Функциональные области логистики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,86 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Функциональные области логистики

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ»

1.1 Исследование снабжения как функциональной области логистики

1.2 Исследование стратегий снабжения в рамках стратегии компании

1.3Исследование области планирования для эффективного управления закупками, организации службы закупок на основ зарубежного и отечественного опыта

1.4 Исследование научных трудов по вопросам выбора поставщиков материальных ресурсов

1.5 Исследование информационных технология применяемых в практике зарубежных и отечественных предприятий при реализации процесса снабжения

1.6Исследование правовых основ процесса снабжения

РАЗДЕЛ 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ «ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА»

2.1 Исследование функционального цикла логистики производства на предприятии

2.2 Исследование типов производства и логистической организации производственного процесса на основе существующих классификаций в зарубежной и отечественной практике

2.3 Исследование в области управления логистическими цепями в производстве на основе зарубежной и отечественной практики

2.4 Исследование системы внутрипроизводственного планирования и систем комплексного планирования

2.5 Исследование современных систем логистического управления производством

2.6 Исследование систем управления качеством продукции и услуги

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ»

3.1 Исследование распределения как функциональной области логистики

3.2 Исследование функций и задач распределения на предприятии

.3 Исследование основных систем распределения реализуемых в зарубежной и отечественной практике

3.4 Исследование посреднических структур и анализ их эффективности в распределительных сетях

3.5 Исследование современных технологий товародвижения в цепях поставок

3.6 Исследование роли маркетинга в распределении продукции предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

логистический товародвижение поставка

Научно-исследовательская работа позволяет детально изучить функциональные области логистики и определить, как они взаимосвязаны, и как влияют на деятельность предприятие, а также помогает в формировании знаний по управлению функциональными областями логистики. Суть данного исследования является в раскрытии знаний для умения решать конкретных практических задач.

Целью работы является изучение подетально каждой из функциональных областей и определение из значимости в целой системе.

Практическая работа логистики носит функциональный характер. Для ее выполнения нужно: сформировать логистическую инфраструктуру; наладить систему сбора, обработки и передачи информации; организовать транспортировку; уметь правильно размещать запасы; по мере необходимости проводить операции, связанные с хранением запасов, грузопереработкой и упаковкой.

Объектом изучения логистики являются сквозные материальные потоки , потоки услуг и сопутствующие им финансовые и информационные потоки.

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных потоков, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков. В соответствии с данной спецификой существует три главных функциональных областей логистики: снабжение, производство и распределение.

В разделе «Логистика снабжения», изучаются современные логистические подходы к рациональной организации системы снабжения предприятия для достижения максимального результата предприятием в целом. Они охватывают планирование, управление, сопровождение и контроль всех поступающих на предприятие товаров и принадлежащие им информационные и финансовые потоки.

Здесь будут рассматриваться такие вопросы как : выявление места снабжения в логистической системе; управление поставщиками; поставки и оценивание поставщиков; корпоративных изучение информационных систем, сопровождающих логистику снабжения; мониторинг закупочной деятельности; рассмотрение правовых основ процесса снабжения.

В разделе «Внутрипроизводственная логистика» будет изучаться:

производственная структура предприятия, методы организации производства;

внутрипроизводственные логистические цепи, варианты их формирования;

концепции логистического управления.

В разделе «Логистика распределения» рассматриваются:

реализация готовой продукции;

особенности формирования каналов распределения и организации систем распределения;

современные технологии товародвижения в цепях поставок;

роль маркетинга в распределении.

Актуальность работы обусловлен потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводяших систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. Для того чтобы можно было оптимизировать работу каждой функциональной области логистики, для начала их нужно изучить и проанализировать, каким образом они влияют в целом на систему.

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ»

.1 Исследование снабжения как функциональной области логистики

Ни одно предприятие не является самодостаточным, все они в различной степени зависят от сырья, материалов, оборудования и услуг, которые им поставляют другие организации, например (свет, офисное оборудование, тепло и др.) Осуществление закупок и снабжения - одна из основных функций в каждой организации [7].

Термины "закупка" и "снабжение" почти взаимозаменяемы. В общем понимании термин "закупка" описывает процесс покупки: осознание необходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры о цене, а также прочие условия, например связанные с доставкой товара. Иными словами, при использовании понятия "закупка" имеют в виду фактическую покупку. Термин "снабжение" имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также связанные с этим операции (активности): выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков)

В обобщенном виде цель снабжения - гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене [15].

Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения :

налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации;

поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;

развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы;

поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений;

договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;

повышение конкурентоспособности.

Логистика снабжения является логистической подсистемой, основная цель которой - управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами [3].

.2 Исследование стратегий снабжения в рамках стратегии компании

В эффективную организационную структуру входят многие виды деятельности, но ни один не может быть более важным, чем взаимосвязь между стратегией, компонентами этой структуры и делегирование полномочий.

Стратегия - это план действий, предназначенный для достижения поставленных целей и задач. При хорошей разработке стратегии как долгосрочный процесс позволит достичь гармонии между компанией и ее окружением. Общая стратегия закупок состоит из вспомогательных стратегий, каждая из которых разработана путем использования всей имеющейся информации при формулировании плана, направленного на достижение специфической цели.

Организация снабженческой деятельности становится трудной задачей, т.к. необходимо не только выработать корпоративную стратегию и определить внутренние потребности, но и учитывать запросы внешнего мира.

Существуют различные факторы, влияющие на статус отдела закупок в организации:

объем закупаемого сырья и внешних услуг;

сущность приобретаемой продукции иди услуги;

условия на рынке продукции и услуги;

проблемы и возможности в области снабжения.

Важное решение при определение, кому должен подчиняться отдел закупок, относится к сфере, в которой отдел будет наиболее эффективно реализовывать цели компании.

Отдел закупок должен иметь тесное взаимоотношение с рядом других сфер деятельности компании. Это зависит от способности производственного отдела предоставить реалистичные планы, с тем чтобы закупки были осуществлены вовремя за оптимальную цену. От деятельности службы главного инженера зависит возможность оценки преимущества в стоимости при использовании альтернативного сырья. Проведение маркетинга рынка в долгосрочной перспективе поможет разработать реальные стратегии снабжения сырьем. Бухгалтерия, своевременно опочивающая счета, даст возможность пользоваться преимуществом оплаты со скидкой и поддержание хорошие отношение с поставщиками [8].

Вся деятельность этих отделов должна быть взаимосогласованной. Они ожидают от отдела закупок получения надежной и своевременной информации по мере необходимости. Деятельность отдела закупок включает управление закупками материалов, необходимых для производства. Это и планирование всех аспектов запасов, их организация и контроль, охватывающие снабжение, складские работы, незавершенной производство и дистрибуция готовой продукции.

Цель стратегии в области снабжения - надежное обеспечение производственных подразделений фирмы качественными материальными ресурсами, необходимыми для выполнения производственного графика [1].

соблюдение основных сроков закупки сырья и комплектующих изделий;

обеспечение точного соответствия между объемами поставок и потребностями в них;

соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Любые стратегии становятся эффективными только тогда, когда они реализованы. Для успешной реализации стратегии надо при ее разработке учитывать, что существуют два типа стратегических решений: первый задает правила и цели, которые надо выполнить, а второй показывает, как надо добиваться выполнения этих правил на практике.

Осуществление закупок и снабжения - это одна из важнейших функций в организации. И одной из задач ее руководства является структуризация этой функции для обеспечения эффективного вклада в общую цель компании

.3 Исследование области планирования для эффективного управления закупками, организации службы закупок на основе зарубежного и отечественного опыта

При качественном планирование закупок необходимо верно определить потребность, необходимое количество материалов, метод закупки (одной партией, регулярные закупки мелкими партиями и т.д.), время, когда понадобятся материалы, потенциальных поставщиков необходимой продукции и т.д. Необходимо так же решить, будет ли компании выгоднее закупать или производить самим.

Каждая логистическая система разрабатывалась для решения конкретных задач путем внесения определенных дополнений или изменений. В результате возникали новые или видоизмененные системы, которые на определенном промежутке времени соответствовали предъявляемым требованиям. Сегодня существует несколько логистических систем, которые получили широкое применение во всем мире [23].

.MRP - планирование материальных потребностей.

.MPPII- планирование производственных ресурсов.

.ERP - планирование ресурсов на предприятии.

.ERPII - новая редакция концепции ERP.

.JIT - точно в срок.

.Leanproduction- тощее производство.

.Kanban- в переводе с японского «карточка».

«Тянущая» система представляет собой «вытягивание» материального ресурса из одного звена логистической системы в другое. При этом «вытягивание» происходит по мере необходимости. Жесткий график движения материального потока отсутствует. Пополнение происходит, когда в этом возникает необходимость, вследствие чего на очередном звене логистической системы запасы минимальны.

«Вытягивание» - это не только необходимость, которую диктует рынок, но и существенная возможность для бизнеса. «Тянущая» система предназначена для клиентоориентированных компаний, основной потенциал которых состоит в стремлении максимально соответствовать ожиданиям потребителей.

Потребность в материальных ресурсах определяется с помощью методов нормирования: опытно-статистический, коэффициентный и прямого счетах [1]:

опытно-статистический метод применяется на основе учета фактического состояния оборотных средств организации для оценки потребности в оборотных средствах по данным месячных балансов. В частности, с его помощью определяется потребность организации в оборотных средствах для обеспечения нормального кругооборота запасов и дебиторской задолженности;

коэффициентный метод нормирования оборотных средств. Коэффициентный метод нормирования оборотных средств применяется для определения процентного изменения потребности в материальных ресурсах при увеличении объема производства и продаж на 1% при фактическом соотношении темпов прироста оборотных средств и продукции.

метод прямого счета. Метод прямого счета является научно обоснованным методом расчета запасов по каждому элементу оборотных средств в условиях достигнутого технико-организационного уровня с учетом всех изменений техники и технологии, организации производства, транспортировки товарно-материальных ценностей и расчетов. Он является основным методом нормирования.

После того как потребность в материальных ресурсах рассчитана предприятие должно решить задачу «Делать или покупать», которая занимает важное место в логистике снабжения.

В данной задаче предприятие решает, будет оно самостоятельно производить материальные ресурсы или же закупать их у посредников. Решая данную задачу необходимо большое внимание уделять на затраты в одном и в другом случае. Так предприятие должно сначала рассчитать затраты на закупку материальных ресурсов (стоимость закупки, транспортировка, складирование, грузопереработка, сортировка и др.) и на производство материальных ресурсов (стоимость сырья, материалов, комплектующих, амортизация оборудования и др.), а после этого выбрать какой из вариантов экономически выгоден для предприятия.

1.4 Исследование научных трудов по вопросам выбора поставщиков материальных ресурсов

Когда потребности в материальных ресурсах определены, наступает следующий важный этап - выбор поставщиков. Прежде поставщик рассматривался как продавец, предоставляющий необходимый материал, которого не интересовали проблемы эффективного производства и качества производимой из его материалов продукции. Чударов А.Д. [21] выделяет два способа выбора поставщиков.

Первый способ- анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент предприятия, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика исходя прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие вопросы.

Второй способ заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок предприятия, так и на уровне взаимодействия этого отдела с производственным, отделом контроля и качества или отделом сбыта.

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Некоторые менеджеры недооценивают значение правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании, а оно обеспечивается, во многом, четким выполнением поставщиками своих функций. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.

Кроме того, решение по выбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать только интуитивно. Обычно такое решение зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания.

В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации [14]:

каталоги и прайс-листы;

торговые журналы;

интернет - сайты;

рекламные материалы: фирменных каталогов, объявлений в СМИ;

конкурсы;

банки и финансовые институты официальных органов;

выставки и ярмарки;

торги и аукционы;

торговые представительства;

переписка и личные контакты с возможными поставщиками;

конкуренты потенциального поставщика;

специализированные информационные агентства и исследовательские организации;

государственные ведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

Существует несколько распространенных методов выбора поставщика необходимого сырья [19]:

затратно-коэффициентный - данный метод заключается в том, что для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы, и из полученных вариантов выбирается наиболее прибыльны. Данный метод имеет весомый недостаток, для проведения расчетов необходим большой объем информации, а так же проведение всех расчетов будет занимать много времени;

доминирующих характеристик - суть этого метода в том, что предприятие выбирает наиболее важный критерий, например цену или надежность доставки, и уже ориентируясь на него начинает анализировать предложения поставщиков. Большим преимуществом данного метода является экономия времени, но в тоже время недостатком является игнорирование других критериев, что может отразиться на эффективности анализа;

категорий предпочтения - в этом методе, информация, касающаяся поставщика, собирается из информации, которую предоставляют различные подразделения фирмы и уже после этого происходит выбор поставщика. Минус данного метода в том, что его нельзя использовать с поставщиками, с которыми предприятие не работало;

рейтинговая оценка факторов - в данном методе выбираются основные критерии выбора поставщика, затем устанавливается их значимость экспертным путем и высчитывается удельный вес (самому значимому критерию будет соответствовать самый большой удельный вес). Далее производится анализ поставщиков, для этого показателям у поставщиков присваивается оценка, которая впоследствии умножается на удельный вес. После полученные значения суммируются, и по полученным значениям производится выбор поставщика [21].

Заслуживает внимание шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р., Линдерсом и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритета) [15]:

качество продукции;

своевременность доставки (авторы предлагают устроить рейтинг поставщиков на основе факторов соблюдения или несоблюдения ими сроков поставок);

цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной у других поставщиков);

обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время ответа на просьбы о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т.д.);

повторные предложения по разработке продукции или услуги, по снижению цены;

техническая инженерная и производственная мощность;

оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора);

детальная оценка финансов и управления.

Выше указанная шкала критериев используется в основном в зарубежных фирмах - производителей продукции при выборе поставщиков материальных ресурсов.

.5 Исследование информационных технология применяемых в практике зарубежных и отечественных предприятий при реализации процесса снабжения

При выполнении функции закупок и снабжения, а именно при учете и анализе информации, передаче осуществляется при помощи комплексных бизнес - систем. Существует масса потенциальных сфер применения технологических средств при осуществлении закупок и снабжения.

Майкл Р. Линдерс дал определение информационной системе [15] - это средства, при помощи которых организация и люди, применяют подходящие для этого технологии, собирают, обрабатывают, хранят, используют и распределяют информацию.

Компьютеры могут применяться для выполнения многих функций области закупок. Компьютерная обработка процедур до минимума снижает усилия служащих по обработки в ручную, информация часто более точная и доступная доступна по первому требованию, контроль над операциями , простота обработки информации, отношения между поставщиками улучшены благодаря точной информации.

Функция модуля «Закупки» в корпоративной информационной системе.

По средствам большинство программных продуктов осуществляется [4]:

мониторинг деловых отношений с поставщиками;

контроль по оплате поставок;

ведение графиков движения потоков;

ведение всех складских операций;

введение учета по приходу, расходу товарно-материальных ценностей.

Преимуществом применения информационных систем в книге «Управление снабжением и запасами» авторов Харольда Е. Фирона и Майкла Р. Линдерса [15]:

повышение точности и доступности учетной информации для обеспечения процесса закупок;

повышение степени контроля над операциями, качества менеджмента;

улучшение отношений с поставщиками на основе потоков информации.

Информационные системы закупок значительно расширяет потенциальные возможности менеджмента и повышает его эффективность.

Исследование правовых основ процесса снабжения

По ГК РФ в сфере закупок и снабжения действуютдоговоры: купли-продажи, поставки, хранения. По договору купли-продажи продавец обязуется передать товар (а также комплектующие, зап.части, документация на товар) в собственность покупателя при условии его оплаты. Может заключаться и на продажу товара, которого еще нет в наличии (форвардный контракт). Срок передачи товара - четко оговаривается договором. Если невозможно установить сроки - вступает в действие ст. 314 ГК (в разумные сроки [9]. После передачи товара покупателю риск случайной гибели или случайного повреждения товара на покупателе. Товар должен быть свободен, без прав третьих ли на товар. Если покупатель предупрежден об обременении товара, и согласен его принять, то договор считается исполненным. Если покупатель не знал - может требовать расторжения контракта. По договору купли-продажи товара предусматривается передача и всей необходимой документации. Если ее нет, покупатель вправе отказаться. Важный пункт договора - о количестве товара. Если условие о количестве нарушено:

если передано меньшее товара, а товар оплачен, можно требовать возврата уплаченной суммы;

если передано большее количество, то дополнительный (лишний), товар оплачивается по цене договора, если иное (цена) не определено соглашением сторон.

Договор может и не определять ассортимент товара. Если передан товар в ассортименте не соответствующем договору, покупатель в праве отказаться от него и потребовать возврата оплаты (при условии, что товар оплачен). если наряду с ассортиментом, определенным договором передан и не предусмотренный договором, покупатель вправе: принять нужный, и отказаться от ненужного товара и потребовать возврата суммы; полностью отказаться от товара; потребовать замены несоответствующих товаров; принять весь товар. Качество товара в договоре подтверждается документами и определяется гарантийным сроком. Гарантия качества распространяется и на все комплектующие изделия. Гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю. За качество товаров с гарантией несет ответственность продавец. Иногда в договоре оговаривается комплектность.

Договор поставки товара определяет взаимоотношения между поставщиком-продавцом и покупателем товара, осуществляющим предпринимательскую деятельность в отношении производимого или закупаемого товара и для использования его в предпринимательской деятельности. Товар поставляется партиями в сроки определенные договором. Если сроки не оговорены договором, тогда товар должен поставляться равномерными партиями ежемесячно. Оговаривается график поставки товара (декадный, суточный, часовой). Возможна досрочная поставка. Поставка осуществляется путем отгрузки. Отгрузка производится лицу, указанному в договоре поставки. Если доставка товара осуществляется транспортом поставщика, вид должен быть оговорен договором. Если такая оговорка отсутствует - поставщик вправе выбрать транспорт самостоятельно. Поставленные товары принимаются покупателем (получателем). Процедура приемки товара включает: осмотр товара; проверку количества и качества товара; проверку сведений указанных в транспортных и сопроводительных документах, при условии поставки товара транспортной организацией. При отказе покупателя - он обязан сохранить товар и уведомить поставщика. Расходы по хранению товара у покупателя оплачиваются поставщиком. При недопоставке товара или невыполнении требований о замене некачественных товаров, покупатель наделяется правом приобрести товары у другого поставщика, а все необходимые и разумные расходы - на счет первого поставщика. Некачественный товар не оплачивается. ГК РФ предусматривает односторонний отказ от исполнения договора поставки:

для получателей товара это: ненадлежащее качество товара; нарушение сроков поставки;

для поставщиков это: неоднократное нарушение сроков оплаты товаров;

Основанием заключения государственного контракта является государственный заказ. Все на конкурсной основе.

Линдерс Майкл Р., ФиронХарольд Е. В[15] своей работе «Управление снабжением и запасами» выделяют четыре типа гарантий:

.Подтвержденная гарантия. Означает наличие обещаний, спецификаций, образцов и описаний, относящихся к товарам, которые являются предметом договора.

.Подразумеваемая гарантия пригодности. Имеет отношение к качеству товара и основывается на принятых торговых стандартах качества, пригодности для использования по назначению и соответствия информации на маркировке товара.

.Подразумеваемая гарантия соответствия товара конкретной цели. Обычно гарантирует покупателю, что сырье и оборудование соответствуют конкретной потребности или выполнению специфической цели.

.Гарантия права собственности на товар. Означает, что товар не находится в залоге и не нарушает патентные или авторские права.

Логистика снабжения является первым звеном, основной целью которого является управление услугами и материальными потоками в процессе обеспечения организации этих материальных ресурсов и услуг. Таким образом, при обобщении становиться понятным, что цель снабжения - обеспечить гарантии того, что организация будет иметь надёжную поставку материалов требуемого качества в необходимом объёме и а нужное время к тому же от квалифицированного поставщика при высоком уровне обслуживания и по приемлемой цене.

РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
ЛОГИСТИКИ «ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА»

.1 Исследование функционального цикла логистики производства на предприятии

Многие предприятия, которые перешли на организацию производства по принципам логистики стали рациональнее организовывать весь производственный цикл. Благодаря этой концепции стали рациональнее использовать кредиты на покупку материальных ресурсов, рациональнее осуществлять закупку сырья и материалов, выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции, рациональнее стали осуществлять процесс распределения готовой продукции, а также связанные с этим информационные процессы, сопровождающие все стадии организации производства [14].

Благодаря соблюдению всех этих условий, предприятия, перешедшие на систему организации производства по принципам логистики, стабильно обеспечивают конкурентоспособность фирмы. Это своевременное завоевание новых рынков сырья, материалов и товаров.

Это удобная доставка продукции, ее упаковка, если необходимо, то инструкции по использованию продукции, предоставление гарантии.

В связи с быстрыми изменениями рыночных условий предприятия, перешедшие на логистическую организацию, имеют преимущественную возможность адаптации системы к условиям окружающей среды.

Одним из центральных звеньев системы логистики можно назвать производственную логистику. Ведь благодаря производству осуществляется закупка сырья и материалов, а в последующем и распределение готовой продукции.

Главным объектом внимания при этом остается оптимизация движения материального потока на стадии производства.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства т.е. производство материальных благ и производство материальных услуг (работ, увеличивающих стоимость ранее созданных благ) [10].

Производственный процесс представляет собой совокупность трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товаров, заданного качества, ассортимента и в установленные сроки.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и другие.

Главная задача производственной логистики - это обеспечение производства продукции необходимого качества в установленные сроки и обеспечение непрерывного движения предметов труда и непрерывная занятость рабочих мест [6].

.2 Исследование типов производства и логистической организации производственного процесса на основе существующих классификаций в зарубежной и отечественной практике

Для начала целесообразно рассмотреть такое понятие, как производственная структура предприятия.

Производственная структура предприятия - это пространственная форма организации производственного процесса, которая включает состав и размеры производственных подразделений предприятия, формы их взаимосвязей между собой, соотношение подразделений по мощности (пропускной способности оборудования), численности работников, а также размещение подразделений на территории предприятия [6].

Производственная структура предприятия отражает характер разделения труда между отдельными подразделениями, а также их кооперированные связи в едином производственном процессе по созданию продукции. Она оказывает существенное влияние на эффективность и конкурентоспособность предприятия.

Различают два типа производственных структур [17]:

а) комплексная производственная структура (многостадийная). При ней на предприятии существуют все стадии производственного процесса: заготовительная, обрабатывающая и выпускающая;

б) специализированная (1-2-стадийная) производственная структура, при которой отсутствуют одна или две стадии. Производственный процесс по недостающим стадиям обеспечивается в форме кооперированных поставок с других предприятий.

Производственные структуры предприятий отличаются большим разнообразием. Однако можно выделить следующий комплекс факторов, влияющих на характер и особенности той или иной структуры [17]:

отраслевая принадлежность предприятия. Определяется как характером производственного процесса, так и конструктивными особенностями, назначением выпускаемой продукции. Этот фактор в первую очередь оказывает влияние на состав основных цехов предприятия, которые будут существенно отличаться в разных отраслях;

характер производственного процесса (аналитический, синтетический, прямой) оказывает влияние на уровень развития и многообразие представленных на предприятии основных стадий производственного процесса: заготовительной, обрабатывающей, выпускающей. При аналитическом производственном процессе, когда из одного вида сырья производится несколько видов готовой продукции, на предприятиях может иметься один-два заготовительных цеха и несколько выпускающих цехов. В этом случае актуальной становится проблема организации сбыта разнообразной по своему характеру продукции. Такая структура характерна для предприятий химической, металлургической, легкой, пищевой отраслей промышленности;

конструкторско-технологические особенности продукции. Требования к качеству продукции оказывают существенное влияние на характер производственной структуры предприятия;

масштаб производства. Размер предприятия оказывает существенное влияние на состав и размеры производственных подразделений. Чем крупнее предприятие, тем сложнее и дороже его производственная структура, многообразнее состав ее элементов: участков, цехов, производственных единиц [5].

Далее рассмотрим методы организации производства. B. Гpибoв, B. Гpyзинoв предлагают разделять применяемые методы организации производственного процесса на 3 вида [10]:

поточные;

партионные;

единичные.

Поточный метод характеризуется [4]:

глубоким расчленением производственного процесса на операции;

четкой специализацией рабочих мест на выполнении определенных операций;

параллельным выполнением операций на всех рабочих местах;

расположением оборудования по ходу технологического процесса;

высоким уровнем непрерывности производственного процесса, достигаемым обеспечением равенства или кратности продолжительности операций такту потока. Такт - промежуток времени между запуском (или выпуском) двух смежных изделий на поточной линии. Величина, обратная такту, называется ритмом поточной линии;

наличием специального межоперационного транспорта для передачи предметов труда с операции на операцию.

Партионный метод организации производства имеет следующие характерные черты [12]:

запуск в производство изделий партиями;

обработка одновременно продукции нескольких наименований;

закрепление за рабочим местом выполнения нескольких операций;

широкое применение наряду со специализированным универсального оборудования;

использование кадров высокой квалификации, широкой специализации;

преимущественное расположение оборудования по группам однотипных станков.

Отличительными особенностями единичного метода организации производства являются [6]:

большая неповторяющаяся номенклатура продукции;

использование универсального оборудования и специальной оснастки;

расположение оборудования по группам однотипных станков;

разработка укрупненной технологии;

использование рабочих с широкой специализацией высокой квалификации;

значительный удельный вес работ с использованием ручного труда;

сложная система организации материально-технического обеспечения, создающая большие запасы незавершенного производства, а также на складе;

высокие затраты на производство и реализацию продукции компании, низкие оборачиваемость оборотных средств и уровень использования оборудования .

а) первый вариант носит название толкающая система и представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток выталкивается получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. Толкающие модели управления, потоками характерны для традиционных методов организации производства;

б) второй вариант основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название тянущая система и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи [8].

.3 Исследование в области управления логистическими цепями в производстве на основе зарубежной и отечественной практики

Выполняемых операций производственные процессы могут быть по-разному размещены в пространстве и во времени.

Под размещением процесса в пространстве понимают распределение производственных операций на определенном числе рабочих мест.

Похожие работы на - Функциональные области логистики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!