Малый и средний бизнес в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,29 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малый и средний бизнес в России

Содержание

Введение

. Понятия и функции малого и среднего бизнеса

.1 Определение, формы и виды малого и среднего бизнеса

.2 Функции и значение малого и среднего бизнеса

. Малый и средний бизнес в России

.1 Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса в экономике

.2 Проблемы и перспективы развития

Заключение

Список источников литературы

Введение

Мировая практика доказала, что крупное производство - атрибут экономической мощи государства, а крупные предприятия - основа управляемой экономики. Во всех ведущих странах крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в экономической политике государства. С переходом экономики к новым экономическим отношениям, основанным на разных формах собственности, изменился характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике, разновидностью которого являются мелкие и средние предприятия.

Актуальность выбранной темы состоит, прежде всего, в том, что во многих субъектах Российской Федерации поднялась значимость малого предпринимательства, и, в отличие от центрального правительства уже активно его используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок. Цель работы заключается в следующем: с помощью теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.

В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи: изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий; выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны.

Работа состоит из: введения, двух частей, заключения и списка используемых источников литературы, а так же правовой базы.

1. Понятия и функции малого и среднего бизнеса

1.1 Определение, формы и виды малого и среднего бизнеса

Понятию «средний бизнес», в нашей стране нет четкого определения, его не выделяют, как самостоятельную единицу экономических отношений. В основном понятие среднего бизнеса идет рука об руку с понятиями малый и крупный бизнес и остается на заднем плане, как «нагрузка» к предприятиям этих категорий. Полностью отсутствуют признаки, по которым предприятие можно отнести к объекту среднего бизнеса, а также, чем конкретно средний бизнес отличается от малого и крупного. Это выглядит, как минимум нелепо, так как даже если предположить, что валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, а малого - 15%, то на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг, а это совсем не мало. В России и сейчас нет четкого разграничения понятий среднего и малого бизнеса. [2]

Под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и представительными организациями критериях, конституциирующих сущность данного понятия.

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. К нему относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек - в науке и научном обслуживании, до 50 человек - в других отраслях производственной сферы, до 15 человек - в непроизводственной сфере.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Малые предприятия могут создаваться в различных организационно-правовых формах, к ним относятся коммерческие организации по установленным законодательством критериям. Индивидуальные предприниматели не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме.

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли складочным капиталом. Вкладом в имущество могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Учредителями полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.[8] Полным товариществом признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Полное товарищество создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. В учредительном договоре должны быть сведения: наименование полного товарищества, место его нахождения, порядок управления, условия о размере и составе складочного капитала товарищества, о размере и порядке изменений доли каждого участника в складочном капитале, о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. В учредительном договоре должны предусматриваться: порядок совместной деятельности по созданию товарищества, условия передачи ему имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения прибыли и убытков между участниками, порядок выхода из состава.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. [6]

Общество может быть добровольно реорганизовано в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Общество, может быть, иметь дочерние и зависимые общества. Общество может быть ликвидировано в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации, федеральным законом или по решению арбитражного суда в соответствии с законодательством о несостоятельности.

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих права участников общества по отношению к акционерному обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций компании. [8]

Открытым акционерным обществом (ОАО) является общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований федерального законодательства. Акционеры ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества. Число акционеров не ограничено. Минимальный размер уставного капитала ОАО должен быть равен не менее 1000 МРОТ, установленного федеральным законом на дату регистрации открытого акционерного общества.

Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее установленного круга лиц. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50. В случае если число акционеров ЗАО превысит 50, указанное общество в течение года должно преобразоваться в открытое.

Учредительным документом акционерного общества является устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Общество в установленном законодательством порядке обязано вести реестр акционеров общества. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или в год принимать решения о выплате дивидендов по размещенным акциям. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества за текущий год деньгами или иным имуществом.

Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин Российской Федерации (Конституция РФ). Дееспособным гражданам законодательством установлены права и определенные гарантии для занятия предпринимательской деятельностью, выбора любого предмета деятельности, не запрещенной законом. Следует подчеркнуть, что для занятия отдельными видами деятельности необходимо иметь специальное среднее образование или высшее образование, получить специальное разрешение (лицензию) и иметь квалификационный аттестат.

В соответствии с п.1 ст.23 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. [4] При этом предпринимательская деятельность может быть как основной, так и дополнительной деятельностью (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

1.2 Функции и значение малого и среднего бизнеса

Успех малого и среднего бизнеса в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений можно объяснить следующими причинами:

углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие и средние фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые и средние фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего бизнеса.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что малый и средний бизнес воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства.

Важность малых и средних предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Деятельность малых и средних предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких и средних предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. [9]

Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия, как правило, подвержены гораздо большему риску.

2. Малый и средний бизнес в России

2.1 Современное состояние и роль малого и среднего бизнеса в экономике

малый бизнес предпринимательство

На настоящем этапе развития экономики в нашей стране наблюдается значительное расширение среднего и малого предпринимательства.

Малые и средние предприятия, играющие все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывают своеобразие каждого региона, формируют значительную долю доходной базы бюджета и являются решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

Сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого и среднего бизнеса на государственном уровне. Первое - поменять психологию власти к малому и среднему бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит, налоги и находится в серой экономике. Второе - реформирование и упрощение налогообложения. На сегодня, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия уклоняются от налогов.

В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое - стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый и средний бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под «подушками и матрасами». [7]

Такая Великая Держава, как Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.

2.2 Проблемы и перспективы развития

В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того пли иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Поэтому конкурентоспособности придается огромное значение.

Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши.

Для страны таких масштабов, как Россия, малый и средний бизнес может стать основой экономики: в наших условиях они могут стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.[5]

Поэтому одним из решающих условий мер, способствующих выведению страны из кризиса, является обеспечение ослабления монополизма, эффективного функционирования производства и сферы услуг, развитие малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, «челночные» рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными.[5] Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых и средних предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого и среднего бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого и среднего бизнеса. Для этого им должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. [6] Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение убивает в России малое и среднее предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые и средние предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана с взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого и среднего предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых и средних предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана программа развития малых и средних предприятий при государственной поддержке.

Заключение

С развитием малого и среднего бизнеса в Российской Федерации связывается решение целого комплекса социально-экономических задач, а именно: реализация конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности; обеспечение устойчивого социально-экономического развития и увеличения доходов бюджета; увеличение занятости и повышение качества и уровня жизни.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер. Это и долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую состыковку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долгого времени.

Малый и средний бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом. Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но их место тут же занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года после создания фирмы.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию.

Таким образом, малое и среднее предпринимательство ведет к «оздоровлению» экономики нашей страны в целом.

Список источников литературы

.Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. - #"justify">.«Помощь вашему бизнесу» - #"justify">.ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» п.1 ч.1 ст.4

.Федеральный Закон № 209-ФЗ от 24.07.2007

.Журнал «Финанс.» № 20-21 (303-304) 08.06-21.06.2009

.Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 8-е перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013 г.

.Радев В.А. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность// Вопросы экономики, №7, с. 72, 2011 г.

.Киреев А.П. Международная экономика. - М.: Международные отношения, Ч.2., 488с. 2012 г.

.Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ - 511с. 2013 г.

Похожие работы на - Малый и средний бизнес в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!