Макроэкономические показатели Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    191,99 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Макроэкономические показатели Российской Федерации

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Макроэкономические показатели и их роль в экономике

.1 Основные макроэкономические показатели

.2 Макроэкономические показатели и их роль

Глава 2. Макроэкономические показатели России и их динамика

Глава 3. Макроэкономические показатели и способы их регулирования

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. С развитием математических методов анализа экономических процессов определился ряд фундаментальных показателей, которые характеризуют экономическое состояние любой страны. Такие показатели были названы макроэкономическими показателями. Четкое понимание экономической сущности этих показателей и их влияния друг на друга является основой для разработки политики регулирования экономических процессов в стране.

В период переходной экономики в Российской Федерации процесс рассмотрения макроэкономических показателей является очень актуальным, так как правильная экономическая политика страны - залог ее процветания.

Показатели, которые используют в макроэкономическом анализе, принципиально разделяют на 3 группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической конъюнктуры. Потоки отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы - накопление и использование ценностей субъектами. Потоки являются экономическими параметрами, их значение измеряют в 1-цу времени, в расчете на один год, значение экономических параметров запасов измеряется на определенный момент.

Между запасами и потоками в экономике существует связь: изменения в 1-их величинах, сопровождаются соответствующими изменениями в других. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга.

Так как сегодня экономика РФ интенсивно реформируется, процесс изучения и выявления её основных макроэкономических показателей актуально как никогда. Именно правильное определение динамики развития макроэкономики, на сегодняшний день - залог будущего успеха в развитии всего государства. [14]

Цель работы: рассмотрение важнейших макроэкономических показателей, их роли в развитии экономики РФ, изучение динамики этих показателей в России на современном этапе.

Задачи работы:

Рассмотреть макроэкономические показатели и выявить их роль в экономике.

Проанализировать динамику макроэкономических показателей России.

Изучить способы регулирования макроэкономических показателей.

Объект работы: макроэкономические показатели РФ.

Предмет работы: проблемы в развитии экономики РФ в переложении на макроэкономические показатели страны.

Методы: описание, сравнение, синтез, анализ, группировка, статистические методы.

Теоретическая база: законодательные акты РФ, научные труды отечественных и зарубежных авторов, периодические издания, статистические данные по России, отчетность исследуемого объекта.

Курсовая работа включает введение, в котором изложены актуальность данной темы, цель, задачи, предмет, объект, методы исследования; три главы, заключение и список литературы.

ГЛАВА 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

1.1 Основные макроэкономические показатели

Валовой выпуск представляет собой стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный промежуток времени.

Валовой выпуск включает в себя абсолютно все товары, произведенные в экономике, в том числе и предназначенные для производства других товаров и услуг.

Валовой национальный продукт (ВНП) - стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный промежуток времени.

Различают валовой национальный и валовой внутренний продукт (ВВП).

ВНП - это ВВП минус сумма добавленной стоимости, созданной на территории страны с использованием иностранных факторов производства, плюс сумма добавленной стоимости, созданной за границей с использованием факторов, принадлежащих гражданам данной страны.

Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой ВНП за минусом начисления на потребление капитала. Показатель ЧНП имеет существенный недостаток: он несет в себе искажения, которые вносит в структуру рыночных цен государство.

Национальный доход (y) представляет собой чистый продукт, измеренный в ценах факторов производства. НД есть ЧНП минус косвенные налоги плюс субсидии.

Уровень национального дохода, который обеспечивается в условиях полной занятости, называется национальным доходом полной занятости (yF).

Доход, который остается в распоряжении домашних хозяйств, то есть доход после уплаты налогов, составляет располагаемый доход (yv) домашних хозяйств.

К потоковым величинам относятся расходы на потребление (С), сбережения (S), инвестиции (I), государственные закупки (G), налоги (Т), экспорт (Е), импорт (Z) и некоторые другие важнейшие показатели.

Имущество (активы) - любой источник законного нетрудового дохода. К имуществу относятся как реальные активы, например, реальный капитал (К), так и финансовые активы (акции, облигации), кроме того, выделяют имущественные права и интеллектуальную собственность.

Портфель активов - совокупность активов, принадлежащих экономическому субъекту.

Национальное богатство - суммарные активы, принадлежащие домашним хозяйствам фирмам и государству.

Реальные денежные (кассовые) остатки - запас платежных средств, который экономический субъект желает держать в форме наличности.

Состояние экономической конъюнктуры отражают следующие показатели:

Ставка процента (i), норма доходности капитального актива (r), уровень цен (Р), инфляция, уровень безработицы (u) и другие.

- Методы расчета ВВП как важнейшего показателя для измерения объема национального производства. [8]

При расчете ВВП используются три основных метода:

·   Метод добавленной стоимости.

ВВП - это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных на территории страны. Для правильно расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, двойного счета.

·   Метод расчета ВВП по расходам.

При расчете ВВП на основе расходов или потока благ (этот метод также называют производственным методом) суммируются следующие величины:

1. Потребительские расходы населения (С).

2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику ( Ig ).

3. Государственные закупки товаров и услуг (G).

4. Чистый экспорт (NX), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны. ВВП = С + Ig + G + NX

·   Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод).

ВВП можно представить как сумму факторных доходов (заработная плата, процент, прибыль, рента), т.е. определить как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. [5]

Оба метода считаются равноценными и должны давать в итоге одинаковую величину ВВП.

 

1.2 Макроэкономические показатели и их роль


На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных сетов связывает воедино важнейшие экономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества.

Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, то есть производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования.

Национальное счетоводство - комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода <nacionalniydohod.htm> в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования. Национальное счетоводство выполняет для экономики в целом те же функции, что бухгалтерский учет для отдельного предприятия.

Информация, которую дают счета валового внутреннего продукта <valovoyvnutrenniyprodukt.htm> и национального дохода, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики.

Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства <nacionalnoeschetovodstvo.htm> и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода <nacionalniydohod.htm> страны.

Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами.

Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели, экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов. [11]

Валовой национальный продукт (ВНП) - один из обобщающих статистических показателей, использующийся в системе национальных счетов <sistemanacionalnihschetov.htm>. ВНП определяется путем добавления к ВВП трансфертных платежей <transfertnieplateji.htm> и факторных доходов (дивиденды, проценты, заработная плата, рента), получаемых секторами-резидентами данной страны в других странах, и вычитания аналогичных доходов секторов-нерезидентов в рассматриваемой стране.

Национальный доход - один из основных обобщающих статистических показателей, использующийся в системе национальных счетов <sistemanacionalnihschetov.htm>. Национальный доход может быть определен посредством расчета валового национального продукта по доходам при исключении двух видов платежей - амортизации <amortizaciya.htm> и косвенных налогов на бизнес.

В него не включаются косвенные налоги, так как государство, получая их, не вкладывает никаких ресурсов в производственный процесс.

При исчислении располагаемого национального дохода суммируются:

а) заработная плата;

б) взносы на социальное страхование;

в) косвенные налоги на бизнес и другие государственные сборы;

г) субсидии;

е) международная помощь;

ж) нераспределенная прибыль корпораций;

з) доходы от собственности;

и) доходы от индивидуальной деятельности;

к) доходы от страхования;

л) доходы от операций.

Чистый национальный продукт (ЧНП) - один из обобщающих статистических показателей, использующийся в системе национальных счетов <sistemanacionalnihschetov.htm>. ЧНП представляет собой разницу между валовым национальным продуктом <valovoynacionalniyprodukt.htm> и суммой амортизационных отчислений в национальном хозяйстве. ЧНП можно исчислять и другим методом, рассматривая его как сумму доходов: заработной платы, взносов на социальное страхование, налогов <nalogi.htm>, процентов <procent.htm>, дивидендов <dividend.htm>, рентных платежей, нераспределенной прибыли <pribil.htm> корпорации <korporaciya.htm>, доходов от индивидуальной деятельности, а также других форм доходов резидентов <rezident.htm> данной страны. [9]

Налоги косвенные - налоги  <nalogi.htm>на товары и услуги, взимаемые путем установления надбавки к цене или тарифу <tarifi.htm>. В отличие от налогов прямых налоги косвенные не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика, т.е. физического или юридического лица <yuridicheskielica.htm>, на которое законом возложена обязанность выплачивать налог.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - один из обобщающих статистических показателей развития национального хозяйства; основной показатель в системе национальных счетов <sistemanacionalnihschetov.htm>. ВВП представляет собой совокупную рыночную стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг, как в материальном, так и в нематериальном производстве за определенный статистический период (обычно за год). Метод расчета ВВП по доходам предполагает суммирование всех доходов физических и юридических лиц <yuridicheskielica.htm>, полученных ими от производства всего объема продукции за данный статистический период.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) - один из обобщающих статистических показателей развития национального хозяйства, использующийся в системе национальных счетов <sistemanacionalnihschetov.htm>. ЧВП представляет собой разницу между валовым внутренним продуктом <valovoyvnutrenniyprodukt.htm> и величиной амортизационных отчислений. Таким образом, ЧВП можно рассматривать как суммарные доходы, полученные в течение статистического периода (обычно года) только на территории данного государства как в отраслях материального, так и в отраслях нематериального производства.

Взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующим образом: валовой внутренний продукт (ВВП) - амортизация = чистый внутренний продукт (ЧВП) - косвенные налоги = взносы на социальное страхование - индивидуальные подоходные налоги -нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платежи = располагаемый доход (РД). [4]

Таким образом, макроэкономических показателей можно выделить значительное количество, все они предельно взаимосвязаны между собой и изменение одного из них непременно ведёт за собой трансформирование большинства остальных.

денежных российский экономический рост

ГЛАВА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОССИИ И ИХ ДИНАМИКА

Экономическое развитие России в 2008 году было неравномерным. До середины 2008 года благодаря рекордным экспортным доходам и интенсивному расширению банковского кредита экономика России развивалась динамично.

С начала второго полугодия развивающийся мировой кризис усилил негативное влияние на экономическое развитие России.

темп роста ВВП составил 105,6%;

инвестиции в основной капитал увеличились, по оценке, на 9,1% по сравнению с 21,1% в 2007 году;

рост реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2008 года составил 2,7%.

оборот розничной торговли увеличился на 13,0%.

промышленное производство за 2008 г. выросло на 2,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

производство продукции сельского хозяйства в 2008 году увеличилось на 10,8% (в 2007 году - на 3,4%), в основном за счет роста производства продукции растениеводства. Производство зерна увеличилось более чем на 32%, что позволяет полностью обеспечить потребности внутреннего рынка и поставки на экспорт.

в значительной степени росту товарооборота между Россией и Молдавией в 2008 году способствовало возобновление поставок мясной, растениеводческой и винодельческой продукции молдавских производителей на российский рынок.

экспорт товаров в 2008 году увеличился по сравнению с 2007 годом на 32,8% (в 2007 году - на 16,8%). В IV квартале экспорт товаров снизился и составил 88,7% к соответствующему периоду предыдущего года.

импорт товаров увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 30,4% (в 2007 году - на 36%). В IV квартале импорт увеличился на 3,7% к уровню IV квартала предыдущего года.

в 2008 году началась реализация программ экономического сотрудничества России с Казахстаном (до 2011 года), Узбекистаном (до 2012 года) и Молдавией (до 2020 года), которые охватывают все сферы экономического взаимодействия.

добыча газа в 2008 году составила 101,7% к 2007 году.

индекс химического производства в 2008 году составил 95,8% к 2007 году, в декабре - 71,1% (к декабрю 2007 года).

индекс металлургического производства и производства готовых металлических изделий в 2008 году составил 99,8% к 2007 году (декабрь 2008 года к ноябрю 2008 года - 99,4%).

индекс целлюлозно-бумажного производства; издательской и полиграфической деятельности в 2008 году составил 100,8%.

индекс текстильного производства в 2008 году составил 88,6% к 2007 году. [10]

В середине 2008 года конъюнктура мировых товарных рынков стала ухудшаться. Так, цена на нефть марки Urals в декабре 2008 г. снизилась по сравнению с июлем 2008 г. в 3,3 раза, в том числе к уровню ноября 2008 г. - на 23,2 процента. Падению мировых цен на нефть способствовал рост опасений относительно замедления роста мировой экономики, проблемы с ликвидностью на мировых финансовых рынках и существенное укрепление доллара.

Профицит федерального бюджета в 2008 году составил, по предварительным данным Минфина России 4,0% ВВП против 5,4% ВВП годом ранее. При этом доходы бюджета составили 21,7 ВВП против 23,5% ВВП в 2007 году, а расходы бюджета - 17,69% ВВП против 18,1% ВВП за двенадцать месяцев предыдущего года.

По состоянию на 1 января 2009 года объем Резервного фонда составил 4027,64 млрд. руб., что эквивалентно 137,09 млрд. долл. Объем Фонда национального благосостояния составил 2584,49 млрд. руб., или 87,97 млрд. в долларовом эквиваленте.

Таким образом, совокупный объем указанных фондов увеличился за 2008 год на 71,8% в рублевом эквиваленте (15,5% ВВП), или 225,05 млрд. в долларовом эквиваленте.

Совокупный объем государственного долга возрос за 2008 год, по оценке на 9%.

Доля российской промышленности на рынках наукоемкой продукции составляет лишь 1% (для сравнения: на долю США приходится 36%, Японии 30%). Экспорт сформирован на 60% энергоносителями (нефть, нефтепродукты, газ), на 15% - металлургической продукцией. Товары с высокой степенью переработки занимают незначительную долю: машины и оборудование.

На 1 апреля 2009 объем Резервного фонда составил 4,117 трлн. рублей, Фонда национального благосостояния - 2,584 трлн. рублей. Только в марте 2009 года, говорится в отчете Минфина, опубликованном 10 апреля, “на обеспечение сбалансированности федерального бюджета” из Резервного фонда израсходовано 600 млрд. рублей. А к 16 апреля Резервный фонд похудел уже на 940 млрд. рублей.

Январская статистика Росстата в 2012 году принесла много сюрпризов, в основном, негативного плана. Этот негатив не был преодолен даже после пересмотра Росстатом в феврале 2012 г. в сторону повышения ряда макроэкономических показателей за прошлый год: в частности, Росстат, повысил оценку роста инвестиций с 6,2 до 8,3%, а реальной заработной платы - с 3,5 до 4,2%.

По данным января большинство макроэкономических показателей снизилось по отношению к декабрю, за исключением промышленности, которая со снятой сезонностью выросла на плюс 0,9% к декабрю 2011 г.

Несмотря на хорошую динамику промышленности, оценки динамики ВВП, озвученные Минэкономразвития России, оказались нерадостными: рост в январе на 3,9% год к году и снижение на 0,1% к декабрю (после 0,5% прироста в среднем за месяц в четвертом квартале). [12]

Рис.1. Динамика макроэкономических показателей РФ за 2008-2011 годы

Особенно печально выглядит ситуация с инвестициями: их рост на 15,6% к январю впечатляет лишь тех, кто забыл о необычайно низком показателе января 2011 г. Со снятой сезонностью, к декабрю прошлого года инвестиции снизились на 1%, а по данным МЭР, которые удивили общественность на 9,9%. Показатель совокупных инвестиций в основной капитал отражает в значительной степени динамику строительства жилья и производственных зданий и сооружений, а не только инвестиций в оборудование. Важнейшую роль в оживлении динамики ВВП в четвертом квартале 2011 г. играл потребительский спрос. Реальные доходы населения в январе выросли лишь на 2,3% год к году, а со снятой сезонностью упали на 1%. Та же картина с розничным товарооборотом, который сократился в январе на 0,5% со снятой сезонностью.

Важным фактором, определившим динамику ВВП января 2012 г., стал прирост расходов федерального бюджета, который резко ускорился (почти на 52% год к году в реальном выражении против 7%-ного прироста в декабре. Если бы динамика бюджетных расходов соответствовала картине прошлого года, то падение ВВП в январе было бы гораздо более заметным. А так можно говорить лишь о фактической стагнации российской экономики, не забывая при этом, что фронтальное ухудшение макропоказателей, несомненно, таит угрозу рецессии. Эта угроза усугубляется тем фактом, что одна из проблем российской экономики состоит в ее неустойчивости, в сильной подверженности влиянию цикла запасов. В 2009-2011 гг. доля фактора изменения запасов, на основе статистики Росстата составляла около 90% прироста ВВП в целом за год. Как следует из сопоставления недавних расчетов МВФ в регулярном докладе «Перспективы мировой экономики» по российской экономике, Россия с точки зрения влияния запасов на экономический рост не является исключением. Например, в 2010 г. около половины прироста ВВП США определялось этим фактором, а у новых индустриальных стран Азии (Южная Корея, Сингапур, Тайвань) в 2009 г. отрицательный вклад прироста запасов в три раза превысил итоговое падение ВВП на 0,7%, то есть, несмотря на кризис, рост платежеспособного спроса продолжался. [5]

Особенность России в том, что в последние три года доля вклада изменения запасов в приросте ВВП в России не опускалась ниже 88%, то есть в отличие от тех же стран Азии она была устойчиво высока в среднегодовом исчислении. При этом в среднем за 2003-2012 гг. (и за более ранние периоды) доля вклада изменения запасов в России, в общем-то, была сопоставима с другими странами. Это может означать, что в ближайшие годы необычайно высокий вклад инвестиций в запасы, который был связан с нефтяной эйфорией, сойдет на нет, и рост российского ВВП будет определяться в основном динамикой платежеспособного спроса на внешнем и внутреннем рынке, который пока быстро расти не собирается.

Зависимость российской экономики от экономики США сегодня достаточно велика. Для того чтобы снизить зависимость от мировой экономической конъюнктуры России сейчас нужны шаги и экономического и политического характера. Основная роль при этом должна быть отведена отечественному машиностроению. На основе использования инновационного потенциала ВПК представляется реальным выработать механизм ускоренного развития машиностроительного комплекса, продукции двойного назначения, диверсификации чисто военного производства, создания банка данных новейших технологий для использования на коммерческих началах в секторах, выпускающих продукцию потребительского назначения.

Существует также проблема трудовых ресурсов, квалификации кадров и науки, которая переросла в первоочередную, и даже не столько в количественную, сколько в качественную. Поэтому нужна комплексная государственная программа, содержащая институциональные, медицинские, социальные, экономические целевые ориентиры и меры по их достижению, с тем чтобы не только сохранить, но и расширить воспроизводство физически и духовно здорового, высококвалифицированного человеческого потенциала, способного отвечать требованиям времени. Следует принять неотложные меры по повышению регулирующих функций государства, направленных на восстановление научно-технического и интеллектуального потенциала страны, опираясь на внутренние источники развития.

Последние мероприятия правительства, связанные с формированием институтов развития (особых экономических зон, инвестиционного фонда, Банка развития, корпораций), разработкой и осуществлением национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и сельскохозяйственного производства, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. должны стать основой поворота к новому экономическому курсу в стране.

ГЛАВА 3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СПОСОБЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики.

Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов:

. Быстрота и гибкость: по сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может быть надолго отсрочено из-за обсуждений в парламенте.

. Изоляция от политического давления: по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот, действует мягче и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

. Монетаризм: хотя большинство экономистов считают как фискальную, так и кредитно-денежную политику действенными инструментами стабилизации, так называемые монетаристы полагают, что изменение денежного предложения - ключевой фактор определения уровня экономической активности, а фискальная политика относительно неэффективна. [11]

Однако необходимо признать, что кредитно-денежная политика в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

Минусы кредитно-денежной политики: избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могут использоваться банками для расширения предложения денег; вызванное кредитно-денежной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег; воздействие кредитно-денежной политики ослабится, если кривая спроса на деньги полога, а кривая спроса на инвестиции крута; к тому же кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав кредитно-денежную политику.

Кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой - они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.

Влияние политики дешевых денег на ЧНП усиливается сопутствующим расширением чистого экспорта, которое, в свою очередь, ускоряется понижением процентной ставки в стране. Аналогичным образом политика дорогих денег усиливается сужением чистого экспорта. При определенных условиях может возникнуть альтернатива - использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны. [5]

Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.

В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике.

Стимулирующая фискальная политика включает:

) увеличение государственных расходов;

) снижение налогов;

) сочетание первого и второго.

Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика.

Сдерживающая фискальная политика включает:

) уменьшение правительственных расходов;

) сочетание первого и второго.

Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.

Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно. [1]

Таким образом, видно, что в макроэкономике имеется значительное количество инструментов, которые позволяют на неё влиять, как положительно, так и отрицательно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс экономического развития страны можно охарактеризовать по следующим макроэкономическим параметрам: по национальному объему производства, валовому национальному и внутреннему продукту, совокупному спросу и совокупному предложению, занятости и нормы безработных, уровню инфляции и другое.

Важнейший аспект в макроэкономическом управлении представляется государственным регулированием экономического состояния при помощи фискальной, монетарной, социальной политики.

Центральным параметром является валовой внутренний продукт (ВВП). Это рыночная стоимость всего объема конечной продукции и услуг, произведенного на территории страны за определенный период, независимо от того, кто владеет факторами производства (граждане данной страны или иностранцы).

Анализ структуры основных макроэкономических показателей, проведенный в работе показал, что между ними существует довольно жесткая связь и изменение одного из них влечет изменение других. Однако наибольшее влияние на макроэкономическое положение государства оказывают инфляционные процессы.

Поэтому предупреждение инфляции и обуздание ее в случае возникновения и определяет набор методов управления макроэкономическими показателями государства. [7]

Таким образом, ВНП и другие макроэкономические показатели являются показателями экономического состояния общества. Макроэкономические показатели важны для прогнозирования экономического развития страны, принятия правильных решений.

И хотя различные показатели национального дохода не учитывают нерыночные и нелегальные сделки, изменения фонда свободного времени и качества товаров, состава и распределения совокупного выпуска, а также экологические последствия производства, тем не менее, они являются довольно точными и полезными индикаторами экономического состояния страны.

Исследуя эти показатели мы можем достаточно точно предсказать развитие страны в целом, и отдельных отраслей экономики в частности. В последнее время появился ряд новых экономико-математических методов исследования этих показателей, так что можно с большой точностью определить, будет ли развитие экономики определенной страны, или нет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Аганбегян А.Г. Экономика России на распутье... Выбор посткризисного пространства. - М.: Издательство «АСТ». - 2010. - 384 с.

2.      Бессонова О.Э. Раздаточная экономика России. - М.: Издательство «Российская политическая энциклопедия». - 2006. - 144 с.

3.      Вязовой Ю.А. Концепция развития национальных отраслей экономики России. - Астрахань: Издательство «Астраханский университет» 2008. - 92 с.

4.      Гребнев Л. С. Экономика. - М.: Издательство «Логос». - 2010. - 408 с.

5.      Занин В.П. Незнакомая экономика России. - М.: Издательство «Голос-Пресс». - 2011. - 400 с.

6.      Корчагин Ю. А. Современная экономика России. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс». - 2008. - 672 с.

7.      Кудров В. М. Национальная экономика России. - М.: Издательство «Дело». - 2008. - 544 с.

8.      Кудров В. М. Россия и мир. Экономика России в мировом контексте. - М.: Издательство «Алетейя». - 2010. - 576 с.

9.      Куренков Ю.В. Структурная и институциональная модернизация экономики России. Секторный анализ в контексте мирового развития. - М.: Издательство «Наука». - 2006. - 416 с.

10.    Нестеренко А. Н. Экономика и институциональная теория. - М.: Издательство «Едиториал УРСС». - 2002. - 416 с.

11.    Новицкий Н.А. Инновационная экономика России. Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. - М.: Издательство «Либроком». - 2009. - 328 с.

12.    Сильвестров С.Н. Приоритеты и модернизация экономики России. - С-Пб.: Издательство «Алетейя». - 2011. - 208 с.

13.    Родимкина А.М. Россия. Экономика и общество. - С-Пб.: Издательство «Златоуст». - 2007. - 160 с.

14.    Щегорцов В.А. Экономика России. Деньги и банки. - М.: Издательство «Новости». - 20010. - 920 с.

15.    Швецов А.Н. Экономика и управление преобразованиями сложных социально-экономических систем. - М.: Издательство «Едиториал УРСС». - 2004. - 112 с.

Похожие работы на - Макроэкономические показатели Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!