Модели и методы государственного регулирования экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    305,15 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Модели и методы государственного регулирования экономики

Введение

национальный экономика государственный

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика. При этом очевидно, что роль государства в экономике становится с течением времени всё более сложной. Очень важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Актуальность темы исследования курсовой работы связана с необходимостью определения роли государства в национальной экономике, их влиянии друг на друга, эффективности белорусской модели государственного регулирования. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов в экономических исследованиях.

Целью данной работы является рассмотрение модели государственного регулирования Республики Беларусь. Задачи, решаемые в ходе работы:

определить необходимость государственного регулирования в экономике;

познакомиться с основными моделями, методами и инструментами государственного регулирования экономики;

рассмотреть основные теоретические модели государственного регулирования;

определить роль и экономические функции государства в экономике Республики Беларусь.

определить эффективность модели государственного регулирования в Республике Беларусь.

Объект исследования - государство и рыночный механизм.

Предмет исследования - модель государственного регулирования национальной экономики.

При подготовке курсовой работы использовались нормативно-правовые акты, регламентирующие основные направления государственного регулирования экономики Республики Беларусь. В частности Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г.

Кроме этого, основой рассмотрения особенностей государственного регулирования экономики Республики Беларусь являются исследования белорусских ученых. Основными из них были: Н.Б. Антонова «Государственное регулирование экономики», А.М. Баранов «Государственное регулирование экономики России и Беларуси в условиях информационного развития», Л.В. Вонсович «Государство и его роль в обеспечении устойчивого развития Республики Беларусь на современном этапе», Д.Н. Дрозд «Концепция развития системы государственной поддержки реального сектора экономики в Республике Беларусь» и др.

Кроме указанных источников в работе были использованы разделы, посвященные государственному регулированию экономики, помещенные в учебниках по макроэкономике, публикации в периодических изданиях, авторефераты научных работ посвященных проблематике государственного регулирования экономики.

. Теоритические модели и методы государственного регулирования экономики

.1 Понятие государственного регулирования национальной экономики. Основные модели регулирования экономики

Государственное регулирование экономики является необходимым атрибутом современной организации и функционирования экономики, не отрицает и не нарушает основ частной собственности, но влияет на рыночный механизм хозяйствования. В этом плане современные экономические модели являются вариантами смешанной экономики, не сводимой ни к чистому рынку, свободному от государственного воздействия, ни к чистой плановой экономике, лишенной каких бы то ни было элементов конкурентного поведения.

Необходимый политический атрибут такой системы - развитое гражданское общество.

В мире существует две наиболее распространенных трактовки регулирования экономики:

классический, подразумевающий автоматизм регулирования рыночной системы, где преобладают суждения о том, что экономические кризисы либо вообще невозможны при капитализме (Дж.С. Милль, Д. Рикардо), либо они носят лишь случайный характер, и что система свободной конкуренции способна самостоятельно их преодолевать (Ж.-Ш. Сисмонди, Р. Родбертус, К. Каутский);

кейнсианский, исходящий из необходимости вмешательства государства в деятельность рынка, особенно в кризисные периоды. После Второй мировой войны развитые страны проводили, преимущественно, экономическую политику, отражающую идеи английского экономиста Дж.М. Кейнса.

Классический и кейнсианский подходы к макроэкономической политике различны. Разногласия касаются причин нестабильности совокупного спроса; факторов, определяющих совокупное предложение; взаимосвязи инфляции и безработицы; инструментов фискальной и монетарной политики и т.д.

Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, «жесткостью» заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения.

В классической модели макроэкономическая политика всегда пассивна, так как экономика внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние внутреннего равновесия. Инструментами «саморегулирования» являются гибкая заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и сводится к минимуму.

В кейнсианской модели основным уравнением является уравнение совокупных расходов:

=C+I+G+Xn,

которое определяет величину номинального ВВП.

В классической модели основным уравнением является уравнение обмена:

=PY,


где величина MV представляет собой совокупные расходы покупателей, а PY общие доходы продавцов, которые также определяют номинальный ВВП.

Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.

В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно действуют на потребление и инвестиции.

В классической модели фискальной политике отводится второстепенная роль по сравнению с монетарной, так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.

В кейнсианской модели монетарная политика рассматривается как вторичная по отношению к фискальной, так как у кредитно-денежной политики очень сложный придаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению ВВП через механизм изменения инвестиционных расходов, которые реагируют на динамику процентной ставки.

В классической модели предполагается, что изменение денежного предложения непосредственно воздействует на совокупный спрос, и, следовательно на номинальный ВВП.

В концепциях неоклассический направлений, таких как теория рациональных ожиданий (ТРО), цены и заработная плата рассматриваются как абсолютно гибкие. Поэтому рыночный механизм может автоматически поддерживать экономику в состоянии равновесия без какого-либо вмешательства со стороны правительства или Центрального Банка. Стабилизационная политика может оказаться эффективной лишь в том случае, если правительство и центральный банк лучше информированы о шоках совокупного спроса и предложения, чем рядовые экономические агенты. Если же этого преимущества в информации нет, то фискальная или монетарная политика не смогут улучшить ситуацию в экономике.

1.2 Формы и методы государственного регулирования экономики

Все меры государственного регулирования направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения.

Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует.

Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование, финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные - опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Особая роль как инструменту государственного регулирования экономики принадлежит амортизации и ускоренной амортизации. Через норму амортизации государство активно влияет на структуру основных фондов, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности.

Важное место в системе государственного регулирования занимает стандартизация: она устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Тем самым обеспечиваются безопасность продукции, работ, услуг, их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники, а также единство измерений и экономия ресурсов.

Разновидностью мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, устанавливаемых государственными и международными органами, является квотирование - ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или группам стран.

В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления (формы):

-       планирование, программирование и прогнозирование;

-       финансово-кредитное регулирование;

-       антимонопольное регулирование;

-       дерегулирование экономики.

1.3 Преимущества и недостатки моделей государственного регулирования экономик развитых стран

Однако в 70-е годы ХХ века на Западе стали говорить о негативном влиянии подобного курса на производство и предложение. Поэтому вскоре был найден и некий компромиссный вариант: целью государства является не коррекция рыночного механизма, а создание условий его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно и необходимо регулирующее вмешательство государства.

В настоящее время для воздействия на экономику в зарубежных странах используются различные правовые нормы: научно-технические и социальные программы, финансово-экономические рычаги (госзаказ, лимиты, квоты, инвестиции, налоги).

В зависимости от степени, уровня, роли и характера государственного регулирования экономики и масштабности решаемых при этом социальных задач, различают несколько моделей: американскую, японскую, немецкую, французскую и шведскую.

Рассмотрим преимущества и недостатки моделей государственного регулирования развитых стран. Сегодня во многих странах экономисты спорят о целесообразности полного принятия американской модели экономического развития, в основе которой лежат развитая конкуренция, антимонополизм, гибкие рынки труда, относительно низкие налоги, акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальной прибыли.

Американская экономическая модель существенно повлияла и на рост жизненного уровня населения. Современный средний класс в настоящее время имеет больше материальных благ, чем ранее. Данная экономическая модель, по сравнению с европейской моделью, требует все больших усилий.

Несмотря на преимущества американской экономической модели, все чаще дают о себе знать ее недостатки, которые состоят, прежде всего:

во все большом разрыве в доходах богатых и бедных. Самые богатые в США имеют доход, в среднем, в 37 раз больше, чем самые бедные (в Японии - в 4 раза, в Германии - в 6 раз);

в низком уровне начального и среднего образования;

в отсутствии критерия социальной отдачи на вложенный капитал, в противовес европейской, считая единственным критерием для оценки эффективности работы предприятия доход во вложенный капитал;

в дефиците годового внешнеторгового баланса (страна больше ввозит, чем экспортирует, причем, на несколько сот миллиардов долларов).

Когда американская экономика находилась на спаде, многие экономисты советовали США для повышения ее конкурентоспособности принять за основу японскую модель. Но времена убеждают, что в этой модели больше минусов, чем преимуществ.

В Японии, экономика которой традиционно основана на принципах патернализма и лояльности, экономическая модель подразумевает систему «работа на всю жизнь», преданность работника фирме, стимулирование и совершенствование его профессиональных навыков и высокий уровень образования, а также отличную работу сферы обслуживания, тесные взаимоотношения банков и фирм, высокий удельный вес долгосрочных инвестиций.

Однако эта модель начала давать сбои, потому что преимущества стали причинами нынешних проблем: фирмы, защищенные от превратностей свободного рынка, не имели достаточных стимулов для более эффективной инвестиции капитала.

Также не выдержала испытания временем и германская экономика, где набиравшее темпы экономическое процветание постепенно пришло в застой производства, повысился уровень безработицы.

В германской модели в списке приоритетов на первом месте стояло образование работников; далее называлась развитая социальная система, небольшая разница в доходах богатых и бедных слоев населения, поощрение инвестиций. В то же время, наличие сильных профсоюзов предопределило отсутствие гибкости на рынке труда.

Анализ показывает, применение единой модели экономики для всех стран мира принципиально неприемлемо, т.к. страны обладают различным набором исходных исторических, конфессиональных, географических, экономических и социальных параметров.

Тем более, у каждой страны имеется свой путь развития и свои модели, но при этом, у национальных моделей стран одного региона, безусловно, будет присутствовать ряд общих черт.

В рамках глобальных процессов вектор общественного прогресса каждой отдельной страны не задан одновременно.

Нельзя выбрать ту или иную модель (японскую, германскую, американскую) и применить ее к любой стране. Разные типы цивилизации, культур, менталитета, уровни экономического развития и ресурсные возможности ограничивают выбор путей общественного прогресса и определяют необходимость адаптированной, с учетом особенностей каждой страны, модернизации.

Требуются поиск и нахождение тех форм, методов и решений, которые соответствуют именно своеобразию переходных отношений, включают в себя как элементы будущего, так и прошлого, то есть максимально адаптированы к переходным отношениям, а не к конечному состоянию.

Главное различие существующих моделей экономического развития состоит в рекомендуемой степени государственного участия в управлении рыночной экономикой. Практически это может проявляться во множестве вариантов - от чрезмерного регулирования до крайней либерализации.

Концептуально все современные модели ориентированы на достижение устойчивого экономического роста, повышение уровня и качества жизни населения и предполагают наличие адекватных ей механизмов реализации. Создание таких механизмов и обеспечение их эффективного функционирования предусматривают усиление роли государственного регулирования в системе.

Важно отметить, что речь идет не об усилении вмешательства государства в хозяйственные процессы, а об их конструктивном регулировании, исходя из общественных и государственных интересов, направленных на стабилизацию экономического развития, снижение экономических и социальных рисков, предотвращение нежелательных для общества последствий деятельности рынков.

Главное предназначение государственного регулирования в современной концепции развития рыночных отношений - определение социально-экономической политики государства, выработка и применение на практике организационно-правовых и экономических механизмов ее реализации; регламентация хозяйственной жизни страны в целом и субъектов рынка в частности; обеспечение гарантий устойчивого социального и экономического развития общества.

Речь идет о таком усилении государственного влияния, которое, не ущемляя самостоятельности субъектов рынка, призвано способствовать консолидации их деятельности в интересах всего общества.

Государство при этом должно обеспечить защиту достигнутых позитивных ценностей в экономике - многоукладности, хозяйственного равноправия субъектов рынка различных форм собственности, конкуренции, свободы предпринимательства, внешней открытости - и содействовать их развитию.

Проанализировав существующие модели государственного регулирования необходимо сказать, что в современных условиях необходимы для всех моделей такие качества, как мобильность, оперативность и четкая ориентированность на решение конкретных задач в соответствии с перманентно меняющимися условиями экономической среды.

. Основы и методы государственного регулирования национальной экономики Республики

.1 Формирование и структура модели государственного регулирования экономики Республики Беларусь

Государственное регулирование ставит своей целью создание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства. Основным элементом рыночного управления является механизм цен, который и обеспечивает регулирование через согласование спроса и предложения.

Содержанием государственного регулирования экономики является организация регулирующего воздействия государства на развитие национальной экономики и ее отдельных подсистем в заданном направлении, которое отражено на схеме государственного регулирования экономики Республики Беларусь в виде перечня выполняемых функций управления по основным сферам деятельности.

2.2 Белорусская модель развития социально-ориентированной экономики

Впервые основные особенности белорусской модели изложил в марте 2002 г. Президент РБ А.Г. Лукашенко в выступлении на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов.

Они заключаются в следующем:

-       построение сильного и эффективного государства (сильная и авторитетная государственная власть рассматривается как гарант недопущения олигархического беспредела, разграбления народных богатств, разрушения национальной экономики и прорыва криминала к рычагам системы управления);

-       обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования (создание одинаково благоприятных социально-экономических и правовых условий для развития государственного и частного секторов);

-       осуществление индивидуальной, продуманной приватизации, которая должна быть нацелена на повышение эффективности производства. Приватизация рассматривается, прежде всего, как средство формирования эффективно действующего собственника, а также сохранение государственной собственности на стратегически важные предприятия, причем при осуществлении государственной поддержки приоритетных, с точки зрения усиления их позиций на мировом рынке, производств;

-       развертывание широких интеграционных процессов со странами СНГ, прежде всего с Россией, в сфере экономики, образования, науки, обороны, культуры (РБ готова поддерживать интеграцию только в рамках союза равноправных государств и не согласна поступаться чем-либо в области своего суверенитета и независимости);

-       многовекторность внешнеэкономических связей (РБ должна присутствовать в тех регионах мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам);

-       проведение сильной социальной политики государства (основная задача белорусской экономической модели - на основе высокой эффективности производства обеспечить достойный уровень жизни как для всего общества, так и для отдельных его групп).

Белорусская модель получила название социально - ориентированной многоукладной рыночной экономики. Приоритетное значение в ее рамках придается развитию наукоемких, интеллектуально насыщенных производств с одновременным обеспечением принципов социальной справедливости и честного выполнения работниками своего служебного долга. В целом белорусская модель должна способствовать достижению высокого качества жизни народа, что является приоритетной задачей и высшей целью государства.

Государственное регулирование в этой модели включает в себя следующие функции:

-       поддержка науки, образования и научно-технического прогресса как главного фактора повышения эффективности производства;

-       проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка;

-       обеспечение социальной ориентации экономики, создание системы социальных гарантий и соцзащиты;

-       обеспечение условий для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм;

-       формирование высокоэффективных частного и государственного секторов экономики;

-       создание среды для малого и среднего бизнеса;

стимулирование роста конкурентоспособных производств и финансово-промышленных организаций, а также создание законодательной базы для стимулирования инвестиционной деятельности.


3. Методы оценки эффективности государственного регулирования

.1 Общая характеристика методов оценки эффективности государственного регулирования

Сегодня практически во всех странах мирового сообщества в системе государственного управления выделилось и приобретает всё большую значимость, особенно в условиях разразившегося финансового кризиса, государственное регулирование экономики. Потребность в эффективном воздействии государства на динамично развивающиеся сложные экономические процессы и отношения обусловливает и интерес со стороны общества и его структур к эффективности государственного регулирования экономики. В условиях динамичных изменений политической и социальной среды актуализируется проблема становления адекватной системы государственного регулирования экономики, способной эффективно реагировать на вызовы внешней среды, становится очевидной необходимостью разработка сбалансированной системы показателей и критериев эффективности деятельности органов власти в экономической сфере.

Следует отметить, что несмотря на усилия многих ученых и практиков, выработка единой системы интегральных показателей оценки эффективности государственного регулирования экономики остается научной проблемой, требующей дальнейших исследований с целью выработки системных критериев и показателей. Исходя из того, что эффективность государственного регулирования экономики представляет собой многомерную совокупность, включающую множество отдельных и, в то же время, тесно взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга процессов и явлений, при определении эффективности государственного регулирования экономики в Республике Беларусь и иных государствах используется многокритериальный подход. Важнейшими группами показателей при этом являются следующие: общий объем, расчеты на душу населения и темпы роста ВВП; отраслевая структура национальной экономики (анализ проводится по отраслевому ВВП, соотношению между материальным и нематериальным производством, удельному весу наукоемких отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс); производство основных видов продукции на душу населения (акцент делается на способность экономики государства удовлетворить потребности в основных видах продукции, наиболее значимых для развития национальной экономики, а также в удовлетворении потребностей населения в продуктах питания, товарах длительного пользования и т.д.); уровень жизни населения (для анализа уровня жизни используются показатели: потребительская корзина, прожиточный минимум, средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных видов продуктов питания, уровень квалификации трудовых ресурсов, численность студентов и учащихся на 10 тыс. населения, число врачей на 10 тыс. населения, обеспеченность жильем и др.). Наибольшую значимость при оценке эффективности общественного производства имеют следующие показатели: производительность труда, фондоотдача, материалоемкость производимых товаров и услуг.

Однако, использование такого множества показателей неудобно, дорого и требует больших временных затрат. Сегодня в международной практике используются различные интегральные показатели для оценки эффективности разных сторон государственного управления, в том числе и в экономической сфере.

Индекс экономической свободы (ИЭС) был разработан Фондом наследия (HeritageFoundation) совместно с Уол Стрит (WallStreet). Информационной базой ИЭС являются данные правительственных и неправительственных организаций, результаты международных и национальных социологических исследований. ИЭС рассчитывается на основе 50 характеристик, объединенных в 10 факторов экономической свободы: торговая политика, фискальная политика, государственная интервенция в экономику, монетарная политика, иностранные инвестиции и потоки капитала, банковская сфера, зарплаты и цены, имущественные права, государственное регулирование, черный рынок. Каждый фактор оценивается по шкале, в соответствии с которой качественные или количественные показатели переводятся в баллы от 1 до 5: чем больше значение показателя, тем значительнее интервенция государства в экономику страны и тем ниже уровень экономической свободы. В 2015 г. по данному показателю Беларусь занимает 153 место среди 178 стран мира (ИЭС = 49,8), Россия - 143.

Индекс непрозрачности позволяет оценить воздействие непрозрачности страны на стоимость и эффективность капиталовложений. Индекс непрозрачности составлен на основе «Фактора непрозрачности», составленного на основе 5 первичных показателей, характеризующих следующие сферы, влияющие на рынок капитала: коррупция в государственных органах; законы, регулирующие права собственности; экономическая политика (фискальная, монетарная, налоговая); стандарты финансирования; регулирование коммерческой деятельности. Аббревиатура из английских названий областей исследования (соответственно, Corruption, Legal Economic, Accounting, Regulatory) образуют слово «CLEAR» (от англ. сlear - ясный, прозрачный, четкий). Двумерное измерение (ранжирование стран по степени непрозрачности и оценка «премии за риск» - увеличения стоимости иностранных кредитов) позволяет оценить реальные издержки, обусловленные непрозрачностью системы.

Показатели BEEPS позволяют получить сравнительную оценку качества управления, делового климата, конкурентной среды, уровня коррупции в контексте взаимодействия между бизнесом и государством в станах с переходной экономикой.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубауль Хаком и индийским экономистом Амартья Сеном, состоит из трех компонентов: долголетия, образованности и уровня жизни. Долголетие измеряется продолжительностью жизни, образованность - комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения, уровень жизни - реальным ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни. ИРЧП рассчитывается в пределах от 0 до 1 (0,5 - низкий, 0,5-0,8 - средний, 0,8-1 - высокий). На конец 2013 г. в Республике Беларусь ИРЧП по оценкам ПРООН составлял 0,786 (53 место в мире из 187 стран).

Очевидно, что оценка результатов деятельности государства по регулированию экономической сферы, как базовой, фундаментальной в системе государственного управления, на основе сбалансированной системы интегральных показателей будет мощным инструментом коллективного анализа в процессе реализации стратегических целей по построению социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси. Сбалансированная система показателей позволит анализировать основные стратегические проблемы в нескольких ключевых аспектах: финансовая деятельность, отношения государства и бизнеса, организация внутренних административных процессов в государственных органах, обучение и развитие государственных служащих. При разработке интегральных показателей для использования внутри страны акцент должен быть сделан на выработке интегральных показателей непосредственного результата, непосредственных процессов и конечного результата. При этом показатели должны соответствовать следующим требованиям:

целеориентированность - показатели должны быть четко ориентированы на сформулированные цели и задачи деятельности органов государственного управления;

однозначность в понимании и простота в использовании - показатель должен быть четко определен;

сравнимость - в идеальном случае показатели должны быть сравнимы во времени и позволять проводить сравнение между органами государственного управления;

проверяемость - формулировка показателей должна позволять проверку собранных и расчетных данных;

статистическая надежность - показатели должны основываться на надежных системах сбора данных;

экономическая целесообразность - важно соблюдать разумное соотношение между затратами на сбор данных и их полезностью.

Разработка и применение системы интегральных показателей оценки эффективности государственного регулирования экономики повысит прозрачность функционирования государственных органов, будет препятствовать развитию бюрократизма и коррупции, способствовать внедрению инноваций и прогрессивному развитию.

3.2 Исследование эффективности государственного регулирования экономики с помощью интегральных систем оценки

Таблица 3.1. - Динамика компонентов индекса экономической свободы Республики Беларусь

Показатель

Годы исследований

Отношение показателей 2015 г. к 2000 г., %

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.


Свобода для бизнеса

55

40

72,1

72

130,9

Свобода торговли

57,6

69

80,3

81

140,6

Фискальная свобода

58,3

76,2

85,2

86,4

148,2

Участие правительства

39,3

35,4

32,0

54,7

139,2

Монетарная свобода

32,5

42,7

62,6

44,5

136,9

Свобода инвестиций

30

30

20

20

66,6

Финансовая свобода

30

30

10

10

33,3

Права собственности

30

30

20

20

66,6

Свобода от коррупции

39

42

20

29

74,4

Свобода на рынке труда

-

67,8

84,8

80,1

-

Проанализировав данные таблицы 3.1. можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь за последние 15 лет положительную динамику имели такие компоненты индекса экономической свободы, как «свобода для бизнеса», «свобода торговли», «фискальная свобода», «участие правительства», «свобода на рынке труда». Отрицательную тенденцию имеют «монетарная свобода», «свобода инвестиций», «финансовая свобода», «права собственности», «свобода от коррупции». Это говорит о недостаточно эффективном регулировании государства в сфере инвестиционной деятельности, правовой сфере, антикоррупционной политике.

Рис. 3.1. - Динамика индекса экономической свободы Республики Беларусь

Проанализировав данные диаграммы 3.1 можно сделать вывод о том, что рост индекса экономической свободы с 2000 г. имел в основном положительную динамику и Республика Беларусь за 15 лет поднялась на 8,5 пунктов, но экономическая ситуация 2015 г. по оценкам экспертов Heritage Foundation стала незначительно хуже, так как Республика Беларусь потеряла 0,3 пункта.

Рис. 3.2. - Динамика значения индекса человеческого развития Беларуси

Рис. 3.3 - Места Беларуси по Индексу человеческого развития

На основании данных диаграммы рис. 3.2 можно сделать вывод о повышении эффективности государственного регулирования в 2012 и 2013 году, но всё же недостаточном по сравнению с 1992 и 1995 годами.

3.3 Исследование эффективности государственного регулирования с помощью основных макроэкономических показателей

Одним из важнейших показателей для определения эффективности модели государственного регулирования служит общий объём ВВП, ВВП на душу населения и темпы роста ВВП.

Существует 3 метода расчёта ВВП:

по доходам

по расходам

по добавленной стоимости

ВВП по доходам:


ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги - субсидии - чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)), где:

Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций.

Данная формула характеризует ВВП по доходам в системе национальных счетов ООН (версия 2008 года). Операционная разница измеряет излишек или дефицит, полученный от производства до выплаты любых процентов, ренты или сходных платежей, выплачиваемых по финансовым или материальным непроизведённым активам, заимствованным или арендованным предприятием, а также до получения любых процентов или ренты, полученных по финансовым или материальным непроизведённым активам, принадлежащим предприятию (для некооперированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, данный показатель называется «смешанным доходом»).

ВВП по расходам:


, где

ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму, то есть покупка станков, оборудования, запасов, места производства) + Государственные расходы + Чистый экспорт (экспорт - импорт; может быть как положительным, так и отрицательным).

Конечное потребление включает в себя расходы на удовлетворение конечных потребностей индивидов или общества, произведённые следующими институциональными секторами: сектор домашних хозяйств, сектор органов государственной власти (госсектор), сектор частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Валовое накопление капитала измеряется общей стоимостью валового накопления основного капитала, изменениями в запасах материальных оборотных средств и чистым приобретением ценностей единицей или сектором.

ВВП по добавленной стоимости (производственный метод):


ВВП = сумма добавленных стоимостей.

Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы - промежуточная стоимость производства товара или услуги.

Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска - общая ценность промежуточной продукции.

Объём ВВП рассчитывается в настоящее время в соответствии с рекомендациями неоклассической теории - как сумма добавленной стоимости, созданной на территории страны при предположении, что она создаётся как в сфере производства, так и в сфере услуг. При этом добавленная стоимость оценивается как разность между доходом предприятия и материальными затратами и не включает косвенных налогов, уплачиваемых с продукции (услуг). В итоге общий объём ВВП отличается от суммарной добавленной стоимости, зафиксированной в сферах производства и услуг, на величину чистых косвенных налогов (косвенных налогов за вычетом субсидий, предоставляемых государством бизнесу).

Рис. 3.4. - Производство внутреннего валового продукта. Темпы роста ВВП

Таблица 3.2. Внутренний валовый продукт Республики Беларусь


Годы


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Валовой внутренний продукт:
















в текущих ценах, млрд. руб.

9 134

17 173

26 138

36 565

49 992

65 067

79 267

97 165

129 791

137 442

164 476

297 158

530 356

649 111

778 456

в постоянных ценах, в процентах к предыдущему году

105,8

104,7

105,0

107,0

111,4

109,4

110,0

108,6

110,2

100,2

107,7

105,5

101,7

101,0

101,6

Валовой внутренний продукт на душу населения, тыс. руб.

915

1 730

2 649

3 732

5 138

6 733

8 253

10 163

13 622

14 457

17 330

31 368

56 036

68 573

82 163




На основании данных таблицы 3.2. можно сделать вывод о том, что в целом на протяжении исследуемого периода имеет положительную динамику, что необходимо для развития национальной экономики, но темп роста ВВП в период с 2009 по 2014 г. включительно недостаточен и не соответствует запланированным показателям.

Рис. 3.5. - Структура ВВП Республики Беларусь по видам деятельности

Рис. 3.6. - Структура ВВП Республики Беларусьпо видам деятельности в процентах

Из данных диаграмм 3.5. и 3.6. видно, что наибольший удельный вес в структуре ВВП имеют отрасли обрабатывающей промышленности (23,1%), торговли (12,9%), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (12,2%), строительство (10,2%), транспорт и связь (8,3%). Именно поэтому именно в этих отраслях наиболее заметно сильное государственное вмешательство в регулирование экономики этих отраслей.

Рис. 3.7. - Динамика затрат на научные исследования и разработки (в процентах к ВВП)

На графике видно, что наибольшее количество средств на научные исследования были выделены в 2007 г., затем резко снизилось и сильно не колебалось. Это говорит о незначительной роли наукоёмких отраслей в экономике государства.

При оценке эффективности государственного регулирования акцент делается на способность экономики государства удовлетворить потребности в основных видах продукции, наиболее значимых для развития национальной экономики, а также в удовлетворении потребностей населения в продуктах питания, товарах длительного пользования и т.д.

Таблица 3.3. - Производство основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения, кг

Продукция

Годы


1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Зерно

540

487

519

607

556

721

664

617

755

946

895

736

873

975

803

1025

Картофель

932

874

782

752

883

1018

847

867

915

918

749

825

755

730

625

663

Овощи

101

138

143

153

209

208

226

225

241

243

246

192

167

172

183

Мясо (в убойном весе)

64

60

63

63

62

65

72

80

85

88

97

102

108

115

124

-

Молоко

497

450

487

484

478

529

587

614

617

653

692

698

686

715

701

695

Яйца, шт.

331

329

317

296

288

303

321

347

338

348

361

373

386

399

418

410


Таблица 3.4. - Обеспеченность домашних хозяйств предметами длительного пользования


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Телевизоры цветного изображения

79,3

78,9

83,3

86,3

89,7

93,0

94,6

96,6

97,3

98,2

98,5

98,6

98,8

98,3

98,7

Музыкальные центры

6,6

7,4

10,7

13,1

15,6

18,7

20,3

19,9

19,6

21,6

20,2

18,4

19,0

17,9

18,6

Видео, - DVD магнитофоны

19,2

18,5

21,1

25,4

28,8

35,1

38,0

46,0

49,6

55,0

55,3

54,6

51,5

48,4

44,4

Персональные компьютеры

1,6

1,8

2,6

5,0

8,7

12,8

17,6

24,9

31,1

38,2

40,8

46,4

51,7

54,9

59,9

Холодильники

93,4

92,0

94,4

95,0

94,5

95,1

95,7

96,9

97,4

98,1

97,8

97,8

98,2

99,0

99,1

Морозильники

7,6

7,8

10,1

11,1

12,8

13,8

15,3

17,0

18,0

19,4

20,2

21,9

26,7

28,0

29,7

Стиральные машины:

69,6

63,8

68,3

70,6

70,2

72,8

75,4

77,4

81,2

84,1

85,4

86,4

89,6

91,6

93,6

в том числе стиральные машины-автомат

24,6

32,0

41,3

50,0

57,3

63,0

67,5

72,2

77,4

82,3

Электропылесосы

55,1

49,6

53,6

57,2

57,6

61,9

64,6

69,5

72,2

76,4

77,3

78,5

79,5

82,5

83,7

Микроволновые печи

8,8

11,4

16,7

23,0

31,8

39,1

46,8

49,7

54,0

59,3

61,4

66,0



Из данных таблицы 3.4. видно, что обеспеченность домашних хозяйств предметами длительного пользования растёт с каждым годом, из чего можно сделать вывод об увеличении уровня жизни населения, что напрямую связано с эффективностью государственного регулирования экономики.

Также для оценки эффективности государственного регулирования оценивают уровень жизни населения (для анализа уровня жизни используются показатели: потребительская корзина, прожиточный минимум, средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных видов продуктов питания, уровень квалификации трудовых ресурсов, численность студентов и учащихся на 10 тыс. населения, число врачей на 10 тыс. населения, обеспеченность жильем и др.).

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 января 2015 г. №3 утверждены размеры минимальных потребительских бюджетов для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава в средних ценах декабря 2014 г. на период с 1 февраля 2015 г. по 30 апреля 2015 г. в следующих размерах для:

трудоспособного населения - 2 766 470 рублей;

пенсионеров - 2 165 460 рублей;

студентов - 2 139 370 рублей;

детей в возрасте до 3-х лет - 1 702 000 рублей;

детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет - 2 229 670 рублей;

детей в возрасте от 6-ти до 18-ти лет - 2 375 240 рублей;

семьи из 4-х человек - 2 158 170 рублей;

молодой семьи из 3-х человек - 2 339 890 рублей.

Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах декабря 2014 г. по статьям расходов:

продукты питания - 53,7%;

одежда, белье, обувь - 20,1%;

жилищно-коммунальные услуги - 6,2%;

бытовые услуги, транспорт, связь - 7,2%;

предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения - 7,3%;

культурно-просветительные мероприятия и отдых - 1,6%;

взносы и платежи - 1,8%;

предметы санитарии, гигиены, лекарства - 2,1%.

Таблица 3.5. - Продолжительность жизни населения Республики Беларусь


Годы


1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Всё население:

68,6

69,0

68,5

68,0

68,5

69,0

68,8

69,4

70,3

70,5

70,5

70,4

70,6

72,2

72,6

мужчины

62,9

63,4

62,8

62,3

62,7

63,2

62,9

63,6

64,5

64,7

64,7

64,6

64,7

66,6

67,3

женщины

74,3

74,7

74,5

74,1

74,7

75,0

75,1

75,5

76,2

76,5

76,4

76,5

76,7

77,6

77,9

Городское население:

69,3

70,0

69,8

69,4

70,1

70,6

70,5

71,0

71,8

71,9

72,1

72,1

72,2

73,5

73,9

мужчины

63,8

64,6

64,3

63,9

64,4

65,0

64,9

65,3

66,2

66,3

66,4

66,4

68,0

68,6

женщины

74,6

75,4

75,3

75,1

75,7

75,9

76,1

76,5

77,1

77,3

77,3

77,6

77,8

78,5

78,7

Сельское население:

66,6

66,1

65,2

64,4

64,7

65,0

64,5

65,3

66,4

66,6

66,4

66,1

66,4

68,4

68,9

мужчины

60,6

60,4

59,2

58,5

58,6

59,0

58,2

59,2

60,3

60,4

60,3

60,1

60,3

62,7

63,3

женщины

73,2

72,9

72,6

71,9

72,5

72,6

72,7

73,0

73,9

74,4

73,9

73,8

74,1

75,3

75,5



На основании данных таблицы 3.5 можно сделать вывод, что средняя продолжительность жизни населения увеличивается с каждым годом и указывают на увеличение уровня жизни, тем самым характеризуя с положительной стороны эффективность государственного регулирования.

 

Рис. 3.8.-Численность обучающихся в учреждениях среднего специального и высшего образования на 10 000 человек населения


Из данных диаграммы 3.8. видно, что количество учащихся в высших и средних специальных учебных заведениях в Республике Беларусь имеет отрицательную динамику с 2012 г., что говорит о снижении уровня образованности населения. Падение уровня образованности населения говорит о снижении эффективности государственного регулирования.


Рис. 3.9. - Обеспеченность населения Республики Беларусь жильём

Из данных рис. 3.9 можно сделать вывод об увеличении уровня обеспеченности населения жильём, что говорит об увеличении эффективности государственного регулирования экономики.

Заключение

Проблема выбора и сочетания многообразных форм, методов и инструментов регулирования - одна из наиболее важных, сложных и дискуссионных в экономической науке. Взгляды в вопросе о роли и функциях государства в экономике простираются в диапазоне от «ночного сторожа» до органа, который практически все контролирует и всем распоряжается - в том числе и как собственник огромных факторов производства.

Генеральной целью государственного регулирования экономики Республики Беларусь является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям. Современная система государственного регулирования Беларуси требует модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем белорусской экономики.

Просмотрев и проанализировав эту курсовую работу можно сделать один главный вывод: Белорусская модель государственного регулирования экономики достаточно эффективна. Об этом говорят данные таблиц, графиков и диаграмм, характеризующих уровень жизни населения Республики Беларусь. На основании данных Heritage Foundation (Фонд «Наследие» (англ. Heritage Foundation-эритэйдж фаундэйшн) стратегический исследовательский институт США, который занимается широким спектром исследования международной политики, Республика Беларусь поднялась в мировом рейтинге по индексу экономической свободы, хоть и в некоторых его составляющих потеряло несколько пунктов. Также по данным того же фонда Республика Беларусь стабильно поднималась с 2000 г. в мировом рейтинге по ИЧР (индекс человеческого развития), что несомненно говорит о верности подведённого итога.

Так же мною были сделаны следующие выводы:

Экономика страны - это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Важнейшая экономическая задача государственных органов - обеспечить условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно-технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами.

Государство должно установить порядок, при котором предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развития бизнеса. Необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и, в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса.

Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в случаях, когда имеют место так называемые «провалы» рынка. Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными. Существуют признаки условий и предпосылок: безработица, инфляция, дефицит бюджета. Высшей формой государственного регулирования является государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Современные рыночные отношения промышленно развитых стран, учитывая высокий технический уровень производства, объективно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой по всем мире с каждым годом будет повышаться.


Список использованных источников

1.      Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; Под общ. ред. А.В. Сидоровича. - 6-е изд., стер. - М.: Дело и Сервис, 2004. - 448

.        Государственное регулирование экономики в условиях Белорусской модели развития [Электронное издание] / Борсук Н.В., Матюшков Л.П., Зайцева Н.И.; Под научной редакцией К.Э.Н Борсук Н.В. и Матюшкова А.П. - Брест, 2010 - 59 с.

.        Концепция национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 г. / Министерство экономики Республики Беларусь; Государственное научное учреждение «Научно-исследовательский экономический институт» (ГНУ НИЭИ), - Минск 2014. - 91 с.

.        Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. - Дата доступа: 14.04.2015 г.

.        Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mshp.minsk.by. - Дата доступа: 17.04.2015 г.

.        Сайт Академии управления при Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pac.by. - Дата доступа: 17.04.2015 г.

.        Сайт Гродненского государственного аграрного университета [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ggau.by. - Дата доступа: 17.04.2015 г.

.        Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 775 с.

Похожие работы на - Модели и методы государственного регулирования экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!