Организация социальной деятельности нефтегазового бизнеса России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,96 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация социальной деятельности нефтегазового бизнеса России















Организация социальной деятельности нефтегазового бизнеса России

Введение

Социальная ответственность (СО) - это вклад бизнеса в устойчивое развитие (УР) страны. Социально ориентированные компании являются частью процесса сохранения стабильности социальных и культурных систем в обществе. В последние годы вопросы социальной ответственности и устойчивого развития находятся в центре внимания всех ведущих нефтегазовых компаний в России и за рубежом. Причем, если десять лет назад под СО многие из них понимали только следование законодательным нормам и реализацию социальных проектов, то сейчас они говорят еще и о долгосрочном успехе, основанном на управлении социальными и экологическими рисками, и вкладе бизнеса в устойчивое развитие страны. То есть возросло само качество понимания данных процессов.

Актуальность настоящей работы обуславливается неоспоримой значимостью социальной деятельности всего нефтегазового комплекса для развития нашей страны. Работа направлена изучение организации социальной деятельности нефтегазового бизнеса.

Целью работы является изучение состояния социальной деятельности нефтегазовых предприятий России, а также определение специфики и места социальной деятельности в нефтегазовом бизнесе. В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

изучить нефтяную и газовую отрасли России;

рассмотреть современное состояние организации социальной деятельности нефтегазового бизнеса.

проанализировать проблемы и перспективы развития организации социальной деятельности в нефтегазовом комплексе России.

Предмет исследования - организация социальной деятельности в нефтегазовой промышленности.

Объект исследования - нефтяная и газовая отрасль промышленности.

1. Роль нефтяной и газовой промышленности в экономике РФ

Нефтегазовый комплекс - обобщенное название группы отраслей по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа и распределению продуктов их переработки.

Нефтяная промышленность наряду с газовой является одной из самых монополизированных отраслей промышленности в мире. В некоторых странах весь нефтяной комплекс находится под контролем государственных компаний, в других же этот сектор полностью принадлежит интернациональным гигантам - мировым ТНК. Большинство из них являются американскими, такими как «Mobil», «Chevron», «Exxon» и западноевропейскими компаниями, «Royal Dutch Shell» и «British Petroleum». Однако, необходимо заметить, что роль вышеупомянутых компаний и других, подобных им, на мировой арене постепенно снижается.

Нефтегазовый комплекс - это мощный и конкурентоспособный комплекс России, полностью обеспечивающий потребности страны в газе, нефти и нефтепродуктах, формирующий значительную долю ее консолидированного бюджета и валютных поступлений. От результатов работы нефтегазового комплекса зависят платежный баланс страны и поддержание курса рубля. Отрасли нефтегазового комплекса занимают ведущее место в экономике России. Российская Федерация обладает одними из самых крупных запасов нефти и газа в мире. Более 23 % запасов природного газа и около 6 % мировых разведанных запасов нефти находится на территории России.

Следует отметить, что Россия обладает большим углеводородным потенциалом, который позволяет реализовать прогнозы добычи нефти и газа до 2030 г., тем не менее, состояние минерально-сырьевой базы нефти характеризуется снижением текущих разведанных запасов и низкими темпами их воспроизводства.

Анализ состояния минерально-сырьевой базы нефти в России показывает, что большинство нефтедобывающих регионов не имеют промышленных запасов нефти, достаточных для поддержания высоких уровней добычи даже на ближайшие 10-15 лет. Из приложения 1 (см. Приложения) видно, что запасов нефти в России осталось приблизительно на 20-21 год.

Для удержания добычи нефти к 2030 г. выше 420 млн. т. в год потребуется прирастить не менее 12,5 млрд. т. новых запасов, из них 4,0 млрд. т. на открытых месторождениях за счет повышения коэффициента извлечения нефти. Следовательно, требуется срочно решить задачу перевода огромного нефтегазового потенциала страны в активные запасы нефти и газа и последовательно вводить их в разработку.

Структура промышленных запасов природного газа России выглядит предпочтительнее по сравнению со структурой нефтяных ресурсов (см. Приложения, приложение 2). По прогнозам аналитиков компании British Petroleum запасов природного газа в России хватит примерно на 76 лет.

В настоящее время запасы природного газа учтены по 837 месторождениям. Большая часть запасов (96,4 %) сосредоточена в 134 месторождениях крупнее 30 млрд. м3 (в том числе 28 месторождений с запасами более 500 млрд. м3).

Именно эти запасы и обеспечивают пока 98,6 % российской добычи газа.

По итогам 2011 г. в России сложились следующие тенденции развития нефтегазодобывающей отрасли:

рост цен на углеводородное сырье;

увеличение объемов добычи нефти и газа;

увеличение объемов разведочного и эксплуатационного бурения;

продолжение развития транспортной инфраструктуры;

расширение присутствия на перспективном для России рынке сбыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона;

перераспределение экспортных потоков в пользу дальнего зарубежья.

Среди российских сырьевых гигантов лидирующее положение по объемам добычи нефти и газа традиционно занимает ЛУКОЙЛ. В 2011 году компания добыла 76,9 млн. тонн (563 млн. баррелей) нефтегазового эквивалента. Далее следуют «Сургутнефтегаз» (49,2 млн. тонн), «Татнефть» (24,6 млн. тонн), ТНК (37,5 млн. тонн) и «Сибнефть» с добычей 26,3 млн. тонн. Государственная «Роснефть» с добычей 16,1 млн. тонн занимает лишь восьмое место, уступая СИДАНКО (16,2 млн. тонн). Всего на «большую восьмерку» крупнейших нефтяных компаний России приходится 83% добычи нефтегазового эквивалента (см. Приложения, приложение 3.).

В России в настоящее время выделяют 3 типа крупных нефтeкомпaний. Первый тип является основой ФПГ, и к ним можно отнести: ТНК, СИДАНКО, «Сибнефть». Данные нефтяные компании управляются выходцами из финансoво-банковской среды, поэтому их стратегия ориентируется на финaнсовый результат.

Зaметим, что одной из основных проблем нефтегазовой отрасли является тот факт, что уже разведанных месторождений нефти становится все меньше, более того выработка многих из них вскоре достигнет своего максимума. Причин того, что нефтяная промышленность столкнулась с подобной проблемой, может быть несколько, основная же из них заключается в нехватке финансирования геологической разведки новых месторождений. Ситуация ухудшается тем, что ресурс месторождений, где добычу осуществлять относительно легко, почти выработан.

Учитывая низкую степень подтверждения различных прогнозов относительно имеющихся на территории РФ запасов и высокую долю месторождений с высокими издержками освоения (из всех запacов нефти только 55% имеют высокую продуктивность), следует заметить, что общая обеспеченность нефтяными ресурсами Российской Федерации является небезоблачной.

Даже в Западной Сибири, где предполагается основной прирост запасов, около 40% этого прироста будет приходиться на долю низкопродуктивных месторождения с дебитом новых скважин менее 10 т в сутки, что в настоящее время является пределом рентабельности для данного региона.

Основной вклад в положительную динамику добычи нефти в 2012 году внесли три восточносибирских региона, а также Юг Тюменской области (см. Приложения, приложение 4).

Во всех этих регионах в 2008-2009 годах началась разработка новых местрождений: в Красноярском крае - Ванкорского, в Иркутской области - Верхнечонского, в Республике Якутия - Талаканского и Алинского, на юге Тюменской области - месторождений Уватской группы.

Максимальный вклад в общероссийскую добычу как в процентном, так и в физическом выражении в 2012 году был обеспечен Иркутской областью. В тоннаже добыча в регионе за год увеличилась на 3.5 млн. тонн. Прирост добычи обеспечили компании «Верхнечонскнефтегаз», которая увеличила добычу на 40.4% до 7.1 млн. тонн, «Иркутская нефтяная компания» - рост на 86.6% до 2.2 млн тонн, «Дульсима» - роста в 2.1 раза до 663.4 тыс. тонн. В 2013 году рост добычи в регионе продолжится, но темпы его будут меньше, так как Верхнечонское месторождении постепенно выходит на пиковый уровень. В 2013 году здесь будет добыто по плану 7.6 млн. тонн, что на 7% больше, чем в 2012 году.

На втором месте по приросту в физическом выражении Красноярский край, где в 2012 году добыча нефти выросла на 3.3 млн. тонн. В 2013 году рост добычи в крае продолжится, но темп роста также сократится.

В Тюменской области (без учета ХМАО и ЯНАО) прирост добычи по итогам 2012 года составил 1.5 млн. тонн, в Ресублике Якутия - 1.2 млн. тонн. Всего прирост добычи в четырех восточносибирских регионах плюс юг Тюменской области составил за 2012 год 9.5 млн.

Вместе с тем, продолжается спад в Ханты-Мансийском АО, который в физическом выражении составил по сравнению с 2011 годом 4.2 млн. тонн. За последние четыре года спад добычи в округе составил 17 млн. тонн - с 275 млн. тонн в 2008 году до 258 млн. тонн в 2012 году.

В ближайшие годы спад добычи в ХМАО продолжится. В 2013 году, по прогнозу администрации региона, добыча составит 255 млн. тонн, в 2014 - 253 млн. тонн, в 2015 - 250,9 млн. тонн. Остановить спад, в округе можно толь за чет освоения месторождений трудноизвлекаемой нефти.

В Ненецком АО снижение добычи продолжается третий год подряд. Причиной его является ошибка в оценке запасов на Южно- Хыльчуюском месторождении, разрабатываемом ЛУКОЙЛом. Очень вероятно, что в 2013 году спад добычи прекратится или существенно снизит темпы.

Также в числе регионов, существенно снизивших добычу в 2012 году, оказалась Сахалинская область. Снижение добычи является плановым, и оно наблюдается как в рамках проекта «Сахалин-1», так и в рамках проекта «Сахалин-2». Так, добыча в проекте «Сахалин-1» снизилась на 10,2% до 7,1 млн. тонн, «Сахалин-2» - на 4.5% до 5,5 млн. тонн. В 2013 году роста добычи в области не планируется. Скорее всего, даже будет спад примерно на 1 млн тонн. Возобновление роста ожидается в 2014 году, когда начнется добыча на месторождении Аркутун-Даги («Сахалин-1»).

В целoм, на сегодняшний день состояние нефтяного комплекса России можно охарактеризовать следующим образом:

уменьшается количество разведывательных скважин при постоянном увеличении количества замороженных или полностью выработанных;

снижается количество крупных местoрождений, наиболее удобных и выгодных для разработки крупными отечественными компаниями;

существует острая необходимость введения в эксплуатацию новых скважин, находящихся пусть и не в самых доступных районах, однако способных дать стимул для развития малого и среднего бизнеса в этих;

большой информационный разрыв между рынком технологий и работающими в этом секторе компаниями.

Российская Федерация обладает 35% от мировых запасов природного газа, внутри самой страны основные месторождения сконцентрированы в Западной Сибири.

Следующие месторождения считаются наиболее важными для страны: Заполярное, Сахалин-3, Русановское, Ленинградское, Штокмановское, Ямбург, Бованенковское, Заполярное, Уренгой. Все вышеперечисленные месторождения являются крупнейшими в мире. Такие залежи наиболее выгодны крупным игрокам, в подобных газовых бассейнах у малого и среднего бизнеса немного перспектив. Эффект масштаба здесь работает не в их пользу, а значит, что с экономической точки зрения, целесообразно такие бассейны предоставить в распоряжение крупных корпораций.

В 2012 году возoбнoвился спад рoссийской газoдобычи после двухлетнего периода роста (см. Приложения, приложение 5). Объем добычи составил, согласно данным Росстата, 653 млрд куб. метров, что на 2.7% ниже, чем в 2011 году.

Согласно данным Минэнерго, добыча газа в России в 2012 году сократилась по сравнению с 2011 годом на 2.2% до 655.1 млрд куб м.

Сокращение добычи происходило из-за уменьшения спрoса на рoссийский газ в Еврoпе вследствие эконoмических проблем еврoпейских стран, а также из-за обoстрения конкуренции на волне «сланцевой ревoлюции». Кроме того, в 2012 гoду былo oтмеченo сoкращение внутреннего потребления газа.

Вместе с тем, на фоне снижения суммарной дoбычи газа в 2012 году наблюдается заметный рост дoбычи пoпутного нефтяного газа (ПНГ). Согласно данным Росстата, дoбыча ПНГ выросла в 2012 текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6.0% до, достигнув рекордного уровня 62.8 млрд куб. метров (см. Приложения, приложение 6). Доля ПНГ в общем объеме газа составила по итогам 2012 года 9.6% - это максимальный показатель за последние годы. В 2011 году он составлял 8.8%.

Среди российских регионов наивысший темп роста добычи газа по итогам 2012 года продемонстрировали Томская область и Республика Саха (см. Приложения, приложение 7). Однако объемы добычи у этих регионов сравнительно невелики, поэтому их вклад в общий прирост также был небольшим.

Более заметный вклад в общую динамику внесла Сахалинская область, где рост добычи в отчетном периоде составил 6.3% или 1.4 млрд куб. метров. При этом в рамках проекта «Сахалин-2» было произведено 10.9 млн т сжиженного природного газа (СПГ), что на 1.9% превышает показатель аналогичного периода 2011 года. Отметим что производство СПГ на сахалинском заводе уже на 14% превышает его проектную мощность. В 2013 году добыча газа в Сахалинской области, согласно прогнозу местной администрации, должна вырасти на 7%.

Вместе с тем, основной газодобывающий регион страны Ямало- Ненецкий АО сократил добычу в 2012 на 4.0% или на 22 млрд. куб. Первоначально администрация региона рассчитывала, что по итогам 2012 года добыча газа в округе вырастет на 3.4% до 615 млрд. куб. метров за счет введения в эксплуатацию Бованенковского месторождения, однако начало добычи здесь несколько раз откладывалось. Только в конце октября месторождение было запущено.

Добычные мощности ЯНАО позволяют существенно нарастить добычу по сравнению с текущим уровнем. Только за счет Бованенковского месторождения добыча в округе может повыситься в 2013 году на 40 млрд куб. метров. Однако ситуация на мировом рынке сдерживает добычу в ЯНАО.

Гиганты нефтяного и газового рынка, такие как «Газпром», несомненно крайне важны для всей экономики страны. В России «Газпром» обеспечивает порядка 40 % всей используемой электроэнергии. Крупные игроки создают вокруг себя дополнительную инфраструктуру, к примеру «Газпром» обеспечивает рабочими местами 320 тысяч человек. Более того, корпорация таких размеров является дополнительным аргументом при решении международных вопросов. От газа, продаваемого «Газпромом» за рубеж зависит не одна европейская страна.

2. Программы социальной ответственности нефтяных компаний

социальный нефтегазовый промышленность

Можно выделить следующие виды социальных программ, развиваемых нефтяным бизнесом.

Развитие персонала проводится в рамках стратегии развития персонала с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников.

В число социальных программ по развитию персонала могут входить такие направления, как обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управленческих решений и др.

В ряде случаев для выполнения собственных социальных программ по развитию персонала коммерческие структуры могут пользоваться услугами общественных организаций и их специалистов.

Охрана здоровья и безопасные условия труда - это направление социальных программ нефтяных компании, которое обеспечивает создание и поддержание дополнительных, по отношению к законодательно закрепленным, норм охраны здоровья и условий безопасности на рабочих местах.

Социально ответственная реструктуризация - это направление социальных программ компании, которое призвано обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, прежде всего в интересах персонала компании1.

Распространенной практикой является проведение подобных программ в партнерстве с объединениями работодателей и местными, региональными, а в некоторых случаях и федеральными органами власти.

Природоохранная деятельность и ресурсосбережение - это направление социальных программ компании, которое осуществляется по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду.

В рамках данного направления социальной активности компании проводятся программы по экономному потреблению природных ресурсов, повторному использованию и утилизации отходов, предотвращению загрязнения окружающей среды, организации экологически безопасного производственного процесса, организации экологически безопасных транспортных перевозок, проводятся акции по озеленению, компании также проходят процедуру экологического аудита и т.п. мероприятия.

Развитие местного сообщества - это направление социальных программ компании, которое осуществляется на добровольной основе и призвано внести вклад в развитие местного сообщества.

Нефтяные компании оказываются вовлеченными в жизнь местного сообщества путем осуществления различных социальных программ и акций поддержки социально незащищённых слоев населения, оказания поддержки детству и юношеству, поддержки сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, спонсирования местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержки социально значимых исследований и кампаний и т.п.

Реализация социальных программ осуществляется как самими компаниями, так и при активном вовлечении заинтересованных сторон, выступающих в роли социальных партнеров компании. Можно выделить следующие типы социальных программ:

·собственные программы компаний;

·программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;

·программы партнерства с некоммерческими организациями;

·программы сотрудничества с общественными организациями;

·профессиональными объединениями;

·программы информационного сотрудничества со СМИ1.

Среди основных инструментов реализации социальных программ компании выделяют следующие:

·денежные гранты - форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований. Гранты - один из наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями бизнеса;

·благотворительные пожертвования и спонсорская помощь - форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций- получателей помощи и др.);

·социально значимый маркетинг - форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании;

·эквивалентное финансирование - форма адресной финансовой помощи, которая заключается в совместном финансировании социальных программ со стороны компании, органов государственного управления и некоммерческого сектора;

·социальные инвестиции - форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества;

·делегирование сотрудников компании - добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников;

·административный / социальный бюджет - финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.

Самой широко используемой формой предоставления социальной поддержки является социальный пакет. Появилось даже определение «стандартный социальный пакет». Правда как показала практика, каждый вкладывает свой смысл в это понятие. В структуре социального пакета можно выделить следующие составляющие:

Бизнес-инструменты:

oпредоставление служебной машины;

oпредоставление личного мобильного телефона;

oпредоставление личного компьютера;

oоплата подписки на периодические издания;

oоплата обучения.

Краткосрочные льготы:

oмедицинское страхование;

oстрахование от несчастных случаев на производстве;

oдотации на питание;

oоплата отдыха сотрудникам;

oоплата транспортных расходов;

oскидки на приобретение продукции компании;

oоплата билетов на посещение показов мод, концертов, театров.

3. Пути развития нефтяных компаний во благо всего населения России

В современной структуре мирового нефтяного бизнеса, которая сформировалась еще в 30-е гг. прошлого столетия, доминируют вертикально- интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Они являются наиболее известными и эффективно действующими нефтяными компаниями мира. Свой выбор в пользу ВИНК сделала и Россия. Под вертикальной интеграцией понимают объединение на финансово-экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств. В нефтяном бизнесе - это предприятия, относящиеся к последовательным стадиям технологического процесса:

разведка и добыча нефти;

транспортировка;

переработка;

нефтехимия;

сбыт нефтепродуктов и нефтехимикатов.

Указом Президента РФ о приватизации российской нефтяной промышленности № 1403 от 17 ноября 1992 г.устанавливалось три типа организации в данной отрасли:

* предприятия, вовлеченные в производство, переработку и распределение (предполагалось, что они войдут в состав ОАО "Роснефть");

* вертикально-интегрированные компании ("ЛУКОЙЛ", "ЮКОС" "Сургутнефтегаз");

* транспортные компании - одна для сырой нефти (ОАО "Транснефть") и одна для нефтепродуктов (ОАО "Транснефтепродукт"). (Таким образом, ликвидировалась прежняя жесткая структура нефтяного экспорта.)

По характеру функционирования и управления своими дочерними предприятиями образованные в РФ нефтяные компании являются холдингами, замыкающимися на единый технологический процесс.

Анализируя опыт создания ВИНК в странах Запада (Standard Oil, Gulf, Техасo, Shell и др.), а российские компании пошли по их пути, среди важнейших предпосылок вертикальной интеграции следует отметить следующие:

* стремление нефтяных компаний к контролю над рынками сбыта конечной продукции - сначала нефтепродуктов, а затем и нефтехимикатов;

* необходимость создания эффективно управляемой организации производства и сбыта, обусловленная природными, технологическими и экономическими факторами;

* возможность экономии на масштабах производства (концентрация капитала и производства, наличие единой инфраструктуры, возможности маневра капиталом, мощностями, потоками сырья и продукции способствуют сокращению удельных затрат в производстве и приводят к приросту сбытовой деятельности, росту массы и нормы прибыли);

* обеспечение в рамках вертикально-интегрированных структур контроля за источниками сырья;

* международный характер нефтяного бизнеса и его теснейшая связь с мировой и национальной политикой.

Многие эксперты отмечают, что процесс реструктуризации российских нефтяных компаний идет медленно и, кроме того, он неоднороден - некоторые компании с успехом провели первоначальные изменения, зачастую начинающиеся с внедрения современных форм отчетности и бухгалтерского учета, которые повышают прозрачность и способствуют пониманию структуры затрат, другие только задумываются о подобных реформах. Тем не менее для всех российских нефтяных компаний главная реструктуризация еще впереди, так как процессы реорганизации бизнеса, преследующие повышение его эффективности, тормозятся слишком благоприятной конъюнктурой рынка.

Очевидно, что реформы в нефтегазовом секторе экономики России приведут к значительным изменениям на предприятиях всего спектра нефтегазового комплекса - от гигантов до небольших компаний, что требует постоянного научного поиска и обоснованных методологических подходов к разработке стратегий развития нефтегазовых компаний, их эффективного управления в условиях конкурентной среды.

К ключевым стратегическим направлениям развития российского ТЭКа относится создание нефтегазовой бизнес-среды, участниками которой должны стать различные по размерам и специализации нефтегазовые компании. Эта бизнес-среда должна способствовать стабилизации и динамичному развитию российского ТЭКа, что подразумевает наиболее полное и эффективное использование всех его ресурсов и потенциала.

Пути совершенствования российских нефтяных компаний тесно связаны с необходимостью смены парадигмы конкуренции и конкурентоспособности - от сравнительных преимуществ (обусловлены факторами, находящимися в изобилии - сырьевые ресурсы, рабочая сила, инфраструктура, капитал и т.д.) к конкурентным (создание условий постоянного обновления, применение новых методов управления, инновации, информационные технологии и т.д.).

Декларированная в официальных документах стратегия развития ТЭКа, России позволяет сделать ряд выводов применительно к нефтяной промышленности. Во-первых, предприятия ТЭКа рассматриваются как важный источник финансовых ресурсов, а потому предполагается перенос на них возрастающего налогового бремени (что во многом уже осуществлено). Во-вторых, поддержка товаропроизводителей за счет "умелой" ценовой политики может вновь обернуться заниженными ценами на энергоносители для отдельных групп потребителей. В-третьих, намечается значительный структурный сдвиг в потреблении энергии, в частности нефтепродуктов - от промышленности к коммунально-бытовому сектору и пассажирскому транспорту (ранее эти потребители традиционно субсидировались). В-четвертых, растущие требования к охране окружающей среды и надежности энергоснабжения означают неизбежный рост внутренних издержек предприятий ТЭКа на добычу, переработку и транспортировку энергоресурсов.

Главным приоритетом названо повышение крайне низкой в настоящее время эффективности энергопотребления и энергосбережения. Для ВИНК это означает следующее: при сохраняющемся разрыве в энергоемкости производства из России выгоднее экспортировать сырье, а не продукты его переработки или конечную продукцию. Такое положение, по-видимому, сохранится еще достаточно долго; действенная политика энергосбережения в сочетании с низкими темпами возрождения отечественной экономики, вероятно, обусловит умеренные объемы внутреннего спроса на энергоносители как на макроуровне, так и на большинстве региональных рынков.

Следовательно, не противоречащая национальным приоритетам и имеющая своей целью наращивание добычи нефти и рост производства нефтепродуктов стратегия развития ВИНК может быть оправдана только при ориентации прироста предложения на внешние рынки, вытеснении конкурентов с внутрироссийского или региональных рынков и замещении конкурирующих видов топлива своей продукцией.

Государственная техническая политика в той части, которая имеет отношение к нефтяным компаниям, ориентируется на повышение экономической и энергетической эффективности всех стадий добычи, переработки, распределения и использования энергетических ресурсов; отказ от чрезмерной централизации энергоснабжения с приближением его к потребителям; экологическую и аварийную безопасность источников энергии и надежность энергоснабжения потребителей; разработку эффективных технологий добычи и переработки углеводородного сырья и т.д. Очевидно, ужесточение требований к надежности и экологической безопасности, а также децентрализация энергоснабжения неизбежно повлекут за собой рост расходов ВИНК.

Считается, что экономическим механизмом, который будет регулироваться государством и позволит реализовать эти цели, станет энергетический рынок. Причем роль государства сводится к формированию ценовой и налоговой политики, созданию конкурентной среды и разработке адекватного законодательства.

Однако наряду с этими достаточно ясными положениями в подходе к формированию регулируемого государством энергетического рынка имеются и определенные противоречия, которые необходимо учитывать при разработке стратегических целей развития отечественных ВИНК. Во-первых, расплывчата сама ценовая политика. Более того, цена самофинансирования в условиях России не всегда ниже цен мирового рынка (доказательство тому - розничные цены на отечественные нефтепродукты). Во-вторых, государство вряд ли в состоянии в одиночку создать полноценные хозяйствующие субъекты рынка и рыночную инфраструктуру. Это может сделать частный капитал, а государство лишь будет способствовать данному процессу, формируя благо- приятный климат. В-третьих, жесткая налоговая политика в отраслях ТЭКа плохо согласуется с намерением улучшить условия для самофинансирования и расширить круг отечественных и иностранных инвесторов.

Подобные неясности, хотя и затрудняют разработку целей стратегического развития и реструктурирования ВИНК, не являются непреодолимыми. С учетом их реального вклада в экономику России нефтяные компании могут строить стратегию своего развития достаточно независимо от государства при соблюдении всех правил, установленных последним. Более того, роль ВИНК в экономике современной России такова, что государство не может позволить себе не считаться с их интересами.

Заключение

В связи с тем, что нефть сохраняет свою значимость важного фактора экономического восстановления, компании нефтегазового сектора должны, не ограничиваясь краткосрочными решениями, направить основные усилия на формирование социально-устойчивой политики, которая была бы в состоянии обеспечить долгосрочный рост. В основе ее лежит, прежде всего, создание необходимых социальных условий для развития творческих возможностей человека, постоянного роста деловой квалификации и профессионализма, продвижения по службе, повышения заработной платы и улучшения социального обеспечения работников, привлечения их к управлению производством.

Такая социально-устойчивая практика рассматривает каждого работника как личность, имеющую разнообразные социальные потребности и интересы, которая, в свою очередь, поможет руководству компании выбрать такую стратегию развития, которая не только обеспечит компании выход из экономического кризиса, но и сделает ее сильнее, чем прежде. Создание эффективной социальной деятельности должно стать первоочередной задачей не только нефтегазового бизнеса, но и других отраслей промышленности.

Список использованных источников

1.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 416 с. - (Серия «Теория и практика менеджмента»).

.Браверман Э.М. Математические модели планирования и управления в экономических системах. - М.: Наука, 1976. - 368 с.

.Грудцина Л.Ю. Регистрация юридических лиц. Практические рекомендации. - М.: Бератор-пресс, 2003. - 240 с.

4.Котов Д.В. Организация производства на предприятиях нефтяной и газовой промышленности: Учеб.-метод. пособие. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2003. - 24 с.

.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Изд-во «Дело», 1994. - 704 с.

.Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (2-я редакция): Утвержд. Минэкономики РФ, Минфином РФ, ГК по строительству, архитектуре и жилищной политике, № ВК 477 от 21.06.99 . - М.: Изд-во «Экономика», 2000. - 421 с.

.Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: Инфра-М, 1999. - 336 с.

.Организация текущего ремонта скважин/В.С. Лесюк, М.И. Турко, И.Е.Шевалдин, В.И. Воробец. - М.: Недра, 1983. - 136 с.

.Лосев А.Г. Организация труда в производственном процессе.- М.: Машиностроение, 1971, 320с.

.Системный анализ и структуры управления. (Книга восьмая)./ Под общ. ред. проф. В.Г. Шорина. - М.: Знание, 1975. - 304 с.

.Смирнов Э.А. Теория организации: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2002. - 248 с. (серия «Вопрос-ответ»).

.Сорк Д.М., Заморенова Н.Г., Белоусов Е.Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник для среднего проф. образования. - М.: Мастерство, 2002. - 208 с.

.Сыромятников Е.С., Победоносцева Н.Н. Организация и управление в нефтедобывающих предприятиях. - М.: Недра, 1987.

.Сыромятников Е.С., Савицкий В.Б., Золотникова Л.Г. Организация и планирование производства на предприятиях нефтяной и газовой промышленности: Учебник для техникумов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Недра, 1985. - 284 с.

16.Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 512 с.

.Фатхутдинов Р.А. Организация производства. Учебник. - М.: Инфра-М, 2003. - 672 с.

.Чумаченко Н.Г. и др. Проектирование организационных структур управления. - Киев: Наукова Думка, 1979. - 258 с.

19.Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов/ В.В. Федосеев, А.Н. Гармаш, Д.М. Дайитбегов и др. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 391 с.

20.Ястремская В.Б., Сыромятников Е.С., Савицкий В.Б., Золотникова Л.Г. Организация и планирование производства на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. - М.: Недра, 1975. - 392 с.

21.

Похожие работы на - Организация социальной деятельности нефтегазового бизнеса России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!