Качество жизни: понятие, показатели, стандарты

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    121,72 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Качество жизни: понятие, показатели, стандарты

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Международная академия бизнеса

Кафедра "Маркетинг и менеджмент"










Курсовая работа

Качество жизни: понятие, показатели, стандарты


Выполнила:

студентка 1 курса

специальность "РДиГБ"

Маликова Виктория.

Проверила:

д.э.н., профессор

М.В. Ахмедьярова

Алматы 2013


Содержание

качество жизнь население потребность

Введение

. Качество жизни: понятие, показатели, стандарты

.1 Понятие качества жизни

.2 Показатели качества жизни

.3 Стандарты качества жизни

. Качество жизни в Республике Казахстан

. Пути совершенствования качества жизни Республики Казахстан

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Тема этой курсовой работы - Качество жизни: понятие, показатели и стандарты. Качество жизни является важнейшим показателем эффективности социально-экономической государственной политики, а также эффективного развития государства. Его повышение является основной целью общественного развития социального государства. Нахождение путей по улучшению качества жизни на данный момент является основной проблемой каждого государства. Многие ученые интересовались исследованием этой проблемы на протяжении многих лет. Такими учеными являются: Д. Рикардо, К. Менгер, П. Госсен, Дж. Кейнс, К. Эрроу и другие. Они в свое время рассуждали о трактовке самого определения качества жизни, о нуждах и потребностях населения и о потреблении и благосостоянии.

К данному моменту качество жизни населения, а также вопросы его оценки и измерения, как на уровне государства, так и регионов, предприятий, хозяйств остается постоянно развивающимся процессом, требующим тщательного, систематического исследования.

Существенным шагом в данном исследовании стал переход от среднестатистического гражданина к семье и домашнему хозяйству как наиболее репрезентативным объектам исследования и оценки уровня и качества жизни населения.

В научной литературе понятие качества жизни трактуется по-разному, в зависимости от того, какие цели и задачи рассматриваются в исследовании. Понятие качество жизни является достаточно емким, охватывающим все стороны деятельности человека. Это понятие дает нам представление о благосостоянии общества как в целом, так и о благосостоянии отдельного члена этого общества.

Уровень и качество жизни в стране измерить достаточно сложно. Существующие методики требуют обновления и учета специфики определенного периода развития экономики страны, региона что, несомненно, свидетельствует о большой актуальности выбранной для исследования темы.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные уровню и качеству жизни населения, остаются проблематичными концептуальные основы этой проблемы, изучение уровня и качества жизни как экономической категории, с вытекающими отсюда элементами, формами, функциями. Идут перманентные споры, какие индикаторы брать за основу измерения уровня и качества жизни населения. Недостаточно изученными остаются вопросы определения качества трудовой жизни, не всегда взаимосвязываются такие категории как: потребности, потребление, уровень жизни, качество жизни, благосостояние и т.п. В связи с этим возникает необходимость в дальнейшем исследовании качества жизни населения.

Цель этой курсовой работы: изучить теоретические основы понятия качества жизни и пути по улучшению качества жизни населения.

В работе ставятся следующие задачи:

.        Раскрыть качество жизни населения как экономическую категорию.

.        Выявить уровни, показатели и функции категории качества жизни.

.        Изучить качество жизни населения в Республике Казахстан

.        Исследовать пути совершенствования качества жизни.

Объектом исследования является качество жизни Республики Казахстан.

1. Качество жизни: понятие, показатели, стандарты

.1 Понятие качества жизни

Само понятие качества жизни очень обширно и многогранно, так как включает в себя достаточно много аспектов не только из экономики, но и из социологии, политики и медицины. Изучением вопросов, касающихся повышения жизненного уровня людей были посвящены работы многих экономистов. Исследованиями в данной области занимались такие теоретики, как Кейнс, Котлер, Брю, Маслоу, Фишер и др. Указанные экономисты разрабатывали различные национальные модели уровня жизни, показатели их оценки, механизмы регулирования.

Прежде чем говорить о проблемах качества жизни и о путях его совершенствования, нужно разобраться, что же означает данный термин.

В настоящее время существует множество различных подходов к определению качества жизни. Однозначной является точка зрения, согласно которой качество жизни должно рассматриваться как постоянно эволюционирующая категория, которая может наполняться различным содержанием в зависимости от социальных ориентиров того или иного общества, периода времени, подхода к определению сути явления и др. Анализ различных подходов к определению сущности категории "качество жизни" позволяет сделать вывод о невозможности выработки единой, раз и навсегда установленной его формулировки. Это подтверждается наличием множества работ, посвященных рассмотрению качества жизни населения и различных его сторон, в которых до настоящего времени нет единства в понимании того, какие социально-экономические процессы и явления обозначаются этим термином. С одной стороны, встречается предельно расширительное толкование данной категории, которое, по существу, вбирает в себя все процессы жизнедеятельности человека и общества. С другой, показатели качества жизни иной раз включаются безо всякой научной аргументации только узкая часть процессов жизнеобеспечения людей.

Качество жизни стало определяться как субъективная оценка степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.  Качество жизни также следует рассматривать как совокупность определенных характеристик жизненно важных для человека сторон, процессов и явлений, отражающих его современное существование, как в аспекте трудовой деятельности, так и в аспекте жизнедеятельности вообще.

Современный экономический словарь определяет термин "качество жизни" как социально-экономическую категорию, представляющую обобщение понятия "уровень жизни" и включающей в себя "не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека, душевный комфорт" [1].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет качество жизни как "восприятие индивидуумом своего положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которой они живут, и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами. Это широкий круг параметров зависимый от физического здоровья человека, психологического состояния, личных убеждений, социальных отношений и их взаимосвязей с характерными особенностями окружающей среды. [2]

Необходимо отметить, что качество жизни как категория экономической науки взаимосвязана с такими, близкими по своему происхождению и содержанию понятиями, как образ жизни, стиль жизни, уровень жизни человека.

Образ жизни есть сплав объективных условий и субъективной стороны деятельности людей, выражение, прежде всего, их социально-экономической активности. Образ жизни "ведут", практикуют, он является общей формулой повседневного бытия личности. Другими словами образ жизни - это типичные, практикуемые нормы поведения людей, способ их повседневной деятельности в сфере труда и быта, в производстве и потреблении как материальных, так и духовных ценностей.

Таким образом, качество жизни отражает степень удовлетворения целого комплекса разнообразных материальных, духовных, интеллектуальных, культурных, эстетических и других потребностей людей.

Качество жизни можно трактовать как интегральную категорию, всесторонне характеризующую уровень и степень благосостояния свободы, социального и духовного развития человека, а также его физическое здоровье. В числе ее структурных составляющих можно выделить следующие основные компоненты: уровень здоровья и продолжительность жизни населения, уровень жизни населения, образ жизни населения.

Рисунок 1. Схематичная связь уровня, образа и качества жизни

Источник: [3]

Качество жизни олицетворяет собой соединение материальных и духовно-творческих сторон жизни, уровень реализации родовых сил человека, его интеллекта, творческого смысла жизни. Оно не сводимо только к материальному уровню жизни, хотя "материальный уровень жизни" играет и существенную роль. Качество жизни является сложной и противоречивой системой единства духовных, интеллектуальных, материальных, социокультурных, научно-образовательных, экологических и демографических компонентов жизни как отдельного человека, семьи, народа, так и общества в целом человечества. В нем заключается, таким образом, и индивидуальное, и общественное (социальное) качества жизни, раскрывается разнообразие потребностей и способностей человека, его потенциала к всестороннему, гармоничному, творческому развитию. [3]

Многие ученые сходятся в том, что качество жизни - это "совокупность ряда жизненных важнейших ценностей. Как живется человеку, как удовлетворяются его потребности высших порядков, во имя чего он живет, каков смысл его жизни, удовлетворен ли он своей жизнью".

Если рассмотреть данную взаимосвязь графически, систему взаимодействия качества жизни и основными его составляющими можно изобразить в следующем виде:

Взаимозависимость объектов качества жизни

Источник: [2]

Характеризуя сущность качества жизни как социально-экономической категории необходимо подчеркнуть ряд ее особенностей:

Во-первых, качество жизни довольно широкое, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем "уровень жизни". Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.

Во-вторых, качество жизни имеет две грани: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы потребностей индивидуумов, по соотношению которых можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов.

Однако, с другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только они сами. Их нельзя зафиксировать какими-либо статистическими величинами и они практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.

Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах:

. степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов;

. удовлетворенность качеством жизни самих людей.

В-третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включает в себя их в качественном аспекте.

Так, компонентами качества жизни является и образ жизни, и уровень жизни, и окружающая среда, обогащенные качественными оценками. Например, характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания по его питательной ценности (калорийность, содержание в граммах белков, жиров). Нельзя обойти таких качеств питания, как его регулярность, разнообразие, вкусовые свойства. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться (как при анализе уровня жизни) показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.

Фактически качество жизни - это своеобразный индекс удовлетворенности населения тем, как государство исполняет свои обязанности перед гражданами. Людям нужна жизненная перспектива. Планировать и обеспечивать следует не ограничения и бедность, а благосостояние. Необходимо сменить ориентиры с чисто экономических на определяющих качество жизни. Граждане ожидают от деятельности республиканской и региональной властей решение таких вопросов, как дальнейшее развитие экономики страны, реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение социальных гарантий слабо защищенных категорий населения, оздоровление экологии, обеспечение равных прав при получении образования и услуг здравоохранения. А это и есть вопросы качества жизни.

Анализ взглядов различных ученых на качество жизни позволяет нам определить следующие группы, входящих в определение качества жизни в виде дерева целей. [4]

Дерево целей качества жизни

Источник: [4]

Таким образом, качество жизни имеет огромный теоретический и методологический потенциал, позволяющий по-новому, с позиций целостности, подойти к осмыслению проблем жизни и деятельности человека.


.2 Показатели качества жизни

Центральное место в исследованиях качества жизни отводится разработке методологии оценки качества жизни, объясняющей решение таких вопросов, как построение показателей качества жизни, определение значений этих показателей, выбор методов их оценки с получением в итоге обобщенного суждения об уровне жизни отдельного индивида, группы людей, конкретного региона или страны в целом. Исследования дают основание полагать, что экономическая категория "качество жизни населения" может быть определена как "сформировавшаяся в массовом сознании, обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни населения".

Данные характеристики можно рассмотреть при помощи семи интегральных свойств качества жизни:

. Качество населения, интегрирующее такие его свойства, как способность к воспроизводству (рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность, ожидаемая продолжительность жизни и т.п.), способность образовывать и сохранять семьи (брачность, разводимость), уровень образования и квалификации (доля населения, охваченного обучением в соответствующих возрастных группах, достигнутый уровень образования и т.п.).[5]

. Благосостояние. Материальный аспект благосостояния характеризуют показатели доходов, текущего потребления и сбережений населения (величина доходов в реальном выражении, их распределение по направлениям использования и различным социально-экономическим группам населения, структура потребительских расходов населения, наличие в домашних хозяйствах потребительских товаров длительного пользования, накопление имущества и ценностей и др.), а также такие макроэкономические показатели, как ВВП на душу населения, фактическое потребление домашних хозяйств, индекс потребительских цен, уровни безработицы и бедности. [5]

. Условия жизни населения. Понятие "условия жизни" включает в себя характеристики жилищных условий, обеспеченность населения мощностями здравоохранения, образования, культуры, использования свободного времени, социальной и географической мобильности и т.п. [5]

. Информированность населения, характеризующая доступность к средствам телекоммуникации и информационных инфраструктур (операторы мобильной радиосвязи, информационные ресурсы, Интернет-технологии и т.д.). [5]

. Социальная безопасность (или качество социальной сферы), отражающая условия труда, социальное обеспечение и социальную защиту, физическую и имущественную безопасность. [5]

. Качество окружающей среды (или качество экологической ниши), аккумулирующее данные о загрязнении воздушного пространства, воды, о качестве почвы, уровне биологического разнообразия территории и т.п. [5]

. Природно-климатические условия, характеризующиеся климатическими условиями, частотой и спецификой форс-мажорных ситуаций (наводнений, землетрясений, ураганов и других стихийных бедствий). [5]

Поговорим о показателях.

Показатели качества жизни имеют объективный и субъективный характер.

Объективные показатели: природные и социальные. Они отражают такие величины, как доход на душу населения, миграция населения, процент смертности, или такие явления, как преступность, алкоголизм, разводы, самоубийства и прочее. Объективные показатели также относительны, когда материальное положение потребителя определяется уже не абсолютной суммой его дохода, а относительным положением по шкале доходов, положением в обществе. Человек может выиграть от роста абсолютного уровня своего дохода, но если доход других возрастает в той пропорции, то он в конечном счете будет считать свое положение не изменившимся по шкале доходов-расходов. Понятие "необходимые товары" и "товары роскоши" со временем становятся в высокой степени взаимозаменяемыми как при сравнении стран с различным уровнем развития, так и при сравнении различных этапов развития одной и той же страны.

Субъективные показатели отражают оценки восприятия, которые присутствуют в различных обзорах или в опросах общественного мнения. [5]

Существует ряд признаков, по которым можно сгруппировать показатели качества жизни:

.        В зависимости от иерархического уровня. Их называют макропоказатели. Они характеризуют удовлетворение потребностей на уровне индивида или семьи. К ним относят ВВП, ВНП; номинальные или реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и прочие.

.        В зависимости от характера отражения сущности категории - уровень жизни. Они бывают прямые и косвенные. Прямые характеризируют непосредственно сам уровень жизни. Например, уровень потребления продуктов питания.

Косвенные показатели. Косвенно характеризируют уровень жизни. К таким показателям можно отнести демографические показатели.

.        В зависимости от характера расчета. К ним относят уровневые показатели, которые показывают абсолютные значения; структурные, они являются составляющими уровневых показателей, а так же динамические. Они характеризуют изменение абсолютных показателей.

.        В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризирует тот или иной показатель. Выделяют три основные группы потребностей: физические, духовные (или их еще называют интеллектуальными) и социальные. [6]

Одним из самых важных показателей качества жизни является ИРЧП (Индекс развития человеческого потенциала). Он вычисляется ежегодно и показывает уровень жизни, грамотности и образованности населения. Он служит для сравнения уровня и качества жизни различных стран.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

·              Ожидаемая продолжительность жизни <#"875219.files/image004.jpg">

Источник: [9]

При этом тревожным признаком остается значительная дифференциация доходов в городской и сельской местности. В 2011 году уровень бедности в сельской местности превысил городской уровень более чем в 3,7 раза, а в 2007 году разница составляла лишь 2,6 раза. Это говорит о том, что отрыв качественных показателей жизни городских жителей от показателей сельского населения увеличился, несмотря на меры, принимаемые государством. Важно отметить, что в казахстанском селе сегодня проживает порядка 45,5 процентов населения, поэтому борьба с бедностью здесь способна существенно улучшить показатели республики по качеству жизни. [10]

Позитивный тренд связан с действиями государства в инвестиционной области. Активно строятся дороги, школы, детские сады, при поддержке власти создаются новые производственные предприятия, создаются рабочие места.

В стране средняя продолжительность жизни достигла 69 лет, выросло благосостояние населения, которое стало больше тратить средств на приобретение товаров длительного пользования. Улучшились и другие индикаторы качества жизни и демографические показатели, от которых зависит устойчивое развитие страны и ее конкурентоспособность на внешней арене. Такие, к примеру, как естественный прирост населения. Ниже приведена таблица данных по естественному приросту населения. По данным этой таблицы мы видим, что с каждым годом показатели естественного прироста в Казахстане улучшаются. По сравнению с 2010 годом, в котором естественный прирост составил 221,9 тысяч человек, то в 2012 этот показатель увеличился на 17,3 тыс. человек.

Таблица данных по естественному приросту населения

 Естественный прирост населения РК (тыс. человек)

2008 г.

204,7

2009 г.

214,7

2010 г.

221,9

2011 г.

228,3

2012 г.

238,3

Примечание - Источник: Агентство РК по статистике [9].

При этом, главными причинами смертности остаются сердечнососудистые заболевания, несчастные случаи, травмы, убийства, новообразования.

Вместе с тем у Казахстана имеется множество проблем, решение которых позволит повысить качественные показатели существования населения. Например, одной из существенной причин отставания качества жизни в селах от города, является нехватка качественной питьевой воды. По показателю водообеспеченности в расчете на душу населения Казахстан занимает последнее место в СНГ. Потребление некачественной воды существенно влияет на здоровье населения страны. Около 80,0% заболеваний населения Казахстана, по оценке Минздрава РК, так или иначе, связано с низким качеством воды. По данным доклада Председателя Комитета по водным ресурсам МСХ Республики Казахстан население большинства сел страны (72,4% или более 3 млн. человек) потребляют воду из децентрализованных источников, то есть колодцев, родников и артезианских скважин. [11]

Следующий аспект, характеризующий качество жизни - экологическая обстановка в месте проживания. Воздух - важнейший компонент здоровья населения. Атмосферный воздух - одна из основных сред обитания человека и от его качества во многом зависит здоровье человеческого организма, уровень физического развития, репродуктивные возможности, подверженность к заболеваниям, продолжительность жизни, в целом качество жизни населения. В загрязнение атмосферы городов значительный вклад вносит также автомобильный транспорт. Все эти вредные факторы отрицательно влияют на здоровье населения.

Другим важным индикатором формирования нового качества человеческого потенциала является образованность населения страны. В данном направлении развития Казахстан достиг высокого уровня развития. В настоящее время образовательный уровень казахстанцев составляет 99,7%. Эти достижения во многом обязаны тому, что расходы государственного бюджета страны на образование довольно высоки, в 2011 году этот показатель составил 4,2% от ВВП. Тем самым Казахстан приближается к нормам, рекомендуемым ЮНЕСКО - 5-6% от ВВП. [11]

Весь жилищный фонд страны на начало 2012 года составил 283,9 млн.кв. метров, из которых 167,3 млн. кв. метров, или 58,9%, расположились в городах и других городских поселениях, а 116,6 млн. кв. метров (41,1%) - в сельских населенных пунктах. При этом почти весь (96,3%) жилищный фонд ныне находится в частной собственности населения страны и лишь 3,7% (10,3 млн. кв. метров) остались в государственной. [11]

Несмотря на значительный рост объемов строительства новых жилых зданий за последние 6-7 лет, обеспеченность населения страны жильем продолжает оставаться довольно острой проблемой. Много семей ожидают или пытаются не только улучшить жилищные условия, а приобрести собственное жилье в городах, куда они переселились за последние десятилетия из отдаленных сельских населенных местностей. Так, по данным переписи населения 2009 года, в начале 2009 года 12,0 тысячи домохозяйств проживали в общих коммунальных квартирах, 75,4 тысячи - в комнатах, приспособленных под семейные квартиры в общежитиях, 46,9 тысячи - в дачных домах (домиках) дачных поселков близ городов (всего 134,3 тысяч семей). Почти 2,1 млн. кв. метров наличного жилья, где проживают свыше 25 тысяч семей, официально, признаны аварийными. Кроме того, при переписи были зарегистрированы 4253 (в том числе в городах - 4084) граждане, не имеющие постоянного жилища (бездомные). [11]

Состояние здоровья населения, как индикатора социального благополучия общества, зависит не только от уровня и ресурсов системы здравоохранения и социального обеспечения в стране, но и от ряда других факторов - ведение здорового образа жизни, охрана окружающей среды обитания и проживания людей и т.д. Так, уровень заболеваемости населения активным туберкулезом в 2011 г. снизился с 95,3 до 86,6 на 100 000 населения. В Казахстане на туберкулез органов дыхания приходится почти 80% случаев смерти от инфекционных и паразитарных заболеваний. [11]

Анализ создавшейся ситуации показывает, что в Казахстане, как и в других странах мира, распространение туберкулеза зависит от социальных и экономических факторов, состояния экологии регионов, объема и качества оказываемых населению лечебно-оздоровительных мер.

В Казахстане, позитивные изменения последнего десятилетия проявились в улучшении показателей уровня жизни населения страны: сократились доля низкодоходного населения, доля населения имеющего доходы ниже стоимости продовольственной корзины. Почти по всем наблюдаемым продовольственным товарам выросла покупательная способность номинальных денежных доходов населения, выраженная через их товарный эквивалент, увеличилось количество наборов прожиточного минимума, которые можно приобрести на среднюю зарплату - 5,6 в среднем по стране в 2011 году.

Наблюдается снижение уровня безработицы в республике по сравнению с прошлым годом, в 2011г. он составил 5,4%. Общая численность самостоятельно занятого населения на протяжении последних 10 лет остается в пределах 2,6-2,7 миллиона человек, что составляет четверть всего населения в стране в трудоспособном возрасте или более 30% от общей численности экономически активного населения. При этом 70,5% нынешнего числа самостоятельно занятого населения приходится на сельскую местность страны против 29,5% - в городах. [11]

Другие аспекты выравнивания качества жизни между селом и городом - качественное и разнообразное питание, развитие сферы услуг. Другими словами, это те направления, лежащие на поверхности, успех в которых может улучшить позиции страны в мировых рейтингах.

Однако зачастую международные рейтинги недостаточно объективны в своих оценках качества жизни по отношению к Казахстану. Конечно, индексы качества жизни в Казахстане и в странах Европы пока несоизмеримы. Высокое качество жизни предполагает, что человек на месячный заработок имеет возможность удовлетворить все свои текущие физические и интеллектуальные нужды и при этом у него еще имеются средства для инвестиций в предметы долговременного пользования. Возможность жить по такой схеме позволяет отнести человека к среднему классу. В среднем, в европейских странах средний класс составляет около 60% от всего населения. В Казахстане же это число по данным исследования "Эксперт Консалт" составляет около 10%. [12]

Однако, занятие Казахстаном позиций ниже таких стран как Узбекистан и Таджикистан тем более представляется сомнительным, что наша страна превосходит указанные страны не только по уровню экономического развития, но и по степени развития общественных отношений, по уровню гражданских свобод.

На объективность международных рейтингов оказывает влияние и то, что в подобных компаративных исследованиях часто используются формализованные процедуры, которые не учитывают специфику отдельных государств, а выводы распространяются на все страны.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что к подобным исследованиям необходимо подходить взвешенно, с учетом местной специфики.

Несмотря на указанные недочеты международных рейтингов, определяющих уровень качества жизни, без сравнительного анализа, позволяющего объективно оценить развитие страны в сравнении с другими государствами, не обойтись. Поэтому неудивительно, что, как заявила в июле текущего года на заседании правительства министр труда и социальной защиты населения, в Казахстане будет внедрен Стандарт качества жизни. По ее словам, уже в текущем году в рамках внедрения казахстанского стандарта качества жизни планируется завершить проводимые с участием международных экспертов исследования, направленные на совершенствование минимальных социальных стандартов. А по результатам исследований будет подготовлен проект концепции по совершенствованию системы минимальных социальных стандартов: прожиточного минимума, минимальных размеров заработной платы, пенсий, социальных пособий. [13]

В поддержку данного решения можно привести аргумент о том, что современное государство может развиваться только при условии, что его экономическая политика имеет своим ориентиром рост уровня и качества жизни граждан. Согласно теории человеческого капитала миграция населения между странами основана на рациональном сравнении мигрантом имеющегося уровня и качества жизни с возможным их изменением в районе предполагаемого вселения и оценке ожидаемой выгоды от такого перемещения. Неспособность государства обеспечить гражданам удовлетворительный уровень и качество жизни, таким образом, формирует отрицательный миграционный баланс в форме "утечки мозгов". Последнее негативно сказывается, прежде всего, на качестве трудовых ресурсов и может окончательно похоронить перспективы экономического роста и ухода от сырьевой ориентации экономики. Подтверждением данной теории служит тот факт, что на сегодняшний день в Казахстане сальдо внешней миграции на протяжении ряда лет имеет положительную величину. Так, по итогам 2011 да, в страну въехало 38 004 человека, а в обратном направление выехало 32 902 человека, сальдо миграции, таким образом, составило 5 102 единицы. [11]

Подводя итоги реализации важнейших государственных программ социально-экономического развития страны, Глава государства отметил, что вложения средств в здравоохранение и образование напрямую влияют на рост экономики страны и фактически являются инвестициями в будущее государства. Дальнейшее развитие казахстанского общества определяется инициативностью граждан, их творческим, образовательным, культурным, интеллектуальным и научным потенциалом, накопление которого будет происходить посредством качественного улучшения жизни граждан.

3. Пути совершенствования качества жизни Республики Казахстан

Задачей каждого государства является повышение качества жизни своих граждан. И Казахстан не является исключением. Ежегодно Правительством и Президентом Казахстана предлагаются различные программы и стратегии для улучшения качества жизни граждан.

Далее приведен перечень действующих в данное время стратегий и программ:

1.      Послание Президента РК "Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана".

2.      Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы.

.        Программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы.

.        Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года.

.        Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы

.        Программа развития моногородов на 2012-2020 годы.

.        Программа по развитию агропромышленного комплекса Республики казахстан на 2013-2020 годы.

.        8.Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "СаламаттыҚазақстан" на 2011-2015 годы.

.        Программа занятости 2030.

Все эти программы и стратегии ведут к повышению качества жизни населения РК. Рассмотрим, какие цели и задачи предследуют данные программы.

. Послание Президента РК "Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана"

В Послании в декларативном порядке затрагивается ряд вопросов, напрямую касающихся исследуемой темы. Текст послания изложен в виде независимых друг от друга задач, направленных на укрепление экономики, повышение благосостояния населения. Выделим те из задач, реализация которых преследует цель повышения качественных показателей жизни населения Республики Казахстан. [14]

В первом пункте идет речь о занятости. Акцентируется внимание на трех важных задачах в области трудоустройства: создании эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве; содействии развитию предпринимательства на селе и повышении мобильности трудовых ресурсов, приоритетном трудоустройстве в центрах экономической активности Казахстана. Более подробно показатели занятости рассмотрены при анализе госпрограммы "Занятость 2030".

Второе. Доступное жильё. Президент оцифровал показатели, которых следует достичь:

·              ежегодно вводить по 6 миллионов квадратных метров нового жилья;

·              довести ввод арендных жилых площадей до 1 миллиона квадратных метров.

Для решения задач обеспечения населения жильем разработана Программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011-2014 годы, которая также рассмотрена ниже.

Третье. Повышение качества государственных услуг населению. Это важный аспект противодействия коррупции и повышения доверия граждан к деятельности государственных органов, так как степень доверия населения государственным институтам отражается на субъективном восприятии жизненных условий.

Четвертое. Модернизация судебной и правоохранительной систем. Так же как и четвертый пункт задача направлена на повышения доверия населения к органам власти.

Пятое. Качественный рост человеческого капитала в Казахстане. Президент связал эту задачу напрямую с образованием и здравоохранением. Для реализации данного направления разработаны Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011-2015 годы и Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Указанные  программы рассмотрены в настоящем отчете на предмет анализа целевых индикаторов, связанных с повышением качества жизни населения.

Шестое. Индустриально-инновационные проекты. Социальная значимость проектов в рамках индустриально - инновационного развития заключается не только в создании дополнительных рабочих мест развитии новых кластеров, а также в большом заделе на будущее, диверсификации экономики. Данный пункт Послания имеет прямое отношение к уровню развития экономики Казахстана, большую долю которой в настоящий момент занимают доходы от эксплуатации природных ресурсов, а также к тому, что подобная ситуация серьезно повлияет на устойчивость и стабильность человеческого развития в последующие годы.

Отдельный блок поручений Президент озвучил в области реализации экономических проектов, реализация которых создаст десятки тысяч высококвалифицированных рабочих мест, а также послужит делу ухода от нефтяной зависимости страны, поэтому данный блок определяется как направленный на повышение качества жизни казахстанцев.

Седьмое. Развитие сельского хозяйства.Развитие сельскохозяйственной отрасли в свете повышения качественных показателей жизни приведет к следующим достижениям:

Во-первых, отразится в лучшую сторону на качестве продуктов питания и на их цене;

Во-вторых, опять же, создаст дополнительные рабочие места на селе;

В третьих, скорректирует дисбаланс между качеством жизни городских и сельских жителей.

Таким образом, хотя Послание затрагивает вопросы промышленности, финансовой системы, сельского хозяйства, здравоохранения, системы образования, проведенный анализ и сопоставление текста Послания с показателя качества жизни, очевидно, что последнее несет выраженный социальный характер и нацелено на решение стратегических социальных вопросов, нацеленных на долгосрочную перспективу.

. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011-2015 годы [14]

Первой по значимости программой в свете рассмотрения качества жизни безусловно является документ, направленный на развитие и совершенствование национальной системы здравоохранения - государственная программа развития здравоохранения "Саламатты Қазақстан", рассчитанная на реализацию с 2011 по 2015 год.

Нужно отметить что настоящая программа является логическим продолжением прежней государственной политики в области здравоохранения. В предыдущие годы реализовывалась аналогичная государственная программа со схожими задачами, в результате чего были достигнуты определенные результаты: установлены минимальные стандарты по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи; сформирована система санитарной охраны границы; проведено реформирование службы первичной медико-санитарной помощи, поставлено на регулярную основу проведение профилактических осмотров детей, взрослого населения на предмет раннего выявления болезней системы кровообращения, внедрено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение; создана система независимой медицинской экспертизы.

Рассмотрим количественные целевые индикаторы данной программы. Реализация последней предусматривает увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения к 2015 году - до 70 лет. В данном направлении результат уже очевиден: если по результатам 2010 года показатель составлял 68,5 лет, то уже в 2012 году - 69,6. [9]

Составители программы были осторожны при установлении целевых показателей снижения материнской смертности ее планировалось довести к 2015 году - до 24,5 на 100 тыс. родившихся живыми. В действительности же, принятые ранее меры, а также иные факторы, резко улучшили данный показатель и уже в 2010 году он составил 22,7, а в 2011 - 17,4 на 100 тыс. родившихся живыми, при том, что еще в 2009 году смертность была 36,8. [9]

Снижение младенческой смертности планируется довести к 2015 году - до 12,3 на 1000 родившихся живыми. Фактически же в 2010 году показатель составил 16,54, а в 2011 - 14,84 на 1000 родившихся живыми. [9]

Показатель общей смертности к 2013 году запланировано снизить до 8,14, к 2015 году - до 7,62 на 1000 населения. В реальности же по факту 2010 года зафиксировано 8,9 умерших на 1000 населения, а в 2011 - 8,7. [9]

Заболеваемость туберкулезом должна была снизиться к 2013 году до 98,1, к 2015 году - до 94,7 на 100 тыс. населения. Фактически на сегодняшний день данный показатель достигнут, и даже перевыполнен: по результатам 2010 года число заболевших на 100 тыс. населения составило 95,3 человека, по результатам 2011 - 86,6. [9] Очевидно, что выполнение настоящей государственной программы направлено на повышение качества жизни в стране. Сопоставление целевых показателей, установленных программой, с фактическими данными демонстрирует их хорошую выполняемость, на сегодняшний день ряд показателей уже достигнут, а динамика оставшихся настраивает на оптимизм.

. Программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011-2014 годы. [14]

Согласно Программы в 2011-2014 годах предполагается построить 24300 тыс. кв. метров общей площади жилья, в том числе в 2011 году - 6 000 тыс. кв. метров, в 2012 году -6050 тыс. кв. метров, в 2013 году - 6100 тыс. кв. метров, в 2014 году - 6150 тыс. кв. метров площади жилья за счет всех источников финансирования. Фактически в 2011 году введено жилых зданий общей площадью 6 533тыс. кв.м., что составляет 101,9% к показателю 2010 года. В расчете на 1000 человек населения построено 391,8 кв.м. жилья, всего количество построенных квартир составило 55,5 тыс. единиц. Индивидуальными застройщиками за тот же период ведено в эксплуатацию жилых зданий общей площадью 3 570 тыс. кв. м, Рост по отношению к 2010 году составил 20,1%. [11]

По оперативной информации Агентства по статистики РК, по состоянию на 1 августа 2012 г. в эксплуатацию введено 3 490 тыс. кв.м, что на 9,99% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Процент ввода жилья к годовому плану составил 57,7%. [11]

Также, из того же источника известно, что за 2011 год по всем источникам финансирования на жилищное строительство направлено 421 млрд. тенге инвестиций, или 120,3% к аналогичному показателю 2010 года. [11] Вывод: показатели программы жилищного строительства, отражающие качество жизни, за время ее существования соответствуют запланированным значениям.

. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [14]

Объем финансирования первого этапа Программы на развитие системы образования из республиканского бюджета должен составить 461,1 млрд. тенге.

В рамках Программы предполагается осуществить массу мероприятий. Выполнение части из них можно оценить уже сегодня. Так, до 2020 года предполагается охватить дошкольным воспитанием и обучением 100% детей в возрасте с 3 до 6 лет. Шаги для этого реализуются уже сейчас: в целях реализации Программы в 2011 году в целом по стране организовано 1 352 единиц дошкольных учреждений, рост по сравнению с предыдущим годом произошел на 28,2%. В разрезе по регионам наибольшее количество дошкольных учреждений возникло в Алматинской области - 369 единиц, рост - почти в 4 раза, наименьшее, 6 - в Жамбылской. [11]

Данные по количеству дошкольных учреждений коррелируют с числом детей, охваченным дошкольным образованием: в 2011 году на 98,5 тыс. детей больше, чем в 2010 начали обучаться в садах, рост составил 25,2%, при этом наибольший численный прирост детей произошел в Южно-Казахстанской области - 20,9 тыс., что объясняется и наибольшим общим числом детей в подобных учреждениях - 59,1 тыс., в Алматинской области произошло удвоение количества дошкольников, охваченных обучением. [11]

Как уже упоминалось в рамках данной работы, в целях соответствия международным стандартам образования, запланирован полный переход на 12-летнюю модель обучения до 2020 года. В настоящее время в республике для перехода на новую модель обучения проводится подготовительная работа. По данным Министерства образования и науки, в 104 школах Казахстана, в том числе в 45 сельских и 59 городских школах проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение. Переход на 12-летнее образование запланирован на 2015-2016 учебный год. 2015 год - начало внедрения стандартов 12-летнего образования 1, 5, 11 классов.  Одной из мер повышения качества образования в Казахстане запланировано довести количество школ в рамках проекта "Назарбаев Интеллектуальные школы" до двадцати. На сегодня в республике семь таких учебных заведений.

Основная масса глобальных задач, установленных Программой, имеет долгосрочный и среднесрочный характер, что не позволяет за относительно короткий срок, прошедший с начала ее реализации оценить воздействие на изменение показателей качества жизни. Некоторыми из таких целевых показателей являются: введение системы электронного обучения в 90% организациях среднего образования; доведение доли высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории до 52%, от общего количества педагогов; довести долю выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего количества принявших участие, до 80%; довести долю выпускников вузов, обучившихся по госзаказу и трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза до 80%; довести количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов до 2 единиц; довести долю вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам, до 65%. [14]

. Программа занятости 2030 [14]

Одним из основных факторов, влияющих на качество жизни, является возможность заниматься достойно оплачиваемым трудом. Поэтому неудивительно то внимание, которое руководство страны уделяет настоящему вопросу. Экономический рост и меры правительства привели к тому, что уровень занятости населения республики имеет долгосрочную и стабильную тенденцию к росту, так, данный показатель возрос с 89,6% - в 2001 году до 94,6% - в 2011 году. Уровень безработицы, соответственно, сократился за этот же период почти вдвое - с 10,4% в 2001 году до 5,4% в 2011. Между тем, Программой занятости на первом этапе ее реализации по этому показателю установлена планка на уровне 5,5%, т.е. можно утверждать, что данный "вес взят". [15]

Также перевыполнен установленный план по целевому индикатору Программы "уровень бедности": запланированное снижение с 8,2% до 6% перекрыто фактическим достижением данного показателя в 2011 году уровня в 5,3%. Однако, проблему усугубляет дифференциация в разрезе регионов и город- село: по уровню бедности самые бедные области - Мангистауская и Южно-Казахстанская отстают от республиканского уровня почти в 2 раза, в указанных областях данный показатель составил 10,4%, также сохраняется значительная дифференциация доходов в городской и сельской местности в рассмотренном году уровень бедности в сельской местности превысил городской уровень более чем в 3 раза. [11]

Наиболее уязвимой категорией занятого населения страны является самозанятое население. Для настоящей категории населения присуща менее высокая продуктивность результатов труда, в связи с чем доходы самозанятых ниже среднереспубликанского уровня. Также фактором риска является нахождение лиц данной формы занятости вне системы пенсионного, социального обеспечения и защиты прав работников, что также является элементом напряженности. По этим причинам Программа занятости ставит задачу снизить долю самостоятельно занятых в составе занятого населения с 33,3% до 26%. Работа в данном направлении предстоит большая и трудная, так предусматривает изменение структуры экономики, значительное увеличение числа рабочих мест, потому обнаружить существенного улучшения этого показателя за год не получится - в 2011 году он снизился лишь на полпроцента и составил 32,8%.

Несмотря на определенные сложностями, связанными с региональной дифференциацией, а также отставанием села, в сфере занятости и бедности, очевидны и достижения Программы уже за короткий период. При сохранении нынешних темпов реализации задач, установленных Программой имеется твердая уверенность в их выполнимости.

Еще одной серьезной задачей Программы является повышение производительности труда за счет реализации ее мероприятий на 20%.

. Производительность 2020 [14]

Настоящая программа является одним из инструментов реализации Государственной программы Форсированного индустриально-инновационного развития, которую мы не рассматриваем в связи с ее декларативным характером. Ее целевой задачей является увеличение производительности труда не менее чем в два раза на предприятиях обрабатывающей промышленности, участвующих в Программе.

С точки зрения качества жизни данная Программа рассматривается ввиду того, что в современном мире высокая производительность труда является конкурентным преимуществом, ведь благодаря высокой производительности, а значит более высоким заработкам, поступлениям в бюджет, промышленно развитые государства обеспечивают высокий уровень жизни своих граждан. Самой высокой оценке качества жизни Норвегии соответствует и первая позиция этой страны в рейтинге производительности труда за 2011 год по данным информагентства Вести-Экономика.

На сегодняшний день, к сожалению, производительность труда в Казахстане существенно отстает от мировых лидеров в данном показателе. Разрыв между доходами горожан и сельчан имеет прямую корреляцию с производительностью, так, по данным АРКС, самая низкая производительность труда в Казахстане наблюдается в сельском хозяйстве - по итогам 2011 г. она составляла около 4,4 тыс. долл. США или 645,1 тыс. тенге по курсу Нацбанка РК на одного занятого в год. [11]

Таким образом, в случае выполнения запланированных программой показателей и удвоения производительности труда к 2020 году, работы еще предстоит немало и стоит ожидать последующих шагов в данном направлении развития.

. Программа по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2013-2020 годы [14]

Как уже не раз отмечалось в данном исследовании, показатели качества жизни казахстанского села существенно отстают от уровня городских жителей. Одна из основных причин этого - низкая производительность в отрасли, несовершенство используемых технологий, мелкотоварность производства, которые не позволяют вести сельхозпроизводство на интенсивной основе, обеспечивать наиболее полное использование материальных, трудовых и других ресурсов, снижают конкурентоспособность аграрного сектора.

В 2011 году доля сельскохозяйственного производства в объеме валового внутреннего продукта страны составила 5,1%, в то время как в сельской местности проживает около 7,52 млн. человек или 45,4% всего населения Казахстана. [11]

Сложность ситуации усугубляется в том, что уже сейчас сформировалась импортозависимость Казахстана по многим видам продукции переработки АПК, так, высок уровень импортозависимости по плодоовощной продукции, продукции переработки мяса и молока. Другими словами, мы субсидируем агропромышленный комплекс других стран.  Вопросы качества жизни затронуты в настоящей Программе с нескольких позиций. Так, задача увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 раза повлечет за собой повышение другого целевого индикатора программы - производительности труда на одного занятого в сельском хозяйстве - в 3 раза. Это означает повышение доходности сельскохозяйственной продукции и ее конкурентоспособности. С учетом того, что Программа умалчивает об увеличении количества рабочих мест сельском хозяйстве, данный рост должен достигаться за счет интенсификации труда, а значит и повышения доходности работников.

В целях преодоления импортозависимости Программой ставится цель обеспечения внутреннего рынка продовольственных товаров отечественными продуктами питания более чем на 80%. Это также соответствует фактору качества жизни, связанному с качественным питанием, ведь одним из преимуществ отечественной сельскохозяйственной продукции является натуральность (низкая доля ГМО и земель, удобряемых химическими элементами).

Более того, Программой запланировано увеличение экспортной выручки от реализации продукции агропромышленного комплекса на 20%, т.е. сельскому хозяйству ставится задача увеличение доли своей продукции в объеме экспорта, в 2011 году эта цифра составляла 2,1% от объема всего экспорта. Достичь данного уровня возможно не то только за счет традиционных экспортных позиций, но и за счет развития новых направлений, более востребованных на мировых рынках сельскохозяйственной продукции. Пример ежегодной эпопеи с ценами на зерно у нас перед глазами: производство данной товарной группы сильно зависимо от многих факторов: как объективных (урожайность, качество выращенного зерна), так и субъективных (административные препоны конкурентов и транспортные расходы). Диверсификация производства позволит отечественным аграриям понизить зависимость от указанных факторов, а значит повысить свою стабильность, и тем самым и качество жизни на селе.  Таким образом, данная Программа одна из самых значимых в смысле качества жизни, так как затрагивает жизненные факторы более 45% населения страны, причем, наименее обеспеченной его части.

. Программа развития моногородов на 2012-2020 годы [14]

Программа разработана в соответствии с поручением Главы государства, озвученным в Послании народу Казахстана "Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана". Ее целью является обеспечение устойчивого социально-экономического развития моногородов в средне- и долгосрочной перспективе. В этой связи для рассмотрения в рамках Программы отобраны 27 моногородов с численностью населения 1,5 млн. человек, что составляет 16% городского населения страны: с высоким потенциалом - 6 городов, со средним - 19, с низким - 2 города.

С учетом мирового опыта и анализа имеющихся проблем предложена следующая приоритезация мер государственной поддержки моногородов:

Приоритет 1. Решение первоочередных острых проблем моногородов с низким потенциалом.

Приоритет 2. Создание условий для развития моногородов со средним потенциалом.

Приоритет 3. Дальнейшее устойчивое развитие моногородов с высоким потенциалом.

Для решения проблем моногородов с учетом их группировки, а также приоритетов, предусматривается реализация следующих задач:

Первое - оптимизация моногородов в зависимости от производственной емкости работающих предприятий.

С точки зрения повышения качества жизни задача заключается ликвидации и перевода населения депрессивных населенных пунктов в иные, более развитые города. Не секрет, что в подобных городках, вся жизнь в которых сосредоточена вокруг одного-двух градообразующих предприятий, процветает безработица и все сопутствующие социальные язвы. Оптимизация подобных моно-городов позволит включить бездействующие ныне трудовые ресурсы в экономическую жизнь активных регионов, где они будут приносить большую отдачу.

Второе - диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса.

Диверсификация предполагает развитие других видов экономической деятельности, нежели работа на градообразующих предприятиях, ликвидация коих на сегодняшний момент нецелесообразна. Также, как и первая задача, вторая ставит целью улучшить социальные позиции жителей, позволить им приложить усилия в иной области, проявить предприимчивость. Для этого планируется увеличить размеры субсидирования процентных ставок по кредитам для моногородов и предоставить гранты на создание новых производств.

Третье - повышение мобильности трудовых ресурсов моногородов, стимулирование добровольного переезда в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста.

Данная задача направлена на преодоление инертности лиц, слабо вовлеченных в экономическую и социальную жизнь моно-городов, предоставления им возможности и помощи в переезде в более развитые регионы. Эти меры также приведут к улучшению социальной обстановки в стране, ведь известно, что в больших городах у людей гораздо больше возможности найти себя в жизни, и, соответственно реализоваться. Также не следует забывать о культурной жизни, возможности которой гораздо шире в больших городах.  В целом, Программа разбита на два этапа: начальный в период 2013-2015 годы и период уверенного роста до 2020 года. Ее реализация позволит к 2020 году увеличить количество активно действующих малых предприятий в моногородах в 4 раза по сравнению с 2011 годом, снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума в моногородах до уровня не более 6%, снизить уровень безработицы до уровня не более 5%. [14]

Настоящая Программа также, как и предыдущая, направлена на развитие наименее обеспеченных категорий граждан - жителей небольших городов и поселков, качество жизни которых на сегодняшний день оставляет желать лучшего в силу экономических и иных обстоятельств. Она позволит им либо упрочить свои социальные позиции в месте настоящего проживания, либо найти себя в условиях более развитого населенного пункта.

Выполнение задач данных стратегий поможет значительно улучшить качество жизни в нашей стране.

Заключение

Повышение качества жизни на сегодняшний день является одной из главных социально-экономических проблем нашей страны. Эффективность ее решения зависит от потенциала, которым обладает Казахстан. Таким образом, по итогам работы по заданной теме необходимо сделать следующие выводы:

В качестве приоритетных задач изучения качества жизни можно назвать следующие:

. Оценку основных качественных характеристик человека (способность вести здоровый образ жизни, чтобы достичь высокого уровня продолжительности жизни; возможности получить образование, иметь достаточные средства для достойной жизни и обладать высокими профессиональными качествами) в качестве участника экономической деятельности.

. Изучение номинального и реального дохода.

. Характеристику обеспеченности населения жильем, потребительскими благами на условиях длительного пользования.

. Оценку качества жизни в различных странах мира и осуществление международных сопоставлений.

. Изучение качества жизни для формирования политики в этой области.

Повышение качества жизни населения является приоритетной задачей нашего государства. Выполнение этой задачи способствует процветанию и развитию нашей страны.

Список литературы

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Современный экономический словарь. Инфа-М. 2010 г.

. www.nauka.kz

. Субетто А.И. Качество жизни, здоровье нации и безопасность государства - главные функционалы бытия и критерии социально-экономической политики государства // "Академия Тринитаризма", 2010 г.

. С.П. Спиридонов Индикаторы качества жизни и методологии их формирования. 2011 г.

. Злобина, Г.Ю. Качество жизни: структурные составляющие и

перспективные направления развития / Г.Ю. Злобина. - М.: Социум, 2007.

. И.Г. Окрепилова /Управление качеством жизни / 2010 г.

7. www.un_human_development.com <#"875219.files/image005.jpg">

Карта мира по ИРЧП

Приложение 3

Карта мира по ИРЧП <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%A0%D0%A7%D0%9F> (2013)

 0,900 и выше 0,850-0,899 0,800-0,849 0,7500,799 0,700-0,749

0,650-0,699 0,600-0,649 0,550-0,599 0,5000,549 0,450-0,499

0,400-0,449 0,350-0,399 0,300-0,349 ниже 0,300 Нет данных

Источник: [7]

Похожие работы на - Качество жизни: понятие, показатели, стандарты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!