Феномен рынка: его структура и закономерности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    86,22 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Феномен рынка: его структура и закономерности

Министерстово науки и образования Украины

Киевский национальний университет строительства и архитектуры










Курсовая работа на тему:

«Феномен рынка: закономерности и структура»

 

 

 

Выполнил: студент группы ПЦБ-21

Сигинч Ибрахим






Киев

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

. ПОНЯТИЕ РЫНКА

.1.Суть рынка, его функции и структура

.2 Субъекты и инфраструктура рынка

. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

.1 Взаимодействие спроса и предложения

3. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Рынок как сложное, полисистемное образование имеет чрезвычайно богатую структуру. Его составляющими являются рынки: товаров, капитала, финансово-кредитный, валютный, трудовых ресурсов, информации, так называемый теневой, а также рыночная инфраструктура.

Рынок - достижение всего человечества на всех этапах его развития до высших форм общественного прогресса. Рыночное хозяйство является средой, "атмосферой", в рамках и с помощью которых воспроизводятся и царят отношения и связи товарного производства.

Рынок как самодостаточный, автоматически действующий, саморегулирующийся механизм - это абстракция, которая в определенной степени отражает реалии XIX в. Современный же рынок - это один из феноменов, который обусловливает сложную систему хозяйствования, в которой тесно взаимодействуют рыночные закономерности, многочисленные регулирующие институты (прежде всего государственные) и массовое сознание.

1. ПОНЯТИЕ РЫНКА

Определение рынка, как это ни странно, нельзя встретить ни у А. Смита (отца рыночной экономики), ни в Рикардо. В Смита "невидимая рука" рынка рассматривается как средство борьбы против эгоизма. Однако в экономической науке можно найти много определений. Рынок - это

• всякий район, где отношения покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться (А. Курно)

• всякая группа людей, вступает в тесные деловые отношения и заключает соглашения по поводу любого товара (В. Джевонс)

• аукцион, на котором происходит нащупывание (вызревания - "tâtonnement") цен, которые уравновешивают спрос и предложение (Л. Вальрас)

• механизм, с помощью которого покупатели и продавцы взаимодействуют друг с другом, определяя цены и обмениваясь товарами и услугами (П. Семюелсон)

• институты, которые существуют для облегчения обмена, то есть для сокращения расходов по транзакциям обмена (Р. Коуз)

• совокупность продавцов и покупателей, взаимодействие между которыми приводит к установлению цены.

1.1 Суть рынка, его функции и структура

Сущность рынка проявляется в его функциях.

• Информационная функция - с помощью цен, которые постоянно меняются, рынок предоставляет объективную информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг. Это позволяет сравнивать собственное производство с рыночными условиями.

• Посредническая функция - именно на рынке находят друг друга и обмениваются покупатели и продавцы.

• Ценообразующая функция - на рынке происходит признание производственных затрат и создается рыночное предложение, формируется спрос, вследствие их взаимодействия устанавливаются цены.

• Регулирующая функция - налаживание связей между различными отраслями производства, спросом и предложением, установление и поддержание экономических пропорций, а также обеспечение непрерывности процесса воспроизводства. Хотя в ХХ в. стало очевидным, что регулирующую функцию рынка нельзя абсолютизировать - до рыночного саморегулирования с целью предотвращения кризисных явлений следует добавлять государственном регулировании.

• Стимулирующая функция - конкуренция способствует повышению эффективности производства, улучшению качества товаров и услуг, расширению ассортимента.

• Селективная (оздоровительная) функция - рынок способствует очищению от нежизнеспособных хозяйственных единиц, банкротятся в результате конкуренции.

• Рынок "связывает" экономику в единое целое, развивая систему горизонтальных и вертикальных связей, в том числе, и внешнеэкономических. В этом проявляется его интеграционная функция.

Современный рынок имеет довольно сложную структуру и состоит из рынков классифицируются по следующим критериям:

• территориальный: местный, региональный, внутренний (национальный), внешний (мировой)

• объект купли-продажи: товаров, услуг, ресурсов;

• субъекты рынка: рынок продавца и рынок покупателя; • вид конкуренции: рынок совершенной конкуренции, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия;

• соответствие действующему законодательству: легальный (законный), нелегальный (теневой)

• отраслевой: рынки различных отраслей народного хозяйства.

1.2 Субъекты и инфраструктура рынка

Основными субъектами рыночной экономики (экономическими агентами) являются:

• домохозяйства (Households) - независимые экономические единицы, предлагают ресурсы и покупают товары и услуги;

• предприниматели (Business) или фирмы - производители товаров и услуг и, соответственно, потребители ресурсов.

Таким образом, оба субъекта одновременно выступают с противоположных сторон (покупатель - продавец) на обоих рынках:

• рынке товаров и услуг;

• рынках ресурсов.

В условиях существования смешанной экономики третьим субъектом выступает государство (Government). Между субъектами рынка осуществляется движение товаров и денег, который должен быть непрерывным для нормального функционирования рынка (Приложение А).

Хорошо налаженная рыночная инфраструктура способствует ускорению товарно-денежного обращения и ликвидирует возможные препятствия. Рыночная инфраструктура - это комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное функционирование рынка, выполняют функции посредников или берут на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного обращения между производителями и потребителями.

В состав рыночной инфраструктуры входят:

• биржи;

• кредитно-финансовая система;

• налоговая система;

• дилерские и брокерские конторы;

• система регулирования занятости;

• информационно-коммерческие организации;

• складское, транспортное хозяйство и т.д.

2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Феномен рынка наилучшим образом можно выяснить с помощью категорий спроса и предложения. Спрос (demand) - это платежеспособная потребность в товарах и услугах. Первым в истории экономической мысли начинает исследовать функцию спроса французский математик А. Курно (1801-1877). Именно он впервые определил функцию спроса и привел ее графически. Современная наука изменила положение осей, закрепив ценовую по вертикальной осью. Закон спроса определяет связь между ценой и объемом спроса на товары и услуги. Общеизвестно, что с повышением цены объем спроса падает, если другие условия равны.

Факторы, влияющие на спрос (даже при неизменной цене товара или услуги): • цены товаров, заменяют и дополняют данный; • доходы покупателей; • вкусы потребителей; • цены и доходы, которые ожидаются в ближайшем будущем. Если меняются цены, происходит движение вдоль кривой. Если изменяются другие факторы, влияющие на спрос, передвигается сама кривая.

2.1 Взаимодействие спроса и предложения

Рыночное предложение (supply) - это совокупность товаров, имеющихся на рынке, или может быть там представлена. Закон предложения В.А. Палехова формулируется следующим образом: с повышением цены объем предложения растет, если другие условия равны.

• цены на ресурсы;

• технология;

• цены на другие товары;

• налоги или дотации;

• ожидания относительно будущих цен.

Аналогично спроса, в условиях изменения цен, происходит движение вдоль кривой предложения. Если изменяются другие возможные факторы, то передвигается сама кривая предложения. Анализ категорий спроса и предложения позволяет определить состояние рыночного равновесия.

Рыночное равновесие (equilibrium) - это состояние рынка, когда предложение удовлетворяет спрос по определенной цене. Равновесная - это цена, которая удовлетворяет и покупателей, и продавцов (точка пересечения кривых спроса и предложения). Как отмечалось ранее, современная теория цен основана А. Маршаллом. Именно он объединил "два лезвия ножниц" - полезность и расходы. Полезность формирует спрос (закон спроса - это фактически закон убывающей предельной полезности товара для потребителя), а расходы определяют предложение товара (закон предложения можно представить как закон роста предельных издержек для производителя). Точка пересечения двух графиков позволяет одновременно определить полезность и расходы. Цены, установленные выше точки равновесия, способствуют появлению избытка товаров. Цены, установленные ниже точки равновесия, приводят к появлению в конце концов, дефицита товаров.

Иногда в этих случаях говорят о «пирровой» победе:

• продавцов (P> PE)

• покупателей (P <PE).

Продажа товаров по ценам ниже равновесные, называется демпингом. Конъюнктура - это совокупность признаков, характеризующих конкретный рынок в определенный период, среди них важнейшими являются объемы спроса и предложения, цены.

3. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА

рынок спрос предложение маркетинг

Маркетинг (marketing) можно определить как "деятельность на рынке". Сначала термин возник в США в начале ХХ в. (Как название курса лекций). В 1920-30-е гг. Систематически стали появляться публикации по маркетинговой политики. Именно тогда в работах Е. Маккарты были выделены четыре важнейших компоненты маркетинга - четыре "Р" (product, price, place, promotion). В 1922 гг. В США вышло в эфир первое рекламное сообщение, которое стоило 50 долл. В 1950-е гг. Начинается широкое распространение и интенсивное изучение идей маркетинга. В США начинает формироваться "рынок продавца". К середине 1960-х гг. Основной проблемой было решение проблем сбыта. В современных условиях проблема заключается в производстве товаров и услуг в прямой зависимости от рынка, даже возможно формирование предпочтений потребителей. В известном учебнике Ф. Котлера маркетинг определяется как вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей средством обмена.

Функции маркетинга:

• изучение рынка по основным группам потребностей;

• планирование производства, исходя из потребностей потенциального и реального покупателя;

• обеспечение сбыта благодаря целенаправленному воздействию на процесс принятия решения покупателем;

• поиск путей реализации товаров;

• изучение деятельности конкурентов;

• организация научно-исследовательской и производственной деятельности с целью создания нового продукта;

• определение перспективных целей.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что феномен рынка - очень важное явление в развитии мировой экономики и международных торговых отношений.

Развитие этого феномена обусловлен логикой общественно исторического и экономического развития и является эффективным способом рыночной адаптации предприятий к динамичному предпринимательской среды. Изоморфизм сетевых структур объясняет их устойчивость и эффективность в современной экономике. Исследуемая организационная форма в результате одновременного воздействия стихийных и управляемых процессов стала комплексной ответом на целый ряд экономических, технологических, институциональных, социальных вызовов. Сложность и многогранность феномена сетевой структуры, на которой отмечают большинство ученых, объясняется, прежде всего, разнообразием причин и мотивов, обусловивших его появление. Дальнейшее их изучение сделает наше понимание сущности сетевых структур предприятий более глубоким и адекватным реальной экономической практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - Гл. 4, 5.

. Самюэльсон П., Нордхаус В. Экономика. - М., 1997. - Гл. 3,4.

. Экономическая теория: Политэкономия: Учебник / Под ред. В.Д. Базилевича. - К, 2006. - Гл. 7, 8.

. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.М. Тарасевича. - М., 2006. - Гл. 4. - § 4.5.

. Экономическая теория / Под ред. Предборская В.А. - М .: Кондор, 2003. - Глава 5.

. Башнянин И., Лазурь П.Ю., Медведев В.С. Политическая экономия: Учебник. - М., 2000. - Тема 8.

. Основы экономической теории: Учебник / Под ред. Ю.В. Николенко. - 3-е изд. - М., 2003. - Гл. 6.

. Николенко Ю.В. Политэкономия: Учебник. - М., 2003. - Гл. 6.

. Основы экономической теории: политэкономическое аспект. Учебник / Под ред. Г.Н. Климко, В.П. Нестеренко. - М., 1994. - Раздел 16 17. - М., 1997. - Глава 13, 14.

. Гальчинский А.С., Ещенко П.С., Палкин Ю.И. Основы экономической теории: Учебник. - М., 1995. - Тема 9, 10.

. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлѐвой. - М., 1995. - Гл. 5.

. Курс экономической теории. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров, 1995. - Гл. 5. - § 1, 7 гл. 6. - § 1, 2.

. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л. Тарасевича: Учебник для вузов. - СПб., 1997. - Гл. 6.1, 6.4, 9.5.

. Экономическая теория: В 2-х кн. Кн. 1. Макроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. З.Г. Ватаманюка и С.М. Панчишина. - М., 1997. - Глава 5.

. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова.- М., 1994. - Гл. 1. Гл. 3. - § 1. 2-е изд. - М., 1997. - Гл. 1, 2. - § 7. Гл. 5. - § 1

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Схема круговорота товаров, услуг и ресурсов в смешанной экономике

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Кривые изменений спроса и предложения

Похожие работы на - Феномен рынка: его структура и закономерности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!