Особенности развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    110,73 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

Кафедра логопедии и детской речи



КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня


Выполнил студент 43 группы

А.В. Карнаухова

Научный руководитель

кандидат пед. наук, доцент кафедры ЛиДР.

Н.А. Кузь



Новосибирск 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

.1 Понятие общего недоразвития речи, характеристика структуры дефекта при общем недоразвитии речи

.2 Особенности развития лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Глава 2. Исследование лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

.1 Организация и методы исследования

.2 Анализ результатов исследования

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

«Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного труда. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий» (Р. Е. Левина)

Для нас очевиден тот факт, что нарушение развития речи влияет на другие области развития ребенка, в том числе на его личность, характер (появляется замкнутость, неуверенность в себе). Отклонения в развитии речи затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Все это говорит о важности преодоления и предупреждения речевых нарушений.

У детей с нарушениями речи процесс овладения лексическим строем языка нарушен. Словарный запас таких детей, как правило, ограничен. Им трудно классифицировать слова по общему признаку, подобрать прилагательные и глаголы к заданному слову, они путают родственные слова (стакан-чашка, графин-кувшин и т.д.), заменяют слово на действие (кровать - спать) и т.д. Без помощи со стороны логопеда дети не овладевают этой стороной речи в полной мере. Грамотно построенная диагностика и коррекционная работа в данном направлении позволяет своевременно исправить имеющиеся нарушения.

Данная тема остается актуальной на сегодняшний день. Проводя много времени за компьютерными играми и просмотром телевизора, дети не общаются со своими родителями. А ведь именно общение со взрослыми является основой для овладения нормами родного языка.

Большое количество авторов изучали проявления и причины нарушений речи, их структуру, занимались их классификацией. Нашему вниманию представлено множество работ по всем видам нарушений речевого развития. Особую нишу среди них занимает общее недоразвитие речи (ОНР). Разобраться в его структуре крайне важно, так как довольно часто наблюдается смежность этого нарушения с другими дефектами речи.

Цель исследования: обобщение литературы по проблеме изучения лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Объект исследования: особенности развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предмет исследования: анализ теоретических подходов к изучению и диагностике лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Задачи:

Дать характеристику структуры дефекта при общем недоразвитии речи.

Выявить особенности развития лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Отобрать методики обследования лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Провести обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Проанализировать полученные результаты.

Методологическая основа исследования:

учения Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой и др. об общем недоразвитии речи;

учения Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой о методах логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

.1 Понятие общего недоразвития речи, характеристика структуры дефекта при общем недоразвитии речи

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, по мнению Р. Е. Левиной, представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему языка. Для общего недоразвития речи характерными признаками являются: позднее ее появление (нередко лишь к 7-8 годам). Скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Наблюдаются сложные и стойкие нарушения письма.

Сходное понимание общего недоразвития речи высказывалось в работах Г. И. Жаренковой, Г. А. Каше, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, которые также отмечали, что нарушение всех компонентов речевого развития (звукового, фонематического, лексического и грамматического) можно рассматривать как общее недоразвитие речи.

Г. И. Жаренкова, выделяя группу детей, нуждающихся в направленном логопедическом обследовании, отмечала, что среди учащихся массовой школы “имеются дети не только с фонетическими, но и с фонематическими и лексико-грамматическими нарушениями”, что понимается ею как “проявление общего недоразвития речи”.

Сходный подход к использованию термина “общее недоразвитие речи” наблюдается и в дальнейших работах методического характера. В работах Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой данное понятие используется при оценке проявления однотипных нарушений речи у детей с различными формами речевой аномалии, что полностью соответствует сложившемуся значению понятия.

В сложившемся понимании термин “общее недоразвитие речи” используется в работах Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой и Т. В. Тумановой. Эти исследователи под общим недоразвитием речи у детей с сохранным интеллектом понимают “специфические проявления речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы”.

В исследованиях Р. Е. Левиной было введено и используется до настоящего времени понятие уровней речевого развития: при первом у ребенка отсутствует общеупотребительная речь, при втором появляются начатки общеупотребительной речи, третьему соответствует развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Дополнительный уровень речевого развития был введен Т. Б. Филичевой. К четвертому уровню относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Остается впечатление общей смазанности речи.

Используя в своих работах понятие уровней речевого развития, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова подчеркивали, что это разделение условно, так как структура речевого нарушения при разных уровнях речевого развития не изменяется (остаются нарушенными все речевые компоненты), но речь детей значительно отличается степенью проявления нарушения этих компонентов. Условность отнесения речи ребенка к тому или иному уровню проявляется и в том, что уровни речевого развития, по мнению Р. Е. Левиной, не представляют собой застывших образований, но постоянно смещаются в направлении следующего уровня: “В практике мы редко имеем дело с чистым выражением какого-то определенного уровня. Чаще можно встретить переходные состояния, в которых сочетаются черты нового уровня наряду с еще не изжитыми проявлениями более ранних образований”.

Подробнее остановимся на третьем уровне речевого развития. При нем речь детей становится развернутой, значительно увеличивается словарный запас, у детей нет грубых нарушений грамматического строя речи, но обнаруживается недостаточное или неточное использование в речи усвоенных форм рода и числа существительных, вида и времени глаголов, предложно-падежных форм имен существительных. Дети активно пользуются простыми предлогами, особенно для отражения пространственных отношений (В, К, НА, ПОД, ЗА, ИЗ и др.), но в речи детей с третьим уровнем речевого развития встречается еще достаточно большое количество ошибок: предлоги пропускаются, смешиваются. По мнению Р. Е. Левиной и Н. А. Никашиной, у детей с третьим уровнем речевого развития “уже возникает потребность в употреблении предлогов, поэтому дети часто предпринимают попытки правильного применения того или другого из них”. Причем в разных речевых условиях один и тот предлог может использоваться в различных значениях. Авторы отмечают, что дети с третьим уровнем речевого развития используют предлоги в основном для передачи пространственных отношений, остальные значения (временные, разделительные, сопроводительные, причинные) выражаются с помощью предлогов реже.

.2 Особенности развития лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Рассмотрим последовательно, в чем проявляется нарушение развития лексики у детей с общим недоразвитием речи.

Многие авторы (В. К. Воробьева, Б. М. Гриншпун, В. А. Ковшиков, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и др.) в своих работах подчеркивают, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.).

В работах Л. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой отмечается, что нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

В работе Л. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой большое внимание обращается на наличие замен слов по различным признакам.

Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей многообразны. В одних случаях дети употребляют слона в излишне широком значении, в других - проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер. Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось - олень, тигр - лев, грач - сорока, сорока - галка, ласточка - чайка, оса - пчела, дыня - тыква, лимон - апельсин, ландыш - тюльпан, сковорода - кастрюля, весна - осень, сахарница - чайник, скворечник - гнездо, ресницы - брови и др.).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий - длинный, низкий - маленький, узкий - маленький, узкий - тонкий, короткий - маленький, пушистый -мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет - идет, воркует - поет, чирикает - поет и т.д.).

Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:

а) смешения слов у детей с общим недоразвитием речи осуществляются на основе сходства по признаку функционального назначения: миска - тарелка, метла - щетка, кружка - стакан, лейка - чайник, графин-бутылка;

б) замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные: сарафан - фартук, фонтан-душ, майка - рубашка, подоконник - полка;

в) замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации: каток - лед, вешалка - пальто;

г) смешения слов, обозначающих часть и целое: воротник - платье, паровоз - поезд, кузов - машина, локоть - рука, подоконник-окно;

д) замена обобщающих понятий словами конкретного значения: обувь - ботинки, посуда - тарелки, цветы - ромашки, одежда - кофты;

е) использование словосочетаний в процессе поиска слова: кровать - чтобы спать, щетка - зубы чистить, паровоз - поезд без окон, плита - газ горит, клумба - копают землю, юла-игрушка крутится;

ж) замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными: открывать - дверь, играть - кукла, или наоборот, замена существительных глаголом: лекарство - болеть, кровать - спать, самолет - летать.

Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные - с другой, а также выделять оттенки значений.

Характерной является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.

Вербальные парафазии обусловлены также недостаточной сформированностью семантических полей, структуризации одного семантического поля, выделения его ядра и периферии. Нарушения актуализации словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (тракторист - тракторичист, мяукает - мяучает, кудахчет - кудакает). Нарушения развития лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов.

Формирование лексической системности, семантических полей проявляется не только в характере неправильного употребления ассоциаций, но и в особенностях классификации слов на основе семантических признаков. При выполнении задания «найти лишнее слово в ряду слов» (яблоко, груша, апельсин, помидор) у детей с общим недоразвитием речи возникают трудности. Выполнение заданий на группировку семантически близких слов сопровождается еще большим количеством ошибок. При группировке существительных дошкольники с общим недоразвитием речи часто не выделяют общий понятийный признак, а осуществляют классификацию на основе общности ситуации, функционального назначения. Еще больше трудностей возникает у дошкольников с общим недоразвитием речи при группировке семантически близких прилагательных. Так, дети часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); высокий, маленький, низкий (низкий); большой, низкий, маленький (маленький); круглый, большой, овальный (овальный), тяжелый, длинный, легкий (тяжелый или легкий). Указанные примеры свидетельствуют о неточном значений слов, трудностях группировки на основе существенного признака. Это подтверждает несформированность семантических полей, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению. Самые большие трудности вызывает у детей с общим недоразвитием речи группировка глаголов. Часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, например, сериях слов: подбежал, вышел, подошел (подошел); стоит, растет, сидит (сидит); идет, цветет, бежит (идет или бежит). Эти данные свидетельствуют о более значительной несформированности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов.

Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается еще большее количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки:

неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы», «браты», «уша»);

смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха»);

замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (копыто - «копыта», корыто - «корыта», зеркало - «зеркалы»);

склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («пасет стаду», «зашиб копыту»);

неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный («солит сольи», «нет мебеля»);

ошибочные ударения в слове;

нарушение дифференциации вида глаголов («сели, пока не перестал дождь»);

ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьёт вода», «кладет дров»);

неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («небо синяя», «солнце огненная»).

Такой же вывод делают Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина: «Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают многие цвета, формы и размеры предметов и т. д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп льет вместо наливает. Навыками словообразования они практически не владеют».

Таким образом, лексическим нарушением мы считаем:

Бедность предметного словаря. Это проявляется в незнании слов ближнего обихода, частей предметов, поэтому дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов.

Ограниченность использования и подбора прилагательных, глаголов.

Трудность использования антонимов.

Недостаточность употребления в словаре обобщающих понятий.

Нарушение словоизменения.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

.1 Организация и методы исследования

В эмпирическом исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, 10 детей старшей логопедической группы с заключением ОНР 3 уровня (ЭГ) и 10 детей с нормой речевого развития (КГ),из д/с №478 г.Новосибирска.

Была поставлена цель практической части: выявить особенности лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

.Отобрать методики обследования лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

.Провести обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

.Проанализировать полученные результаты.

Обследование речи детей проводилось с помощью наглядного материала, предлагаемого О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой (1994); О. Б. Иншаковой (1993); В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко (2000).

При изучении детей дошкольного возраста с ОНР были учтены следующие принципы:

онтогенетический,

этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии),

деятельный (учет ведущей возрастной деятельности),

взаимосвязь речевого и общего психического развития.

Характеристика детей с ОНР:

.Женя Ш. - ОНР III уровня, обусловленное ст. ф. дизартрии

.Максим Р. - ОНР III уровня, обусловленное ППЦНС

.Алина В. - ОНР III уровня, обусловленное ст.ф. дизартрии

.Марина З. - ОНР III уровня, обусловленное соц.пед.запущенностью

.Вова Ж. - ОНР III уровня, обусловленное ст.ф.дизартрии

.Костя Д. - ОНР III уровня, обусловленное остат. явлениями ППЦНС 7.Антон Ю. - ОНР III уровня, обусловленное ст.ф.дизартрии

.Даша К. - ОНР III уровня, обусловленное ЗРР

.Ира Ц. - слабо выраженное ОНР III уровня

.Алёна Р. - ОНР III уровня, Дизартрия

Диагностика проводилась при помощи следующих заданий:

Задание №1 «Предметный словарь»

Цель: исследование уровня овладения предметным словарем.

Оборудование:24 картинки.

Задания:

Повседневная лексика.

Инструкция: Назови, что изображено на картинке. Предметные картинки: мяч, пирамидка, дерево, стол, стул, ложка, тарелка, чайник, рука, нос, машина, самолет.

Низкочастотные слова.

Инструкция: Назови, что изображено на картинке. Предметные картинки: ресницы, брови, локоть, подбородок, окно, подоконник, форточка, стекло, рельсы, клумба, перчатки, памятник.

Угадать слово по описанию.

Инструкция: Угадай, о чем я говорю. Пушистый, с когтями и мяукает (кот); лает и хвостиком виляет (собака); желтое, светит и греет (солнце); длинный, острый, из металла и резать умеет (ножик); едет по рельсам и гудит (поезд); летает, жужжит и жалит (пчела); в лесу, серый и зубастый (волк); черная и каркает (ворона); серая и дождик льет (тучка); быстро скачет, с гривой (лошадь); сладкое и холодное (мороженое); стеклянные, носят на носу (очки).

Система оценки:

баллов - задание выполнено верно (Названы все 36 слов);

балла - в активном словаре нет 1-2 слова из 2 го раздела и столько же из 3 го раздела, но есть в пассивном;

балла - 1-2 слова из 1 го и 3-4 из 2 го раздела отсутствуют в активном словаре, но есть в пассивном, из 3 го раздела в активном словаре 6 слов, остальные в пассивном;

балла - 3-4 слова из 1 го раздела отсутствуют в активном словаре, но есть в пассивном , 5-6 слов из 2 го и 3 го раздела отсутствуют и в активном, и в пассивном словаре;

балл - 3-4 слова из 1 го раздела и большое количество слов из 2 го и 3 го разделов отсутствуют и в активном, и в пассивном словаре.

Задание №2 «Словарь глаголов»

Цель: исследование уровня овладения глагольным словарем.

Оборудование: картинки с изображением животных и насекомых; картинки с профессиями.

Задания:

Инструкция: Ответь на вопрос, используя картинку.

Как передвигается змея? Как передвигается кузнечик? Как передвигается лошадка? Как передвигается ласточка? Как передвигается щука? Как передвигается человек?

Инструкция: Ответь на вопрос, используя картинку.

Что делает портной? Что делает повар? Что делает врач? Что делает балерина? Что делает шофер? Что делает парикмахер? Что делает учитель? Что делает продавец? Что делает строитель? Что делает дворник? Что делает художник? Что делает музыкант?

Инструкция: Вспомни и скажи, что делают с предметами, которые я назову.

Ручкой, ножом, пилой, молотком, ложкой, щеткой, с книгой, красками, иголкой, крыльями.

Система оценки:

баллов - задание выполнено верно (Названы все 30 слов);

балла - в активном словаре нет 1-2 слова из 2 го раздела и столько же из 3 го раздела, но есть в пассивном;

балла - 1-2 слова из 1 го и 3-4 из 2 го раздела отсутствуют в активном словаре, но есть в пассивном, из 3 го раздела в активном словаре 6 слов, остальные в пассивном;

балла - 3-4 слова из 1 го раздела отсутствуют в активном словаре, но есть в пассивном , 5-6 слов из 2 го и 3 го раздела отсутствуют и в активном, и в пассивном словаре;

балл - 3-4 слова из 1 го раздела и большое количество слов из 2 го и 3 го разделов отсутствуют и в активном, и в пассивном словаре.

Задание №3

Название: «Прилагательные»

Цель: исследование уровня овладения словарем прилагательных.

Оборудование: не требуется

Задания:

Инструкция: Подбери к каждому слову определения: рубашка, дом, яблоко, лиса, девочка, зима.

Инструкция: «Какое варенье?» Из вишни, из яблок, из клубники, из земляники, из слив, из абрикосов.

Система оценки:

баллов - задание выполнено верно (Самостоятельно подобрано 3 и более определений к каждому слову из 1го задания. Названы все слова во 2 задании);

балла - к каждому слову из 1 го задания подобрано 1 определение самостоятельно, и 2-3 с помощью. Во 2 задании названы 4 -5 определений ;

балла -к каждому из предложенных слов придумано по 2 определения с помощью в виде наводящих вопросов и повторения инструкции. Во 2 задании названы 3 определения;

балла -к каждому из предложенных слов придумано по 1 определению с помощью в виде наводящих вопросов и повторения, расширения инструкции. Из 2 задания названы 1-2 слова;

балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения 1го и 2го задания.

Задание №4 «Словарь наречий»

Цель: исследование уровня овладения словарем наречий.

Оборудование: картинки со смеющимся мальчиком, играющими детьми, летящим самолетом и плачущим ребенком.

Инструкция: На картинке мальчик (предъявляется картинка). Мальчик смеется. А как он смеется? Он смеется весело, звонко, громко, радостно. А как…

Задания: - Плачет малыш; - Летит самолет; - Играют дети.

Система оценки:

баллов- по каждому заданию придумано самостоятельно более 2-х слов;

балла - по каждому заданию придумано более 2-х слов с помощью в виде побуждающих вопросов;

балла - требуется повторение инструкции, по каждому заданию придумано 2 слова с помощью в виде контекстной подсказки;

балла - по каждому заданию придумано по 1 слову с помощью;

балл - невыполнение или замена слова показом («делает вот так…»), помощь не использует.

Задание №5 «Многозначность слова»

Цель: выявить уровень сформированности у детей умения точно употреблять слово и строить предложения и словосочетания с данным словом по законам грамматики.

Оборудование: предметные картинки

Задания:

)Инструкция:«У куклы - ручка, у двери - ручка, у чашки - ручка, у сумки - ручка (экспериментатор сопровождает инструкцию демонстрацией картинок и указывает жестом на соответствующие части предметов). У всех этих предметов есть ручка. А у каких предметов есть…ножка, язычок, носик, горлышко».

)Инструкция: составь предложение с многозначными словами (ручка, ножка, язычок, носик, горлышко).

Система оценок:

баллов - самостоятельно названо по 3 предмета на каждое предложенное слово; ребенок составляет предложение из трех (или более) слов. Например, «У песика холодный носик», «Я рисую чайник с носиком».

балла - самостоятельно названо по 2 предмета на каждое предложенное слово; ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов. Например, «Холодный носик», «Длинный язычок».

балла - самостоятельно названо по 1 предмету на каждое предложенное слово, остальные предметы называются после контекстной подсказки. В отдельных случаях требуется повторение инструкции; ребёнок составляет предложение при помощи педагога.

балла - все предметы к предложенным словам называются после контекстной подсказки, требуется повторение инструкции; ребенок только повторяет названное слово.

балл - неадекватные ответы, помощь не использует.

Задание №6 «Синонимы»

Цель: выявить умение выбирать наиболее подходящее слово к заданному, вдумываться в смысл употребляемых слов и правильно их сочетать. дефект лексика недоразвитие речь

Оборудование: предметные картинки

Инструкция: Назови по картинкам близкие по значению слова, обозначающие предметы, например: дети-ребята.

Подбор синонимов предлагается в различных вариантах:

)Существительные: дети, дом, врач;

)Прилагательные: грустный, большой;

)Глаголы: веселится, бегает, шагает, плачет.

Система оценок:

баллов - ребенок правильно подбирает слова-синонимы на представленные.

балла - ребенок объясняет смысл словосочетания в целом (Грустный - это, которого обидели).

балла - ребенок просто заменяет существительное в предложенном словосочетании (плачет ребенок - плачет дождик).

балла - все предметы к предложенным словам называются после контекстной подсказки, требуется повторение инструкции;

балл - неадекватные ответы, помощь не использует.

Задание №7 «Антонимы»

Цель: выявить умение сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по цвету, величине, весу и т.д.

Оборудование: картинки с предметами, различными по признакам (большой и маленький дом, длинный и короткий карандаш).

Инструкция: педагог показывает картинку и дает начало фразы, которую ребенок должен закончить. Например, «Посмотри, этот карандаш длинный, а этот…».

Варианты заданий:

подбор антонимов к изолированным словам: день, добро, лето, длинный, умный, высокий, зашел, уснул, открыл.

) подбор сопоставлений (Что бывает узким, а что широким? Что бывает высоким, а что низким? Что бывает тяжелым, а что легким? ).

Система оценки:

баллов - ответы правильные по смыслу и грамматической форме (добро - зло, умный - глупый).

балла - ребенок объясняет смысл словосочетания в целом.

балла - правильно подобраны антонимы по смыслу, но ошибки в грамматической форме (добро - злой, открыт - закрывает).

балла - все предметы к предложенным словам называются после контекстной подсказки, требуется повторение инструкции;

балл - ответы с частицей «не», не правильные по смыслу ответы (зашел - не зашел, длинный - маленький).

Задание №8 «Обобщающие слова»

Цель: исследовать уровень обобщения.

Оборудование: картинки по темам посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец); фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас).

Инструкция: назови предметные картинки одним словом (посуда, мебель, одежда, животные, овощи, фрукты);

Инструкция: продолжи ряд: «Карандаш, тетрадь…», «Самолет, корабль…», «Дуб, береза…»;

Инструкция: назови четвертый лишний предмет (выставляются 3 карточки «Четвертый лишний» на тему «Ягоды», «Инструменты», «Птицы».

Система оценки:

баллов - ребенок правильно справился со всеми заданиями;

балла - ребенок справился с первым и вторым заданиями, но ошибался в третьем ;

балла - ребенок справился только с первым заданием;

балла - обобщающие слова называются после контекстной подсказки, требуется повторение инструкции;

балл - неадекватные ответы, помощь не использует.

Задание №9 «Детёныши животных»

Цель: исследовать умение образовывать слова, обозначающих названия животных.

Оборудование: картинки с детёнышами животных:

козы -

собаки -

волка -

курицы -

утки -

свиньи -

лисы -

коровы -

льва -

овцы -

медведя - ежа -

белки - зайца -

Инструкция: посмотри на картинки и назови названия детёнышей животных, например: у кошки - котята.

Система оценок:

баллов- правильная форма;

балла - самокоррекция ошибок;

балла- коррекция ошибок после стимулирующей помощи;

балла- форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.);

балл - неправильная форма слова или отказ назвать.

Задание №10 «Родственные слова»

Цель: исследование умения подбирать родственные слова.

Оборудование: предметные картинки

Задания:

Исследование умения подбирать родственные слова:

Инструкция: назови картинку, подбери к названию родственные слова, например: дом, домашний, домовой.

Речевой материал - слова: лес, рыба, зима, морской, домашний, грибной, красить, солить, бегать.

) Исследование умения отбирать из группы слов родственные

Инструкция: «Сейчас я буду читать слова, а ты внимательно слушай и постарайся определить, какие из этих слов являются родственными. Объясни, почему ты так решил?»

Речевой материал - слова: лес, лесник, перелесок, лиса; пришел, ушел, подошел, шелк, шел и т.д.

)Определение лишнего слова

Инструкция: в начале исследования экспериментатор дает ученику инструкцию: "Сейчас я назову несколько слов, ты внимательно их прослушай и определи, какое слово не относится ко всем остальным".

Речевой материал - слова: конь, конница, коньки, коневодство; родители, родной, ротик, родственники.

Система оценок:

баллов - правильное выполнение задания с подбором большого количества родственных слов;

балла - правильное выполнение задания, однако подбор родственных слов в ряде случаев заменяется словоизменением данных словоформ;

балла - нарушение программ действия, стойкие ошибки в изменении заданных слов по числам и родам, подсказка экспериментатора позволяет их исправить;

балла -стойкие ошибки, описанные ранее, выражены в значительной степени, не исправляются ни самостоятельно ни с помощью экспериментатора;

балл- неправильное выполнение задания или механическое усвоение подбора родственных слов.

Задание №11 «Предлоги»

Цель: исследовать умение понимать и употреблять предлоги в речи.

Оборудование: предметные картинки

)Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено».

Лена наливает чай … чашки.

Почки распустились … деревьях.

Птенец выпал … гнезда.

Щенок спрятался … крыльцом.

Пес сидит … конуры.

Инструкция: вставь подходящий предлог

Лететь под мостом - пролететь … мостом.

Войти в дом - выйти … дома.

Доехать до города - отъехать … станции.

Инструкция: исправь ошибки в предложениях:

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

Система оценок:

баллов - ребёнок правильно понимает и употребляет предлоги;

балла - правильное выполнение задания, самокоррекция ошибок;

балла - стойкие ошибки в применении предлогов, подсказка экспериментатора позволяет их исправить;

балла - стойкие ошибки в подборе и употреблении предлогов, не исправляются ни самостоятельно, ни с помощью экспериментатора;

балл - неправильное выполнение задания.

Таким образом, общий вывод об уровне развития лексики можно сделать путём суммирования баллов:

-55 баллов - высокий уровень

-49 баллов - средний уровень

-29 баллов - низкий уровень.

.2 Анализ результатов исследования

Полученные результаты по всем заданиям были занесены в таблицу 1.

Таблица 1 - Лексическое развитие детей старшего дошкольного возраста

№ п/п

Предметный словарь

Словарь глаголов

Прилагательные

Словарь наречий

Многозначность слова

Синонимы

Антонимы

Обобщающие слова

Детёныши животных

Родственные слова

Предлоги

Сумма баллов

Экспериментальная группа (ЭГ)

1

5

3

3

2

3

3

3

5

3

3

3

36

2

5

4

3

2

3

3

3

4

3

2

3

35

3

5

3

4

3

2

3

2

4

4

2

3

4

5

3

3

2

2

4

3

5

3

3

4

37

5

4

4

3

1

3

3

4

5

2

3

3

35

6

4

3

4

2

3

3

2

4

3

3

3

34

7

5

4

4

3

2

4

3

4

3

2

3

37

8

4

3

3

2

2

3

3

4

4

3

4

35

9

5

3

3

2

2

3

3

5

3

3

3

35

10

5

3

3

3

2

3

3

5

3

2

2

34

Средний балла

4,7

3,3

3,3

2,2

2,4

3,2

2,9

4,5

3,1

2,6

3,1

35,3

Контрольная группа (КГ)

1

5

4

5

4

5

5

5

5

5

5

5

53

2

5

5

4

4

5

5

5

5

4

5

5

52

3

5

5

4

5

5

4

5

5

4

4

5

51

4

5

5

5

4

5

5

5

5

5

4

5

53

5

5

5

4

4

4

5

5

5

4

5

5

51

6

4

4

5

5

5

5

4

5

5

5

5

52

7

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

5

54

8

5

5

5

5

5

4

5

5

5

5

5

54

9

4

5

4

4

4

5

5

5

4

4

5

49

10

5

4

5

5

5

5

5

5

5

4

5

53

Средний балл

4,8

4,7

4,6

4,5

4,8

4,8

4,9

5

4,6

4,5

5

52,2


Результаты исследования:

В ЭГ у детей старшего дошкольного возраста наблюдается средний уровень развития лексики, большинство детей в сумме набрали от 34 до 37 баллов.

В КГ у 1 ребёнка лексика находится на среднем уровне, у 9 детей - на высоком.

Рассмотрим средние баллы, полученные в ходе исследования, в сравнении ЭГ и КГ на диаграмме (рис.1).

Рисунок 1. Лексическое развитие детей старшего дошкольного возраста по средним баллам

На диаграмме (рис.1) видно, что у детей с ОНР лексика ниже возрастного уровня по всем параметрам. У них в словаре наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полно сформирован ряд грамматических форм и категорий языка.

Номинативный и предикативный словарь превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.

Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации теряют слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях.

Пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Дети не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. При ограниченности словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных.

У испытуемых детей нет правильной группировки слов при их усвоении, лексика не точна по значению. Выявляются функциональные замещения с расширением значений слов с многочисленными взаимозаменами, недочеты при усвоении абстрактной лексики.

У детей с III уровнем речевого развития обнаруживается несформированность навыков практического словообразования относительных прилагательных от существительных (абрикосовый - абрикосный). На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов.

В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, затруднен подбор родственных слов, а так же антонимов. К примеру, подбор сопоставлений (Что бывает узким, а что широким?)

Итак, дошкольники понимают значение многих слов, но употребление слов в экспрессивной речи и актуализация словаря вызывают большие затруднения. Возникают трудности в назывании многих прилагательных и наречий. Также нарушение словаря у детей выражается в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе курсовой работы мы рассмотрели теоретические основы развития лексики детей дошкольного возраста, где изучили формирование лексического строя речи в онтогенезе у детей без речевых патологий, выявили особенности формирования лексического строя речи в онтогенезе у детей с общим недоразвитием речи.

Вторая глава посвящена практическому изучению особенностей формирования лексики детей с ОНР старшего дошкольного возраста, которая проходила на базе МКДОУ д/с №478. В эмпирическом исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, 10 детей старшей логопедической группы с заключением ОНР 3 уровня (ЭГ) и 10 детей с нормой речевого развития (КГ).

Исследование показало, что у детей с ОНР лексика ниже возрастного уровня по всем параметрам. У них в словаре наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полно сформирован ряд грамматических форм и категорий языка.

Номинативный и предикативный словарь превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.

Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации теряют слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях.

Пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Дети не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. При ограниченности словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование в речи прилагательных.

У испытуемых детей нет правильной группировки слов при их усвоении, лексика не точна по значению. Выявляются функциональные замещения с расширением значений слов с многочисленными взаимозаменами, недочеты при усвоении абстрактной лексики.

Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой. Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Наше исследование подтверждает эти данные. И подводит к следующему этапу работы: разработке и реализации коррекционных занятий, направленных на преодоление данных нарушений.

Подводя итог нашей работы, хотелось бы отметить, что лексические нарушения в системе общего недоразвития речи имеют стойкий характер. Диагностика должна быть своевременной и подробной, а коррекционная работа по преодолению этих нарушений должна вестись постоянно как со стороны специалиста, так и со стороны родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2007. -160 с.

Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: «Скрипторий 2003», 2010. - 240с.

Васильева М. А.Программа воспитания и обучения в детском саду : доп. М-вом образования и науки РФ / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

Волкова Л. С. Логопедия: Учеб. Пособие для пед. институтов по специальности «Дефектология». - М.: Просвещение, 1989. - 527 с.: ил.

Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов. Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Академия, 2000.- 200с.

Воробьев В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158[2] с. - (Высшая школа).

Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии. /Л. С. Выготский. //Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1994. - С.145-173.

Граб Л. М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. - М. : «Издательство Гном и Д», 2005. - 56 с.

Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.- (Библиотека логопеда-практика).

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи. /Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1981. - 111с.

Жукова Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. - 320с. - (Учимся играя).

Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. - СПб.: Каро, 2006. - 80с. - (Популярная логопедия).

Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.

Коноваленко В.В ., Коноваленко С. В. Хлоп-Топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. - М.: Издательство «ГНОМ и Д» 2003. - 20с (Практическая логопедия)

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - Спб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с; ил.

Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картинке: Учебно-методическое пособие / Под. ред. проф. Л. Б. Баряевой. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. - 175 с.

Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. Институт дефектологии АПН РСФСР. - Москва:: АПН РСФСР, 1958. - 32с.

Микляева Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. пособие / Н. В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 96 с. - (Библиотека логопеда-практика).

Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. -52 с.

Смирнова И. А. Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 192с.

Спирова Л. Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей /Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. Методы обследования нарушения речи у детей/Под ред. Власовой Т. А, и др. - М.: 1982г.

Ткаченко Т. А. Если ребенок плохо говорит. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 112 с., ил.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации. Москва: Дрофа, 2010. - 220 с.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 89с.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 1991. - 40с.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с. - (Библиотека логопеда-практика).

Похожие работы на - Особенности развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!