

33000

- электродвигатели;

13200

14800

14000

13000

- электрокалориферы;

9820

9500

10000

10000

- печи ПЭТ-4.

26500

26000

27000

27100

Источник: составлено автором по данным организации

Цена на продукцию у ОДО «Аскон» является средней в сравнении с ценами конкурентов.

В таблице 2.4 представлены данные об основных поставщиках ОДО «Аскон», дальности, сроках и способах доставки основных материалов, поступающих на предприятие.

Таблица 2.4- Анализ поставок продукции ОДО «Аскон»

Наименование группы

Основные поставщики

Вид используемого транспорта

Сроки доставки

Размеры партий

теплоэлектронагреватели воздушные;

РУП «ВЗЭП»

автомобильный транспорт

По мере необходимости

По мере необходимости

- электродвигатели;

ООО НПФ «ИНМА»

автомобильный транспорт

По мере необходимости

По мере необходимости

- электрокалориферы;

ЗАО «Резистор-НН»

автомобильный транспорт

По мере необходимости

По мере необходимости

- печи ПЭТ-4.

ООО ТД «ТПЗ»

автомобильный транспорт

По мере необходимости

По мере необходимости

Источник: составлено автором по данным организации

Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что основным поставщиком является либо Российская Федерация, либо материалы закупаются в других городах Республики Беларусь, что конечно влияет на цену и сроки поставки.

3. Структура и организация работы бухгалтерии

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием имущества предприятия.

Основными слагаемыми системы бухгалтерского учета на ОДО "Аскон" являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности, организация материальной ответственности, учетная политика предприятия.

Бухгалтерский учет на ОДО "Аскон" осуществляется бухгалтерией, являющийся ее самостоятельным структурным подразделением или централизованной бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем предприятия в соответствии с ее учредительными документами и подчиняется непосредственно руководителю предприятия. Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии, обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Поэтому от четкой организации материальной ответственности зависит в дальнейшем вся постановка бухгалтерского учета в организации.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях - лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет.

Главный бухгалтер в своей работе руководствуется законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, нормативными правовыми актами органов государственного управления, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность.

В компетенцию главного бухгалтера входят:

ü  постановка и ведение бухгалтерского учета в организации, формирование учетной политики организации;

ü  составление и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации, имеющих отношение к учету.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

ОДО "Аскон" ведет свой отдельный план счетов, в котором отражает дополнительные субсчета.

Ведение бухгалтерского учета на ОДО "Аскон" осуществляется согласно принятой учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством и утвержденной решением руководителя организации (Приложение Г). Основой при подготовке приказа об учетной политике являются действующие в республике нормативные правовые акты, и прежде всего Закон «О бухгалтерском учете и отчетности», а также Положение по бухгалтерскому учету.

В учетной политике ОДО "Аскон" отражаются такие основные моменты как:

1.      Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности», другими нормативными актами, обязательными к исполнению и регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета, составление отчетности и налогообложения РБ.

2.      В отношении однозначно определенных нормативными актами способов ведения бухгалтерского учета и отчетности следует руководствоваться действующим законодательством РБ. При ведении бухгалтерского учета следует исходить из базового юридического правила. Документирование хозяйственных операций по разделам бухгалтерского учета осуществляется с применением Форм первичной учетной документации, Альбомами форм бланков бухгалтерского учета. Применяется журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета.

3.      Учетная политика в течение одного отчетного года изменению не подлежат.

.        При изменении в течение одного года действующего законодательства изменения учетной политики происходит автоматически.

Как и каждое предприятие ОДО "Аскон" в дальнейшем своем развитии направлено на улучшение своей деятельности, о котором свидетельствует бизнес план предприятия. За каждым работником бухгалтерии ОДО "Аскон" закреплены свои трудовые обязанности, которые они выполняют в строго установленной форме и в указанный срок.

Структуру бухгалтерии ОДО "Аскон" можно представить следующим образом:

Главный бухгалтер ведет аналитический и синтетический учет всех образуемых в организации фондов, учет финансовых вложений, распределение и использование прибыли, расчеты с вышестоящими организацией, учет краткосрочных и долгосрочных. Ведет сводный учет. Ведет Главную книгу, делает бухгалтерский баланс с приложениями и предоставляет в вышестоящие организации. Готовит расчеты налогов из прибыли, налога на недвижимость, на землю, акцизы, расчет чрезвычайного, подоходного и прочих налогов и представляет ИМНС в установленные сроки. Готовит статистическую отчетность и представляет в органы статистики в установленные сроки.

Рисунок 3.1-Структура бухгалтерии ОДО "Аскон"

Источник: составлено автором по данным организации

Главный бухгалтер имеет право:

ü  Знакомиться с приказами, распоряжениями руководства ОДО "Аскон", связанных с его деятельностью.

ü  Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностей.

ü  Требовать от руководителей цехов, отделов качественного оформления и своевременного предоставления первичных документов.

ü  Запрашивать и получать от руководителей и специалистов подразделений информацию и документы по вопросам, связанным с осуществлением своих должностных обязанностей.

ü  В случае необходимости и по согласованию с руководителями структурных подразделений привлекать специалистов этих подразделений к выполнению возложенных на него настоящей инструкцией обязанностей.

ü  Требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих должностных обязанностей и прав.

Главный бухгалтер несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством за:

1. ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определённых действующим трудовым законодательством.

. правонарушения, совершённые в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определённых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

. причинение материального ущерба, - в пределах, определённых действующим законодательством РБ.

С главным бухгалтером целесообразно согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.).

Заместитель главного бухгалтера ведет аналитический и синтетический учет целевого финансирования, движение денежных средств на бюджетных счетах, оформление и учет автоуслуг, расчеты с бюджетом, формирование себестоимости. Готовит расчет налогов на добычу природных ресурсов и сброс сточных вод срок до 12 числа следующего за отчетным месяцем. Составляет оборотный ежемесячный баланс в срок до 18 числа следующего за отчетным месяцем. Готовит акты зачетов по налогам с бюджетными организациями.

Бухгалтер материального склада и НДС ведет аналитический и синтетический учет материальных ценностей и товаров на центральном материальном складе, расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями, учет бланков строгой отчетности. Выписывать доверенности, ТТН -1, ТН-2, счета-фактуры, ведет аналитический и синтетический учет материальных ценностей на участках и у подотчетных лиц.

Бухгалтер по основным средствам ведет учет основных средств и нематериальных активов. Контролирует списание основных средств, нематериальных активов, готовит данные для актов на ликвидацию основных средств, проводит списание нематериальных активов. Готовит и предоставляет вышестоящей организации и органам статистики формы оперативной отчетности по основным средствам и нематериальным активам.

Бухгалтер по расчетам ведет аналитический и синтетический учет по расчетам с подотчетными лицами, по расчетам с дебиторами и кредиторами за оказанные услуги и другие расчеты по прочим дебиторам и кредиторам, учет расходов будущих периодов. Производит сверку расчетов с дебиторами и кредиторами. Готовит и предоставляет вышестоящей организации и органам статистики формы оперативной отчетности по кредиторской и дебиторской задолженности.

Бухгалтер по заработной плате ведет аналитический и синтетический учет по начислению заработной платы, пособий по больничным листам, начислению вознаграждений по итогам работы за месяц, квартал, год и других поощрений и выплат с распределением по счетам затрат, производит удержания из зарплаты и предоставляет данные на выплату зарплаты до 6 числа следующего за отчетным месяцем. Готовит и выдает расчетные листки работникам организации не позднее 3 числа. Производит подготовку платежных поручений по начислениям на заработную плату и удержаний из нее.

Бухгалтер по реализации ведет аналитический и синтетический учет реализации готовой продукции. Следит за своевременностью расчетов за отгруженную продукцию. Готовит и предоставляет вышестоящей организации и органам статистики формы оперативной отчетности по реализации продукции.

ОДО «Аскон» использует в своей финансово-хозяйственной деятельности бланки строгой отчетности. Учет и использование бланков строгой отчетности ведется в соответствии с Инструкцией о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 г. № 196. При оформлении хозяйственных операций бланками строгой отчетности следует руководствоваться перечнем лиц, ответственных за хранение и учет бланков строгой отчетности.

Право подписи документов, служащих основанием для приема и выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, по которым применяются кредитные, финансовые и расчетные обязательства ОДО «Аскон», а также бухгалтерских бланков и финансовой отчетности имеют лица, включенные в Перечень, утвержденный руководителем ОДО «Аскон».

Документирование имущества, обязательств и хозяйственных операций, ведение регистров бухгалтерского и налогового учета, составление бухгалтерской отчетности в ОДО «Аскон» осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках (кроме русского и белорусского), должны иметь подстрочный перевод на русский язык.

Обработанные первичные бухгалтерские документы до момента сдачи их в архив накапливаются у исполнителей в соответствии с номенклатурой дел.

Бухгалтерская отчетность - система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение ОДО «Аскон» на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период - формируется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная финансовая отчетность составляется в соответствии с табелем отчетности ОДО «Аскон».

Для ведения и организации аналитического налогового учета используются записи регистров бухгалтерского учета и вносятся в следующие регистры:

регистр №1 «Доходы от реализации товаров (работ, услуг)»;

регистр №2 «Расходы по производству и реализации товаров (работ, услуг)»;

Ведение регистров налогового учета осуществляется на бумажном носителе.

Принятие, перевод, перемещение и увольнение работников, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности, осуществляются по согласованию с главным бухгалтером или лицом, его замещающим.

Инвентаризация имущества и обязательств ОДО «Аскон» проводится в соответствии с порядком проведения инвентаризации и обязательств.

На предприятии разработано положение о закупках сырья, материалов и комплектующих изделий согласно которого производится выбор поставщиков по следующим критериям: цена, качество, условия и сроки поставки и т.д.

Сырьё приобретается согласно ежемесячной плановой потребности. Расчёты с поставщиками могут быть по предоплате 100% либо с частичной оплатой с отсрочкой платежа в зависимости от договорённости сторон. Вывоз своего сырья и материалов производится как собственным транспортом, так и наёмным транспортом.

Далее необходимо проанализировать изменения по каждой статье текущих активов баланса как наиболее мобильной части капитала .

Таблица 3.1-Анализ структуры оборотных средств ОДО «Аскон»


 Наличие средств,

Структура средств, %


 млн. р.





Виды средств



изменения



изменения


2012

2013


2012

2013


Денежные средства

8190

4376

-3814

20,3

17,1

-3,2

Дебиторы

852

-2498

8,3

3,3

-5,0

Запасы

26540

17152

-9388

66,0

67,0

+1,0

Незавершенное







производство

2073

3163

+1090

5,2

12,3

+7,1

Готовая продукция

46

56

+10

0,2

0,3

+0,1

Итого:

40199

25599

-14600

100,0

100,0

-

Как видно из таблицы 3.1, наибольший удельный вес в текущих активах занимают производственные запасы. На их долю на 2012 приходится 66,0 % текущих активов. К концу 2013 абсолютная их сумма уменьшилась на 9388 млн. руб., а доля запасов увеличилась на 1,0% в связи с тем, что часть денежной наличности вложена часть в производственные запасы, а часть находится в непогашенной дебиторской задолженности, сумма которой снизилась в течение отчетного года на 2498 млн. руб.. Уменьшение денег на счетах в банке свидетельствует, как правило, о нестабильном финансовом состоянии предприятия. Сумма денег должна быть такой, чтобы ее хватало для погашения всех первоочередных платежей. В нашем случае снижение в 2013 году по сравнению с 2012 годом составила 3814 млн. руб.

Наличие больших остатков денег на протяжении длительного времени может быть результатом неправильного использования оборотного капитала. Их нужно быстро пускать в оборот с целью получения прибыли. Если предприятие расширяет свою деятельность, то растет и число покупателей, а соответственно и дебиторская задолженность. С другой стороны, предприятие может сократить отгрузку продукции, тогда счета дебиторов уменьшается. На ОДО «Аскон» реализация готовой продукции в 2012 году составила 46 млн. руб., а уже в 2013 году -56 млн. руб. и доля в оборотном капитале составила 0,3 %, что на 0,1 % выше, чем в 2012 году. Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно. Необходимо отличать нормальную и просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, на ОДО «Аскон».

Кроме того, замораживание средств приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения платежей. Ускорить платежи можно путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварительной оплаты и т.д.

Производственные запасы оцениваются по себестоимости каждой единицы с отражением по счету 10 «Материалы».

Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении материалов.

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:

-1 «Сырье и материалы»;

-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»;

-3 «Топливо»;

-4 «Тара и тарные материалы»;

-5 «Запасные части»;

-6 «Прочие материалы»;

-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

-8 «Временные сооружения»;

-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты»;

-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»;

-12 «Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы».

На субсчете 10-1 «Сырье и материалы» учитываются наличие и движение сырья, основных материалов (в том числе строительных материалов - у подрядчика), вспомогательных материалов, сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.п.

На субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия» учитываются наличие и движение полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, приобретаемых для комплектации выпускаемой продукции, которые требуют затрат по их обработке или сборке. Изделия, приобретаемые для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно, учитываются на счете 41 «Товары».

На субсчете 10-3 «Топливо» учитываются наличие и движение горюче-смазочных материалов (Приложение Ж).

На субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» учитываются наличие и движение тары, кроме используемой для осуществления технологического процесса производства (технологическая тара) и для хозяйственных нужд, а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта, в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность.

На субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются наличие и движение запасных частей, используемых при проведении ремонта для замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также шин транспортных средств в запасе и обороте.

Шины транспортных средств (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

На субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитываются наличие и движение отходов производства, неисправимого брака, материалов, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, изношенных шин и утильной резины и т.п. Отходы производства и вторичные материалы, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 «Топливо».

На субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» учитывается движение материалов, переданных в переработку другим лицам, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий.

На субсчете 10-8 «Временные сооружения» учитываются наличие и движение временных сооружений в соответствии с законодательством.

На субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты» учитываются наличие и движение хозяйственных принадлежностей, инструментов, инвентаря, в том числе тары, используемой организацией для осуществления технологического процесса производства (технологическая тара) и для хозяйственных нужд (кроме тары, которая учитывается как основные средства в соответствии с законодательством).

На субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» учитываются наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной (защитной), форменной и фирменной одежды и обуви, находящихся на складах организации или в иных местах хранения.

На субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» учитываются наличие и движение специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной (защитной), форменной и фирменной одежды и обуви в эксплуатации.

На субсчете 10-12 «Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы» учитываются наличие и движение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

На отдельном субсчете к счету 10 «Материалы» могут учитываться почтовые марки, оплаченные авиабилеты и другие аналогичные документы в сумме фактических затрат на их приобретение.

Принятие к бухгалтерскому учету фактически поступивших в организацию материалов отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 91 «Прочие доходы и расходы», 98 «Доходы будущих периодов» и других счетов.

Стоимость использованных в производстве или на другие цели материалов отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию» и других счетов и кредиту счета 10 «Материалы».

При выбытии материалов их стоимость отражается по дебету счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», 91 «Прочие доходы и расходы» и других счетов и кредиту счета 10 «Материалы».

Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям .

Выдача и учет доверенностей, а также отпуск и получение товарно-материальных ценностей по ним (кроме получения грузов от транспортных организаций, железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного транспорта) осуществляется согласно Гражданскому кодексу РБ, инструкции Министерства финансов СССР от 14.01.1967г. №17 « О порядке выдачи доверенностей на получение» с учетом изменения нормативных правовых актов,.

Доверенность на получение товарно-материальных ценностей выписывается бухгалтерией предприятия - получателя в одном экземпляре на бланках типовых форм М-2 и М-2.

Доверенность может быть составлена на компьютере. При этом в ней должны соблюдаться последовательность расположения и число реквизитов, содержащихся в типовой форме.

Право подписи доверенности предоставлено руководителю (заместителю руководителя) и главному бухгалтеру (заместителю главного бухгалтера) предприятия (филиала) или лицам, на то уполномоченным.

Выписку доверенностей и контроль движения осуществляет работник бухгалтерии в соответствии с должностной инструкцией.

Лицам, которые не отчитались в использовании доверенностей, по которым истек срок действия, новые доверенности не выдаются.

При выдаче бухгалтерией доверенностей производится их обязательная регистрация в журнале «Учет выданных доверенностей» по установленной форме.

Журнал «Учета выданных доверенностей» должен быть прошнурован, листы пронумерованы, количество листов скреплено печатью и подписью главного бухгалтера либо его заместителя.

Книжки доверенностей и журналы учета выданных доверенностей хранятся у лица, ответственного за регистрацию доверенностей.

Подотчетное лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого получения товаров, независимо от того, получены ли товары полностью или частично, представить в бухгалтерию документы о выполнении поручений и о сдаче на склад полученных ими ценностей.

Контроль своевременного и полного оприходования товаров, поступивших на предприятие должен производиться бухгалтерией систематически на основании соответствующих документов поставщиков , а именно договор с поставщиками на поставку материальных ценностей, ТТН-1,ТН-2 . Материалы хранятся на складах с оформлением карточки складского учета материалов формы М-12 .

ОДО «Аскон» имеет большой стаж своей деятельности, то в составе дебиторской задолженности могут быть просроченные счета. В связи с этим в процессе анализа нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания или таких, по которым истекают сроки исковой давности. Для анализа дебиторской задолженности, кроме баланса, используется материалы первичного и аналитического бухгалтерского учета.

Представим анализ в таблице 3.2.

Таблица 3.2- Анализ состава и давности образования дебиторской задолженности за 2013 год


Сумма


В том числе




 млн.р.






Вид дебиторской


до 1

от 1 до

от 3 до

от 6 до

свыше

задолженности


мес

3 мес

6 мес

12 мес

одного







года

покупателей и заказчиков

764

260

160

160

184

-

поставщиков и подрядчиков

38

9,5

9,5

9,5

9,5

-

по налогам и сборам







по расчетам с персоналом

7

7




-

разных дебиторов

43

10

10

10

13

-

прочая дебиторская задолженность

-





-

Итого

852

286,5

179,5

179,5

206,5

-

Примечание - Источник: составлено автором

Из таблицы 3.2 можно сделать вывод, что основная доля дебиторской задолженности составляют покупатели и заказчики в 2013 году она составили 764 млн. руб., в том числе до 1 месяца-260 млн.руб., от 1 месяца до 3-х-160 млн.руб., от 3 месяцев до 6-ти-160 млн.руб., от 6 и до 12 месяцев-184 млн.руб.

Дебиторская задолженность от поставщиков и подрядчиков в 2013 году составила 38 млн. руб. в том числе до 1 месяца-9,5 млн. руб., от 1 месяца до 3-х-9,5 млн.руб., от 3 месяцев до 6-ти-9,5 млн.руб., от 6 и до 12 месяцев-9,5 млн.руб. Дебиторская задолженность от разных дебиторов в 2013 году составила 43 млн.руб. в том числе до 1 месяца- 10 млн.руб., от 1 месяца до 3-х-10 млн.руб., от 3 месяцев до 6-ти-10 млн.руб., от 6 и до 12 месяцев-13 млн.руб.

Важным показателем, характеризующим работу организаций, является себестоимость продукции. Анализ структуры затрат на производство начинается с определения удельных весов отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчётный период.

Для наглядности такого анализа в организации используется аналитическая таблица 3.3, в которой перечисляются элементы затрат и отражается их величина в сумме и процентах к итогу.

Таблица 3.3- Состав и структура затрат ОДО «Аскона»

Экономические элементы затрат

Абсолютные показатели, млн.руб.

Отклонение, млн.руб

Темп роста %

Структура затрат

Изменение структуры, п.п


2012 год

2013 год



2012 год

2013 год


Материальные затраты

20590

12911

-7679

62,71

50,25

41,86

-8,39

Расходы на оплату труда

11438

9394

-2044

82,13

27,91

30,46

+2,55

Отчисления на социальные нужды

4675

3735

-940

79,9

11,41

12,11

+0,7

Амортизация основных средств и нематериальных активов

1727

1769

+42

+102,43

4,21

5,74

+1,53

Прочие затраты

2546

3035

+489

+119,21

6,22

9,83

+3,61

Итого затрат

40976

30844

-10132

75,27

100

100

-

Примечание - Источник: составлено автором по данным организации

По данным таблицы 3.3 можно сделать вывод о том, что в текущем периоде затраты сократились в абсолютном выражении на 10132 млн. руб. или на 24,73% (75,27% - 100%) в относительном выражении.

В 2013 году наблюдается снижение по статье «Материальные затраты». Уменьшение материальных затрат на реализацию продукции организацией в абсолютном выражении составило 7679 млн. руб., что связано с улучшением использования материальных ресурсов.

Сокращение расходов на оплату труда повлекло за собой уменьшение отчислений на социальные нужды на 20,1%. Однако, несмотря на уменьшение затрат по статье «Расходы на оплату труда», удельный вес данной статьи в общей структуре затрат организации в отчетном периоде увеличился на 2,55%.

По элементу затрат «Амортизация основных средств» произошло уменьшение по сравнению с прошлым годом на 0,25%. Прочие расходы в отчетном году увеличились в абсолютном выражении на 489 млн. руб., снижение затрат в относительном выражении составит 119,21% (увеличение расходов на рекламу, расходов связанных с участием в выставках и ярмарках, таможенных расходов, услуг связи и др.).

Таким образом, наибольший удельный вес в общей структуре затрат организации имеют материальные затраты.

Прямые затраты, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счетов 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и других счетов (Приложение Д).

Затраты, связанные с обслуживанием и управлением структурными подразделениями основного производства, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные затраты», списываются с этого счета в дебет счета 20 «Основное производство».

Фактическая себестоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг отражается по дебету счетов 43 «Готовая продукция», 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и других счетов и кредиту счета 20 «Основное производство».

Счет 25 «Общепроизводственные затраты» предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с обслуживанием и управлением структурными подразделениями основного и вспомогательных производств организации. На этом счете отражаются затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств, используемых в производстве, затраты на оплату труда работников, занятых обслуживанием производства, другие аналогичные по назначению затраты .

Произведенные организацией общепроизводственные затраты отражаются по дебету счета 25 «Общепроизводственные затраты» и кредиту счетов 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и других счетов.

Затраты, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные затраты», списываются с этого счета в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и других счетов. Затраты, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные затраты», являющиеся условно-постоянными затратами, могут списываться в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

Счет 25 «Общепроизводственные затраты» сальдо на отчетную дату не имеет (Приложение Е).

Аналитический учет по счету 25 «Общепроизводственные затраты» ведется по отдельным подразделениям организации, статьям затрат и (или) в ином порядке, установленном учетной политикой организации.

Счет 26 «Общехозяйственные затраты» предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с управлением организацией. На этом счете отражаются начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, затраты на содержание управленческого персонала, затраты на информационные, аудиторские и другие услуги, другие аналогичные по назначению затраты.

Произведенные организацией общехозяйственные затраты отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные затраты» и кредиту счетов 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и других счетов.

Затраты, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные затраты», списываются с этого счета в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и других счетов.

Счет 26 «Общехозяйственные затраты» сальдо на отчетную дату не имеет. Аналитический учет по счету 26 «Общехозяйственные затраты» ведется по статьям затрат, местам возникновения затрат и (или) в ином порядке, установленном учетной политикой организации (Приложение Ж).

Большое влияние на производственные результаты и финансовое состояние предприятия оказывает качество производственных запасов. В целях нормального хода производства и сбыта продукции запасы должны быть оптимальными.

Накопление больших запасов готовой продукции свидетельствует о спаде активности предприятия. Большие сверхплановые запасы приводят к замораживанию оборотного капитала, замедлению его оборачиваемости. Кроме того, увеличивается налог на имущество, увеличивается порча сырья и материалов, растут складские расходы, что отрицательно влияет на конечные результаты деятельности.

В то же время недостаток запасов (сырья, материалов, затраты в незавершенном производстве (издержки), готовая продукция и товары для перепродажи) также отрицательно сказывается на финансовом положении предприятия, так как растут цены за срочность поставок, сокращается производство продукции в связи с простоями, повышается чувствительность к росту цен на сырьевые ресурсы, уменьшается сумма прибыли.

Согласно учетной политике ОДО «Аскон» готовой продукцией считается продукция, которая полностью закончена обработкой (комплектацией), прошла нужные испытания (проверки), соответствует действующим стандартам или утвержденным техническим условиям (снабжена сертификатом или другими документами, удостоверяющим ее качество), принята аппаратом технического контроля, либо заказчиком, оформлена установленными сдаточными накладными.

Готовая продукция оценивается в балансе по нормативной (плановой) себестоимости. Аналитический учет готовой продукции осуществляется по учетным (договорным) ценам.

Таблица 3.4 Остатки склада готовой продукции по годам

Наименование показателя

Ед. изм.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Изменения + / -






2012г. к 2011 г

2013г. к 2012 г

1

2

3

4

5

6

7

Готовая продукция

Тыс. руб.

 10092,06

 678 286,17

 479 706,87

 -568194

 -198579

Примечание - Источник: составлено автором по данным организации

Из таблицы 3.4 видно, что остатки склада готовой продукции в 2013 году возросли в 6 раз, что приводит к замораживанию оборотного капитала предприятия, замедляя оборачиваемость.

В 2012г. по сравнению с 2011г. остатки готовой продукции уменьшились в фактическом выражении на сумму 568 194 тыс. руб. В 2012 году происходит понижение остатков на сумму 198 579 тыс. руб. В 2013 году рост запасов на складе обуславливается залеживанием товара и невостребованная заказчиком продукция. Снижение остатков продукции в 2013 году обусловлено следующими мероприятиями:

наличие заключенного договора и авансового платежа;

постоянная и оперативная работа Управления продаж по заключению договоров на оборудование, находящееся на складе.

Основными причинами увеличения остатков на складе готовой продукции являются следующие причины:

падение спроса на отдельные изделия

низкое качество

задержка отгрузки

транспортные затруднения и др.

Объемы продаж продукции в разрезе рынков сбыта, представлен в таблице 3.5.

Таблица 3.5 Объемы продаж продукции в разрезе рынков сбыта

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2012 к 20110,%

2013 к 2012%

Всего поставки, млн. руб.

31995,16

32311,20

36482,87

0,92

1,13

В нат .выражении тыс. шт.

230981,77

167863,97

171007,0

0,73

1,02

Республика Беларусь, тыс. шт.

157124,59

150716,61

121880,5

0,96

0,81

то же, млн.руб

25763,97

29235,58

29209,91

1,13

1

СНГ, тыс. шт.

73857,17

17147,36

49126,46

0,23

2,86

то же, млн.руб

9231,19

3075,62

7272,96

0,33

2,36

Остатки на 01.01.2013 г,тыс. шт

11970,16

12286,2

16457,9

1,03

1,44

то же, (в действующих отпускных ценах без налогов), млн.руб

105293

42175

45318

0,4

1,07

Примечание - Источник: составлено автором по данным организации

Общий объем рынка, на который выходит организация с этой продукцией составляет 7,5 млрд. руб. Рынок является перспективным и растущим. Проанализируем формирование притоков и направления оттоков денежных средств организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Представим анализ в таблице 3.6.

Таблица 3.6 Уровень доходов и расходов ОДО «Аскона», млн.руб.

Наименование

2011г.

Уд.вес в %

2012г..

Уд.вес в %

2013г.

Уд.вес в %

Изменения к 2011г.(+, -)

1

2

3

4

5

6

7

8

Доходы от текущей деятельности

10200

95,3

15575

94,5

31566

84

41766

Прочие доходы

500

4,7

914

5,5

6003

16

6503

Итого:

10700

100

100

37569

100

48263

Расходы от текущей деятельности

9800

90,7

15080

88,2

31355

82,1

41155

Прочие расходы

1000

9,3

2018

11,8

6814

17,9

7814

Итого:

10800

100

17098

100

38169

100

48969

Примечание - Источник: составлено автором по данным организации

Как показывают данные, приведенные в таблице 3.6, изменения доходов и расходов организации за последние 3 года имеют почти схожую тенденцию.

В составе доходов организации имеются доходы от текущей видов деятельности (выручка от реализации), прочие доходы. При этом ОДО «Аскон» преобладание выручки (от 99,8 до 99,5 %) в структуре доходов носит устойчивый характер, что свидетельствует о сохранении содержания основной деятельности организации согласно его Уставу.

Одним из основных видов удержаний из заработной платы персонала ОДО «Аскон» в соответствии с законодательством Республики Беларусь, является удержание подоходного налога.

В соответствии со ст. 152 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками подоходного налога с физических лиц признаются физические лица.

В ОДО «Аскон» в качестве налогооблагаемой базой при исчислении подоходного налога признаются доходы, полученные работником организации в денежной и натуральной формах.

Наличие документов, которые дают право работнику на предоставление определенного налогового вычета относятся:

заявление работника о предоставлении налогового вычета,

копия свидетельства о рождении ребенка,

справка о составе семьи, справка с места учебы ребенка,

копии документов, удостоверяющих право на применение других стандартных налоговых вычетов.

Подоходный налог удерживается с работников ежемесячно по ставке 12 % от месячного фонда заработной платы работника.

Ежемесячно производят расчет обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, в частности взносов по пенсионному обеспечению. Данные взносы удерживаются из заработной платы работника в размере 1 % от месячного заработка.

Членские профсоюзные взносы уплачиваются с начисленной суммы заработной платы в размере 1 % месячного заработка (если иное не определено Уставом профсоюза).

Суммы удержанных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов.

Начисленные, но не выплаченные работникам в установленный срок суммы, отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76-5 «Расчеты по депонированным суммам»).

Размеры пособия зависят от среднедневного заработка за два предшествующих болезни месяца работы и количества дней болезни. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 80% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100% - за последующие дни непрерывной нетрудоспособности.

Начисленные пособия за счет отчислений в Фонд социальной защиты населения отражаются по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Начисленные работникам дивиденды и другие доходы от участия в уставном фонде организации отражаются по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Выплаченные работникам суммы заработной платы, пособий за счет отчислений в Фонд социальной защиты населения, дивидендов и других доходов от участия в уставном фонде организации и т.п. отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и других счетов.

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, используются счет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (предназначенный для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах НДС) и счет "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

Исходя из требований анализа, контроля и ведения бухгалтерского учета к счету "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" целесообразно открыть субсчет "Налог на добавленную стоимость по расходам будущих периодов". На данном субсчете следует учитывать суммы НДС, отраженные в счетах-фактурах, оформленных соответствующим образом, независимо от дальнейших источников списания самих расходов будущих периодов.

Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за проданные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Налог на добавленную стоимость, от оборотов по реализации прочих видов деятельности исчисляется самостоятельно в соответствии с положениями главы 12 Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь. Исчисленные суммы налога передаются в форме налоговых деклараций (расчетов), в срок до 13 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Книги покупок ведутся организацией по приобретаемым товарам, работам, услугам, основным средствам, нематериальным активам.

Налоговые вычеты учитываются в книгах покупок раздельно по товарам (работам, услугам), имущественным правам и основным средствам (нематериальным активам). Распределение общей суммы налоговых вычетов по товарам (работам, услугам), имущественным правам между оборотами, по реализации облагаемыми и освобождаемыми от НДС (за исключением оборотов по реализации объектов жилых домов (квартир)) производится методом удельного веса.

Уплата в бюджет ОДО «Аскон» суммы отчислений части прибыли производится по окончании каждого отчетного месяца не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным по ставке согласно законодательства на момент уплаты.

Пример:

Обороты по реализации с 1.01. по 1.05. текущего года составили: реализация запасных частей, всего - 1200 шт, в том числе населению - 1195шт, своим работникам - 5 шт. Закупочная цена (без учета НДС) - 950 тыс. руб./шт, себестоимость - 770 тыс. руб./шт.

Налоговые вычеты по приобретенным основным средствам в апреле текущего года - 11800 тыс. руб.

Уплаченная сумма НДС за 4 месяца текущего года - 23000 тыс. руб.

Обороты по реализации за май текущего года:

·   реализация запасных частей населению - 170 шт;

·   приобретены основные средства на сумму - 47200 тыс. руб., в том числе НДС - 9440 тыс. руб.

Определим сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет за май месяц.

При определении налоговой базы необходимо учесть суммы НДС по реализованной продукции, в т.ч. выданной своим работникам, и исчислить суммы НДС с предоплаты.

Реализованная продукция 1200*950=1140000 тыс. руб.

в том числе государству - 1195*950=1135250 тыс. руб.

своим работникам - 5*950=4750 тыс. руб.

Итого начисленный НДС составит:

*20/100=228000 тыс. руб.

Обороты по реализации за май текущего года:

реализация молока государству - 170*950=161500 тыс. руб.

Итого начисленный НДС составит:

*20/100=32300 тыс. руб.

Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет = сумме начисленного НДС с реализации - сумма НДС по приобретенным ценностям (работам, услугам).

Сумма НДС, подлежащую перечислению в бюджет за май месяц составит:

+32300-11800-23000+9440=234940 тыс. руб.

Основным нормативным документом, регулирующий состав, содержание, структуру и методику составления бухгалтерской отчетности, является Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011г. № 111 .

Инструкция № 111 устанавливает единые требования к составу, содержанию и формам бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования и представления заинтересованным лицам.

Бухгалтерская отчетность в ОДО «Аскон» состоит из Бухгалтерского баланса (форма №1), Отчета о прибылях и убытках (форма №2), Отчет об изменении капитала (форма №3), Отчета о движении денежных средств (форма №4), Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 5) (Приложение З-М).

Внутренние взаимосвязи, свойственные балансу, имеют место независимо от степени удовлетворения потребности пользователей в информации и сводятся к следующему:

-       Сумма всех разделов актива баланса должна обязательно быть равна сумме итогов всех разделов пассива, что связано с сущностью самого баланса.

-       Размер собственного капитала превышает величину внеоборотных активов. Такой вывод не требует доказательств, поскольку принято считать, что основная деятельность субъекта невозможна без наличия оборотных активов. Поэтому состав собственного капитала всегда предполагает формирование недвижимого и движимого имущества. Весь вопрос лишь в том, что отраслевые особенности оказывают различное влияние на соотношение указанных частей имущества.

-       Разница, исчисляется по указанной методике, представляет собой наличие собственных оборотных средств. Сумма этих средств и долговременных заемных источников формирования запасов и затрат представляет собой итог капитала и резервов, а также долгосрочных кредитов и заемных средств за вычетом внеоборотных активов.

-       Наконец, общая величина основных источников формирования запасов и затрат равна значению предыдущего показателя, увеличенного на сумму краткосрочных кредитов и заемных средств без просроченных ссуд.

-       Исчисленным таким путем трем показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов (равенство, излишек «+», недостаток «-«). С помощью этих показателей становится возможным классифицировать финансовые ситуации организации по степени их устойчивости: абсолютной, нормальной, неустойчивой и кризисной.

Правильно построить бухгалтерский баланс значит:

·   полностью охватить хозяйственный процесс организации во всем его многообразии;

·   дать надлежащую группировку хозяйственных явлений;

- изучить связь между этими явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение имущественных средств организации.

. Автоматизация учетных работ

Бухгалтерский учет в ОДО «Аскон» ведется с помощью автоматизированной формы учета в программном продукте «1С-7.7», а также в программных продуктах собственной разработки.

Доступ к программе, кроме работников бухгалтерии, имеют представители фирмы ООО «1С-7.7», которая осуществляет сопровождение данного продукта для ОДО «Аскон».

С: Предприятие - программный продукт компании 1С, предназначенный для автоматизации деятельности на предприятии.

С: Предприятие - основной режим работы пользователя, ввод данных, получение отчётов таких участков работы:

-       «Учет операций по расчетному счету» ,

-       «Формирование платежных поручений и передача в систему «Клиент-банк»,

-       «Учет кассовых операций в рублях»,

-       «Учет бланков строгой отчётности (БСО)»,

-       «Учет расчетов с подотчетными лицами»,

-       «Учет оказанных услуг»,

-       «Учет полученных услуг»,

-       «Учет взаиморасчетов»,

-       «Учет НДС»,

-       «Регламентные операции»,

-       «Учет хозяйственного инвентаря и спецодежды»,

-       «Учет товарно-материальных ценностей»,

-       «Управление материальными запасами»,

-       «Учет драгметаллов».

Заключение

В ходе прохождения практики нами проведен анализ основных направлений деятельности ОДО «Аскон».

Можно сделать следующие выводы:

Ввиду особенностей ее производственной деятельности и географии партнерских отношений (снабженческих и сбытовых) использование современных информационно-коммуникационных технологий является ключевым фактором в эффективности, что в полной мере понимается руководством компании. Внедрение автоматизированных технологий на всех стадиях процесса реализации является ключом к долгосрочному развитию и повышению эффективности деятельности ОДО «Аскон».

Важным фактором дальнейшего стабильного развития является планирование и прогнозирование деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах, на основе полученных в результате проведения маркетинговых исследований данных. Это позволит произвести оптимальное распределение и управление имеющимися в распоряжении ресурсами, для снижения накладных расходов, обеспечения бесперебойного сбыта востребованной рынком продукции.

Продукция ОДО «Аскон» является конкурентоспособной и для поддержания данного уровня разработана комплексная программа развития, которая должна дать результаты (виде повышения конкурентоспособности) уже в среднесрочной перспективе. Руководство ОДО «Аскон» уделяет большое внимание кадровой политики, которая проявляется не только в найме персонала, а также в ряде проводимых мероприятий, нацеленных на успешное развитие организации. Таким образом, ОДО «Аскон» является интересным для дальнейшего рассмотрения и изучения субъектом хозяйствования, отражающим всю специфику организаций занятых в поставке электрооборудования в Республики Беларусь.

Список использованных источников

экономический управление бухгалтерский

1    Акулич, В. Система показателей для анализа деловой активности предприятия / В. Акулич / Бизнес-инфо [электронный ресурс]/ ООО «Профессиональные правовые системы». - Минск, 2008. - Дата доступа: 12.11.2012 г.

2       Акулич, В. Современные подхды к оценке инвестиционных проектов и анализу финансового состояния организации / В. Акулич / Бизнес-инфо [электронный ресурс]/ ООО «Профессиональные правовые системы». - Минск, 2008. - дата доступа: 12.11.2012 г.

         Алейникова, Т. Порядок составления бухгалтерского баланса (форма 1) / Т. Алейникова // / Бизнес-инфо [электронный ресурс]/ ООО «Профессиональные правовые системы». - Минск, 2012. - Дата доступа: 12.11.2012 г.

         Алейникова, Т. Порядок заполнения отчета о движении денежных средств (форма 4) / Т. Алейникова // / Бизнес-инфо [электронный ресурс]/ ООО «Профессиональные правовые системы». - Минск, 2012. - Дата доступа: 12.11.2012 г.

5    Анализ финансового состояния организации: учеб. - метод. пособие / Н.П. Мыцких. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. - 70 с.

6       Анализ финансового состояния предприятия / Г.В.Савицкая. - Минск: Изд-во Гревцова, 2008. - 200 с.

7       Анализ хозяйственной и финансовой деятельности: учеб.-метод. пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. - Минск: Элайда, 2011. - 352 с.

8    Аналитическое обозрение: Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь за январь-июль 2012 г. - Минск: Главное управление монетарной политики и экономического анализа Национального банка Республики Беларусь, 2012. - 99 с.

9    Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: учебно-практ. пособие / Л.И.Кравченко, С.Л. Кравченко, Н.В. Мартынов [и др.]; под общ. ред. Л.И. Кравченко. - Минск: ФУАинформ, 2008. - 768 с.

10  Бухгалтерский учет: учеб. пособие / П.Я. Папковская [и др.]; под общ. ред. П.Я. Папковской. - Минск: Выш. шк., 2010. - 328 с.

11  Быковская, Е. Сущность и необходимость применения международных стандартов финансовой отчетности / Е. Быковская / Бизнес-инфо [электронный ресурс]/ ООО «Профессиональные правовые системы». - Минск, 2012. - дата доступа: 12.11.2012 г.

12     Лесневская, Н.А. Анализ динамики, состава и структуры оборотного капитала, финансовой устойчивости организации / Н.А. Лесневская / Бизнес-инфо [электронный ресурс]/ ООО «Профессиональные правовые системы». - Минск, 2011. - Дата доступа: 12.11.2012 г.

13  Шредер, Н.Г. Анализ финансовой отчетности / Н.Г.Шредер. - М.: Альфа-Пресс, 2008. - 176с.

14  Янукович, И. Анализ и контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности / И. Янукович // Бизнес-инфо [электронный ресурс]/ ООО «Профессиональные правовые системы». - Минск, 2008. - Дата доступа: 12.11.2012 г.

15  Бизнес-план развития ОДО «АСКОН»

Статистическая и внутренняя отчетность ОДО «АСКОН»

Похожие работы на - Экономический анализ предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!