Лизинговые отношения на автотранспорте

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    93,47 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лизинговые отношения на автотранспорте

Введение

лизинг экономический правовой договор

Обновление автопарка и комплектование оптимального его состава автотранспортными средствами требуют больших затрат, что объясняется высокими ценами на автомобили, прицепы и полуприцепы как на внутреннем, так и на международном рынке. Аналогичная ситуация складывается в оснащении ремонтной базы автотранспортных предприятий необходимым оборудованием.

Одной из особенностей малых предприятий является то, что они не имеют крупных финансовых ресурсов. Поэтому приобретение новых автотранспортных средств и ремонтного оборудования является большой проблемой. Другой путь - взять кредит в банке на указанные цели не всегда приемлем из-за политики банков не давать долгосрочные кредиты и высоких процентных ставок и отрицательно сказывается на эффективности производства.

Далеко не все автотранспортные предприятия могут позволить себе расширение парка машин за счет собственных средств. Здесь на помощь приходит финансовая аренда. или договор лизинга, которая позволяет использовать полученное имущество в коммерческих целях, а платежи за это имущество осуществлять периодически в течение срока договора лизинга.

Иными словами, лизинговая сделка остается одним из приоритетных вариантов приобретения автотранспорта в рассрочку, если предприятию недоступны другие способы его покупки.


1.      Лизинг и его значение для малого бизнеса

Лизинг (leasing) является разновидностью арендных отношений и представляет собой основной вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору аренды юридическим или физическим лицам за определенную плату во временное пользование.

Феномен лизинга в том, что сегодня он сформировался как новая, нетрадиционная, специфическая система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования, расчеты по долговым обязательствам и прочие финансовые механизмы.

Современный лизинг дополняет и обогащает формы и методы взаимодействия банковских структур с реальным сектором экономики по финансированию и стимулированию производства. Формы реализации лизинга диверсифицировались и обогатились разнообразными сочетаниями с традиционными формами финансирования.

Лизинг является важнейшим элементом рыночного механизма, создающий условия для развития малого предпринимательства. Это способ инвестирования финансовых ресурсов на выгодных для предприятия-потребителя техники условиях.

В зависимости от конкретных обстоятельств объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящиеся по действующей классификации к основным средствам. На практике в лизинг передается чаще всего различное технологическое оборудование с высокими темпами морального старения, дорогостоящие машины, станки, приборы, строительная техника, трактора, комбайны и пр.

Основными моментами при выборе схемы обновления автопарка предприятия является:

сроки окупаемости приобретаемой техники;

наличие свободных денежных ресурсов (анализ финансового состояния предприятия);

возможность предприятия вкладывать финансовые ресурсы в проекты с более быстрыми сроками окупаемости (наличие пакета альтернативных финансовых вложений).

Практика современного бизнеса показывает, что максимальный приемлемый срок окупаемости автомобиля не более 3 лет.

Остановимся на трех основных методах приобретения автотехники:

) прямая покупка - приобретение машин путем отвлечения свободных денежных средств предприятия, разовые затраты на полную стоимость автотранспорта, данный метод наиболее предпочтителен при малых сроках окупаемости до 1,5 года и при отсутствии у предприятия других проектов с меньшими сроками окупаемости;

) покупка в кредит - приобретение автотранспорта путем привлечения кредитных ресурсов, затраты на привлечение и обслуживание кредита, равномерные уменьшающиеся платежи, данный метод наиболее предпочтителен при малых сроках окупаемости и при отсутствии у предприятия свободных денежных ресурсов;

) покупка в лизинг - приобретение транспорта путем равномерных платежей в течении срока лизинга 3-5 лет, данный метод предпочтителен при необходимости оптимизации налога на прибыль и НДС (увеличивает себестоимость на сумму автомобиля и сопутствующих платежей по обслуживанию лизинга - аналог процентов по кредиту), позволяет обеспечить более равномерный денежный поток, при сроках окупаемости более 1,5 лет.

В целях наиболее предпочтительного варианта приобретения автотранспорта проведем стоимостное сравнение итоговых затрат по вариантам приобретения (Таблица 1).


Так из таблицы 1 видно, что основное преимущество лизинговой схемы заключается в том, что платежи полностью включаются в себестоимость с выделением НДС. При прямой покупке и покупке в кредит НДС к зачету с бюджетом выделяется из стоимости автомобиля, а при покупке в лизинг сумма НДС выделяется из всей суммы лизингового платежа. В лизинговый платеж, как правило, входит амортизация автомобиля, все налоги, страхование, связанные с владением автомобиля и вознаграждение лизингодателя. То есть сумма НДС при лизинговой схеме значительно выше, чем при прямой покупке или покупке в кредит.

Также основным преимуществом лизинговой схемы является более щадящие (растянутые по времени) выплаты в счет приобретенного автотранспорта, чем при прямой покупке или покупке в кредит.

Все вышеописанное характеризует финансовые преимущества лизинговой схемы: возмещение НДС со всей суммы лизингового платежа, лизинговые платежи полностью включаются в себестоимость предприятия.

Лизинг хорош и тем, что позволяет легальными методами оптимизировать налогообложение: по закону можно полностью отнести лизинговые платежи на себестоимость продукции, работ и услуг. Это в свою очередь существенно снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. У предприятия появляется возможность зачесть НДС, уплаченный в лизинговых платежах, а также провести ускоренную амортизацию со списанием стоимости автотехники на себестоимость.

2.      Эффективность лизинга для государства

Лизинг как финансовый инструмент предназначен для развития и увеличения производства, обновления основных фондов, а одной из ключевых задач государства сегодня является именно модернизация экономики. Поэтому неудивительно, что государственные лизинговые компании сегодня занимают ведущие позиции на этом рынке.

Поскольку лизинг в условиях рыночной экономики как способ инвестирования средств создает благоприятные условия для функционирования и развития общественного производства, он пользуется поддержкой во всех развитых странах мира. для участников лизинга применяются налоговые льготы. Лизинг способствует притоку инвестиций и развитию малых предприятий.

В настоящих условиях хозяйственный лизинг как форма коммерческих отношений начинает активно использоваться в российской практике в виде дополнительного источника финансирования и материального обеспечения участников лизингового оборота. Для формирования лизинговой отрасли имеются все объективные условия, и прежде всего появившееся многообразие форм собственности, которое является основой формирования различных видов арендных отношений, а также постепенное расширение методического и нормативного обеспечения основных видов лизинговой деятельности.

Лизинг грузового автотранспорта для юридических лиц в России сегодня является самым востребованным инструментом долгосрочного финансирования при приобретении коммерческой техники. Благодаря лизингу у промышленного предприятия появляется реальная возможность модернизации и расширения автопарка без приобретения нового имущества полностью за свой счет. Это особенно важно в условиях экономического кризиса при ограниченности свободных средств и необходимости сохранить существующие кредитные линии.

3.      Субъекты лизинга - их права и обязанности

Всем комплексом лизинговых услуг, как правило, занимаются специализированные компании, имеющие средства для инвестирования. С предложениями на лизинговом рынке выступают также местные органы власти и управления.

Опыт стран с рыночной экономикой подтверждает высокую эффективность применения лизинга для развития производства, как для поставщика, так и для потребителя техники. Поставщику, в качестве которого выступает завод-изготовитель, он дает возможность загрузить технологическое оборудование, рационально использовать рабочую силу, не допустить резкого снижения объема выпускаемой продукции.

Субъектами лизинга являются три основных лица: лизингодатель, лизингополучатель, производитель (продавец) предмета лизинга.

Будущий лизингополучатель при необходимости находит лизинговую компанию с достаточными финансовыми средствами и обращается к ней с деловым предложением по заключению лизинговой сделки. Согласно этой сделке лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает его в собственность и передает лизингополучателю во временное пользование за оговоренную в договоре плату. По окончании действия договора в зависимости от его условий имущество либо возвращается лизингодателю, либо переходит в собственность лизингополучателя.

Состав участников лизинговой сделки может сократиться до двух, если продавец и лизингодатель или продавец и лизингополучатель являются одним и тем же лицом. Количество участников лизингового договора может быть и несколько увеличено в случае привлечения к нему новых источников финансовых средств: инвестиционных фондов, банков, страховых компаний.

На первом этапе реализации лизингового взаимодействия изготовитель оборудования и лизингодатель, заключая договор купли-продажи, выступают как продавец и покупатель. При этом все вопросы по согласованию конкретных видов оборудования, его качеству, технологическим характеристикам решаются между изготовителем оборудования и лизингополучателем, хотя последний и не является юридической стороной данной сделки. Лизингодатель выполняет в основном финансовое обеспечение сделки.

На втором этапе лизингодатель уже как владелец оборудования сдает его во временное пользование лизингополучателю. При этом продавец имущества, хотя и выполнил условия сделки купли-продажи, несет ответственность за качество оборудования.

Главное содержание лизинговых отношений - это операции по передаче имущества в аренду во временное пользование на условиях лизинга. Отношения по купле-продаже играют второстепенную роль.

4.      Условия оплаты по договору лизинга

Лизинг имеет много общего с кредитными отношениями, которые базируются на трех основных принципах:

• срочности (кредит дается на определенный срок);

• возвратности (обязательно подлежит возврату в установленный срок);

• платности (выплачивается определенный ссудный процент).

В лизинге собственник имущества, передавая его на определенный период и во временное пользование, в установленный срок получает имущество обратно, а за предоставленные услуги получает от лизингопользователя оплату в размере согласованного процента от стоимости сдаваемого в аренду оборудования. Налицо элементы кредитных отношений, только при этом участники лизинговой сделки оперируют не денежными средствами, а имуществом.

Специфика лизингового взаимодействия проявляется в следующем.

• Продавец имущества, как правило, знает, что оно приобретается в целях сдачи в аренду.

• При сдаче имущества в аренду на условиях лизинга собственником сдаваемого имущества остается лизингодатель.

• Собственник имущества за передачу его во временное пользование получает всегда вознаграждение.

• Пользователь имущества в случае обнаружения дефектов направляет свои претензии или собственнику, или непосредственно продавцу оборудования, с которым никакими договорными отношениями он не связан.

• Пользователь имущества в условиях финансового лизинга имеет право досрочно или после окончания срока договора приобрести его в собственность, что оформляется договором купли-продажи.

Любая лизинговая операция, как правило, оформляется договором о лизинге. В зависимости от формы лизинга договоры оформляются в различных вариантах: как «Договор о лизинге оборудования с правом выкупа», или «Договор купли-продажи имущества, продаваемого в лизинг». Как правило, в качестве основных разделов договора используются следующие: I. Условия лизинга; II. Сумма арендной платы; III. Поставка оборудования; IV. Права и обязанности лизингодателя и лизингополучателя; V. Прекращение действия договора; VI. Действия после закрытия сделки; VII. Обязанности, связанные с возвратом оборудования; VIII. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон.

5.      Особенности международного лизинга

Одной из наиболее эффективных форм лизингового взаимодействия являются международные лизинговые операции, предполагающие предоставление внаем товаров, пересекающих границу страны арендодателя

Международный лизинг характеризуется тем, что его участники могут находиться в развитых странах. В рамках международного лизинга выделяются прямой лизинг (арендная сделка между юридическими лицами разных стран) и косвенный лизинг (арендатор и арендодатель юридические лица одной страны, но часть капитала арендодателя размещен в других странах).

При осуществлении международной лизинговой операции арендодатель покупает предметы аренды у национальной фирмы внутри своей страны и предоставляет их внаем иностранному арендатору. Такой тип операции считается экспортной арендной сделкой.

Арендная операция, в результате которой арендодатель приобретает предметы аренды у иностранной фирмы и предоставляет их внаем отечественному арендатору, имеет определение импортной арендной сделки.

К международным относятся также арендные операции заграничных дочерних компаний транснациональных корпораций и транснациональных банков, совершающих сделки на территории страны пребывания вместе с местными фирмами.

мая 1988 г. в г. Оттаве (Канада) была принята Конвенция о международном финансовом лизинге, которая позволила установить единообразные нормы, регулирующие правовые отношения всех участников международной лизинговой сделки, и устранить имеющие место юридические препятствия для ее реализации.

В Конвенции закреплена неразрывная связь двух договоров: купли-продажи и лизинга. По российскому законодательству правовое оформление лизинговой сделки полностью совпадает с требованиями Конвенции о международном финансовом лизинге.

Часто лизинговые компании в налоговых целях открывают свои филиалы в местах с льготным налогообложением, особенно в офшорных зонах.

В ситуации острого дефицита денежных средств вопрос разрешим, если российское предприятие-заемщик в состоянии предоставить гарантию российского банка, подтвержденную каким-либо западным банком-корреспондентом. При решении данного вопроса российские банки часто прибегают к услугам своих дочерних предприятий, дающих поручительство за предприятие-заемщика в качестве обеспечения гарантии. В любом случае возникает естественный вопрос о целесообразности реализации международного лизингового обмена, и прежде всего оценки экономической эффективности операции. Структура операции международного лизинга приведена на рисунке 1.

Рис. 1 Структура операций международного лизинга

Практика арендного взаимодействия подтверждает, как правило, более высокую эффективность операций по международному лизингу по сравнению с операциями внутреннего лизинга. Эффективность международной операции обычно значительно выше, если используется авансовый платеж и при расчете суммы гарантии учитывается соглашение об исключении двойного налогового обложения. Налоговым органам следует доказать, что в налогооблагаемый доход зарубежной лизинговой компании не следует включать суммы погашения стоимости оборудования. Однако в каждом конкретном случае необходимо прибегать к компетентной консультации с налоговыми органами.

Автотранспортные предприятия и станции техобслуживания России при проведении инвестиционной политики, связанной с обновлением автотранспортных средств, могут приобрести их по международному лизингу за рубежом.

Договоры международного лизинга могут заключаться напрямую, через дочернюю фирму и через посредника.

В контрактах предусматривается:

выбор предмета лизинга;

детальное описание предмета лизинга;

местонахождение объекта лизинга;

точное указание сроков аренды;

просроченная поставка или непоставка (ответственность сторон);

невыполнение других условий договора лизинга (доставка, сохранность и пр.);

охрана прав собственности арендодателя;

регулирование гарантийных претензий;

правила эксплуатации предмета лизинга;

страхования лизингового имущества;

определение лизинговых платежей;

просрочка платежей.


Заключение

Вопросы, связанные с финансовой арендой (лизингом) транспортных средств, актуальны сегодня для многих предприятий, ведь лизинг предоставляет возможность использовать дополнительные ресурсы в коммерческой и управленческой деятельности, производя оплату стоимости транспортных средств не сразу, а частями в течение срока договора лизинга.

Предметом многих лизинговых сделок все чаще становятся транспортные средства. Объясняется это тем, что транспорт занимает не последнее место в числе приоритетных направлений социально-экономического развития РФ. Так, в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, разработанным Минэкономразвития России, предусматривается дальнейший рост показателей деятельности транспортного комплекса. Приоритетным направлением остается развитие автомобильного транспорта.

Основными преимуществами использования лизинга являются следующие.

• Инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата денег, так как лизингодателем в большинстве случаев сохраняется право собственности на переданное в аренду имущество.

• Лизинг предполагает 100% кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет арендатору без крупных финансовых затрат обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее оборудование. При использовании обычного кредита предприятие должно часть стоимости покупки оплатить за счет собственных средств.

• Лизинговое соглашение имеет более гибкую форму, чем получение ссуды, так как позволяет обеим сторонам использовать взаимовыгодную форму выплат - ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими.

• Для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического старения оборудования, так как оно не приобретается в собственность, а берется во временное пользование.

• Лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от выплаты налога на имущество.

• Лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль.

• Изготовитель оборудования получает дополнительные возможности организации сбыта продукции и освоения новых сегментов рынка.


Список использованных источников

1) Бычков В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте - Санкт-Петербург. - Питер, 2004. - 448 с.

2)      Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 608 с.

3)  Сагдеева А.А., Воронова Н.В. Лизинг как инструмент обновления автопарка промышленного предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http:// www.gramota.net/materials/1/2009/9/45.html, 20.10.2014]

4)      Селянина Е.Н. Лизинг автотранспорта: актуальные вопросы, сложные моменты [Электронный ресурс] - Режим доступа: [http://www.profiz.ru/se/7_2013/lizing_transporta, 25.12.2014]

)        Синяева И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / И.М. Синяева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 368 с.

Похожие работы на - Лизинговые отношения на автотранспорте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!