Логистика как наука

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,41 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Логистика как наука

Содержание

Введение

. Исторические этапы становления логистики как науки

. Понятие и концепция логистики

. Материальный поток как основной объект логистики

Заключение

Библиографический список

Введение

Логистика - уникальная область деятельности, поскольку ею занимаются повсюду в мире по 24 часа в сутки, по 7 дней в неделю на протяжении 52 недель в год. Лишь немногие сферы деловых операций могут похвастаться той же сложностью внутренних взаимосвязей и такой же широтой географического охвата, какие характерны для логистики.

Современная логистика - явление парадоксальное. То, что мы сегодня называем логистикой, возникло с зарождением цивилизации, т. е. это никакое не новшество. Однако самых совершенных достижений логистика достигла в военной среде и несколько позже - в экономической среде, т. е. в среде современного бизнеса.

По одному из последних определений логистика представляет собой общую точку зрения на компанию и ее партнеров по бизнесу (стратегическую, тактическую и оперативную) с материальными и информационными потоками в качестве интегратора.

Однако такой взгляд на логистику формировался в течение некоторого исторического периода.

1.Исторические этапы становления логистики как науки

Логистика как наука и инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться вначале 1950-х гг., прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам этот термин в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

В генезисе логистики XX в. можно выделить несколько исторических этапов.

С 1920-х до начала 1950-х годов - период фрагментаризации, когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована, хотя отдельные логистические функции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, транспортировке, складировании и т. п.

В этот период были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции:

возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибуции товаров;

рост транспортных тарифов;

появление и быстрое распространение концепции маркетинга;

развитие теории и практики военной логистики.

С середины 1950-х по 1970-е годы - период становления (концептуализации) логистики. Он характеризовался быстрым развитием теории и практики логистики. Философия маркетинга широко распространилась в западных организациях бизнеса.

В этот период логистика существовала в основном как образ мышления. В практической же области происходила лишь частичная оптимизация распределения продукции, так как рынок покупателей претерпел качественные изменения. Причиной послужило появление философии маркетинга, при этом сервис поставок приобрел решающее значение в стратегии рынка.

Фирмы в острой конкурентной борьбе уже исчерпали резервы увеличения прибыли непосредственно в производстве и стали концентрировать внимание на повышении качества поставок продукции, т. е. на улучшении работы в сфере распределения. В это время пришло понимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения дистрибуции (физического распределения), прежде всего с позиций снижения затрат.

Однако более полное распространение логистики было невозможным из-за недостаточного развития инфраструктурной базы материальных и информационных потоков, адекватных организационных форм, соответствующего хозяйственного механизма. На практике основное внимание было обращено на решение частных проблем: развитие складских комплексов и оперативных транспортных средств, информационных сетей и банков данных, методов управления материальными потоками на отдельных участках кругооборота средств обращения.

В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений, которые были упомянуты выше, а именно:

) существующие обособленно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления;

) интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

Одним из ключевых факторов стремительной экспансии логистики в западный бизнес явилось возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл концепции заключается в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибуции, что общий их уровень на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Так, переключая перевозки товаров с автомобильного транспорта на воздушный, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, т. е. исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут, общий их уровень в распределительной сети уменьшится.

Основными тенденциями на рынке стали усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли сервисных услуг) и появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности (конкурентных товаров). Быстрое развитие рыночных структур заставило организации искать новые пути координации спроса и предложения, лучшего обслуживания потребителей. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции. Большое разнообразие товаров почти автоматически привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах дистрибуции. Это в свою очередь потребовало поиска новых путей совершенствования товаропроводящих структур и снижения затрат в процессах физического распределения.

За бурным экономическим ростом после второй мировой войны к середине 1960-х годов наметился заметный спад производства и сокращение долговременной прибыли производителей, что усилило воздействие фактора затрат производителей продукции. Это заставило менеджеров искать новые пути повышения производительности труда, снижения затрат в производстве и дистрибьюции. Новые логистические концепции предоставили им такую возможность.

Научно-технический прогресс в экономике индустриально развитых стран привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких, например, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, управление многоассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах и т. п. Эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес с середины 1950-х гг. К началу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики, и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике. Однако для большинства фирм, заинтересованных в повышении прибыли, логистический подход к контролю и уменьшению затрат еще не стал очевидным. Кроме того, попытки внедрить логистическую координацию натолкнулись на противодействие среднего и даже высшего звена менеджмента. Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции, например закупки, транспортировки, грузопереработки, часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальными потоками на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали уже существовавшие в то время системы бухгалтерского учета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических операций фирм. Именно в начале этого этапа в научных разработках и хозяйственной практике в области координации складирования и транспортного обслуживания вместо термина "управление физическим распределением продукции" стали использовать термин "логистика". Такая перемена носила отнюдь не формальный характер: логистические исследования вышли за рамки управления физическим распределением продукции, в них нашел отражение более широкий круг вопросов, связанных с оптимальным использованием всего ресурсного потенциала фирмы. Минимизация издержек фирмы стала функцией комплекса экономико-организационных мероприятий.

В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

С 1980-х до середины 1990-х годов наблюдается стремительное развитие маркетинговой и интегральной концепций логистики в индустриальных странах Запада. Действительно, за этот период теория и практика логистики шагнули далеко вперед, намного превзойдя уровень, достигнутый в предыдущие десятилетия. Определяющей идеей развития логистики в это время была максимальная интеграция логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемой полной логистической цепи: "закупки - производство - дистрибуция - продажи" для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами.

В рассматриваемый период произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического "взлета":

революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);

глобализация рынка;

изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством;

рост партнерства и стратегических союзов;

структурные изменения в организациях бизнеса.

На этом этапе определяющей стала реализация принципа движения ресурсов и продукции "точно в срок" с широким использованием информатики и оптимизации производства. Суть подхода заключается в том, что в основном производстве используется технология, позволяющая обходиться без формирования в запасах существенных объемов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, в то время как в системе обеспечения предусматриваются поставки в строго определенное время через соответствующие интервалы.

Благодаря этому логистика рассматривается как один из факторов конкуренции и как современная рыночная концепция, для которой характерно признание коммерческой роли транспорта и материально-технического обеспечения в общей структуре фирм. Подразделения фирм, занимающиеся доставкой и хранением товаров и материалов и нередко рассматриваемые ранее как звено оптовой торговли, с существованием которого приходится мириться, стали приобретать соответствующие вес и значение. Теперь стратегия фирм разрабатывается с участием руководства указанных структурных подразделений.

Развитие интеграции мировой экономики и глобализация рынка способствовали созданию международных логистических систем. Крупные западные фирмы стремились производить продукцию для мирового рынка в тех регионах, где можно было найти наиболее дешевые сырье, компоненты и трудовые ресурсы. Ликвидация традиционных национальных, торговых, таможенных, транспортных и других барьеров (как это произошло в странах ЕС и между США и Канадой) сделала возможным свободное перемещение товаров, услуг и людей через границы, усилив значимость международной логистической координации. На международной арене логистическая деятельность стала более комплексной, а такие проблемы, как размещение производства и центров дистрибуции, выбор видов транспорта, типов сервиса, методов управления запасами, проектирование адекватных коммуникационных и информационных систем, потребовали новых навыков логистического менеджмента. С начала 1990-х годов стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводилась ведущая роль.

Эволюция логистики за рубежом доказывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, а те фирмы, которые использовали концепции интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.

2. Понятие и концепция логистики

Понятие «логистика» пришло из Древней Греции, где оно означало «мышление, расчет, целесообразность». От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления ею.

Французский ученый А. Жомини в начале XIX века, а за ним военный энциклопедический лексикон трактовали логистику как науку об управлении перевозками, планировании и снабжении войск. В начале XX века логистика была признана как военная наука.

В 60-х годах XX века из концепции маркетинга выделился круг проблем, связанных с обеспечением процесса производства материальными ресурсами. Причина обособления этих проблем объясняется значительным ростом в фирмах затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. Поэтому фирмы начинают проводить исследования в области продвижения материалопотока в каналах распределения, сокращения затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. На основании полученных результатов по решению этих проблем сформировалась новая наука в экономике - логистика. Логистика - это отчасти мастерство, отчасти теоретические задания и практические навыки, а также интуитивный подход к решению стратегических задач и проблем в области продвижения продукции от поставщика к потребителю. Проще говоря, логистика - это наука и искусство управления материалопотоком. Управлять материалопотоком - это значит выполнять основные функции менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля за его продвижением. Процесс продвижения продукции вызывает различные виды деятельности учреждений, фирм и предприятий. Поэтому трактовок понятия логистики множество. Например, в США принято определение логистики данное в 1991 г. «Советом по менеджменту логистики», которое звучит так: «Логистика - это процесс планирования, организации и контроля за движением материальных потоков, их складированием и хранением, предоставление соответствующей информации о всех этапах их продвижения от места отправления и до места назначения с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры».

В своей практической деятельности предприятия, фирмы и компании используют различные логические системы:

система поставки «точно в срок» (Justintime) - производится и перевозится только то, что необходимо в данный момент времени (резко сокращаются страховые запасы);

система «канбан» - система, обеспечивающая все производственные участки, включая конечную сборку, именно тем количеством сырья и материалов, которые действительно необходимы для выпуска только запланированного количества продукции;

планируемая система доставки (SDP - SystemDeliveryPlanning) - это усовершенствованная система «точно в срок»;

система DRP (DistributionReguirementsPlanning) - система управления распределением. Главное в ней - строгий контроль за состоянием запасов точки заказа, формированием производства, снабжения, сбыта и перевоза;

система LRP (LogisticRegurimentsPlanning) - это система планирования и контроля входного, внутреннего и выходного материалопотока на уровне предприятия;

метод быстрого реагирования (QRM - QuickResponseMethod) - система планирования и регулирования поставок на предприятия оптовой и розничной торговли. Концепция (принцип) логистической системы связана с управлением материалами и управлением распределения. Американские ученые считают логистику структурой планирования, а не функцией предпринимательства. Другими словами, задача управления в области логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.

Одна из особенностей принципов логистики состоит в том, что она уделяет внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относятся к различным функциям предпринимательства, но при принятии решения объединяет их. Например, во многих компаниях, где отсутствует логистическая система, ответственность за запасы может быть функцией производства, а транспортирование - функцией распределения, и при решении вопросов, связанных с запасами, могут не приниматься во внимание проблемы транспорта. В логистической системе все виды деятельности взаимосвязаны, и при принятии решения должны быть учтены отрицательные и положительные стороны различных функциональных областей.

Логистическая система может работать как внутри производства, осуществляя внутрипроизводственные перевозки, так и в сфере обращения, связывая экономические районы, поставщиков и потребителей.

Логистика - международный термин, многие ученые считают логистику наукой управления материалопотоком. Однако некоторые экономисты понятие логистики определяют и другими терминами: распределение, физическое обеспечение, физическое распределение и др. Распределение - вид деятельности и структурные формирования, которые занимаются рекламой, реализацией, транспортированием продукции и оказанием услуг покупателям. Физическое распределение охватывает ту часть системы логистики, которая связана с доставкой продукции от продавца к потребителю, а физическое обеспечение - часть логистической системы, которая осуществляет движение сырья и материалов от поставщика или источника сырья. В частном секторе потребитель формирует спрос на продукцию изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика, он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятия, а готовой продукции - с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки - это производный спрос. Правительство обеспечивает значительную долю транспортной инфраструктуры, управляет и руководит услугами.

Итак, мы выяснили, как возникает потребность в логистике, и выяснили, что логистика - это наука и искусство управления материалопотоком, т.е. управления продвижением продукции от источника к потребителю. Функции логистики включают управление всем материалопотоком, начиная от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конечному потребителю, а также управление информационным потоком, ассистирующим движение материалов.

Какую бы мы логистическую систему не рассматривали (производственную или работающую в сфере обращения), ее структура образована следующими функциональными областями:

. Транспорт. При логистическом подходе транспорт включает в себя перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, доставку со склада потребителю. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и надежность.

. Складское хозяйство. Включает в себя размещение материалов в складских помещениях для хранения, управление складской переработкой, упаковку и др.

. Запасы. Выполняют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе. Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя, или же ее хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Запасы продукции позволяют системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.

. Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. С их помощью передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.

. Другие функциональные области. К ним относятся управление материальными ресурсами, распределение продукции и контроль над материалопотоком в процессе продвижения продукции.

.1. Кадры. Важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.

.2. Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые обслуживают процесс производства, должны не только определять его потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения. Некоторые экономисты не рассматривают производственную единицу как функциональную область в системе логистики, однако отмечают, что производственные мощности и экономическая приспосабливаемость предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Основными проблемами для нее являются определение размера и размещение предприятия.

Составляя логистическую систему, как правило, используют функциональные области логистики. Поэтому основные издержки логистики складываются из расходов на транспортировку продукции, складирование ее, поддержание товарно-материальных запасов, получение, отгрузку и упаковку товаров, расходов по обработке заказов, административных расходов и др.

Логистическая система - это не только источник издержек, но и потенциальное орудие создания спроса и на продукцию. Фирма теряет клиентов, когда не обеспечивает поставку товара в срок. Например, клиенты фирмы «Вулворт» (система розничных супермаркетов США) утверждают, что возможность организации быстрого снабжения ценится ими больше, чем известность товарного знака компании-поставщика.


Каждая организация доставляет своим потребителям те или иные продукты. Традиционно они описываются в виде товаров или услуг. Одни организации производят материальные продукты (товары), другие - нематериальные (услуги). В реальной жизни каждый продукт - это комплекс товарных и сервисных составляющих. Любой производитель автомобилей одновременно оказывает услуги по гарантийному обслуживанию, предлагает пакеты финансовых услуг.

На одном конце спектра - продукты, представляющие собой товары в явном виде (автомобили, домашние бытовые приборы), на другом конце - продукты-услуги (страхование, образование), в середине - более сбалансированные продукты (ресторанная еда, лечение).

Материалы - это все, что организация перемещает для производства своих продуктов. Они могут быть как осязаемыми (сырье), так и неосязаемыми (информация).

Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток. Сопровождающие и обслуживающие его - информационный и финансовый потоки.

Материальный поток - это поток товаров, деталей, комплектующих, полуфабрикатов, сырья, движущийся от поставщика к потребителю и проходящий через логистическую систему.

Для управления материальным потоком необходимо знать его характеристики и размеры. Измерители материального потока:

масса груза / количество мест / объем;

расстояние транспортировки;

направление движения (места отправления и назначения);

партионность (масса груза для отправки за 1 раз, на 1 транспортном средстве, в 1 направлении);

время движения и время стоянки в пунктах перевалки или запасы на производстве.

Материальные потоки можно классифицировать по нескольким признакам:

. Отношение к логистической системе:

внешние (протекает во внешней для предприятия среде и имеет к нему какое-либо отношение) и внутренние (движение внутри предприятия);

входные (при поступлении на предприятие) и выходные (при выходе в виде готовой продукции).

. Количество:

массовые (при транспортировке несколькими транспортными средствами);

крупные (несколько вагонов, машин);

средние (одиночные вагоны, автомобили);

мелкие (недостаточно для загрузки одного транспортного средства).

. Удельный вес:

тяжеловесные (металлы, руда);

легковесные (товары народного потребления).

. Консистенция грузов:

навалочные (перевозятся без тары - лес, зерно);

наливные (нефть, вино);

генеральные (в таре, контейнерах, ящиках, техника).

. Номенклатура:

однопродуктовые (материальные единицы одного вида);

многопродуктовые (различные виды материальных единиц).

. Характер состава:

дискретные (состоят из отдельных элементов);

непрерывные (непрерывная совокупность материальных единиц - нефть, газ).

Качественный состав потока меняется по мере продвижения по логистической цепи: в начале - массовые однородные грузы; в конце - товары, готовые к потреблению; между отдельными цехами - детали, полуфабрикаты. Для торгового предприятия материальный поток, как правило, не преобразуется.

логистика товар транспортный издержка

Заключение

Итак, логистика начала формироваться еще с древних времен, а как наука и инструмент бизнеса в гражданской области - вначале 1950-х гг., прежде всего в США. Само понятие «логистика» пришло из Древней Греции, где оно означало «мышление, расчет, целесообразность».

Логистика - это международный термин. Многие ученые считают логистику наукой управления материалопотоком. Однако она определяется и другими терминами: распределение, физическое обеспечение, физическое распределение и др.

Исторически сложились 4 парадигмы логистики: аналитическая, технологическая, маркетинговая и интегральная.

В своей практической деятельности предприятия, фирмы и компании используют различные логистические системы: система поставки «точно в срок», система «канбан», планируемая система доставки и др.

Концепция (принцип) логистической системы связана с управлением материалами и управлением распределения.

Библиографический список

1. Внешнеторговые транспортные операции и логистика: учеб. пособие / под ред. Д. С. Николаева. - М.: Анхил, 2011. - С10.

. Военный энциклопедический лексикон. - СПб, 2013.

. Джеймс Р. Сток, Дуглас М. Ламберт. Стратегическое управление логистикой / Под ред. В. И. Сергеева, перевод с 4-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2011, XXXII. - 797 с.

. Иванов Д. А. Управление целями поставок. - СПб: Издательство СПбГПУ, 2010. - 660 с.

. Неруш Ю. М. Логистика: учеб. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. - 520 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!