Малый бизнес в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    69,79 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малый бизнес в России

Министерство образования и науки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Тульский государственный университет

Кафедра макроэкономики





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине; Макроэкономика

Тема:

Малый бизнес в России



Выполнил Тюрин А.С.

студент гр. Б761132с

Проверила Смирнова С.Н.





Тула - 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Понятие предпринимательства и предпринимательская деятельность

. Проблемы поддержания малого бизнеса в РФ

.1 Проблемы развития малого бизнеса в россии

.2 Законопроект о льготном налогообложении для малого бизнеса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ


Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

К сожалению, в России ситуация все еще остается иной. Традиционная коммунистическая модель общественного развития всегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского духа в обществе и предпринимателя как носителя такого духа. Опыт перестройки (особенно ее начального периода) показал, что отказываясь на словах от традиционной коммунистической модели общественного развития, фактически мы во многом продолжаем именно эту линию. Мы уже достаточно отчетливо осознали, что, оказывается, мало провозгласить тезис, разрешающий предпринимательство, что мало принять какие-то законы, способствующие этому... Удивительное дело - разрешение получено, а "предпринимательского бума" не наблюдается! Почему? Разве страна бедна ресурсами? Или кризис перепроизводства? Что, у нас нет людей, способных осуществлять значительные предпринимательские проекты?

Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно переходит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. За предпринимательством в России будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к "предпринимательскому буму". Поэтому на данном этапе чрезвычайно важно изучить поведение предпринимателя, чтобы в последствии не допускать ошибок, сделанных ранее.

Предметом исследования курсовой работы является:

. Определение критериев малых форм хозяйствования - МБ - и направления их развития в современной рыночной экономике;

. Исследование проблем МБ и реализация программ поддержки МБ.

Цель курсовой работы - показать возможности улучшения финансирования и расширения источников финансирования малого бизнеса, в том числе за счет льгот в системе налогообложения, совершенствования форм и методов взаимодействия программных документов федерального и регионального уровня.

1. Понятие предпринимательства и предпринимательская деятельность


Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

численность персонала;

размер уставного капитала;

величина активов;

объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

В России 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 1).

Рисунок 1. Субъекты предпринимательской деятельности

Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость "завоевать” потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности товара;

• внешний вид и упаковка;

• позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

• возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стандартам;

• престижность и привлекательность рекламы товара и т.д.

Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если Вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то Вы, естественно, обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно (и есть ли такая возможность) Вы сможете приобретать все необходимое для организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование, машины и т.д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности.

Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские связи можно классифицировать следующим образом.

. Долговременные (или постоянные)

. Кратковременные (или на определенный срок)

. Случайные

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль - это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т.е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

• обычная прибыль делового человека;

• излишек над обычной прибылью делового человека.

Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т.е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

Развитие предпринимательства возможно лишь при наличии необходимых субъектов такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных отношений (а не наоборот, как это видится многим в России). Появление субъектов предпринимательства подразумевает наличие определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическая и социально-экономическая обстановка провоцирует "предпринимательский бум".

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, таким образом, возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации - предпринимательской среды, под которой понимается прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство государственное;

б) предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

Конечно, каждый из этих видов - государственное и частное предпринимательство - имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

) осуществление непосредственных производительных функций, т.е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или конструкторское бюро);

) осуществление посреднических функций, т.е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:

) традиционалистский характер {традиционалистское предпринимательство),

) инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

Рынок, как известно, представляет собой место встречи двух основных субъектов экономических (хозяйственных) отношений. А раз это так, то на рынке должны присутствовать или сами производитель и потребитель, или же их представители.

Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.

Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.

Предпринимательская деятельность в посредничестве осуществляется всегда в какой-то конкретной форме. Самой распространенной формой посредничества является агентирование, т.е. такой тип отношений, в которых агент выступает посредником между производителем и потребителем.

Агент - лицо, действующее от имени и в интересах производителя товара или потребителя. Лицо, в интересах и от имени которого действует агент, называется принципалом. Принципалом может быть как собственник товара, поручающий агенту продать его, так и потребитель товара, поручающий агенту купить этот требуемый товар.

Таким образом, посредничество с участием агента включает взаимоотношения уже не двух, а трех субъектов (рис. 2).

Рисунок 2 Схема отношений производителя и потребителя с участием агента

Типы агентов

Различают несколько типов агентов:

) агенты производителей;

) полномочные агенты по сбыту;

) агенты по закупкам.

Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие становится банкротом не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:

консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;

медленное расширение деловой активности;

быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

Вывод

Предпринимательская деятельность может осуществляться, как мы уже отмечали, в различных формах. Эти формы взаимодополняют друг друга, превращая процесс производства и продвижения товаров и услуг к потребителю в целостный и достаточно эффективный процесс.

российский предпринимательство налогообложение финансирование

2. ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ

 

.1 Проблемы развития малого бизнеса в России


Экономическая стабильность в России наступит лишь тогда, когда малый бизнес станет заметен в экономике, а его роль в производстве ВВП достигнет хотя бы половины. Иначе мы будем сидеть на сырьевой игле, безнадежно мечтая о среднем классе.

Все дело - во всемирном стимулировании развития малого бизнеса. Большие надежды здесь связываются с Концепцией государственной политике поддержки и развития малого предпринимательства, одобренной на заседании Государственного совета в декабре 2001 года.

Правда, реальны опасения, что выработанные меры могут быть просто «заболтаны» и сведутся к формально-бюрократическим процедурам. Чтобы подобного не случилось, Евгений Примаков предлагает ежегодно на заседании Государственного совета рассматривать ход и промежуточные результаты выполнения этой Концепции. Сворачиванию малого бизнеса способствует множество проблем. Некоторые из них представлены в виде диаграммы «Основные проблемы малого бизнеса выявленного при статистическом опросе».

Подпольная деятельность неизбежно влечет за собой коррупцию - единственную возможность выжить. Раз систематически нарушается закон, то подкуп и взятки неизбежны. Ведь даже в новых условиях для легальных бизнесменов с сырьем и оборудованием имеются проблемы, его крадут или добывают с помощью взятки. Подкуп принял невиданный размах. Если у начинающего предпринимателя нет связей, то как показывает опыт, вероятность того, что он выплывет, только 10%. Считается, что две трети нашего товарооборота идет через «черный рынок», потому легко представить и масштабы коррупции - прямого результата безраздельного господства у нас государственной собственности.


- трудности с приобретением сырья, оборудования

- угроза рекета

- рост цен на сырье, материалы

-трудности с арендой и приобретением помещений

- проблемы со сбытом товаров и услуг

-  нехватка денежных оборотных средств

- нормативно-правовые и административные барьеры

- дефицит средств на развитие

- большие налоги

Подобная государственная экономика аморальна. В ней то, что законно, неэффективно, а эффективно то, что незаконно. И в странах Запада есть коррупция. Но там промышленник, предприниматель идет на подкуп, чтобы получить сверхприбыль, какие-либо привилегии. У нас же, чтобы получить право на существование. Командно-административная система не просто препятствует появлению легального «белого рынка».

«Черный рынок» - основа ее существования, он эту систему кормит. Чем больше запретов и ограничений, тем лучше живется государственному чиновнику. Самый главный рэкет у нас - это государство. В таких условия, когда одни законы периодически сменяются другими или не исполняются, когда не существует общих правил игры и каждый представлен сам себе, только очень отчаянные люди ориентируются на бизнес в производстве. Большинство предпринимателей предпочитают заниматься посредническими операциями или ожидают лучших времен. Риск предпринимательства очень большой. Расплодилось великое множество «бизнесменов на час».

Практически все положения правительственного проекта Налогового кодекса направлены на удушение малого предпринимательства, взымание с него такого объема налогов, который безусловно окончательно погубит и без того с трудом сводящий концы с концами мелкий и средний бизнес.

В Министерстве финансов считают такой налоговый пресс вполне допустимым. В качестве доказательства приводится цифра 22% от валового внутреннего продукта - именно столько у нас и собирается налогов. Однако собираемость налогов - отнюдь не показатель тяжести налогового пресса. При точном подсчете цифра будет иной, примерно 60%, что принципиально меняет дело. Если же брать за точку отсчета чистую прибыль, то для малых предпринимателей на деле выплаты налогов и сборов по действующим законам составят 103-107% от прибыли. Предпринимателю в таком случае не остается ничего. Правительственный Налоговый кодекс дает беспредельные полномочия исполнительной власти, министерство финансов и налоговые службы будут принимать решения по поводу того, какая деятельность является экономической, а какая нет. Это - продвижение по пути расширения полномочий исполнительной власти, не свойственно нормальному налоговому законодательству.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.

Сложность ситуации заключается в том, что принципы управления, свойственные государству федеративного типа, конечно, не позволяют Центру диктовать субъектам Федерации когда и какие законы принимать. Однако, возможны меры иного свойства. Так, неоднократно предлагалось пойти на свертывание или заметное сокращение всех форм федеральной помощи регионам в реализации их программ поддержки МП, если в указанных регионах отсутствуют соответствующие законы, четко обозначающие права и ответственность региональных органов государственной власти и управления в деле развития и государственной поддержки МП. Разумеется, столь жесткие меры целесообразно было бы подкрепить включением в федеральную программу пункта о разработке силами экспертов и специалистов некоего «модельного варианта» закона субъекта РФ «О развитии и государственной поддержки МП» и ее апробации в нескольких республиках и регионах России.

К числу значимых методологических проблем относится и усиление комплексного характера осуществляемых мер поддержки малого бизнеса через систему государственых программ. Речь в данном случае идет о преодолении ситуации, когда поддержка оказывается не комплексно, «однобоко» и, как следствие, - весьма часто малорезультативно. Например, значительные средства - как на федеральном, так и на региональном уровне - тратились и по-прежнему тратятся на обучение предпринимателей. Однако часто такие усилия не дают должной отдачи, т.к. действующие программы поддержки не содержат идеи «автоматического» подкрепления полученных знаний предпринимателей необходимым им минимумом «стартового капитала», возможностью получения лизинговых услуг или приобретения франчайзы, возможностью достаточно льгот­ной аренды производственного/торгового помещения и пр. Реализация комплексного характера поддержки требует качественно нового подхода к сбалансированности и взаимоувязке различных блоков государственных программ с учетом реальной потребности тех или иных категорий малых предпринимателей - как действующих, так и потенциальных - в тех или иных мерах (формах) поддержки. При этом, если ранее приоритет неизменно отдавался поиску стартового капитала, то теперь все более актуализируется проблема так называемой «имущественной поддержки» МП путем выделения им нежилых помещений, перераспределения территорий и помещений предприятий за счет разукрупнения или реструктуризации фактически бездействующих предприятий ли предприятий-банкротов, конверсионных предприятий, путем создания на их основе специальных производственных баз и технопарков и пр.

Организационно-институциональные проблемы государственных программ поддержки МП порождены отсутствием на сегодняшний день единой полномочной и ответственной исполнительной вертикали осуществления государственной политики в отношении малого бизнеса, в том числе и в плане реализации целевых программ поддержки МП. На сегодняшний день структура органов власти и управления, обеспечивающих государственную поддержку и взаимодействие с МП в различных регионах России весьма неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации этими вопросами занимает множество органов с различным статусом, функциями, полномочиями и ответственностью. Более того, часто эти органы формально представляют разные направления социально-экономической деятельности (а именно, министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы и пр.). Это приводит к неопределенности на местах статуса заказчика/исполнителя региональных программ развития и поддержки МП, а также негативно влияет на возможности взаимодействия специализированных федеральных и региональных органов поддержки МП, в частности, в процессе согласования и взаимодействия соответствующих федеральных и региональных программ. Примерно такая же ситуация складывается и с юридическим (организационно-правовым) статусом региональных фондов поддержки МП (спецализированные региональные фонды сейчас имеются примерно в 3/4 всех субъектов Федерации), что затрудняет их рабочее взаимодействие с Федеральным фондом поддержки, а также местными финансово-кредитными институтами, так или иначе действующими в интересах малого бизнеса.

Особой проблемой в финансовом аспекте реализации целевых государственных программ поддержки МП является усиление роли банковских институтов. Речь идет об их участии в финансировании (точнее - софинансировании) государственных программ поддержки МП с общей перспективой замещения «фондовой» модели финансово-операционного обеспечения указанных программ (рассчитанной преимущественно на бюджетную «подпитку» программ, а в целом - только на начальный этап формирования всей практики государственной поддержки малого бизнеса) преобладающей ролью специализированных банков. Нынешнее же взаимодействие МП с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков “заморозилось” на уровне преобладающего значения краткосрочного кредитования, причем преимущественно сферы торгово-посреднеческих операций МП. Роль банков как источника инвестиционной деятельности МП, их реструктуризации незначительна. Это связано с причинами, лежащими как на стороне банков, так и вне их.

Ряд интересных возможностей заключен в усилении взаимного кредитования предприятий малого бизнеса, которые уже активно действуют во многих регионах России.

Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране.

2.2 Законопроект о льготном налогообложении для малого бизнеса


На мой, пока еще не профессиональный взгляд, помощь правительства малому бизнесу, должна стать неотъемлемой частью его работы. Состояние малого бизнеса мне представляется чем-то вроде индикатора экономики страны в целом, являясь одной из самых незащищенных частей экономики, малый бизнес тяжелее всего переносит кризисы, которые в нашей стране происходят с завидным постоянством и поддержка государства ему просто необходима.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

нормативно-правовое;

финансово-кредитное;

обеспечение безопасности;

информационно-техническое;

организационное;

кадровое и консультационное обеспечение;

внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

Формирование системы законодательного обеспечения малого предпринимательства в России началось с принятия федеральных законов «О кооперативах в СССР» и «О государственной поддержки малого предпринимательства в РФ». Данные законопроекты позволили сформировать государственные структуры, призванные заниматься развитием и поддержкой малого предпринимательства. Однако сегодня с учетом складывающейся ситуации в сфере малого бизнеса требуется внесение изменений в эти законы.

Главным барьером на пути развития малого бизнеса остается удушающее его налогообложение. Опасаюсь, что законотворческая деятельность в этой области сегодня идет вразрез с требованием Концепции государственной политике поддержки и развития малого предпринимательства, одобренной на заседании Государственного совета в декабре 2001 года.


Уже 31 декабря 2001 года (через две недели после ее принятия) подписывается и с 1 января вступает в силу Федеральный закон №198-ФЗ о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ и некоторые законодательные акты о налогах и сборах. В результате жизнь предпринимателей резко ухудшилась.

В своем Послании к Федеральному Собранию Президент РФ прямо заявил о необходимости приостановить действие единого социального налога на малый бизнес, призвав руководствоваться здравым смыслом.

Встает вопрос сколько же предприниматель может платить, чтобы не испытать искушения уйти «в тень»? Вариант, предложенный в начале апреля правительством, не решает проблемы. Этот вывод прозвучал в решениях III Всероссийской конференции представителей малых предприятий, одним из учредителей которого была и ТПП РФ.

По поручению Президента России Минэкономразвития подготовило законопроект о льготном налогообложении для малого бизнеса. 4 апреля он был рассмотрен на заседании правительства и до 10 апреля с учетом замечаний должен быть внесен в Государственную Думу.

О социальной значимости малого бизнеса и его роли в обеспечении экономического роста говорится давно. Нацелившись снимать препоны на пути малого предпринимательства, правительство решилось на налоговые послабления.

В.В. Путин: ''Речь идет о сокращении совокупного налогового бремени, нагрузки на предприятия МБ и на упрощение системы учета и отчетности. Предлагается ввести две системы уплаты налогов: упрощенную и вменённую''.

Единый налог на вмененный доход: 15% от вмененного дохода, расчитанного по особым правилам.

Два варианта упрощенной системы налогообложения: 8% - налог с выручки (без учета расходов, связанных с извлечением прибыли, но за вычетом сумм, направленных на пенсионное страхование работников); 20% -налог с чистой прибыли (все доходы минус все расходы, связанные с извлечением этой прибыли).

Условия перехода на упрощенную систему налогообложения: объем годовой выручки не выше 10 миллионов рублей; численность работников - не более 20 человек.

Предлагается ввести упрощенную систему налогообложения, на которую могут перейти только самые малые предприятия, и специальный режим применения единого налога на вменяемый доход для отдельных видов деятельности (в сфере мелкой розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг физическим лицам, ремонта, техобслуживания и мойки автомобилей, автотранспортных и ветеринарных услуг). При этом применяются ограничения по площадям торгового зала (зала общественного питания) - не более 70 квадратных метров.

Еще не успели высохнуть чернила на новых законопроектов, как они подверглись критике.

Спорят об ограничениях упрощенной системы налогообложения, причем наиболее уязвимым выглядит положение о численности занятых. Действительно, у закона о поддержки малого предпринимательства совсем другие категории отнесения предприятий к малым - от 30 до 100 работников в зависимости от отрасли. А действующий закон об упрощенной системе налогообложения рассчитан на предприятия, где не более 15 работников.

Предлагаемый законопроектом предел численности - 20 человек - неплохо было бы увеличить для отдельных видов деятельности. Но в тоже время нужно выбирать что-то одно: либо серьезные послабления самому незащищенному слою малого бизнеса, либо урезанные льготы в отношении широкого круга малых и средних предприятий. Позволят ли нужды казны помочь сразу всем? Возможны, конечно, и компромиссы - дифференциация льгот в зависимости от численности, применение дополнительных критериев.

Авторам проекта часто пеняют на то, что они не собираются отменять взносы в Пенсионный фонд (зачисляемые в соответствии с законодательством на личные счета сотрудников в системе персонифицированного учета). Да, возни с этими взносами много, но без них работники малых предприятий не лишились бы накопительной и страховой пенсии. Причем идущие на эти цели 14% - это далеко не 35,6% сегодняшней общей ставки ЕСН. К тому же эти взносы не добавляются к остальным налогам, как у других работодателей, а вычитаются из налоговой базы.

К плюсам новой упрощенной системы, связанным с особенностями начисления налогов, можно отнести кассовый метод. Определять доходы по мере поступления, а расходы по мере их осуществления - гораздо удобнее, чем действовать по методу начисления, который с 2002 года распространен на большинство плательщиков налога н прибыль. Вместо ежемесячной уплаты налога возможно будет ежеквартальная.

Новый порядок позволит сразу и полностью списывать все расходы, в том числе капитального характера, при уплате налога на прибыль. Не нужно будет ждать годами, как предписывают нормы амортизации. А если на основные фонды потрачены большие средства, налоговая база может получиться отрицательной и убытки можно переносить на следующие периоды.

И наконец, замена комплекса налога одним, «упрощенным», сократит расходы на ведение бухгалтерского и налогового учета, что особенно важно для начинающих бизнесменов.

Правда, неясно, останется ли система действительно упрощенной после всех согласований и корректировок. Все мы помним историю трансформации неплохой идей о ЕСН, который сейчас не назовешь единым и простым в начислении налога. А в методике действующего ныне налога на вменяемый доход сложно разобраться даже самим налоговикам.

Станут ли предлагаемые властью комплексные меры мощным стимулом развития частной инициативы - покажет практика.

Беспокоит одно. Даже самые лучшие законы не работают, когда сталкиваются с нашими традициями - произволом бюрократии, административным рэкетом, желающих многочисленным проверяющим кормится за счет предпринимателей и ответным стремлением уйти в «тень».

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящее время многое говорится о возрождении российского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни России, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Первая попытка (после октября 1917 г.) была предпринята в процессе реализации так называемой новой экономической политики (НЭП), единственной - как представлялось в то время - формы вывода России из экономического и социального кризиса.

Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса - это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее России - за предпринимательством. Будущее России - за всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию бытоуложения. Но будущее России - и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Баженов Ю.К. Малое предпринимательство. - М.: ВЛАДОС, 2011, 317 с.

2.      Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2013, 416 с.

.        Муравьев А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - М.: Бизнес и банки, 2010, 327 с.

.        Колесов В.П. Экономика зарубежных стран. М.: 2011, 466 с.

.        Горбунов Э.П. Малая экономика как фактор формирования общесоюзного рынка. - М.: Экономика, 2010, 120 с.

.        Калинин В.В. Справочное пособие: Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг. М.: 2010, 134 с.

.        Игнатов В.Г. Органы власти и поддержка малого бизнеса. Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. М.:2010, 120 с.

.        Крапивин О.М. Особенности правового положения малого предприятия: ответы на вопросы. М.: 2010

.        Табататдзе Р.В. Организационно-экономический механизм воздействия на эффективность малого бизнеса. - М., 2012, 17 с.

.        Бахмудов М.М. Система государственной поддержки малых предприятий в регионе. - М., 2010, 231 с.

.        Экономический журнал 20013. - №2

Похожие работы на - Малый бизнес в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!