Экономическая безопасность России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    113,8 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическая безопасность России

Содержание

Введение

. Национальная безопасность - сущность, функции

. Экономическая безопасность

. Угрозы экономической безопасности страны

. Уровень экономической безопасности России. Анализ

Заключение

Список литературы

Введение

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

1. Национальная безопасность - сущность, функции

Проблемы безопасности на протяжении всей истории цивилизации относились к числу ключевых. Поэтому обеспечение безопасности всегда было приоритетной задачей. Но становление базового понятия «национальная» безопасность происходит лишь в XX столетии.

Если ранее внимание концентрировалось на военной безопасности, то с 1990-х гг. определение безопасности расширяется. В него включаются экономический и экологический элементы. Традиционное определение безопасности дополняется проблемами окружающей среды, природных ресурсов и демографии: истощение природных ресурсов и деградация окружающей среды одновременно с ростом населения наносят ущерб, который обусловливает невозможность удовлетворения населением своих основных потребностей. (Д.Мэтьюз, 1991).

Изначально воспринимавшееся в основном как безопасность военно- политическая, со временем оно стало пониматься максимально широко. Следует заметить, что сведение задач национальной безопасности к идеям защиты не вполне продуктивно.

На протяжении почти всего XX столетия в научной литературе преобладала так называемая реалистическая парадигма национальной безопасности, в контексте которой обеспечение безопасности проводилось прежде всего за счет наращивания военной силы. Усиление гонки вооружений было совместимо с повышением безопасности. Это неизбежно рождало противоречия. То, что с позиций одного государства рассматривалось как усиление безопасности, с точки зрения другого выглядело уже как устрашающая военная угроза, что создавало ощущение неуверенности в мировой безопасности.

На практике акцент на защиту нередко усиливает опасность. Более эффективными представляются превентивные меры, связанные с предупреждением и нейтрализацией возможных угроз безопасности.

Национальная безопасность - это результат деятельности государства (нации), направленной на выявление, предупреждение, ослабление, нейтрализацию и отражение опасностей и угроз для личности, общества, государственных структур, сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей, обеспечивающей возможности для их дальнейшего развития.

Безопасность страны обуславливается национальными интересами - объективно существующие, осознанные потребности и устремления личности, общества и государства в обеспечении безопасности во всех сферах их жизнедеятельности, внутренней стабильности в обществе, суверенитета и территориальной целостности, прочного положения державы в отдельных регионах и в мире в целом, достижения ее устойчивого функционирования и развития. Прежде всего, национальные интересы отражают объективные жизненно важные внутренние и внешние задачи, реализуются в комплексе мер, направленных на парирование, блокирование, нейтрализацию и предупреждение различных опасностей, вызовов, рисков, угроз и катаклизмов, призваны обеспечить выживание, безопасность страны, ее устойчивое и прогрессивное развитие.

. Экономическая безопасность

Важнейшим элементом государственной безопасности является экономическая безопасность.

В составе экономической безопасности предстает во-первых, часть экономики, обслуживающая защиту жизненно важных интересов общества, во-вторых, в более конкретном виде, совокупность специальных экономик, обеспечивающих конкретные функциональные виды безопасности: экономическую, политическую, военную, экологическую. Рассматриваются и оцениваются продовольственная, энергетическая, сырьевая, технологическая, финансовая, валютно-кредитная и другие составляющие.

Несмотря на то, что понятие «экономическая безопасность» хорошо известно в теории и практике, до сих пор не сложилось определенного единства мнений по вопросу определения содержания этой категории. В российской экономической науке известны труды по данной проблематике таких ученых как Л. Абалкин, А. Илларионов, В. Сенчагов, А. Страхов, В. Тамбовцев и др. Большинство из них склоняется к тому, что экономическая безопасность - это состояние позволяющее национальной экономике и ее субъектам суверенно определять пути и формы своего экономического развития.

Так же под экономической безопасностью государства следует понимать положение устойчивого динамического равновесия национальной экономики, располагающей механизмами, гарантирующими восстановление и удержание в заданных пределах ключевые параметры функционирования экономики в условиях любых предсказуемых или случайных дестабилизирующих импульсов и рисков как внутреннего характера, так и внешних.

Экономическая безопасность является фундаментом, во многом определяющим как саму сущность государства как субъекта мирохозяйственный отношений, способного обеспечить жизнедеятельность собственного населения, как и перспективы его существования в будущем.

Экономические интересы выдвигаются на первый план по сравнению с их политическими и военно-политическими интересами. Межгосударственное соперничество все больше перемещается в сферу экономики - ее возможностей обеспечивать информатизацию и компьютеризацию всех сфер общественной жизни, устойчивый и сбалансированный рост материального и нематериального производства, высокие стандарты жизни населения, накопление и эффективное функционирование человеческого капитала и на этой основе наращивать военно-политическую мощь и международный престиж государства. В современных условиях экономика страны должна быть экономикой национальной безопасности. Так как, экономическая безопасность играет ведущую роль в системе национальной безопасности, ибо любой вид безопасности нуждается в соответствующем экономическом обеспечении.

Принятие Указа Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" позволяет законодательно ввести понятие экономической безопасности и определить Государственную стратегию экономической безопасности Российского государства.

Стратегия экономической безопасности направлена на обеспечение такого уровня экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Вопросы обеспечения экономической безопасности выходят на первый план при рассмотрении любого явления. Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;

эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач;

влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Государственная стратегия экономической безопасности включает:

) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;

) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;

) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.

. Угрозы экономической безопасности страны

Следует подчеркнуть необходимость учета угроз национальной безопасности.

Несмотря на различие во взглядах на определение экономической безопасности, главной задачей, по мнению большинства исследователей является: идентификация и преодоление факторов риска, опасностей и угроз, возникающих под влиянием окружающей среды и внутреннего состояния национальной экономики.

Экономические угрозы (опасности) - наличие и действие реальных или потенциальных сил и факторов, которые могут стать дестабилизирующими по отношению к личности, социальной или природной системе, в нанесении им ущерба, дезорганизации или полного уничтожения.

Экономические угрозы вызывают необходимость внесения изменений, корректив в стратегию экономического развития, уточнения ее приоритетов, направленных на развитие личности, общества и государства. Национальная экономика подчинена изменениям внутреннего и внешнего характера. В условиях свободного перемещения капитала по всему миру теряют свою актуальность преимущества стран, основанные на их лучшей обеспеченности как базовыми (природными), так и развитыми (например, высококвалифицированный персонал) факторами производства, которые ранее составляли основу национальной специализации. Выделение в современной мировой экономике обладающего развитым научно-техническим и экономическим потенциалом «центра» и значительно отстающей по названным характеристикам мировой «периферии» способствует тому, что на смену преимущественно технологическому разделению труда приходит разделение труда по принципу жизненного цикла. При этом страны «центра» стремятся закрепить за собой стадию научных исследований и разработок, способствуя, с одной стороны, снижению экологической напряженности, росту уровня жизни и образования населения своих стран и углублению отставания стран «периферии» - с другой.

Между странами возрастает значение фактора конкуренции как в производстве и сбыте товаров, так и в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его четкую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии. Причем в сложившихся условиях рост конкурентоспособности одних стран не может не восприниматься другими как предмет реальной опасности и угрозы их национальным интересам, поскольку такой рост изменяет ситуацию с распределением мирового дохода. Увеличение его доли, перераспределяемого в пользу одних стран, имеет своим прямым эквивалентом снижение доли других.

Серьезную проблему обеспечения национальной безопасности в условиях глобализации создает и цикличность мирохозяйственного развития, которая в условиях усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик делает их чувствительными к взлетам и падениям экономической активности в мире. Так, периодически возникающие кризисы мирового фондового рынка приводит, как правило, к падению курсов всех российских акций. Что касается конъюнктурных стран мировых товарных рынков, то наиболее остро на них реагируют страны, благосостояние которых зависит от уровня мировых цен на ограниченную номенклатуру товаров. К числу таких стран, безусловно, относится и Россия, экономическое состояние и развитие которой в настоящее время почти целиком зависит от уровня цен на энергоносители и некоторые товары низкого передела. Низкий, отличающийся на порядок от экономически развитых стран уровень диверсификации структуры экспорта делает российскую экономику заложницей ситуации на мировом рынке, неспособной к экономическому маневру.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;

увеличивающаяся внешняя задолженность;

недостаточный экспортный и валютный контроль и не замкнутость таможенной границы;

неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;

неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно- импортные операции.

В это этой связи значительное число российских аналитиков склоняется к выводу о том, что перед Россией, находящейся на периферии мирового хозяйства, стоит жизненно важная задача нейтрализации как внешних, так и внутренних угроз экономической безопасности. Исследования процессов глобализации мирового хозяйства со всей очевидностью показывает наличие глубокой взаимосвязи и взаимозависимости между внешними и внутренними угрозами экономической безопасности. Причем степень воздействия внешних угроз в значительной мере зависит от состояния национальной экономики, стабильности ее функционирования и развития, от того, в какой мере она способна преодолевать имеющиеся проблемы. В частности, нельзя не отметить наличие значительного количества нерешенных проблем развития российской экономики, значительно снижающих уровень ее безопасности, в том числе:

незаконченность рыночных преобразований (неспособность большинства производственных и научных предприятий и организаций эффективно функционировать в условиях рынка);

неразвитость рыночной инфраструктуры;

техническая и структурная отсталость;

неспособность рационально использовать имеющийся инновационный потенциал;

бедность значительной части населения и возрастающую его дифференциацию по уровню доходов;

демографические проблемы на фоне демографического взрыва в ряде азиатских государств;

недостаточную эффективность государственного регулирования экономики;

проблемы денежной и финансово-кредитной систем;

утечку за рубеж интеллектуального капитала;

несоответствие производительных сил и производственных отношений уровню технологических разработок;

бесконтрольное расхищение природных ресурсов;

неспособность российской экономики к эффективному встраиванию в мирохозяйственные процессы;

высокую зависимость от иностранного капитала.

Причиной этого стали как объективные трудности реформирования, так и субъективные ошибки в определении стратегии реформ.

Выделяются исследования по проблемам экономической безопасности. Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН определены около 150 показателей национальной экономики и социально-политической сферы, которые в той или иной форме и пропорциях определяют состояние и эволюцию экономической безопасности государства. В приведенном списке представлены только постоянно действующие факторы, прямым образом формирующие экономику страны и определяющие ее безопасность. Среди них уже находящиеся в состоянии, прямо угрожающем экономической безопасности государства.

Масштабы, отраслевая структура и технологический уровень национального промышленного производства;

Наличие природных ресурсов, их количественные и структурные параметры, а так же формы собственности и распоряжения ими.

Важное предназначение природных ресурсов заключается в формировании валютных поступлений от их вывоза на мировой рынок. В связи с резким сокращением обрабатывающих отраслей в национальном производстве в последние годы эта функция и роль сырьевых ресурсов в формировании отраслевой структуры ВВП стала преобладающей. Так экспорт нефти из РФ в 2013г. составил 45,2% от уровня добычи. Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в 2013г. составил 33,0%, в экспорте топливно-энергетических товаров - 46,7% (в 2012г. соответственно 34,5% и 49,1%).

Особенности нефтяной товарной позиции заключаются в том, что: 1. Этот ресурс не возобновляемый; 2. Это одна из ведущих товарных позиций, определяющих сальдо счета текущих операций платежного баланса страны; 3. Это остродефицитный ресурс. Природно-климатические условия и другие особенности аграрного производства;

Трудовые ресурсы как составляющая экономической безопасности государства;

При общей численности населения России на начало 2013г. в немногим более 142 млн человек численность экономически активного населения составляет около 76 млн человек, или почти 44%. В течении последних 20-ти лет просматривается негативная тенденция последовательного снижения профессионального уровня трудовых ресурсов. Этому содействовал массовый исход инженерно- технических и научных кадров из разрушаемых научно - исследовательских, конструкторских и производственных предприятий госсектора в 90-х годах, а также масштабная иммиграция неквалифицированной рабочей силы.

Есть ошибки в системе подготовки специалистов и в структуре специальностей. Отмечается явное перепроизводство со стороны гуманитарных специальностей, и острый дефицит инженерно-технических кадров. Это обусловлено стихийной практикой подготовки специалистов в секторе частных и государственных учебных заведений. Негативный фактор в кадровом обеспечении российской науки и производства привносит эмиграция, получившая название « утечка мозгов».

Интеллектуальный потенциал страны;

Это группа факторов, которые характеризуются как комплекс накопленных обществом знаний, материализованных в используемых научно-производственных процессах и технологиях, а также знаний, зафиксированных в официальных патентах, лицензиях и т.д. формах регистрации научных результатов как национального, так и международного уровней. Понятие интеллектуального потенциала общества включает в себя также и такие факторы, как масштабы, отраслевая структура и технологический уровень всей научно-технической базы страны, интенсивность инновационных процессов в научной сфере в целом и по отраслям. Эффективность и оперативность использования научных результатов, производительность научного труда на отраслевых уровнях и по научной отрасли в целом, эффективность общей системы образования страны, подготовки научных кадров и т.д.

Эффективная наука и система образования - две сферы деятельности, определяющие и пролагающие дорогу общества в будущее и пренебрежение этими отраслями приведет страну к деградации и даже потере суверенитета.

Валютные ресурсы, источники и особенности использования;

Стабильный положительный торговый баланс страны, составивший в 2012 г. почти 194 млрд долл. Обусловливает регулярное пополнение валютных резервов страны и поддержание их на достаточно безопасном уровне. Но значимость этого фактора снижается из-за безальтернативности основного источника валютных поступлений - экспорта энергоносителей и других видов промышленного сырья. Зависимость от внешних факторов, т.е от уровня мировых цен на указанные товары. Примером последствий данной зависимости может служить кризис 1998 года, когда США обрушили мировую цену на нефть.

Также безопасность обозначенная в валютных резервах полностью обесценивается текущим внешним государственным долгом.

Внутренний рынок; профессионализм и эффективность государственных институтов.

Присоединение России к ВТО существенно ослабило защиту внутреннего производства. Упал уровень таможенного обложения импорта, национальные товаропроизводители теряют значительные сектора российского внутреннего рынка.

. Уровень экономической безопасности России. Анализ

экономический безопасность национальный государственный

Состояние национальной безопасности определяется способностью всех субъектов общественных действий преодолевать всевозможные угрозы нормальному функционированию социума, благополучной жизни людей на основе характеризуемых определенной величиной, структурой и качеством природного, политического, дипломатического, экономического, социального, духовного, оборонного потенциалов страны. Важнейшее, определяющее значение имеет экономический потенциал как совокупность объективных возможностей для производства материальных и иных благ в целях удовлетворения потребностей общества. Экономический потенциал дает идеальное представление о том, каким может быть общественное производство, реализованный экономический потенциал, реальные объемы произведенных товаров и услуг характеризуют экономическую мощь страны.

Важнейшее проявление экономической мощи - функционирующее общественное производство определенного объема и структуры. Его обобщенными показателями являются валовой внутренний продукт, объемы производства продукции важнейших отраслевых комплексов и отраслей, а также темпы роста производства соответствующей продукции. Другими важнейшими проявлениями экономической мощи являются жизненный уровень населения страны, степень удовлетворения потребностей граждан и общества в целом. Этот аспект экономической мощи находит выражение в показателях объемов и динамики производства потребительских товаров и услуг, структуры личного потребления, степени удовлетворения жизненно важных потребностей людей в содержательном труде, общественных благах- услугах образования, здравоохранения, внутренней и внешней безопасности, в средней продолжительности жизни населения и т.п.

Основываясь на данных критериях рассмотрим основные показатели экономической безопасности. Россия не так давно встала с колен. Данный анализ покажет нам степень развития страны в эпоху вхождения в рыночную экономику. Начнем мы с внутренних показателей и закончим внешними.

Анализ жизненного уровня населения страны показывает, что процент населения живущий за гранью бедности в 2012 г. составил 10,9 % от общего населения, а в 2013 г.12,6%. При этом прожиточный минимум вырос на 13%, а зарплаты на 10%.

Таблицы 1-3. ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА (в среднем на душу населения; рублей в месяц) период 2012-2013 гг.


Все население

трудоспособное население

пенсионеры

дети

2012

6510

7049

5123

6259

I квартал

6307

6827

4963

6070

II квартал

6385

6913

5020

6146

III квартал

6643

7191

5229

6387

IV квартал

6705

7263

5281

6432

2013

 

 

 

 

I квартал

7095

7633

5828

6859

II квартал

7372

7941

6043

7104

III квартал

7429

8014

6097

7105


Среднедушевые денежные доходы населения по Российской федерации

 

рублей/месяц



соответствующему периоду прошлого года

предыдущему периоду

2012 год

январь

15 963,4

105,7

50,6

февраль

20 258,1

107,1

126,9

март

20 690,8

108,3

102,1

I квартал

18 970,8

107,1

77,3

апрель

22 190,2

106,3

107,3

май

21 140,1

110,7

95,3

июнь

23 960,2

112,6

113,3

II квартал

22 430,2

109,9

118,2

июль

22 875,6

107,9

95,5

август

23 239,0

116,5

101,6

сентябрь

23 230,7

114,0

100,0

III квартал

23 115,1

112,7

103,1

октябрь

23 178,4

111,8

99,8

ноябрь

24 886,8

116,8

107,4

декабрь

35 364,0

112,0

142,1

IY квартал

27 809,8

113,4

120,3

Год

23 221,1

 

2013 год

январь

17 588,4

109,4

49,4

февраль

23 128,9

113,3

131,4

март

24 542,9

117,7

106,2

I квартал

21 753,4

113,8

77,6

апрель

26 009,4

116,3

106,0

май

22 796,5

107,2

87,8

июнь

26 213,1

108,9

115,1

II квартал

25 006,4

110,8

115,1

июль

25 716,2

111,8

98,0

август

25 757,4

110,2

100,1

сентябрь

24 803,1

106,1

96,3

III квартал

25 425,6

109,4

101,7

октябрь

25 958,1

111,5

104,8

ноябрь

26 876,8

107,5

103,6

декабрь

38 712,0

109,0

144,1

IY квартал

30 515,6

109,3

120,2

Год

25 646,6

 

110,5


ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ С ДЕНЕЖНЫМИ ДОХОДАМИ НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА

2012

2013

I кв.

I полугодие

9 месяцев

Год1)

I кв.

I полугодие

9 месяцев

Год2)

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: млн. человек

19,1

17,7

17,2

15,6

19,6

18,4

17,8

в процентах от общей численности населения

13,5

12,5

12,1

10,9

13,8

13,0

12,6

Таблица 4-5. Макроэкономические индикаторы, отражающие уровень и состояние экономической безопасности.


2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

ВВП

97,4

105,1

105,2

102

Уровень бедности

13,8

13

12,6

 

Инвестиции

37,2

113

114

99,6

Реальная заработная плата

107,8

112,4

111,5

113,9

Инфляция

8,8

8,8

6,1

6,6



Макроэкономические индикаторы указывают на стабильное развитие страны. По сравнению с 2009 г., Россия постепенно выходит из кризисного положения. Уровень инфляции падает, зарплаты растут.

Таблица 6-7.

 

2010

2011

2012

2013

2014

400,6

522,0

527,4

523,3

76,0

Импорт

248,6

323,8

335,8

343,0

44,7



Что касается динамики развития производства. На данный момент импорт составляет значительную часть в торговых отношениях страны. С вступлением в ВТО в 2012 г. он резко возрос. Отечественные производители в условиях рыночной экономики заметно потеряли свои позиции.

Таблица 8. Отношение Государственного долга к ВВП млрд. руб.


Отношение Государственного долга в ВВП постепенно увеличивается, это объясняется тем, что:

Увеличиваются расходы в периоды социальных конфликтов;

Уменьшение инфляционного напряжения;

Снижение налогов;

Увеличение Государственных расходов на образование, здравоохранение, создание рабочих мест.

С увеличением Государственного долга улучшается социальное положение народа страны. Что не может не радовать. В России самый низкий процент долга по отношению к ВВП из всех Европейских стран.

Заключение

Экономическая безопасность национальной экономики - состояние, при котором она остается способной к нормальному воспроизводству независимо от характера воздействия на нее внутренних и внешних угроз. Поэтому в условиях системного кризиса национальной экономики проблема экономической безопасности обретает особую значимость и остроту.

Список литературы

1.М.Е Листопад. Концептуальные подходы к обеспечению экономической безопасности страны в глобальном мире // Экономическая теория и мировая экономика. Вестник ЮУрГУ, №41, 2009

.В.Н. Бурмистров Экономическая безопасность России//Мировая экономика//Российский внешнеэкономический вестник.№ 4 - 2013

."О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)". Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608

.Е.В. Штурба. Историография, источники и методология изучения государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности российской федерации. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. №1-2 (7)

. Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России. // Вопросы экономики. 2001, №8.

. Т.В. Самушенок. Современные угрозы экономической безопасности России. //Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена №73-1/ 2008

Интернет ресурс:

. Федеральная служба государственной статистики.

. Министерство финансов Российской Федерации

. http://www.pandia.ru/text/77/221/13744.php

Похожие работы на - Экономическая безопасность России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!