Особенности обучения и воспитания одаренных детей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    238,31 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности обучения и воспитания одаренных детей

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Исторический экскурс динамики исследования проблемы одарённости

1.1 Зарубежные педагоги и психологи об одарённости обучаемых людей

1.2 Отечественные теоретические исследование в вопросах одарённости и способности школьников

1.3 Подготовка педагога для работы с одарёнными детьми

1.4 Виды одаренности

Выводы к первой главе

Глава 2. Особенности обучения и воспитания одаренных детей

2.1 Основные подходы к обучению и воспитанию одаренных детей

2.2 Практическое исследование одарённых детей в литературной области

Выводы по второй главе

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы работы. Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

Конкретных критериев одаренности пока не выработано, хотя многие специалисты сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т.е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. В познавательной области это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими действиями одновременно, активно изучать и познавать окружающий мир, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы, создавая в воображении альтернативные системы и т.д.

Часто одаренным детям не достает эмоционального баланса, они могут быть нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. В качестве отличительных черт одаренных детей иногда отмечают повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников) или сравнительно относительную неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от развития познавательных способностей) и др.

Выявление, воспитание и поддержка одаренных детей в настоящее время во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ. В России для развития одаренных детей получила свою реализацию президентская программа "Дети России", которая включает разделы: "Одаренные дети", "Национальной доктрине образования РФ", "Концепции модернизации образования до 2010 года". Для определения способностей и одаренности используются специальные методики. Долгие годы интеллектуальные способности рассматривали как главный показатель одаренности. В настоящее время обозначились две основные тенденции в исследовании детской одаренности: все большее внимание привлекают так называемые "неинтеллектуальные" факторы интеллекта (т.е. значение тех или иных качеств личности для развития способностей), и усиливается интерес к природным предпосылкам интеллекта.

Вопросам одаренности детей много внимания уделяли зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. ("Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика").

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе "Концепция творческой одаренности" и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье "Творческая одаренность в развитии познавательных структур", Юркевич В.С. в "Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны.

одаренный ребенок обучение воспитание

Это, в свою очередь, привело к существенному усилению интереса к фундаментальным научным разработкам, направленным на выявление психологических закономерностей и механизмов развития одаренности, а также к практико-ориентированным исследованиям, их апробации и внедрению разрабатываемых методов поиска, обучения и развития одаренных детей.

Объект исследования: обучение одаренных детей.

Предмет исследования: особенности воспитательного обучения с одаренными детьми.

Цель данной работы - охарактеризовать особенности обучения и воспитания одаренных детей.

Задачи исследования:

·        Рассмотреть динамики исследования проблемы одарённости у зарубежных и отечественных психологов и педагогов;

·        охарактеризовать подготовку педагога для работы с одаренными детьми;

·        называть виды одаренности;

·        проанализировать основные подходы к обучению и воспитанию одаренных детей;

·        раскрыть особенности развития одаренности детей в области литературы в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза: Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Глава 1. Исторический экскурс динамики исследования проблемы одарённости


1.1 Зарубежные педагоги и психологи об одарённости обучаемых людей


Важнейшей особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика личности. Такое понимание привело к созданию теоретических моделей одаренности, в которые наряду с таким фактором, как потенциал личности включены факторы среды.

К таким может быть отнесена модель Ф. Монкса - "мультифакторная модель одаренности", главное место в которой автор уделяет факторам микросреды (семья, школа, сверстники).

А. Тампенбаум подчеркивает, что само по себе наличие выдающихся творческих и интеллектуальных способностей не может гарантировать реализацию личности в творческой деятельности. Для этого необходимо взаимодействие пяти условий, включая внутренние и внешние факторы: фактор "g" или общие способности; специальные способности в конкретной области; неинтеллектуальные характеристики (личностные, волевые качества); случайные факторы.

"Структура интеллекта" Дж. Гилфорда легла в основу многих концепций диагностики, обучения и развития одаренных детей зарубежной педагогической теории и практики. Ее рассматривают как одну из самых известных среди всех когда-либо предложенных моделей интеллекта [10, c.14-15].

Гилфорд классифицирует проявления (факторы) интеллекта, в основе чего видит выделение основных видов, интеллектуальных процессов и выполняемых операций. Этот подход позволяет объединить пять больших групп интеллектуальных способностей: познание, память, конвергентное мышление, дивергентное мышление, оценка.

Второй способ данной классификации, предложенный ученым соответствует виду материала: образное, символическое, семантическое, поведенческое.

По утверждению Дж. Гилфорда, применение той или иной операции дает не менее шести видов конечного мыслительного продукта: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, предвидения.

Предложенное ученым деление мышления на конвергентное и дивергентное стало существенным шагом в дифференциации составляющих умственных способностей, способствовала большему их пониманию. Это положило начало разделению понятий "интеллектуальная одаренность" и "творческая одаренность".

Американский ученый Л. Термен, автор самого грандиозного по своим масштабам долговременного исследования одаренности пришел к выводу, что наличие высокого интеллекта не является единственным условием для успеха в творческой деятельности. В разработанной им концепции одаренности присутствует триада: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Разработанные им диагностики креативности широко применяются во всем мире при идентификации одаренных детей [18, c.10].

В рамках основанной С. Холлом педологии, Ф. Гальтоном, Г. Доманом, В.В. Клименко, Э. Томасом и другими учеными было развито направление "физического интеллекта", согласно которому одаренность определялась особенностями сенсорных процессов. Концепция Домана акцентирует внимание на шести жизненно важных функциях: двигательные навыки, языковые навыки, мануальные, визуальные, слуховые и тактильные навыки.

"Именно осуществление шести этих функций и служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность", пишет исследователь, исключая при этом влияние средовых факторов. Данный подход и предложенные автором методики дают хороший практический эффект.

Самой популярной за последнее десятилетие считается концепция одаренности Дж. Рензулли, где одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости с учетом эрудиции и благоприятной окружающей среды. Данная модель отличается демократичностью, позволяющей относить к категории одаренных лиц, успешных хотя бы по одному из параметров.

Именно Рензулли термин "одаренность" заменен на понятие "потенциал". Потому данную концепцию можно обозначить универсальной схемой разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.

Данная концепция в модифицированном виде присутствует в большинстве современных зарубежных концепций одаренности [10, c.18].

Наиболее эффективной в педагогическом отношении немецкий ученый К. Хеллер считает многофакторную модель одаренности. Так называемая "Мюнхенская модель" включает: факторы одаренности (интеллект, креативность, социальную компетентность и др.); факторы среды, достижения (спорт, языки, науки и др.) и некогнитивные личностные особенности (преодоление стресса, мотивация достижений, стратегия работы и учебы).

Таким образом, данные и многие другие концепции одаренности послужили основой для дальнейшего изучения проблемы.

Проблема сущности видов одаренности изучалась в работах Н.С. Лейтеса, Э. Меймана, В. Штерна, П. Торренса, И. Торндайка и других ученых.

По Лейтесу, общая (умственная) одаренность в зависимости от типа задач была условно разделена на два вида - познавательная (интеллектуальная), проявляемая детьми при решении мыслительных задач, и творческая - при решении задач на воображение. Исследования показали, что высокий уровень общей умственной одаренности характеризуется наличием и интеллектуальной, и творческой одаренности, каждая из которых может быть выражена у ребенка в разной степени.

Наряду с общей одаренностью, набором универсальных для любых видов деятельности способностей, существует специальная одаренность, когда человек одарен в какой-либо одной сфере деятельности (музыкальной, художественной, двигательной и др.) и практически не пригоден к другой. Данный вид одаренности в природе крайне редок, но ему уделяется пристальное внимание практиков, так как именно специальные способности имеют ведущее значение в общем развитии человека [16, c.21].

Авторы "Рабочей концепции одаренности" предлагают рассматривать детскую одаренность еще в одном аспекте - насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность, проявляющаяся в деятельности ребенка явно и отчетливо, называют явной, и, напротив - в замаскированной форме - скрытой одаренностью.

Другая градация - актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, т.е. замеченную психологами, педагогами, родителями, называют актуальной, а детей с данным видом - талантливыми. Одаренность, представляющая собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в силу своей функциональной недостаточности, называют потенциальной.

По времени своего проявления различают раннюю и позднюю одаренность. Многочисленны примеры известных личностей, проявивших свои выдающиеся способности в раннем детстве: А. Моцарт, Г.В. Лейбниц, В. Гюго, И.И. Мечников и другие.

Итак, факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности показывают сложность и важность проблемы прогнозирования развития.

Известный специалист в области детской одаренности Н.С. Лейтес выделил 3 категории детей, которые в педагогической практике принято именовать одаренными: дети с высоким уровнем интеллекта (IQ); дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности (с ранней умственной специализацией) и дети с высокой креативностью.

Самоактуализация - стремление раскрыть свой внутренний потенциал, по мнению К. Гольстейна и К. Роджерса, является главным побудительным мотивом творчества. Ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться. Такое свойство личности, как эгоцентризм наиболее реально проявляется в познавательной сфере. Его не следует относить к числу негативных качеств, поскольку в данном случае эта особенность в основном преодолевается со временем.

Итак, известный исследователь проявлений детской одаренности Н.С. Лейтес определяет признаки одаренности - особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это, прежде всего, повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности, что и было рассмотрено в этом разделе. В основе таких проявлений не только более благоприятные внутренние предпосылки развития, но и внешние факторы, определяющие развитие тех или иных способностей ребенка. Этой проблеме посвящен следующий пункт работы [17, c.25].

 

1.2 Отечественные теоретические исследование в вопросах одарённости и способности школьников


Истоки возникновения детской одаренности и ее развития в дошкольном возрасте наиболее последовательно начинали изучаться коллективом сотрудников лаборатории способностей НИИ дошкольного воспитания под руководством Л.А. Венгера. В качестве исходного момента была использована модель психики ребенка, согласно которой понятие одаренность раскрывается через понятие способности.

Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющийся на протяжении длительного отрезка его жизни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией. Согласно этой концепции умственно одаренный ребенок дошкольного возраста - тот, у которого наиболее развиты характерные для дошкольников способности и интерес к познавательной деятельности.

На основе данных о личности, многие психологи соотносят понятия развивающаяся личность и развивающаяся одаренность и видят явную зависимость между этими понятиями. Пробуждающаяся одаренность может существовать, воздействуя на становление личности, вырабатывая личностные качества. Формирование личности вступает в сложные и иногда противоречивые отношения с проявлениями одаренности.

Стоит подчеркнуть, что важным для становления личности является ее собственная внутренняя активность. Так, принижение субъекта в человеке, распространение одномыслия, послушной исполнительности губительны для развитие его способностей. И, наоборот, в проявлении активности человек раскрывается как субъект во всем своем индивидуальном своеобразии [25, c.49].

Индивидуальные внутренние условия развития, имеющие свои врожденные предпосылки, формируются под воздействием внешних условий - в процессе взаимодействия растущего человека с миром, под влиянием обучения и воспитания в широком смысле этих слов. И сами индивидуально-природные данные развиваются, изменяются вместе с возрастным созреванием, включаясь в процессы психического развития.

Б.С. Алякринский, И. Акимов и многие другие ученые в своих работах определяют такую составляющую одаренности, как "талант" - исключительные способности. Талант - способность человека оригинально решать банальные задачи, которая проявляется, когда человек находится в диапазоне нормы. Если способности и талант проявляются в нескольких областях, говорят об одаренности. Одаренность и талант часто используются как синонимы, род и вид. Всякий талантливый ребенок является вместе с тем и одаренным, но не каждый одаренный может быть назван талантливым.

Следует с самого начала ввести еще одно понятие - "склонность". Употребляя это слово, психологи имеют в виду устойчивое стремление к каким-либо видам деятельности. Склонность, т.е. расположенность, тяготение к каким-нибудь видам занятий, - нечто большее, чем интерес к этим занятиям, хотя нередко развитие склонности начинается с интереса к той или иной сфере деятельности. Но интерес может и не перейти в склонность, так как склонность представляет собой расположенность только к личной непосредственной деятельности в данной области [7, c.148].

Таким образом, исследователи данной проблемы Б.М. Теплов, В.С. Юркевич, Б.С. Алякринский и другие сходятся во мнении, что "одаренность" обозначает высокий уровень развития способностей и включает в себя ряд взаимосвязанных друг с другом понятий. Однако при изучении феномена одаренности нельзя упускать из виду общественно-исторических изменений, как в самих видах деятельности, так и в оценке их успешности.

А.И. Савенков в своей работе заменяет категорию высокой креативности на группу хорошо обучающихся в школе детей, называя этот вид одаренности "академическая одаренность".

По результатам исследований психологии интеллекта М.А. Холодной, существует 6 категории одаренных детей: сообразительные, блестящие ученики, креативы, компетентные, талантливые и мудрые.

Ю.Э. Гильбух, основываясь на ранних исследованиях одаренности, выделяет черты общей умственной одаренности: необычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленная устойчивостью внимания и операционной памяти, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, оригинальность.

Одаренный дошкольник читает вывески, заголовки и даже книги, решает математические задачи, проводит связи между различными явлениями, хорошо запоминает факты и события, интересуется социальными и моральными проблемами. Особенностью интеллектуально одаренных детей является двусторонность их сознания, направленность его то на решаемую задачу, то на самого себя - на то, как собственная психика справляется с решаемой задачей [5, c.76].

Исследования показали, что развитие речемыслительной деятельности малыша в первые годы жизни неразрывно связано с двигательной деятельностью. Если ребенок рано начинает ходить, более активно идет ознакомление с окружающим и создаются предпосылки для раннего овладения речью и быстрого развития интеллектуальной сферы. Однако было отмечено, что многие одаренные дети не говорят рано, но, становясь старше, демонстрируют выдающуюся речевую способность.

Не менее существенным признаком является наличие в интеллекте одаренного ребенка творческого начала. Внешние проявления творчества многообразны.

Психологические исследования показывают, что преобладающая у творчески одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в большей чувствительности к новому, к новизне ситуации, обнаружению нового в обычном, а также ранней увлеченностью какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием, чтением, счетом и т.д.).

В работах многих зарубежных и отечественных ученых отмечен и описан ряд аналогичных характеристик. Анализируя исследования Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, В. Вундра и многих других А.И. Савенков выявил особенности психического развития одаренных детей, деля их на познавательные и психосоциальные [4, c.7,11].

Таким образом, к особенностям развития познавательной сферы относятся:

Любопытство - любознательность - познавательная потребность. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию. Одаренный ребенок не терпит ограничений своим исследований, и это свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной особенностью.

Сверхчувствительность к проблемам - способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей. Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления обыденным вещам.

Склонность к задачам дивергентного типа, т. е способность понимать самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания, главная особенность которых в наличии множества правильных ответов.

Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых, а также творчески разрабатывать существующие. Оригинальность проявляется не только в мышлении, но и общении, поведении одаренного ребенка, а также во всех видах его деятельности.

Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Высокий уровень гибкости мышления - явление редкое, поэтому его наличие свидетельствует об исключительности одаренных детей.

Легкость генерирования идей ("продуктивность мышления") очень близко к гибкости мышления, но характеризует несколько иную грань одаренности.

Легкость ассоциирования - способность выработки обобщенных стратегий на основе выявления скрытых связей и отношений. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его нормальные сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями, которые могут носить нетрадиционный характер.

Кроме того, учеными отмечены такие характеристики познавательной сферы, как способность к прогнозированию, оценке, высокая концентрация внимания, отличная память, устойчивость, широта интересов и склонностей

К особенностям психосоциального развития относятся: эгоцентризм, повышенная уязвимость эмоциональной системы, склонность к лидерству, соревновательности, стремление к самоактуализации, перфекционизму, социальная автономность, ярко выраженное чувство юмора [19, c.122].

В рамках реализации президентской программы "Одаренный ребенок" в нашей стране была разработана "Рабочая концепция одаренности", целью которой было вобрать все лучшие достижения отечественной и зарубежной психологии. К созданию модели была привлечена большая группа авторитетных ученых Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков и многие другие, работу которых следует рассматривать, как подлежащую дальнейшей разработке.

В рамках "Рабочей концепции одаренности" особо интересным является представление "ядра одаренности" в виде двух компонентов - инструментального и мотивационного.

Авторы продуктивно провели разделение интеллекта и креативности внутри инструментального компонента одаренности.

Мотивация дифференцирована на пять основных признаков:

) повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности;

) ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям;

) повышенная познавательная потребность;

) предпочтение парадоксальной, противоречивой информации;

) высокая критичность к результатам собственного труда.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему одаренности. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

 

1.3 Подготовка педагога для работы с одарёнными детьми


Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в "своем" учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения [8, c.399].

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей. Неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми педагоги равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять). Такие педагоги могут использовать для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение [1, c.215].

Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки педагогов, специально для одаренных. Лучше проводить курсы, которые помогут на практике лучше чувствовать себя. Это поможет самоутвердиться и в реальной жизни спокойно работать с такими детьми, имея за спиной большой опыт. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в "своем" учителе. Имея индивидуальные занятия, ребенок может больше сделать заданий. Исследователи выделяют три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:

·        учитель, возбуждающей интерес к предмету;

·        учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения

·        учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень [5, c.80].

Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.

Исследования говорят и подтверждают, что опытные учителя могут достигают лучших результатов, имея опыт за спиной. Они используют методы, более подходящие для одаренных, они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы.

Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска.

Замечают ли учащиеся отличия между прошедшими не прошедшими специальную подготовку педагогами? К сожалению, данных по дополнительному образованию нет, но исследования, проведенные в общеобразовательных учреждениях фиксируют, что однозначно одаренные дети оценивают атмосферу в классе у подготовленных учителей как более благоприятную [3, c.41].

Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя:

·        представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы, они дружелюбны, имеют хорошие намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать. Им характерно творчество, которое способствует хорошему настроению.

·        представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем, я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия

·        цель учителя - помочь проявлению и развитию способностей ученика оказать ему поддержку и помощь [11, c.62].

Успешный учитель для одаренных - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;

) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют [8, c.405].

 

1.4 Виды одаренности


Согласно определению одаренности, можно сразу заметить, что одаренный ребенок резко отличается от других детей по определенным качествам, что способствует наличию его индивидуальных качеств и навыков.

Особенности воспитания одаренных детей заключается в том, что их не нужно "подгонять под общепринятые стандарты", а наоборот, создать особые условия для развития неординарных способностей малыша, а также помочь определиться со специализацией.

К одаренному ребенку нужен совершенно противоположный подход, в отличие от других детей. Их нужно водить в секции, благодаря которым, ребенок будет совершенствовать свои умении и знания, и не будет тормозить в своем развитии. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях [22. c.83].

Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. [22, c.84].

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности [27, с.11]:

·        в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная; в познавательной - интеллектуальная различных видов;

·        в художественно-эстетической - хореoграфическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная;

·        в коммуникативной - лидерская и аттрактивная.

·        в духовнo-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Таким образом, классификация по критерию "вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики" является наиболее важной в плане понимания природы детской одаренности. Оценка одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления о ней как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность, ее психологическая структура выступает в качестве объективного основания интерграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности.

Творческая одаренность. Этот вид способствует тому, что на смену старому, приходит что-то новое. Именно это способствует развитию ребенка и благоприятно влияет на него.

Социальная одаренность. Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми [28, c.95].

Обобщая вышесказанное, следует отметить, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации ее видов. Одаренность оказываетcя, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для практика это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие таланта конкретного ребенка.

Перечисленные виды одаренноcти проявляются по-разному, следовательно, по-разному влияет и на саму личность.

 

Выводы к первой главе


Эта проблема воспитания одаренных детей вполне может быть решена, если будет использован индивидуальный подход к ребенку. Нужно признать, что обычно в общеобразовательной школе осуществить это проблематично, поэтому лучше выбрать для ребенка специализированное учебное заведение.

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чaще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем.

Одaренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Тaлaнтливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекaющегося постоянно на все реагирующего.

Одаренные дети от других людей отличаются во всех отношениях. Умный ребенок по-разному оценивает окружающий мир, отношения между людьми. Но, к сожалению, развитие таких детей является непростым делом, а требует много сил и усердия.

Люди, которые с успехом применяют интеллект к окружающей действительности, не обязательно отличаются в работе с абстрактными понятиями, и академические способности не всегда способствуют проявлению их интеллекта. Все перечисленные виды способствуют тому, что развитие речи отличается от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

В современных программах для одаренных главное место отводится исследовательской деятельности, использованию "исследовательских методов". Особое внимание уделяется развитию творческих и лидерских способностей. В работах зарубежных авторов можно увидеть, на примере различных методов, как одаренный ребенок, с помощью своего разума, ведет себя в той или иной ситуации.

Глава 2. Особенности обучения и воспитания одаренных детей


2.1 Основные подходы к обучению и воспитанию одаренных детей


Стремление учесть разнообразные запросы одаренных детей, с одной стороны, и разные задачи обучения с другой, привело к созданию различных программ, которые применяются в школе и за ее пределами. Идеальная программа обучения одаренных детей теоретически должна отвечать всем требованиям. Однако на практике та или иная программа может отвечать одним требованиям и не отвечать другим. И это связано не только с несовершенством самих программ, но и с теми конкретными задачами, на решение которых они направлены.

Одаренным детям гораздо сложнее, чем обычным детям. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они активно радуют своими успехами родителей, учителей. Чувствуя себя на высоте, они стремятся У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников [13, c.56].

Все программы обучения можно разделить на три группы. Несмотря на то, что в ней не предусмотрены разделы, касающиеся одаренных детей, тем не менее, их она полностью устраивает:

. образовательные: ускоренное обучение; обогащенное обучение.

. образовательно-развивающие

. развивающие: личность; мышление

Каждый одаренный ребенок по-своему уникален и интересен. Все способности, навыки и умения, которыми обладает тот или иной ребенок, не похожи друг на друга, что позволяет ему быть интересной личностью. Каждый одаренный ребенок принципиально отличается от других людей: своими взглядами, ценностями, что отличает его не только от обычных окружающих, но и от таких же одаренных детей, каким он и является сам. Такой ребенок - уникальное явление, которое отличает его от других людей и делает его яркой и непредсказуемой личностью, который может самостоятельно развиваться и взаимодействовать с различными людьми [25, c.90].

Одаренность является сложным, разносторонним и динамичным явлением. Отсюда, методы выявления одаренности должны быть разнообразными, гибкими, основываться на специфичности содержания качеств и признаков, степени их выраженности, включать в себя различные критерии оценки одаренности.

Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь гораздо легче и проще. Им удается радоваться не только родителей, но и окружающих людей, так как успех своего ребенка - самое дорогое. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Можно увидеть, что особых высот ребенок не достигает. Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно: блестяще по одному предмету и так себе по другому [4, c.61-62].

Особым видом одаренности является трудовая деятельность, когда внимание уделяется не только способностям к изобразительности, музыке или литературе. Это деятельность нестандартна к восприятию мира, оригинальности мышления и эмоциональной жизни. Воспитание одаренных детей зачастую сталкивается с их опережающим развитием и нетрадиционным мировоззрением, что особенно привносит проблемы при обучении.

 

2.2 Практическое исследование одарённых детей в литературной области


Нами было проведено практическое исследование одаренности учеников 6 - Б класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №6 г. Воронежа (МБОУ гимназия №6). В исследовании приняли участие 25 детей, из них 14 девочек и 11 мальчиков.

Для диагностики мы использовали методику "карта одаренности" (Приложение 1) [6, c. 19-20]. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволяет увидеть индивидуальный, свойственный конкретному ребенку "портрет" развития его дарований.

Родителям учеников было предложено ответить на 80 вопросов анкеты, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Родителям нужно было внимательно изучить их и дать оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(+ +) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Полученные суммы баллов характеризуют степень развития у ребенка следующих видов одаренности:

интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

творческая (2-й столбец листа ответов);

академическая (3-й столбец листа ответов);

художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

музыкальная (5-й столбец листа ответов);

литературная (6-й столбец листа ответов);

артистическая (7-й столбец листа ответов);

техническая (8-й столбец листа ответов);

лидерская (9-й столбец листа ответов);

спортивная (10-й столбец листа ответов).

Обработка результатов

Необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам.

Максимум по каждому критерию можно было получить 16 баллов, исходя из этого, нами были выделены следующие уровни развития одаренности:

·        12-16 баллов - высокий уровень проявления одаренности и способностей

·        7-11 баллов - наличие способностей в данном виде деятельности выше среднего;

·        2-6 баллов - средний уровень развития данного вида деятельности;

·        менее 2 баллов - отсутствие способностей в данном виде деятельности.

Обработав заполненные родителями анкеты, мы получили следующие результаты. Высокий и выше среднего уровень развития способностей показали хотя бы в одной из областей показали 11 учеников класса. Чаще всего высокий уровень одаренности был зафиксирован в области литературы и творчества. 4 человека показали высокий уровень одаренности в данных областях. Академическая одаренность так же была зафиксирована у 4 человек. Интеллектуальная, техническая и артистическая одаренность была отмечена у 3 человек (Таблица 1).

 

Таблица 1 - Результаты исследования одаренности

Вид одаренности

Количество учеников (чел.)

интеллектуальная

3

творческая

4

академическая

4

художественно-изобразительная

2

музыкальная

2

литературная

4

артистическая

3

техническая

3

лидерская

2

спортивная

2


Наглядно данные таблицы 1 представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Процентное соотношение видов одаренности в 6-Б классе

На основании проведенного исследования проявления одаренности у учеников 6-Б класса выявлено, что наибольшее количество детей проявляют одаренность в литературе и творчестве. Исходя из этого, нами были проанализированы методические основы организации урока литературы при работе с одаренными детьми.

Главной задачей на уроках русского языка и литературы является развитие личностных качеств ребенка на примерах мировой художественной литературы, формирование и развитие интеллекта и речи учащихся, развитие критического и творческого мышление на уроках развития речи. Для работы в классе, где обучаются дети "обычные" и с разной степенью одаренности учителю необходимо не только учитывать возрастные, психологические особенности детей, но и владеть дидактической системой построения урока: организовать обучение на уроке так, чтобы оно было максимально эффективно для каждого ученика.

В практике организации работы в классах, где есть одаренные дети можно выделить три основных направления [20, c.89]:

·        факультативные занятия с одаренными детьми по более углубленной программе

·        составление индивидуальной траектории обучения с ускоренным курсом прохождения программы

·        организация концентрированного обучения (погружение в предмет).

При правильной организации урока способности одаренных детей, обучающихся в обычных классах, только усиливаются, наращиваются с течением времени. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся. Наиболее эффективна такая организация на уроках лекция-дискуссия, лекция-беседа.

Урок - дискуссия вызывает у таких детей высокую степень мотивации, интерес к изучаемому предмету, развивает мыслительные и речевые способности. Работа в группе, где есть, слабые ученики у руководителя группы (одаренного ребенка) развивает ответственность, самостоятельность, желание быть лучше не только одному, а получить высший балл всей группе, включая слабых учеников. [28, c.52]

Приемы, используемые на уроках литературы, разные: научный отчет, иллюстрация, групповые дискуссии, "мозговые штурмы", ролевые игры, творческие проекты - все эти задания помогают решить трудности взаимоотношений между детьми с высоким уровнем развития способностей и их сверстниками. Ведь психологи подчеркивают, что одаренные дети стремятся чаще всего к дружбе со старшими детьми.

Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска, анализа. В этом разделе хорошо проходят интегрированные уроки русского языка и английского по теме: заимствованные слова, где идет наблюдение над изменением грамматической нормы. Задания по замене иноязычных слов русскими в предложенном тексте (повторение синонимов, антонимов). Большие возможности применения различных форм и методов дифференцированного обучения дают уроки развития речи, анализ художественного произведения, стихотворения. В таком виде работы обязательно нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, и таким образом развивать навык комплексного анализа произведения, текста. Широко использовать творческое письмо, деформированный текст - это стимулирует мышление, память. При устных ответах анализировать речевые обороты, способы построения аргументации, увеличивая количество проблемных вопросов от произведения к произведению. План составленного ответа учеником, может корректироваться, дополняться учителем. При выборе форм отчетности учебной работы нужно давать всем ученика возможность выбора: устно, письменно, защита проекта, доклад [31].

Программы факультативных курсов по углубленному изучению предмета, участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях помогают прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. Современная инновационная технология "Портфолио" - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к новым условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного, поэтому учитель должен формировать потребность личности к саморазвитию, создавать максимальные условия на уроке.

Учитывая все вышесказанное, нами был проведен урок литературы в 6-Б классе. Технологическая карта урока представлена в приложении 2.

При составлении урока нами учитывались индивидуальные способности детей, проявивших одаренность в данной области. Им были даны индивидуальные задания для подготовки к уроку (сообщение-рассказ об особенностях русской жизни в XIX веке), так же им были даны творческие задания на уроке (сравнение физического и психологического портретов героев произведения, объяснение значения новых слов и понятий, подбор синонимов и антонимов к ним). На уроке были использованы такие приемы как эвристическая беседа, мозговой штурм, проблемные вопросы, работа в парах, групповая работа.

Все ученики, выполняя подобные задания, имели возможность адекватно сформировать самооценку. "Обычные" дети ориентировались на сильных учеников, впитывая посильный информационный объем на уроке.

На основе анализа теоретической и методической литературы нами были составлены методические рекомендации педагогам в работе с одаренными детьми.

Общие методические рекомендации для учителей:

·        изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

·        вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

·        совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

·        должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

·        на уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

·        необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

·        преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего "потолка", тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

·        для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

·        уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

·        подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

·        подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

·        центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

·        развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

·        постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

·        стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

·        экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

·        позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.

Рекомендации родителям

·        Позволяйте детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи.

·        Находите время для спокойного выслушивания ребенка.

·        Создавайте ситуации успеха, ожидайте "выдающихся успехов" от детей.

·        Не следует приучать его быть "как все".

·        Следует поощрять его желание работать, а не стремление обогнать сверстников.

·        Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

·        Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

·        Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".

·        Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.

·        Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать сея и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.

·        Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого сковывается основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.

·        Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.

·        Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

·        Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.

·        Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

·        Помогайте ребенку стать "разумным авантюристом", порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

·        Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

·        Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей.

·        Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

·        Необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

·        Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.

·        Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.

·        Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

·        Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем

 

Выводы по второй главе


Нами было проведено практическое исследование одаренности учеников 6 - Б класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №6 г. Обработав заполненные родителями анкеты, мы получили следующие результаты. Высокий и выше среднего уровень развития способностей показали хотя бы в одной из областей показали 11 учеников класса. Чаще всего высокий уровень одаренности был зафиксирован в области литературы и творчества. 4 человека показали высокий уровень одаренности в данных областях. Академическая одаренность так же была зафиксирована у 4 человек. Интеллектуальная, техническая и артистическая одаренность была отмечена у 3 человек.

На основании проведенного исследования проявления одаренности у учеников 6-Б класса выявлено, что наибольшее количество детей проявляют одаренность в литературе и творчестве. Исходя из этого, нами были проанализированы методические основы организации урока литературы при работе с одаренными детьми, а так же был проведен урок литературы в 6-Б классе.

При составлении урока нами учитывались индивидуальные способности детей, проявивших одаренность в данной области. Им были даны индивидуальные задания для подготовки к уроку, так же им были даны творческие задания на уроке. На уроке были использованы такие приемы как эвристическая беседа, мозговой штурм, проблемные вопросы, работа в парах, групповая работа. Все ученики, выполняя подобные задания, имели возможность адекватно сформировать самооценку. "Обычные" дети ориентировались на сильных учеников, впитывая посильный информационный объем на уроке.

На основе анализа теоретической и методической литературы нами были составлены методические рекомендации педагогам и родителям в работе с одаренными детьми.

Список использованной литературы


1.       Авдеева Н.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н.И. Авдеева, Н.Б. Шумакова. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.

2.      Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность / Ю.Д. Бабаева // Одаренные дети: теория и практика: мат-лы Всерос. конф., Москва, 28-30 марта 2001 г. - М., 2001. - С.47-56.

.        Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей / Е.С. Белова. - 3 изд. - М.: МПСИ; Флинта, 2004. - 144 с.

.        Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М.: Открытый университет, 2005. - Глава 3. - С.88-150.

.        Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: БИТА-ПРЕСС, 2011. - 162 с.

.        Дементьева Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. - Курган, 2009. - 212 c.

7.      Джумагулова Т.Н. Одаренный ребенок: дар или наказание / Т.Н. Джумагулова, И.В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009. - 160 с.

.        Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: учебник для магистров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 440 с.

.        Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся / А.И. Доровский. - М.: Российское педагогическое агентство, 2005. - 415 с.

.        Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер-Ком, 2000. - 356 с.

.        Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб., 2011. - 448 с.

.        Комарова С.А. Работа с одаренными детьми: методические аспекты / С.А. Комарова // Сельская школа. - 2011. - № 3. - С.60-73.

.        Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики / А.В. Кулемзина. - М., 2004. - 264 с.

.        Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. - М., 2002. - 144 с.

.        Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес // Избранные труды. - М., 2008. - 480 с.

.        Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности / А.А. Лосева. - М., 2006 - 144 с.

.        Мальцева Е.В. Особенности воспитания одаренных детей // Педагогика искусства. - 2015. - № 1. С.48-52

.        Мардашова Р. Развитие социальных качеств у одаренных детей / Р. Мардашова, Л. Хабибуллина // Беспризоник. - 2012. - № 2. - С.10 - 13.

.        Марков А.В. Педагогические условия развития одаренности учащихся лицейских классов: дис. … канд. пед. наук / А.В. Марков. - М., 1997. - 155 с.

.        Меркин Г.С. Литература.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - 7-е изд. - М.: Русское слово, 2011. - 480 с.

.        Моклакова Н.А. Работа с одаренными детьми в МОУ гимназии г. Моршанска // Учитель в школе. - 2011. - № 6. С.87-89

.        Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / под ред.Н.Б. Шумаковой - М., 2006. - 240 с.

.        Пасечник Л.В. Одаренность: эволюция понятия и диагностика // Дошкольное воспитание. 2011. № 4. С.61-73.

.        Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред.П.И. Пидкасистого. - М: ЭКСМО, 2008. - 640 с.

.        Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт. - сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Русское слово, 2010. - 186 с.

.        Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др. - М.: Академия, 2000. - 336 с.

.        Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д.В. Ушакова. - М., 2000. - 338 с.

.        Рычкова В.В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.2. - 181-184с.

.        Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / А.И. Савенков. - М.: Сентябрь, 2001. - 208 с.

.        Серова Н.Г. Система работы с одаренными детьми // Современный педагог - новой школе: [сб. метод. материалов] / Гос. бюджет. образоват. учреждение доп. пед. проф. образования Центр повышения квалификации специалистов Петродворцового р-на Санкт-Петербурга "Информ. - метод. центр"; [сост.: М.М. Мединская, Н.П. Танина]. - СПб.: Скифия-принт, 2012. - С.85-91.

.        Сластёнин В.А. Педагогика / В. А Сластенин. - М.: Академия, 2007. - с.679 с.

.        Технологии работы с одаренными учащимися: обучение и воспитание: учеб. пособие / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, С.С. Хапаева и др.; М-во образования и науки РФ, М-во образования Моск. обл., Моск. гос. областной ун-т. - М.: МГОУ, 2010. - 85 с.

.        Цедик А.А. Современный взгляд на детскую одаренность // Современный педагог - новой школе: [сб. метод. материалов] / Гос. бюджет. образоват. учреждение доп. пед. проф. образования Центр повышения квалификации специалистов Петродворцового р-на Санкт-Петербурга "Информ. - метод. центр"; [сост.: М.М. Мединская, Н.П. Танина]. - СПб.: Скифия-принт, 2012. - С.78-84.

.        Чурекова Т.М. Одаренный ребенок в инновационной школе: проблемы и пути решения / Т.М. Чурекова, Л.Г. Субботина, Н.М. Рубцова. - Кемерово: Изд-во КемГУ, 2004. - 142 с.

.        Шадрина В.П. Поурочные планы по литературе 6 класс по учебнику В.П. Полухиной, Волгоград, 2006. - 162 с.

.        Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО "МОД ЭК", 2004. - 336 с.

Приложения


Приложение 1

Методика "карта одаренности"

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(+ +) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т.д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

. Интересуется механизмом и машинами.

. Инициативен в общении со сверстниками.

. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую вещь.

. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

. Может легко построить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

. Интересуется актерской игрой.

. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов.

. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

. Хорошо поет.

. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

. Легко общается с детьми и взрослыми.

. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное значение, в свободное время, без побуждения взрослых.

. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

. Часто руководит играми и занятиями других детей.

. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

. Умеет делать выводы и обобщения.

. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

. Проводит много времени за конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

. В свободное время любит читать научно-популярные издания, делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги.

. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

. Любит игры-драматизации.

. Быстро и легко осваивает компьютер.

. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

творческая (2-й столбец листа ответов);

академическая (3-й столбец листа ответов);

художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

музыкальная (5-й столбец листа ответов);

литературная (6-й столбец листа ответов);

артистическая (7-й столбец листа ответов);

техническая (8-й столбец листа ответов);

лидерская (9-й столбец листа ответов);

спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

 

 

Приложение 2

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Время

Организационный

Доброе утро, ребята. Поприветствуйте друг друга. Я уверена, что вы сегодня сделаете еще один шаг к постижению глубин мира литературы.


Создать положительную эмоциональную атмосферу

1 мин.

Целеполагание

Назовите героев, о которых идет речь в данных отрывках "Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении…" Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами…" Из какого произведения эти герои и кто его автор? Каково положение каждого из героев? Чем похожи и чем отличаются К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский? Что общего у всех этих пословиц? Поясните их смысл. 1) От одного слова - да навек ссора. 2) Одна задириха, а другая неспустиха. 3) Нелады да свары хуже пожара. 4) Разгорелся сыр-бор из-за сосенки. Приходилось ли вам ссориться с кем-либо? По какой причине? Чем закончилась ссора? Почему люди ссорятся?. Как можно избежать ссоры? Каково лексическое значение слова "ссора"? Проблемный вопрос: Подумайте, как эти пословицы связаны с содержанием романа и определите тему нашего урока. На какие вопросы мы должны будем ответить? Что нужно будет сделать, чтобы получить ответы на эти вопросы? Сформулируйте тему и цели нашего урока. Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь.

Ответы учащихся: К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский Ответы учащихся: из романа А.С. Пушкина "Дубровский"; богатый помещик, второй - обедневший дворянин. герои похожи судьбой, отличие в положении каждого героя, взглядах на жизнь. Под руководством учителя формулируется тема урока

Проверить знание текста Определить тему урока, поставить цели работы.

5 мин


 - Определим задачи урока, составим кластер.

Составление кластера (на доске и в тетрадях): проблема, роман, герои, конфликт, сюжет, основная мысль


1 мин

Актуализация знаний учащихся.

 - В какое время происходят события в романе Пушкина? Послушайте рассказ об особенностях русской жизни в XIX веке.

 Сообщение учащегося.

Подготовка к изучению нового материала Сообщение о жизни России в XIX веке

5 мин

Изучение нового материала

1. Работа с текстом. О ком говорится в начале произведения? Что связывало этих двух героев? Как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы понять, какие проблемы затрагиваются в произведении?

Ответы учащихся

Проверка знания текста



 - По мере выступления каждой группы, другая группа делает записи в таблице.

Работа в группах. Составление характеристик героев. Заполнение таблицы Выступление групп. Заполнение сравнительной таблицы

Развитие умения анализировать сюжет рассказа, составлять характеристику героев Отчет о результатах работы групп, составление характеристики героев

10 мин


 - В чем же заключался конфликт произведения? Запишите в тетради

Записи в тетрадях

Определение конфликта произведения

1 мин


Работа по теории литературы: Как вы понимаете слово "конфликт"?

Ответы учащихся

Повторение теории литературы

1 мин


 - Ссора между друзьями на псарне и их обида - это настоящая причина конфликта? В чем заключается внутренний конфликт?

Ответ учащихся: в разных взглядах на жизнь у героев, в разном понимании чести, достоинства, нравственности




 - Как понимают данную проблему герои? Работа в парах.

Примерные ответы учащихся: А.Г. Дубровский - дорожит свои человеческим достоинством, честью, не терпит оскорбления и обиды, не желает преклоняться перед богатым соседом, хотя и знает его силу и власть. К.П. Троекуров - не может позволить, чтобы кто-то поступил не по его воле, не оказывает должного почета и уважения другим, требует только уважения к себе, не может терпеть замечаний от бедных, пусть и дворян.

Развитие умения делать выводы

2 мин


Лексическая работа Как вы понимаете слова чувство собственного достоинства? Подберите противоположные по смыслу понятия.

Ответы учащихся: угодничество, заискивание, лесть

Обогащение словарного запаса

1 мин


 - Что явилось причиной ссоры Дубровского и Троекурова?

Ответы учащихся: причина ссоры старых друзей - стремление человека с чувством собственного достоинства нарушить несправедливость законов, опирающихся на власть, деньги.




Эвристическая беседа, частичный анализ, наглядный метод (Портрет Троекурова и Дубровского) Ребята, перед вами два портрета. Можно ли по внешним признакам определить героя произведения? Перед вами психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, характер. Вы видите фотокадры из художественного фильма "Дубровский". Исполняют роли главных героев замечательные русские актёры: Кирилл Лавров и Владимир Самойлов. Как вы считаете, почему Кирила Петрович Троекуров позволяет себе такое поведение к окружающим его людям?

Ответы учащихся (Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в своей безнаказанности).

Развитие умения анализа. Развитие коммуникативных навыков

3 мин


Динамическая пауза Проведите исследование причин ссоры Дубровского и Троекурова. Поработаете в парах. Возьмите лист с заданием. Найдите себе пару и заполните таблицу в рабочей тетради ученика. Прочитайте эпизод от слов "Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле…" до слов " "Но мысли его вскоре приняли другое направление…" (I глава). Задания для учащихся. Найдите цитаты, доказывающие виновность Троекурова в случившемся. Найдите цитаты, доказывающие виновность Дубровского в случившемся. Найдите цитаты, доказывающие виновность псаря Парамошки в случившемся.

Составление рассказа о жизни В. Дубровского. Записи в тетрадях.

Развитие умения составлять рассказ о герое произведения

10 мин


Проверка выполнения заданий учащимися Как вы считаете, в чём вина Троекурова? А Дубровского? Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина? На что он рассчитывал? (Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в своей безнаказанности).

Ответы учащихся (Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в своей безнаказанности).


5 мин

Проверка первичного усвоения материала

 - Почему Троекуров был рад "дерзкому замечанию" псаря? Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга? Сожалеет ли он о случившемся? Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова? Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского? Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся? Так кто же виноват в ссоре? Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров? (Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь)

Ответы учащихся (Замечание верного слуги льстило его самолюбию.) (Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.) (Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужи¬ном (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что "отпустил гостей и отправился спать", "на другой день первый вопрос его был" о Дубровском). (В письме Дубровский требует невозможного - равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может!) (Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его.) (Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь)

Определение усвоения учащимися материала

5 мин

Подведение итогов

1) Какие чувства испытывает человек от победы? 2) А испытывал ли Троекуров радость от этой победы? Почему? 3) Что терзает Троекурова? Каково его душевное состояние? 4) Ответ на вопрос: "Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?" на первый взгляд кажется простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы. 5) В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел?

Ответы учащихся 1) делятся опытом 2) Нет. Троекуров приобрел имение Кистенёвку. Но Троекуров не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых,". от природы он не был корыстолюбив". 3) Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А.Г. Дубровского. 5) Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно.

Развитие умения определять главную мысль произведения

5 мин

Домашнее задание

Задание по выбору: Перечитать главы 2-3. Подготовить устное высказывание по выбору: "Троекуров в суде: внешность, манера поведения, мимика"; "Дубровский в суде: внешность, манера поведения, мимика".

Запись домашнего задания


1 мин

Рефлексия

Продолжите фразу: Этот урок помог мне понять… На этом уроке я убедился в том, что… На уроке мне было …, потому что…


Выявление чувственного восприятия произведения учащимися

2 мин

 

Похожие работы на - Особенности обучения и воспитания одаренных детей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!