Механизм перераспределения доходов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    60,35 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизм перераспределения доходов

ВВЕДЕНИЕ

Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека.

Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных или полученных в течение какого-либо периода (обычно за год).

Порождаемое рыночной системой распределение доходов несправедливо в том смысле, что не гарантирует каждому человеку доход, обеспечивающий ему достойную жизнь независимо от итогов экономической деятельности. Возникает необходимость вмешательства государства в перераспределение доходов. Принимая на себя ответственность за соблюдение права человека на достойную жизнь, оно организует соответствующее перераспределение доходов.

Государственная политика перераспределения доходов направлена на решение двух главных задач: оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценения доходов и сбережений населения. Данная политика заключается в перераспределении доходов через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат.

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что в современных условиях неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Именно поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения.

Более того, чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, потому что возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Именно поэтому регулирование доходов, заработной платы является важной частью политики любого государства, в том числе и Республики Беларусь.

Цель курсовой работы - выявление доходов населения Республики Беларусь и их дифференциации для выработки направлений по повышению уровня жизни населения.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-    рассмотреть понятие, виды, источники доходов населения;

-       дать характеристику инструментам измерения неравенства в распределении доходов;

-       раскрыть понятие выравнивания доходов в рыночной экономике;

-       провести анализ структуры и динамики доходов населения в Республике Беларусь;

-       определить проблемы социальной дифференциации и основные направления социальной защиты Республики Беларусь.

Объектом исследования являются доходы населения Республики Беларусь.

Предмет исследования - механизм перераспределения доходов.

Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трёх глав, последовательно раскрывающих тему, заключения, списка литературы.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, метод сбора фактов.

В процессе написания работы были изучены труды отечественных и зарубежных авторов таких как Лобкович, Э.И., Рыбчинская, А., Пономаренко, Е., Головачев, А.М., Еремушкина, С.В. и др. Кроме того, при проведении исследования использовались источники статистических данных и материалы из Интернета.

ГЛАВА 1. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ - ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Доходы населения: понятие, виды, источники

Доходы - одна из основных характеристик экономического положения населения. Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доходы являются конечной целью и мощным стимулом трудовой и предпринимательской деятельности каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности. Доходы есть денежная оценка результатов деятельности физических или юридических лиц, как субъектов рыночной экономики.

Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно не занятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения.

Доходы населения - это сумма денежных средств, получаемых за определенный период времени, предназначенная для приобретения благ и услуг [10, с. 127].

Основными факторами, оказывающими влияние на величину доходов, являются: уровень заработной платы, динамика розничных цен, уровень налогов, насыщенность рынка потребительскими товарами и т.д. При оценке уровня доходов используются показатели номинального, располагаемого, реального дохода.

Номинальный доход - это количество денег, полученных индивидами в течение определенного периода времени.

Располагаемый доход - это доход, который может быть использован на личное потребление и сбережения. Располагаемый доход меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход - это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход в течение определенного периода времени с поправкой на изменение уровня цен.

Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом (1.1) [8, с. 217]:

                                                                       (1.1)

где РД - реальные доходы, р.;

НД - номинальные доходы, р.;

НП - налоги и обязательные платежи, р.;

I - индекс потребительских цен.

Номинальные доходы населения формируются по следующим направлениям [8, с. 218]:

-    выплаты в виде заработной платы работающим по найму; доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах; доходы от собственного хозяйства;

-       денежные поступления в виде трансфертных платежей, которые включают пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплаты пособий по безработице и т.д.

-       денежные доходы, получаемые через финансово-кредитную систему (выплаты по государственному страхованию, банковские ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие нужды, проценты по вкладам, доходы от облигаций, акций и т.д.).

Различают следующие виды личных доходов [8, с. 218]:

1)   с точки зрения источников получения:

-    трудовой доход;

-       доход от собственности;

-       социальные выплаты и фонды (трансферты);

-       неучтенные личные виды деятельности (продукты личного подсобного хозяйства, репетиторство, домашнее хозяйство и т.п.).

2)   по способам получения:

-    наличные;

-       безналичные доходы.

В зависимости от циклов жизнедеятельности человека доходы делятся на получаемые [8, с. 218]:

1)   до участия в трудовой деятельности (до достижения трудоспособного возраста);

2)      от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;

)        временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.);

)        после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).

В экономической литературе сложились два основных подхода к определению источников доходов: с позиции теории трудовой стоимости и теории факторов производства.

Приверженцы теории трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) исходят из того, что единственным источником стоимости является живой труд в сфере материального производства, образующий новую стоимость. Следовательно, доход создается только трудом рабочих. Стоимость рабочей силы создается необходимым трудом, прибавочная стоимость - прибавочным трудом рабочих. На поверхности явлений стоимость рабочей силы, заключенная в товаре, выступает в виде заработной платы, которую получают рабочие за произведенный ими товар (доходы рабочих). Прибавочная стоимость, в форме присваиваемой капиталистами прибыли, образует доходы капиталистов. Работники непроизводственной сферы получают доходы в процессе перераспределения национального дохода. Соответственно все доходы делятся на первичные и вторичные.

Первичные доходы образуются в сфере материального производства в процессе создания и распределения национального дохода. Первичные доходы образуются в процессе первичного распределения (заработная плата наемных работников, прибыль капиталистов, доходы предпринимателей, занятых в материальном производстве, а также доходы государственных и кооперативных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей сферы материального производства).

Вторичными доходами являются доходы отраслей непроизводственной сферы (просвещения, здравоохранения, культуры, коммунальных услуг, управления и т.д.). Вторичные доходы получают работники непроизводственной сферы за счет перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Основными каналами перераспределения являются оплата услуг населением, занятым в материальном производстве; оплата услуг предприятиями материального производства; все виды оплат по социальному страхованию (пенсии, пособия); выплата стипендий, процентов по вкладам и т.д.

Второй подход базируется на господствующей в современной зарубежной экономической науке теории факторов производства, в соответствии с которой обосновываются источники и принципы формирования доходов. Согласно этой теории, каждый фактор (труд, земля, капитал) получает свой, соответствующий его доле, доход в виде заработной платы, земельной ренты, процента на капитал.

В современных условиях трактовка основных положений теории доходов существенно отличается от первоначальных элементарных представлений, сформулированных в прошлом. При исследовании величины доходов в динамике вводится функциональная зависимость отдельных факторов производства; устанавливается технологическая взаимосвязь между затратами на факторы производства и объемам продукции, которую можно изготовить с их помощью; с учетом уровня технических знаний разработано числовое соотношение, характеризующее технологическую взаимосвязь. Это положение представлено в виде технического закона: «Для каждого отдельного периода всегда существует максимальный объем выпуска, которого можно достигнуть при данных затратах факторов производства».

В настоящее время на уровне фирмы эта закономерность проявляется в виде установления равновесия между рынком товаров, на котором фирма выступает как поставщик готовой продукции, и рынком факторов производства, на котором она выступает носителем спроса, осуществляющим затраты таким образом, чтобы свести к минимуму общую сумму издержек производства и обеспечить за счет этого наибольшую прибыль.

Таким образом, под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.

Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.

Уровень доходов населения является важнейшим показателем его благосостояния.

1.2 Измерение неравенства в распределении доходов (кривая Лоренса)

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

При формировании доходов сохраняются условия неравенства их распределения между семьями и группами населения. Это обусловлено тем, что население формирует свои доходы в основном за счет трех главных источников: заработная плата; доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента); доходы в виде социальных выплат (пенсии, пособия по уходу за детьми, пособия по безработице и т.д.).

Естественно, что значимость этих источников для различных семей различна. Поэтому по размеру дохода все население можно подразделить на три крупные социальные группы:

-    лица, основным источником доходов которых является собственность;

-       лица наемного труда, основным источником доходов которых является заработная плата;

В целях установления достоверной картины уровня жизни населения возникает необходимость определения доли населения, приходящейся на каждую группу.

В экономической литературе существуют разные методы определения уровня жизни и дифференциации населения по доходам.

Одним из первых оценку уровня жизни осуществил немецкий статистик Эрнст Энгель (1821-1896), установивший зависимость доли потребления продуктов питания от уровня доходов семьи. При этом Э. Энгель сделал вывод о том, что чем беднее семья, тем большая доля всех расходов выделяется для приобретения продуктов питания [10, с. 138].

Это положение вошло в экономическую теорию в виде «закона Энгеля». «Закон Энгеля» гласит: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на пищу снижается; на одежду, жилище, отопление и освещение мало меняется; на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.

Отсюда следует, что при прочих равных условиях доля дохода, расходуемая на пищу, может служить показателем уровня благосостояния данной группы населения. Многие последующие проверки выдвинутых Э. Энгелем положений показали их ограниченность.

Так, советский ученый, академик С.Г. Струмилин (1877-1974) на материалах пензенских бюджетов установил, что процент расходов на питание находится в более тесной связи не с уровнем благосостояния, а с размером семьи и возрастом ее членов. Несмотря на это, некоторые зарубежные экономисты широко используют показатель доли расходов на питание для характеристики роста благосостояния населения в динамике.

Для характеристики степени дифференциации доходов по группам населения в экономической теории используется кривая Лоренца, названная по имени американского экономиста и статистика М. Лоренца (1876-1959). Она графически отображает неравномерность распределения совокупного дохода между различными группами населения. Для этого по методу Лоренца на графике по горизонтали откладываются процентные группы населения, а по вертикали - проценты дохода, получаемые этими группами. В результате образуется квадратура, в которой биссектриса ОЕ координатного угла отражает абсолютное равенство распределения всего дохода (рисунок) [8. с. 134].

Рисунок. Кривая Лоренца

М. Лоренц установил, что в экономических системах с равным распределением доходов 20% населения получают 20% всего дохода, 40% населения - 40% всего дохода, 60% населения - 60% всего дохода и т.д. В этом случае кривая Лоренца принимает вид прямой (линия абсолютного равенства).

Абсолютное неравенство характеризуется кривой OFE, означающей, что и 20%, и 40%, и 60% населения не получают никаких доходов, за исключением одного единственного, последнего в ряду OF человека, который присваивает 100% всего дохода.

В действительности фактические доходы соответствуют ломаной линии OABCDE - кривой Лоренца, или кривой распределения доходов. Чем больше отклоняется кривая Лоренца от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов.

Степень дифференциации в распределении доходов определяется с помощью коэффициента Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965) [8, с. 136].

Индекс Джини показывает, какую долю площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под прямой абсолютного равенства. При этом индекс Джини, равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный ста процентам, свидетельствует об «абсолютном неравенстве». Поскольку в реальной жизни не существует ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства, фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля, но меньше ста процентов, и чем больше его значение, тем выше неравенство в распределении доходов в стране.

Наряду с коэффициентом Джини, для характеристики дифференциации доходов в обществе используется квинтильный (децильный) коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных. Мировая практика показывает, что коэффициент дифференциации доходов не должен превышать предельно критическое соотношение 10:1.

Неравенство доходов оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны и приводит к негативным последствиям [8, с. 138]:

1)   Рост дифференциации доходов означает для экономики выманивание среднего класса, являющегося основным «производителем» спроса на товары и услуги. Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике.

2)      Чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что в свою очередь приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.

)        Высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики.

Таким образом, осуществляя регулирующую деятельность в области доходов, государство изучает фактическое их распределение с помощью специальных показателей и методов.

Кривые Лоренца - это кривые, показывающие, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.

Индекс Джини - статистический показатель неравномерности распределения доходов в обществе, заработной платы различных групп населения, используемый в странах с развитой рыночной экономикой.

Коэффициент Джини позволяет рассчитывать неравенство распределения доходов в стране.

Его значения находятся в диапазоне от 0 до 1. Чем меньшее значение принимает индекс Джини, тем более равномерно распределяются доходы в государстве. И, наоборот, если этот индикатор стремится к единице, то большая часть доходов сконцентрирована в руках небольшой части населения.

Более простым способом определения неравенства в доходах населения является определение соотношения в доходах между высокодоходными и низкодоходными слоями населения, например, между «верхней» и «нижней» квинтильными группами населения или домохозяйств.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ВЫРАВНИВАНИЯ ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

.1 Система выравнивания доходов населения

Одна из основных социальных проблем при переходе к рыночным отношениям - резкое расслоение и социально-имущественная дифференциация населения. Поэтому наряду с внедрением новых стимулов к труду и экономической деятельности, созданием системы экономической самозащиты политика распределения доходов должна включать меры по выравниванию стартовых возможностей и защите прежде всего малообеспеченных групп населения, а именно: освобождение доходов в пределах прожиточного минимума от налогов, предоставление льгот на период получения образования, на содержание недееспособных дома или в учреждениях социальной защиты, поощрение благотворительности и т.д.

В странах с рыночной экономикой уже в течение длительного времени осуществляется государственное регулирование, направленное на выравнивание материального положения различных доходных групп населения.

Политика выравнивания распределения доходов может быть преимущественно ориентирована на социальную поддержку низкодоходных групп населения либо на ограничение доходов высокодоходных групп. Лучше всего, когда такая политика органически сочетает в себе оба эти принципа и направлена на рациональную организацию системы налогообложения - социальные льготы [3, с. 8].

Регулирование должно начинаться на верхнем уровне и сводиться к достижению разумного баланса между требованиями экономического развития страны и социальными программами, к осуществлению которых должны привлекаться не только государственные, но и коммерческие и общественные организации.

Наиболее важным и универсальным средством преодоления бедности в развитых странах остаются механизмы перераспределения доходов и прежде всего действие системы «налогообложение - социальные льготы». Оптимизация системы налогообложения на основе исследования взаимозависимости «налогообложение - социальные льготы» позволяет нейтрализовать негативные последствия инфляции. Снижение налоговых ставок ведет, с одной стороны, к оживлению экономики, к росту доходов населения, но, с другой, если говорить о кратком периоде времени, - к неизбежному сокращению ресурсного обеспечения социальных программ и росту инфляции. Наоборот, увеличение налогов имеет своим следствием замедление экономического роста, сокращение доходов, но в то же время позволяет выделить дополнительные средства на расширение социальных программ и снизить уровень инфляции. «Социальные льготы» используются в качестве основного инструмента управления благосостоянием населения. Взгляды английских и других западноевропейских ученых на принципы построения системы «налогообложение - социальные льготы» хорошо отображены в разработанных ими различных экономико-математических моделях [15, с. 14].

В последние годы реформы в системе «налогообложение - социальные льготы» проводились в ряде стран. В 1985 г. Они прошли в США и Японии. В Великобритании в 1986 г. был принят так называемый Акт социального обеспечения, что вызвало серьезные изменения в положении определенных слоев населения.

Анализ эффекта применения системы «налогообложение - социальные льготы» к домашним хозяйствам США представлен в таблице 2.1 [15, с. 15].

неравенство доход кривая население

Таблица 2.1. Эффект применения системы «налогообложение - социальные льготы» к домашним хозяйствам США по доходным квинтилям в 1990 г.

Доходный квинтиль

Доход до выплаты налогов и трансферта

Доход после уплаты налогов до получения трансфертов

Доход после уплаты налогов и получения трансфертов

Доля доходов (%) каждого квантиля в общей сумме доходов по всем хозяйствам:

Низший

1,1

1,4

6,5

Второй

7,9

9,0

11,2

Третий

15,5

16,4

16,1

Четвёртый

24,7

25,2

23,2

Высший

50,7

48,0

43,0

Средний доход (долл.) по отдельным квантилям:

Низший

2,096

2,045

10,904

Второй

14,664

13,126

18,676

28,836

24,102

27,017

Четвёртый

45,836

36,991

38,780

Высший

93,966

70,338

71,944

Коэффициент Джини

0,490

0,463

0,384


Перераспределительный эффект налогов можно проследить, сравнивая данные, содержащиеся в третьей строке, с представленной выше информацией. Коэффициент концентрации доходов после исключения налогов снижается на 5,1%, в основном за счет уменьшения располагаемых доходов последней группы домохозяйств.

Но наиболее высокую перераспределительную функцию выполняют в США социальные трансферты (также как и в Великобритании), о чем свидетельствуют данные, приведенные в четвертой строке таблицы. Доля денежных доходов, полученных двумя наименее обеспеченными квантильными группами после добавления социальных трансфертов, увеличилась на 5,9%, а коэффициент Джини сократился на 17% [15, с. 16].

На основании анализа данных Текущего обследования доходов за 1997 г. в докладе Бюро цензов делается важный вывод о том, что в США система государственных трансфертов оказывает более эффективное воздействие на сокращение неравенства в распределении доходов, чем налоговая система.

Таким образом, процесс выравнивания доходов и решение проблемы бедности осуществляется через проведение мер налоговой и социальной политики.

2.2 Направления и методы государственного регулирования доходов

Государство в целях поддержания социальной стабильности и стимулирования экономического роста проводит политику регулирования доходов населения. Отношение к этому направлению социальной политики неоднозначно, сторонники смягчения неравенства считают, что всем членам общества необходимо обеспечить определенный уровень жизни. Противники, наоборот, полагают, что политика выравнивания доходов и потребления ослабляет стимулы к предпринимательскому риску, к увеличению доходов и сбережений населения.

К основным направлениям и методам государственного регулирования доходов и потребления относятся: минимальные государственные социальные стандарты, индексация доходов, налогообложение, социальные трансферты, социальные программы, политика социального партнерства.

Минимальные государственные социальные стандарты можно определить как государственные услуги, предоставление которых гражданам гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне. К минимальным государственным социальным стандартам относятся минимальная потребительская корзина, прожиточный минимум (черта бедности), минимальная часовая ставка заработной платы или минимальный размер оплаты труда.

Минимальная потребительская корзина в развитых странах представляет собой минимальный набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих скромное, но достаточно приличное существование семьи. Минимальный прожиточный минимум (ПМ) - это стоимостная оценка минимальной потребительской корзины. ПМ используется для определения черты бедности. Его величина зависит от уровня экономического развития страны, сложившегося уровня потребления товаров и услуг, традиций. Так, признанная Международной Организацией Труда (МОТ) черта бедности в 2001 г. составила на одного человека 80 долл. в месяц, в США она составляет на семью из четырех человек 18,4 тыс. долл. в год. [6, с. 184].

Установление минимальной часовой ставки оплаты труда или минимального размера оплаты труда (МРОТ) призваны обеспечить минимальные гарантии восстановления рабочей силы. В развитых странах минимум заработной платы превышает минимальный прожиточный минимум не менее чем на 10-15% и составляет 40-50% от средней заработной платы.

Индексация доходов представляет собой прирост зарплаты и социальных трансфертов в зависимости от темпов инфляции для поддержания покупательной способности получаемых доходов. В 1970-е годы профсоюзы в высокоразвитых странах добились индексации доходов, в т.ч. прироста номинальной заработной платы в соответствии с ростом уровня цен. В 1980-е годы от индексации в трудовых соглашениях отказались, так как рост зарплаты увеличивает издержки производства и, предприниматели, стремясь противостоять снижению своих прибылей, повышают цены, что приводит к новому витку инфляции. Государство для усиления трудовой мотивации и развития социального партнерства в сфере труда стало стимулировать распределение акций среди наемных работников за счет части прибыли фирмы.

Используя прогрессивное налогообложение, государство осуществляет перераспределение доходов с целью смягчения неравенства доходов. Так, например, ставка прогрессивного подоходного налога в Швеции колеблется в пределах "вилки" 16-65%, в Канаде - 14,4-51,3%, в США - 15-50% [6, с. 184].

Социальные программы нацелены на решение определенных проблем (например, программа ИСОП - на установление социального партнерства в сфере трудовых отношений с целью роста эффективности производства). В большинстве высокоразвитых стран действуют программы социального страхования и программы государственной помощи. Первые финансируются за счет специальных налогов на заработки наемных рабочих и доходы работодателей, а вторые - за счет части общих налоговых поступлений.

Под социальным партнерством понимается согласование действий в сфере трудовых отношений государства, работодателей и профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Например, государство регулирует межотраслевую дифференциацию оплату труда, рекомендуя работодателям устанавливать устойчивое соотношение межу различными секторами экономики (1,5-2 раза), или участвует в этом направлении регулирования совместно с профсоюзами и объединениями работодателей.

Таким образом, политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными: минимальные государственные социальные стандарты, индексация доходов, налогообложение, социальные трансферты, социальные программы, политика социального партнерства.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

При социально ориентированном подходе политика регулирования доходов в силу особенности такого вида экономической системы занимает очень важное место. Ее главная задача - не допускать или на первом этапе минимизировать ту часть населения, которая оказывается за чертой бедности. С этим связана и вторая задача - уменьшить поляризацию населения по доходам, снизив в меру экономической необходимости и возможности децильный коэффициент его дифференциации.

Он отражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан. Этот коэффициент используется и в Республике Беларусь. Соотношение ресурсов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в республике в 2004-2009 гг. равнялось 5,8; 5,4; 5,6; 5,9; 5,9; 5,6 раза соответственно, и это свидетельствует о том, что доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 2009 г. в 5,6 раза превысили доходы 10% наименее обеспеченного населения. Это соотношение ниже критически допустимого уровня дифференциации доходов, используемого в мировой практике и равного 10 раз. Так, например, в Германии, Австрии, Франции оно составляет 5-7 раз, Казахстане - 7,4, Украине - 8,7, в России - 16,8 раза.

Для характеристики концентрации ресурсов используется также коэффициент (индекс) Джини.

Для США и большинства развитых стран коэффициент Джини колеблется около 0,3 и практически не меняется в последние десятилетия.

В Республике Беларусь этот коэффициент составил 0,261 в 1995 г.; 0,270 - в 2005 г. и 0,268 - в 2009 г., что позволяет утверждать, что уровень дифференциации населения по располагаемым ресурсам в республике колеблется в небольшом интервале.

Номинальные денежные доходы населения в январе-апреле 2015 г. по сравнению с январем-апрелем 2014 г. увеличились на 11,7 процента при росте потребительских цен на 16,4 процента (таблица 3.1) [5].

Таблица 3.1. Денежные доходы населения в 2015 году


Сумма, млрд. рублей

Темпы роста к соответствующему периоду предыдущего года, процентов



номинальный

реальный

Реальный располагаемый

июнь

39 868,9

137,2

116,3


январь-июнь

203 655,3

145,3

120,1

119,8

июль

38 194,5

136,9

116,5


январь-июль

241 849,8

143,9

119,4

119,1


Реальные денежные доходы населения в январе-апреле 2015 г. по сравнению с январем-апрелем 2014 г. снизились на 4 процента, а в апреле по сравнению с апрелем 2014 г. - на 3,4 процента.

Реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-апреле 2015 г. по сравнению с январем-апрелем 2014 г. уменьшились на 4,2 процента при их увеличении в январе-апреле 2014 г. по сравнению с январем-апрелем 2013 г. на 7,0 процентов.

Основными источниками формирования денежных доходов населения выступали оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в январе-апреле 2015 г. составил 85,1 процента против 85,2 процента в январе-апреле 2014 г.

Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-апреле 2015 г. составили 4,6 млн. рублей и уменьшились в реальном выражении по сравнению с январем-апрелем 2014 г. на 4,1 процента. Доля денежных доходов населения в ВВП в январе-апреле 2015 г. составила 69,4 процента против 72,0 процентов в январе-апреле 2014 г. В январе-мае 2015 г. номинальная начисленная средняя заработная плата работников составила 6 380,1 тыс. рублей, что в реальном выражении ниже уровня января-мая 2014 г. на 3,2 процента [5].

Реальная заработная плата в мае 2015 г. по сравнению с маем 2014 г. снизилась на 3,1 процента, а по сравнению с апрелем 2015 г. - увеличилась на 1,6 процента (таблица 3.2) [5].

Таблица 3.2. Среднемесячная заработная плата работников и пенсии в 2015 г.


Сумма, тыс. рублей

Темпы роста, процентов

к предыдущему месяцу



номинальный

реальный

номинальный

реальный

Заработная плата

апрель

6536,1

111,4

96,5

100,8

99,9

январь-апрель

6301,2

112,7

96,8



май

6687,6

110,2

96,9

102,3

101,6

январь-май

4 952,5

143,2

119,5



Пенсия

апрель

2658,2

114,5

99,1

100,0

99,1

январь-апрель

2656,7

114,5

98,4



май

2659,8

114,1

100,4

100,1

99,4

январь-май

2657,3

115,5

99,7




В разрезе видов деятельности наибольший уровень среднемесячной начисленной заработной платы в январе-мае 2015 г. зафиксирован в деятельности, связанной с вычислительной техникой (25 263,6 тыс. рублей), а наименьший - в сфере социальных услуг (3 861,8 тыс. рублей). В промышленности уровень реальной заработной платы в январе-мае 2015 г. уменьшился по сравнению с январем-маем 2014 г. на 8,2 процента, в сельском хозяйстве - на 2,8 процента, организациях транспорта и связи - на 4 процента, строительстве - на 14,1 процента, торговле - на 4,5 процента, финансовой деятельности - на 1,3 процента. В сфере образования она увеличилась за этот период на 5,7 процента, здравоохранении - на 9,1 процента [5].

Начисленная среднемесячная заработная плата работников бюджетных организаций в январе-мае 2015 г. увеличилась по сравнению с январем-маем 2014 г. в реальном выражении на 5,7 процента и составила 5 130,1 тыс. рублей, а в мае - 5 395,2 тыс. рублей, что больше чем в апреле 2015 г. на 2 процента.

В мае 2015 г., при среднем республиканском уровне заработной платы чуть более 6,6 млн. рублей, 35,5 процента работников юридических лиц республики получали заработную плату ниже 5 млн. рублей. При этом у 10,2 процента работников заработная плата была менее 4 млн. рублей

В региональном разрезе в январе-мае 2015 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы выше республиканского уровня зафиксирован только в г. Минске.

Средний размер пособия на одного безработного в мае 2015 г. составил 228,9 тыс. рублей, или 15,4 процента от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения [5].

Потребительские расходы населения на покупку товаров, включая расходы на общественное питание, в январе-мае 2015 г. составили 140,8 трлн. рублей. Доля расходов на покупку товаров в общей сумме денежных доходов населения в январе-апреле 2015 г. составила 59,5 процента, что выше аналогичного показателя января-апреля 2014 г. на 1,6 процентного пункта.

Сбережения населения в банковских вкладах в национальной валюте за январь-апрель 2015 г. увеличились на 8,8 трлн. рублей, что составило 5 процентов от суммы денежных доходов населения против 4,9 процента в январе-апреле 2014 г., а валютные сбережения снизились 13,1 млн. долларов США.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям), в качестве обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

Размер прожиточного минимума в 2015 году в Беларуси представлен в таблице 3.3 [1]

Таблица 3.3 Размер бюджета прожиточного минимума в 2015 году в Беларуси, руб.

Период действия

В среднем на душу населения

Для трудоспособного населения

Для пенсионеров

Для студентов

Для детей от 6 до 18 лет

Для детей от 3 до 6 лет

С 1 февраля по 30 апреля 2015

1 428 100

1 549 790

1 095 070

1 386 490

1 586 840

С 1 мая по 31 июля 2015

1 474 870

1 627 600

1 126 180

1 427 860

1 623 670

1 322 490

С 1 августа по 31 октября 2015

1 569 130

1 719 890

1 193 160

1 521 300

1 718 010

1 403 260


Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2015 году по статьям расходов имеет следующий вид [1]:

-    продукты питания - 55,7%;

-       плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги - 8,5%;

-       предметы гардероба - 21,1%;

-       бытовые и транспортные услуги - 5,0%;

-       товары бытового и хозяйственного назначения - 5,0%;

-       взносы и платежи - 2,1%;

-       предметы первой необходимости, санитарии и лекарства - 2,6%.

Среднедушевой минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения, усиления социальной поддержки нуждающихся граждан, формирования системы народно-хозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

В Беларуси установлены минимальные потребительские бюджеты на период с 1 августа по 31 октября 2015 г. Постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 20.07.2015 №46 "О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава".

В средних ценах июня 2015 г. минимальные потребительские бюджеты в расчете на месяц составляют [13]:

-       трудоспособное население - 3 138 670 руб. (ранее - 3 025 470 руб.);

-             пенсионеры - 2 449 680 руб. (ранее - 2 357 870 руб.);

-             студенты - 2 353 500 руб. (ранее - 2 272 960 руб.);

-             дети в возрасте до 3 лет - 1 938 020 руб. (ранее - 1 874 870 руб.);

-             дети в возрасте от 3 до 6 лет - 2 631 350 руб. (ранее - 2 514 240 руб.);

-             дети в возрасте от 6 до 18 лет - 2 668 430 руб. (ранее - 2 566 200 руб.);

-             семья из четырех человек - 2 435 480 руб. (ранее - 2 347 270 руб.);

-             молодая семья из трех человек - 2 674 040 руб. (ранее - 2 572 040 руб.).

В целом ситуация в Республике Беларусь в части перераспределения доходов удовлетворительная. Это характеризуется тем, что реальные располагаемые денежные доходы населения в I квартале 2015 года снизились на 4,2% к уровню I квартала 2014 года. В общем объеме денежных доходов оплата труда занимает 61,6%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, - 9,1%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению) - 23,8%, доходы от собственности и прочие доходы - 5,5%.

Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах.

Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и ее основных направлений в частности.

Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе социального императива, ключевых проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого потенциала, принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства страны. Такими действующими ныне документами является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы.

Социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо: предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов - МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.

В соответствии с поставленной целью основными направлениями социальной политики должны стать [12]:

-    создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

-       обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.;

-       обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;

-       повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

-       постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе - к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;

-       содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;

-       улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;

-       снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;

-       повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

Социальное пространство, в котором предусматривается реализация указанных направлений, все в большей степени будет формироваться на рыночных принципах цивилизационного развития. Поэтому совершенствование политики доходов необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим системообразующим принципом политики доходов и инструментом регулирования оплаты труда является развитие социального партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы представительства наемных работников (профсоюзов и объединений работающих), нанимателей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органов государственной власти, становится важным средством защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. И наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является новая роль государства в решении социальных проблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.

В данном контексте приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо [12]:

-    обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;

-       формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;

-       поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе - к минимальному потребительскому бюджету;

-       совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

-       регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;

-       развитие социального партнерства на всех уровнях управления;

-       усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается [12]:

-    повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;

-       рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике;

-       увеличение доли оплаты труда в ВВП с 36,4 % в 2005 г. до 39-40 % в 2020 г.

Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Имеется в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, а в дальнейшем - к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30-40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран.

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

Основная цель реформирования пенсионной системы - повышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям. В Республике Беларусь предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.

В соответствии с концепцией реформы пенсионное обеспечение будет включать три уровня (составляющих) [7, с. 59]:

-    первый - пенсионное обеспечение на государственной основе (социальные пенсии), имеющее своей целью ограничение бедности;

-       второй - обязательное пенсионное страхование (страховые пенсии);

-       третий - дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (профессиональные пенсии) с сохранением ведущей роли государственного обязательного социального страхования в организации пенсионной системы как целого.

-    проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;

-       развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработной платы;

-       совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании с целью наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;

-       обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.

В перспективе на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить дополнительное пенсионное страхование. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления призвано повысить уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.

Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации системы социального страхования требуется решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Решению этих задач будут способствовать [9, с. 21]:

-    установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от расходов по каждому виду страхования (класса риска);

-       увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и сроками их уплаты;

-       персонифицированный учет по отдельным видам страхования;

-       стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;

-       осуществление строгого контроля за расходованием страховых средств;

-       освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера.

Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения в Республике Беларусь представлена социальными программами, которые, однако, не обладают достаточной степенью скоординированности.

В ближайший период предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленное на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.

Политику в области социальной помощи населению следует направить и на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня, сориентировать на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения (речь идет о различного рода льготах и разовых выплатах при несчастных случаях, бедствиях и др.) Наряду с государственными формами предполагается параллельное развитие негосударственных форм оказания социальной помощи (спонсорства, благотворительности и др.). В число приоритетов должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей.

Дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматриваются преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.

В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития необходимо существенно повысить значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное прежде всего на использование социальных механизмов компенсации и адаптации [17].

Реализация этих мер невозможна без координации различных видов государственной социальной поддержки граждан и создания единой информационной системы социальной помощи.

Основной задачей реформирования социальной сферы (сферы социальных услуг, отраслей социальной сферы) является пересмотр ее структуры и функций в сторону обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, способных обеспечить прорывы в технологическом и экономическом развитии, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социальных отраслей.

Логическим продолжением разработанных стратегией направлений борьбы с бедностью часто выступают программы их реализации, определяющие временные рамки выполнения тех или иных мероприятий в разрезе организаций, вовлеченных в данный процесс.

В Республике Беларусь для предотвращения бедности целесообразно:

-    упорядочить льготы, предоставляемые населению;

-       провести детальное изучение уровня бедности населения;

-       выявить основные факторы бедности населения;

-       разработать комплекс мер, направленных на стимулирование занятости и самозанятости населения;

-       выявление основных путей стабилизации уровня бедности.

При принятии решений в области совершенствования государственной политики перераспределения доходов, главным образом, стоит в качестве ориентира выбрать подтвержденную многолетним опытом мировую практику, при этом не упуская из виду особенности политической, экономической и социальной сфер, а также историческое развитие данного государства.

Для эффективного формирования основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

Для разрешения коллизии двух главных целей государственной политики перераспределения доходов, одна из которых - обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая - налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер [3, с. 9]:

-    совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;

-       модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как акцизы, НДС, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;

-       пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам в целях расширения их налоговой базы с тем, чтобы сделать возможным снижение ставок и дальнейшее уменьшение количества налогов и сборов;

-       поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

В целом при выборе пути регулирования перераспределения доходов государство должно учитывать негативные аспекты, связанные с государственным вмешательством в функционирование рыночной экономики, а именно [19, с. 37]:

-    чрезмерными налогами, которые уменьшают экономическую активность населения и тем самым способствуют ещё более глубокой дифференциации общества;

-       направленность лишь на социальную эффективность, что способствует отказу граждан от поиска работы (пособия и выплаты в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни граждан, что способствует снижению их мотивацию к трудовой деятельности) и уменьшению экономической эффективности.

С целью минимизации резких скачков в распределении доходов, в Республике Беларусь можно применить следующие методы для реализации и совершенствования государственной политики перераспределения доходов непосредственно в экономической и социальной сфере [16, с. 57]:

-    принятие и соблюдение реальных бюджетов, как государственных, так и областных, что обеспечит соответствие реальных и номинальных заработных плат;

-       сокращение льготных категорий населения;

-       усиление методов контроля по рациональному использованию средств из социальных фондов;

-       способствование образованию «среднего класса» путём поддержки мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения;

-       грамотное налоговое законодательство, использование прогрессивных налоговых ставок в комплексе с чётким контролем за уплатой налогов;

-       борьба с «теневой экономикой».

С этой целью создания необходимых условий для обеспечения устойчивого и эффективного развития страны была разработана Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы. Главными результатами её реализации должны стать активизация инновационного развития национальной экономики, а также реализации социально-экономических приоритетов страны. Это позволит в прогнозируемый период повысить уровень и качество жизни народа и как следствие [4, с. 26]:

-    улучшить демографическую ситуацию в стране (повысить уровень рождаемости, снизить смертность детей и лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин, увеличить продолжительность жизни);

-       в области политики доходов населения и условий их обеспечения - увеличить реальные денежные доходы на 49-56 процентов, реальную заработную плату - на 52-58 процентов;

-       повысить поэтапно уровень минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, а размеры социальных пособий - до бюджета прожиточного минимума;

-       сократить уровень малообеспеченности населения;

-       создать благоприятные условия для развития человеческого потенциала на основе внедрения государственных минимальных социальных стандартов, приоритетного развития систем образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, повышения уровня их финансового обеспечения.

В Беларуси разрабатывается программа социально-экономического развития на 2016-2020 годы. Программа предполагает пять основных приоритетов: развитие человеческого потенциала, создание новых рабочих мест, сбалансированное региональное развитие, повышение конкуренции и диверсификация экспорта [18].

Напоследок рассмотрим одно из важных событий 2015 года, которое выразилось в принятии закона "О тунеядстве" (Декрет Президента Республики Беларусь «О предупреждении социального иждивенчества»). Декрет подписан 2 апреля 2015 г. [14].

Граждане, не участвующие в финансировании бюджета полгода и более в истёкшем году, обязаны в следующем году оплатить налог на тунеядство в размере 20 базовых величин. Закон включается задним числом - он действует с 1 января 2015 года, налог должен быть уплачен в следующем году до 15 ноября.

Сумма налога уменьшается на размер выплаты в отчётном году налогов, то есть, если физическое лицо заплатило за 2015 год подоходный налог, то его размер отнимется из общей суммы к уплате (20 б. в.).

Исключения - инвалиды и недееспособные граждане, лица до 18 лет, мужчины по достижению 60 лет, женщины по достижению 55 лет, женщины, воспитывающие ребёнка до 7 лет или ребёнка-инвалида до 18 лет или троих и более несовершеннолетних детей.

Для упрощения взимания налога предусмотрена скидка в 10% тем, кто в период с 1 августа текущего года до 31 мая следующего года обратится в налоговые органы и уведомит их о своём тунеядстве. Обратившиеся сами должны будут уплатить налог не до 15 ноября года, следующего за отчётным, а до 1 июля. То есть за 2015 год надо заплатить либо 20 базовых величин до 15 ноября 2016 года, либо 20 базовых минус 10% до 1 июля 2016 (при самостоятельном обращении в налоговую инспекцию).

Уведомление об уплате налога будет приходить тунеядцам на дом (если не явятся в налоговую самостоятельно), штраф за неуплату 2-4 базовые величины или административный арест с привлечением к труду [14].

Таким образом, в Республике Беларусь обеспечивается ежегодный рост реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения, хоть и в небольшом объёме.

Реальная заработная плата в мае 2015 г. по сравнению с маем 2014 г. снизилась на 3,1 процента, а по сравнению с апрелем 2015 г. - увеличилась на 1,6 процента

Коэффициент Джини для Республики Беларусь составил 0,268 в 2009 году, что позволяет утверждать, что уровень дифференциации населения по располагаемым ресурсам в республике колеблется в небольшом интервале.

Ситуация в Республике Беларусь в части перераспределения доходов удовлетворительная. Это характеризуется тем, что реальные располагаемые денежные доходы населения в I квартале 2015 года снизились на 4,2% к уровню I квартала 2014 года.

Разрабатывая программу экономических реформ, правительство должно уделить внимание благосостоянию людей, гарантировать наиболее уязвимым слоям общества защищенность в ходе изменений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.

Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.

Уровень доходов населения является важнейшим показателем его благосостояния.

Кривые Лоренца - это кривые, показывающие, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.

Индекс Джини - статистический показатель неравномерности распределения доходов в обществе, заработной платы различных групп населения, используемый в странах с развитой рыночной экономикой.

Коэффициент Джини позволяет рассчитывать неравенство распределения доходов в стране. Его значения находятся в диапазоне от 0 до 1. Чем меньшее значение принимает индекс Джини, тем более равномерно распределяются доходы в государстве. И, наоборот, если этот индикатор стремится к единице, то большая часть доходов сконцентрирована в руках небольшой части населения.

Более простым способом определения неравенства в доходах населения является определение соотношения в доходах между высокодоходными и низкодоходными слоями населения, например, между «верхней» и «нижней» квинтильными группами населения или домохозяйств.

Процесс выравнивания доходов и решение проблемы бедности осуществляется через проведение мер налоговой и социальной политики.

Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными: минимальные государственные социальные стандарты, индексация доходов, налогообложение, социальные трансферты, социальные программы, политика социального партнерства.

В Республике Беларусь обеспечивается ежегодный рост реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения, хоть и в небольшом объёме.

Реальная заработная плата в мае 2015 г. по сравнению с маем 2014 г. снизилась на 3,1 процента, а по сравнению с апрелем 2015 г. - увеличилась на 1,6 процента

Коэффициент Джини для Республики Беларусь составил 0,268 в 2009 году, что позволяет утверждать, что уровень дифференциации населения по располагаемым ресурсам в республике колеблется в небольшом интервале.

Ситуация в Республике Беларусь в части перераспределения доходов удовлетворительная. Это характеризуется тем, что реальные располагаемые денежные доходы населения в I квартале 2015 года снизились на 4,2% к уровню I квартала 2014 года.

Разрабатывая программу экономических реформ, правительство должно уделить внимание благосостоянию людей, гарантировать наиболее уязвимым слоям общества защищенность в ходе изменений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Глухов, В.В. Бюджет прожиточного минимума: структура и динамика изменения в Беларуси <http://mojazarplata.by/main/minimalka/bpm> / В.В. Глухов // Моя зарплата [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://mojazarplata.by/main/minimalka/bpm. - Дата доступа: 10.08.2015.

.        Головачев, А.М. Экономика Республики Беларусь: проблемы и пути их решения / А.М. Головачёв // Директор. - 2014. - №5. - С. 13-17.

.        Данканич, С.А. <http://www.m-economy.ru/author.php?nAuthorId=2581> Неравенство доходов населения: виды и последствия / С.А. Данканич // Евразийский международный научно-аналитический журнал. Проблемы современной экономики. - №3. - 2012. - С. 7-10.

4.     Демчук, М.И. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития: учеб. пособие / М.И. Демчук. - Мн.: РИВШ БГУ, 2008. - 324 с.

5.      Еремушкина, С.В. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения / С.В. Еремушкина // Экономический бюллетень. - 2015. - №6. - С. 23-31.

6.     Имамова, Е. В. Сущность механизма формирования доходов населения / Е.В. Имамова // Журнал экономической теории. - 2013. - №3. - С. 179-184.

7.      Корженевская, Г.М. Вопросы реформирования пенсионной системы / Г.М. Корженевская // Социально-экономические и правовые исследования. - 2015. - №3. - С. 56-73.

.        Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика: учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 458 с.

9.     Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: науч.-метод. пособие / Э.И. Лобкович. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 435 с.

10.    Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник / Э.А. Лутохина. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2010. - 442 с.

.        Морова, А.П. Социальная составляющая качества экономического роста: теоретико-методологическая трактовка / А.П. Морова // Проблемы управления. - 2014. - №1. - С. 18-23.

.        Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Республики Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович [и др.]. - Минск: Юнипак, 2004. - 202 с.

.        О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава: Постановление Минтруда и соцзащиты Респ. Беларусь, от 20 июл. 2015 г., № 46 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

.        О предупреждении социального иждивенчества: Декрет Президента Респ. Беларусь, от 2 апр. 2015 г., № 3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.

15.    Перепелкин, В.А. <http://elib.bsu.by/browse?type=author&value=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8%D0%BD%2C+%D0%92%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> Рост доходов населения как фактор увеличения доли сектора услуг экономик стран Западной Европы / В.А. Перепелкин // --Журнал международного права и международных отношений.  2012.  №4 <http://elib.bsu.by/handle/123456789/19862>. - С. 14-16.

16.   Пономаренко, Е. Механизмы регулирования доходов в Беларуси: результаты неэффективного применения / Е. Пономаренко // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2012. - №3. С. 52-59.

.       Роик, В.Д. Достойные заработные платы и пенсии: отечественный и зарубежный опыт / В.Д. Роик // Человек и труд. - 2014. - №7. - С. 34-37.

Похожие работы на - Механизм перераспределения доходов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!