Материальные ресурсы транспортного производства. Показатели использования. Трудовые ресурсы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,64 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Материальные ресурсы транспортного производства. Показатели использования. Трудовые ресурсы















Контрольная работа

Материальные ресурсы транспортного производства. Показатели использования. Трудовые ресурсы

Содержание

1. Виды материальных ресурсов транспортного производства

. Состав материальных ресурсов. Нормирование их расходов и запасов

. Показатели эффективности использования производственных ресурсов

.1 Взаимосвязь показателей эффективности использования ресурсов

. Трудовые ресурсы транспорта и эффективность их использования

.1 Производительность труда и пути ее повышения

Литература

1. Виды материальных ресурсов транспортного производства

Для выполнения необходимого объема транспортной продукции требуются материальные ресурсы - основные производственные фонды, топливо и материалы, а также трудовые ресурсы, используемые в процессе производства.

В простые моменты труда включают целесообразную деятельность, или самый труд, предмет труда (топливо, сырье и другие материальные ресурсы), средства труда (транспорт, перегрузочное оборудование, машины и механизмы, здания и сооружения). Процесс производства есть взаимодействие этих трех моментов. При этом различают два вида участия ресурсов в производстве: их применение и потребление.

Примененные ресурсы представляют собой стоимость используемых основных производственных фондов, рабочую силу (совокупность работников, занятых в процессе производства) и оборотные производственные фонды (материалы, топливно-энергетические ресурсы, сырье в промышленности).

Основные производственные фонды (например, транспортный флот) участвуют в процессе производства в течение нескольких лет до вывода их из эксплуатации. Свою стоимость основные фонды переносят на транспортную продукцию постепенно, частями по мере изнашивания в виде амортизационных отчислений. Такой характер участия основных фондов в процессе перевозок обусловливает различие между примененными основными фондами и потребленными в течение определенного времени затратами средств труда.

Иначе используются в процессе производства оборотные производственные фонды (материалы, топливно-энергетические ресурсы, сырье). Они потребляются целиком в течение одного производственного цикла и при этом полностью переносят свою стоимость на изготовленную с их участием продукцию. Следовательно, размер примененных материальных ресурсов совпадает с объемом их потребления в процессе перевозок, т. е. с текущими затратами на материалы, топливо, энергию, сырье.

Основной производительной силой общества является человек. Примененные трудовые ресурсы представляют собой совокупность работников, занятых в производстве, т. е. их среднесписочную численность. Трудовые ресурсы, потребленные в процессе производства, характеризуют затраты живого труда, которые непосредственно выражаются отработанным временем. Денежная характеристика этих затрат в издержках производства дается в виде оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством.

Таким образом, ресурсы, потребленные в процессе перевозок, формируют общие текущие расходы по перевозкам и представляют собой отдельные группы затрат - заработная плата работников, амортизация основных производственных фондов и материальные затраты (расход топливно-энергетических ресурсов, материалов и сырья).

Объем продукции (работы) и используемые (примененные и потребленные) ресурсы увязываются между собой с помощью показателей эффективности производства (рис. 1).

Эффективность использования каждого вида примененных ресурсов и соответствующих групп текущих затрат характеризуется; взаимосвязанными и дополняющими друг друга показателями. Так, степень использования трудовых ресурсов, примененных на перевозках, характеризуется производительностью труда и определяется объемом транспортной продукции или работы, приходящимся на одного среднесписочного работника, занятого на перевозках.

Эффективность трудовых ресурсов, потребленных в процессе перевозок (затрат живого труда), оценивается расходами на оплату труда, приходящимися на единицу транспортной продукции или работы (зарплатоемкость).

Эти показатели связаны между собой: зарплатоемкость перевозок зависит от производительности труда и средней заработной платы одного работника.

Рис. 1. Производственные и экономические показатели и характеристики эффективности производства на транспорте

Соотношение динамики этих трех важнейших показателей имеет большое народнохозяйственное значение, так как определяет темпы и пропорции накопления и потребления в отрасли и народном хозяйстве, размеры и направления повышения оплаты труда.

2. Состав материальных ресурсов. Нормирование их расходов и запасов

транспортный расходы производительность персонал

Транспорт потребляет значительное количество материалов, топлива, электроэнергии и других ресурсов в основной эксплуатационной деятельности (доля их в суммарных текущих затратах без учета прочих издержек равна 25%). Кроме того, в промышленности отрасли используют сырье и основные материалы; доля материальных затрат составляет 2/3 расходов на производство промышленной продукции. На предприятиях транспорта, обслуживающих основные транспортные средства (станции, порты, аэропорты, ремонтные подразделения и др.) имеются также запасы топлива, материалов и малоценного инвентаря, экономное расходование которых играет важную роль в обеспечении опережающего роста результатов производства по сравнению с материальными затратами.

Комплексное использование ресурсов, их экономия во многом зависят от норм расхода материальных ресурсов и порядка нормирования их запасов. Норма определяет максимально допустимый расход ресурсов на производство единицы продукции или объема работ.

Чтобы выполнять такую функцию, нормы должны быть научно обоснованными, отражать общественно необходимые затраты материалов на единицу продукции, строиться на основе прогрессивной техники и технологии производства, с учетом передового опыта.

В России производится более десятки млн. типо-, сорто- и маркоразмеров продукции. Определить для каждого из них норму расхода материальных ресурсов - сложная и важная задача. Неверное ее решение приводит к искажению потребностей в таких ресурсах. В результате одни предприятия имеют избыточное количество ресурсов, а на других их не хватает.

Разработка прогрессивных норм и нормативов предшествует планированию работы предприятия. В настоящее время по технически обоснованным нормам рассчитывается 90 % потребности по металлу, около 100 % - по топливу, 60 %-по электроэнергии. Введен порядок ежегодного пересмотра норм расхода материальных ресурсов на единицу продукции с учетом внедрения новой техники и ресурсосберегающей технологии.

Существуют укрупненные, усредненные нормы, которые используют как верхние предельные значения по предприятию и его подразделениям, а также индивидуальные нормы и нормативы, применяемые на каждом транспортном средстве и рабочем месте. Последние виды норм разрабатываются непосредственно на предприятии. Здесь важно учитывать все мероприятия плана технического развития и организации перевозки продукции, рационализаторские предложения, планы модернизации производства.

Нормы ни в коем случае не должны устанавливаться на основе сложившейся динамики, так как этот подход ориентирует на прошлые, часто обладающие рядом недостатков методы организации перевозки продукции.

В основной эксплуатационной деятельности транспорта применяются различные виды норм и нормативов расхода материальных ресурсов. Например, для водного вида транспорта основными из них являются нормы расхода топлива для транспортного, рейдово-маневрового, служебно-вспомогательного, технического флота и плавучих кранов, а также электроэнергии для портальных кранов.

Эксплуатационно-технические нормы расхода топлива разрабатываются для каждой единицы транспортного средства (на все транспортное средство, либо на единицу мощности, в единицу времени). Они различаются в зависимости от режима эксплуатации транспортного средства - на ходу, на маневрах и на стоянках. Практика эксплуатации технических средств показала, что норма расхода топлива на маневрах составляет, например, 70%, а на стоянках - 5% затрат топлива на ходу. Это позволяет рассчитать натуральный расход топлива по транспортному средству за период их работы:

Т = mх (tx + 0,7tм + 0,005tст) = mхtпр, (1.)

где tпр-продолжительность эксплуатации транспортного средства, приведенная к ходовому времени, сут.;

mх - эксплуатационно-техническая норма затрат топлива на ходу, т/сут;

tx, tм, tст - продолжительность соответственно ходового маневрового и стояночного времени работы транспортного средства, сут.

Эксплуатационно-технические нормы затрат топлива зависят от степени использования регистровой мощности транспортного средства, а также от условий их работы (например, для транспортного средства водного транспорта: движение вверх или вниз по течению, работа судов с грузом или в порожнем состоянии, прохождение извилистых или мелководных участков и др.).

При перспективных расчетах большое значение имеет сопоставление расхода топлива с объемом выполняемой транспортной работы и обеспечение снижения затрат топлива, электроэнергии (для электровозов) на единицу продукции. С этой целью определяются укрупненные транспортные нормы расхода в кг условного топлива (или кВт) электроэнергии на 1000 т-км.

Например, на речном транспорте для плавучих перегрузочных установок норма расхода топлива, которая складывается из средних затрат топлива на работу, прогрев и опробование двигателя на стоянке, определяется как удельная величина в кг за час работы. Для стационарных перегрузочных машин устанавливают нормы расхода электроэнергии, которые определяются в виде удельных затрат электроэнергии на определенный объем работы. Такие нормы дифференцированы по типам перегрузочного оборудования, зависят от грузоподъемности кранов и рода перегружаемого груза.

Аналогично расходам топлива и электроэнергии по транспортным средствам и перегрузочному оборудованию рассчитываются нормы расхода смазочных и обтирочных материалов. Для определения потребности в прочих материалах (окрасочных, прокладочных, изоляционных и др.) по типам транспортного средства определяют прогрессивные нормы снабжения этими материалами (в расчете на единицу транспортного средства за период его работы. На предприятиях транспорта обслуживающие подвижные транспортные средства норма затрат таких материалов устанавливается на одного работника в год.

По некоторым типам транспортных средств или перегрузочных машин рассчитываются среднегодовые нормы расхода малоценного инвентаря и быстроизнашивающихся предметов. Именно такие натуральные укрупненные или дифференцированные нормы лежат в основе определения необходимых ресурсов для материально-технического обеспечения предприятия.

При перспективных стоимостных расчетах в ряде случаев вместо норм пользуются упрощенным способом определения стоимости материальных затрат: в процентах от стоимости топлива или электроэнергии (смазочные, обтирочные материалы), в процентах от стоимости транспортного средства или перегрузочной машины (прочие материалы, износ малоценного инвентаря), в процентах от ранее определенных прямых затрат на содержание объектов (прочие расходы).

В связи с большой долей материальных затрат в судостроительной и судоремонтной промышленности нормирование материалов здесь имеет особо важное значение.

Норма расхода материалов состоит из массы материала на единицу продукции или объема выполненных работ, а также отходов и потерь. Первая часть показывает количество материала, которое вещественно входит в конструкцию готового изделия и полезно используется в процессе его производства.

Она характеризует уровень конструктивной материалоемкости продукции. Отходы и потери представляют собой разнообразные по составу и свойствам остатки материалов, определяемые согласно утвержденным нормативам или специальными расчетами по операциям производственного цикла в соответствии с принятой технологией и организацией производства. Отходы делятся на используемые и неиспользуемые. Используемыми (мерными, деловыми) отходами считаются остатки материалов, которые могут быть использованы на данном предприятии при производстве других видов продукции или реализованы другим предприятиям.

Неиспользуемые отходы - это материалы безвозвратно потерянные при производственном процессе (технологические припуски на обработку деталей, припуски на

электродуговую и газовую резку, монтажные припуски на сборку, угар, обрыв и др.). Непроизводительные потери, брак, потери при перевозке и хранении в норму не входят.

Рациональность использования материалов в производстве выражают с помощью коэффициента использования материала, равного отношению массы изделия к утвержденной норме расхода материалов.

Кроме основных материалов для производства промышленной продукции (прокат черных и цветных металлов, трубы, лесоматериалы, припои, электроды, краски, клеи и др.), на предприятиях нормируется значительная часть вспомогательных материалов (двуокись углерода сварочная, аргон, флюсы для электросварочных работ, кислород, ацетилен, топливо и смазочные материалы для испытаний, обтирочные материалы, и др.). В расчет нагрузки массы судна вспомогательные материалы не входят.

Нормы расхода основных и вспомогательных материалов на промышленных предприятиях разрабатываются отдельно для изделий на транспортное средство- и машиностроения, ремонт транспортного средства его переоборудованию и модернизацию, ремонтно-эксплуатационные нужды, производственные запасы, вспомогательные работы. Покупные изделия и материалы в норму расхода материалов не включаются. Они отражаются в разделе "Контрагентские поставки".

Нормы расхода всех видов материальных ресурсов пересматриваются по мере совершенствования конструкции транспортного средства, машин, силовых установок, внедрения передовых прогрессивных технологий, совершенствования технической эксплуатации транспортных средств и перегрузочных механизмов, улучшения организации производства и труда, внедрения на транспорте достижений передовых предприятий по рациональному использованию нормируемых материалов.

Важное значение для экономии материальных ресурсов на транспорте имеет определение оптимальной величины материальных запасов, что возможно при использовании экономико-математических методов. Рассмотрим одну из наиболее простых экономико-математических моделей, применяемых на транспорте для решения этой задачи.

Необходимо создать такую организацию материально-технического обеспечения, при которой надежность снабжения производства материальными ресурсами была бы достигнута при минимальных суммарных расходах на поставку, хранение и восполнение дефицита продукции. Предположим, что на одну из бункерных нефтебаз (пункта заправки), где находится топливо для снабжения типа транспортного средства (судна, самолета, автомашины), поступает от транспортных средств поток требований, интенсивность которого известна. Эти требования немедленно удовлетворяются до тех пор, пока их суммарный объем не превысит первоначального запаса. Все последующие требования не могут быть удовлетворены сразу, вследствие чего транспорт простаивает, и владелец его несет убытки.

Убытки от простоя транспортных средств из-за дефицита топлива на базе (пункте):

Эдеф = руt (2.)

где р - "штраф" за дефицит единицы продукции в единицу времени;

у - средний размер дефицита топлива;

t - среднее время существования дефицита.

В определенные моменты времени запас топлива пополняется (со склада более крупной базы или нефтеперерабатывающего предприятия).

Интенсивность поставок постоянна.

Каждая поставка требует определенных расходов. Кроме того, бункерная база (пункт заправки) несет расходы по хранению топлива:

Эхр = sуt, (3)

где s - расходы по хранению единицы топлива в единицу времени;

у - средний уровень запаса топлива на базе;

t - среднее время существования запаса топлива на базе.

Необходимо так выбрать объем поставки топлива, максимальный уровень его запаса, периодичность снабжения бункерной нефтебазы (пункта заправки), чтобы суммарные расходы R на поставку, хранение и восполнение потерь от дефицита были минимальными:

R = min (с + Эдеф + Эхр), (4.)

Следовательно, R является многопараметрической функцией, величина которой зависит от всех перечисленных характеристик:

R = min R (w, j, s, с, р), (5)

где w - интенсивность потока требований на топливо;

j - интенсивность поставок топлива на базу.

3. Показатели эффективности использования производственных ресурсов

Показатели эффективности производства, определяемые соотношением результата и затрат, занимают важное место в совокупности производственных и экономических показателей деятельности речного транспорта.

Для оценки эффективности применяют систему взаимосвязанных показателей, каждый из которых имеет однозначный экономический смысл и дает количественную характеристику определенной стороны эффективности производства. Система показателей эффективности позволяет комплексно оценить уровень и динамику эффективности производства. Она строится по единому для всех отраслей народного хозяйства принципу и включает объединенные по группам показатели: обобщающие; эффективности использования живого труда, основных фондов, оборотных средств, капитальных вложений и материальных ресурсов; экономической эффективности новой техники (отражение экономической эффективности новой техники в плановых и отчетных показателях); эффективности внешнеэкономических связей.

Состав и порядок расчета показателей эффективности, включаемых в отдельные группы, различаются для разных уровней управления и отраслей народного хозяйства в зависимости от их особенностей.

В каждой группе системы показателей эффективности производства содержится несколько характеристик, основной эксплуатационной деятельности.

Обобщающие показатели эффективности производства

Обобщающие показатели эффективности производства определяются исходя из отношения результата производства ко всем используемым в производстве ресурсам или затратам.

В данную группу входят следующие показатели- темпы роста объема транспортной продукции; относительная экономия основных производственных фондов, нормируемых оборотных средств, материальных затрат, фонда оплаты труда; общая рентабельность, себестоимость перевозки.

При разработке показателей эффективности необходимо предусматривать наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров и соответствующие темпы роста объема транспортной продукции.

В условиях самофинансирования важнейшим производственным показателем работы транспортных предприятий является общий объем перевозок (отправление) грузов в тоннах, в соответствии с которым устанавливается и темп роста объема производства.

Повышение эффективности использования какого-либо ресурса позволяет выполнить объем транспортной продукции с меньшими затратами. При этом достигается соответствующая экономия ресурсов или текущих затрат (Rэ):

Rэ = Rо (1а) - R1, (6.)

где Rо, R1 - объем используемых ресурсов или текущих затрат, соответственно в базисном и анализируемом периодах;

Та - темп прироста объема транспортной продукции или работы в анализируемом периоде.

Пример. Фонд оплаты труда работников, занятых на перевозках, составил в базисном году 300 млн. руб., а за 5 лет возрос до 340 млн. руб. Объем транспортной продукции за это время увеличился в 1,15 раза. Следовательно, относительная экономия фонда оплаты труда 300·1,15 - 340 =5 млн. руб.

Показатели относительной экономии важнейших видов ресурсов и текущих затрат имеют большое значение при обосновании плановых заданий по повышению эффективности их использования, планированию и оценке результатов внедрения новой техники, ее влияния на эффективность, поэтому они включены в систему показателей эффективности производства.

В качестве одного из обобщающих показателей эффективности применяют общую рентабельность - отношение суммы балансовой прибыли от производственной деятельности к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Рентабельность увязывает эффект (разницу результатов и затрат) с наличными ресурсами основных фондов и оборотных средств. Рост рентабельности должен обеспечиваться прежде всего за счет снижения себестоимости, увеличения объема продукции, уменьшения ее фондоёмкости.

Совокупная эффективность текущих затрат характеризуется показателем себестоимости продукции, определяемой делением эксплуатационных расходов на объем продукции (транспортной работы). В себестоимости продукции как обобщающем показателе эффективности работы транспортных предприятий находят конкретное выражение степень использования трудовых и материальных ресурсов, уровень хозяйствования, совершенствование техники, организации производства и труда, повышение качества транспортного обслуживания в народном хозяйстве.

Снижение себестоимости является объективной необходимостью, закономерностью эффективного производства. В этом выражается закон экономии времени. Экономия общественного труда, которая является важным источником роста объема производства, национального дохода, прибыли, увеличения накоплений для расширенного воспроизводства, создает необходимые условия для снижения цен, роста благосостояния населения, решения важных социальных задач.

Показатели эффективности использования трудовых ресурсов (живого труда)

В эту группу входят следующие характеристики эффективности: производительность труда и темпы ее роста, доля прироста транспортной продукции (работы) за счет повышения производительности труда, относительная экономия среднегодовой численности работников (в сравнении с условиями базисного года).

В условиях интенсификации производства повышение производительности труда является главным фактором экономического роста.

Увеличение объемов производства, как известно, может достигаться либо за счет привлечения дополнительного числа работников, либо повышения производительности труда. В первом случае реализуются экстенсивные факторы роста производства, во втором - интенсивные. Любой период развития экономики связан с одновременным действием обоих факторов роста производства, однако значение и роль интенсивных факторов постоянно повышаются. В условиях практически полного вовлечения трудоспособного населения в процесс производства рост производительности труда является основным, а в некоторых отраслях и единственным источником увеличения объема производства.

При современных масштабах деятельности транспорта повышение производительности труда, например, на перевозках только на 1 % позволяет освоить дополнительный грузооборот в объеме 2,7 млрд. т-км; 25 лет назад эта цифра составляла примерно 1 млрд. т-км.

Для оценки значения интенсивности использования трудовых ресурсов в увеличении объема транспортной работы рассчитывают долю прироста dп продукции, полученной за счет повышения производительности труда, а также относительную экономию работников, занятых на перевозках. Первый из этих показателей:

dп = (1 - Тч / Та) 100%, (7)

где Тч - темп прироста численности работников, занятых на перевозках.

Показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений

В эту группу характеристик эффективности входят следующие показатели: фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств, показатели эффективности капитальных вложений.

Фондоотдача - показатель эффективности использования основных производственных фондов (Ф), определяемый делением объема транспортной продукции (Qi) или работы на среднегодовую стоимость основных производственных фондов (ОФ).

Ф = Qi / ОФ (8.)

В практической работе может быть использована обратная ей величина - фондоемкость, характеризующая стоимость основных производственных фондов, приходящуюся на единицу транспортной продукции или работы.

Рациональное использование основных фондов позволяет увеличить объем продукции или выполненных работ без вовлечения дополнительных средств труда и затрат капитальных вложений и, таким образом, приводит к увеличению фондоотдачи, росту производительности труда и снижению себестоимости продукции. Напротив, ухудшение показателя фондоотдачи вынуждает общество затрачивать относительно большую часть средств накоплений на каждую единицу прироста продукции. В этом случае для того, чтобы только поддержать сложившиеся темпы прироста производства, необходимо наращивать долю фонда накопления. В условиях интенсификации высокие темпы роста производства обеспечиваются при той же или меньшей норме производственного накопления.

Повышение эффективности использования основных производственных фондов особенно важно для транспорта, так как он является одной из наиболее фондоёмких отраслей народного хозяйства. Уровень фондоотдачи определяется множеством факторов, которые объединяются в две группы, отражающие соответственно сферы создания основных производственных фондов и их эксплуатации. Факторы первой группы связаны с капитальным строительством и определяют технико-эксплуатационные параметры и строительную стоимость вновь вводимых основных фондов. Факторы второй группы определяют степень экстенсивного и интенсивного использования средств труда, уровень организации производства и труда.

Повышение эффективности работы транспорта во многом определяется рациональным, экономным использованием оборотных средств, которые характеризуются оборачиваемостью оборотных средств: числом оборотов, определяемых делением доходов на среднегодовую стоимость нормируемых оборотных средств; продолжительностью одного оборота (оборачиваемостью), рассчитываемой делением числа календарных дней в году на число оборотов: уровнем затрат оборотных средств на единицу доходов.

Особое место в системе показателей эффективности производства занимают характеристики эффективности капитальных вложений, которые непосредственно отражаются в уровне и динамике фондоотдачи и рентабельности в виде стоимости уже созданных основных фондов, а также показателе себестоимости продукции, где они представлены амортизационными отчислениями на реновацию. Однако в отличие от рассмотренных показателей, оценивающих эффективность текущей производственной деятельности, эффективность капитальных вложений - один из важнейших показателей, характеризующих процесс расширенного воспроизводства.

.Уровень и динамика эффективности капитальных вложений в значительной степени определяют соотношение между фондами накопления и потребления в национальном доходе, темпы экономического роста и повышения благосостояния народа. В связи с этим показатели эффективности капитальных вложений нормируются как в целом по народному хозяйству, так и для его отраслей.

В систему показателей эффективности на транспорте включена общая эффективность капитальных вложений как отношение прироста прибыли к вызвавшим этот прирост капитальным вложениям. Значение этого показателя не должно быть менее нормативного, установленного для транспорта. Широко при-меняют также срок окупаемости капитальных вложений, который исчисляется посредством отнесения капитальных вложений к сумме прироста полученной благодаря им прибыли. При расчете этих показателей необходимо учитывать лаг между капитальными вложениями и полученным эффектом.

В оценке фактической и плановой эффективности капитальных вложений в транспортный флот рекомендуется принимать значение полного лага (лаг строительства и лаг освоения) в размере двух лет. При оценке эффективности использования капитальных вложений применяют также показатель удельных капиталовложений, характеризующий затраты в расчете на единицу транспортной продукции или работы.

Показатели эффективности использования материальных ресурсов

В эту группу показателей входят материалоемкость продукции, рассчитываемая как отношение общей суммы материальных затрат (без амортизации) к объему транспортной продукции или работы, а также частные показатели использования видов материальных ресурсов, которые могут быть определены и в натуральном, и в стоимостном измерении. Например, важным показателем эффективности использования материальных ресурсов является энергоемкость перевозок, равная отношению годовых затрат топливно-энергетических ресурсов в тоннах условного топлива к объему транспортной продукции.

Показатели удельной материалоемкости в натуральном измерении применяют при нормировании и контроле расходования материальных ресурсов, установлении потребности в отдельных видах топлива и материалов.

Показатели эффективности использования новой техники

В рассматриваемой группе характеристик эффективности рассчитывают основные показатели, с помощью которых оценивают влияние новой техники на эффективность производства (отражение экономической эффективности новой техники в плановых и отчетных показателях): рост производительности труда, относительное высвобождение численности работающих, относительная экономия фонда заработной платы и материальных ресурсов, прирост прибыли (экономия от снижения себестоимости).

Показатели эффективности внешнеэкономической деятельности

Для транспорта, работающих в заграничном сообщении, определяются показатели валютной эффективности. Они рассчитываются на основе чистого валютного дохода (ЧВД), равного разнице между доходами Дин и расходами Эин в иностранной валюте:

ЧВД = Дин - Эин. (9.)

Отношение чистого валютного дохода к затратам на заграничные перевозки в российской валюте (в основном это заработная плата плавающего состава, амортизационные отчисления, расходы на текущий ремонт, большая часть затрат на топливо и др. Эр) называется валютной эффективностью:

Вэф = ЧВД/Эр (10)

Чем выше валютная эффективность, тем лучше работает транспортное предприятие в заграничном сообщении. Особенности заграничных перевозок на транспорте касаются как самой сущности, так и формирования экономических показателей этого вида перевозок. По экономической природе перевозки грузов в заграничном сообщении представляют собой экспорт транспортных услуг; перевозки грузов иностранных фрахтователей являются явно выраженным экспортом транспортных услуг. Но и при перевозке внешнеторговых грузов России также имеют место экспортные операции, поскольку при этом устраняется необходимость фрахтования иностранных судов и увеличиваются доходы страны в иностранной валюте, укрепляется платежный баланс страны.

Показатель, обратный валютной эффективности, называется себестоимостью Счвд рубля чистого валютного дохода:

Счвд = Эр / ЧВД (11.)

.1 Взаимосвязь показателей эффективности использования ресурсов

Система показателей эффективности производства представляет собой комплекс согласованных и взаимоувязанных показателей. Ведущие показатели эффективности - производительность труда, фондоотдача, материалоемкость характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов. Показатель себестоимости продукции - обобщающий. Прочие показатели эффективности, входящие в систему, тесно связаны с ведущими, и предназначены для более глубокого анализа и обоснования уровня и динамики себестоимости. Часть их (например, эффективность капитальных вложений и новой техники) определяет изменение ведущих показателей и служит для характеристики путей и специфических факторов повышения эффективности. Так, капитальные вложения, в том числе на капитальное строительство, техническое перевооружение производства и внедрение новой техники, являются материальной основой увеличения фондовооруженности труда, роста его производительности. Создание и внедрение новой ресурсосберегающей техники и технологии обеспечивает, наряду с ростом производительности труда, улучшение показателей использования основных производственных фондов и материальных ресурсов - фондоотдачи и материалоемкости.

Другая часть показателей (относительная экономия ресурсов, доля прироста продукции, полученная за счет роста производительности труда) позволяет глубже оценить результаты изменения ведущих показателей и определить на этой основе роль интенсивных факторов в развитии производства. Так, относительная экономия какого-либо ресурса тем больше, чем выше темпы улучшения эффективности его использования. Взаимосвязь относительной экономии i-го вида ресурсов Ri с динамикой ведущих показателей эффективности их использования может быть выражена как:

Ri =Ro(1а) [1-1/(1эi)], (12)

где Тэi - темп прироста показателя эффективности использования i-го ресурса, исчисленного в виде ресурсоотдачи (темпа прироста производительности труда, фондо- и материалоотдачи).

Пример. Численность работников, занятых на перевозках, в базисном году составила 10 тыс. чел., объем транспортной продукции или работы за пятилетие возрос на 20% (Та=0,2). Тогда, при росте производительности труда на 15% (Тэi =0,15) относительное высвобождение работников составит 1565 чел., а при росте производительности труда на 19% (Тэi = 0,19) оно достигнет 1920 чел.

Роль интенсивных факторов в увеличении объема транспортной работы характеризуется также показателем доли прироста продукции за счет роста производительности труда. Аналогичные показатели могут быть рассчитаны не только для трудовых, но и других видов производственных ресурсов - основных производственных фондов и материальных затрат.

В общем виде доля прироста продукции вследствие повышения эффективности использования отдельного вида ресурсов:

dpi = (1 - Тpi / Та)100%, (13.)

где Трi, - темп прироста затрат i-го вида ресурсов.

Этот показатель функционально связан с темпом прироста эффективности использования соответствующего вида ресурсов Тэi - производительности труда, фондо- и материалоотдачи:

dpi = [ (1 + 1/ Та) / (1 + 1/ Тэi)] х 100% (14)

Чем выше темп прироста, тем меньше потребность в дополнительном привлечении данного ресурса для обеспечения заданного роста производства и тем выше доля прироста продукции за счет повышения эффективности использования этого ресурса.

Для того чтобы оценить роль различных видов ресурсов в отдельные периоды развития экономики в повышении эффективности производства, можно свести затраты ресурсов всех видов к одному измерителю, например затратам живого труда (численности работников). Для этого находят производительность общественного труда, равную отношению национального дохода к численности занятых в материальном производстве. Затем с помощью этого показателя выражают все ресурсы через численность работников и определяют суммарные затраты производственных ресурсов, а затем соответственно и сводную эффективность.

Решение

Выразим затраты основных производственных фондов (ОПФ) и оборотных фондов через затраты живого труда:

основные производственные фонды - 30·10 : 5000 = 6000 чел.;

оборотные фонды - 3·10 : 5000 = 600 чел.

Тогда суммарные затраты ресурсов в трудовой оценке составят: 200 + 6000 + 600 = 6800 чел.

Сводная эффективность производства (в трудовой оценке) составит:

Эф = 1000·103: 6800= 147 руб./чел.

Как правило, такие показатели используются для расчета динамики эффективности и определения роста объема производства за счет совокупного улучшения использования производственных ресурсов.

Пути и резервы повышения эффективности использования ресурсов можно сгруппировать по трем основным направлениям. Прежде всего, это меры по мобилизации организационно-экономических и социальных резервов и возможностей, связанных с улучшением использования наличных ресурсов и имеющегося производственного потенциала.

Эффект от реализации организационно-экономических и социальных резервов не требует крупных капитальных вложений и может быть получен в кратчайший срок. Однако эти резервы ограничены.

Более глубокие возможности повышения эффективности производства связаны с научно-техническим прогрессом - основным стратегическим направлением комплексного улучшения использования всех видов ресурсов, качественного преобразования производительных сил страны. Ускорение НТП рассматривается как главное направление экономической стратегии, основной рычаг интенсификации народного хозяйства и повышения его эффективности.

Необходимым условием, предпосылкой ускорения НТП и реализации организационно-экономических и социальных резервов является совершенствование хозяйственного механизма.

4. Трудовые ресурсы транспорта и эффективность их использования

Трудовые ресурсы - это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.

Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) - это совокупность работников, входящих в его списочный состав.

В мировой практике чаще всего используется классификация, при которой работники делятся на менеджеров и исполнителей. Менеджеры - это организаторы производства различных уровней.

Все работники предприятия транспорта подразделяются на две основные группы:

персонал, занятый производством и его обслуживанием;

персонал, занятый в основном в социальной сфере деятельности предприятия.

По характеру выполняемых функций производственный персонал подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

Рабочие - это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), перевозкой, переработкой груза, ремонтом и др. К ним также относятся уборщицы, дворники, гардеробщики, охранники.

В зависимости от характера участия в производственном процессе рабочие, в свою очередь, делятся на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс).

Руководители - работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители.

Специалисты - работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. К ним относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, техники и др.

Технические исполнители (служащие) - работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, чертежники, копировщицы, архивариусы, агенты и др.).

Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия.

.1 Производительность труда и пути ее повышения

Под производительностью труда понимают эффективность, плодотворность конкретного труда человека, направленного на создание благ и услуг.

В процессе производства участвуют два вида труда: живой, т. е. труд, затрачиваемый работниками в процессе производства продукта, и прошлый (овеществленный) труд, который был затрачен на прежних стадиях общественного производства и используется для производства продукта в настоящее время (это - частично здания, сооружения, оборудование; полностью - сырье, топливо, энергия, материалы).

По мере развития производительных сил живой труд приводит в движение все большую массу овеществленного труда. Повышение производительности труда заключается именно в том, что доля живого труда уменьшается, а доля прошлого труда увеличивается, но увеличивается так, что общая сумма труда, заключающаяся в товаре, уменьшается; что, следовательно, количество живого труда уменьшается больше, чем увеличивается количество прошлого труда.

Измеряемая как отношение результатов производства к затратам, производительность труда в широком смысле слова должна отражать затраты живого и овеществленного труда. Однако в системе показателей эффективности производства степень использования прошлого труда (основных производственных фондов и материальных ресурсов) характеризуется показателями - фондоотачей (фондоемкостью) и материалоемкостью производства. Поэтому для определения эффективности использования трудовых ресурсов, деятельности человека в практике хозяйствования применяется показатель производительности только живого труда. Производительность труда рассчитывают на всех уровнях управления: отраслевом, на уровне предприятия и на каждом рабочем месте.

В целом по народному хозяйству определяют производительность общественного труда. На остальных уровнях производительность труда может быть представлена в двух видах: как трудоемкость производства продукции и как выработка.

Трудоемкость характеризует затраты рабочего времени на производство единицы продукции. Различают нормативную, плановую и фактическую трудоемкость.

Нормативная показывает затраты труда, рассчитанные по действующим техническим нормам времени в нормо-часах на единицу продукции. Плановая трудоемкость - это плановые затраты времени (в чел.-ч) на единицу продукции. Фактическая трудоемкость отражает действительные затраты рабочего времени на единицу продукции.

В зависимости от состава учитываемых работников трудоемкость может быть технологической, производственной и полной. Технологическая трудоемкость показывает затраты труда основных рабочих, обслуживающих данный технологический процесс производственная - соответственно затраты труда производственных, рабочих, включая вспомогательных; полная трудоемкость рассчитывается с учетом затрат всего персонала предприятия.

Выработка характеризует количество продукции, произведенной работником в единицу времени. Она рассчитывается на 1 чел.-ч, 1 чел.-день (чел.-смену), на одного среднесписочного работника в год, квартал, месяц. Наиболее правильно отражает производительность труда выработка, рассчитанная на 1 чел.-ч, так как последний служит достаточно точным измерителем рабочего времени и не учитывает имеющиеся в течение дня простои и потери рабочего времени (хотя и не учитывает интенсивность труда). Выработка за 1 чел.-день отражает время не только работы, но и внутрисменные простои, сверхурочные работы, сокращенный рабочий день. Выработка среднесписочного работника показывает степень использования рабочего времени в течение месяца, квартала, года, учитывая тем самым целодневные простои рабочего времени.

Существуют три метода измерения выработки: трудовой, натуральный и стоимостной. Первый метод используется для измерения выработки отдельных рабочих, бригад, экипажей судов. Он охватывает только производственных рабочих. Выработка при этом определяется в нормо-часах, выполненных одним рабочим (бригадой, экипажем судна) за определенный период времени. Исчисленная в трудовом измерении выработка не может быть использована для сравнения производительности труда по разным предприятиям, пароходствам, так как существенно различаются сами нормы выработки и при расчете не учитывается весь контингент работающих.

Выработка в натуральных единицах исчисления конкретной продукции на одного среднесписочного работника. Это наглядный и простой метод измерения выработки. Однако его применение ограничено, так как он достоверен лишь при выпуске однородной продукции в одинаковых условиях производства.

До последнего времени этот метод использовался для измерения производительности труда на перевозках в (тонно-километрах на человека в год) и перегрузочных работах (в тоннах на человека в год). С переходом на определение показателей по основной эксплуатационной деятельности использование натурального метода расчета выработки осталось лишь в проектной и аналитической работе, когда сравниваются по вариантам производительность труда при доставке грузов на определенном маршруте, в заданных типах транспортных средств, при установленной схеме механизации перегрузочных работ и др.

Наиболее универсальным является стоимостный метод определения выработки в рублях продукции (услуг, работ) на одного среднесписочного работника. Этот метод обеспечивает сопоставимость производительности труда по транспортным предприятиям, видам деятельности и работ.

Однако в промышленности выработка в стоимостном выражении во многом зависит от показателей, характеризующих результат производства. При всех различиях на определение валовой, товарной и реализованной продукции влияют материалоемкость производства, цены на сырье и материалы, стоимость контрагентских поставок, что искажает уровень и динамику производительности труда работников данного предприятия. Более точно отражает это объем нормативно-чистой и чистой продукции. В основной эксплуатационной деятельности влияние материальных затрат на стоимостный показатель выработки не так велико, так как в составе затрат здесь отсутствуют сырье и основные материалы.

На транспорте производительность труда определяется по видам деятельности:

по основной эксплуатационной (с выделением перевозок и перегрузочных работ) в рублях доходов на одного среднесписочного работника этой сферы деятельности;

в промышленности - в рублях произведенной продукции на одного среднесписочного работника промышленно-производственного персонала;

в путевом хозяйстве - как отношение объема путевых работ в сметных ценах к среднесписочному контингенту.

Предприятия транспорта определяют в плановом периоде темпы роста производительности труда по видам деятельности путем оценки влияния следующих групп факторов: повышение технического уровня производства; совершенствование управления, организации производства и труда; изменение объема и структуры производства и др.

К факторам первой группы относят внедрение новой техники, технологии, механизации и автоматизации, а также совершенствование применяемой техники.

На транспортных средствах - это изменение состава, повышение средней мощности, грузоподъемности, автоматизация и механизация процессов перевозки продукции, дальнейшее распространение передовой технологии перевозок массовых грузов в большегрузных контейнерах, развитие передовых методов организации интермодальных и мультимодальных перевозок грузов и др.

В области путевого хозяйства сюда включают транспортное освоение новых водохранилищ и межбассейновых соединений, освоение новых судопропускных устройств, дальнейшее улучшение судоходных условий на магистральных и малых реках.

В портовом хозяйстве речь идет о внедрении и освоении новых перегрузочных комплексов, новых типов перегрузочных машин, новых технологических процессов в портах, пополнении парка перегрузочных машин оборудованием повышенной грузоподъемности и производительности, внедрении комплексной механизации перегрузки грузов и др.

В транспортной промышленной деятельности - это внедрение и освоение новой техники и технологии производства судоремонта и судостроения, механизация и автоматизация производственных процессов.

Факторы второй группы, определяющие уровень и динамику производительности труда, отражают совершенствование организации производства и труда во всех звеньях транспорта. Организация согласованной работа смежных видов транспорта, создание действенной системы комплексного обслуживания транспортных средств, расширение сферы научного нормирования, распространению его на все категории рабочих и служащих, внедрение технически обоснованных норм, материальное и моральное стимулирование, совершенствование оплаты труда, внедрение прогрессивной технологии и др.

К, факторам третьей группы, формирующим уровень производительности труда, можно отнести: увеличение объема перевозок и изменение их структуры (номенклатуры) продукции и работ; на перевозках - улучшение загрузки транспортных средств путем привлечения дополнительных грузопотоков в менее загруженном направлении; освоение грузопотоков дальнепробежных грузов; увеличение перевозок грузов в заграничном сообщеии и др.

Влияние выделенных факторов на изменение производительности труда оценивается с помощью технико-экономических показателей, определяющих производительность труда по видам деятельности.

Так, на перевозках производительность труда определится:

Ппер = Рвал · Тф (1+Кб)d, (15)

где Рвал - валовая производительность транспортного средства на единицу мощности или грузоподъемности в единицу времени, т-км;

Тф - техническая оснащенность труда, показывающая, сколько сило- или тоннаже-суток приходится на одного работника транспортного средства за период эксплуатации;

Кб - коэффициент, учитывающий долю численности береговых работников, относимых на перевозки, в общей численности занятых на перевозках;

d - средняя доходная ставка, руб. (коп) на 1 т-км.

По перегрузочным работам производительность труда

Ппрр = Пм · Тпрр (1+ Кпрр)dпрр, (16)

где Пм - производительность перегрузочных машин за 1 машино-ч работы, т;

Тпрр - техническая оснащенность труда портовых рабочих, показывающая, сколько машино-часов работы приходится на одного портового рабочего за год;

Кпрр - коэффициент, учитывающий долю прочего персонала, относимого на перегрузочные работы, в общей численности работников этого вида деятельности;

dпрр - средняя доходная ставка за перегрузку 1 т груза, руб.

С помощью перечисленных технико-экономических показателей определяют относительную экономию численности работников за счет каждого из факторов (∆Чi). Затем подсчитывают: суммарную экономию численности работников

Чi = ∑Чi ;

темпы прироста производительности труда(tп), %

п = Чi / Ч + Чi,, (17)


Ч = Чб(100 + tа) / 100, (18)

где Чб - базисная численность работников, чел;

tа - темп прироста объема продукции, %;

плановую численность работников

Чпл. = Чб(100 + tа) / 100 + Чi = Чi / tп ·100 (19)

плановую производительность труда

Ппл. = Апл. / Чпл. (20)

В заключение по нижеприведенной формуле устанавливают долю прироста продукции, полученной за счет роста производительности труда.

Dп = (1 - tп / tа) ·100% (21)

При планировании производительности труда учитывается необходимость опережения темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы. Это соотношение расширенного воспроизводства связано с необходимостью создания накоплений для развития и совершенствования экономики, содержания непроизводственной сферы, увеличения выплат и льгот из общественных фондов потребления и осуществления других общегосударственных мероприятий.

Опережение темпов роста производительности труда над темпами повышения его оплаты обеспечивает снижение заработной платы на единицу продукции и соответственно себестоимости продукции.

Таким образом, реализация требований закона опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы сопряжена с двумя противоположными тенденциями в оплате труда: в расчете на единицу продукции оплата падает, снижая себестоимость, а на единицу времени одного работника - повышается. Это и обеспечивает рост накопления одновременно с повышением уровня оплаты и материального благосостояния трудящихся.

Эффективность использования такого регулятора на практике определяется методом расчета производительности труда и нормативного соотношения между темпами роста оплаты и производительности труда.

Использование для расчета производительности труда любых валовых показателей (включая выручку от реализации продукции) не дает возможности учесть в динамике показателя производительности труда экономию материальных затрат. Соответственно эта экономия находит слабое отражение в динамике средств на оплату труда и практически не стимулируется.

Для этой цели используется показатель чистой продукции, которая характеризует вновь созданную стоимость, если продукция реализуется по рыночным ценам.

Показатель - чистой продукции (Р) включает в себя, помимо заработной платы с начислениями и прибылью, также сумму амортизационных отчислений основных средств, то есть часть прошлого труда.

Р = З + Пр + А, (22)

где З - заработной платы с начислениями;

Пр - прибыль предприятия;

А - сумма амортизации.

Преимущество этого показателя в том, что он сопоставим, так как не зависит от материалоемкости производства, исключается деление выпускаемой продукции на "выгодную" и "невыгодную". Кроме того, устраняет влияние на показатель производительности труда объема кооперированных поставок, а также повторный счет продукции.

Соотношение между темпами роста оплаты и производительности труда определяется на основе пропорций расширенного воспроизводства. При этом величина соотношения должна быть достаточно высока, а в отдельных случаях приближаться к единице. Это свидетельствует о том, что доля накопления в валовом доходе предприятия и национальном доходе страны является постоянной. Если же величина соотношения существенно меньше единицы, то доля накопления возрастает.

Для развитого производства это означает экстенсивный путь развития, когда накопление осуществляется ради накопления, производство - ради производства. Интенсивное развитие экономики характеризуется снижением доли производственного накопления и соответственно повышением этого соотношения.

В экономике величина фонда оплаты труда образует основную часть платежеспособного спроса населения, которая объективно сопоставляется с товарной массой и объемом платных услуг. Когда между ними имеется равновесие, экономика работает устойчиво. Когда денежная масса увеличивается без соответствующего роста товарной массы, возникает инфляция и одна из форм ее проявления - дефицит. Практика показала, что ограничитель в виде нормативного соотношения между темпами роста оплаты и производительности труда в условиях разбалансированного рынка не способен устранить более быстрый рост индивидуальных доходов.

Для более глубокого обоснования планов повышения производительности труда на всех стадиях планирования определяют фондовооруженность труда. При этом предусматривается опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста фондовооруженности работников с учетом непрерывного роста технического уровня основных фондов, повышения производительности труда в результате улучшения организации производства и труда, повышения квалификации работников, развития специализации и кооперирования, укрепления трудовой дисциплины.

Литература

. Акмаева, Р.И. Экономика организаций (предприятий): Учебное пособие / Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова. - Рн/Д: Феникс, 2009. - 494 c.

. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. - М.: Дашков и К, 2013. - 292 c.

. Арсенова, Е.В. Экономика организации (предприятия): Учебник / Е.В. Арсенова, И.В. Корнеева; Под ред. Н.А. Сафронов. - М.: Магистр, 2011. - 687 c.

. Веретенникова, И.И. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие для бакалавров / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова; Под ред. И.В. Сергеев. - М.: Юрайт, 2013. - 671 c.

. Гелета, И.В. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / И.В. Гелета, Е.С. Калинская, А.А. Кофанов. - М.: Магистр, 2011. - 303 c.

. Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. - М.: КноРус, 2010. - 416 c.

. Иванов, Г.Г. Экономика организации (торговля): Учебник / Г.Г. Иванов. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 352 c.

. Кнышова, Е.Н. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.

. Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / В.В. Коршунов. - М.: Юрайт, 2013. - 433 c.

. Лопарева, А.М. Экономика организации (предприятия): Учебно-методический комплекс / А.М. Лопарева. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.

. Любушин, Н.П. Экономика организации: Учебник / Н.П. Любушин. - М.: КноРус, 2011. - 304 c.

. Раздорожный, А.А. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / А.А. Раздорожный. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2010. - 95 c.

. Растова, Ю.И. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. - М.: КноРус, 2013. - 280 c.

. Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник для ср. спец. учебных заведений / Н.А. Сафронов. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.

. Чечевицына, Л.Н. Экономика организации: Учебное пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 382 c.

Похожие работы на - Материальные ресурсы транспортного производства. Показатели использования. Трудовые ресурсы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!