Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТИКИ И КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

.1 Понятие этики и категории этики

.2 Совесть как основная категория этики

ГЛАВА 2. РОЛЬ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

.1 Значение совести в формировании мировоззрения сотрудников ОВД

.2 Моральные принципы в деятельности сотрудников ОВД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ


Наука «этика» рассматривает социальные отношения, в основе которых лежит нравственные начала. Поведение человека в обществе определяют его нравы, так как здесь он тесно контактирует с другими людьми. Так происходит, потому что нравственные ценности требуют воплощения на практике. Это не просто указания, которые можно выполнять или нет, это требования к совершению определенных действий. Долгом каждого человека является следование этим нравственным ценностям. Муки совести и чувство вины - вот в чем выражается неисполнение долга надлежащим образом.

Советь - это своего рода нравственный регулятор поведения человека, который может уберечь от дурных и порочных поступков. Когда внешний контроль со стороны общества ослаблен или затруднен, он имеет достаточно мощную силу, которая необходима в момент нравственного выбора личности. Можно полагать, что человека далеко не свободен от мнения окружающих, основанного на силе авторитета. Но это не основание для того, чтобы думать, что общественное мнение является, всегда более истинно, чем мнение индивида. Часто общество давит на человека лишь для того, чтобы сохранить неактуальные привычки, законы, традиции.

Актуальность работы заключается в том, что данный вопрос интересует науку, по сей день, ведь совесть присуща каждому человеку, в том числе и сотрудникам органов внутренних дел (далее ОВД).

Объектом данной курсовой являются моральные и нравственные отношения сотрудников ОВД в их профессиональной деятельности, а так же в повседневной жизни.

Цель работы - изучение понятия «совесть», как категории этики, а так же ее влияние на деятельность сотрудников ОВД.

Предмет работы - профессиональная деятельность сотрудников ОВД и влияние на нее нравственных начал.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Раскрыть понятие «этика»;

.Рассмотреть основные категории этики;

.Определить характерные признаки совести как категории этики;

.Проанализировать влияние совести на профессиональную деятельность сотрудников ОВД;

5.Выделить моральные принципы в деятельности сотрудников ОВД.

Курсовая работа включает в себя: введение, две главы, каждая из которых характеризует отдельную часть рассматриваемой темы. Четыре подраздела, в которых раскрывается общая характеристика этики и категории этики, придается значению профессиональной деятельности в формировании личности сотрудника ОВД, его мировоззрению и нравственным составляющим его поведения, заключение и список литературы.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТИКИ И КАТЕГОРИИ ЭТИКИ


.1Понятие этики и категории этики


«Этика» - это понятие происходит от древнегреческого слова «этос». Изначально термин понимается как место проживания, потом как порядок или обычай, а позже как нрав.

Аристотель впервые вводит термин «этика» со значением нрав в IV веке до нашей эры. По Аристотелю «этика» - это некая сумма знаний и поучений, которая затрагивает духовные качества человека. В научном смысле данный термин закреплен Стоиками, то есть, философской школой III века до нашей эры. Именно они начинают считать этику, как науку и одну из трех частей философии [2, с.7 - 11].

Интересным является и то, что понятие «мораль» почти зеркально повторяет смысловое понятие «этика». В I веке до нашей эры именно в таком варианте и использует этот термин Цицерон при переводе текстов Аристотеля.

В русском же языке в XVIII появляется такой термин как «нравственность», который по этимологии аналогичен своим прототипам, именно поэтому мы и употребляем их как синонимы [2, с.7 - 11].

Обычно под «этикой» понимаются теоретические знания, наука, тогда как мораль и этика - это предмет науки, особая форма общественного сознания, человеческой деятельности.

Этика - учение о морали, основе нравственного в человеческой реальности. Именно поэтому Аристотель говорил, что цель этики - не знания, а поступки людей. Этика призвана решать нравственные проблемы, которые возникают в повседневной и профессиональной жизни людей: как правильно сделать выбор, что нужно называть добром, в чем смысла жизни. Исходя из этого, можно назвать этику «практической философией» в отличие от чистой теории.

В этике начали выделять два вида проблем:

·Теоретические проблемы происхождения и сущности морали;

·Вопросы о том, как должен поступать человек, какими идеалами, принципами и нормами поведения ему руководствоваться[3, с.22 - 27].

Философия включает в себя: онтологию, гносеологию, этику и эстетику. Этика - это дисциплина в философии, которая в какой то мере решает многие ее вопросы, в том числе онтологию и теорию познания. Если рассматривать категории этики, то ими являются: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, честь, достоинство, смысл жизни и счастье.

Добро и зло - общие формы нравственной оценки, которые разграничивают нравственное и безнравственное. С древности они толковались, как две силы правящие над миром и противостоящие друг другу. Добро - категория этики, которая объединяет все, сто связанно с положительным значением, противостоящим злу. Зло - категория этики, противоположная добру, обобщающее всего безнравственного, противоречащего морали. Благо - все, что помогает в человеческой жизни, все, сто служит для удовлетворения человечески материальных и нематериальных потребностей, то, к чему стремятся. Существуют природные блага и духовные (образование, знание, культура и т.д.). Например, добро - это духовное благо. В этике - добро это синоним добра.

Справедливость - это положение вещей, которое принимается как должное, то что можно рассматривать, как вознаграждение за добро и зло, воздаяние по заслугам. Это то, чем можно соотнести все содержание поступка с оценкой, которое дает общество. «Общий принцип справедливости, - писал. Вл. Соловьев, - требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим» [5, с.3 - 6]. Справедливость сейчас является одним из важнейших признаков демократии, правоохранительной, судебной и законодательной деятельности. В юридической, судебной и правоохранительной деятельности просто необходимо соблюдать данный принцип, только потому, что решения данных органов должны быть не иначе как справедливыми.

Долг - это нравственная обязанность по отношению к личности, обществу в определенных условиях. Так же можно понимать, как задачу нравственности, которую человек ставит перед собой с целью предъявления нравственных требований к своим поступкам.

Совесть - категория этики, способность человека к саморегулированию поступков на основах нравственности, умение нравственной самооценки своего поведения, формулирование задач и стремление к их выполнению[5, с. 3 - 6]. Это своеобразное осмысление человеком своей ответственности, обязательств, долга человека перед обществом[6, с.1 - 11].

Ответственность - это следование человека к выполнению нравственного долга. Между тем ответственность в этике и ответственность в праве достаточно тесно связаны, так как являются философско-социологическими понятиями.

Достоинство - категория этики, которая показывает отношение человека к самому себе, осознание собственных ценностей для конкретного человека. Достоинство можно рассматривать как форму самореализации и самоутверждения человека.

Честь - это непосредственное отношение человека к самому себе, то что связанно с какими - то человеческими заслугами, его положением в обществе [7, с.114 - 118].

Итак, наука этика изучает такие категории как: добро и зло, достоинство, честь, ответственность, долг, справедливость, совесть. Она охватывает все стороны человеческой оценки самого себя. Поэтому это важно, для применения к сотрудником полиции, которым необходимо знать как оценивать свои поступки и разграничивать положительное и отрицательное.

1.2 Совесть как основная категория этики


Постоянный поиск ответов на вопросы человеческого бытия, мышления и действий в правильном направлении, осуществляемый в связи с основами моральных ценностей (нравственными нормами) - это включает в себя моральное сознание. Такое свойство морали хорошо выделяется, как писал Кант «есть необходимость совершения поступка из уважения к закону» [8, с.35 - 39]. То есть, речь идет о сознательных поступках, а не о тех, которые совершаются по принуждению. Эти поступки зависят от моральных обязанностей и ответственности, несущие человеком перед собой и обществом.

Современный этап развития науки позволяет четко разграничить понятие долг и совесть. В осознании долга ответственность возникает перед обществом, в совести же - перед самим собой. Идеальное «я» человека (каким он хочет сам себя видеть) придирчиво оценивает реальное «я», зачастую совершающее множество ошибок [9, с.247 - 249]. Совесть производит анализ всех эмоциональных испытаний человека: мыслей, чувств, поступков и делает вывод исходя из высших ценностей индивида. «Настойчивый голос совести - мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть всегда на чеку, она не дает морально «уснуть» личности, заставляет ее думать, исправлять свои поступки и ценности, которые устанавливает общество, закон, мораль. Особенность заключается в том, что совесть - это как бы кодекс, по которому человек судит себя и свои поступки от своего же имени. Совесть - внутренний судья. От самого себя ничего невозможно скрыть, даже путем самообмана, она всегда с тобой, ты всегда с ней откровенен[10, с.180 - 184].

Нравственное осознание значения совершенных действий не единственное последствие работы человеческой совести, так же ими являются и эмоциональные переживания. Мы всегда знаем, что подвигло нас на совершение того или иного поступка, всегда хорошо знаем, что чувствуем после этого, ведь в русском языке «совесть» - это «себя ведать». Основываясь на этом можно предположить, что совесть это знание о переживаниях, которые сопровождают человека до и после совершенного поступка, действия. Специфика совести - понимание поступка, основываясь на его эмоциональной стороне.

Деятельность разумного проявления совести наступает лишь, когда человек принимает и познает моральные нормы, формирует собственную систему моральных ценностей, до этого говорить о том, что человек может оценить свое поведение и поступки невозможно. В этом и наблюдается связь совести и разума.

Хотя благодаря разуму, человек зачастую может находить всяческие изъяснения и оправдания своему неморальному поведению. Это происходит, когда человек употребляет такие фразы как: «я бы не справился», «это не в моих силах», «мои действии не принесли бы должного результата» и т.д. Человек с помощью разума пытается найти оправдания несовершенству своих поступков.

Именно здесь с самообманом и начинает бороться совесть. Совесть берет верх над разумом и не дает человеку поверить в свои доказательства невиновности, отговорки. Она приходит как укоряющее чувство вины, заставляя говорить себе правду. В таком случае, человек должен либо исправить антиморальное действие, либо жить с постоянным чувством вины и недостаточности[14, с.110 - 115].

Совесть - одно из древних регуляторов поведения людей, иногда ее называют другой стороной долга.

Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения[13, с.322 - 332].

Совесть - осознание человеком своего личностного долга, ответственности перед обществом в целом, перед другими людьми, которые так же имеют долг и ответственность перед самими собой.

Чувство совести отгораживает человека от неморальных, ненравственных поступков, помогает развитию ответственности и нравственности.

Существует мнение, что совесть - это «второе я» человека, носитель высших ценностей. Приведем еще несколько точек зрения на природу совести:

.В религии совесть - это голос Бога;

.Во втором подходе совесть - это:

·Форма стыда;

·Систематизация во внутреннем мире человека мнений значимых для него людей.

В процессе социализации, окультуривания человека и формируется совесть.

·Авторитарная совесть формируется на основе мнения авторитетного для индивида человека, она связана со страхом наказания. Воспитатель может требовать от человека соответствовать неким правилам[15, с.42 - 45].

·Гуманистическая совесть основывается на голосе «второго я», она отвечает за ответственность человека перед самим собой. За его честность с самим собой.

Проявление совести как «мук и угрызения», доказывает, что она эмоциональный феномен. Это негативные упреки человека обращенные к самому себе из за неморальности своего поведения[16, с.153 - 156].

В то же время совесть взывает и к разуму, а не только к эмоциям:

·когда человек осмысляет моральные нормы и принимает их, только тогда проявляются моральные угрызения;

·успокоить советь человек может, лишь подыскивая аргументы, которые оправдывают его поведение;

·убедиться в истинности установок может, только согласовав их с разумом.

Когда контроль со стороны окружающих людей невозможен, роль совести приобретает самое важное значение[15, с.42 - 45].

Нередко в сложных ситуациях оказываются юристы, столкнувшись с коллизиями права, они должны принять ответственное решение[17, с.124 - 130]. И лишь работники с развитым чувством совести и долга, могут самоотверженно исполнить свою миссию, подтвердив этим высокий уровень в своей профессии.

ГЛАВА 2. РОЛЬ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ


.1 Значение совести в формировании мировоззрения сотрудников ОВД


Под пристальным вниманием общества всегда находилась деятельность правоохранительных органов, включая деятельность ОВД, все потому, что данная деятельность затрагивает интересы, как отдельных индивидов, так и всего общества. Исходя из специфических целей, мотивов, способов данной деятельности, правоохранительные органы неизбежно сталкиваются с нравственными конфликтами. В современном мире перед правоохранительными органами четко ставятся цели и способы, которые они могут использовать при борьбе с преступностью. Предоставляя правоохранительным органом властные полномочия, а так же санкционируя деятельность по охране прав и свобод граждан, общество налагает на них большое количество ответственности, границ, которые диктуются законом, которые нельзя переступать при выполнении служебных обязательств [18, с.16 - 19].

В настоящее время, в России достигнут достаточный уровень демократизации, чтобы в правоохранительных органах, нравственность, честь, совесть, долг и ответственность сотрудников ставились на первое место[19, с.26 - 28]. Соблюдение законов и дисциплинарных указаний, определяется не только указаниями выше стоящих органов и чинов, но и собственными нравственными ценностями сотрудников. Именно это качество помогает сотрудникам более эффективно справляться со своими служебными обязанностями, а иногда и даже помогает больше, чем профессиональная компетентность. То есть, нравственность и совесть рассматриваются как важные качества сотрудника правоохранительных органов, они зачастую определяют то, как работник будет справляться с поставленными задачами, а эффективность будет зависеть от ответственности, которую сотрудник готов принять на себя.

Профессиональная честь - это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками ОВД высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга[19, с.26 - 28].

Категории профессиональной чести и профессионального долга по своей сути во многом совпадают, но все - таки различны. Честь - это оценка мнением общества. Достоинство - оценка само личности[20, с.90 - 93].

Люди чести - так большинстве случаев представляются нам сотрудники правоохранительных органов. Прежде всего, честь проявляется в том, что и в мирное время при выполнении служебного долга им необходимо мужество и самопожертвование.

Честь сотрудника ОВД неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несёт свою нелёгкую службу. Поэтому он не может позволить себе ничего такого, что позорило бы своих товарищей по службе. Честь коллектива - это и его честь[21, с.25 - 29].

ОВД в последнее время снизило свой авторитет, по мнению общества, но, тем не менее, считается одной из необходимых властных структур и в целом положительно оценивается среди населения. Долгом каждого сотрудника необходимо понимать - поднятие авторитета правоохранительных органов, получение хороших отзывов от общества и зарождения лучших тенденций службы.

Для того чтобы оправдывать честь сотрудник ОВД должен идти в ногу со временем, овладевать техникой, приемами и методами выполнения профессиональных обязанностей. Для более высокой эффективности выполнения служебного долга, так же необходимо перенимать и опыт зарубежных стран.

Самое опасное для чести сотрудников ОВД - это не сдержать свое слово, отступиться от него, он теряет авторитет, проигрывает на глазах у общества.

Категория чести одна из важнейших в нравственной культуре сотрудника ОВД. Дорожить честью - это долг и повседневная обязанность. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения мыслить во благо государству[19, с.26 - 28].

Нельзя забывать и о совести сотрудника ОВД, теряя совесть, личность начинает путь деградации.

Совесть может проявляться:

·В форме удовлетворения при исполнении долга, при помощи человеку, физической защиты, уважения к старшим по возрасту или по званию, забота о недееспособных - все это вызывает у человека, не только чувство удовлетворения, но и некого счастья, радости;

·В форме стыда, за безнравственное деяние, которое стало известно обществу или даже не стало, достаточно просто, чтобы это произошло; этот стыд проявляется в угрызениях совести. И только открытое признание в содеянном, могут погасить такие муки.

·В форме сомнения, то есть, в результате не полного знания, уступок себе; но когда человек задает себе вопрос - правильно ли я поступил? Это уже путь к исправлению и осознанию. Сомнение порождает неспокойную совесть.

Совесть выступает как огромная побудительная сила, это иммунитет от многих нравственных заболеваний. Она не позволяет сотруднику милиции спустя рукава относиться к порученному делу, лгать, обманывать, грубить[19, с.26 - 28].

Нравственная культура сотрудников ОВД играет немаловажную роль в личной культуре. Это объясняется характером их деятельности, так как она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством, что в свою очередь предъявляет к сотрудникам ОВД высокие нравственные требования[22, с.181 - 184]. Риск для жизни - постоянное явление для сотрудников ОВД.

Качества, которые входят в понятие культуры личности играют огромную роль во всех сферах жизнедеятельности человека. Когда Ф.Э. Дзержинский говорил о горячем сердце и чистых руках сотрудника ВЧК, то он имел в виду, прежде всего его высокие нравственные качества[22, с.181 - 184].

Сотрудник полиции постоянно находиться в сфере воздействия нравственных устоев общества. С одной стороны он находиться под пристальным вниманием и указаниями общества, с другой он должен оказывать такое же, воспитательное воздействия на граждан, которых он защищает.

В одной ленинградской газете 8 апреля 1943 г., была напечатана передовая статья «Каким должен быть работник милиции». В ней говорилось: «В нашем милицейском работнике должно сочетаться: высокая бдительность, политическая острота в работе, находчивость, подтянутость, опрятный внешний вид. Нарушение или невыполнение одного из показателей данных условий будет говорить о неполноценности работника и неспособности его выполнить все требования, предъявляемые к органам милиции»[21, с.25 - 29]. Данную статью мы можем проецировать и на современное время.

К сожалению, существует множество фактором: низкая заработная плата, ее постоянные задержки; не самое лучшее техническое обеспечение, отсутствие комфорта в служебных помещениях, это субъективные и объективные причины, которые могут повлиять на моральные устои.

И до тех пор, пока будут сохраняться данные факторы, низкий уровень нравственности не станет высоким, несмотря на всесторонние изучение профессиональной этики.


2.2Моральные принципы в деятельности сотрудников ОВД


Принципы морали - это общие выражение моральных требований, которые предопределяют нравственное поведение человека.

Роль принципов заключаются в том, что они:

·Социально ориентируют поведение человека;

·Помогают сформировать человеку нравственные требования к поступкам, ситуациям;

·Являются моральной оценкой поступков.

В теории науки этики выделяют огромной количество принципов - около трех десятков. Условно их можно разделить на несколько групп. Некоторые из них дают негативную оценку деятельности личности:

·волюнтаризм;

·утилитаризм;

·цинизм;

·нигилизм и т.д.

Другие же явно положительные:

·гуманизм;

·альтруизм;

·справедливость и т.д.

Последние являются неотъемлемым компонентом профессиональной нравственности сотрудника ОВД, организация их деятельности должна следовать их деятельность. Наряду с этим, оценивая моральный аспект профессий сотрудника органов внутренних дел и медицинского работника, зачастую используют понятие «профессиональный цинизм» [21, с.25 - 29].

Суть заключается в том, чтобы научиться отгораживать собственные чувства и переживания с эмоциями, испытываемыми в профессиональной деятельности. Если врач или сотрудник ОВД будет пропускать через себя всю боль, страдания (как физические, так и психологические), то они будут становиться психически неуравновешенными, что серьезно отразиться на выполнении профессиональных функций. Поэтому необходимо четко представлять грань между «нравственным профессиональным цинизмом» и обычным безразличием к происходящему, по отношению, к человеку, нуждающемуся в помощи. ОВД нуждается в людях, которые в нужный момент могут сопереживать, а в какой то просто отключить эмоции, и не утратить эту способность в течении лет службы.

Если же для представителя органов правопорядка, человек - это не ценность, а всего лишь досадный элемент профессиональной деятельности, то можно констатировать наступление состояния, именуемого профессионально-нравственной деформаций личности [21, с.25 - 29].

Кроме того, нельзя забывать о том, что всякая профессия выполняет определенную социальную функцию, и она же определяет выбор специфической среды общения, накладывающей свой отпечаток на ее представителей, независимо от того, хотят они этого или нет. Среда общения сотрудников органов внутренних дел не всегда благоприятна для развития лучших человеческих качеств. Приходится сталкиваться с грубостью, хамством, ненавистью и т.п. [20, с.90 - 93]. Но если сотрудник ОВД может выработать у себя иммунитет к агрессии, то со временем он может принять облик тех же преступников, с которыми связанна его профессия. Духовный распад личности, ждет такого сотрудника ОВД. Лишь доброжелательно, адекватное, гуманное отношение сотрудников ОВД к лицам, с которыми им приходиться сталкиваться по долгу службы может предотвратить такой исход. Итак, гуманизм - это такой принцип, который необходим органам внутренних дел не только тем лицам, которые выступают объектом их профессионального интереса, но и самим сотрудникам ОВД.

Гуманизм - это принцип уважения, человечности, человеколюбия.

Одно из центральных мест уготовано такому принципу, как гуманизм в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Нравственное содержание принципа гуманизма применительно к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел выражается в целом ряде норм и требований морали[25, с.88 - 93].

Отметим, что основными среди них являются следующие:

·отношение к человеку как к высшей ценности;

·уважение его прав и свобод;

·неприемлемость унижения чести и достоинства личности в ходе осуществления правоохранительных и правозащитных функций;

·непримиримость ко всякого рода дискриминации по отношению к лицам - объектам профессионального интереса;

готовность к самопожертвованию[20, с.90 - 93].

Особенно четко можно просмотреть принцип гуманизма в законодательной регламентации к использованию сотрудника ОВД огнестрельного оружия.

Например, запрещается применение таких видов огнестрельного оружия и боеприпасов, которые наносят чрезвычайно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Общим мотивом международных актов является положение о том, что «в любом случае преднамеренное применение силы со смертельным исходом может иметь место лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты от смерти».

О каждом применении огнестрельного оружия должно быть сообщено высшему руководству, обычно это делается в виде рапорта начальству.

В основе нормативных актов, регулирующих деятельность сотрудников органов внутренних дел, заложен принцип справедливости. Справедливость выражает соответствие между трудом и вознаграждением, практической деятельностью людей и их социальным положением, между преступлением и наказанием[20, с.90 - 93].

Но, тем не мание, если справедливость не закреплена в норме права ее нарушение не образует такого явление как «правонарушение». В то же время любое нарушение правовых норм является нарушением равенства, морали и справедливости и поэтому может иметь нравственную оценку со стороны общества.

Выделяют три элемента, которые содержит справедливость:

·мера воздаяния по заслугам;

·меру требования от взятой на себя ответственности;

·правомерность оценки со стороны общества.

Понятие «меры воздаяния» означает вознаграждение или наказание человека со стороны общества за совершенные поступки в соответствии с их моральной значимостью.

Понятие «мера требования» выражает совокупность моральных требований, предъявляемых к личности со стороны общества и представленных в виде норм и правил поведения, традиций, обычаев.

Понятие «правомерность оценки» означает правильность оценки, наличие единого морального критерия, предъявляемого ко всем людям, их действиям и поступкам [24, с.113 - 116].

В нормах права имеет место закрепление принципа справедливости, он признается как измеритель действия людей, как правовое требование, выполнение которого строго обязательно.

Закрепляя в праве, моральные нормы становятся законом. Поэтому всякое нарушение права - нарушение морали [25, с.88 - 93].

Проявлением принципа справедливости являются такие закрепленные в праве нормы, как равенство прав и свобод граждан, а так же равенство всех перед судом и т.д.

Принцип справедливости в правовой сфере говорит о том, чтобы каждый, кто совершил преступление или правонарушение был наказан, а тот что ничего не нарушал не подвергся осуждению. Основная задача правоохранительных органов - неотвратимость наказания для лиц, которые преступили закон.

Следователи и сотрудники криминальной полиции зачастую не видят моральных препон тому, чтобы сознательно пойти на нарушение прав человека в виде обмана допрашиваемого лица, психического принуждения его к даче показаний, фальсификации доказательств его вины и т.д. [23, с.169 - 172]. При этом сотрудники зачастую оправдывают себя тем, что у них закончились методы воздействия на совершившего правонарушение. По их мнению, это полностью оправдывает нарушение справедливости.

В подобных ситуациях важно осознать, что утверждение справедливости должно производиться справедливыми (то есть моральными и, одновременно, правомерными) средствами [23, с.169 - 172].

Правовые акты предусматривают реализацию справедливости, как цели права. Нормы права по своему содержанию должны всегда быть справедливыми, их применение не должно быть связано с ограничением прав человека.

В области уголовного права принцип справедливости проявляется в том, что:

·ответственность всегда носит индивидуальный характер;

·при отправлении правосудия суд ссылается на характеристику субъекта, совершившего преступления;

·наказание должно быть эквивалентно совершенному преступлению;

·при наличие особых обстоятельств назначается более мягкое наказание;

·за одно и тоже преступление невозможно привлечь дважды к ответственности.

Иногда в сознании личности справедливость как принцип права и как моральный принцип противоречит ее субъективному пониманию социальной справедливости [25, с.88 - 93].

Сотрудник ОВД не может адекватно принимать явное общественное неравенство, и как следствие не хочет защищать лиц, чье благополучие не вписывается в его нравственное представление о справедливости. Это влечет так же нарушение Присяги сотрудника, которую они дают, поступаю на работу, а она предполагает соблюдение Конституции РФ и ее законов, выполнение в соответствии с ними служебных обязанностей.

В системе моральных требований сотрудников ОВД на первом месте должны находиться права и свободы человека. Права человека - это ценности, которые неразрывно связаны с человеком, они вытекают из его природы, определяют меру его свободы, гарантируются обществом. В нравственном смысле права человека отражают идею достоинства личности. Достоинство - это наивысшая социальная ценность личности; нет никаких материальных и духовных ценностей выше, чем достоинство. С точки зрения гуманистической теории прав человека все люди, независимо от национальности, расы, вероисповедания, пола, социального положения равны в своем достоинстве, и, следовательно, в своих правах.

Эти принципы положены в основу таких международных документов, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейская декларация о полиции от 8 мая 1979 г., Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия 1990 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и др. [25, с.88 - 93]. Кодексы так называемой Полицейской этики провозглашают в качестве одного из важнейших этических принципов правоохранительной деятельности уважение достоинства любого человека, независимо от его происхождения и национальности, его социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений[24, с.113 - 116]. Но на сегодняшний день очень много преступлений совершаются в связи с национальной розней (например, терроризм, массовые беспорядки и т.п.). Поэтому, сотрудник ОВД обязан следить за тем, чтобы не ущемлялись права человека по политическим, национальным или иным признакам, а с другой стороны, должен стараться удержать себя от преследования по названным причинам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

этика совесть честь гуманизм

В науке существует огромное множество взглядов на понятие термина «совесть». И все мнения сходиться к тому, что совесть есть регулятор поведения человека.

Совесть работает по принципу, того, что реализует нравственно значимую информацию в поведение. Эта реализация подразумевает, что необходимо давать постоянную оценку своим намерениям, желаниям, побуждениям, а так же действия необходимо оценивать с точки зрения допустимого не только нормами закона, но и морали. Особая нравственная потребность в таких случаях движет индивидом, которая формируется в процессе воспитания, социализации. Оно проявляется в желании человека, чтобы его поведение и поступки постоянно согласовывались с нормами и требованиями нравственности.

Изучив понятие совести, как этической категории, можно сказать, что на фоне переоценки ценностей, формированию новых ценностей, совесть выступает как основной критерий нравственности человека, определяет его поведение.

Таким образом, советь - это индивидуальный контролер поведения каждого из нас, а так же регулятор нравственности всего общества в целом. Потому что отдельная деятельность каждого индивида в итоге складывается в систему поведения целого общества.

Законодатель в России принимает гуманистические идеи и делает из них главную направляющую в текущих нормативных актах, а так же в международных соглашениях. Важно, чтобы сотрудники ОВД понимали всю ответственность именно того, почему нужно соблюдать норм, основанные на совести и гуманизме. Для этого нужно улучшить систему профессионального отбора будущих сотрудников органов охраны правопорядка и их последующей профессиональной подготовки. Введение в их обучение более широкого курса этики, да и вообще дисциплин связанных с основами прав и свобод гражданина.

Рост преступных посягательств, нестабильность политической обстановки в отдельных регионах, низкий уровень жизни миллионов граждан (в том числе и самих сотрудников ОВД) - факторы, действующие негативно, разрушительно на сферу морального сознания как всего общества, так и отдельных его представителей. А ведь сотрудники органов внутренних дел - это часть общества. Чем сложнее условия, в которых им приходится нести службу, тем больше зависимость благополучия каждого гражданина от их порядочности, гуманности, стремления честно выполнять свой долг. А для этого необходимо защищать и самих сотрудников ОВД.

Необходимо сказать, что честь, долг, ответственность характеризуют не только хорошего сотрудника органов внутренних дел, но и достойного человека, Гражданина общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020.

.Антонова Л.Е. Совесть как механизм инкультурации личности. // Культура. Духовность. Общество. - 2014. - № 15. - с. 7 - 11.

.Блажевич Н.В. Профессиональная честь и достоинство полицейского как методологическая проблема. // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2015. - № 1 (31). - с. 22 - 27.

.Бурцева Е.В. Нормативно-функциональная модель сотрудника ОВД с высоким уровнем личностного самоуправления. - 2015. - № 4 (63). - с. 7 - 11.

.Горбач Н.А., Панюкова Ю.Г., Панина Е.Н. Проблемы психологического благополучия сотрудников ОВД в условиях профессиональной деятельности. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 3. - с.3 - 6.

.Егоров А.В. Совестология как научная область знаний (о культуре совести). // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2015. - № 44. - с. 11.

.Егошин И.В., Зарубина Е.В. Предмет профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. // Достижения вузовской науки. - 2015. - № 14. - с. 114 - 118.

.Ерошенков Н.В. Воспитание профессиональной нравственности курсантов в ВУЗе МВД России. // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2015. - № 1. -с. 35 - 39.

.Ефимов А.А. Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД. // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1 (50). - с. 247 - 249.

.Зарубина Е.В. Профессиональная мораль сотрудников органов внутренних дел: философско-правовые истоки. // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2015. - № 15. - с. 180 - 184.

.Карданов А.К. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности современного полицейского. // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 14. - с.118 - 119.

.Кожевников В.В., Кымысова Т.А. Нравственная основа правоприменительной деятельности сотрудников полиции. // Психопедагогика в правоохраниетльных органах. - 2013. - № 3 (54). - с. 3 - 6.

.Корниенко А.Ф. Природа и психологические механизмы совести. // Филология и культура. - 2014. - № 1 (35). - с. 322 - 332.

.Курочкина М.Н., Матвеева Т.М. Психологические особенности личности сотрудника органов внутренних дел. // Проблемы и перспективы современной науки. - 2015. - № 8. - с. 110 - 115.

.Мазур М.А. Реализация программы «Патриотическое воспитание сотрудников ОВД в профессиональной деятельности». // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - № 1. - с.42 - 45.

.Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х., Геляхова Л.А. Вопросы правомерного психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 12. - с.153 - 155.

.Муратшина Н.Ю. Характеристика требований служебной деятельности к личности сотрудника ОВД. // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2015. - № 3(21). - с.124 - 130.

.Осинцева А.В., Гарманова О.В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - № 4. - с.16 - 19.

.Садикова Р.И. Долг, совесть, справедливость как категории этики. // ФЭН-Наука. - 2014. - № 11 (38). - с. 26 - 28.

.Самойленко Э.Ю. Особенности структуры адаптивности молодых сотрудников ОВД. // Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - № 2. - с.90 - 93.

.Сидоров К.Р. О совести. // Вестник Удмуртского университета. - 2012. - № 3-1. - с.25 - 29.

.Смолькова И.В. Профессиональная этика - нравственная основа профессиональной тайны. // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - № 2-2. - с. 181 - 184.

.Стригуненко Ю.В. Профессионально-нравственная деформация личности сотрудника ОВД как девиантогенный фактор. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012.- № 4. - с.169 - 172.

.Цилик В.А. Оценка профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД в зависимости от вида профессиональной деятельности. - 2015. - № 3 (62). - с. 113 - 116.

.Шабанов П.Н., Сыщикова Т.М. Закон совести. // Судебная власть и уголовный процесс. - 2015. - № 4. - с. 88 - 93.