Функции и роль Центрального Банка в современной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,95 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Функции и роль Центрального Банка в современной экономике

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИРКУТСКИЙ ФИЛИАЛ

Направление Государственное и муниципальное управление





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономическая теория

на тему: Функции и роль Центрального Банка в современной экономике


Выполнил: Олос И. Ю.

студент гр. ГМУ-13

Проверил:

канд. экон. наук, доцент

Колмаков А.Е.



Иркутск 2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Центральный банк России: история создания, место в современной экономике

1.1 Правовой статус Банка России и история создания

1.2 Функции Банка России

.3 Организационная структура и органы управления

Глава 2. Денежно-кредитная политика Центрального Банка

.1 Основные задачи, цели, формы денежно-кредитного регулирования

.2 Методы и инструменты денежно-кредитной политики

.3 Антикризисные меры центрального банка РФ

Глава 3. Анализ организационной структуры Центрального Банка

Заключение

Список нормативно-правовых актов и использованной литературы

Введение

Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является «банком банков», агентом правительства при обслуживании госбюджета.

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются, в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Центральный банк является главным звеном современной банковской системы. Призван укреплять денежное обращение, защищать и обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранной валюте, развивать и укреплять банковскую систему страны, Он представляет собой орган государственного регулирования экономики.

В настоящее время центральные банки обладают монопольным правом на выпуск банкнот, что позволяет им регулировать денежное обращение. Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит в том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них кредитором последней инстанции.

Центральный банк является также регулирующим, контролирующим и исследовательско-информационным центром кредитной системы страны.

Цель курсовой работы: раскрыть сущность, понять, в чём заключается его цели и задачи, а так же определить функции центрального банка в современной экономике

Задачи работы предопределяются целью курсовой работы и состоят в том, чтобы:

·понять особенность и деятельность центрального банка;

·определить концепцию денежно-кредитной политики;

·проанализировать организационную структуру Центрального Банка

·описать функции Центрального Банка в современной экономике

Глава 1. Центральный банк России: история создания, место в современной экономике.

центральный банк россия

1.1 Правовой статус Центрального Банка и история создания

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, - это фиктивная капитализация банков.

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Правовой статус

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законом, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

1.2 Функции Центрального Банка РФ

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

·во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

·монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

·является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

·устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

·устанавливает правила проведения банковских операций;

·осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

·осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

·принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

·осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

·регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

·осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

·организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

·устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

·устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

·принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

·устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

·проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

·осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

.3 Организационная структура Центрального Банка и органы управления ЦБ РФ

Организационная сруктура

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Уставный капитал и имущество ЦБ нашего государства являются федеральной собственностью. Банк России использует их на правах владения, пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется. Банку России даны определенные льготы: он не регистрируется в налоговых органах (следовательно, не платит налогов), хотя и является юридическим лицом. Однако, на деятельность ЦБ наложен и ряд ограничений (например, ЦБ РФ не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; участие в капиталах международных организаций также ограничено).

Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам государства.

Как установлено ст.2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности", другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Конституцией Российской Федерации зафиксирован принцип независимости Банка России (п.2. ст.75). Кроме того, Конституция Российской Федерации (п. "ж" ст.71) относит финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежную эмиссию к сфере исключительной компетенции Российской Федерации. Соответственно, по вопросам банковской деятельности не могут приниматься нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно Конституции Российской Федерации исключительной денежной единицей Российской Федерации является рубль. При этом денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается (п.1 ст.75).

Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.

Порядок образования и использования резервов и фондов определяется Советом директоров.

Т аким образом, ЦБ РФ, как и большинство центральных банков ведущих капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу. Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты.

Органы управления

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. Если кандидатура, предложенная на должность Председателя Банка отклонена, Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1.во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2.утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

.рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

.определяет структуру Банка России;

.принимает решения:

·о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

·об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

·о величине резервных требований;

·об изменении процентных ставок Банка России;

·об определении лимитов операций на открытом рынке;

·об участии в международных организациях;

·об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

·о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

·о применении прямых количественных ограничений;

·о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

·о порядке формирования резервов кредитными организациями;

6.утверждает внутреннюю структуру Банка России;

7.определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

Глава 2. Денежно-кредитная политика Центрального Банка

.1 Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного регулирования

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

·политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

·политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью определенных методов и инструментов.

.2 Методы и инструменты денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей.

Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам. В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы.

Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.

·Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

·Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер.

Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

. Операции на открытом рынке.

. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).

. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.

. Рефинансирование кредитных организаций.

. Валютные интервенции.

. Установление ориентиров роста денежной массы.

. Прямые количественные ограничения.

. Эмиссия облигаций от своего имени.

Рассмотрим более подробно основные инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.

Операции на открытом рынке:

К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. В апреле-июле 2010 г. в условиях значительного избытка банковской ликвидности средства кредитных организаций на депозитных счетах и в облигациях Банка России увеличивались, в то время как объемы операций и задолженность по инструментам рефинансирования снижались.

Рефинансирование банков:

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка.

Кредитные рефинансирования различаются по:

·форме обеспечения - учетные и ломбардные кредиты;

·срокам использования - краткосрочные (на 1 или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);

·методам предоставления - прямые кредиты и кредиты, реализуемые Центральным банком через аукционы;

·целевому характеру - корректирующие и сезонные кредиты.

Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки.

Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям.

Согласно решениям Совета директоров Банка России от 30 июня и 30 июля текущего года уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России остался без изменения. Действующие па¬раметры процентной политики Банка России и другие факторы формирования уровня ставок денежного рынка обеспечивают в настоящее время приемлемый баланс между доступностью заемных средств и инфляционными ри¬сками, обусловленными действием монетарных факторов.

Валютное регулирование

Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством:

·проведения денежно-кредитной политики;

·валютных интервенций;

·использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

Используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы - это и есть девизная политика, такие операции называются «валютные интервенции».

.3 Антикризисные меры Центрального Банка РФ

Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы антикризисных мер является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики.

Курсовая политика

С целью недопущения неуправляемой девальвации рубля и противодействия оттоку капитала ставка рефинансирования Центрального банка была повышена с 11% до 13%. Введены экономические меры, снижающие привлекательность валютных спекуляций: повышены процентные ставки ЦБ по инструментам предоставления ликвидности - ломбардным кредитам и операциям "валютный своп". Постепенно раздвигаются границы валютного коридора, что позволяет плавно корректировать курс рубля.

Поддержка банковской системы

Правительство и ЦБ ставят своей целью не допустить возникновение банковского кризиса и массового оттока вкладов, предоставить кредитным учреждениям дополнительные денежные средства (ликвидность). И тем самым, создать предпосылки для восстановления нормальных объемов кредитования населения и реального сектора экономики. В этих целях реализованы следующие меры. Снижены нормативы обязательных резервов (высвобождено около 380 млрд. рублей). Смягчены условия кредитования с использованием отдельных видов залога (в рамках указанных мер ЦБ сможет разместить в банках до 1,5 трлн. рублей; фактически размещено - около 350 млрд. рублей). Предоставляются беззалоговые кредиты (потенциальный лимит - до 3,5 трлн. рублей, фактически предоставлено - свыше 1,7 трлн. рублей). Срок кредитования планируется увеличить до 1 года. Право на кредиты имеют 143 банка, воспользовались им 124 кредитных учреждения. ЦБ получил право частично компенсировать убытки коммерческих банков от операций на рынке межбанковского кредитования, если они возникли вследствие отзыва лицензии у банка-контрагента (необходимо для восстановления рынка МБК).

Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений. Введены жесткие правила приостановки торгов в случае существенного (на 5 и более процентов снижения (роста) котировок). Временно запрещались маржинальные сделки. ЦБ наделен правом участвовать в торгах на фондовом рынке. Выделено 250 млрд. рублей на поддержку финансового рынка.

Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики. Общая логика действий Правительства

Восстановление нормального кредитования предприятий, стимулирование спроса, защита внутреннего рынка. Будет сформирован перечень из примерно 1,5 тысяч предприятий, имеющих стратегическое значение, несущих значительную социальную нагрузку и являющихся крупными работодателями. Им будет оказана поддержка, как на федеральном, так и на региональном уровне. В том числе - путем субсидирования процентных ставок по кредитам, при необходимости вхождения государства в капитал проблемных компаний, гарантирования заимствований.

Малый и средний бизнес

Основная цель поддержки малого бизнеса - использовать его потенциал для создания новых рабочих мест. Кредитная программа Внешэкономбанка по малому и среднему бизнесу будет увеличена до 30 млрд. рублей. 10,5 млрд. рублей выделяется из федерального бюджета на поддержку создания новых эффективных малых предприятий (кредитование, субсидирование процентных ставок, госгарантии, развитие инфраструктуры малого бизнеса - технопарков и бизнес-инкубаторов, - гранты и обучающие программы). Принят закон, предоставляющий малому бизнесу преференции при выкупе арендуемого государственного и муниципального имущества.

Розничная торговля

Достигнута договоренность с крупными банками о возобновлении кредитования текущей деятельности системообразующих розничных сетей.

Организационное сопровождение реализации антикризисных мер

Утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Предусматривается принятие ряда законодательных актов, направленных на развитие финансовой и банковской инфраструктуры:

·совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, включая кредитные, путем исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации;

·совершенствование механизмов регулирования несостоятельности финансовых организаций;

·совершенствование залоговых правоотношений в ходе дела о банкротстве;

·расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля;

·обеспечение возможности допуска профучастников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны ЦБ;

·снятие ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ, в целях повышения возможностей по привлечению финансирования;

·разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства;

·введение депозитарного учета закладных, снижающего издержки при обращении закладных, в целях упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов;

·введение общего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации мнений владельцев облигаций;

·уточнение условий выпуска биржевых облигаций.

Глава 3. Анализ организационной структуры Центрального Банка

Национальные банки республик, главные территориальные управления, расчетно-кассовые центры являются территориальными учреждениями ЦБР и не имеют статуса юридического лица и права принимать решения нормативного характера, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета Директоров Банка России.

Высшим органом Банка России является Совет Директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России, т.е. Совет Директоров осуществляет функции стратегического управления. Текущее управление Банком России осуществляет Председатель Банка России. Все члены Совета Директоров работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета Директоров и Председатель Банка России назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года. Совет Директоров под руководством Председателя Банка России принимает такие стратегически важные решения, как: величина резервных требований для коммерческих банков, установление обязательных нормативных требований, изменение процентных ставок Банка России, применение прямых количественных ограничений на деятельность коммерческих банков и т.д.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Центральный банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Государство не отвечает по обязательствам ЦБР и ЦБР не отвечает по обязательствам государства. Центральный банк России создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. По вопросам отнесенным к его компетенции, он имеет право издавать нормативные акты, которые являются обязательными для всех юридических и физических лиц. Ежегодно Банк России отчитывается за свою деятельность перед Государственной Думой. В данный отчет входят: годовой баланс , счет прибылей и убытков, распределение прибыли, отчет о состоянии банковского дела в стране, аудиторское заключение по годовому отчету Банка России и др.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Прибыль Центрального банка после направления ее в различные резервы и фонды перечисляется в доход федерального бюджета. Кроме того, Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории России.

Банк России выполняет следующие функции, которые определены в действующем законодательстве (ст. 4 Федерального закона):

1.во взаимодействии с Правительством России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2.монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

.является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

.устанавливает правила осуществления расчетов на территории России;

.устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

.осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

.осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

.регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

.осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

.осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

.организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

.принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

.в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

.осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Заключение

Главным органом, регулирующим банковскую деятельность является Центральный банк Российской Федерации.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Банк России регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

Банк России определяет порядок формирования и размер резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

Следует отметить, что банковская система России слабо вы¬полняет свою вторую главную функцию - кредитование. В ре¬зультате из-за дороговизны кредитования половина российских промышленных предприятий не прибегает к кредитам банков.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

Список нормативно-правовых актов и литературы

1.Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием от 12 декабря 1993 г. (с изменениями от 5 февраля 2014 г.)

2.О Центральном банке Российской Федерации (Банке России):Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 394-1

3.Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Учеб. пособие для вузов. М.: Дашков и К., 2009. - 214 с.

.Балабанова И.Т.учебник: «Банки и Банковское дело»,СПб: Питер, 2003

5.Банковское дело: учебник/Е. П. Жарковская - М.: Омега-Л. 2006

6.Булатов А.С. Экономика: Учебник. М.: Юристъ, 2008. - 416 с.

.Голикова Ю.С., Хохленко М.А. Банк России: организация деятельности. М.:ДеКА,2002

.Гурова И. П. Мировая экономика: Учебник. М.: Омега, 2008. - 391с.

.Журнал «Деньги и Кредит», №7 2009 г, статья С. А. Голубев «Вопросы правового регулирования развития банковской системы в современных условиях».

.Еремин Ю.В. Экономическая теория. М.: АСТ, 2008. - 195 с.

11.Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Я. Иохина - М.: «Юрист», 2001г. - 452 с.

.Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010г. - 432с.

.Логунов, В.Н., Корчагин, Ю.А. Государственное регулирование экономики. Воронеж: ЦИРЭ, 2009. - 193 с.

14.Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.: Экономистъ, 2005

15.Николаева Т.П., Портной М.А., Рзаев А.М., Соколова А.М. \учеб. «Финансы и кредит». Москва 2003

.Сборник Законов Российской Федерации. - М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006.

.Фетисов Г.Г., О.И. Лаврушин, И.Д.Мамонова учебник «Организация деятельности Центрального Банка»;под общ. Ред. Г.Г.Фетисова - М:КНОРУС,2006

18.Шпыркова В.Н. Государственное регулирование экономики. СПб.: Лань, 2006. - 238 с.

Похожие работы на - Функции и роль Центрального Банка в современной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!