Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Кафедра экономики и управления на предприятии торговли и общественного питания








Контрольная работа

по дисциплине «ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

на тему: «Мораль как общественное явление»



Выполнила Николаева В.Ю.

Проверила: Масягутова А.К.



Содержание


Введение

Добро как этическая категория

Этика гуманизма

Справедливость в истории культуры и общества

Заключение

Список литературы



Введение


Этика - это философская наука, изучающая мораль и нравственность, их развития, принципов и норм поведения, роли в обществе. Первоначально смысл слова «этос» обозначал совместное жилище и нормы поведения в нем, а также сплочение общества, комфортное совместное проживание и был направлен против индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества ко всему этому добавились такие понятия как смысл жизни, совесть, добро и зло, дружба, сострадание и многие другие. То есть, другими словами, этика - это наука о комфортном проживании людей друг с другом.

Этика неразрывно связана с областью исследования «практической» и нормативной философии, так как этика пытается найти ответы на вопрос: «что мы должны делать?» Однако наука основывается не на точных принципах, а на опыте общественной жизни, потому что человек со временем меняется, меняются поколения, нравы людей, обычаи, законы. И в соответствии с этим, истина устанавливается примерно и в общих чертах.

Цель этики - исследование источников морали, влияния морали (или ее отсутствия) на людей и их поведение, в конечном итоге поиск основных философских предпосылок, на которых создаются разумные моральные стандарты во всем их разнообразии. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми. От знания этих норм, умения применения зависит успех общения.

Для комфортной жизни людей существует «золотое правило» этики - «не делай другим того, чего не желаешь себе». Это правило существует в том или ином виде в различных культурах.

Мораль - основной нормативный регулятор действий человека во всех сферах жизнедеятельности. Содержание морали выражено в ценностях, нормах и стандартах, которые признаны всеми людьми в отношении к миру и другим людям, а так же как способ поведения. Термин «нравственность» чаще употребляется как синоним морали, но в более узком значении нравственность - это внутренние установки человека действовать согласно своей совести и свободной воле, в отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению.



Добро как этическая категория


Как любая другая наука, этика имеет в распоряжении достаточное количество категорий. Категории составляют основу науки, наряду с принципами, теориями, законами. «Категорией» определяют общие понятия и суждения, которые наиболее полно отражают стороны действительности.

В этическом же отношении категории определяют сторону общественных отношений к семье, государству, поступки людей с точки зрения добра, зла, справедливости, долга, чести и т.д. Сами категории могут выступать формой оценки человека: добрый, честный, ответственный, справедливый и т.п. Так же категории принято классифицировать, и так как нет строгого порядка, многие ученые расходятся в своих предпочтениях. Например, Аристотель брал за основу категорий этики - категорию блага, Эпикур - счастья, Кант - долга. Другие ученые подразделяют категории на структурные или субстанциональные. Часто всю совокупность категорий делят исходя из структуры морали. В качестве основных некоторые выделяют моральную практику, моральное сознание и нравственное самосознание. А нравственные отношения и деятельность объединяют в нравственную практику. Еще выделяют категории: морального сознания, нравственных отношений и нравственной деятельности. В этом случае, категории при такой классификации дополняют друг друга, оказывают взаимное влияние, и перетекают из группы в группу, делая такую систему весьма шаткой. На основе морали, категории можно разделить на три категории:

.Морального сознания (моральная норма, моральный принцип, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор);

.Нравственных отношений (нравственное взаимодействие, моральный авторитет, нравственный конфликт, моральная репутация);

.Моральной практики (моральные поступок, моральные последствия, моральное воздаяние).

Все категории этики подходят под категорию морального сознания, так как какие бы стороны они не отражали - все они имеют место быть в моральном сознании, ибо в него входят такие существенные категории как добро, зло, совесть, честь и прочие, и занимают главное место в системе, но их нельзя отделять от нравственных отношений и моральной практики.

В широком смысле, такие понятия как добро и зло, употребляются повсеместно для обозначения положительных и отрицательных качеств. Говоря о человеке, если мы называем его добрым, мы подразумеваем, что он хороший, а если называем злым, то что он - плохой. Мы употребляем одно и то же слово для обозначения материальных и моральных благ, что дает философии богатую почву для обсуждения, что хорошее, а что - добро.

Можно ли считать, что добро - это отсутствие зла? И наоборот. Невозможно представить свет без тьмы, как и добро без зла. По своему содержанию, добро и зло - как две стороны одной монеты, одна светлая, а другая - темная. Добро и зло являются противоположностями друг друга, но они взаимосвязаны тем, что отрицают друг друга. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на своем опыте, что такое зло. Добро познается лишь вкупе со злом, не познав одного, не познаешь другое.

Добро, как этическая категория, является общим понятием морального сознания и олицетворяет собой положительные нравственные ценности, а зло - аморальные. Добро означает намеренное, бескорыстное и искреннее стремление совершить благое дело, например, помощь другому человеку, животному, природе. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. Удача, выигрышное стечение обстоятельств не являются добром. В отличие от зла, добро не выражается простой волей к добру, поскольку такая воля может быть корыстной, а значит нейтральной по отношению к нравственности. Настоящее добро должно быть бескорыстным. Добро по указу - не добро (И.С. Тургенев). Однако, у каждого индивидуума своя нравственная оценка категории добра. Это объясняется тем, что категории этики по содержанию объективны, а по форме - субъективны. В содержании собраны все общие понятия и не имеют зависимости от сознания людей, но содержание по-разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от ряда факторов: интеллектуального развития, нравственной культуры человека, а также образа жизни. Ребенок, например, считается более «чистым», по сравнению с взрослым человеком. Дети, в своем простодушии, не кривят душой в проявлении радости, дружбы, любви ко всему миру и всех, не разделяют своих и чужих, умеют искренне прощать.

Различают добро в относительном и абсолютном смысле. В одном случае «добро» можно заменить синонимом «хорошо», употребляя в таких случаях выражения «добрый молодец», «одобрение», «старый добрый друг» и др., будут иметь в виду, не само добро в его абсолютном смысле, а только то, что можно назвать приятным и полезным в определенной ситуации данному человеку. В абсолютном смысле добро - моральное, этическое понятие, которое является выражением добра в истинном виде, ценном самому по себе, не делающее какую-либо выгоду и не служащее средством для достижения цели. Добро может означать не только поступки, совершенные свободной волей, но и быть соотнесенным с определенным стандартом - идеалом.

Человек в какой-то мере может регулировать свои нравственные поступки и приближать себя тем самым к идеалу совершая добро и отдалять, совершая зло. Человек может обуздать себя в проявлениях гнева, не поддаваться различным искушениям (корысти, зависти, власти), он должен стремиться к совершенству. Но как бы философы не определяли источники добра и зла, человек сам строит себе свой идеал, по своим меркам внутреннего мира. Соответственно, все достигается усилиями человека, и зависит только от его духовности и воли к добродетели. Но, как было сказано ранее, добрые намерения из чувства «потому что так надо» не делают человека лучше, а являются лишь обрядом формальности. В ситуации выбора человека перед добром и злом, но трудность морального выбора не всегда стоит перед добродетелью и искушением. Альтернативой добродетели может служить не только приспособленчество, но и здравый смысл, корысти - польза. В этом случае человеку предстоит выбор между двумя положительными ценностями, в одном контексте это действия, в другом - образ жизни, в которых утверждаются различные положительные ценности.

Человеку не всегда предстоит выбор между добром и злом, в его жизни случаются ситуации, где необходимо выбирать между большим добром и меньшим, между большим злом, и соответственно, меньшим злом. Таким примером может служить ложь, которая предохраняет вводимого в заблуждение человека от психологических и физических потерь, связанных с предоставлением правды, а также о превентивной лжи, которая устраняет угрозу причинения значительного вреда человеку, вынужденному лгать, а также другим людям. На уровне морали такой выбор труден, но с другой стороны, это помогает избежать нежелательных последствий. Ситуации такого рода всегда воспринимаются как негативные.

При этом, с моральной точки зрения, благодетель воспринимается более нейтрально, чем моральный вред зла. Получается, что недопущение справедливости гораздо весомее, чем творение милосердия.


Этика гуманизма


Гуманизм (от лат. humanitas - «человечность», humanus - «человечный», homo - «человек») - демократическое, этическое мировоззрение, утверждающее, что человек имеет право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счет использования человеческих способностей. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на счастье, свободу и развитие своих способностей. Гуманизм не имеет религии, но и не отрицает.

По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм - высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

Гуманистическая этика - это ситуативная этика, ибо любое моральное суждение связано с выбором в ситуации. Это этика такой жизненной ситуации, где в конкретных обстоятельствах соединяются нравственные нормы и разум человека, принимающий или не принимающий решения, то есть проявляющий данную ему свободу и ответственность.

Гуманизм в первую очередь определяет, что естественные начала добра в человеке стоят на переднем плане, а не этические нормы. Всякая мораль относительна, ибо, безусловно лишь добро.

Второе положение гуманизма - свобода и ответственность за любое нравственное решение, поступок лежит на самом человеке, который, руководствуясь определенной моральной нормой, не может перекладывать ответственность с себя на эту норму. Человек должен опираться в своем решение на моральные нормы, на свой разум и понимание ситуации.

Основа этики гуманизма раскрывается в таких чертах как «этика абсолютов», человек в ней выдвигается как абсолютная ценность, этика принципов, раскрытая в «золотом правиле». Это правило содержит в себе идею всеобщего равенства и способствует выработке стремления ставить себя на место другого. Формулируется оно либо в позитивном ключе: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», либо в негативном - «не поступай…». Так же выдвигается ситуативная этика, где человек сталкивается не с добром и злом в чистом виде, а их комбинации. Здесь человеку нужно делать нравственный выбор между большим или меньшим злом, или же иногда воздерживаться от выбора.

Этическая культура гуманизма оптимистична и жизнеутверждающая. При этом в современном обществе не редки случаи, когда хорошим тоном считают критику. Человек становится циничным и пессимистичным, поскольку это одна из форм бегства от личной ответственности и процесса своего роста, так и из социальной жизни. «Пессимизм - это доктрина, парализующая заявлением о том, что мир есть сплошное зло, он сводит на нет все наши усилия по поиску преодолимых причин конкретного зла и тем самым на корню пресекает любую попытку сделать мир лучше и счастливее. Однако и тотальный оптимизм как следствие стараний по оправданию зла представляет собой не меньшее исчадие ада», - пишет Дж. Дьюи.

Этика добродетелей, которая основывается на базе позитивных человеческих качествах, таких как порядочность, эмоции, воля, достоинство, ответственность, сострадание, совесть и другие, в ходе исторического отбора и личностного совершенствования, ставшие основными нравственными нормами. Совесть в гуманистическом смысле - это выражение человеческой позитивности, состоятельности, психического и интеллектуального здоровья. Она гармонизирует мысль, слово и дело человека, объединяет их, что, безусловно, способствует его моральной прочности. Вкупе с совестью достигается нравственная целостность, которой человек зачастую добивается с большим трудом. Здесь особенно ясно видна общая картина ценностей и добродетелей гуманизма, их взаимность, что свидетельствует в пользу цельной гуманистической концепции личности, а значит и ее жизнеспособности.

Почему именно эти, а не другие добродетели современные гуманисты считают главными? Об этом подробно пишет П. Куртц в книге «Мужество стать». Он убежден в том, что мужество - это основная движущая сила развития человека, ибо жизнь полна не только радостями, но и вызовами и преодолениями препятствий. Мужество необходимо человеку на пути добра. В понятие «мужество» входят: внутренняя свобода, решимость, волевая собранность, осознание своих сил. В сочетании с состраданием и человеколюбием мужество удерживает человека от презрения к слабым или еще не верящим в свои силы людям.

Этическая культура выражается в убежденности индивидуума в том, что для морального поведения не требуется религиозность, что она сама по себе не служит гарантией благочестивости, связь религии и морали не существенна. Однако, религия, но не фанатизм, способна еще быть эффективным средством для осуществления моральных функций.

Современная гуманистическая этика не пренебрегает лучшими традициями этической мысли, и применяет ее к современной действительности, беря за основу принципы разумного плюрализма жизненных предпочтений. При этом, признание значимости уже известных этических принципов не значит, что они будут неизменны. Совершенствоваться нужно бесконечно.


Справедливость в истории культуры и общества

этический гуманистический справедливость мораль

Справедливость считается одной из основных категорий этики, а как черта характера - добродетелью.

Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе совокупность нравственно приемлемых норм, которые выступают адекватной мерой воздаяния личности за совершенные деяния. Например, за определенный труд должно быть равнозначное вознаграждение, а за преступление - наказание. Справедливые поступки совершаются осознанно и по доброй воле.

Словом, если добро - одна мера для всех, то справедливость поворачивается к каждому человеку по-своему, и задевает, вызывая различные чувства - от благодарности до зависти или негодования. Другими словами, сознание справедливости в отличие от сознания добра более связано с важными повседневными интересами людей и более эмоционально насыщенно.

Справедливость - это мера естественных прав человека. В основе понятия «справедливость» лежит принцип равноправия, который уравнивает шансы людей на возможность реализоваться, а также дающий равенство прав на единые стартовые возможности. Однако равноправие совсем не то же, что и равенство. Эти понятия довольно часто путают и взаимозаменяют. Права равны у всех людей, но люди не равны в своих возможностях, потребностях, способностях, интересах, «ролях» и обязанностях. С одной стороны, это хорошо: ведь именно в этом неравенстве заключены индивидуальность, уникальность и неповторимость индивида. С другой стороны, это порождает массу недоразумений и заблуждений.

Это говорит о том, что слияние понятий «равенство» и «равноправие» негативно отражается на людях, которые верят в справедливость, но путают понятия, и поэтому начинают проявлять такие качества, как злоба, зависть к человеку, который от рождения наделен большими благами, чем он сам. С потерей этой веры возможно наступление пренебрежения к моральным устоям общества, что отрицательно сказывается на обществе в целом.

По словам Аристотеля, справедливость выражает самую совершенную добродетель, в ней словно соединяются все остальные добродетели. И в первую очередь, она выражается в отношении к другим людям. Несправедливость, наоборот, выражается в неравенстве. Но люди различаются друг от друга, и Аристотель вследствие этого вводит термин «пропорциональность». То есть, если человек имеет большие блага, то уплачивает и больший налог, а человек, имеющий меньше благ - меньший налог. Природное равенство заключается в том, что ребенок выполняет меньше работы, а взрослый - больше.

Ответственность в справедливости должна быть не только у человека перед обществом, но и у общества перед человеком, который также имеет право оценивать порядки в обществе как справедливые или не справедливые. Справедливость часто сопоставляют с объективностью. Ведь объективность - это оценка различных действий, отношений, распределений благ, при которой не выделяется чей-либо интерес. Формирование современного понимания справедливости является итогом многовековых поисков человечества. В первобытном обществе проблема справедливости поднималась при распределении добычи.

Уравнительная система справедливости позволяла первобытной общине выжить в условиях нехватки пропитания. Если бы добыча делилась иначе, община первобытных людей постепенно вымерла бы вся. При этом имело место быть поощрение и наказание, при нарушении какого-либо запрета каралось смертью или изгнанием, а подвиг - награждался.

Уравнительная система справедливости постепенно вытеснялась распределительной справедливостью, которая постепенно проникала во все сферы деятельности общества, так как появились скотоводство и земледелие, социально-классовые группы. При распределении благ согласно труду, сословно-классовой и племенной принадлежности начали развиваться общество и культура.

Однако появление всеохватывающей распределительной справедливости означало одновременное рождение несправедливости, поэтому произведенные блага могли быть отняты силой. Условия и качество жизни разных людей стали неравными. Появились бедные и зажиточные, которые конфликтовали между собой, причем у каждой группы были свои понятия о справедливости. Люди стали выражать свою правду - индивидуальную точку зрения и потребности, которая является формой выражения своей правды. Такая правда у разных слоев населения не только радикально различна, но и противоположна.

С возникновением государства появились писаные законы, а так же право, закрепляющее сложившиеся положение вещей и претендующее на выражение настоящей справедливости. Однако, уравнивание и распределение оставались привязаны к традициям еще долгое время. На фоне этого, справедливость права и традиции вступают в конфликт.

На фоне всех этих процессов формируется собственно нравственное представление о справедливости, когда справедливость начинает рассматривать как качество, присущее человеку, его сознании. И человек самостоятельно решает - быть или не быть справедливым. В древней философии существовал закон кармы, или, как его называют в науке, закон причинно-следственной связи. Он гласит, что каждое действие имеет противодействие. То есть человек сам выбирает свою судьбу, ему не на кого жаловаться, только на самого себя. Чтобы справедливость кармы стала к нему более благосклонна, нужно изменить свое поведение к лучшему и исправить последствия прошлых поступков.

Первая фундаментальная концепция справедливости как социального явления была высказана Платоном. Его справедливость элитарна и иерархична. В трактате «Государство» Платон пишет о трех сословиях, каждое из которых имеет четко отведенное ему место в обществе: правители-философы правят, воины защищают государство, а ремесленники и земледельцы занимаются хозяйством. Платон считает справедливым то, что никто из представителей сословий не претендует на чужую роль, а каждый строго выполняет свой долг. Чтобы обосновать это разделение, Платон объясняет тем, что на то была божественная воля.

Аристотель стал тем мыслителем, который заговорил о справедливости как о пропорциональности. Справедливость выступает как середина между двумя крайностями - несправедливостями. В основу справедливости он положил принцип неравенства и впервые ввел понятия уравнительной и распределительной справедливости, которые существуют по сей день.

В средневековье христианство учило тому, что Бог не только всемогущ и всеблаг, но и справедлив. Своей высшей силой - справедливостью - он воздаст по заслугам каждому человеку. С другой стороны, многие его деяния и акты воли были непонятны столь ограниченному человеческому уму, поэтому человек должен был принять как данность закон Божий.

В средние века выражением справедливой воли Бога было иерархическое строение феодального общества с его разделением по сословиям, которое приписывало человеку одну и ту же социально-классовую роль от рождения и до смерти.

Только в Новое время появляется идея равенства как выражения справедливости. Она приходит вместе с буржуазией. Однако понятие равенства преподается не как экономическое или социально-статусное, а как правовое, как требования соблюдения заключенных соглашений всеми без исключения. Человек Нового времени был заинтересован в юридическом представлении законов и справедливости, соблюдении общих норм и интересов. За нарушение законов следовало наказание.

В современном мире справедливость, так или иначе, всегда включает момент уравнительный и момент воздающий. Равенство выступает как важное условие жизни человека и развития его индивидуальности. Так, все люди должны иметь равное право на жизнь, свободу независимо от классовой принадлежности, вероисповедания и цвета кожи. Они имеют равное право на свободу личной жизни, передвижения, гражданства, а также на создание семьи и владение имуществом. Но реальная справедливость не сводится к установлению равенства, она включает в себя конкретные материальные и организационные воздаяния во всех сферах жизни, и оно часто закреплено в законе. Это и распределение благ сообразно конкретным принципам, и наказания за преступления, и поощрение со стороны общества для тех, кто совершает выдающиеся деяния.

При этом власть, претендующая на выражение мнения всего народа, как правило, выражает интересы наиболее обеспеченных правящих групп - олигархии, поэтому столкновения интересов, представлений, требований неизбежны. Однако, имея в современном мире большие возможности, в том числе и средства массовой информации, власть активно навязывает людям свое представление о справедливости, изображает все производимые ею акции как справедливые, стремится разубедить оппонентов, отстаивающих свою правду.



Заключение


Со словом «мораль» в различных сочетаниях человек встречается в своей жизни повсеместно. Моральный кодекс, аморальное поведение, морализировать, моральная безответственность и прочее - все эти понятия стали настолько привычными и обыденными, что перестали быть предметом серьезного внимания и обсуждения.

Мораль в современном обществе подпитывается силой устоявшегося порядка и общепринятых норм, давления окружающих на человека и их мнений, привычек. При этом общие фиксированные представления о том, как необходимо поступать, выражены в заповедях, принципах, нормах. Поэтому господствующие нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение находится в критическом состоянии к фактически принятому образу жизни. При этом в морали должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью.

В истории нормы общечеловеческой морали никогда не исполнялись безоговорочно полностью во всех случаях без исключения.

Особенно велико значение - основы морали, призванной помочь человеку правильно определить свое место в жизни, облегчить ориентацию в ней, опираясь при этом на знание законов развития общества и на многовековой опыт сотен поколений. Значение общечеловеческих оснований морали заключается в том, что они обеспечивают содержательное и функциональное единство всей структуры морали, характеризуя ее общую направленность.



Список литературы


1.Финогентов В.Н. Гуманизм как главный принцип современного мировоззрения // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема ХХI века, с. 316.

.Канарш Г. Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.

.Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарика, 2000

.Бондаренко Ю.Я. У истоков современной морали. М., 1991.

.Зеленкова И.Л. Основы этики. М., 1998.

.Гусейнов А.А. Введение в этику. М., 1985.

.Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. М., 1991

.М.С. Узерина. Этика делового общения: учебное пособие. - Ульяновск: УиГТУ, 2004