Цены и ценообразование на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    69 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Цены и ценообразование на предприятии

Содержание

 

Введение

1. Теоретическая часть. Цены и ценообразование на продукцию предприятия

1.1 Сущность и функции цены

1.2 Место и роль цен в управлении предприятием

1.3 Система цен и их дифференциация по основным критериям

1.4 Стратегии и методы ценообразования

1.5 Ценовая политика предприятия. Её сущность и значение. Цели и этапы

2. Практическая часть

2.1 Расчет себестоимости единицы продукции

2.2 Расчет экономических показателей деятельности предприятия за год

2.3 Сравнительный анализ структуры полной себестоимости продуктовА, Б и В (на единицу продукта)

2.4 Выводы

Список используемой литературы

Введение

В связи с переходом к рыночной экономике с ее более жесткими условиями в конкурентной среде - ценовая политика предприятия является ключевым фактором в области продвижения товара на рынок. Правильное установление цены на товар способствует развитию предприятия, формированию его имиджа, появлению новых контактов с потребителями продукции.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности.

Сложность ценообразования состоит в том, что цена - категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Актуальность данной темы заключается в том, что правильный выбор цены является залогом хорошего финансового состояния и устойчивости предприятия, успешной реализации тактического и стратегического планирования, к тому же ценовая деятельность динамична, поэтому требует теоретического изучения и рационального применения полученных знаний.

Целью данной курсовой работы является анализ использования ценообразования.

Предметом исследования данной работы является ценообразование предприятия в процессе его хозяйственной деятельности.

1. Теоретическая часть. Цены и ценообразование на продукцию предприятия


1.1 Сущность и функции цены


Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Это сложная экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются, главным образом, через рынок. Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей. Высокая цена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг.

Сущность цены проявляется в их функциях. Функции цен обусловлены функциями денег, т.к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла. Выделяют следующие основные функции цены:

. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд.

. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Посредством цен можно реально стимулировать научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены.

. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между: отраслями экономики; различными формами собственности; регионами страны; фондом накопления и фондом потребления; различными социальными группами населения. Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов.

. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению.

. Функция цены как критерия рационального размещения производства. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса. В России преобладает тенденция вложения средств в основном в сферу торговли. Сфера производства развивается крайне слабо, и в нее неохотно вкладываются деньги. Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом.

1.2 Место и роль цен в управлении предприятием


Решение об установлении цены, принимаемое на предприятии, - это конкретная (выраженная в денежных единицах) величина, выбранная из нескольких вариантов в результате процесса ее формирования и применения различных методов ценообразования. Ценовые решения на предприятии рождаются как результат применения на практике основных направлений ценовой политики с привлечением различных методов ценообразования. Для успешного определения ценовой политики и принятия отдельных решений о величине цены необходимы эффективная организация всего этого процесса и распределение ответственности и полномочий между сотрудниками предприятия. Процесс ценообразования должен выявлять те направления деятельности, где необходимо принимать меры, ту продукцию, на которую следует делать упор, или ту продукцию, которая требует использования большого количества ресурсов и дает наибольшую или не дает совсем прибыли. На малых предприятиях и предприятиях, производящих и реализующих узкую номенклатуру продукции, ценовую политику определяют владельцы предприятий или их руководство. На крупных предприятиях и на предприятиях, производящих и реализующих широкую номенклатуру продукции, организация процесса принятия решений в области ценообразования является очень сложной задачей. Ценовую политику нецелесообразно отдавать на откуп какой-либо отдельной службе или отдельному специалисту, в ее определении должны участвовать представители производственного и проектно-конструкторского отдела, специалисты по учету, финансам, сбыту и информации. После того, как определена общая ценовая политика, задача формирования цен на отдельные виды продукции может быть передана на более низкие уровни организационной структуры. Между представителями различных служб предприятия по вопросам ценообразования могут возникнуть расхождения мнений. Так руководитель службы сбыта наверняка захочет установить низкую цену на товар для увеличения объема реализации. Специалисты, отвечающие за финансы, через цены с удовольствием бы быстро покрыли затраты на разработку и маркетинг.

1.3 Система цен и их дифференциация по основным критериям


Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные группы.

Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменение в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам:

) По характеру обслуживаемого оборота выделяют

Оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим организациям;

Закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют её фирмам для дальнейшей переработки;

ценообразование цена себестоимость продукция

Цены не строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены:

Розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;

Тарифы грузового и пассажирского транспорта;

Тарифы на платные услуги населению;

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

) В зависимости от сферы регулирования различают:

Свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;

Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон;

Цены, в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;

Регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. В Российской Федерации государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".

) В зависимости от территории действия различают:

Единые или поясные цены;

Региональные (зональные) цены.

Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия.

) В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:

Цену "франко-склад поставщика";

Цену "франко-станция отправления";

Цену "франко-склад потребителя".

Система франкирования показывает, до какого пункта по пути движения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.

) По времени действия цены подразделяются на:

твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;

текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;

сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;

скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.

) Цены, используемые в статистике

текущие;

средние;

сопоставимые

неизменные.

1.4 Стратегии и методы ценообразования


Стратегии ценообразования: Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется тем, какие цели ставит предприятие на ближайшее время и перспективу.

В условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии предприятия:

1) Стратегия "снятия сливок" - установление максимально высокой цены, в расчете на потребителя готового купить этот товар по данной цене.

) Стратегия "проникновения" ("внедрения") на рынок.

Установление значительно более низкой цены, чем цены на аналогичные товары конкурентов. При эластичном спросе, но могут применять только предприятия-доминанты (имеющие 70% и более объемы на рынке).

) Стратегия психологической цены. Основана на особенностях ценовосприятия покупателя, учитывает психологию покупателя и заключается в том, что цена устанавливается ниже круглой суммы (например, 3999,99 руб.,).

) Стратегия следования за лидеров в отрасли или на рынке. Предполагается, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предполагаемой главным конкурентом.

) Нейтральная стратегия ценообразования. Обычно используется при определении цены на новую продукцию. Обычно по схеме "Издержки + Прибыль". Приносит прибыль около 15%.

) Стратегия установления престижной цены на товары очень высокого качества, обладающие уникальными свойствами.

) Стратегия скользящей цены на товары массового спроса. Цена относительно стабильна, изменяется очень медленно, по мере насыщения рынка. Чем больше объем производства, тем дольше держится цена или даже может снижаться.

) Долговременная цена на товары массового спроса. Держится долгое время, слабо подвержена изменениям.

) Цены потребительского сегмента рынка. На одни и те же товары или услуги, которые реализуются различным социальным группам населения устанавливаются разные цены.

) Стратегия гибкой цены. Основана на ценах, которые быстро реагируют на изменение соотношения спроса и предложения на рынке (например, продажа цветов, свежей рыбы).

) Стратегия преимущественной цены предусматривает определенное снижение цены на товары, производимые предприятием - доминантом. Используется, когда нужно воспрепятствовать внедрению новых конкурентов на рынков, заставить их платить большую цену за вхождение на рынок.

) Стратегия на установление цены на товар, выпуск которого прекращен. Предполагает не распродажу по сниженным ценам, а ориентацию на покупателей, нуждающихся именно в этом товаре.

) Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Методы ценообразования: В настоящее время, исходя из отечественного и мирового опыта, представляется возможным выделить три основных метода (способа) формирования цен:

с ориентацией на издержки;

с ориентацией на спрос;

с ориентацией на конкуренцию.

Способ ориентации на издержки предполагает построение цены по принципу "издержки + прибыль (или + торговая надбавка, наценка)", а также через получение общего объема прибыли и безубыточности. Установление цены по формуле "издержки + прибыль" основано на калькуляции полной себестоимости продукции (единицы) с добавлением прибыли как процента сверх издержек, т.е. по уровню рентабельности данного вида продукции (работ, услуг). Преимущество такого ценообразования заключается в том, что издержки производства сравнительно легко определить, чем спрос, методика их калькулирования достаточно разработана, проста и удобна. К тому же для конкретной отрасли или вида продукции (работ, услуг) цена может быть единой, что снижает ценовую конкуренцию. Однако одним из его недостатков является игнорирование спроса, а поэтому существует вероятность потери потенциальной прибыли.

Ценообразование через общий объем прибыли включает определение общего объема производства в течение рассматриваемого периода, расчета всей суммы издержек и прибыли на этот объем. Суммируя издержки и прибыль, получают общую сумму дохода, а поделив его на объем производства - искомую цену.

Ценообразование с ориентацией на спрос усложняется тем, что его (спрос) значительно сложнее определять выразить количественно по сравнению с издержками. В лучшем случае можно иметь общее представление о форме кривой движения спроса, но она подвержена постоянным колебаниям из-за влияния конкуренции, рекламы, появления товаров-субститутов (заменителей), других факторов внешней и внутренней среды. К тому же при оценке спроса на новый товар отсутствуют данные за прошедший период. Приемы оценки спроса - прямые интервью (кто, в каком диапазоне цен готов уплатить за данный товар), эксперимент (цена варьируется в определенных пределах, покупателям, районам и т.п.), статистическая информация (выявление закономерностей между ценой и спросом методом аналогии и др.).

Выделяют два приема определения цены с учетом спроса:

дискриминация, т.е. установление разных цен на различные рынках или сегментах рынка с тем, чтобы максимизировать доход в зависимости от различия в кривых спроса;

по ассортиментной группе товаров, когда назначение цены с той или иной целью (например, с целью увеличения прибыли, продаж) достигается в рамках всей ассортиментной группы.

Существующие между товарами одной ассортиментной группы взаимоотношения и взаимозависимый спрос (спрос на один товар оказывает влияние на спрос другого) могут осуществляться в виде замещения и взаимодополняемости.

Ценообразование с ориентацией на конкуренцию (закрытые торги) заключается в приглашении поставщиков (производителей, строителей и т.п.) к участию в торгах на поставку определенного вида товара (строительство объекта и т.п.). Их предложения (тендеры) с указанием наименьшей цены представляют заранее в опечатанном конверте, после вскрытия которого принимается предложение с наименьшей ценой как наиболее выгодное для покупателей. В этом случае решение о назначении цены должно основываться не только и не столько на собственных затратах, как на анализе возможных предложений конкурентов. Проблема состоит в том, что торги может выиграть предложение с наиболее низкой ценой, но при этом возникает определенная степень риска потерять потенциальную прибыль, в свою очередь, предложение с высокой ценой может проиграть торги, что приведет к соответствующим потерям, например затрат на разработку изделия, участие в торгах.

1.5 Ценовая политика предприятия. Её сущность и значение. Цели и этапы

Ценовая политика - это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности. Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и тактику ценообразования. Как правило, ценовая политика разрабатывается в рамках общей маркетинговой стратегии, но с учётом финансовых целей и возможностей предприятия. Ценовая стратегия предполагает позиционирование предлагаемого продукта (услуги) на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и построению стратегии. Цели ценовой политики могут быть:

стратегические - направлены на глобальную постановку вопросов и ориентированы на долгосрочный период;

тактические - позволяют достичь среднесрочных результатов, объем решений строго ограничен в соответствии со стратегическими целями;

операционные - носят локальный характер, направлены на реализацию решений в краткосрочном периоде (должны соответствовать тактическим и стратегическим целям). Например, предприятие в рамках ценовой политики ставит стратегическую цель - лидерство по внедрению на рынок нововведений. Эта цель трансформируется в тактические цели: выброс на рынок преимущественно новинок, диверсификация цен в зависимости от новизны товара (новинки продаются по более высокой цене, более старые товары - по низкой цене). Данные цели в свою очередь преобразуются в оперативные цели: например, новинки по индивидуальным заказам покупателя поставляются на рынок по самой высокой цене, товары-новинки серийного производства - по более низкой цене, товары, которые существуют на рынке уже несколько лет, по низкой цене со скидками. В ходе реализации ценовой политики руководство фирмы должно корректировать непосредственные мероприятия и следить за временем изменения стратегии. Цены активно используются в конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли. Определение цен товаров и услуг является одной из важнейших проблем любого предприятия, так как оптимальная цена может обеспечить его финансовое благополучие. Проводимая политика цен во многом зависит от вида предлагаемых предприятием товаров или услуг. Цена должна устанавливаться таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворять нужды и потребности покупателей, а с другой - способствовать достижению поставленных предприятием целей, заключающихся в обеспечении поступления достаточных финансовых ресурсов. Определение политики ценообразования базируется на основе следующих вопросов:

какую цену мог бы заплатить за товар покупатель;

как влияет на объем продаж изменение цены;

каковы составляющие компоненты издержек;

каков характер конкуренции в сегменте рынка;

каким должен быть уровень пороговой цены (минимальной), обеспечивающий безубыточность фирмы;

какую скидку можно предоставить покупателям;

повлияют ли на увеличение объема продаж доставка товара и другие дополнительные услуги.

Процесс ценообразования на предприятии можно представить следующими основными этапами. Постановка целей ценообразования:

Долгосрочные цели

обеспечение сбыта (выживаемости) продукции;

максимизация прибыли;

удержание рынка.

Краткосрочные цели

удержание рыночной ситуации;

уменьшение влияния изменения цен на спрос;

сохранение существующего лидерства в ценах;

ограничение потенциальной конкуренции;

повышение имиджа предприятия или продукции;

стимулирование сбыта тех товаров, которые занимают слабые позиции на рынке.

2. Практическая часть


2.1 Расчет себестоимости единицы продукции


Условие для выполнения задания: предприятие выпускает три продукта А, Б и В.

Исходные данные:

Вариант

Количество продукции в год (ед.)

 

А

Б

В

1

5000

500

2700


Распределение РСиЭО и цеховых расходов между продуктами А, Б и В: в варианте 1 пропорционально сумме материальных затрат (затрат С, П, В)

Наименование

Ед. изм.

Вариант 1

 

 

Кол-во на ед.

Цена в руб.

С1,2,3

кг

80

1000

П1,2,3

кг

100

800

ВМ1,2,3

кг

50

400

Природный газ

1000 м3

100

500

Пар

гкал

50

200

Вода

м3

20

10

Электроэнергия

т. кВтч.

100

70


Вариант

Побочная продукция, %.

Расходы на подготовку и освоение продукции, %


Пр. А

Пр. Б

Пр. В

Пр. А

Пр. Б

Пр. В

1

0,52

-

0,6

0,1

0,09

-


Вариант

Возвратные отходы, %.


Пр. А

Пр. Б

Пр. В

1

-

0,5

0,4


Базой для определения величины побочной продукции является статья "Себестоимость производства"; расходов на подготовку и освоение продукции - "РСиЭО" по продукту; возвратных отходов - "Основные сырье и материалы".

Затраты на охрану труда рассчитываются по определенному нормативу от ФОТ работающих. Для варианта 1 - нормальные условия.

Вид условий труда работающих

%

 норматив

Нормальные условия

10-15

 минимальный

Данные для определения величины амортизационных отчислений

Вариант

Вид ОПФ


здания, сооружения

оборудование


млн. руб.

нормативный срок использования, лет

млн. руб.

нормативный срок использования, лет

метод начисления амортизации

текущий год исполь-зования

1

3,2

55

24

10

уменьшаемого остатка

4

Наименование форм 1,2

вариант


1

ФОТ производ. рабочих

250

ФОТ производ. рабочих

200

ФОТ₃ производ. рабочих

290

РСиЭО Зарплата по статье 2

60

Зарплата по статье 3

120

ЦР Зарплата по статье 1

15

Зарплата по статье 2

30

Зарплата по статье 3

40

Зарплата по статье 12

20

Зарплата по статье 13,16

40


Исходные данные по ФОТ (в тыс. руб. за месяц)

Исходные данные по плановым накоплениям

Вариант

Плановые накопления, %


Продукт А

Продукт Б

Продукт В

1

5

5

6

Используя все данные, составим калькуляции на продукты А, Б и В.

Различают производственную и полную себестоимость продукции.

Производственная себестоимость отражает затраты на производство продукции (работ, услуг). Полная себестоимость включает производственную себестоимость и расходы организации, связанные с реализацией продукции (работ, услуг). Калькулирование себестоимости в организациях осуществляется по следующей номенклатуре калькуляционных статей расходов:

.        Основные сырье и материалы;

2.      Полуфабрикаты собственной выработки; Возвратные отходы;

.        Вспомогательные материалы;

.        Технологическое топливо: природный газ:

.        Энергетические затраты: пар, вода, электроэнергия:

.        ФОТ производственных рабочих (фонд оплаты труда):

.        ЕСН: ФОТ х 26%

.        Расходы на подготовку и освоение продукции:

.        Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:

Используются данные табл. №1.6

.        Цеховые расходы: Используются данные табл. №1.7

Цеховая себестоимость = сумма статей расходов 1+2-3+4+5+6+7+8+9+10

.        Общехозяйственные расходы: Используются данные табл. №1.8

12.    Прочие производственные расходы: нет;

Себестоимость производства = цеховая себестоимость + 11 + 12 статьи расходов;

.        Побочная продукция: вычитается

Производственная себестоимость = себестоимость производства - побочная продукция;

Внепроизводственные расходы:

Используются данные табл. №1.9

Полная себестоимость продукта = производственная себестоимость + внепроизводственные расходы.

Таблица 1.1 Калькуляция на продукт А


Расчет для калькуляции продукта А

ФОТ производственных рабочих = 250 000*12 мес. = 3000 000 руб.

На единицу продукта = 3000 000/ 5 000= 600 руб.

ЕСН = ФОТ *26% = 3 000 000 * 26% = 780 000 руб.

На единицу продукта = 600 * 26% = 156 руб.

РС и ЭО = 51 328 780,49 руб. (расчет в табл.1.6.) На единицу продукта 10 265,76 руб.

Расходы на подготовку и освоение продукции = РС и ЭО * 0,1% = 51 328,78 руб.

На единицу продукта = 51 328,78/5000 = 10,27 руб.

Цеховые расходы = 85 478 425,61 руб. (табл.1.7.)

На единицу продукта = 17 095,69 руб.

Цеховая себестоимость = сумма 10 статей калькуляции = 400 000 000 + 400 000 000+ 100 000 000+ 250 000 000 + 86 000 000 + 3 000 000 + 780 000 + 51328,78 +51 328 780,49 + 85 478 425,61 = 13 766 385 534,88 руб.

На единицу продукта = 13 766 385 534,88/5000 = 275 327,71 руб.

Общехозяйственные расходы = 304 350 руб. (расчет в табл.1.8.)

На единицу продукта = 60,87 руб.

Себестоимость производства = цеховая себестоимость + ОХР = 13 766 385 534,88 + 304 850 = 1 376 943 884,88руб.

На единицу продукта = 1 376 943 884,88/5000 = 275 388,58 руб.

Побочная продукция = себестоимость производства * 0.52% = 1 376 943 884.88 *0.52% = 7 160 103,00 руб.

На единицу продукта = 7 160 103,00 /5000 = 1 432,02 руб.

Производственная себестоимость = себестоимость производства - побочная продукция = 1 376 943 884,88 - 7 160 103,00 = 1 369 782 781,88руб.

На единицу продукта = 1 369 782 781,88 /5000 = 273 956,56 руб.

Внепроизводственные расходы = 121 920,00 (расчет в табл.1.9.)

На единицу продукта 121 920,00/ 5000 = 24.38руб.

Полная себестоимость продукта = производственная себестоимость + внепроизводственные расходы = 1 369 782 781,88 + 121 920,00= 1 369 904 701,88 руб. На единицу продукта = 1 369 904 701,88/5000 = 273 980,94руб.

Таблица 1.2 Калькуляция на продукт Б


Расчет для калькуляции продукта Б

ФОТ производственных рабочих = 200 000*12 мес. = 2 400 000 руб.

На единицу продукта = 2400 000/ 500= 4 800 руб.

ЕСН = ФОТ *26% = 2 400 000 * 26% = 624 000 руб.

На единицу продукта = 4 800 * 26% = 1248 руб.

РС и ЭО = 5 132 878,05руб. (расчет в табл.1.6.)

На единицу продукта 10 265,76 руб.

Расходы на подготовку и освоение продукции = РС и ЭО * 0,09% = 4 619,59 руб.

На единицу продукта = 4 619,59/500 = 9,24руб.

Цеховые расходы = 8 547 842,56 руб. (расчет в табл.1.7.)

На единицу продукта = 17 095,69 руб.

Цеховая себестоимость = сумма 10 статей калькуляции - возвратные отходы = 40 000 000 + 40 000 000+ 10 000 000+ 25 000 000 + 8600 000 + 2 400 000 + 624 000 + 4619,59+5 132 878,05 +

547 842,56 - 200 000 = 140 109 340,20 руб.

На единицу продукта = 140 109 340, 20/500 = 280 218,68 руб.

Общехозяйственные расходы = 31 000 руб. (расчет в табл.1.8.)

На единицу продукта = 62,00 руб.

Себестоимость производства = цеховая себестоимость + ОХР = 140 109 340,20 +31 000 =140 140 340, 20руб.

На единицу продукта =140 139 890, 20/500 = 280 280,68 руб.

Побочной продукции нет.

Производственная себестоимость = себестоимость производства = 140 140 340, 20руб. На единицу продукта = 280 280,68 руб.

Внепроизводственные расходы = 12 300руб. (расчет в табл.1.9.)

На единицу продукта =12 300 /500=24,60 руб.

Полная себестоимость продукта = производственная себестоимость + внепроизводственные расходы =140 140 340,20 + 12 300 = 140 152 640,20 руб.

На единицу продукта = 140 152 640, 20/500 = 280 305,28 руб.

Таблица 1.3 Калькуляция на продукт В


Расчет для калькуляции продукта В

ФОТ производственных рабочих = 290 000*12 мес. = 3 480 000 руб.

На единицу продукта = 3480 000/ 2700= 1 288,89 руб.

ЕСН = ФОТ *26% =3 480 000 * 26% = 904 800 руб.

На единицу продукта = 1 288,89 * 26% = 335,11 руб.

РС и ЭО = 27 717 541,46руб. (расчет в табл.1.6.)

На единицу продукта 10 265,76 руб.

Расходов на подготовку и освоение продукции нет.

Цеховые расходы = 46 158 349,83руб. (расчет в табл.1.7.)

На единицу продукта = 17 095,69 руб.

Цеховая себестоимость = сумма 10 статей калькуляции - возвратные отходы = 216 000 000 + 216 000 000 + 54 000 000 = 135 000 000 + 46 440 000 + 3 480 000 + 904 800+ 27 717 541,46 + 46 158 349,83 - 864 000 = 744 836 691,29 руб.

На единицу продукта =744 836 691,29/2700 = 275 865,44 руб.

Общехозяйственные расходы = 164 650 руб. (расчет в табл.1.8.)

На единицу продукта =60,98 руб.

Себестоимость производства = цеховая себестоимость + ОХР =744 836 691,29+ 164 650= 745 001 341,29 руб.

На единицу продукта =745 001 341,29/2700 = 275 926,42 руб.

Побочная продукция = себестоимость производства * 0,6% = 745 001 341,29 *0,6% = 4 470 008,0 5руб.

На единицу продукта = 4 470 008,05 /2700= 1 655,56руб.

Производственная себестоимость = себестоимость производства - побочная продукция =745 001 341,29 - 4 470 008,05 = 740 531 333,24руб.

На единицу продукта = 740 531 333,24/ 2700 = 274 270,86 руб.

Внепроизводственные расходы = 65 780 руб. (расчет в табл.1.9.)

На единицу продукта =65 780 /2700=24,36руб.

Полная себестоимость продукта = производственная себестоимость + внепроизводственные расходы =740 531 333,24 +65 780 = 740 597 113,24руб.

На единицу продукта = 740 597 113,24 /2700 = 274295,23 руб.

Таблица 1.4

№ п/п

Наименование статей расхода

Годовая сумма, тыс. руб.

1.

Амортизация оборудования и тр. ср.

2457,60

2.

Содержание машин, станков и оборуд.

 

 

Зарплата дежурных рабочих

720,00

 

ЕСН

187, 20

 

Вспомогательные материалы

1000,00

 

ИТОГО

1907, 20

3.

Текущий ремонт оборудования

 

 

Зарплата ремонтных рабочих

1440,00

 

ЕСН

374,40

 

Вспомогательные материалы

5000,00

 

Запчасти

10000,00

 

Услуги АХР

15000,00

 

Услуги электроцеха

1000,00

 

Услуги цеха КИПиА

10000,00

 

Услуги ЦЦР - 1

20000,00

 

Услуги лаборатории диагностики

-

 

Пар

2000,00

 

Электроэнергия

5000,00

 

Прочие расходы

2000,00

 

ИТОГО

71814,40

4.

Транспортные расходы

8000,00

5.

Износ, ремонт и возобн. МБИ

-

6.

Пар на мелкие произв. Расходы

-

7.

Прочие расходы

-

8.

Услуги ЦРВ - воздух КИП

-

 

ВСЕГО:

84179, 20

Расчеты для годовой сметы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования (РСиЭО)

Амортизация оборудования. Норма амортизации: 100%: 10 = 10%;

Коэффициент ускорения 2;

год: 24 000 000 * 10% *2 = 4 800 000 руб.;

год: (24 000 000 - 4 800 000) * 10% *2 = 3 840 000 руб.;

год: (19 200 000 - 3 840 000) *10% *2 = 3 072 000 руб.;

год: (15 360 000 - 3 072 000) * 10% *2 = 2 457 600 руб.

Зарплата деж. рабочих = 60 тыс. руб. * 12 мес. = 720тыс. руб.

ЕСН= 720тыс. руб. * 26%; =187,2 тыс. руб

Зарплата ремонтных рабочих = 120 * 12 мес. =1 440 тыс. руб.

ЕСН= 1 440 тыс руб * 26%= 374,4 тыс. руб.

Таблица 1.5 Смета цеховых расходов

№ п/п

Наименование статей расхода

Годовая сумма, тыс. руб.

1.

Зарплата мастеров

180,00

 

ЕСН

46,80

2.

Зарплата аппарата управления цеха

360,00

 

ЕСН

93,60

 

Зарплата прочего цехового персонала

480,00

 

ЕСН

124,80

4.

Амортизация зданий, сооруж.

104,22

5.

Охрана труда

888,00

 6.

Вспомогательные материалы

15000,00

 7.

Пар

20000,00

 8.

Электроэнергия

15000,00

 9.

Расходы по технике безопасности

8000,00

 10.

Вода артезианская

10000,00

 11.

Прочие расходы

-

12.

Содержание зданий, сооруж., инв.

 

 

Зарплата рабочих

240,00

 

ЕСН

62,40

 

Вспомогательные материалы

4000,00

 

Пар

30000,00

 

Электроэнергия

12000,00

 

Вода

3000,00

 

ИТОГО

49302,40

13.

Текущий ремонт зданий, сооруж., инв.

 

 

Зарплата рабочих

480,00

 

ЕСН

124,80

 

Вспомогательные материалы

8000,00

 

Услуги ЦЦР - 1

12000,00

 

ВСЕГО:

140184,62

Расчеты для сметы цеховых расходов

Зарплата мастеров: 15* 12 мес =180 тыс. руб.

ЕСН=180 тыс. руб*26%=46,8тыс. руб.

Зарплата аппарата управления цеха= 30 * на 12 мес. =360 тыс. руб.

ЕСН= 360 тыс. руб. *26%=93,6 тыс. руб.

Зарплата прочего цехового персонала= 40 тыс. руб * на 12 мес. =480 тыс. руб, ЕСН= 480 тыс. руб. *26%=124,8руб.

Амортизация здания, сооружения:

Метод уменьшаемого остатка;

Нормативный срок использования 55 лет;

Норма амортизации: 100%: 55 = 1,82%;

Коэффициент ускорения 2;

Текущий год использования 4;

Цена оборудования 3 200 000 руб.;

год: 3 200 000 * 1,82% *2 = 116 480 руб.;

год: (3 200 000 - 116 480) * 1,82% *2 = 112 240 руб.;

год: (3 083 520 - 112 240) *1,82% *2 = 108 155 руб.;

год: (2 971 280 - 108 155) * 1,82% *2 = 104 218 руб.

Зарплата рабочих= 20 * 12 мес=240тыс. руб

ЕСН= зарплата рабочих * 26%;

Зарплата рабочих= исходные данные по ФОТ * на 12 месяцев;

ЕСН= 240 тыс руб * 26%=62,4тыс. руб.

Охрана труда

Сумма ФОТ*10%

(3 000 000 +2 400 000 + 3 480 000) *10%=8 880 000 *10%=888 тыс руб.

Таблица 1.6

Расчет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования (РСиЭО)

Наименование показателей

Виды конечной продукции

Итого


Продукт А

Продукт Б

Продукт В


Основные сырье и материалы

400000000

40000000

216000000

1476000000

Полуфабрикаты собственной выработки

 

 

 


Вспомогательные материалы

400000000

40000000

216000000


 

100000000

10000000

54000000


 %

60,98

6,10

32,92

100%

Общая сумма расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, руб.

84 179 200





Величина расходов РС и ЭО, приходящаяся на каждый продукт, руб.

51328780,49

5132878,05

27717541,46

84179200

Величина расходов РС и ЭО, приходящаяся на одну единицу продукта, руб.

10265,76

10265,76

10265,76

 


Таблица 1.7


Расчет

цеховых

 расходов


Наименование показателей

Виды конечной продукции

Итого


Продукт А

Продукт Б

Продукт В


Основные сырье и материалы

400000000

40000000

216000000

1476000000

Полуфабрикаты собственной выработки

 

 

 


Вспомогательные материалы

400000000

40000000

216000000


 

100000000

10000000

54000000


 %

60,98

6,10

32,92

100%

Общая сумма цеховых расходов, руб.

140184618




Величина расходов РС и ЭО, приходящаяся на каждый продукт, руб.

85478425,61

8547842,56

46158349,83

140184618

Величина расходов РС и ЭО, приходящаяся на одну тонну продукта, руб.

17095,69

17095,69

17095,69

 


Таблица 1.8

Расчет общехозяйственных расходов

Наименование показателей

Виды конечной продукции

Итого


Продукт А

Продукт Б

Продукт В


Цеховая с/с

1376638534,88

140130385,00

744836691,29

2261605611,17






 

60,87

6, 20

32,93

100%

Общая сумма общехозяйственных расходов предприятия, тыс. руб.

 


 


500 000

Величина общехозяйственных расходов, приходящаяся на каждый продукт, руб.

304850,00

30550,00

164600,00

500000,00

Величина общехозяйственных расходов, приходящаяся на одну тонну продукта, руб.

60,97

61,1

60,96

 


Таблица 1.9 Расчет внепроизводственных расходов

Наименование показателей

Виды конечной продукции

Итого


Продукт А

Продукт Б

Продукт В


производственная с/с

1369783279,28

140160935,00

740531283,54

2250475497,82

 

60,87

6,23

32,90

100%

Общая сумма внепроизводственных расходов предприятия, тыс. руб.

 


200 000

Величина внепроизводственных расходов, приходящаяся на каждый продукт, руб.

121920,00

12300,00

65780,00

200000,00

Величина внепроизводственных расходов, приходящаяся на одну тонну продукта, руб.

24,38

24,60

 



2.2 Расчет экономических показателей деятельности предприятия за год


Таблица 1.10.


Расчеты для сводной таблицы. Продукт А

Полная себестоимость 1 ед продукции 273970,94

Плановые накопления = ПС *5% = 13699,05 руб.

Оптовая цена определяется:

где ПС - полная себестоимость;

ПлНак - плановые накопления.

273980,04 +13699,05=287679,99руб.

 - налог на добавленную стоимость (полный) = Ц опт*0,18 =51782,40руб.

Отпускная цена с учетом налога на добавленную стоимость составит


где  - оптовая цена;

,99 +51782,40= 339462,39руб.

Выручка от продажи продукта за год определяется по формуле:


где  - отпускная цена;

Объем - объем продаж.

,39 * 5000=1 697 311 950,00руб.

НДС упл = с-сть сырья, материалов, топлива, энергетики - с - сть сырья, материалов, топлива и энергетики /1,18.

000 000+ 100 000 000+250 000 000+86 000 00- (400 000 000+ 100 000 000+250 000 000+86 000 000) /1,18=127 525 423,73руб

НДС, к уплате в бюджет, определяется по формуле,

где  - налог на добавленную стоимость (полный);

 - НДС, уплаченный поставщикам сырья и материалов.

,40*5000-127 525 423,73 =131 386 576,27руб.

Балансовая прибыль за год рассчитывается по формуле:


где ВП - выручка от продаж;

ПС - полная себестоимость всего выпуска продукции;

 - НДС, подлежащий уплате в бюджет.

697 311 950,00-1 369 904 701,88-131 386 576,27 = 196 020 671,85руб

Налог на имущество (): ,

СИ - остаточная стоимость имущества, руб. (расчет в табл.1,11)

,2 % - ставка налога на имущество.

,38*0,022=330 535,99руб

Налогооблагаемая база для начисления налога на прибыль определяется по формуле ():

,

где БП - балансовая прибыль;

 - налог на имущество.

020 671,85 - 330 535,99=195 690 135,86уб

Налог на прибыль (): ,

где 24 или 20% - ставка налога на прибыль от налогооблагаемой базы,

 - налогооблагаемая база;

Налог на прибыль = НБ*20% =195 690 135,86* 0,2=39 138 027,17 руб.

 

Примечание: ставка 20% используется только по Пермскому краю в случае достижения налогооблагаемой базы 100 тыс. рублей и более.

Чистая прибыль (ЧП): ,

где  - налогооблагаемая база;

 - налог на прибыль.

690 135,86 - 39 138 027,17=156 552 108,69руб.

Аналогично для продуктов Б и В.

Таблица 1.11

Расчет остаточной стоимости имущества

количество продукции

Итого

Продукт А

Продукт Б

Продукт В


5000

500

2700

8200

60,98

6,10

32,92

100%

 

 

 

ост. стоимоссть

13136555,52

1314086,40

7091758,08

оборудование

1887807,86

188842,70

1019131,43

здания, сооружения

15024363,38

1502929,10

8110889,51

Всего

оборудование

первоначальная стоимость

списана амортизация

остаточная стоимость

 

24 000 000,00

2 457 600,00

21 542 400,00

 

здания, сооружения

первоначальная стоимость

списана амортизация

остаточная стоимость

 

3200000,00

104218,00

3095782,00

 

2.3 Сравнительный анализ структуры полной себестоимости продуктовА, Б и В (на единицу продукта)


Таблица 1.12

Критерий сравнения

продукт А

продукт Б

продукт В

Доля материальных затрат

29, 20

35,67

36,46

Доля технологических затрат

18,25

17,84

18,23

Доля энергетических затрат

6,28

6,14

6,27

Доля ФОТ

0,22

1,71

0,47

Доля РС и ЭО

3,75

3,66

3,74

Доля ЦР

6,24

6,10

6,23

Доля ОХР

0,02

0,02

0,02

Доля ВПР

0,01

0,01

0,01

Для продукта А:





Расчет доли материальных затрат: сумма сырья и материалов и вспомогательных материалов на единицу продукта делим на полную себестоимость единицы продукции и умножаем на сто.

(80000+20000) /273981,04*100=29,2%

Доля технологических затрат: технолог топливо делим на полную себестоимость единицы продукции и умножаем на

сто.50000/273981,04*100=18,25%

Доля энергетических затрат: энергетические затраты делим на полную себестоимость единицы продукции и умножаем на сто.

/273981,04*100=6,28%

Доля ФОТ: ФОТ делим на полную себестоимость единицы продукции и умножаем на сто.

/273981,04*100=0,22%

Доля РС и ЭО: РС и ЭО делим на полную себестоимость единицы продукции и умножаем на сто.

,76/273981,04*100=3,75%

Доля ЦР: ЦР делим на полную себестоимость единицы продукции и умножаем на сто.

,69/273981,04*100=6,24%

Доля ОХР: ОХР делим на полную себестоимость единицы продукции и умножаем на сто.

,97/273981,04*100=0,02%

Доля ВПР: ВПР делим на полную себестоимость единицы продукции и умножаем на сто.

,38/273981,04*100=0,01%

Аналогично для продуктов Б и В.

2.4 Выводы


Написав курсовую работу, я могу сделать следующие выводы:

Себестоимость является одним из важных показателей хозяйственной деятельности предприятий. Она является одним из основных факторов формирования прибыли, а значит, от неё зависит финансовая устойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности. В данной курсовой работе рассчитана себестоимость каждого из трёх продуктов, производимых на одном предприятии.

Цена является одним из важнейших экономических рычагов в повышении эффективности производства. Цена должна обеспечивать производителю возмещение затрат с определенной прибыльностью, а потребителю - экономическую выгоду от пользования этим товаром. Основа рыночного механизма, которая базируется на соотношении спроса и предложения, складывающихся на рынке. Процесс формирования ценовой политики, предполагает постановку целей и задач ценообразования, оценку спроса, издержек производства и цен конкурентов. Анализируя результаты, полученные при расчете калькуляций на три вида продуктов, можно сделать следующие выводы: полная себестоимость продукта Б превышает себестоимости продуктов А и В. Это превышение произошло за счет статьи Фонда Оплаты Труда, что предполагает либо использование на изготовление данного продукта более квалифицированных рабочих, либо количество рабочих, привлеченных к производству данного продукта, значительно превышает количество рабочих, участвующих в процессе производства двух остальных продуктов. Все остальные статьи затрат отличаются незначительно. Самая низкая себестоимость у продукта А. Следовательно, данное предприятие может выпускать все анализируемые продукты, чтобы их ассортимент был разнообразнее, и значит может удовлетворить большее количество покупателей с разными привязанностями и вкусами.

Список используемой литературы


1.       Волков О.И. Экономика предприятия. Инфра - М. Москва 2007

2.      Горфинкель В. Я, Швандер В.А. Экономика предприятия. Юнити. Москва 2007. - 570 с, 574 с

3.       Данченок Л.А. Маркетинговое ценообразование: политика, методы, практика / Л.А. Данченок, А.Г. Иванова. - М.: Эксмо, 2006. - 464 с.

4.      Доманк Е.Б. Методические указания по выполнению курсовой работы (курсового проекта) для студентов факультетов очной, очно-заочной и заочной форм обучения "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)"

5.       Есипов В. Я Цены и ценообразование. Питер. Санкт - Петербург 2001

6.      Михайлова Е. Ценообразование в сфере розничных продаж / Е. Михайлова // Маркетинг. - 2006. - №5. - С.113-126.

7.       Семёнов Н.А. Ценообразование на предприятиях в регионе влияния мегаполиса / Н.А. Семёнов, А.С. Цветков // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2006. - №2. - С. 192-199.

8.      Ценообразование: учебное пособие / И.Ю. Беляева [и др.]. - М.: КНОРУС, 2005. - 176 с.

.        Цены и ценообразование / ред. Есипова В.Е. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 560с. Фирма

Похожие работы на - Цены и ценообразование на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!