Миссия, цели и задачи организации на примере АО 'Сахатранснефтегаз'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    288,49 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Миссия, цели и задачи организации на примере АО 'Сахатранснефтегаз'

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы определения миссии и цели организации

1.1 Сущность миссии организации

1.2 Формирование цели организации

1.3 Влияние целей организации на эффективность ее действий

Глава 2. Анализ миссии и целей предприятия АО "Сахатранснефтегаз"

2.1 Общая экономическая характеристика АО "Сахатранснефтегаз"

2.2 Анализ миссии и цели АО "Сахатранснефтегаз"

2.3 Разработка рекомендаций по формированию эффективности миссии и целей предприятия

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Введение


Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что первым и, может быть, самым существенным решением при планировании деятельности компании будет выбор целей организации.

Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию компании "форд" как предоставление людям дешевого транспорта. Он правильно отмечал, что, если кто-то это делает, то прибыль едва ли пройдет мимо.

Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны быть правильно сформулированы.

В современной отечественной и зарубежной специальной литературе определенное явное и неявное внимание уделяется проблеме миссии организации. Исследователи в области экономики, психологии, социологии, менеджмента, маркетинга, рекламы, имиджеологии и других дисциплин (А. Бард, З. Бауман, Е.Л. Болескина, С.Л. Верховский, Л. Винсент, Э. Гидденс, М. Голдсмит, Д. Гольдблатт, Э. Гроув, Т. Гэд, П. Друкер, Я. Зодерквист, М.А. Иванов, М. Имаи, Р. Йенсен, Й. Кунде, В.Н. и др.) занимаются различными аспектами проблемы миссии организации.

Цель курсовой работы - разработка рекомендаций по совершенствованию миссии и целей предприятия АО "Сахатранснефтегаз".

Задачи исследования:

миссия цель экономическая эффективность

1.      Изучить теоретические основы формирования цели и миссии организации;

2.      Проанализировать цель и миссию АО "Сахатранснефтегаз";

.        Разработать рекомендации по формированию миссии и целей предприятия АО "Сахатранснефтегаз".

Объект исследования - АО "Сахатранснефтегаз".

Предмет исследования - цели и миссия АО "Сахатранснефтегаз".

Теоретической основой написания курсовой работы явились труды таких авторов, как: Володько В. Ф.; Глухов В. В.; Гончаров В. И.; Зиновьев В. Н.; Коротков Э. М.; Семенов А.К. и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы определения миссии и цели организации


1.1 Сущность миссии организации


Существуют широкое и узкое понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функционирования.

В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Далее в данном учебнике миссия будет пониматься так, как она понимается, когда рассматривается в узком смысле.

Рисунок 1.1 - Связь миссии и цели фирмы [11, с. 23]

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

¾      собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;

¾      сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта, и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;

¾      покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;

¾      деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;

¾      местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;

¾      общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.

В узком значении под миссией понимается комплекс параметров, которые определяют отличие данной фирмы от аналогичных фирм. В этом смысле миссия придает хозяйствующему субъекту оригинальность и неповторимость [4, с. 22].

Миссия фирмы имеет важное значение в ее жизнедеятельности:

¾      детализирует статус [правовое положение] фирмы и формирует цели и стратегию деятельности;

¾      создает основу для принятия решений менеджерским персоналом. Без нее менеджеры могли бы только располагать своими индивидуальными ценностями, что непременно привело бы к разбросу их усилий;

¾      формирует клиента. Рассматривая миссию с точки зрения потребностей клиентов, Питер Ф. Друкер сказал: "Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства - создание клиента" [16, с. 61];

¾      является базой для развития фирмы, поскольку заставляет менеджерский персонал систематически пересматривать факторы, лежащие в основе деятельности структурных подразделений фирмы;

¾      понимание миссии помогает уяснить широкую панораму бизнеса, позволяет менеджерскому персоналу взглянуть на происходящее в фирме с позиций системного подхода;

¾      служит для рациональной организации производства, труда и управления.

Содержание миссии определяется исходя из следующих требований:

. Корпоративная миссия должна быть выражена в сравнительно простых определениях и в удобной для восприятия форме. Сложные термины с трудом поддаются разъяснению и плохо усваиваются.

. В основе корпоративной миссии должны лежать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей.

. В миссии должны быть учтены интересы субъектов, оказывающих влияние на деятельность фирмы. К ним относятся собственники фирмы; персонал; поставщики; клиенты; партнеры; органы власти и т.п. Степень отражения в миссии интересов каждого из них зависит от того, в какой сфере бизнеса работает фирма, какие размеры имеет, где расположена и т.п. Наиболее устойчивое и значительное влияние оказывают собственники, сотрудники и покупатели. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней нашло отражение сочетание интересов этих трех групп людей [10, с.17].

. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

¾      истории фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее портфель, место на рынке и стиль работы;

¾      существующего стиля поведения собственников и менеджеров;

¾      состояния среды обитания фирмы;

¾      располагаемых ресурсов;

¾      отличительных особенностей фирмы.

Миссия фирмы должна включать:

. Целевые ориентиры, указывающие задачи, на решение которых направлена деятельность организации.

. Сферу деятельности фирмы, показывающую, какой продукт фирма предлагает покупателям и на каком рынке его реализует.

. Моральный кодекс фирмы, определяющий традиции, обычаи, верования.

. Способы осуществления деятельности фирмы.

Формально процесс определения миссии предшествует разработке деловой и портфельной стратегии фирмы (рис. 1.2), поскольку в ней формируется концепция бизнеса, определяющая деловую и портфельную стратегию фирмы. Фактически этот процесс носит итеративный характер, в котором идет одновременная проработка, увязка и согласование всех элементов миссии, деловой и портфельной стратегии [8, с. 35].

Рисунок 1.2 - Принципиальна схема формирования миссии

Миссия не должна содержать конкретных указаний по поводу того, что и в какие сроки следует делать, оставлять простор для творческого и гибкого развития организации. В то же время она должна четко определять сферы и приоритеты своей деятельности [11, с. 40].

Принципиальные положения миссии, определяющие организационно-правовую форму, виды деятельности, собственника имущества и другие сведения, в хозяйственной практике фиксируются в учредительных документах.

Таким образом, миссия - определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного периода времени.

Срок выполнения миссии должен быть обозримым и достаточно небольшим. Как показывает практика, чаще всего этот срок составляет пять лет. Делается это для того, чтобы поколение работников, присутствующих при принятии положения о миссии, могло увидеть результаты своего труда.

1.2 Формирование цели организации


За прошедший со времен Адама Смита период многое изменилось как в самом обществе, так и в понимании экономических законов. Если обратиться непосредственно к самому Адаму Смиту, а точнее к его "Богатству Народов", то можно без труда восстановить основную мысль великого экономиста, характеризующая фундаментальные экономические основы. Эта мысль, которую Адам Смит пытался на протяжении всей книги выразить в разных формах, может быть сформулирована следующим образом: "Нельзя отнести к доброй воле пекаря или бакалейщика тот факт, что он готовит нам обед, а делает он это исключительно из-за его собственной заинтересованности в данном деле. Мы полагаемся не на его гуманность, а на его самолюбие и говорим с ним не о собственной необходимости, а, о его преимуществах". Эта мысль была сформулирована в 1776 году и явилась революционным шагом для всей европейской экономической науки [15, с. 10].

С точки зрения сегодняшнего дня, слова Адама Смита в некотором смысле устарели. Вернее, было бы сказать, что руководители компаний сегодняшнего дня выражают эту мысль не в категориях отношения между отдельным покупателем и отдельным бакалейщиком, а ставят задачу об отношении компании, как общественной организации, к обществу в целом. Такая постановка вопроса в корне изменяет многие аспекты проблемы и обнажает такие ракурсы, которые не могли быть предвидены Адамом Смитом. Отношение компании как общественной организации к обществу в целом и формирование нужной компании положительной реакции - является стратегической задачей. Общество и компания. Миссия компании в обществе.

Структура целей компании, по степени их важности, может быть отражена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 - Структура целей компании [8, с. 69]

Такое представление структуры целей компании показывает, в какой степени цели, стоящие на более высоком уровне оказывают влияние на цели более низкого уровня.

Различают долгосрочные и краткосрочные цели. В основе такого разделения лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Долгосрочные - цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла. Разделение на краткосрочные и долгосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели различаются по содержанию. Это различие заключается в том, что для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Бывают ситуации, когда возникает необходимость установления между долгосрочными и краткосрочными целями среднесрочных целей [7, с. 11].

Цели предприятия подразделяются на экономические и неэкономические. Неэкономические цели - это, например, улучшение условий труда, формирование имиджа предприятия и т.п. Экономические цели выражаются в показателях хозяйственной деятельности и подразделяются на количественные и качественные.

Для успешного функционирования и развития предприятия цели можно сгруппировать в важнейшие группы [19, с. 26].

Материальные цели (цели достижения определенных материальных результатов). К ним относится будущая продуктово-рыночная программа предприятия, которую чаще называют просто "продуктовой программой". Материальные цели могут иметь также и стоимостное выражение.

Материальные цели достигаются посредством реализации определенных мероприятий, получивших название целей-действий. Цели-действия - специальные мероприятия, с помощью которых достигаются цели, необходимые для успешного функционирования и развития предприятия без привлечения ресурсов.

Стоимостные (денежные) цели. К ним относятся ожидаемые в будущем финансовые результаты. Это могут быть, например, ценность капитала, расчетная и балансовая прибыль или отдельные компоненты этих финансовых результатов, например, поступления и выплаты, выручка от реализации продукции, издержки, доходы и затраты. К этим целям относятся необходимый для существования предприятия уровень ликвидности и компоненты ликвидности (наличие оборотных средств, поступления и выплаты денежных средств). Стоимостные цели могут характеризоваться абсолютными и относительными показателями, например, годовая прибыль и рентабельность.

Таким образом, формирование целей организационной системы должно основываться на использовании всей накопленной объективной и субъективной информации. Объективная информация об организации существует в виде директивных документов, определяющих её цели и критерии (в содержательном или даже количественном виде, в виде целевых нормативов, планов, управляющих параметров, норм и т.д.) и задающих способы, которые обеспечивают реализацию этих целей. Субъективная информация определяется индивидуальным и коллективным знанием, опытом и интуицией руководства организации, приобретенным в результате наблюдения и участия в процессе функционирования системы. Она проявляется в виде различных систем предпочтения отдельных людей, служб и организаций. Эти предпочтения часто систематизированы не полностью, разрозненно. Установить их априори часто не представляется возможным. Кроме того, предпочтения неизбежно изменяются во времени и в процессе получения информации и демонстрируют определенную устойчивость лишь в среднем.

Формирование целей организации - своеобразный итерационный адаптивный механизм. В результате повторения процесса их формирования, наблюдения за результатами функционирования системы снимается целый ряд неопределенностей, устанавливается более ясное, согласованное понимание.

Современная методология выделения, описания и анализа целей основывается на использовании методов декомпозиции (расчленения), включающих элементы эвристики, использующих дедуктивные и индуктивные способы человеческого мышления и реализуемых с участием экспертов.

1.3 Влияние целей организации на эффективность ее действий


Цели организации выражают определенные направления деятельности для данной организации. Они очень важны, потому что [30, с. 45]:

) являются основой для ведения корпоративного менеджмента в целом (планирование, маркетинг, организация, координация и контроль);

) определяют возможности увеличения эффективности бизнеса;

) могут быть руководством при принятии делового решения;

) служат руководством для получения плановых показателей.

Цели могут классифицироваться в зависимости от времени их достижения на кратко-, средне - и долгосрочные.

Долгосрочные цели могут быть выражены четкими количественными характеристиками и чаще взаимодействуют с миссией организации.

Организация любой сферы деятельности по своему составу очень разнообразна, поэтому она не может сосредоточиться на одной конкретной цели, а должна найти несколько наиболее эффективных направлений своих действий [32, с. 13].

Существует 8 основных пространств, в рамках которых предприятие должно определить свои цели.

. Положение на рынке. Организация определяет позицию по отношению к конкурентам, при этом успех должен выражаться в показателях конкурентоспособности.

. Инновации. Организация выявляет новые способы ведения бизнеса (например, производство новых товаров, внедрение на новые рынки, применение новых технологий, использование новых методов организации производства и т.п.) [15, с. 10].

. Производительность. Более эффективно работает та организация, у которой для производства определенного количества товаров будет затрачено меньше экономических ресурсов. Предприятие при этом должно определить цели использования этих ресурсов в хозяйственной деятельности.

. Ресурсы. Организация должна провести учет и оценку всего своего имущества (ресурсов, материально-производственных запасов, оборудования и наличности). Также она должна сравнить имеющийся уровень ресурсов с требуемым и определить потребность в них в ближайшем будущем.

. Доходность (прибыльность). Организация должна иметь способность получать доходы сверх затрат.

. Управленческие аспекты организации отображаются через менеджмент посредством шкалы достижений каждого из менеджеров, работающих в данной организации.

. Персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе (предоставление более интересного и насыщенного содержания работы, более высокой заработной платы и т.д.) [15, с. 12].

. Социальная ответственность. Сегодня общепризнано, что бизнес должен благотворно воздействовать на общественную жизнь, не только увеличивать возможности для материального роста, но и обеспечивать общество качественными товарами и услугами, формируя благоприятную экологическую среду, принимая участие в решении острых социальных проблем и т.д.

В самом общем случае эффективность - это нормированный к затратам ресурсов результат действия или деятельности системы на определенном интервале времени (отношение эффекта к затраченному ресурсу, разность между ними, эффект при ограниченном ресурсе, функционал, учитывающий эффект и затраченный ресурс) [26, с. 30]. Сразу обратим внимание на то, что эффективность может быть определена только в отношении какой-то конкретной цели. Иначе говоря, не существует абстрактной "эффективности системы", имеет место исключительно эффективность целедостижения.

Как неоднократно отмечалось ранее, функционирование любой организация связано с достижением множества противоречивых целей. Сама по себе организация, рассматриваемая как безличный механизм, не имеет целей, а выступает инструментом реализации запросов основных заинтересованных групп (владельцев предприятия, топ-менеджеров, работников, кредиторов, потребителей и т.д.). Отсюда оценивать эффективность функционирования организации можно в двух взаимосвязанных контекстах:

¾           эффективность организации как механизма преобразования ресурсов (критерии эффективности - рентабельность, производительность, трудоемкость, объем рынка, стоимость бизнеса и т.д.);

¾           эффективность организации как механизма реализации целей индивидов и групп (критерии эффективности - величина персонального дохода, уровень мотивации, уровень самореализации и т.д.).

Определение целей деятельности и их оценка напрямую связаны с выбором соответствующих показателей эффективности.

Очень часто таким показателем считают прибыль предприятия. При этом исходят из того, что максимизация прибыли - это главная цель деятельности организации.

Обычно приводятся следующие аргументы в защиту данной точки зрения [19, с. 20]:

Максимизация прибыли - это формальная цель, ради которой существует организация. Того, кто вложил капитал, интересуют не конкретные проекты, а прибыль.

Прибыль - это конечная награда за эффективный труд и создание ценностей для потребителей.

Прибыль является простым и понятным критерием для оценки эффективности хозяйственных решений. Это главный критерий выбора лучших решений.

Когда в качестве главной и единственной цели деятельности организации рассматривается максимизация прибыли, то такой подход следует считать упрощенным и с теоретической, и с практической точки зрения. Организация стремится добиться, скорее, удовлетворительного, нежели максимального объема прибыли. Часто это значение прибыли выступает как ограничительная цель при формулировании целей, ориентированных на потребителей и нововведения.

Максимизация прибыли в качестве оценочного критерия при рассмотрении альтернативных стратегий может использоваться как первое приближение в поиске лучших решений. На последующий стадии анализа должны учитываться и другие критерии.

Таким образом, главная исходная база для формирования целей организации - маркетинг <#"875367.files/image004.gif"> Прибыль (убыток) до налогообложения

81784

224173

196332

-770419

142389

-27841

-966751

-852203

Текущий налог на прибыль

1466

12451

11765

5262

10985

-686

-6503

3796

Чистая прибыль (убыток)

38026

205274

186042

-798091

167248

-19232

-984133

-836117

Как видно из данной таблицы 2.2, за анализируемый период наблюдается увеличение себестоимости работ, услуг. В 2011 году данный показатель составил 4463604 тыс. руб., что по сравнению с 2014 годом меньше на 1259914 тыс. руб.

Себестоимость АО "Сахатранснефтегаз" за 2014 год фактически составила 5752 млн. руб. (99%) к плану. В виду перевыполнения плана объемов реализации расходы на приобретение природного газа составили 2910 млн. руб. или 101,6% к плану.

В 2013 год фактически себестоимость составила 5 208,5 млн. руб. (98% к плану). Без учета покупного газа у ОАО "ЯТЭК" себестоимость предприятия составила 2538 млн. рублей (95% к плану).

По списанию прочих материалов расходы сложились в сумме 3330 млн. руб. или на 1,42 % не довыполнили план.

Амортизационные отчисления составляют 591 млн. руб., или 2,07 % к плану в виду отставания от плана ввода объектов, построенных по госпрограмме газификации населенных пунктов РС (Я).

Затраты на капитальный ремонт в себестоимости отразились в сумме 31 млн. руб., или 100 % к плану, т.к. некоторые виды работ выполнены хоз. способом и затраты отразились в статьях прочие материалы и оплата труда работников.

Затраты на услуги сторонних организаций и прочие расходы составили в сумме 213 млн. руб., или 14,52 % к плану.

Экономия сложилась в основном по ЛПУМГ за счет отказа от привлечения услуг на прикладные исследования (проведение собственными силами), оптимизации затрат на охранные услуги, а также по некоторым услугам снижение затрат произошло из-за отставания графика вводов объектов МГ.

Таблица 2.3 - Структура расходов по основной деятельности АО "Сахатранснефтегаз" за 2011-2014 гг., млн. руб.

Наименование статей

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Изменение






2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2013 г.

2014г. к 2011 г.

Материальные затраты

2698

2 777

3 146

3330

79

369

184

632

Фонд оплаты труда

689

713

875

975

24

162

100

286

Отчисления от ФОТ

150

191

243

271

41

52

28

121

Амортизация

380

470

544

591

90

74

47

211

Арендные платежи

40

41

38

41

1

-3

3

1

Капремонт

49

52

55

76

3

3

21

27

Услуги сторонних организаций и прочие расходы

100

107

111

213

7

4

102

113

Налоги в себестоимости

30

31

31

67

1

0

36

37

Общехозяйственные расходы

215

201

165

158

-14

-36

-7

-57

Капитальное строительство

0

0

0

31

0

0

31

31

Итого себестоимость

4351

4583

5208

5752

232

625

544

1401


Как видно из данных, представленных в таблице 2.3, за анализируемый период наблюдается увеличение расходов предприятия по основной деятельности, следовательно, происходит увеличение себестоимости.

Так за 2011-2014 гг. произошло увеличение расходов, связанных с основной деятельностью на 1401 млн. руб. Данное увеличение связано с увеличением материальных затрат на 632 млн. руб., увеличением затрат, связанных с фондом оплаты труда на 286 млн. руб., увеличением затрат, связанных с услугами сторонних организаций и прочих расходов.

Теперь рассмотрим структуру актива баланса, которая представлена в приложении 1.

Исходя из проведенного анализа актива баланса был сделан вывод, что, в целом, за анализируемый период активы баланса увеличиваются (рисунок 2.1)

Рисунок 2.1 - Динамика актива баланса АО "Сахатранснефтегаз" за период 2011-2014 гг., тыс. руб.

Только в 2012 году по равнению с предыдущим годом сумма активов баланса уменьшилась на 568017 тыс. руб. Данное изменение произошло за счет уменьшения оборотных активов на сумму 38128330 тыс. руб. Исходя из таблицы, представленной в приложении 1, видно, что в 2012 году в оборотных активах уменьшаются такие показатели, как:

. запасы - в 2012 году сумма данного показателя по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 606448 тыс. руб.;

. денежные средства и денежные эквиваленты - по сравнению с 2011 годом в 2012 году денежные средства уменьшились на 267605 тыс. руб.;

. прочие оборотные активы - уменьшились по сравнению с предыдущим годом на сумму 17847 тыс. руб.

Кроме отрицательной динамики в оборотных активах, необходимо отметить, что внеоборотные активы увеличились на сумму 109596 тыс. руб. Увеличение данного вида актива произошло в основном за счет увеличения такого показателя, как основные средства на 331626 тыс. руб.

Проанализировав показатели за 2014 год и сравнив их с показателями за 2013 года был сделан вывод, что 729496 тыс. руб., но, не смотря на положительную динамику, необходимо отметить уменьшение таких показателей, как:

. нематериальные активы - уменьшился данный показатель на 2223 тыс. руб.;

. нематериальные поисковые активы - в 2014 году сумма данного показателя отсутствует, а в предыдущем году сумма составила 193056 тыс. руб.;

. доходные вложения в материальные ценности - уменьшились по сравнению с 2013 годом на 9032 тыс. руб.;

. финансовые вложения - в 2014 году составили 2050624 тыс. руб., что по сравнению с предыдущим годом меньше на 641000 тыс. руб.

Уменьшение вышеперечисленных показателей повлияло в отрицательную сторону внеоборотных активов предприятия, которые в 2014 году уменьшились по сравнению с предыдущим годом на 184817 тыс. руб.

Проанализировав оборотные активы был сделан вывод, что положительную динамику имеют следующие показатели:

. денежные средства и денежные эквиваленты в отчетном году увеличились на 622724 тыс. руб.;

. прочие оборотные активы увеличились на 31821 тыс. руб.;

. дебиторская задолженность так же увеличилась на 488545 тыс. руб.

Таким образом, из-за увеличения перечисленных выше показателей, и не смотря на уменьшение запасов, оборотные активы в 2014 году увеличились на 914313 тыс. руб.

Проанализировав удельный вес каждого из показателя активов предприятия АО "Сахатранснефтегаз" был построен график структуры актива (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Структура активов предприятия АО "Сахатранснефтегаз" за период 2011-2014 гг.,%

Как видно из рисунка 2.2, в 2014 году по сравнению с предыдущим годом внеоборотные активы составляют всего 77,05% от общего удельного веса активов предприятия, что на 3,94% меньше.

Таким образом, можно сделать вывод, что внеоборотные активы занимают наибольший удельный вес в активах АО "Сахатранснефтегаз" за весь анализируемый период, но необходимо отметить уменьшение удельного веса данного показателя.

Значительный рост денежных средств может свидетельствовать:

потребители стали вовремя рассчитываться, возвратили просроченные долги;

предприятие увеличило объем продажи своей продукции за счет эффективного использования накопленных запасов сырья и материалов;

предприятие сократило капитальные вложения, сохраняя денежные средства на счетах;

ускорение прохождения платежей.

Часть прибыли организации направляется на расширение оборотных фондов, т.е. на закупку дополнительного сырья, материалов.

Для этой цели привлекаются краткосрочные банковские кредиты. Кроме того, часть прибыли направляется на поощрение работников организации: премии, повышение заработной платы.

Произошедшие изменения в динамике использования ресурсов связаны с изменением цен и объёмом потребления. Увеличение прочих денежных расходов произошло из-за опережающего темпа прироста затрат по сравнению с ростом себестоимости.

Таким образом, АО "Сахатранснефтегаз" является развивающимся предприятием, которое имеет большое значение в Якутске. Основным видом деятельности предприятия является транспортировка газа по магистральным газопроводам общей протяженностью 2503 км, эксплуатация газораспределительных сетей в городах и населенных пунктах - протяженностью 3769 км.

В последние годы достижения предприятия связаны с выполнением Государственной программы газификации Республики Саха (Якутия). Основные задачи программы связаны с повышением социального уровня населения, повышением качества жизни и улучшением экологии мест проживания населения. Газификация Заречного региона стала реальной возможностью после того как АО "Сахатранснефтегаз" построил и эксплуатирует две нитки подводного перехода магистрального газопровода через одну из самых больших рек мира - реку Лена. Этот переход является уникальным инженерным сооружением и имеет самую большую в мире протяженность для речных переходов.

2.2 Анализ миссии и цели АО "Сахатранснефтегаз"


АО "Сахатранснефтегаз" - крупная национальная нефтегазовая компания, которая вносит значимый вклад в развитие Республики Саха (Якутия). В общей системе газоснабжения Центрального региона республики Общество представлено как газотранспортная и газоснабжающая организация, осуществляющая оптовые закупки и поставки газа конечным потребителям. Основными недостатками существующей схемы газоснабжения РС (Я) являются:

¾      зависимость газоснабжения Центрального энергорайона от единственного поставщика - ОАО "ЯТЭК" (в случае аварии на Средневилюйском ГКМ отсутствует резервная схема газоснабжения);

¾      высокая степень износа газопроводов;

¾      ограниченность сырьевой базы в перспективе;

¾      ограниченность объемов потребления газа.

На перспективу перед Обществом стоят три основные задачи:

) Обеспечение надежности функционирования газотранспортной системы Республики Саха (Якутия);

) Обеспечение исполнения функций по транспортировке, переработке и реализации природного газа и продуктов его переработки;

) Реализация инвестиционных проектов.

Стратегическая цель Общества - достижение лидерских позиций в нефтегазовой отрасли региона, создание финансово-устойчивой, социально-ориентированной, привлекательной для инвесторов и доходной для акционеров компании. Достижение стратегической цели предполагает реализацию инвестиционных проектов:

. Освоение Отраднинского ГКМ в рамках лицензионного соглашения для экспортных поставок в газопровод "Сила Сибири". В настоящее время и в ближайшей перспективе планируется проведение геолого-разведочных работ.

. Расширение Якутского газоперерабатывающего завода, 2 очередь (сжиженный углеводородный газ с проектной мощностью 27 тыс. тонн/год). По данному проекту ведется работа по привлечению финансирования.

. Расширение собственной сети автогазозаправочных станций в центральных районах республики. АО "Сахатранснефтегаз" выступает как один из участников реализации Государственной программы газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия), являющейся базовой для развития газовой промышленности региона. Проект газификации населенных пунктов является в первую очередь социальным, направленным на повышение уровня жизни населения, улучшение экологической обстановки, повышение надёжности функционирования газотранспортной системы и энергоснабжения населенных пунктов республики.

Для граждан газификация означает новый уровень комфорта в быту, - это надежный доступ к теплу, энергии и более высокому качеству жизни.

Всего в республике природный (сетевой) газ поставляется в 88 населенных пунктах в девяти улусах (Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Намский, Хангаласский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Ленский) и г. Якутске с пригородами. В настоящее время работы по газификации продолжаются в улусах вдоль трассы действующего газопровода, в Мегино-Кангаласском улусе, ведется строительство третьей нитки газопровода Средневилюйское ГКМ - Мастах - Берге - Якутск. К 2016 году Правительством РС (Я) планируется:

¾      увеличить протяженность газопроводов на 489,4 км.;

¾      увеличить количество газифицированных населенных пунктов на 8;

¾      инвестиций в газификацию РС (Я) составят более 13 млрд. руб.

Кроме того, Обществом разрабатывается проект по освоению Соболох - Неджелинского газоконденсатного месторождения (альтернатива освоению Среднетюнгского ГКМ) совместно с соинвестором (добыча до 1 млрд. м3 в год). Общество ведет целенаправленную работу по сотрудничеству с ОАО "Газпром" в области совместного недропользования по Среднетюнгскому и Соболох-Неджелинскому ГКМ. Реализация данных проектов в первую очередь необходима в целях повышения энергобезопасности и надежности газоснабжения. Обществом рассматриваются следующие проекты:

¾      Производство сжиженного природного газа (СПГ) с проектной мощностью 27 тыс. тонн/год);

¾      Глубокая переработка газа (строительство газохимического комплекса).

Одним из вариантов глубокой переработки газа является производство метанола. Объем потребления газа составит 1,3 млрд. куб. м. Объем производства продукции - 1 300 тыс. тонн. Прогнозный объем инвестиций - 1,4 млрд. долл. В результате реализации инвестиционных проектов запасы газа по С1+С2 увеличатся до 197 млрд. куб. м за счет:

¾      Проведения комплекса геологоразведочных работ на Отраднинском лицензионном участке с целью обеспечения прироста запасов до 90 млрд. куб. м;

¾      Приобретение лицензии на Мурбайский лицензионный участок (проект освоения Среднетюнгского ГКМ, прогнозные ресурсы до 40 млрд. куб. м);

¾      Вовлечение в разработку пласта T1-A Среднетюнгского ГКМ - 67 млрд. куб. м (в случае достижения договоренности с основным недропользователем ОАО "Газпром").

За счет реализации проектов "Строительство газохимического комплекса", "Обустройство Отраднинского ГКМ" позволит суммарно увеличить до 2020 года объем добычи и транспортировки природного газа до 2,5 раза и составит 4,3 млрд. м3/год. Увеличение объемов транспортировки газа для внутреннего рынка прогнозируется за счет:

¾      потребления природного газа для переработки на заводе газохимического комплекса - до 1,5 млрд. м3/год;

¾      газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия) - до 105 млн. м3/год. Проект расширения и реконструкции Якутского ГПЗ позволит:

¾      увеличить степень осушки природного газа по углеводородам с 30% до 95%;

¾      производить подготовку 100% объема природного газа, поступающего потребителям г. Якутска, включая ЯГРЭС-2;

¾      увеличить выпуск СУГ более чем в 3 раза и выручку от его реализации в 4 раза;

¾      освоить выпуск новой продукции - СПГ.

В условиях растущих цен на светлые нефтепродукты большое значение для развития топливозаправочного комплекса Республики Саха (Якутия) и улучшения экологической ситуации имеет увеличение рынка сбыта СУГ как моторное топливо путем создания широкой сети автогазозаправочных станций и центров по переводу автомобилей на газобаллонное оборудование. В г. Якутск СУГ реализуется на 10-ти АГЗС, только две из них принадлежат АО "Сахатранснефтегаз".

Для развития рынка сбыта СУГ как моторного топлива намечается расширение собственной сети АГЗС, в том числе - по направлениям республиканских и федеральных автомобильных дорог.

АО "Сахатранснефтегаз" считает перспективным и освоение новых направлений деятельности, приносящих дополнительные доходы путем создания совместного предприятия, обеспеченного современными техническими и материальными ресурсами, а также квалифицированными строительно-монтажными бригадами для выполнения всего комплекса СМР с высокой степенью качества: направление 1 - участвовать при строительстве крупных объектов, таких как например, магистрального газопровода "Сила Сибири"; направление 2 - участвовать в торгах в качестве генерального подрядчика, проводимых в рамках Государственной программы газификации населенных пунктов РС (Я).

2.3 Разработка рекомендаций по формированию эффективности миссии и целей предприятия


В мире современного бизнеса резко набирает популярность практика создания миссии компании, позволяющей, как минимум, сформировать положительный образ компании в глазах клиентов и еще успешней продвигать ее бизнес. Ведущие специалисты по менеджменту, серьезные консалтинговые компании, авторитеты в области бизнес-психологии уже основательно шлифуют соответствующие принципы и критерии формирования, технологии разработки. Необходимость наличия миссии у компании и основательность подхода к ее разработке никем особенно не оспариваются. Битва умов разворачивается в основном вокруг деталей, формулировок, нюансов, процедур разработки и т.п. Становятся привычными термины "предназначение", "видение", "цели", "принципы", "философия" применительно к тексту миссии компании. Представители не только менеджмента, но и других сфер знания стремятся найти наиболее точные определения этих терминов и разработать технологии создания соответствующих текстов. При этом отсутствие видимых отрицательных эффектов использования миссии постепенно ведет к тому, что в ее формулировку нередко попадает все одновременно хорошее и глобальное (по возможности), что может компания сказать о себе, своем бизнесе и о своем отношении к социуму. Но "миссия компании" по-прежнему остается одним из наиболее спорных и загадочных документов, как по своему назначению, так и по методике создания.

Поскольку при анализе АО "Сахатранснефтегаз" было выявлено то, что цели у компании есть, а миссии нет, попробуем сформулировать возможную миссию компании, исходя из проведенного анализа и целей компании.

Возможная миссия предприятия - через совершенство деятельности и качества достичь таких результатов в области транспортировка и добыча нефти, которые вызовут максимальное удовлетворение запросов и ожиданий потребителей, укрепят заинтересованность участников предприятия и общества, сделают АО "Сахатранснефтегаз" надежным, привлекательным партнером для его персонала, потребителей и поставщиков.

АО "Сахатранснефтегаз" должно заявить о том, что хочет, чтобы оно стало приоритетным предприятием на якутском рынке в области нефти и газа.

Приоритетным, потому АО "Сахатранснефтегаз":

¾      планирует и обеспечивает постоянный рост производства,

¾      готово выполнить любые сложные требования потребителей,

¾      способно быстро адаптировать производство под выполнение эксклюзивных требований потребителей,

¾      целенаправленно работает в части сокращения времени производственного цикла и снижения себестоимости услуг.

АО "Сахатранснефтегаз" стремится расширить своё присутствие на рынке Якутска в интересах наших местных потребителей, для чего намерено искать возможность расширения географии рынка, углубляя одновременно партнёрские отношения с традиционными потребителями.

АО "Сахатранснефтегаз" намерено подтверждать способность предприятия поставлять продукцию гарантированного высокого качества, в том числе, через сертификацию системы менеджмента качества на соответствие зарубежным стандартам.

АО "Сахатранснефтегаз" намерено и впредь сохранять свою специализацию, потому что является специалистом в вышеуказанных отраслях, и будет впредь совершенствовать свою кадровую политику и предлагать персоналу повышение уровня знаний, мастерства и более интересную и безопасную работу.

Для достижения этой цели жизненно необходимы - дисциплинированные люди, дисциплинированное мышление и дисциплинированные действия. Все подразделения АО "Сахатранснефтегаз" разговаривают на "одном языке" и живут по единым корпоративным законам. Все должно быть просто, понятно и последовательно.

Для обеспечения реализации миссии высшему руководству компании нужен совершенно новый инструмент управления, переводящий видение компании и ее стратегии в набор взаимосвязанных сбалансированных показателей, оценивающих критические факторы не только текущего, но и будущего развития организации. Предоставить такие возможности может Сбалансированная система показателей. Используя ее менеджеры управляют такими процессами как перевод видения в стратегии, доведение стратегий до всех уровней системы управления, бизнес-планирование и распределение ресурсов, обратная связь, обучение и текущий мониторинг исполнения стратегии.

Кроме того, они получают ответы на основные вопросы: за счет чего компания создает свою стоимость, какие процессы являются ключевыми в ее деятельности, каков уровень квалификации персонала и применяемых технологий, каково их соответствие выбранной стратегии, какие инвестиции нужно осуществить в развитие компании с целью достижения долгосрочных целей организации. В результате использования Сбалансированной системы деятельность компании становится более прозрачной и управляемой.

Сбалансированная система показателей (ССП) - система управления, позволяющая Руководителям переводить стратегические цели компании в четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников и оценивать результаты их деятельности с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей эффективности.

На сегодняшний день практически каждая компания осуществляет внедрение организационных изменения и программ, направленных на повышение эффективности в целом или отдельных процессов. Как правило, большинство менеджеров испытывают трудности связанные с установлением соответствия предпринимаемых инициатив по реорганизации со стратегиями развития предприятия. В этой связи, Сбалансированная система является очень удобным инструментом для определения первостепенных целей и задач, анализа предпринимаемых инициатив, используя показатели эффективности в качестве критерия распределения ресурсов. Таким образом, менеджеры получают ответ на вопрос: какие инициативы являются наиболее решающими с точки зрения исполнения принятой стратегии и обеспечивают их последующую поддержку и развитие.

Обратная связь и укрепление знаний в области стратегического управления. Этот процесс дает компании возможность осуществлять постоянный мониторинг исполнения принятых стратегий и достижения поставленных целей посредством анализа отклонений фактических результатов от плановых показателей. На основе данного анализа менеджеры определяют эффективность стратегий и корректируют стратегические инициативы и установки будущих периодов. С помощью элементов бюджетирования, Сбалансированная система дает дополнительные возможности для установления планов, анализа отклонений и осуществления мониторинга. Таким образом, осуществляется управление стратегией компании на всех уровнях иерархической системы.

Получение новых знаний в области стратегического управления и их укрепление происходит на протяжении всего цикла работы с системой. Процесс обучения начинается с самого первого этапа, когда команда высших руководителей разрабатывает долгосрочные цели и стратегии, а также осуществляет передачу своего видения развития компании на более низкие уровни управления. Этот процесс может быть достаточно растянутым во времени и иметь несколько итераций. В конечном итоге результатом этого процесса выступает единое видение, четко понимаемое всеми ключевыми сотрудниками компании. Видение в данном случае представляет собой некую совокупность стратегий достижения долгосрочных целей компании. На основе разработанных положений осуществляется текущее и перспективное бизнес-планирование. Параллельно этому процессу выявляются ключевые драйверы принятых стратегий и разрабатываются показатели, характеризующие их эффективность. В процессе реализации стратегий осуществляется периодический мониторинг, и корректируются среднесрочные и долгосрочные установки.

Заключение


Видение компании обычно отражает субъективное восприятие или понимание компанией своего положения в настоящем или будущем среди других компаний, занимающихся примерно тем же бизнесом, т.е. своего рода позиционирование на данном сегменте рынка.

Объектом исследования в работе выступило АО "Сахатранснефтегаз".

АО "Сахатранснефтегаз" - самая молодая и мощная компания в системе газового комплекса Якутии. Создано 17 декабря 2003 г. на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия)"О создании АО "Сахатранснефтегаз" от 09.12.2003 г. № 1335 и Постановления Правительства РС (Я)"О создании АО "Сахатранснефтегаз" от 15.12.2003 г. № 784. На сегодняшний день акционерами АО "Сахатранснефтегаз" являются Республика Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (91,24%) и АО "Республиканская инвестиционная компания" (8,76%).

За 2011-2014 гг. произошло увеличение расходов, связанных с основной деятельностью на 1401 млн. руб. Данное увеличение связано с увеличением материальных затрат на 632 млн. руб., увеличением затрат, связанных с фондом оплаты труда на 286 млн. руб., увеличением затрат, связанных с услугами сторонних организаций и прочих расходов.

Внеоборотные активы занимают наибольший удельный вес в активах АО "Сахатранснефтегаз" за весь анализируемый период, но необходимо отметить уменьшение удельного веса данного показателя. Часть прибыли организации направляется на расширение оборотных фондов, т.е. на закупку дополнительного сырья, материалов.

Для этой цели привлекаются краткосрочные банковские кредиты. Кроме того, часть прибыли направляется на поощрение работников организации: премии, повышение заработной платы.

Произошедшие изменения в динамике использования ресурсов связаны с изменением цен и объёмом потребления. Увеличение прочих денежных расходов произошло из-за опережающего темпа прироста затрат по сравнению с ростом себестоимости.

Таким образом, АО "Сахатранснефтегаз" является развивающимся предприятием, которое имеет большое значение в Якутске. Основным видом деятельности предприятия является транспортировка газа по магистральным газопроводам общей протяженностью 2503 км, эксплуатация газораспределительных сетей в городах и населенных пунктах - протяженностью 3769 км.

В последние годы достижения предприятия связаны с выполнением Государственной программы газификации Республики Саха (Якутия). Основные задачи программы связаны с повышением социального уровня населения, повышением качества жизни и улучшением экологии мест проживания населения. Газификация Заречного региона стала реальной возможностью после того как АО "Сахатранснефтегаз" построил и эксплуатирует две нитки подводного перехода магистрального газопровода через одну из самых больших рек мира - реку Лена. Этот переход является уникальным инженерным сооружением и имеет самую большую в мире протяженность для речных переходов.

Стратегическая цель Общества - достижение лидерских позиций в нефтегазовой отрасли региона, создание финансово-устойчивой, социально-ориентированной, привлекательной для инвесторов и доходной для акционеров компании.

Поскольку при анализе АО "Сахатранснефтегаз" было выявлено то, что цели у компании есть, а миссии нет, попробуем сформулировать возможную миссию компании, исходя из проведенного анализа и целей компании.

Возможная миссия предприятия - через совершенство деятельности и качества достичь таких результатов в области транспортировка и добыча нефти, которые вызовут максимальное удовлетворение запросов и ожиданий потребителей, укрепят заинтересованность участников предприятия и общества, сделают АО "Сахатранснефтегаз" надежным, привлекательным партнером для его персонала, потребителей и поставщиков.

Для обеспечения реализации миссии было предложено использовать Сбалансированную систему показателей. Используя ее менеджеры будут управлять такими процессами как перевод видения в стратегию, доведение стратегий до всех уровней системы управления, бизнес-планирование и распределение ресурсов, обратная связь, обучение и текущий мониторинг исполнения стратегии.

Список литературы


1.      Володько, В.Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Ф. Володько. - Минск, 2013. - 303 с.

2.      Воропаев, С.Н. Менеджмент: учебное пособие / С.Н. Воропаев, В.Д. Ермохин; Международная ассоциация "Агрообразование". - Москва: КолосС, 2012. - 246 с.

.        Всеобщая история менеджмента: учебное пособие / И.И. Мазур и др. - Москва: Елима, 2012. - 776 с.

.        Глухов, В.В. Менеджмент: для экономических специальностей / В.В. Глухов. - Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2013. - 600 с.

.        Гончаров, В.И. Менеджмент: учебное пособие / В.И. Гончаров. - Минск: Современная школа, 2013. - 635 с.

.        Дафт, Ричард Л. Менеджмент / Л. Дафт. - Санкт-Петербург: Питер; Питер Пресс, 2013. - 863 с.

7.      Жемчугов, АМ. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы <http://corpsys.ru/Articles/Strategy/Strategy-Concept.aspx> // Международный журнал "Проблемы теории и практики управления", 2015. - № 5 - с.42.

.        Жемчугов, А.М. Цель как основа стратегии // Журнал "Проблемы экономики и менеджмента", 2014. - № 8. - 69с.

.        Жемчугов, А.М. Современный менеджмент. Четыре уровня цели и стратегии, единство и противоположность составляющих // Журнал "Проблемы экономики и менеджмента", 2013. - № 12. - 32с.

.        Жемчугов, А.М. Современная организация: целеполагание и целеосуществление // Журнал "Волжский научный вестник", 2013. - №8 - с.25.

.        Жемчугов, А.М. Разработка эффективной стратегии и структуры предприятия - практическая пошаговая методика // Журнал "Проблемы экономики и менеджмента", 2013. - №6 - с.42.

.        Жемчугов, А.М. Современная организация: дерево целей - дерево стратегий // Журнал "Проблемы экономики и менеджмента", 2013. - №5 - с.26.

.        Жемчугов, А.М. Цели организации, конечные результаты и показатели деятельности" // Журнал "Проблемы экономики и менеджмента", 2012. - №11 - с.34.

.        Жемчугов, А.М. Организация: человек, стратегия, структура // Журнал "Проблемы экономики и менеджмента", 2012. - №7 - с.40.

.        Жемчугов, А.М. Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура // Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" 2012. - №3. - с.12.

.        Жемчугов, А.М. Разработка стратегии предприятия: современный подход // Международный журнал "Проблемы теории и практики управления", 2011. - №10 - с.58-66.

.        Зиновьев, В.Н. Менеджмент: учебное пособие / В.Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. - Москва: Дашков и Кº, 2013. - 477 с.

.        Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебник / Г.Б. Казначевская. - Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. - 452 с.

.        Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. - Москва: Юрайт, 2012. - 640 с.

.        Костин, В.А. Менеджмент: учебное пособие / В.А. Костин, Т.В. Костина. - Москва: Гардарики, 2013. - 334 с.

.        Круглова, Н.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.Ю. Круглова. - Москва: КноРус, 2013. - 499 с.

.        Менеджмент: учебник / С.И. Ашмарина и др.; под редакцией С.И. Ашмариной. - Москва: Читай!: Рид Групп, 2011. - 572 с.

.        Менеджмент: учебное пособие / В.Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. - Москва: Дашков и К, 2012. - 477 с.

.        Менеджмент: пособие / И.В. Балдин, Г.Е. Ясников. - Минск: БГЭУ, 2012. - 305 с.

.        Менеджмент: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / А.В. Игнатьева и др.; под редакцией М. М.

.        Максимцова, М.А. Комарова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 320 с.

.        Менеджмент организации: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. - Москва: КноРус, 2012. - 407 с.

.        Основы менеджмента: учебное пособие для вузов по специальности "Менеджмент организации" / Э.М. Коротков и др. - Москва: Дашков и К. - Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2012. - 254 с.

.        Основы менеджмента: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / Н.Д. Эриашвили и др.; под редакцией И.В. Бородушко и В.В. Лукашевича. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 270 с.

.        Основы менеджмента: учебник по специальности "Менеджмент организации" / А.И. Афоничкин и др.; под редакцией А.И. Афоничкина. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 522 с.

.        Основы менеджмента: учебник для высших учебных заведений по специальности "Менеджмент организации" / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - Москва: Дашков и К, 2012. - 553 с.

.        Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - Москва: Дашков и Кº, 2013. - 575 с.

.        Теория управления: учебник / Ю.П. Алексеев и др.; под общей редакцией: А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - Москва: Издательство РАГС, 2013. - 557 с.

.        Теория управления: учебное пособие по специальности "Государственное и муниципальное управление" / В.Г. Игнатов, Л.Н. Албастова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 478 с.

.        Управленческие решения: учебник по специальности "Менеджмент организации" / С.Н. Чудновская. - Москва: Эксмо, 2012. - 366 с.

Приложение 1


Таблица - Горизонтальный и вертикальный анализ актива баланса предприятия АО "Сахатранснефтегаз" за 2011-2014 гг.

Наименование

2011 г.

2012 г.

2013г

2014г

Изменения


тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

2012/2011, тыс. руб.

2013/2012, тыс. руб.

2014/2013, тыс. руб.

Тпр, %

уд. вес, %

1. Внеоборотные активы

Нематериальные активы

9976

0,05

4507

0,02

2506

0,01

283

0,00

-5469

-2001

-2223

-97,16

-0,05

Нематериальные поисковые активы

0

0,00

0

0,00

193056

1,02

0

0,00

0

193056

-193056

-

-

Основные средства

10870237

58,11

11201863

61,75

12430153

65,60

13090730

66,52

331626

1228290

660577

20,43

8,42

Доходные вложения в материальные ценности

19530

0,10

20445

0,11

28628

0,15

19596

0,10

915

8183

-9032

0,34

-

Финансовые вложения

3645014

19,48

3427625

18,90

2691624

14, 20

2050624

10,42

-217389

-736001

-641000

-43,74

-9,06

Итого по разделу 1

14546419

77,76

14656015

80,80

15347459

80,99

15162642

77,05

109596

691444

-184817

4,24

-0,70

2. Оборотные активы

Запасы

1386419

7,41

779971

4,30

1027398

5,42

603062

3,06

-606448

247427

-424336

-56,50

-4,35

НДС

149444

0,80

147955

0,82

145651

0,77

141210

0,72

-1489

-2304

-4441

-5,51

-0,08

 Дебиторская задолженность

2042482

10,92

2258258

12,45

1838410

9,70

2326955

11,82

215776

-419848

488545

13,93

0,91

Денежные средства и денежные эквиваленты

502981

2,69

235376

1,30

538074

2,84

1160798

5,90

-267605

302698

622724

130,78

3,21

Прочие оборотные активы

79868

0,43

62021

0,34

51809

0,27

83630

0,42

-17847

-10212

31821

4,71

0,01

Итого по разделу 2

41611911

222,43

3483581

19, 20

3601342

19,01

4515655

22,95

-38128330

117761

914313

-89,15

-199,49

БАЛАНС

18707613

100,00

18139596

100,00

18948801

100,00

19678297

100,00

-568017

809205

729496

5, 19

-

 


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!