Налогово-бюджетная политика: проблемы России и зарубежный опыт

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    68,29 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налогово-бюджетная политика: проблемы России и зарубежный опыт

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации

Алтайский филиал





КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Макроэкономика

Тема:

Налогово-бюджетная политика: проблемы России и зарубежный опыт



Выполнила: студентка 2151 группы

Ожгихина Анастасия Александровна

Проверила: к.э.н., доцент

Торгашова Наталья Александровна




Барнаул, 2016

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие, сущность, виды и эффективность налогово-бюджетной политики

.1 Понятие, виды и сущность налогово-бюджетной политики

.2 Эффективность бюджетно-налогового администратирования. Кривая Лаффера

.3 Социально-экономическая направленность налогово-бюджетной политики

Глава 2. Процесс проведения налогово-бюджетной политики в России и зарубежом

.1 Бюджетно-налоговая политика России. Ее тенденции и перспективы

.2 Бюджетно-налоговая политика. Зарубежный опыт (на примере США)

Заключение

Библиографический список


Введение


Государственное регулирование рыночной экономики происходит двумя путями: либо прямым воздействием (непосредственное участие государства в экономике в качестве субъекта), либо косвенным, когда государство воздействует на экономику путем использования финансового механизма. Основными методами этого финансового механизма являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты. Эти инструменты создают условия для функционирования государства. Налогово-бюджетная политика, как инструмент финансового механизма, используется государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, чтобы стабилизировать состояние экономики, проводить антициклическаие меры, предотвращать кризисные явления.

В условиях рыночной экономики налогово-бюджетная политика является одной из основополагающих частей экономики всего государства. Именно в этих условиях особенно важно знать сущность, цели, виды и инструменты налогово-бюджетной политики, а также механизм ее действия, чтобы правильно регулировать возникшую ситуацию в стране.

Налогово-бюджетная политика представляет собой политику правительства в области государственных расходов и налогообложения, посредством изменения их объемов. Такая политика, как основной рычаг в изменении экономики страны, должным образом не применяется, потому что экономическая политика государства - это очень сложный механизм, требующий вмешательства со всех сторон. Только со стороны налогообложения и государственных расходов не подойти, регулирование должно происходить на более углубленном уровне.

Тема, рассмотренная в курсовой работе, является актуальной на современном этапе, потому что финансовый механизм является наиболее уязвимым в рыночной экономике, а основным методом регулирования является налогово-бюджетная политика.

Цель курсовой работы - рассмотрение основных характеристик налогово-бюджетной политики России, опираясь на теоретический анализ налогово-бюджетной политики, форм и методов государственного регулирования бюджетной и налоговой систем, используемых в стране на данном этапе.

Задачи:

раскрыть сущность и роль налогово-бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики;

выявить социально-экономическую направленность налогово-бюджетной политики России;

рассмотреть опыт проведения налогово-бюджетной политики на примере зарубежных стран.

Объектом исследования является налогово-бюджетная политика в России.

Предметом исследования выступает изучение теоретического понятия и сущности бюджетно-налоговой политики, выделение ее роли для экономики страны, сопоставление процесса проведения бюджетно-налоговой политики в России и за рубежом.

Безусловно, невозможно рассмотреть полностью и досканально налогово-бюджетную политику, это очень сложный механизм, требующий достаточно глобальных политических и экономических знаний, но в данной работе сделана попытка рассмотреть вопрос налогово-бюджетной политики как инструмента регулирования экономики страны.

В работе были рассмотрены работы таких экономистов, как И.А. Майбуров, А.И. Лученок, В.А. Николаев, высказывания известных политических деятелей, информация Министерства финансов о доходах и расходов, располагаемые ЦРУ данные о бюджете США.

Глава 1. Понятие, сущность, виды и эффективность налогово-бюджетной политики

 

.1 Понятие, виды и сущность налогово-бюджетной политики


Основными методами вмешательства государства в экономику являются налогообложение и бюджет. Данные понятия тесно связаны между собой , поэтому экономисты чаще говорят о налогово-бюджетной политике. В большинстве случаев используют синоним термина «налогово-бюджетный» - «фискальный» (от лат. fiscalis - относящийся к казне).

Фискальная политика осуществляется с помощью мощных инструментов - налогообложения и государственных расходов. Такая политика образует денежный фонд, с помощью которого и обеспечиваются финансовые условия деятельности государства, посредством которых регулируется национальная экономика.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что фискальная, или налогово-бюджетная политика - это меры, принимаемые правительством государства в социально-экономических целях, изменяя объем доходов и расходов государственного бюджета. По своей сути, фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.

На основе двух рычагов экономики: налогообложения и государственных расходов различают два вида налогово-бюджетной политики: дискреционная и нецискреционная.

Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое правительством государства для регулирования совокупного спроса и предотвращения резких колебаний экономического цикла. В этом определении выражено предназначение такой политики, как некого "механического" стабилизатора, приводимого в действие правительством каждый раз при изменении экономической ситуации. По мнению экономиста Матвеевой Татьяны Юрьевны такая политика должна иметь множество разветвлений и исходов, чтобы содержание разделов дискреционной фискальной политики работали в различных фазах экономического цикла.

Одним из способов в борьбе с безработицей, а следовательно стабилизации экономики, является государственная программа занятости. Данная программа исполняется за счет государственных средств, а так же средств местных органов власти. Например, в период кризиса 1929-1933 гг. действовала программа по организации общественных работ. Государство провело работу по организации различных видов работ для безработного населения по принципу "лишь бы занять", в некоторых случаях это доходило до абсурда - когда одни капали ямы, а другие следом их же закапывали. С точки зрения экономики, такие программы были малоэффективны, ведь главная цель подобных программ состояла лишь в том, чтобы просто снять социальное напряжение в обществе в ситуации быстрого и массового роста безработицы, никакой пользы государству они не приносили. Такие программы были довольно расточительны, поэтому гораздо эффективнее проводить регулярную антициклическую политику, нежели бороться с кризисом не самым эффективным путем. Конечно, такие программы могут использоваться. Так, например, для увеличения занятости государству можно использовать способ поощрения мелких предприятий, которые обеспечивают достаточно высокую занятость на своем производстве.

Государство должно проводить стратегически точную программу в области занятости в ситуации нормального экономического развития, чтобы в тот момент, когда страна впадает в репрессию, когда люди массово теряют работу, эта программа эффективно работала. Однако взвешенная налогово-бюджетная политика должна проводиться не только с учетом финансовых интересов государства, но и самих жителей и предприятий. Ведь именно они составляют основной поток налоговых поступлений.

В период экономического спада следует применять стимулирующую фискальную политику. Она достигается, с одной стороны, за счет уменьшения налоговых поступлений, посредством снижения ставок налогов и увеличения различных налоговых льгот, а с другой стороны, за счет увеличения бюджетных расходов посредством государственных закупок, дополнительных трансфертов социальной и инвестиционной направленности. Эти процессы приводят к неизбежному существованию бюджетного дефицита, но его опасаться не стоит, если, конечно, у государства изначально установлены жесткие ограничения на размеры этого дефицита. Такая программа образует стимулирующий эффект в первую очередь за счет увеличения совокупного спроса, поскольку уменьшение налоговых ставок увеличит денежную массу у домохозяйств и фирм, которые, в свою очередь, будут использовать ее на текущее потребление. Увеличение государственных закупок, действует в том же направлении, увеличивая занятость и расширяя спрос на ассортимент товаров и услуг.

В период экономического подъема следует применять сдерживающую фискальную политику. Она достигается зеркально противоположными стимулирующей политике рычагами за счет увеличения налогового бремени посредством увеличения налоговых ставок и сокращения налоговых льгот.

Регулирующая и стимулирующая функции налогов тесно связаны, но между ними есть существенные различия. Если регулирующее действие ориентированно в основном на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономическим процессам. Она в большей степени учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Посредством стимулирующей функции налоговая система может создавать стимулы к труду, поощрять развитие различных форм предпринимательства и видов производственной деятельности. Правда, возможно и другое, когда под непосильным налоговым бременем сворачивается деловая активность. В таком случае стимулирующая функция налогов действует со знаком минус.

Следует говорить о стимулирующем и сдерживающем аспектах налогов. Если первая проявляется в формировании посредством налогообложения определенных стимулов, то суть сдерживающего аспекта состоит, напротив, в формировании посредством налогообложения барьеров для развития определенных нежелательных процессов. В части, путем повышения ставок налогов для отдельных видов деятельности можно избирательно ограничить их распространение. Повышенные акцизы на социально вредные товары в значительной степени также могут ограничить их предложение. Однако следует иметь в виду, что выравнивание налоговыми ставками имеет ограниченный потенциал: при сохранении спроса оно будет повышать цену. а часть производства может уйти в теневой сектор.

Необходимо отметить, что сдерживающий аспект в определенной мере является зеркальным отражением стимулирующего. Например, при помощи увеличения доли косвенного налогообложения можно дестимулировать процесс потребления и стимулировать накопление, а значит, и инвестиции. Прибегнув к использованию высоких импортных пошлин, можно способствовать сокращению потребления иностранных товаров и стимулировать отечественное производство.

По всей кажущейся однозначности и простоте действий фискальной политики в условиях экономического спада или подъема, по мнению И.Н. Мысляевой, демонстрируют на практике определенные проблемы:

Во-первых, возникает проблема возможных ошибок прогнозирования. Для того чтобы выбрать правильные меры такой политики и определить время начала их применения, нужно досконально проверить текущее состояние экономике и правильно найти поворотную точку и направление изменения экономической ситуации.

Во-вторых, присутствует проблема лагов, т.е. временных разрывов, возникающих между началом изменения экономической ситуации, применением мер воздействия на экономику и непосредственно самим моментом, когда это воздействие начнет приносить определенный результат.

Основу таких лагов составляют:

а) Лаг распознавания проблемы - разрыв, образующийся между самим началом неблагоприятных изменений в экономике, распознавания этой проблемы и принятием высших органов власти решения об устранении этих изменений;

б) Лаг выработки и принятия решений - естественный разрыв, связанный с демократическими процессами и процедурами принятия решения, применением регулирующего воздействия и выпуска соответствующего нормативно-правового акта;

в) Лаг практической реализации решения - разрыв, образующийся от момента принятия акта, момента вступления его в силу и началом практических действий государственных служб, ответственных за его реализацию;

г) Лаг воздействия - разрыв, образующийся между началом практических действий по реализации решений правительства и моментом, когда эти действия начнут приносить ожидаемый результат.

Именно из-за этих лагов дискреционную фискальную политику зачастую называют "сказкой о потерянном времени". Сокращение количества этих лагов достаточно сложная, но вполне решаемая задача, требующая значительной слаженности и оперативной работы органов государственного управления.

В-третьих, проблема оппортунистического поведения политиков, проявляющегося в тех случаях, когда политики имеют в качестве основной цели не социально-экономическое состояние населения, а максимизацию своего срока пребывания у власти. Эта проблема актуальна в современном мире, она накладывает существенные ограничения на выбор тех или иных регулирующих воздействий.

Перечисленные проблемы, безусловно, ухудшают возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на изменения экономики страны.

Недискреционная налогово-бюджетная политика подразумевает автоматическое изменение величины налогообложения и размера госзакупок и трансфертов при каких-либо переменах экономического положения страны, закладываемое правительством для управления совокупным спросом, уровнем занятости и исключения острых колебаний экономики страны в целом. Предназначение данной политики как раз состоит в том, чтобы антициклическое регулирование реализовывалось по принципу некого автоматического стабилизатора, приводимого в действие автоматически при изменении экономического положения без дополнительного регулирующего вмешательства правительства. Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются:

) Налоговая система. Она должна быть эластичной по отношению к изменению финансовой конъюнктуры, должна быть настроена на существенные изменения величины налоговых поступлений. В этап, когда экономика прогрессирует, без реального сдвига ставок налоговой системе необходимо увеличивать налоговую нагрузку и величину налоговых поступлений, создавая тем самым излишек в госбюджете. В этом случае располагаемые доходы населения снижаются, что сдерживает рост потребительских расходов, и препятствует отрицательным последствиям для экономики страны целиком. В период регресса, напротив, налоговая нагрузка и объем налоговых изъятий должны видно уменьшиться, что приведет к увеличению денежной массы непосредственно у населения, что увеличит потребительские расходы и вложения, повышающие спрос;

) Система бюджетных трансфертов населению. Фундамент подобной системы образует комплекс различных пособий населению, особенное место среди которых занимают пособия по безработице. Правительство заранее формирует критерии их получения, а потому в период экономического подъема при росте прибыли и снижения безработицы доля получателей таких трансфертов в целом невелика. В то время как объем отчислений социального характера в бюджетные и внебюджетные фонды с ростом зарплаты существенно возрастает, позволяя образовать резервный фонд на будущее. В период экономического спада, когда ухудшаются показатели доходности населения и увеличивается безработица, все большие слои населения становятся получателями этих пособий. Данные выплаты автоматически поддерживают потребительский спрос на определенном уровне, не давая усугубляться кризисным проявлениям и постепенно оживляя экономику;

) Гибкая система государственных закупок оказывает стабилизирующее воздействие на экономику через варьирование государственного спроса на товары и услуги. Антициклическое действие в этой ситуации в целом схоже с бюджетными трансфертами населению с той лишь разницей, что здесь совокупный спрос увеличивается по самой короткой траектории: от бюджета до производителя, хотя на практике это оказывается значительно сложнее и дольше.

Ключевыми целями налогово-бюджетной политики, как считает Мысляева И.Н., как и подобных политических деятельностей, которые созданы для полного исключения или сглаживания скачков в экономическом цикле, является обеспечивание:

• устойчивого финансового роста

• абсолютной занятости ресурсов (прежде всего ресурсов труда)

• стабильного уровня цен (уменьшение уровня инфляции)

Одна из главных поставленных задач налогово-бюджетной политики - поиск надежных источников и методов создания и формирования госбюджета, а так же финансовых средств, которые позволяют реализовать наиболее важные задачи бюджетно-налоговой политики. Благодаря осуществлению такой политики государство регулирует основные процедуры экономии в стране, стабилизирует экономику, финансовое обращение, гарантирует полное финансирование секторов государства.

Государству необходимо проводить стратегически четкую программу в области занятости в условиях нормального экономического развития, чтобы в условиях экономического спада, когда люди массово теряют работу, эта программа эффективно работала. Однако взвешенная налогово-бюджетная политика должна проводиться не только с учетом финансовых интересов государства, но и самих жителей и предприятий. Ведь именно они составляют основной поток налоговых поступлений.

1.2 Эффективность бюджетно-налогового администрирования. Кривая Лаффера


Эффективная налогово-бюджетная политика опирается с одной стороны на механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой - на тщательное, осторожное регулирование экономической системы со стороны государства и органов его управления. Следовательно, те регуляторы экономики, которые действуют самостоятельно, должны функционировать, и все-таки, согласованно с сознательным регулированием, организованным государством.

Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать расходы.

Эффективность налогово-бюджетной политики во многом зависит от скорости реакции государства на изменения в экономике.

) Снижение налоговой ставки позитивным образом скажется на повышении предпринимательской активности. Это будет неким побудительным мотивом для вовлечения в предпринимательскую деятельность все больших слоев населения. В итоге будут создаваться новые рабочие места, а следовательно уменьшаться размер безработицы, увеличится объем валового продукта, будет расти предложение товаров и услуг;

) снижение налога на прибыль приведет к увеличению располагаемых доходов предпринимателей, они не направят финансы на потребление как таковое, а будут их инвестировать. Такая инвестиционная активность будет приводить к расширению производства, способствуя и его модернизации, и повышению производительности труда. В итоге совокупное предложение также будет возрастать;

) снижение налогов на заработную плату работников будет стимулировать их к занятости. В результате возрастет предложение рабочей силы, сократит безработицу;

) снижение налогов способствует сокращению количества теневых рынков, поскольку издержки легального бизнеса снижаются, объем выгоды теневой экономике так же снижается, что увеличивает количество легальных предприятий;

Увеличение государственных доходов за счет роста налоговых ставок не всегда возможно, чрезмерное налоговое бремя ведет к обратному результату - уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. Это явление получило название эффекта Лаффера, а кривая, отображающая его, - кривой Лаффера.

Рисунок 1 - Кривая Лаффера

Кривая отражает взаимосвязь между ставкой налогов и поступлением за счет их средств в государственный бюджет. При повышении налоговой ставки доходы государства сначала увеличиваются. Если налоговая ставка превышает точку R0, то доходы от налоговых поступлений начинают уменьшаться. Высокие налоги снижают стимул производить у производителей, тем самым уменьшают доходы государства, и наоборот.

Данная концепция широко используется экономистами в качестве экономико-математической модели.

Общим итогом снижения налоговой нагрузки, по Лафферу, станет значительное стимулирующее воздействие на рост предложения этих факторов. А спустя некоторое время увеличится и база налогообложения, которая компенсирует временные налоговые потери бюджета, обусловленные снижением уровня налоговой нагрузки. Следовательно, в совершенстве, на значительном временном горизонте должно наблюдаться не увеличение дефицита госбюджета, а компенсация ранее выпавших доходов государства за счет постепенного наращивания налогообложения.

Фискальная политика сама по себе является тормозом для хозяйственной деятельности. Поэтому очень часто о степени развития фискальной политики свидетельствуют данные о суммах финансовых санкций или разница общей суммой налогов, утвержденных в бюджете, и их реальной величиной, поступившей в бюджет. Чем более развита фискальная политика государства и чем больше она превалирует над всеми остальными, тем меньше степень собираемости налогов, тем больше налогов недополучает бюджет.

1.3 Социально-экономическая направленность налогово-бюджетной политики


Нестабильность экономических систем государств, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран принимать регулирующие меры по стабилизации и стимулированию экономики.

В странах с развивающейся экономикой стимулирующая фискальная политика ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга. Рост государственного долга в таких странах служит неблагоприятным фактором и повышает риски в будущем. В частности, это может привести к тому, что внешний долг таких стран окажется слишком завышенными, что дополнительно усугубит ситуацию в стране.

Одним из основных направлений фискальной политик сегодня, по мнению Николаева В.А. - совершенствование налогового законодательства в области стимулирования инновационной деятельности. Решить задачу, как считает автор, планируется за счёт корректировки механизма налогообложения, настройки налоговой системы с учётом потребностей инновационных предприятий.

Социальная направленность фискальной политики предполагает установление достаточно высокого уровня налогообложения, но этого можно достичь только при увеличении государственных гарантий в области социальной защиты. Уплачивая налоги в достаточно большом размере, люди понимают, что государство обеспечивает их защиту во всех сферах их деятельности: образования, медицины и т.д. Осознав это, люди не перечат уровню налоговой ставки, а наоборот, полностью поддерживают государство, обеспечивая себе и своим потомкам светлое будущее. Такая политика, к сожалению, существует в небольшом количестве стран, и, как правило, такие страны являются небольшими по своим размерам.

Налогово-бюджетная политика должна способствовать сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Она играет важную роль в социальном настроении общества. От того, как будет проводиться фискальная политика, зависит уровень экономического роста государства.

налоговый бюджетный социальный россия

Глава 2. Процесс проведения налогово-бюджетной политики в России и за рубежом

 

.1 Бюджетно-налоговая политика России. Ее тенденции и перспективы


Государственный бюджет-это основной финансовый план государства, имеющий законную силу. Его функционирование осуществляется посредством двух экономических форм-доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости национального продукта, находящегося в руках государства.

По анализу классификации доходов бюджетов РФ с 1 января 2016 года и на плановый период 2017 г. и 2018 г., в настоящее время большая часть доходов (80-90%) бюджета формируется за счет налогов (налоги на прибыль организаций, на доход, на прирост капитала, на товары, на имущество, ресурсные налоги и т.п.). Кроме того, определенную долю доходов бюджета также формируют неналоговые доходы, которые включают в себя: доходы от использования имущества, принадлежащей государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от внешнеэкономической деятельности и др.

Расходы государственного бюджета России представляют собой денежные средства, направляемые на финансирование задач и функций государства. Они выражают экономические отношения, на основе которых происходят процессы использования денежных средств централизованного фонда России по различным направлениям. Расходы бюджета страны разнообразны и зависят от многих факторов: уровня социально-экономического развития России на определенном этапе; состояния внутренней и внешней политики государства; приоритетов для страны на данном этапе развития и т.п.

В России основными направлениями расходов бюджета государства, согласно Бюджетному кодексу РФ, в соответствии с основными функциями и задачами государства, являются:

1. Общегосударственные вопросы (расходы на функционирование главы государства - Президента РФ; Правительства РФ; законодательных органов государственной власти и представительных органов муниципальной власти; судебной системы; международные отношения и международное сотрудничество; обслуживание государственного и муниципального долга, взносы в международные организации и др.).

2.      Национальная оборона (расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных сил РФ; участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; мобилизационную подготовку экономики страны, разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа и др.).

.        Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (расходы на содержание и обеспечение деятельности органов внутренних дел РФ, прокуратуры, юстиции, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, системы исполнения наказаний, обеспечение пожарной безопасности, закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны и др.).

.        Национальная экономика (закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва, расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб, агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере национальной экономики, в том числе: промышленности и энергетики, регулирования естественных монополий, обеспечение экологической безопасности и т.п., а также на поддержание отдельных отраслей - топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, лесного хозяйства, водных ресурсов, транспорта, связи, информатики и др.).

.        Жилищно-коммунальное хозяйство (расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющий руководство и управление в области жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности, расходы на строительство и реконструкцию жилых домов, предоставлений субсидий для содействия расширению, улучшению состояния или содержания жилого фонда).

6.   Охрана окружающей среды (расходы на очищение сточных вод, сбор отходов, охрану растительных и животных видов и их среды обитания, очистку атмосферного воздуха).

7.      Образование (расходы на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, переподготовку и повышение квалификации, послевузовское образование и др.).

.        Культура. Кинематография и средства массовой информации (расходы на содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио- и телевизионного вещания, издательского дела, а также предоставления грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью).

.        Здравоохранение и спорт (расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере здравоохранения, текущее содержание учреждений здравоохранения, централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования, санитарно-эпидемиологический контроль, также расходы на услуги по организации занятий спортом и физической культурой, участие в российских и международных спортивных мероприятиях).

.        Социальная политика (расходы на пенсионное обеспечение. Социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, охран материнства и детства, борьбу и беспризорностью, опеку и попечительство и др.).

.        Межбюджетные трансферты (расходы на выплату различных форм финансовой помощи органам государственного управления различного уровня-трансферты, дотации, субсидии, субвенции).

По анализу расходов бюджетов на 2016 год, согласно Информации Минфина России "Сопоставительная таблица изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов на 2016 год" (изменения внесены приказами Минфина России "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. №65н" от 8 июня 2015 года №90н, от 1 декабря 2015 года №190н), можно составить диаграмму:

Рисунок 2 - Распределение расходов бюджетных средств в 2016 году

В настоящее время в России самая большая статья расходов федерального бюджета - это социальная политика, далее идут расходы на оборону и правоохранительную деятельность, расходы на национальную экономику и т.д.

Часть экспертов в области экономики предполагают, что пик кризиса позади, и что экономика страны медленно, но верно начнет возвращаться на прежний уровень развития. Премьер-министр РФ Д.А. Медведев заявил, что правительство РФ работает над тем, чтобы экономика, которая сейчас адаптируется к новой реальности, вернулась на траектории роста. В базовом варианте рост ВВП в этом году остается в нулевой или слегка отрицательной зоне. Но в период 2017-2019 годов предусмотрен небольшой рост, около 1-2%. Это заявление премьер-министра подтверждает мнение многих экономистов, Россия действительно выходит из состояния тяжелого кризиса, маленькими, но верными шагами.

2.2. Бюджетно-налоговая политика. Зарубежный опыт (на примере США)


Фискальная политика на данном этапе развития мира является невероятно сильным оружием стран. Многие мировые экономисты сравнивают фискальную политику с атомной бомбой, воздействие которой трудно оценить и предсказать. Как именно страна будет использовать рычаги экономики, от этого зависит ее будущее, как внутри государства, так и на мировой арене.

Начиная с времен Великой Депрессии, фискальная политика очень часто применялась правительством Соединенных Штатов Америки и разных стран для поддержания, а когда и вовсе для спасения экономики. Особую значимость эти меры приобретают в период кризисов, в основном потому, что граждане требуют от правительства активных незамедлительных мер в борьбе с кризисом.

Благодаря относительной стабильности мировой экономики, за последние тридцать лет фискальная политика не применялась как регулятор экономики. Как бы ни были популярны идеи Кейнса, опыт и теория в шестидесятые-семидесятые годы показали, что экономика более сложный механизм, который нуждается в более разностороннем подходе, а не только управление налогообложением и расходами государства. Одну из значительных ролей в этом сыграли Милтон Фридмен, Роберт Лукас и Роберт Барро. Так, например, Роберт Джозеф Барро написал в 1974 знаменитую книгу «Экономический рост», в которой пишет, что трата государственных денег через займы означает, что в будущем государству придется поднимать налоговые ставки. Соответственно, тратить бюджет сейчас становится не выгодно. Люди не сильно меняют совокупный спрос, когда получают даже большую денежную сумму. Эффект от фискальной политики, как рычага изменения экономического роста, скорее всего, будет минимальным в долгосрочной перспективе.

Ипотечный кризис, влившийся впоследствии в серьезный экономический кризис экономики Америки во второй половине 2007 г., создал ситуацию растущей неопределённости не только на долгосрочный и среднесрочный, но также и на краткосрочный период прогнозирования системы финансов государства, да и всей экономики США в целом. Именно это обстоятельство возвало шок для высшего руководства США.

После 2008 года план стимулирования национальной экономики, который обрел силу закона в феврале того же года, был призван оказать максимальное воздействие на государственную экономику летом 2010 года.

В докладе МВФ Selected Issues Paper от июля 2010 года говорится: "Фискальный гэп США, связанный с текущей фискальной политикой федеральной администрации, слишком огромен, чтобы учетные ставки внушали доверие". Фискальный гэп - текущий разрыв между прогнозируемыми расходами (в том числе на обслуживание официального долга государства) и прогнозируемыми доходами страны в будущем. В этом же докладе сказано, что для устранения гэпа страны необходимо ежегодно четко пересматривать бюджет США, уменьшая его примерно на 14% ВВП государства. На данный момент доходы государственного бюджета США равны около 18.1% ВВП, поэтому устранение такого разрыва практически невозможно без увеличения ставки налогов в два, а то и больше раз.

Видное улучшение экономических показателей в США во второй половине 2011 г. привело к сильному давлению на правительство страны, а так же на главу государства Б. Обамы. Такое улучшение было вызвано существенным снижением бюджетно-налогового стимулирования экономики федеральным правительством, которое же в свою очередь было направлено на постепенное возвращение модели рынка к рыночной. В декабре 2012 года ФРС (Федеральная резервная система) объявила о планах покупки на 85 миллиардов долларов ипотечных и казначейских ценных бумаг в попытке увеличить долгосрочные процентные ставки, а также держать краткосрочные ставки процента около нуля, это привело к тому, что безработица упала ниже 6,5%, а инфляция выросла выше 2,5%. В конце 2013 года, ФРС объявила, что она начнет уменьшать долгосрочные покупки облигаций на до 75 млрд долларов в месяц, в январе 2014 года они продолжили уменьшать их дальше; покупки облигаций ФРС закончились к лету 2014 г. В 2014 г. уровень безработицы снизился до 6,2%, и продолжает падать до 5,5%, как было зафиксировано на середину 2015 года, этот показатель является самым низким уровнем безработицы; инфляция составила 1,7%, а государственный долг, как доля ВВП, продолжает снижаться, после нескольких лет роста.

Администрация Белого Дома планирует повысить налоги на доходы наиболее состоятельных слоёв населения, а это граждане с доходом свыше 250 тыс. долл., преимущественно за счет ликвидации многочисленных налоговых лазеек, которые позволяли снижать размеры уплачиваемых налогов. Данные налоговые поступления позволят добиться серьезного успеха в деле финансирования социальных программ. По расчётам администрации Б. Обамы, размер налоговых поступлений, который изменится всвязи с повышением налогов на богатейших резидентов США, начнут поступать в казну федерального правительства уже в 2016 фин. г. и составят не менее 11,0 млрд. долл., а к 2019 фин. г. достигнут показателей 45,6 млрд. долл.

Бюджетные наработки и разработки администрации США привели к острой и неоднозначной реакции политических элит, окончательно расколовшихся по партийно-идеологическому признаку в принятии и непринятии бюджетной стратегии.

Нестабильное положение федеральных финансов США на сегодняшний день остается основополагающим фактором, определяющим перспективы бюджетной политики в США, который поставит под угрозу экономическое развитие страны. Правительству США следует пересмотреть налогово-бюджетную политику и финансовый план страны в целом, чтобы предотвратить надвигающую угрозу кризиса.

Заключение


Фискальная политика призвана обеспечивать экономическую стабильность в государстве. Механизм такой политики очень сложен и требует глубокого разбора в нем. Выработка оптимальной работы фискальной политики - задача довольно не простая, потому что экономическая политика стран достаточно многоплановая и требует разностороннего подхода к ситуации. Учитывая все эти моменты, можно сделать вывод, что роль фискальной политики так такового регулятора экономики относительна. Как единственный механизм государственного регулирования эта политика не применяется.

Налогово-бюджетная политика представляет собой меры, принимаемые правительством государства в социально-экономических целях, изменяя объем доходов и расходов государственного бюджета. По своей сути, фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования. Выделяют дискреционную и недискреционную фискальную политику, в зависимости от степени задействования прямого регулирования государством или же встроенных стабилизаторов. Государство должно проводить стратегически точную программу в области занятости в ситуации нормального экономического развития, чтобы в тот момент, когда страна впадает в репрессию, эта программа эффективно работала.

Налоговая система должна быть эластичной по отношению к изменению финансовой конъюнктуры, должна быть настроена на существенные изменения величины налоговых поступлений, в зависимости от экономической ситуации в стране и проводимой финансовой политики. Система государственных закупок должна быть гибкой, чтобы оказывать стабилизирующее воздействие на экономику через варьирование государственного спроса на товары и услуги.

Налогово-бюджетная политика должна способствовать сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Она играет важную роль в социальном настроении общества. От того, как будет проводиться фискальная политика, зависит уровень экономического роста государства.

Наша страна на сегодняшний день характеризуется недостаточно эффективным использованием макроэкономических регуляторов, в том числе бюджетно-налоговых инструментов. Эффективная налогово-бюджетная политика опирается с одной стороны на механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой - на тщательное, осторожное регулирование экономической системы со стороны правительства РФ. Следовательно, те регуляторы экономики, которые действуют самостоятельно, должны функционировать, и все-таки, согласованно с сознательным регулированием, организованным государством. На данном этапе развития расходы государственного бюджета России значительно превышают доходы, что прямым образом сказывается на экономической ситуации. Власти РФ меняют стратегию экономики страны, чтобы выводить страну из состояния кризиса, пусть и медленными шагами, но уверенными. На 2019 год прогнозируется рост ВВП, что, как планируется, поставит Россию на траекторию роста.

Сравнивая фискальную политику России и США можно сказать, что они совершенно разные. Налогово-бюджетная политика России недостаточно совершенна, и не употребляется как основной финансовый механизм. А в США наоборот, налогово-бюджетная политика является серьезной опорой всего бюджета страны. Налоги государства являются основным доходом в госбюджет. Фискальная политика России требует тщательного анализа правительством и доработки.


Библиографический список


1.   "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016)

.     Приказ Минфина России от 1 декабря 2015 года №190н

3.      Государственное регулирование экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мысляева И.Н., Кононкова Н.П., Алимарина Е.А.- Электрон. текстовые данные.- М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010.- 440 c.

.        Макроэкономика: Курс лекций для экономистов [Электронный ресурс]: Под редакцией Матвеевой Татьяны Юрьевны, преподавателя НИУ-ВШЭ, М., 2012 год.

.        Макроэкономическое регулирование в условиях Единого экономического пространства [Электронный ресурс] / А.И. Лученок [и др.].- Электрон. текстовые данные.- Минск: Белорусская наука, 2013.- 244 c.

.        МОСКВА, 21 апреля. /ТАСС/. Цена на нефть в базовом варианте прогноза развития экономики на 2017-19 гг. составит $40 за баррель, в консервативном - $25. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

.        Налоговая политика. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ И.А. Майбуров [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 518 c.

.        Налоговые полномочия в аспекте экономических интересов публично-правовых образований [Электронный ресурс]: монография/ Николаев В.А.- Электрон. текстовые данные.- М.: Креативная экономика, 2011.- 160 c.

.        Приказ Минфина России от 01.07.2013 №65н

10.    Финансовая политика государства [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Крупенков В.В., Мамедова Н.А., Сорокина Н.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 144 c.

.        Финансовый словарь [Электронный ресурс]: Тимофей Мартынов - 2001.

.        Фискальная политика. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ И.А. Майбуров [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 128 c.

.        Экономический рост [Электронный ресурс]: книга/ Роберт Дж. Барро, Хавьер Сала-и-Мартин - Электрон. текстовые данные.- Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2011- 144 c.

.        Economy - overview [Электронный ресурс]: Central Intelligence Agency

.        U.S. Is Bankrupt and We Don’t Even Know It [Электронный ресурс]: Laurence Kotlikoff. August 11, 2010 - 8:00 AM NOVST

.        Taxes and other revenues. note: excludes contributions for social security and other programs; if social contributions were added, taxes and other revenues would amount to approximately 22% of GDP (2015 est.) [Электронный ресурс]: Central Intelligence Agency

Похожие работы на - Налогово-бюджетная политика: проблемы России и зарубежный опыт

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!