не соответствует замещаемой государственной должности. Служащий государственной службы в случае признания его несоответствующим замещаемой государственной должности направляется на повышение квалификации или переподготовку либо с его согласия переводится на другую государственную должность. При отказе государственного служащего государственной службы от повышения квалификации, переподготовки или перевода на другую государственную должность руководитель государственного органа вправе принять решение об увольнении государственного служащего государственной службы в соответствии с трудовым законодательством РФ.
По результатам государственного квалификационного экзамена соответствующий руководитель государственного органа принимает решение о присвоении в установленном порядке государственному служащему государственной службы квалификационного разряда (классного чина).
Присвоение квалификационного разряда выступает при этом как в качестве стимула к самореализации, профессиональному росту и получению необходимого образования (квалификационный разряд присваивается только государственным служащим, признанным соответствующими замещаемой государственной должности по результатам аттестации), так и в качестве материального поощрения (устанавливается надбавка за квалификационный разряд). Более того, присвоение квалификационного разряда 1 и 2 класса вообще невозможно без прохождения аттестации или сдачи государственного квалификационного экзамена.
Как уже говорилось выше, основной упор в мотивации государственных служащих (как, впрочем, и работников любых других профессий) делается на материальное стимулирование. Важную роль здесь играют различные надбавки к должностному окладу государственного служащего, в частности надбавки за квалификационный разряд, за особые условия государственной службы, а также премии.
Эффективным инструментом стимулирования производительного труда государственных служащих может быть, при умелом ее применении, практика установления надбавок к должностным окладам за особые условия государственной службы. Такая надбавка устанавливается при выполнении государственным служащим особых поручений, особо важных, сложных заданий, при работе в условиях чрезвычайного положения и в других условиях, отличающихся от обычных условий государственной службы. Размер надбавки за особые условия службы в общей сложности не может превышать 50 % от установленного должностного оклада.
Основанием для установления государственному служащему надбавки является представление руководителя соответствующего структурного подразделения в комиссию по распределению и установлению надбавок за особые условия государственной службы.
В зависимости от изменения условий, в связи с которыми государственному служащему была установлена надбавка, качества выполнения государственным служащим особых поручений, особо важных и сложных заданий, наличия дисциплинарного взыскания размер надбавки может быть изменен или надбавка может быть снята полностью, что может быть осуществлено в любое время.
Подход к установлению такой надбавки должен быть дифференцирован в зависимости от стажа работы, опыта, уровня профессионализма, степени полезности на своем участке работы и т.д. Однако, если на уровне субъекта Федерации такой подход применяется, то в районных, территориальных госадминистрациях и муниципальных образованиях устанавливается фиксированный размер надбавки для всех специалистов в штате государственного органа. Подобная практика установления надбавок является ничем иным, как профанацией идеи стимулирования труда работника размером персональной надбавки. В этом случае она выполняет роль не стимула, а довеска к окладу служащего, независимо от того, плох он или хорош.
Премирование, как один из компонентов материального стимулирования, осуществляется по результатам работы за квартал и за выполнение специальных заданий особой сложности. Ежеквартальная премия не может превышать 1,5 месячного размера должностного оклада, за выполнение специальных заданий особой сложности - 3-х месячных должностных окладов премируемого лица.
Говоря о моральном стимулировании, можно отметить, что хотя и существует правило о поощрениях служащего государственной службы, предусматривающая объявление благодарности, награждение ценным подарком, первоочередное предоставление льгот в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания и т.д. За успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности, на деле институт поощрения государственных служащих практически не действует.
Но если моральное поощрение и не используется в, то реализуется система дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностные проступки). В частности, применяются следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии и увольнение. При этом государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.
Однако следует отметить, что все перечисленное выше в качестве инструментов мотивации труда используется с большими осложнениями. Анализ мотивов выполнения служащими своих обязанностей не ведется, хотя необходимость его осуществления руководителями кадровой службы осознается.
Таким образом, для современного государственного служащего характерно переплетение различных мотивов, что является свидетельством влияния на институт государственной службы в целом и на каждого государственного служащего в отдельности целого «веера» социальных, экономических, культурных и других изменений, происходящих в российском социуме.
Глава 2. Совершенствование работы муниципальной службы на примере службы Керченского городского округа «Физическая культура и спорт»
.1 Характеристика департамента
Основной задачей отдела является обеспечение деятельности Администрации г. Керчи в области ФКиС на территории городской округ Керчь.
Реализация государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Создание гражданам равных условий для занятий физической культурой и спортом независимо от их социального положения.
Создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях на территории муниципального образования городской округ Керчь.
Осуществление взаимодействия с другими государственными, муниципальными и общественными структурами по осуществлению деятельности по повышению роли физической культуры и спорта, в укреплении здоровья, подготовке к труду и защите Родины, воспитанию патриотизма граждан, формированию здорового образа жизни, потребности в физическом и нравственном совершенствовании, организации активного отдыха населения.
Обеспечение эффективной работы подведомственных учреждений.
Реализация кадровой политики в сфере физической культуры и спорта и дополнительного образования детей, создание условий для повышения квалификации работников, организаций расположенных на территории муниципального образования. Осуществление координации в организации деятельности в сфере физической культуры и спорта с другими государственными, муниципальными, профессиональными и общественными структурами.
Развитие международных связей в рамках компетенции Отдела.
Основные функции:
Организует разработку и осуществление совместно с государственными и общественными организациями, перспективных и текущих планов и мероприятий по развитию ФКиС в муниципальном образовании городской округ Керчь.
Вносит предложения, рекомендации по развитию физической культуры и спорта, принимает участие в составлении проекта бюджета муниципального образования.
Разрабатывает совместно с заинтересованными организациями, учреждениями календарный план городских физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований и контролирует их проведение.
Ведет учет и отчетность по физической культуре и спорту, утверждает городские рекорды и достижения по видам спорта, представляет в установленном порядке документацию для утверждения республиканских рекордов, установленных спортсменами города.
Оказывает организационно-методическую помощь по вопросам реализации ФКиС.
Организует пропаганду физической культуры и спорта, используя печать, радио, телевидение.
Проводит воспитательную работу среди физкультурников и спортсменов.
Осуществляет учет и контроль, независимо от ведомственной принадлежности, за эксплуатацией спортивных сооружений.
Присваивает в установленном порядке спортивные разряды, судейские категории, награждает призами, дипломами, грамотами победителей и призеров спортивных соревнований, физкультурных работников, активистов, коллективы физкультуры.
Изучает и обобщает практику деятельности коллективов физкультуры, распространяет их положительный опыт, проводит совещания, семинары, консультации и инструктажи.
Рассматривает заявления, предложения и жалобы, проводит прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции отдела физической культуры и спорта.
Принимает участие в совещаниях, семинарских занятиях, проводимых Администрацией города Керчи, ее структурными подразделениями, Министерством спорта Республики Крым.
2.2 Порядок поступления на службу
Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации (или иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе), не моложе 18 лет и не старше 65 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации, профессиональная подготовка которых отвечает квалификационным требованиям соответствующей должности муниципальной службы.
Квалификационные требования:
В соответствии с Положением о порядке прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления в муниципальном образовании городской округ Керчь Республики Крым на должность главного специалиста отдела физической культуры и спорта назначается лицо, имеющее высшее образования или среднее профессиональное образование; требования к стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, направлению подготовки не предъявляются.
К должности главного специалиста отдела физической культуры и спорта предъявляются следующие квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам: знание государственного языка Российской Федерации - русского языка; Конституции Российской Федерации; Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; Конституции Республики Крым; Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54 - ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым»; Закона Республики Крым от 16 сентября 2014 года № 76 - ЗРК «О муниципальной службе в Республике Крым», устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, нормативных правовых актов применительно к направлению деятельности, на которое ориентировано исполнение должностных обязанностей по соответствующей должности муниципальной службы, основ делопроизводства и делового общения, наличие навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Условия проведения конкурса:
Для участия в конкурсе на замещение должности муниципальной службы в конкурсную комиссию предоставляются следующие документы:
) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р; 3) паспорт и его копию;
) трудовую книжку и ее копию, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые;
) документ об образовании и его копию, по желанию гражданина, копии документов, подтверждающие повышение или присвоение квалификации;
) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые;
) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
) документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
) заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
) сведения о доходах за год, предшествующий году подачи гражданином документов для участия в конкурсе, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Копии указанных документов предоставляются вместе с оригиналами для заверения кадровой службой либо заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы).
Не допускается к участию в конкурсе лицо в случае:
) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;
) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
) лица, состоящие в близком родстве свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с представителем нанимателя, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу; 9) непредставления предусмотренных законодательством Российской Федерации сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;
) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительных причин, является основанием для отказа гражданину в приеме документов для участия в конкурсе.
Для претендентов на замещение указанной должности, не имеющих удостоверения о повышении квалификации по соответствующей программе учреждения образования Российской Федерации, имеющего право в соответствии с действующим законодательством осуществлять деятельность, связанную с повышением квалификации муниципальных служащих, конкурсная комиссия проводит тестирование для определения знания законодательства Российской Федерации на сайте Государственной службы Российской Федерации (#"justify">Информация о дате, времени и месте проведения тестирования каждому претенденту сообщается дополнительно.
Конкурс проводится в форме конкурса документов и индивидуального собеседования.
Существующей системе государственного управления явно требуется совершенствование, в том числе нужно совершенствовать и порядок поступления на государственную службу.
В первую очередь, хочется отметить очень важный момент: нужно отказать в должности людям, которые были наказаны за коррупционные действия.
Также необходимо создание объективных и прозрачных механизмов конкурсного отбора кандидатов на замещение вакантных должностей муниципальной службы и формирования единой базы вакансий в сети Интернет, а также на усовершенствование порядка формирования и работы с управленческими кадрами на муниципальном уровне и внедрение в практику муниципального управления современных методик подбора кадров муниципальных служащих.
На официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет» должна размещаться не только информация о кадровом обеспечении государственных органов власти, но и информация о кадровом обеспечении органов местного самоуправления, включая сведения о вакантных должностях муниципальной службы, квалификационные требования к кандидатам на замещение данных должностей, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы и т.д.
В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своем кадровом обеспечении на указанном официальном сайте, такая информация размещается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.
Всё это позволит сформировать единую базу вакантных должностей государственной гражданской и муниципальной службы в целях системного информирования граждан о порядке поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу. Это позволит повысить эффективность внедрения объективных и прозрачных механизмов конкурсного отбора кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской и муниципальной службы.
Глава 3. Оптимизация систем управления в муниципальной службе
Пути совершенствования государственного управления. Существующая система госуправления в России обладает внутрисистемным качеством, которое позволяет ей преобразовываться адекватно сложившейся в стране политической и социально-экономической обстановке. Вновь избранные (переизбранные) ОГВ постепенно начинают «делиться» властными полномочиями, особенно в рамках выработки и принятия важных государственных решений, организации их выполнения. Например, созданы институты общественного контроля за деятельностью ОГУ, общественного телевидения, учета общественного мнения и др.
Но возможности системы госуправления по самосовершенствованию не беспредельны. В России - 2011/2012 гг. нарастает протестное движение: на возможности российской системы госуправления влияют аналогичные зарубежные системы, которые в указанные годы испытывают натиск национальных и международных оппозиционных сил. По мнению британского политолога А. Пабста , под знаком глобального протестного движения прошла вторая половина 2011 г. В США такое движение получило название «Оккупируй Уолл-Стрит». Протесты активистов движения «Арабской весны» имели место на площади Тахрир в Каире (Египет), на ступенях собора Св. Павла в Лондоне.
Для совершенствования госуправления ряд путей представляется очевидным: а) достижение соответствия содержания управляющих воздействий ОГУ интересам и потребностям личности, семьи, общества; б) укрепление прямых и обратных связей взаимодействия между ОГУ и управляемыми ими объектами; в) определение оптимальной организационно-штатной структуры ОГУ (без «раздачи портфелей»); г) реализация принципов эффективности и экономичности госуправления в деятельности соответствующих органов и затратах на их содержание и обслуживание; д) изыскание и внедрение прогрессивных форм и методов госуправления; е) оптимизация полномочий между ОГВ, федеральными, региональными и местными ОГУ.
С научных позиций совершенствование деятельности ОГУ предполагает:
-создание системы российского законодательства, соответствующей совокупности управляемых общественных процессов во всех сферах жизнедеятельности людей, интересам российского общества и самого государства;
-структурно-функциональное преобразование системы госуправления для устранения дублирования и параллелизма в деятельности властных структур;
-реализацию принципа демократизма в управлении на основе изменения взглядов на место и роль общественных институтов и предоставления им властных полномочий для решения локальных задач, права участвовать в выработке государственных решений;
-автоматизацию процессов управления для сокращения возможностей чиновничьего произвола, противодействия коррупции в пользу становления и укрепления институтов самоуправления;
-вывод системы российского образования из-под слепой покорности зарубежным моделям с ориентацией на интересы жителей страны, отечественной системе образования;
-в области кадрового обеспечения госуправления - повсеместный объективный конкурсный отбор кандидатов для замещения вакантных должностей, отказ от балластовых должностей, введенных на случай очередного реформирования;
-приведение системы профессионального образования госслужащих в состояние производства вузами выпускников, способных без переподготовки и повышения квалификации эффективно выполнять свои должностные обязанности; внедрение автоматизированных информационно-аналитических систем;
-сформированность облика российского управленца посредством разработки и внедрение кодекса его поведения, регламентирующего обязанности, права и ответственность, психологические, культурологические и поведенческие аспекты.
Таким образом, оценка эффективности госуправления определяется по результатам деятельности соответствующих полномочных органов. Для объективности такой оценки следует руководствоваться обоснованными критериями (показателями) как для оценки деятельности ОГУ, так и их должностных лиц. В современных условиях все большее значение приобретает общественная оценка эффективности госуправления, отражающая степень удовлетворения интересов и потребностей личности, общества и органов власти.
Заключение
Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения.
Реформирование государственной службы обусловлено многими факторами, главными из которых являются: необходимость реформ системы государственного управления и создания новой государственности в РФ;
-обеспечение действия принципа разделения государственной власти на законодательную, судебную и исполнительную; осуществление правовой реформы, экономической и хозяйственной;
-укрепление органов федеральной государственной власти;
-укрепление органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; необходимость выработки концепции и практическое осуществление новой государственной кадровой политики;
-кардинальное изменение действующего и создание нового законодательства о государственной службе.
Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстаёт от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства, муниципальных органов. Государственная служба как правовой институт должна обеспечить стабильное управление; она может играть определённую роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешивании действий различных политических сил.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. М., 1996.
. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2000.
. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
. Советский энциклопедический словарь. М., 1980.
. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. - М.: 2002 - 569 с.
. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. 569 с.
. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997 - 985 с.
. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997.- 465 с.
. Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. -135 с.
. Комментарий к Конституции Российской Федерации - М: Издательство 5ЕК, 2000.
. Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. М. 1996. - 79 с.
. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления.- М., 1999. - 569 с.
. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. - 856 с.
. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власти. - М., 1996. - 468 с.