Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Этика и культура муниципального служащего






СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЭТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

1.1 Этика и культура: исторические и теоретические аспекты

.2 Этика и культура муниципального служащего: черты и особенности

.3 Профессиональные этические кодексы

Выводы к главе 1

Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРНО-ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДЕДИНОВСКОЕ ЛУХОВИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Краткая характеристика администрации

.2 Профессионально-этический уровень государственных служащих администрации

.3 Предложения по повышению этической культуры муниципальных служащих администрации

Выводы к главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Эффективность местного самоуправления определяется профессионализмом, деловыми и личностными качествами муниципальных служащих, которые, по сути, становятся основным субъектом претворения в жизнь социальных и политических преобразований в нашем обществе. Формирование эффективных управленческих команд в любой сфере управления - важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики. В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике управления в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, делового нечестного поведения, ощущаемый деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

Проблемы профессионализма и его этических оснований недостаточно изучены в современной научной литературе. Несмотря на то, что термины «профессионализм» и «профессионал» сегодня являются общеупотребительными, а выражение «будущее - за профессионалами» стало ходовым клише в общественно-политическом дискурсе, специальных социологических исследований, посвященных комплексному теоретико-методологическому и методико-эмпирическому анализу феномена профессионализма, практически нет. В немногочисленных работах рассматриваются лишь отдельные аспекты становления и развития профессионализма в конкретных видах трудовой деятельности (обычно это утрачивающие свое значение или, наоборот, только возникающие профессиональные ниши, где профессионализация затруднена по причинам, соответственно, потери и пока еще несформированности нормативно-компетентностной базы).

Профессионализм в целом, как обобщенная категория, характеризующая особенности трудовой деятельности и пригодности к ней, до сих пор не стал предметом специального систематического социологического анализа, хотя его всестороннее изучение как важного и знакового для современной эпохи социокультурного феномена является предпосылкой и необходимым условием практического решения проблем, связанных с разработкой и реализацией программ развития российского общества, прогнозирования и проектирования его социальной динамики. Разработка теоретических и практических основ профессиональной деятельности муниципальных служащих дополнительно усложнена тем, что вопросы профессионализма в сфере муниципального управления и его нравственных оснований не получили должного внимания в социологии управления - соответствующие исследования обычно проводятся с опорой на менеджералистские подходы, которые существенно искажают логику функционирования муниципальной службы как, прежде всего, социально-правового института.

Именно поэтому вопросы культуры и этики на муниципальной службе являются актуальными и своевременными.

Целью работы выступает изучение этики и культура муниципального служащего.

Исходя из поставленной цели и темы работы, возникают следующие задачи:

-сформулировать исторические и теоретические аспекты этики и культуры;

-определить черты и особенности этики и культура муниципального служащего;

-рассмотреть профессиональные этические кодексы;

-дать краткую характеристику администрации;

-рассмотреть профессионально-этический уровень государственных служащих администрации;

-сформулировать предложения по повышению этической культуры муниципальных служащих администрации.

Соответственно, объектом исследования выступает профессиональная деятельность муниципальных служащих. Предметом - морально-этические и ценностно-нормативные элементы профессионализма муниципальных служащих.

Теоретико-методологический базис работы составили принципы научной объективности, позволяющей рассмотреть обозначенные в предмете диссертации аспекты как комплексную систему, анализируя эмпирические факты, статистические данные и теоретические концепты в их совокупности и взаимосвязи; и методы системно-структурного анализа.


Глава 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЭТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ


1.1 Этика и культура: исторические и теоретические аспекты


Рассмотрим понятие термина «этика». Термин «этика» - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова «этос» - жилище, логово, гнездо. Термины «этика», «мораль», «нравственность» по своему этимологическому содержанию однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим - «этические правила», «моральные принципы», «нравственные нормы», придавая различные смысловые оттенки общему понятию [1, c.18].

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования кодексов. Профессиональная этика изучает: отношения трудовых коллективов и специалиста в отдельности; нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; взаимоотношения внутри коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; особенности профессионального воспитания [13, c. 14] .

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики [1, c.21].

Далее рассмотрим этические основы управления и политики, так как во всех странах, наряду с профессионализмом, стараются развить систему управления административной этикой и сформировать у чиновников такие моральные качества, как честность, ответственность перед законом, стремление к совершенству в работе, уважительное отношение к гражданам, самодисциплину и нравственность и т. д. Все это имеет непосредственное отношение к вопросу качества органов управления, уровню коррумпированности в обществе. При высоком уровне этического поведения кадров органов управления общество получает следующие выгоды [2, c. 32]:

-более экономное использование ресурсов;

-качественную систему принятия решений;

-уменьшение антисоциального поведения в органе управления;

-сокращение конфликтных ситуаций и рост доверия к власти;

-уменьшение формализма и бумаготворчества.

Таким образом, имеется тесная взаимосвязь между уровнем административной этики, профессиональной компетентностью руководителей и служащих аппарата органов управления, с одной стороны, и эффективностью самого органа управления - с другой.


1.2 Этика и культура муниципального служащего: черты и особенности

этика культура служащий муниципальный

Обычно выделяют два аспекта этических проблем, которые условно носят внутренний и внешний характер. Во-первых, это этические вопросы государственной политики, связанные с моральными аспектами решения различных общественных проблем.

Так, в последнее время актуальной проблемой является политика государства в области использования достижений биотехнологии (биоэтика). Можно ли разрешить клонирование человека или запретить эти эксперименты с непредсказуемыми результатами? Другой важный вопрос - какие ограничения рекламы надо вводить, чтобы это не способствовало распространению неэтического и антисоциального (девиантного) поведения среди населения, в первую очередь среди молодежи? Также постоянно возникает вопрос справедливости в политике [12, c.8].

Во-вторых, это этика государственной и муниципальной службы (служебная этика), которая непосредственно связана с деятельностью и статусом государственных и муниципальных служащих и относится к проблемам служебной этики. В этом случае часто используют понятие административной этики, которая является одной из разновидностей профессиональной этики и имеет свои особые черты и специфику [11, c. 24].

Административная этика исследует, прежде всего, моральные аспекты, связанные с работой аппарата органов управления и ищет ответ на вопросы: что является правильным и неправильным в поведении государственных и муниципальных служащих, каковы мотивы и условия их этического поведения и что необходимо делать для формирования у них высоких моральных принципов. Само существование этических норм и ценностей этического законодательства не ведет автоматически к их выполнению. Поэтому для того, чтобы высокие этические нормы и стандарты получили распространение в аппарате органов управления и были реализованы на практике, необходимо создание соответствующей этической инфраструктуры с целью поддержки и обеспечения высокого уровня морали среди работников органов управления. Данная инфраструктура включает несколько элементов и выполняет руководящие, контрольные и управленческие функции (рис.1.1) [25, c. 4].


Рис. 1.1 Функции и основные элементы этической инфраструктуры [25, c. 4]


Субъектом управления является руководитель (глава администрации, начальник структурного подразделения и т. д.). Современный уровень развития науки и техники предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности руководителя, специализирующегося в той или иной области. Кроме этого, любому руководителю, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать человеческий фактор в решении управленческих задач.

Умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации можно считать одним из определяющих факторов в процессе ведения переговоров. Это умение главенствует не только на деловых переговорах. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в качестве руководителя. В основе человеческого поведения лежат сокровенные желания. Прежде всего, надо понять эти желания, затем надо заставить вашего собеседника страстно чего-то пожелать. Тот, кто сможет это сделать, завоюет весь мир, а кто не сможет - останется в одиночестве [25, c.6].

В политической, предпринимательской и иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Деловые беседы и переговоры осуществляется в вербальной форме (англ. verbal - словесный, устный). Это требует от участников общения не только грамотности, но и следования этике речевого общения. Кроме того, важную роль играет, какими жестами, мимикой мы сопровождаем речь (невербальное общение). Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере.

Известны «писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам , независимо от личных симпатий и антипатий. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с Вами») [12, c. 44].

Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов [24, c. 37]:

-установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;

-ориентировка в ситуации общения, выдержка паузы;

-обсуждение интересующей проблемы;

-решение проблемы;

-завершение контакта (выход из него).

Известно, что каждую мысль следует выражать оптимальным для нее способом. Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы [24, c.38].

Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления.

Используемые слова обычно имеют множество смыслов, из которых мы выбираем наиболее подходящий. Выбор смысла зависит от наших особенностей, в частности от происхождения, образования, профессии, должности, склада души. Общаясь с человеком из другого круга, следует использовать максимально точные и конкретные термины. Особенно следует избегать жаргона. Жаргон, будучи распространенным в устоявшемся коллективе, может приводить к серьезным проблемам при употреблении его с новичками. Так в одной организации ксерокс сильно грелся, что привело к сленговому выражению "сжечь документ", используемому для копирования. Все привычно пользовались таким выражением. До тех пор, пока одна новенькая секретарша по поручению своего начальника не сожгла важный документ, имевшийся в организации в единственном экземпляре. Действие происходило в США, где уволили начальника, использовавшего жаргон, а не секретаршу, понявшую сленговое выражение буквально [24, c. 38].

В деловом общении мы играем роли представителей органа управления, оставаясь при этом живыми людьми. Далеко не всегда мы согласны с теми тезисами, которые должны высказывать в качестве официальных лиц. При этом, высказывая даже те взгляды, которые полностью разделяем, мы можем испытывать эмоциональный дискомфорт, особенно в случае тяжелых волевых решений об увольнениях или сокращении бюджета.

Общие принципы делового поведения муниципальных служащих представляют собой основы поведения муниципальных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Муниципальный служащий, сознавая свою ответственность перед гражданами муниципального образования, призван [22, c.27]:

-исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы органа местного самоуправления;

-исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов муниципальной власти и муниципальных служащих;

-осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции органа местного самоуправления;

-не оказывать предпочтения каким- либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

-исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;

-соблюдать установленные законом ограничения для муниципальных служащих;

-соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений ;

-соблюдать нормы служебной , профессиональной этики и правила делового поведения;

-проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

-проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

-воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении муниципальным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа;

-при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, - сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов.

Муниципальный служащий, наделенный организационно- распорядительными полномочиями по отношению к другим служащим, также призван [22, c. 28]:

-принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

-не допускать случаев принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.


1.3 Профессиональные этические кодексы


Кодекс профессиональной этики - это не «изобретение» сегодняшнего дня. История различных стран знает множество тому подтверждений. В частности, более 300 лет назад был разработан дошедший практически в неизменном виде до наших дней Кодекс самурая («Бусидо Сосинсю»).

Данный Кодекс представляет собой свод этических правил профессионального воина, которые, выражаясь современным языком, регламентировали его поведение, как в бою, так и в мирной жизни [23, c.37].

В настоящее время в России и других государствах многими профессиональными сообществами приняты разнообразные кодексы профессиональной этики. Данные кодексы своими предписаниями дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность аудиторов, врачей, журналистов, юристов и других представителей наиболее важных и общественно-значимых профессий [15, c. 8].

Так, кодекс профессиональной этики муниципального служащего должен включать следующие принципы.

Рассматривая вопрос о принципах профессиональной этики муниципальных служащих сходимся во мнении, что она должна характеризоваться рядом необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности, которые формируют ее отношение к смыслу и ценностям права, что, в свою очередь, отражает уровень цивилизованности общества, содержание социального сознания, степень развития духовности и строгость нравственных устоев, бытующих в обществе. Приведем некоторые из них.

Порядочность. Соответствие принятым правилам поведения; честность, неспособность к низким, антиобщественным поступкам.

Независимость от финансового интереса. Независимо от финансового интереса служащие не должны ставить себя в зависимость от каких бы то ни было финансовых интересов любых физических и юридических лиц, которые могут повлиять на выполнение ими профессиональных обязанностей [17, c. 184].

Объективность. Забота об интересах общества и граждан, включая политические и общественные назначения, заключение контрактов или выдвижение граждан (коллег) на различные должности или на получение наград: муниципальные служащие и должностные лица должны делать свой выбор, учитывая только профессиональные качества и заслуги [19, c. 44].

Ответственность. Должностные лица и муниципальные служащие ответственны за свои решения и действия перед населением, обществом и должны соблюдать и подчиняться правилам профессиональной этики, а также общепринятым правилам морали как в общественной , так и в частной жизни [16, c. 138].

Открытость. Принимаемые муниципальными служащими решения и предпринимаемые ими действия, должны быть открыты для общества. В случаях, когда этого требуют общественные интересы, муниципальные служащие должны давать объяснения и информацию о своих решениях [17, c.185].

Самоотверженность. Должностные лица и муниципальные служащие должны принимать решения только в интересах общества, а не для того, чтобы получить финансовую или другую материальную выгоду для себя или своей семьи, друзей, или иных организаций.

Профессионализм. Хорошее владение своей профессией. Признание профессионализма может быть объективным (как признание другими коллегами и обществом способности лица достигать нужного результата, умения выбирать наиболее оправданные пути и способы его достижения) и субъективным (как уверенность в своих профессиональных способностях).

Здравый смысл. Обоснованность действий взвешенным и объективным расчетом, подкрепленная стремлением к определенной цели, тоже поставленной логично, рассудительно, обдуманно.

Репутация честного и надежного человека (партнера).Приобретаемая общественная оценка (общее мнение о достоинствах), проникнутая искренностью, прямотой, добросовестностью; безупречный человек. При этом надежный, внушающий доверие, верный партнер [19, c. 34].

Сложившееся высокое мнение о профессиональных и некоторых личных качествах человека. Положительная оценка его способности к совместной деятельности.

Достоинство. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и в коллегах. В то же время субъективная оценка лицом своих моральных качеств; «уважение... в самом себе», т. е. осознаваемая способность действовать, не нарушая интересов других лиц, или находить минимально «болезненные» компромиссы, руководствуясь здравым смыслом [19, c. 34].

Совесть. Категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный контроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков.

Справедливость. Осуществление действий на законных и честных основаниях. Должностное лицо не должно оказывать предпочтение какому бы то ни было лицу, группе лиц или организациям и обязано учитывать права, обязанности и законные интересы всех участвующих сторон.

Патриотизм. Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах. Проявляется в уважении к историческому прошлому своей страны, бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям [14, c. 83].

Убежденность в необходимости строжайшего соблюдения и исполнения правовых норм. Ценностное отношение к праву и практике его применения формирует привычки и стереотипы законопослушного поведения, а правомерный образ действий и соблюдение правовых норм превращается в потребность [21, c. 58].

Требовательность. Определяется оценкой нравственных возможностей человека, предъявлением к нему высоких моральных требований и признанием его ответственности за их выполнение.

Запрет на насилие. Основан на признании самоценности человеческой личности, ее свободы воли. Один из основных моральных запретов в демократическом государстве, основанный на отказе от любых форм насилия (физического, эмоционального, речевого) в человеческих отношениях [21, c. 59].

Толерантность. Предполагает терпимость по отношению к инакомыслию, отзывчивость к интересам партнеров, различных меньшинств, отказ от конфронтации, радикализма, отдавая предпочтение поиску компромиссов, диалогу, достижению баланса интересов соперников.

Профессионально-нравственная культура. Включает в себя нравственные нормы, принципы и категории, являющиеся субъективными основаниями для оценки поведения, а также практическую мораль как часть общественных отношений, действующих норм человеческой деятельности. Особенности профессий порождают особые запреты и требования, которых может не быть в других видах деятельности (например, для работников правоохранительных органов - это провокационные приемы и т. п.) [14, c. 84].

Чувство долга. Одна из основных категорий этики, тесно связанная с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть.

Беспристрастность. Потребность действовать в соответствии с законом и осуществлять свое право на оценку, учитывая только общественную пользу, не сталкивать частные интересы со служебными обязанностями.

В некоторых странах существуют и применяются на практике кодексы поведения государственных и муниципальных служащих.

Например, в соответствии с Кодексом Этики правительственной службы в США, каждое лицо, находящееся на правительственной службе, должно [14, c. 26]:

.Преданность высшим моральным принципам и государству ставить выше преданности лицам, партии или государственным органам.

.Поддерживать Конституцию, законы и постановления США и всех органов власти и не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения.

.Работать весь трудовой день за дневную оплату; прилагать усилия и претворять все замыслы для выполнения своих обязанностей.

.Стараться находить и применять наиболее эффективные и экономичные способы решения государственных задач.

.Никогда не осуществлять дискриминации путем предоставления кому-либо благ или привилегий, как за вознаграждение, так и без него и никогда не принимать благ или подарков при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей.

.Не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо, когда дело касается государственной должности.

.Не вступать в коммерческие отношения с правительством, если это противоречит добросовестному исполнению должностных обязанностей.

.Никогда не использовать при исполнении должностных обязанностей конфиденциально полученную информацию для извлечения личной выгоды .

.Вскрывать случаи коррупции при их обнаружении.

.Соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия.


Выводы к главе 1


Важнейшей характеристикой развития личности, обеспечивающей ее способность к продуктивному, творчески-созидательному труду, является профессионализм как соответствие знаний, умений, навыков и, что принципиально важно, ценностно-нормативной системы человека уровню общественных ожиданий от его профессии. Профессионализм зарождается с возникновением и институционализацией профессиональной дифференциации труда, и на ранних стадиях своего развития формируется, прежде всего, знаниево-умельческими элементами работы; в современном обществе основой профессионализма, наряду с соответствующими знаниями, умениями и навыками, становятся ценностно-нормативные, этические приоритеты личности, позволяющие ей выбирать оптимальные форматы выполнения своих профессиональных обязанностей.

В связи с этим эффективность работы муниципальных служащих определяется не только их профессиональными знаниями и практическим опытом, но и соблюдением определенных этических норм (честности, бескорыстности, независимости, неподкупности, искренней заинтересованности в решении проблем местных сообществ и в реализации инициатив граждан и др.), которые находят свое частичное или полное выражение как в отдельных кодифицированных документах, так и в устойчивых стереотипах муниципальных служащих в отношении необходимых им в работе личностных нравственных качеств. Обладание таковыми будет способствовать повышению управленческой культуры муниципальной службы, росту доверия населения к институту местного самоуправления и представителям иных уровней и ветвей российской властной иерархии.


Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРНО-ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДЕДИНОВСКОЕ ЛУХОВИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


2.1 Краткая характеристика администрации


В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями дополнениями), в результате объединения двух административных территорий: Ловецкой сельской администрации было образовано муниципальное образование: сельское поселение Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области. Границы территории сельского поселения установлены законом Московской области от 21 декабря 2004 года № 180/2004-03 «О статусе и границах Луховицкого муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований».

В настоящее время в соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 28.09.2010 № 123-ПГ «Об учетных данных административно-территориальных и территориальных единиц Московской области» и Уставом сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области (далее по тексту - Устав) в границе сельского поселения Дединовское находятся следующие населенные пункты: село Дединово, село Любичи, село Ловцы, поселок отделения совхоза «Дединово», деревни: Лисьи Норы, Гольный Бугор, Лесное, Ловецкие Борки, Ольшаны.

Структуру администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области можно представить в виде схемы, приведенной на (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Структура администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области


Возглавляет администрацию сельского поселения Дединовское Глава сельского поселения Дединовское Жидков А.В. Глава сельского поселения Дединовское является высшим должностным лицом сельского поселения. Избирается гражданами, проживающими на территории сельского поселения и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Следующим звеном является заместитель Главы администрации сельского поселения - Давыдова Н.В., а затем происходит деление на отделы в соответствии с определенными функциональными направлениями деятельности, каждый из которых имеет свои чётко определенные, конкретные задачи и обязанности.

При этом управление осуществляется на основе единоначалия и соподчиненности нижестоящего уровня вышестоящему уровню. Отделы состоят из руководителей, осуществляющих координацию их деятельности и специалистов, непосредственно занимающихся работой в отделах (работа с документами, составление дел, прием граждан, и др.).

Постановлением главы сельского поселения Дединовское четко распределены полномочия между отделами, на основании данных положений начальники отделов разработали должностные инструкции для каждого специалиста, в которых с целью урегулирования конфликтов прописаны все обязанности, права, ответственность и квалификационные требования муниципального служащего.

Проанализировав структуру администрации и нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу можно отметить, что тип организационной структуры администрации относится к линейно-функциональному типу. Данный тип организационной структуры имеет как свои плюсы, так и минусы. Плюсы заключаются в том, что в соответствии постановлением и должностными инструкциями четко распределены обязанности между сотрудниками администрации, а в реальности не всегда достаточно четко и точно определена ответственность за принимаемые решения, что влечет за собой конфликты между сотрудниками.

Работа по кадрам в администрации сельского поселения Дединовское возложена на заместителя Главы администрации сельского поселения.

На 2012 г. численность сотрудников согласно штатного расписания составляет 13 человек, из них:

-высшее образование имеет - 7 человек, что составляет 53,85 %;

-среднее специальное - 6 человек, что составляет 46,15 %.

Характеристика кадрового состава по возрасту выглядит следующим образом (табл. 2.1):


Таблица 2.1

Кадровый состав Администрации по возрасту на 2012 г.

ВозрастЧеловекДо 30 лет2От 30 до 39 лет4От 40 до 49 лет4От 50 до 59 лет3

Преобладающее число работников Администрации женщины, так как из 13 сотрудников, 12 из них женщины и 1 мужчина (рис. 2.2).


Рис. 2.2 Количественный состав работников Администрации


По должностям муниципальной службы кадровый состав администрации можно охарактеризовать по следующим группам (табл. 2.2):


Таблица 2.2

Кадровый состав Администрации по должностям на 2012 г.

ДолжностьСотрудникиВысшие должности муниципальной службы5Главные должности муниципальной службы1Ведущие должности муниципальной службы1Старшие должности муниципальной службы4

Отметим, 2 сотрудника занимают должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы.


2.2 Профессионально-этический уровень государственных служащих администрации


Для определения профессионально-этического уровня государственных служащих администрации был проведен опрос посетителей.

Респонденты более высоко оценивают уровень профессионализма высшего руководящего состава гражданской службы. Однако преимущественная оценка профессионализма всех звеньев управления - средняя. Кроме того, более четверти опрошенных оценили профессионализм нижнего звена управления как низкий, что, конечно же, требует принятия соответствующих мер (табл. 2.3).


Таблица 2.3

Уровень руководства и уровень профессионализма госслужащих, %

Уровень руководстваУровень профессионализманизкийсреднийвысокийВысший руководящий состав15,163,021,9Среднее звено управления14,070,915,1Нижнее (линейное) звено управления27,566,16,4

В ходе исследования были выявлены и специфические причины, негативно влияющие на профессионализм кадров Администрации. Их можно представить в виде трёх групп:

-Недостаточный уровень профессиональной составляющей в кадровой политике и практике управления персоналом. В эту группу входят: субъективизм в выдвижении кадров (45,9%); отсутствие связи между карьерным продвижением и уровнем профессионализма (42,2%); отсутствие стимулов к реальному повышению профессионализма (30,6%) и к карьерному росту (17,3%); несоответствие уровня образования и требованиям занимаемой должности (29,9%).

-Низкая эффективность системы профессионального образования. В эту группу входят: неоправданно большая численность вузов, качество подготовки в которых не контролируется государством (43,7%); низкая оплата труда преподавательского состава в государственных вузах (30,9%).

-Распространение негативных процессов в обществе и в состоянии общественного мнения. Эту группу негативных причин образуют: терпимое отношение к проявлениям непрофессионализма (25,0%); падение престижа профессионального образования (17,3%); снижение спроса на специалистов высокой квалификации (9,6%).

Помимо профессионализма, социологическому изучению подвергся весь комплекс качеств, которыми должен обладать государственный служащий. На ноябрь 2012 г. степень развитости названных качеств у представителей различных должностей государственных чиновников оценивали следующим образом (табл. 2.4).


Таблица 2.4

Степень развитости комплекса качеств, которыми должен обладать государственный служащий

Для руководителей:ДоляПрофессиональные знания, навыки, опыт56,1%Деловые качества48,5%Личностные качества34,8%Нравственные качества19,7%Для помощниковПрофессиональные знания, навыки, опыт65,5%Деловые качества37,9%Личностные качества31,0%Нравственные качества12,1%Для специалистовПрофессиональные знания, навыки, опыт66,7%Деловые качества35,1%Личностные качества28,1%Нравственные качества26,3%Для обеспечивающих специалистовПрофессиональные знания, навыки, опыт61,1%Деловые качества35,2%Личностные качества33,3%Нравственные качества29,6%

За исключением (по понятным причинам) категории «помощники», развитие профессиональных знаний, навыков и опыта в комплексе у представителей рассматриваемых должностей государственных чиновников опрашиваемые оценили весьма высоко.

Наибольших значений эти оценки достигают у специалистов и обеспечивающих специалистов, однако деловые качества в наибольшей степени, по их мнению, развиты у помощников и руководителей. Нравственные качества (по сути, главные качества для людей, основным занятием которых является служение обществу) практически у всех представителей рассматриваемых должностей государственных служащих занимают последнее место. Самые низкие рейтинговые значения они имеют у помощников (12,1%) и руководителей (19,7%), самые высокие - у обеспечивающих специалистов (29,6%) и специалистов (26,3%).

Именно невысокий профессионализм и низкий уровень нравственных качеств кадрового состава Администрации в значительной степени предопределяют преимущественно негативный имидж государственного служащего в массовом сознании населения.

Так, в январе 2013 г. госслужащие ответили на вопрос: «Каков, по Вашему мнению, имидж государственного служащего у населения?» следующим образом (рис. 2.3).


Рис. 2.3 Имидж государственного служащего у населения


Нетерпимость этой ситуации сами госслужащие вполне отчётливо осознают: 91,8% из них настаивают на том, что необходимо целенаправленно прилагать дополнительные усилия для повышения имиджа государственных служащих в сознании населения.


2.3 Предложения по повышению этической культуры муниципальных служащих администрации


Гражданин Российской Федерации при вступлении на должность муниципальной службы принимает на себя обязательства следовать в своей общественной и личной жизни этическим стандартам и принципам [11, c.24].

Интересы общества, отечества и муниципального образования являются высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности муниципального служащего. При этом моральный, гражданский и профессиональный долг муниципального служащего - руководствоваться интересами населения, придавать им первостепенное значение и отстаивать их в процессе принятия и осуществления решений [25, c. 7].

Организации предпринимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам в отношении администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области модно отнести следующие:

1)разработка этических нормативов,

2)разработка этических правил,

)создание комитетов по этике, обучение этичному поведению.

) Этические нормативы, этические правила описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этической атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений. Администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области необходимо принять Правила служебной этики муниципальных служащих. Как правило, во многих муниципальных образованиях России указанные Правила отсутствуют [17, c. 185].

) Этические правила муниципального служащего включаются в Свод этических правил муниципального служащего, который является системой моральных обязательств и требований, основанных на общепризнанных этических стандартах и принципах. При этом Свод этических правил муниципального служащего желательно включить в Устав администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области, либо принять в виде иного муниципального правового акта. Свод этических правил муниципального служащего призван содействовать укреплению авторитета муниципальной службы; обеспечить единую нравственно- правовую основу для эффективных действий всех институтов власти; противодействовать падению этической культуры в обществе.

3) Некоторые организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов - руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалистов по этике, так называемого адвоката по этике. Роль такого адвоката - выработка суждений по этическим вопросам, связанным с деятельностью организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации. При этом полагаю необходимым вышеуказанный опыт создания Комитетов по этике, а также адвоката по этике применить и на уровне администрации сельского поселения Дединовское Луховицкого муниципального района Московской области [24, c. 131].

Еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения, - обучение этичному поведению руководителей и работников. При этом работников знакомят с этикой управления и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения на университетском уровне является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы [25, c. 8].


Выводы к главе 2


Как показали результаты исследования, «твердое ядро» профессионализма муниципального служащего составляют следующие этические принципы: честностьи объективность (при выполнении служебных обязанностей), порядочность, профессиональная компетентность, сохранение конфиденциальности информации и активное и заинтересованное участие в решении общественных проблем.

Будучи ориентирована на удовлетворение запросов и соответствие ожиданиям местных сообществ, муниципальная служба требует от своих сотрудников не только профессиональной компетентности, но и социально- нравственной дисциплины и даже самоотверженности, понимания личной ответственности за сохранение социального порядка и последствия совершаемых действий и принимаемых управленческих решений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям. Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями. Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурных, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания .

Более того, профессиональная честность, порядочность и безупречная репутация - основа доверия граждан к работнику администрации муниципального образования. Муниципальный служащий обязан быть образцом воспитанности, высокой культуры общения и поведения, уважительного отношения к гражданам и коллегам, обязан быть примером законопослушания, дисциплинированности. Ничто так не подрывает авторитет муниципального служащего, как взяточничество , чванство , невежество . При этом муниципальный служащий в любой ситуации обязан сохранять личное достоинство, в лучшем свете представлять орган местного самоуправления, в котором он исполняет служебные обязанности, заботиться о своей чести и добром имени, избегать всего, что может поставить под сомнение его объективность и справедливость при решении служебных вопросов. Моральным долгом муниципального служащего является соблюдение основных правил нравственности: «не делай другому того, что не желаешь себе» и «какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении другого, такие положения могут быть применены в отношении его самого». Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том , какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступать так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Будучи ориентирована на удовлетворение запросов и соответствие ожиданиям местных сообществ, муниципальная служба требует от своих сотрудников не только профессиональной компетентности, но и социально- нравственной дисциплины и даже самоотверженности, понимания личной ответственности за сохранение социального порядка и последствия совершаемых действий и принимаемых управленческих решений.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Административная этика: учеб. пособие / под общ. ред. В.Л. Романова.- М., 2012. - 456 c.

2.Анохин, А.В. Правовые вопросы формирования профессиональной культуры работника. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05./ А.В. Анохин. - Томск, 2012. - 197 c.

.Антонов, В.В., Ильюшин, А.Н. О некоторых пробелах в подготовке специалистов для органов муниципального управления / В.В. Антонов, А.Н. Ильюшин // Правовые проблемы развития социальной сферы в Российской Федерации. Доклады и сообщения V Международной конференции, г. Москва, 14 апреля 2012 г. - М.: Изд-во РГГУ, 2012. С. 186-188.

.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций, М.: Омега-Л, 2012. - 312 с.

.Воротников, А.А. Бюрократия в Российском государстве: историко-теоретический аспект. Дис. … докт. юрид. наук: 12.00.01 / А.А. Воротников. - Саратов, 2010. - 488 c.

.Ганопольский М.Г. От организации к общности // Тюмень в процессе формирования новой региональной политики: сборник статей. М.-Тюмень, 2012. С.12-15.

.Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление: учеб.- М., 2012. - 520 с.

.Государственная служба (комплексный подход): учеб. пособие / отв. ред. А.В. Оболонский. - М., 2013. - 180 с.

.Денис Ф. Томпсон. Возможности административной этики // Классики теории государственного управления: американская школа. - М., 2013. - С. 588-602.

.Децентрализация государственной власти и местное самоуправление. Проблемы реализации / Под ред. А. Мацнева, Ю. Харбих. - М.: РАГС, 2012. - 384 с.

.Зинченко, Г.П. Государственная служба: дисфункции и девиации / Г.П. Зинченко // Чиновник. - 2012. - № 1. - С. 24-28.

.Игнатов, В.Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность / В.Г. Игнатов, В.К. Белолипецкий. - М.: МарТ, 2012. - 256 с.

.Ионова А.И. Этика и культура госуправления. - М., 2012. - 312 c.

.Киреева, Е.Ю. Муниципальная служба. Проблемы теории и практики / Е.Ю. Киреева. - М.: РАГС, 2012. - 210 с.

.Ладатко, Л.В. Этика и культура управления: учебное пособие / Л.В. Ладатко. - М.: Феникс, 2012. - 320 с.

.Луман Н. Честность политиков и высшая аморальность политики // Вопросы социологии. - 2012. - Т.1. - № 1.

.Мухаметжанова В .С. Муниципальная служба как профессиональная деятельность // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2010. С. 184 - 187

.Оболонский А.В. Мораль и право в политике и управлении. - М., 2012. - 212 с.

.Общественная этика на местном уровне: стратегии противодействия коррупции и другим формам финансовой преступности в органах местного самоуправления. Сборник модельных инициатив / Пер.: Кириллов Ю.В. - Обнинск: Ин-т муницип. управления, 2013. - 152 c.

.Парламентская этика в России. Сборник материалов Комиссии Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по этике. - М., 2012. - 730 с.

.Профессиональная культура современного российского муниципального чиновника: социолого-управленческий анализ / В.Г. Попов, В.В. Китаев, B.C. Хохряков, Н.Г. Чевтаева. - Екатеринбург: Издательство "Академкнига", 2013. - 164 с.

.Система муниципального управления: учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. - 4-е изд., исправ. и доп. - СПб.: Питер, 2012. - 512 с.

.Согомонов Ю.В., Бакштановский В.И. Власть. Управление. Мораль // Жизнь в профессии. Ведомости. Вып. 19. - Тюмень: НИИ ПЭ, 2011. - С. 37-58.

.Шабанова М.М., Шамарова Г.М. Управление подготовкой и повышением квалификации муниципальных служащих. Монография. Махачкала, 2012. 202 с.

.Шамарова Г. Профессиональная этика и правила делового поведения муниципальных служащих// Муниципальная служба. - №1. - 2013. - С.2-8.