Организационная структура управления ОАО 'РЖД'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    231,11 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационная структура управления ОАО 'РЖД'

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

Кафедра «Теория организации и управление персоналом»

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Теория организации»

на тему: «Организационная структура управления ОАО «РЖД»

Студента

гр. ГПБ-2-015

А.С. Княжевская

Руководитель

к.э.н., доцент

О.Г. Сорокина


г. Ростов-на-Дону - 2015 г.

Содержание

Введение

. Характеристика внешней и внутренней среды ОАО «РЖД»

2. Организационная структура управления ОАО «РЖД»

. Организационная культура ОАО «РЖД»

. SWOT-анализ ОАО «РЖД»

Заключение

Список использованных источников

Введение

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Цель работы состоит в рассмотрении организационной структуры управления организации ОАО «РЖД».

Задачи работы:

описать характеристику внешней и внутренней среды ОАО «РЖД»;

исследовать организационную структуру управления ОАО «РЖД»;

описать организационную структуру ОАО «РЖД»;

провести SWOT-анализ организации ОАО «РЖД».

Объектом исследования расчетно-графической работы является Открытое Акционерно Общество «Российский железные дороги».

Предметом исследования являются организационные отношения и организационные процессы ОАО «РЖД».

Расчетно-графическая работа включает 4 пункта, 1 рисунка, 3 таблицы, 3 схемы, 5 источников литературы.


1.      Характеристика внешней и внутренней среды ОАО «РЖД»

Миссия динамично развивающейся общенациональной транспортной компании ОАО «РЖД» состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки и качества услуг, за счет:

- увеличения масштаба транспортного бизнеса;

повышения безопасности перевозок;

глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

ОАО «РЖД» обладает обширной ресурсной базой. Несмотря на то, что ОАО «РЖД» на сегодняшний день практически не обладает собственным парком вагонов, но практически вся инфраструктура, локомотивы и т.д. до сих пор находятся под контролем ОАО «РЖД», тем самым, обеспечивая бесперебойность перевозочного процесса.

Технология отражает уровень НТП организации, технологические нововведения влияют на эффективность деятельности организации в целом. За последние десятилетия было проделано множество работы, направлена она на то, чтобы автоматизировать как можно больше рутинных процессов, а также максимально обезопасить движение поездов и сохранность груза. Например, были разработаны такие программы как: ГидУрал, Цитранс, которые позволяют не только отследить местоположение поезда, но и узнать более детальную информацию (скорость, данные машиниста, данные о вагонах). Также было введено множество технических новшеств, как АСКОУ ПВ, это устройство позволяет следить за состоянием вагонов въезжающего или выезжающего поезда на предмет коммерческих неисправностей.

Каждая организация имеет свою собственную среду, окружение, охватывающие большое количество факторов, которые могут так или иначе воздействовать на функционирование как в текущем, так и в перспективном периоде.

К среде делового окружения относятся факторы прямого воздействия, которые влияют на деятельность организации.

Первым фактором прямого воздействия на ОАО «РЖД» являются поставщики:

.        Стратегическим поставщиком ОАО «РЖД» является ОАО «ТВС» (открытое акционерное общество «ТрансВудСервис»), крупнейшая компания на рынке производства деревянных шпал;

.        ЗАО «Трансмашхолдинг» - крупнейший поставщик подвижного состава;

.        ЗЭТА «Контакт» (Завод электротехнической арматуры «Контакт») поставка деталей для контактной сежи ЖД;

.        ЗАО ЭПФ «Судотехнология» поставщик материально-технических ресурсов;

.        Предприятия черной металлургии, топливо-энергетического комплекса, машиностроительные предприятия, угольные комбинаты и т.д..

Втором фактором прямого воздействия на ОАО «РЖД» являются трудовые ресурсы:

В условиях постепенного восстановления объемов перевозок в Компании в течение 2010 года осуществлялся постепенный, дифференцированный переход структурных подразделений на полное рабочее время. По итогам 2010 года Компании удалось выйти на докризисный уровень по применению режимов неполного рабочего времени и удерживать стабильно низкий уровень охвата работников, работающих в условиях снижения нормы рабочего времени. Помимо мероприятий по приведению численности к объемам выполняемых работ, в течение 2010 года продолжена начатая в 2009 году работа по обеспечению рационального использования трудовых ресурсов. В связи с совершенствованием техники, повышением уровня механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов на железных дорогах и филиалах приняты меры по снижению трудозатрат не менее чем на 2% и, в первую очередь, за счет работников, непосредственно не связанных с обеспечением перевозочного процесса и безопасности движения поездов.

Третий фактор прямого воздействия на ОАО «РЖД» являются законы и государственные органы:

Многие законы и государственный учреждения влияют на организацию, т.к. каждая организация имеет правовой статус, что определяет, как она будет вести свои дела и какие налоги должна платить. ОАО «РЖД» ведет свою деятельность в соответствие со своим уставом, правилами и законами РФ.

Четвертым фактором прямого воздействия на ОАО «РЖД» являются потребители, они выступаю как внутренние и внешние потребители:

- внешние потребители ОАО «РЖД» − организации или физические лица, потребляющие конечную услугу или продукцию ОАО «РЖД» (например, грузовладельцы, пассажиры, компании-операторы, компании-владельцы приватного подвижного состава, дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД»);

внутренние потребители ОАО «РЖД» − структурные подразделения ОАО «РЖД» на этапе приемки от смежного структурного подразделения законченного результата промежуточного процесса в цепочке создания конечной услуги или продукции (например, служба перевозок по отношению к службе пути при организации «окон», локомотивная бригада по отношению к бригаде экипировки подвижного состава);

Пятым фактором прямого воздействия на ОАО «РЖД» являются конкуренты:

Серьезную конкуренцию «Российским Железным Дорогам» составит в ближайшие годы компания «Японские Железные Дороги» (JD Group).  «Японская компания только два месяца назад начала работу на российском рынке железных дорог, а уже переманила к себе немало бывших постоянных клиентов ОАО «РЖД», Пассажирам понравились современные японские поезда». Ими создана основная часть железных дорог Японии. И теперь этот опыт японцы намерены применять в России.

К фактором косвенного воздействия относятся: Технологии; Социокультурные факторы; Политические факторы; Экономические факторы. Теперь рассмотрим каждый фактор относительно ОАО «РЖД»:

технологии: на ЖД существует множество передовых технологий, но к сожалению, не реализуются весь потенциал, в силу того, что невозможно технически обеспечить каждую станцию новейшими разработками.

социокультурные факторы: данная организация сейчас очень востребована, т.к. дает возможность своим клиентам попасть или перевести грузов любую точку России за короткое время и по оптимальной цене, но и с максимальной безопасностью. За счет цен, которые соответствуют уровню заработной платы населения, услуги ОАО «РЖД» доступны каждому.

политические факторы: контрольный пакет акций ОАО «РЖД» принадлежит государству, поэтому все политические факторы затрагивают на прямую деятельность компании.

экономические факторы: состояние экономики напрямую влияет на функционирование организации и на покупательскую способность населения. За счет нестабильности экономики с 2014 г цены на ресурсы, предоставляемые для ОАО «РЖД» возросли в двое, что заставила ОАО «РЖД» поднять цены на свои услуги. Дерево целей ОАО «РЖД» представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Дерево целей ОАО «РЖД»1

Таким образом, проанализировав основные факторы, влияющие на развитие компании, можно сделать вывод, что ОАО «РЖД» стремительно развивается и пытается завоевать новые сегменты рынка, кроме того, железная дорога всегда очень тесно связана с государством, в связи с этим можно судить о необходимости грамотного ее развития. Благодаря дереву целей можно понять миссию и стратегию развития предприятия.


Высшим органом управления ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров. Единственным акционером компании является Российская Федерация, от имени которой полномочия осуществляются Правительством РФ.

Правительство РФ единолично принимает решения и оформляет письменно численный и персональный состав Совета директоров ОАО «РЖД».

Правление ОАО «РЖД» осуществляет общее руководство хозяйственной деятельностью Компании. Правление ОАО «РЖД» состоит из председателя Правления Общества- Президента ОАО «РЖД», вице-президентов, руководителей железных дорог, руководителей подразделений аппарата управления Общества и др.

Ревизионная комиссия создана для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ОАО «РЖД». В настоящее время ревизионная комиссия ОАО «РЖД» состоит из 7 человек- чиновников Минэкономразвития России, Росимущества, Минтранса (схема 1). правильно оформить

Схема 1 - Структура управления ОАО «РЖД»1

Схема 2 - Организационная структура ОАО «РЖД»2

Все структуры и подразделения ОАО «РЖД» имеют стандартную линейно-функциональную систему управления. Во главе каждой структуры стоит руководитель, которому подчиняются функциональные руководители, которые стоят во главе отделов. Рассмотрим типовую структуру управления одного из подразделений ОАО «РЖД», а именно Центральную Дирекцию управления движением.

Схема 3 - Структура управления ДУД3

Структура северо-кавказской дирекции управления движением соответствует типовым структурным решениям, установленным Центральной дирекцией управления движением и имеет линейно - функциональную многоуровневую структуру.

Возглавляет Северо-кавказскую дирекцию управления движением начальник дирекции, в подчинении у которого находятся 6 заместителей:

первый заместитель начальника дирекции,

главный инженер,

заместитель начальника дирекции по кадрам и социальным вопросам,

заместитель начальника дирекции по экономике и финансам,

заместитель начальника дирекции - начальник службы движения,

Обязанности между руководителями дирекции распределены в соответствии с приказом «О распределении обязанностей между начальником дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением и его заместителями». Такая система управления позволяет оперативно решать все возникающие задачи стратегического и оперативного характера за счет четкого разделения обязательств.

Существуют основные формулы, которые характеризуют эффективность организации. Рассчитаем парочку из них на примере ОАО «РЖД».

.        Коэффициентэффективности

, где

Рп - конечный результат, Зу - затраты на управление;

2.      Коэффициент территориальной концентрации

, где

Ппрф - количество организаций данного типа в регионе

П - площадь региона, на котором функционируют организации данного типа;


3.      Организационная культура ОАО «РЖД»

В каждой организации есть свои правила и документы, которые регулируют организационную культуру предприятия. Как и все другие организации ОАО «РЖД» обладает своими документами, регламентирующие организационную культуру структурных подразделений.

Организационная культура в ОАО «РЖД» является наследницей культуры Министерства путей сообщений, железнодорожной отрасли народного хозяйства, которая насчитывает более сотни лет своего функционирования. Вместе с тем, новые условия хозяйствования, именно переход к рыночным отношениям потребовал пересмотра ряда документов, сложившихся организационных структур, новых порядков. Все это выразилось в реформировании отрасли, которая проходит очередной свой этап. Поэтому важно выявить основные документы, которые уже определяют организационную культуру, и будут далее оказывать влияние на неё на уровне подразделений, предприятий. Таким документом, прежде всего, является Федеральный закон о железнодорожном транспорте РФ. В нем освещены основные вопросы функционировании железнодорожного транспорта и безопасности. Конечно, далее следует назвать Трудовой кодекс РФ, в котором установлены государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Безусловно, основополагающим документом является Устав ОАО «РЖД». Для нашего предприятия это один из основных документов, который регулирует отношения, возникающие между перевозчиками и пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями и другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами ж.д. /транспорта, определят основные условия организации и осуществлении перевозок грузов, багажа и т.д.

На местном региональном уровне весьма важен Коллективный договор НОД-2 - филиала ОАО «РЖД». Условия коллективного договора направлены на обеспечение стабильной работы дороги, удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках, создание социально-экономических условий для производительного труда, повышение жизненного уровня и социальной защищенности работников на дороге в период формирования и становления структурной реформы железнодорожного транспорта.

Сторонами, заключившими между собой договор, от работников является Дорожная профсоюзная организация, от работодателей - начальник Новосибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Кроме того, на организационную культуру предприятия, несомненно, оказывают влияние ряд распорядительных документов. Перечислим основные: Распоряжение о порядке внесения изменений в согласованные ОАО «РЖД» заявки на перевозку грузов в контейнерах; Распоряжение об утверждении ставок арендной платы за пользование грузовыми вагонами ОАО «РЖД»; Распоряжение о порядке разработки, утверждения и согласования схем размещения и крепления грузов, перевозимых ОАО «РЖД». Особо выделим Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Р.Ф. и Положение об оплате труда работников структурных подразделений ОАО «РЖД». Оно направлено на: осуществление скоординированной единой политики, принятой ОАО «РЖД», в области организации оплаты труда; реализацию принципа равной оплаты за равный труд; стимулирование вклада каждого работника в повышение результативности работы дороги; повышение значимости заработной платы в обеспечении социальной защищенности работников.

Важнейшим документом, регламентирующим трудовую деятельность, подразделения являются Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на дорожной профсоюзной конференции, регулируют трудовые отношения внутри дороги и на каждом отдельном предприятии, учреждении, организации. Они соответствуют действующему Трудовому Кодексу Российской федерации. Правила внутреннего трудового распорядка обязательны для всех работающих на дороге.

Кроме того, на предприятии разработаны и действуют и другие документы: Назовем некоторые из них. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха; - Положение о премировании, которое введено в целях повышения материальной заинтересованности руководителей, специалистов, служащих в улучшении эффективности работы дистанции, производительности и качества труда.

Особое место занимает документ ОАО «РЖД» «Функциональная стратегия развития кадрового потенциала», обсужденный в апреле 2006 г. В нем в качестве целевой задачи системы управления персоналом, указано развитие корпоративной культуры. Кроме того, спланированы и конкретные меры, в частности

) провести сравнительный анализ корпоративной культуры ОАО «РЖД» и ведущих зарубежных железнодорожных компаний;

) выявление функциональной роли культуры в конкурентной среде,

) коррекция на этой базе стратегических направлений культурного развития Компании, и ее персонала.

Таким образом, формирование организационной культуры происходило и происходит на основании ряда документальных источников, разработанных МПС РФ и его преемницей ОАО «РЖД», во исполнение которых разработаны документы на предприятиях.

4.      SWOT-анализ ОАО «РЖД»

Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT-анализ.

Проводить SWOT-анализ мы будем на основе предприятия ОАО «РЖД». Первый этап позволит нам определить, каковы сильные и слабые стороны предприятия. Для этого составим перечень параметров, по которому будет оценено предприятие и по каждому параметру определим, что является сильной, а что - слабой стороной. Представим первый это в Таблице 1.

Талица 1- Определение сильных и слабых сторон ОАО «РЖД»1

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

 1.Организация

Профессиональный кадровый ресурс

Недостатки технического обучения;



Сложность управления: многочисленность кадров и отсутствие единой политики

2.Производство

Применение новых технологий

Быстрая изношенность транспортной инфраструктуры

3. Финансы

Стабильное финансовое положение



Вторым шагом SWOT-анализа является оценка рынка. За основу при оценке рыночных возможностей и угроз может принят список параметров в Таблице 2.

Этот этап позволяет оценить ситуацию вне деятельности предприятия и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться. За основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно взять такие параметры как: факторы спроса, факторы конкуренции, факторы сбыта, экономические факторы, политические и правовые факторы, научно-технические факторы, социально-демографические факторы, социально-культурные факторы, природные и экологические факторы. На основании вышеизложенного заполняем таблицу 2.

Таблица 2 - Определение рыночных возможностей и угроз организации2

Параметры оценки

Возможности

Угрозы

1. Конкуренция


Увеличение на рынке компаний, оказывающих транспортные услуги

2. Сбыт

Развитие партнерских отношений с компаниями перевозчиков грузов


3. Спрос


5. Экономические факторы


Изменение структуры налоговых тарифов в отношении транспортных услуг;



Возрастание экономических рынков в условиях кризиса


На основе имеющихся данных таблиц 1 и 2, а также экспертных оценок специалистов в области транспортных услуг (директор организации, агроном, бухгалтер), составим сводную Таблицу 3.

Таблица 3 - SWOT-анализ ОАО «РЖД»3

Возможности

Угрозы

Сильные стороны


Рост рынка транспортных услуг

Развитие партнерских отношений с компаниями перевозчиками грузов

Общий балл

Увеличение на рынке компаний, оказывающие транспортные услуги

Изменение структуры налоговых тарифов в отношении транспортных услуг

Возрастание экономических рисков в условиях кризиса

Общий балл


Стабильное финансовое положение

 5

 5

 10

 5

 3

 0

 8


Профессиональный кадровый ресурс

 3

 3

 6

 4

 0

 0

 4


Применение  новых  технологий

 5

 5

 10

 5

 3

 5

 13


Общий балл

 13

 13

 26

 14

 6

 5

 25

Слабые стороны

Недостатки технического обучения

 2

 0

 2

 1

 0

 0

 1


Быстрая изношенность транспортной инфраструктуры

 3

 0

 3

 3

 2

 1

 6


Сложность управления: многочисленность кадров и отсутствие единой политики

 3

 3

 6

 0

 3

 8


Общий балл

8

3

11

4

5

6

15


Таким образом, на основании вышеизложенных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз ОАО «РЖД» можно сделать следующий вывод. Опираясь на сильные стороны, можно начать улучшать предоставляемые услуги за счет применения новых технологий, и увеличивать за счет этого продажи транспортных услуг. А существующие угрозы можно нейтрализовать за счет разработки постоянной экономической политики и поглощения рынка, за счет предоставления своих улучшенных услуг.

Заключение

управление рыночный организационный потребитель

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод о том, что ОАО «РЖД» стремительно развивается и пытается завоевать новые сегменты рынка. Кроме того, железная дорога всегда очень тесно связана с государством, и в связи с этим можно судить о необходимости грамотного ее развития. Опираясь на характеристику внешней и внутренней среды можно ознакомиться с ресурсами ОАО «РЖД», с его технологиями, с факторами деловой среды, а именно: с поставщиками, трудовыми ресурсам, с законами и государственными органами ОАО «РЖД», с потребителями и конкурентами; узнать какие факторы косвенного воздействия влияют на деятельность ОАО «РЖД». А благодаря дереву целей можно с точностью понять миссию и стратегию развития предприятия.

Что касается организационной структуры управления, то рассмотрев ее на одном из подразделений ОАО «РЖД», а именно «Центральную Дирекцию управления движением». Структура северо-кавказской дирекции управления движением соответствует типовым структурным решениям, установленным Центральной дирекцией управления движением и имеет линейно - функциональную многоуровневую структуру. Возглавляет Северо-кавказскую дирекцию управления движением начальник дирекции, в подчинении у которого находятся 6 заместителей: первый заместитель начальника дирекции, главный инженер, заместитель начальника дирекции по кадрам и социальным вопросам, заместитель начальника дирекции по экономике и финансам, заместитель начальника дирекции - начальник службы движения. Обязанности между руководителями дирекции распределены в соответствии с приказом «О распределении обязанностей между начальником дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением и его заместителями». Такая система управления позволяет оперативно решать все возникающие задачи стратегического и оперативного характера за счет четкого разделения обязательств.

Формирование организационной культуры происходило и происходит на основании ряда документальных источников.

Также, в работе был выполнен SWOT- анализ ОАО «РЖД», а котором описаны сильные и слабые стороны ОАО «РЖД», его угрозы и возможности. Необходимо улучшать предоставляемые услуги за счет применения новых технологий, и увеличивать за счет этого продажи транспортных услуг. А существующие угрозы можно нейтрализовать за счет разработки постоянной экономической политики и поглощения рынка, за счет предоставления своих улучшенных услуг.

Список используемых источников

1.      ФЗ «Об особенностях управления и распределения имущества железнодорожного транспорта», постановление Правительства РФ от 18.09.2003г. НР 585 « О создании ОАО «РЖД»»

.        Федеральный закон Государственной Думы РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"

3.      Официальный сайт «Вести экономика» [http://www.vestifinance.ru/] / URL: http://www.vestifinance.ru/

4.      Официальный сайт ОАО «РЖД» // URL:<http://rzd.ru/isvp/public/rzd?STRUCTURE_ID=666>

.        Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. // URL: <http://doc.rzd.ru/isvp/public/doc?STRUCTURE_ID=387&layer_id=3368&refererLayerId=3339&id=256&print=0>

6.      Официальный сайт «Википедия» / URL: https://ru.wikipedia.org

.        Официальный сайт газеты «Гудок» / URL: http://www.gudok.ru/

Похожие работы на - Организационная структура управления ОАО 'РЖД'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!