Дистанционное обучение и его роль в образовании личности XXI века

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    92,01 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дистанционное обучение и его роль в образовании личности XXI века

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Факультет: математический

Специальность: Математика. Информатика

Кафедра: педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий

 

 

 

 

Курсовая работа

Дисциплина: педагогика

Дистанционное обучение и его роль в образовании личности XXI века

Автор работы студентка 503 группы,

дневной формы получения

образования

Галина Александровна Скребец

Научный руководитель,

З. С. Курбыко

 

 

 

Минск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. МЕСТО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

.1 История развития дистанционного образования в отечественной и мировой практике

.2 Особенности, возможности и формы дистанционного обучения

.3 Модели, преимущества и недостатки дистанционного обучения

ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ БЕЛАРУСИ

.1 Нормативно-правовая база и программное обеспечение дистанционного образования в Республике Беларусь

.2 Реализация программ дистанционного обучения в учреждениях высшего образования Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


Нынешний этап развития человеческой цивилизации характеризуется беспрецедентным сочетанием изменчивости, сверхвысоких темпов развития информационных и коммуникационных технологий.

Одной из реалий конца XX - начала XXI веков является интенсификация интеграционных процессов в мировом образовательном пространстве - тенденция. Которая становится одной из базовых категорий современной педагогики. Она развивается как в отдельных странах. Так и на региональном и глобальном уровнях. Интеграция в образовании - часть сложного процесса взаимодействия и взаимопроникновения национальных образовательных структур, ведущего к формированию единого мирового образовательного пространства.

Создание системы образования, соответствующей современному образу мира и способной подготовить население нашей планеты к жизни в его условиях - одна из наиболее принципиальных и актуальных проблем общества, в котором развитость и совершенство методов и средств современных информационных и коммуникационных технологий создают реальные возможности для их использования в системе образования. Именно с данными технологиями связываются реальные перспективы построения открытой дистанционной образовательной системы, позволяющей не только каждому человеку выбирать свою траекторию обучения, но и каждому образовательному пространству на уровне страны или региона реально взаимодействовать с другими и выводить подобную кооперацию на глобальный уровень.

Дистанционное обучение, набирающее силу в последнее десятилетие является одной из тех систем, которая способна внести большой вклад в развитие международного взаимодействия в решении ряда важных гуманитарных задач: повышение качества образования в мире, совершенствования человеческого ресурса, обеспечения возможностей эффективного переноса знаний из одной части мира в другую, относительное выравнивание уровней развития образовательных систем. Дистанционная форма образования дает возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией. Независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования предлагают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработным и т.д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно такая форма образования может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Можно предположить, что дистанционное обучение станет в XXI веке самой эффективной системой подготовки и непрерывного поддержания высокого квалифицированного уровня специалистов.

Актуальность проблемы и ее значимость для педагогической науки и практики обусловили выбор темы исследования: «Дистанционное обучение и его роль в образовании личности XXI века»

Цель исследования - установить условия эффективности дистанционного обучения в учреждениях образования республики.

Для достижения цели были определены задачи исследования:

.        Проанализировать литературу по проблеме исследования.

.        Определить возможности дистанционного обучения.

.        Выявить преимущества и недостатки дистанционного обучения.

Объект исследования: дистанционное обучение.

Предмет исследования: использование дистанционного обучения как нового средства получения знаний.

При достижении цели, решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта учреждений образования.

ГЛАВА 1. МЕСТО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

дистанционный образование нормативный обучение

1.1 История развития дистанционного образования в отечественной и мировой практике


Создание системы дистанционного обучения как одной из информационных технологий стало новым шагом в образовательном процессе в целом, все более и более доступной формой обучения для самых широких слоев населения. Его актуальность обусловлена и тем, что знания становятся основным капиталом человека. По оценкам специалистов, дистанционное образование является наиболее перспективной формой образования в XXI веке.

Сам термин «дистанционное обучение» до сих пор не получил единой трактовки. Традиционно определения дистанционного обучения включают такой элемент, как «удаленность» обучаемого от обучающего. По мнению А.В. Хуторского, «дистанционное обучение - это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики,педагоги, тьюторы и др.), имея пространственную или временнýю удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования»[19, c.12]. В связи с этим особое значение приобретает взаимодействие участников образовательного процесса. Так, Д. Гаррисон и Д. Шейл отмечают, что при дистанционном обучении большая часть общения между преподавателем и обучающимся (обучающимися) происходит не напрямую, так как инструктор-преподаватель и обучающийся разделены в пространстве и времени. Поэтому такое обучение должно предусматривать двухстороннюю связь между преподавателем и обучающимся с целью поддержки и облегчения процесса обучения на основе использования различных технологий Взаимодействие рассматривается как ключевой элемент дистанционного обучения в определении, принятом Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования: «Дистанционное обучение - взаимодействие преподавателя и обучаемых между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами,предусматривающими интерактивность)»[9, c.7].

Значение технологий подчеркивается и в определении, принятом Ассоциацией дистанционного обучения США: «Дистанционное обучение - это приобретение знаний и умений благодаря связке информации и учения, включающей в себя все технологии и другие формы обучения»[9, c.7]. Следуют этой традиции и белорусские теоретики (Тавгень, Андреев), определяющие дистанционное обучение как «систему организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности и эффективности образовательного процесса»[16, c.14]. Кодексом РБ об образовании дистанционная форма получения образования определяется как вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий [5, ст. 17 п. 1].

Российская исследовательница Е. Полат фиксирует инновационный характер дистанционного обучения, рассматривая его как новую форму образования, отличную от привычных очной и заочной, и обращает внимание на особое значение «специальных организационных мер для обеспечения новой формы взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой»[15, c.13].

Из приведенных высказываний видно, что удаленность, технологии, взаимодействие, специфическая организация (Дж. Киган назвал ее «индустриальной») - ключевые термины большинства дефиниций дистанционного обучения. В связи с этим наиболее точным, на наш взгляд, представляется определение, предложенное М. Муром и Дж. Кирсли, которые трактуют дистанционное обучение как «плановое обучение, обычно происходящее вдали от места преподавания и поэтому требующее специальной методики разработки учебных пособий, особой стратегии преподавания, особых средств коммуникации посредством электронных или иных технологий, равно как и специальных организационных и административных решений»[9, c.8].

После анализа литературы по теме исследования установлено, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята Я. Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования.

В истории дистанционного обучения достаточно отчетливо прослеживаются две традиции, различение которых в значительной мере даёт ключ к пониманию смысла противоречий, возникающих при определении и попытках найти единую или единственно правильную трактовку понятия дистанционного образования.

Первая - традиция корреспондентного образования, основанного на образовательной коммуникации на расстоянии посредством корреспонденции (сначала - с помощью обычной регулярной почты, затем - электронной).

Идеи этих двух традиций дистанционного образования принципиально отличаются.

В основании первой традиции лежит идея особенности дистанционного образования как формы образования, принципиально отличающейся от очного образования изначальной образовательной ситуацией, в которой учащийся и обучающий изолированы друг от друга: обучающий учит в одном месте и в одно время, учащийся учится, в значительной мере самостоятельно, - в другом месте и в другое время.

В основании второй традиции - идея дистанционного образования как транслированного на расстояние очного образования. Здесь отличие дистанционного образования от очного не в дидактике, а в способе или технологии доставки.

Таким образом, если корреспондентная традиция дистанционного образования отличается от традиции очного образования технологией образования, то трансляционная - технологией доставки образования.

В курсовой работе мы рассмотрим подробнее развитие системы корреспондентного образования. В её рамках можно выделить три поколения.

Первое поколение - это поколение частных образовательных учреждений, возникших на основе курсов по переписке частных корреспондентных школ и создававшихся также по частной инициативе учредителей или администрации внешних отделений при университетах и колледжах.

Хронологически данное поколение занимает период с 1840 года, даты появления первого регулярного курса корреспондентного обучения стенографии Айзека Питмана, до апреля- мая 1929 года, когда постановлениями сначала ЦК ВКП(б), а потом коллегии Наркомпроса были определены принципы и организационные основы советской государственной системы заочного обучения в вузах и средних специальных учреждениях.

Наиболее известные частные корреспондентные школы второй половины ХIХ - первой трети ХХ вв. были учреждениями дополнительного образования, предлагавшими, в первую очередь, краткосрочные профессионально- технические курсы повышения квалификации (обучения технике стенографии, бухучёта, перевода, технике безопасности и т.п.) и различные курсы предэкзаменационной подготовки (например, Skerry's College в Эдинбурге готовил кандидатов к экзаменам Гражданской службы, University Correspondence College в Кембридже - выпускников не аккредитованных английских колледжей к экзаменам на степень бакалавра в Университете Лондона, Diploma Correspondence College в Оксфорде - к вступительным экзаменам в Оксфордский университет). Это были, кроме того, первые специализированные учреждения дистанционного образования.

Будучи сугубо дополнительным и частным образованием, дистанционное образование первого поколения не было официально признано и уж тем более не существовало никакой государственной системы и даже отдельных государственных институтов, так или иначе способствовавших развитию дистанционного образования. Но это не мешало ему, именно в качестве дополнительного платного образования, быть вполне востребованным и рентабельным, заложив начало обучения на расстоянии как перспективного коммерческого предприятия с обширным потребительским рынком. Действительно, «курсы по переписке», - отличавшиеся разнообразным и гибким ассортиментом, высокой степенью независимости от места и времени получения образования, доступной ценой, отсутствием дискриминационных ограничений, связанных с полом, национальностью, вероисповеданием и пр., - пользовались обоснованно широким спросом. Главным адресатом этих курсов был многочисленный и быстро растущий социальный слой грамотных, взрослых, инициативных, самостоятельно зарабатывающих людей, чья карьера в условиях динамичной экономики и общественной жизни эпохи свободной конкуренции самым непосредственным образом зависела от возможности не отходя от дел, в сжатые сроки повысить или расширить свою профессиональную квалификацию и, тем самым, социальную мобильность и конкурентоспособность.

Особенным в дидактике корреспондентных школ с самого начала были гибкость и подвижность сроков и темпа учебного процесса, высокая степень автономии учащегося, основанное на общей исходной дидактической установке признания независимости студента прагматическое и неформальное отношение к промежуточной и итоговой аттестации и оценке как к средству мотивации и самоконтроля, а не как к цели и конечному результату обучения, завершающегося получением сертификата, модульная организация предметного содержания курсов, обеспечивающая более высокую степень их вариативности и, с другой стороны, облегчающая почтовую доставку.

Дистанционное образование второго поколения - советская система заочного обучения, на этапе своего становления и самоопределения сохранявшая непосредственную преемственность с первым периодом, с начала 30- ых годов приобретает существенно отличный статус и меняет организацию и дидактику. Став из формы дополнительного образования формой основного, дистанционное образование советского образца испытало на себе все положительные и отрицательные последствия превращения в часть плановой государственной системы.

Положительные следствия превращения дистанционного образования в государственную систему для развития его теории и практики очевидны и, в целом, хорошо известны. Были учреждены специализированные государственные заочные учрежеднения высшего образования (в 1940/41 гг. таких вузов было 18), ставшие центрами не только практики дистанционного образования, но и специальных научно-методических и учебно-методических исследований и разработок, открыты заочные отделения в большинстве «дневных» учреждений профессионального образования, в 1939 году учреждена заочная аспирантура, созданы заочные общеобразовательные школы. Дистанционное образование стало темой теоретических и прикладных исследований в целом ряде НИИ, предметом учебных курсов в педагогических учреждениях высшего образования и центрах повышения квалификации. В государственных органах управления образованием созданы специализированные отделы дистанционного образования, признана эквивалентность дипломов об образовании, независимо от его очной или заочной формы, установлена единая система аттестации, оценки, контроля качества, установлена система социальных льгот для заочников.

В начале 50-х годов, в дополнение к сети заочных образовательных учреждений и подразделений создана сеть из более чем 200 учебно-консультационных пунктов (УКП) - первых сетевых «сайтов» дистанционного образования. Складывается разделение труда и межотраслевая централизованная система разработки и создания специальных методических и дидактических материалов для студентов-заочников. Предприняты первые систематические попытки применения в заочном образовании новых технологий телекоммуникации и записи учебной информации на новых носителях: уже в 1928 г. был создан «первый рабоче-крестьянский университет по радио», в 1930 преобразованный в Институт заочного обучения по радио (ИЗОР) с филиалами на местах; в 1964-65 гг. на основе учебных планов Всесоюзного заочного политехнического института на ленинградской студии, а потом на студии Центрального телевидения в Москве разрабатывались телеверсии лекций для студентов-заочников; на УКП и в филиалах вузов, начиная с 50-х гг., создаются мультимедиатеки, включающие аудиозаписи лекций известных профессоров, учебные диа- и кинофильмы.

На наш взгляд, советская система заочного обучения стала первой системно организованной, реализующей сертифицированные государством образовательные программы всех уровней, основанной на институционально оформленном разделении труда моделью дистанционного обучения.

Дополнительным, но также весомым фактором, определившим специфику заочного обучения как модели дистанционного образования, особенно на стадии её формирования в 30-е годы, был низкий уровень развития в СССР почтовых коммуникаций, а в 50-60-ые- относительная дороговизна услуг междугородной телефонной сети и слабая телефонизация отдалённых, сельских районов, небольших населённых пунктов.

Совокупность всех факторов привели к неофициальной, но от этого не менее устойчивой трактовке заочного обучения как «усечённого» очного, к фактической дискриминации.

Советская система заочного обучения, ставшая исторически первой государственной системой дистанционного обучения и выпустившая за время своего существования миллионы дипломированных специалистов по многим основаниям, и исторически и логически, может считаться прямой предшественницей третьего поколения корреспондентного дистанционного обучения.

Установлено, что начало третьему поколению дистанционного образования было положено учреждением Открытого Университета Великобритании в 1969 году.

Открытый Университет Великобритании (OUUK), до сих пор остающийся одним из крупнейших и, безусловно, самым авторитетным центром дистанционного образования в мире, своего рода «хранителем печати» дистанционного образования, стал таковым в значительной мере благодаря конструктивному синтезу предшествующих моделей дистанционного образования, соединив принцип автономии и приоритета образовательных потребностей и интересов студента, присущий корреспондентным школам, свойственные советскому заочному обучению принципы системной организации и сочетания особым образом организованных очных занятий с планомерной самостоятельной работой студентов в рамках освоения основных профессиональных образовательных программ.

Интегральной является и организационная форма OUUK, соединившего структуру и принципы управления классических британских университетов с характерными для заочных ВУЗов и ССУЗов специализированными подразделениями, сетью филиалов и консультационных пунктов и типичными для корреспондентных школ маркетинговыми и дистрибутивными службами.

Для разработки курсов формируются специальные «команды курса» (course team), куда входит, как правило, 7-9 экспертов: прежде всего, специалисты по курсовому дизайну (проектированию) и предметному содержанию курса. Создание таких специальных команд считается инновацией и «коньком» OUUK.

То же требование дидактической целесообразности определяет место и роль в британской модели очных (резидентных) групповых занятий - тьюториалов и выездных школ: очные занятия необходимы, когда без них невозможно или значительно труднее достичь выполнения дидактических целей курса, например, сформировать умение коллективно решать групповые, управленческие задачи, взаимодействовать с коллегами.

Представляющий собой одну из существенных составляющих британской модели мониторинг качества образования, включающий проверку и подробное рецензирование письменных работ тьютором, выборочную перепроверку этих работ и проверку тьюторских рецензий тьютором - монитором, анкетирование тьюторов и студентов по поводу качества учебных и методических материалов, студенческой поддержки, используемых технологий, - обеспечивая как текущую аттестацию студентов и тьюторов, так и, в целом, обратную связь между академическими отделами и службами и учебным процессом, придаёт законченный вид всей модели как системе дидактической интерактивной асинхронной коммуникации.

Установлено, что дистанционное обучение распространено в США.

В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. Эти программы оказались настолько успешными, что они стали прецедентом «распространения высококачественного образования» для студентов из разных городов. В то же время появилась возможность передачи телекурсов через спутники по всей территории США, в Европу, Австралию, в Китай [10, с. 95-97].

В 1984 г. эти программы привели к образованию Национального технологического университета (National Technological University, NTU). К 1991 году он превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в г. Форт-Коллинз, штат Колорадо. Опыт NTU был изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета. NTU практически полностью финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами - работодателями студентов. После шести лет работы в 1991 г. суммарный доход NTU составил 13,5 млн дол., а в 1995 г. NTU предоставил больше инженерных магистерских программ, чем любая другая организация США.

После анализа деятельности дистанционных центров установлено, что по программам дистанционного образования в США сегодня обучаются более миллиона студентов, с 1989 г. принимающих учебные курсы через Систему публичного телевещания (Public Broadcasting System, PBS - TV). Программа обучения взрослых (PBS Audit Learning Service) с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами. Программа предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам, доступны по всей стране, а через спутники в других странах.

Интересным представляется то, что вооруженные силы США также используют возможности образовательных институтов для передачи учебных курсов своим служащим в других странах. Например, программа Американского открытого университета Нью-Йоркской технологической школы уже несколько лет контролирует изучение курсов моряками на кораблях, находящихся в плавании.

В Европе дистанционное образование в основном развивается в университетах, которые финансируются правительством и предоставляют курсы с использованием телевидения и радио, в последнее время все больше используя компьютерные технологии. Программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах.

Дистанционное обучение в Европе получило интенсивное развитие в начале 70-х годов. Это было связано с созданием ряда открытых университетов. В настоящее время в каждой европейской стране существует группа учебных заведений, реализующих дистанционные программы. Методики такого обучения достаточно хорошо отработаны. Представляют интерес программы обучения с применением новых информационных технологий, включающие спутниковое телевидение, компьютерные сети, мультимедиа и т.п.

Показателен в этом смысле пример Национального университета дистанционного образования в Испании. Этот университет является одним из крупнейших учебных заведений Испании. Он включает 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом (Бонн, Брюссель, Женева, Лондон, Париж и др.). Его студенты также имеют возможность обучаться в Нью-Йорке и Риме.

В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления с использованием методов дистанционного обучения.

В системах дистанционного обучения, не использующих принцип обратной связи, информация, необходимая для проведения лекций, семинарских и других видов занятий, обычно централизованно фиксируется на видеокассете или видеодиске. Дополнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи на магнитных дисках. Далее указанные материалы пересылаются, в том числе по компьютерным сетям, непосредственно в учебные заведения, где они используются при проведении учебных занятий. Такой метод применяется, например, Национальным центром дистанционного образования во Франции. Основанный в 1939 г. сегодня он обеспечивает дистанционное обучение более 35 тыс. пользователей в 120 странах мира. В подготовке 2500 учебных курсов принимают участие около 5 тыс. преподавателей[9].

На наш взгляд важно то, что наряду с программами, рассчитанными на массовую аудиторию, получили широкое распространение адресные циклы лекций и занятий, позволяющие обучающимся по окончании курса сдать экзамены и получить соответствующий диплом, сертификат и т.п. Одним из примеров реализации такого направления дистанционного образования могут служить телевизионные курсы Балтийского университета. Созданный в Швеции, он объединяет более 50 университетов Балтийского региона. Используя системы спутникового телевидения (СТВ), студенты и научные работники 10 стран имеют возможность осуществлять научные и образовательные контакты по тематике, представляющей совместный интерес. В 1991-1992 гг. такой тематикой была проблема охраны окружающей среды Балтийского региона, а в 1993-1994 гг. проблемы развития народов Балтийского региона[9].

После анализа опыта зарубежных организаций установлено, что дистанционное обучение развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса. Следует отметить, что дистанционные образовательные программы в области бизнеса составляют четвертую часть всех программ высшего дистанционного образования.

Таким образом, долговременная цель развития дистанционного обучения в мире - сделать возможным для каждого обучающегося, в любом месте, изучить программу обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от ограниченной концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределить знания посредством обмена образовательными ресурсами.

1.2 Особенности, возможности и формы дистанционного обучения


Дистанционное обучение <#"876396.files/image001.jpg">














Рисунок 2.2 - Структура центра дистанционного образования Барановичского государственного университета.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!