Личность сотрудника как объект управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,99 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Личность сотрудника как объект управления















Курсовая работа

Личность сотрудника как объект управления

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие и структура личности

. Концепции личности как объекта управления

. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

4. Внешние факторы, влияющие на поведение сотрудников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

поведение личность сотрудник трудовой коллектив

Введение

Глубокие изменения в обществе на рубеже XX и XXI веков обусловили интерес к социальному знанию, внимание к проблемам взаимосвязи общества и личности, руководителя и подчиненного. Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности над производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Люди - персоны, личности - рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо создавать, беречь и умножать. Вот почему без психологических знаний о личности не обойтись, менеджеру необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом. Эти объясняет актуальность изучения личности как объекта и субъекта управления.

Понятие «личность» древние римляне заимствовали у этрусков. По-латыни оно означало - «персона». Римляне называли этим словом ритуальную маску, которую снимали с лица умершего и хранили в доме его потомков. С этой маской непосредственно связывали имя, индивидуальные права и привилегии, которые передавались от отца к сыну. Со временем это понятие означало маску на лице актера, а также использовалось как признак общественной функции заметных и выдающихся людей, деятельность которых касалась сферы политики, земледелия, различных отраслей творчества и военных дел.

В настоящее время успешно разрабатываются научные принципы подхода к человеку как к объекту познания. Среди таких принципов можно отметить, в частности, принцип универсальной талантливости («нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом»); принцип развития («способности развиваются в результате изменения условий жизни личности и интеллектуально-психологических тренировок»); принцип неисчерпаемости («ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной»). Говоря о менеджменте, всегда важно помнить, что объектом управления является, в первую очередь, человек, личность. Ранее во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность не была предметом рассмотрения, так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне деятельности. И только позже, после осознания роли групп и входящих в них людей в процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности.

В отечественной психологии исследования в области личности связаны с теоретическими трудами школы Л.С. Выготского. Большой вклад в разработку этой проблемы сделали отечественные ученые А.А. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, А.С. Асмолов, зарубежные психологи Г. Айзенк, Р. Кеттел, Г. Олпорт.

Цель данной работы - дать характеристику личности сотрудника как объекту управления.

Задачи:

. Изучить понятие и структуру личности.

. Рассмотреть концепции личности как объекта управления.

. Дать характеристику социальным ролям личности.

. Проанализировать внешние факторы, влияющие на поведение сотрудников.

1. Понятие и структура личности

Проблема личности - одна из центральных в курсе психологии. О ее сложности и многогранности свидетельствует даже тот факт, что сегодня существует более 50 определений понятия «личность». По теоретической и практической значимости она принадлежит к одной из фундаментальных проблем психологической науки.

Проектирование и диагностика личности, определение оптимальных условий и эффективных путей ее формирования невозможны без знания структуры личности и закономерностей ее становления и развития. Слово «личность» происходит от латинского «persona», что означает ритуальную маску, которую снимали с лица умершего в Древнем Риме. Она олицетворяла имя, индивидуальные права и привилегии, которые передают по наследству.

Каждый человек - это, прежде всего, индивид, биологический организм, что существует самостоятельно (от лат. «Individuum» - неразделимый, тот, что существует самостоятельно). Когда говорят о свойствах человека как индивида, то подразумевают его природные признаки, которые позволяют ему быть живым организмом, представителем homo sapiens. Индивид - это понятие, которое определяет принадлежность живого существа к человеческому роду. Главной характеристикой свойств индивида является их преобладающая зависимость от наследственности. Переход филогении в онтогению является началом индивида. Новорожденный ребенок есть только индивид. Но еще в раннем детстве индивид включается в определенную историческую систему общественных отношений, участвует в коллективном труде, общается с людьми и становится общественным, социальным существом, то есть личностью.

Личность - это человек, который живет и действует в определенных общественно-исторических условиях, занимает определенное место в обществе и характеризуется сознанием. В личности словно концентрируются особенности общества, основные его черты. Поэтому понять жизнь личности можно только рассматривая ее в конкретных общественных условиях, в деятельности и отношениях с другими людьми, анализируя ее социальный статус и место в общественных отношениях.

Отвечая на вопрос «все ли люди являются личностями?», мы утверждаем, что все личности - это индивиды, но не каждый индивида может стать личностью. Иными словами, понятие «индивид» не тождественно понятию «личность». Нельзя назвать личностью новорожденного ребенка, психически больного человека. К этой категории людей можно отнести и индивидов, которые по тем или иным причинам в раннем детстве попали в нецивилизованный, дикий мир.

В лесах Аверона на юге Франции в 1799 г. охотники нашли мальчика, который, как выяснилось, жил там один. Мальчик был не похож на человеческое существо ни в психическом отношении, ни даже физически. Он передвигался на всех четырех конечностях, ел, как животное и кусал тех, кто к нему приближался. Он был способен ходить без одежды в мороз и извлекать пищу из горячей воды, не чувствуя боли, мог произносить только звуки, не похожие на человеческие, не пытался общаться с окружающими его людьми, рассматривая их лишь как препятствие к удовлетворению собственных потребностей. Пять лет ученые занимались Виктором (таким именем его назвали). Став юношей, он научился распознавать предметы, понимал несколько слов и умел их произносить, даже написать и прочитать некоторые из них. Однако скоро мальчик перестал делать успехи. Попытка научить Виктора общаться оказалась неудачной. Он дожил до 40 лет, однако никаких заметных успехов в его поведении не произошло. Этот и подобные примеры свидетельствуют, что личностью не рождаются, ею становятся в процессе жизни и деятельности в человеческом обществе.

Личностью можно назвать человека, который достиг определенного уровня психического и социального развития, на котором он приобретает способность ставить перед собой жизненно важные цели и достигать их, когда у него сформированы собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования. Человек не перестает быть общественным существом даже тогда, когда вследствие тех или иных условий в течение определенного времени живет в одиночестве, отдельно от других людей. И тогда человек пользуется знаниями, которых он приобрел, живя в обществе, пользуется речью, который является общественным продуктом, вспоминает о своем прошлом, общественной жизни, думает о будущем. Он и здесь ведет себя как общественное существо, осознает свою принадлежность к определенной части общества. Однако следует отметить, что результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о негативном влиянии на психику человека, на его личность даже частичной изоляции от общества (узники Петропавловской крепости, моряки, находящиеся в море шесть-восемь месяцев, полярники, космонавты и др.).

Одной из самых характерных черт личности человека является его индивидуальность. А. Леонтьев в своей работе «Деятельность. Сознание. Личность» отмечает: «Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым». Индивидуальность - это личность в своей своеобразности. Это человек, который имеет черты, свойственные только ему. Нет двух людей с одинаковым сочетанием определенных психологических особенностей.

Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Индивидуальность - это неповторимое сочетание психологических особенностей человека, которые составляют его своеобразие, отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, привычках, интересах, в особенностях познавательных процессов: восприятии, памяти, оригинальности мышления, воображении; в способностях, своеобразии чувств, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

Оригинальность интеллекта заключается в способности видеть то, что не видят другие, в особенностях переработки информации, то есть в умении ставить проблемы и решать их. Своеобразие чувств может проявляться в чрезмерном развитии одного из них (интеллектуальные, моральные, эстетические), в большой подвижности эмоций. Особенности свободы проявляются в силе волевых проявлений, в выдержке, мужестве. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, подробнее и полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении как психологии личности, так и других направлений психологии.

Подход руководителя к подчиненным с позиции трех аспектов - как к человеку, личности и индивидуальности - дает возможность получить многогранное представление о них, помогает комплексно представить круг производственных и непроизводственных условий, в которых они нуждаются. Видение этих трех позиций - самое необходимое условие правильного подбора форм и методов работы с людьми. Такой подход полезен и самому руководителю, так как позволяет путем самоанализа проявить свои внутренние резервы, правильно оценивать свои возможности, определять благоприятное условия для самосовершенствования.

В течение нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялось прямое и опосредованное угнетение проявлений индивидуальности людей. В обществе утверждался адаптивный тип личности. Кто этому не покорялся, того шельмовали или физически уничтожали. Так ушли из жизни тысячи людей, которые представляли угрозу существующей административно-бюрократической системе именно в силу яркой индивидуальности. Демократическое общество стремится сформировать как можно больше личностей с яркой индивидуальностью. Это общество более устойчивое, способное к развитию, талантливое, а, следовательно, и более перспективное. Сила коллектива - в разнообразия и богатстве индивидов, из которых оно состоит.

С точки зрения психологии управления в качестве управляемой системы (объекта управления) - выступает человек, индивид, личность. Но человек, как известно, сам управляет своим поведением в соответствии со своими потребностями, мыслями, мировоззрением и т.д. На возникающий вопрос - можно ли управлять человеком, имеется утвердительный ответ.

Так, если общество - самоуправляемая система, а человек - элемент этой системы, то управлять обществом означает управлять и человеком, причем воздействовать на него таким образом, чтобы его поведение было полезно и обществу, и ему самому.

Но человек - сложное понятие, рассматривается в психологии, педагогике, социологии. В психологии управления личность - это каждый человек во всем разнообразии свойств, присущих ему, отличающих его от других, но и объединяющих его с другими людьми.

Рассматривая проблемы личности в организации, необходимо определить что такое «личность», ведь руководителю для того, чтобы взаимодействовать и управлять людьми (группой, личностью) необходимо знать, что такое личность.

Насчитывается десяток социологических и психологических определений личности. Остановимся на следующем: «Личность обозначает единство социальных образований, черт, качеств, получаемых человеком при взаимодействии с другими людьми». Это особое, целостное социальное качество человека, которое формируется в процессе всей его жизни.

Для того чтобы понять поведение человека в организации, видеть перспективу работы и уметь управлять им, необходимо, знать, что представляет собой структура его личности, так как изменения личности, ее развитие отражается в структуре.

Она содержит следующие подструктуры:

. Биологически обусловленная подструктура, куда входят темперамент, способности, половозрастные свойства личности. Всякая личность - это организм, тело, и организму свойственны определенные черты и свойства, которые получили название - органические свойства.

. Индивидуальная подструктура - это особенности психических процессов человека (воля, память, эмоции, ощущения, восприятие, мышление); это уровень индивида характеризуется, так называемыми, психическими свойствами.

. Социально обусловленная подструктура, куда входят такие элементы как направленность, мотивы, установки, ценностные ориентации; опыт (знания, умения, привычки. Это так называемые, социальные свойства личности.

Таким образом, каждой подструктуре соответствуют определенные свойства личности. Уровень организма - органические свойства, уровень индивида - психические, уровень личности - социальные свойства.

Систему можно рассматривать как управляемую только в том случае, если она обладает рядом свойств: детерминированностью, динамичностью, наличием управляемых параметров и обратной связью. Эти требования обязательны для любой управляемой системой (и биологической, и технической, и социальной). Чтобы применить эти требования к человеку, как управляемой системе, необходимо понять - каково их психологическое содержание.

Детерминированность системы означает, что внешнее воздействие на нее должно вызывать в ней соответствующие изменения. Применительно к человеку значение этого требования доказано психологами: «В жизни человека детерминировано все, проявляется это в том, что внешнее воздействие находится в определенных причинно-следственных связях с его поступками». Детерминация на макроуровне заключается в том, что на человека оказывает воздействие вся система организационных отношений, а на микроуровне - его ближайшее окружение.

Динамичность человека как системы проявляется в том, что при определенных условиях он под влиянием воздействий способен переходить из одного состояния в другое. Управление преследует именно эту цель: переход объекта в такое состояние, которое соответствует поставленной цели. В психологической науке феномен «состояние системы» трактуется как психологическое состояние личности. Под этим состоянием понимается относительно устойчивая организация всех компонентов психики, которые выполняют функцию регулирования взаимодействия человека с внешней средой. Психологическое состояние имеет различные структурные компоненты: эмоциональные (настроения, аффекты), интеллектуальные (воображение, память, речь) и волевые (воля). Динамичность человека проявляется не только в смене психических состояний, но и во взаимосвязи этих состояний с устойчивыми свойствами личности.

Следующее требование - наличие управляемых параметров. Управляемые параметры человеком носят многоуровневый характер. Во-первых, ближайший, подвижный уровень. Его образует идеальная модель предстоящей деятельности, которая формируется в сознании человека на фоне того или иного психического состояния.

Отсюда управляющими параметрами выступают психические феномены: образ предмета деятельности, цель (ожидаемый результат), мотив (побуждение к активности) и способ действий. Во-вторых, более отдаленный уровень, который составляют относительно устойчивые психические образования: свойства и качества личности, убеждения, знания, умения, навыки. Влияние на личность осуществляется через первый уровень, и закрепляется на втором.

Требование «обратной связи» как средства получения информации о последствиях своих поступков применительно к человеку обнаруживает специфические особенности.

Они проявляются через усложнение ситуации тем, что подчиненный реализует не собственный замысел, а замысел другого человека.

Поэтому в процессе деятельности личность должна соотносить результаты не только с собственными представлениями, а и с исходным замыслом руководителя. Эти представления не могут быть абсолютно идентичными.

Таким образом, человек обладает основными параметрами управляемой системы и может рассматриваться как объект управления. Особенностью управления личностью является то, что, ее поведение связано с деятельностью руководителя (субъекта управления) не жестко, не однозначно.

Личность - это активная управляемая система, наделенная волей и сознанием, а значит, живет и действует не только по инструкции другого человека (руководителя), но и в соответствии с собственными интересами и целями.

2. Концепции личности как объекта управления

Начиная с Демокрита, который сравнивал человека с малым миром («микрокосмом»), и до сегодняшних времен проблема личности является особенно актуальной. Понимание ее сущности - одно из самых сложных, неоднозначных вопросов современности. Представление о личности - своеобразное свидетельство теоретической зрелости исследователя, пробный камень его профессиональной компетентности. Ведь от понимания социальной сущности личности зависит гибкость взглядов и действий.

На разных этапах развития познания множество попыток или безгранично расширить представления о человеке, или, наоборот, сузить его до отдельных частных понятий. Так, представители античной философии в основном говорили о единстве человека и мира, отождествляя при этом всемирно-космическую субстанцию и ум. В учении Платона человек толкуется как комбинация двух противоречивых составных частей - души и тела. Душа принадлежит к миру бестелесных богов-идей, а ее приход в здешний мир является следствием «падения». Аристотель, напротив, утверждал о взаимозависимости души и тела. Весьма интересно разворачивает представление Платона о «мировой душе». Согласно его теории душа единственная по своей сути и только на уровне отдельных явлений якобы распадается на индивидуальные души.

Позднеантичная мистика сводит представление о человеке к учению о первочеловеке как богоподобном существе. Соответственно вся смысловая структура космоса рассматривается уже как явление вторичное, т.е. ценность человека по сравнению с космосом растет. Следующая волна библейского переосмысления отношений между Богом и человеком как рядовых противоречий между Богом и миром привела, с одной стороны, к покорению, а со временем и к угнетению одной волей (Бога) другой свободы (человека), а с другой - противопоставила тела душе.

Эпохой Возрождения создано новое видение человека как живой целостности (П. Мирандола, Дж. Бруно, М. Фичино, Н. Кузанский и др.). Толкование мышления как единственно достоверного свидетельства существования человека (cogio ego sum) было положено в основу представлений о теле как машине, которая имеет общую природу для человека и животных, и душе, которую стали отождествлять с сознанием.

В новые времена основные концепции личности воплотились в трудах И. Канта, Г.-В.-Ф. Гегеля, А. Бергсона, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, В. Штерна, Т. Рибо, К. Ясперса, Л.С. Выготского, В. Бехтерева, 3. Фрейда, А.. Адлера, К.-Г. Юнга, Э. Фромма и др. Но это не помешало специалистам в этой области отнести понятие «личность» к наименее точно определенным, хотя сегодня насчитывается более пятидесяти таких определений. Определенное понимание личности отражает научную специализацию исследователя, уровень его представлений о социальном содержании этого вопроса. Так, многие специалисты психологического направления утверждают, что приоритетная роль в познании личности принадлежит психологии. В зависимости от ориентации ученых понятие «личность» раскрывается преимущественно в трех основных аспектах:

. Как нечто целое, заключение или единство отдельных идей, ощущений, стремлений, целей, мотивов, волевых актов, установок и других признаков.

. Как образование, которое предопределяет реакцию на множество внешних раздражителей и воздействий, гарантируя существу адаптацию и выживание.

. Как нечто уникальное, неповторимое, самое ценное, самое высокое в природе и социальном бытии.

Признавая ценность человеческой личности, недопустимость ограничений познания ее средствами только одной научной дисциплины, большинство исследователей акцентирует внимание на социальной сущности бытия, на взаимозависимости личности и социального устройства общества. Однако такой подход нередко приводит к полному растворению уникального духовного склада отдельного человека в обобщенных социальных образованиях.

Преодолев узкоспециальный подход к представлениям о личности, современная наука толкует это понятие, рассматривая взаимоотношения социума как чего-то целого и личности как не менее целого и неделимого.

Сущность человека в широком социальном контексте отражает понятие «личность», в котором сконцентрированы черты единства и противоречий между «микрокосмом» личности каждого отдельного индивида и возможностями индивидуальностей воспроизводить и изменять не только себя, но и весь мир. Есть понятие личности - это своеобразный барометр социальной зрелости общества, в котором каждый человек может реализовать себя более или менее полно, слишком узко достаточно широко, свободно, активно и творчески или, наоборот, - подневольное и пассивно, напоминая при этом винтик некоего механизма.

Безотносительно понятие «личность» существовать не может, ибо сущность человека всегда «привязана» к тому или иному уровню развития общества, который отражает характер производственных процессов и отношений между людьми, тип политического устройства государства и отношение к культурным ценностям. Личность, таким образом, непосредственно и одновременно косвенно участвует в жизни как отдельных клеток общества (семья, учебные, трудовые, научные коллективы, движения, партии, организации), так и социального универсума в целом, потому что так или иначе последствия деятельности отдельной личности или их сообществ сказываются на состоянии социетальных (глобальных) процессов жизнедеятельности человечества.

Общие представления о мировоззрении, статусе, социальной роли личности, о влиянии на жизнь человека процессов памяти, темперамента и стилей мышления требуют раскрытия гносеологических аспектов. Вообще гносеологический подход позволяет рассматривать личность как социальный субъект, который находится в разных фазах, на разных этапах, стадиях и уровнях становления и изменений. В частности, жизненный путь личности следует распределять на такие отрезки, которые во многом корректируются с возрастом человека. Достаточно кратко основные этапы жизни могут быть раскрыты через представления о детстве, юности, зрелости и старости. Подробнее этапы становления и изменений личности разворачиваются следующим образом: младенец, детство, подростковый возраст, юность, зрелость, пожилой возраст и старость.


3. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Характеристика индивида как продукта общественных отношений вовсе не означает, что исходные условия индивидуального существования (например, характер воспитания, семейное и социальное окружение и т.д.) раз и навсегда предопределяют последующее поведение людей. Этническая принадлежность, вероисповеданию, классовая, профессиональная принадлежность человека не заставляет фатально действовать определенным образом.

Человек - продукт и субъект общественных отношений. Если понятие индивида нацелено на первое из этих определений, то понятие индивидуальности и личности акцентируют внимание на том, что конкретный человек может стать активным субъектом общественной жизни.

Индивид, являясь членом группы, занимает определенное положение (позицию) и в системе управленческих отношений, и в системе - производственно-функциональных. Эта позиция обусловлена, прежде всего, профессионально квалификационными характеристиками работника (образование, профессия и т.д.). В производственной группе четко различаются позиции директора, бухгалтера, технолога, рабочего и т. д., каждая из позиций имеет соответствующие права и обязанности. Между позициями существует взаимодействие, оно существует и между людьми, которые их занимают. Например, позиция руководителя подразумевает существование позиции подчиненного, а также и определенных отношений между ними

Индивидуализация - процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития общественных отношений. Это процесс и результат совмещения социальных требований, ожиданий, норм, ценностей, выявление личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения социальной роли, со спецификой потребностей, свойств и стимулов деятельности индивидов, т.е. персонифицированной формой реализации социальных функций.

Индивид в организации проигрывает массу ролей. В проигрывании той или иной роли проявляются разные качества личности (руководитель должен быть настойчивым, профорг - отзывчивым и т.д.). Существует два необходимых условия соответствия роли требованиям организации и запросам человека. «Ясность» роли, предполагающая, что человек, исполняющий ее, понимает содержание работы и способы ее осуществления. И «приемлемость» роли, означающая готовность человека к сознательному ее выполнению. То есть, цели деятельности организации могут быть достигнуты тогда, когда участники хорошо выполняют свои роли.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Усвоение социальных ролей - это важная составляющая процесса социализации личности, обязательные условие врастания в общество людей себе подобных. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Социальная роль - это совокупность требований общества к людям, занимающим определенные социальные позиции. Это требования в виде установок, желаний, ожиданий определенного поведения, что регламентируется в конкретных социальных нормах. Социальная роль определяется, главным образом, существующими ожиданиями других людей относительно позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Например, роль врача понимается обобщенно, как некое ожидаемое поведение независимо от личностных чувств конкретного человека.

Социальная роль - это фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений, это функция, нормативно принятый образец поведения, которое ожидается от каждого, кто занимает эту позицию. Приступая к выполнению определенных социальных функций, индивид, как правило, знает свои права и обязанности, а также санкции, которые могут быть применены в случае их нарушения.

Требования, предъявляемые социальной ролью, формируются в обществе под влиянием общекультурных норм, ценностей и традиций определенной общественной системы, социальной группы. Таким образом, это всегда ожидаемое поведение, связанное с реализацией определенных прав и обязанностей. В этом смысле оно характеризуется как нормативными требованиями к поведению индивида, так и ожиданиями других людей относительно их исполнителя. Если поведение индивида соответствует ролевым требованиям и ожиданиям, то оно социально поощряется (хвала, почести, материальное вознаграждение).

Социальная роль может не приниматься обществом (например, роль вора). При этом принимается или не принимается не конкретное лицо, а вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, общество относит человека к определенной социальной группе, идентифицирует ее с группой. Как член общества, различных групп и организаций, занимая в них определенное место или позицию, выполняя присущие этим позициям функции, индивид тем самым осуществляет социальные роли отца, ученого, депутата, предпринимателя и т. д. Образцы поведения, ожидаемого от личности в организации, обусловливаются организационно-технической и социальной системами, которые, в свою очередь, предъявляют человеку различные требования. Организационно-технические требования диктуют орудия, технологии, цели производства. Социальные требования исходят от окружающих людей, групповых норм, ценностей и традиций. В пределах одной организационной среды индивид может выполнять множество функциональных ролей: бригадир, рационализатор, токарь, директор и т.д. Функциональная роль определяется инструкциями и правилами, где указываются обязанности, права и официальные контакты (связи). Четкие должностные инструкции обеспечивают основу понимания роли.

Термин "роль" впервые был введен в 1934 г. Дж. Мидом как результат творческого исследовательского процесса взаимодействия. Не соглашаясь с идеей восприятия роли как результата и характерных формы взаимодействия, Р. Линтон объясняет роль как распоряжение, присущие определенным позициям. При таком подходе понятие "роль" становится синонимом понятием "культура", "норма". В настоящее время понятие "социальная роль" является центральной категорией теорий структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.). Поскольку один и тот же индивид выполняет много социальных ролей, то между ними возможны отношения как гармонии, так и дисгармонии. В последнем случае на почве противоречий между ролевыми требованиями и ожиданиями возбуждаются внутренние межролевые конфликты (компетентный директор - малокомпетентный депутат, хороший семьянин - плохой специалист, способный инженер - неудачный менеджер). Овладение социальных ролей, решение внутренних и межролевых конфликтов успешно осуществляют активные люди, способные в ходе инновационной деятельности, выполнения разноплановых социальных ролей создавать новые социальные ценности, нормы и роли, сохранять свою целостность как личности, осознающей свою социальную сущность и назначение. Структура социальной роли включает:

во-первых, объективную основу роли (социальное содержание, каркас и типовые формы ролевого поведения);

во-вторых, субъективный стиль исполнения роли (ее образ, ролевой идеал, ролевой автопортрет, отношение к себе как к исполнителю).

Объективная основа роли имеет два существенных измерения - функциональное (права и обязанности, уровень ответственности) и целевое (направление, конечная цель и задачи ролевой действия, составляющие ролевой сюжет). Субъективный стиль исполнения роли содержит рациональную и эмоциональную составляющие. Это могут быть либо нормативные требования безличной модели образцового выполнения роли, или персонифицированные, придуманные ролевые персонажи, которые выступают личностным ориентиром, эталоном ролевого поведения "Я".

Личное отношение к роли может быть ясным или противоречивым, варьировать от одобрения до осуждения, от полной самоидентификации лица с ролью до полного отчуждения от нее. Кроме положительной или отрицательной направленности личное отношение к роли характеризуется интенсивностью, своеобразной напряженностью мотивации, побуждает личность к выполнению роли. Именно через стиль исполнения роли ее объективная основа проектируется в плоскость реального поведения.

Таким образом, управление личностью может складываться из: правильного определения социальной роли каждого работника и его места в организации; усвоения каждым индивидом предназначенной ему роли; обеспечения выполнения каждым работником своей роли.

4. Внешние факторы, влияющие на поведение сотрудников

На поведение работников в организации влияют внешние факторы. Среди них необходимо назвать следующие:

. Круг общения субъекта, который может бытъ личным, включающим эмоциональные связи, и служебным, предопределяемым должностными связями. На практике выделяются: крут ближайшего общения, куда входят не более пяти человек, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации; круг периодического общения, где рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации; круг эпизодического общения, охватывающий в потенциале всех сослуживцев и личных знакомых. В каждом конкретном круге общения складывается своя микроэтика, во многом определяющая взаимодействие лиц в рамках управленческой деятельности.

При переходе в другой круг общения, когда прежние взаимосвязи частично рушатся и обесцениваются, а новые еще не складываются, человек временно попадает как бы в определенный вакуум, в который, особенно если речь идет о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе и корыстные, люди, желающие как можно скорее утвердиться в его глазах. Поскольку удачное овладение кругов общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации в новом коллективе, к этому процессу необходимо подходить тщательно и осторожно.

. Роль, характеризующаяся совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии. Роли, выполняемые человеком, различаются способом получения, направленностью, степенью определенности, формализации, эмоциональности. Роль диктует правила поведения и делает предсказуемыми поступки других.

На ролевое поведение влияют: характер индивида, истолкование им своей роли, ее приемлемость, соответствие возможностям и желаниям.

. Статус - это оценка окружающими личности данного субъекта и исполняемой им роли, определяющая его реальное или ожидаемое место в системе социальных связей, ранг индивида, который бывает формальным и неформальным. Первый определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач; второй - личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих: полом, возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.

Статус может быть обусловлен происхождением индивида или приобретенной, например, профессионально-должностной, который в организациях считается базисным.

Статус личности связан со служебным положением, отражающим ее место в профессионально-должностной иерархии и совокупность условий, связанных с данной должностью. Служебное положение руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, другими льготами и привилегиями, а также прямыми контактами с вышестоящими руководителями, допуском в те или иные круги общения. Руководители, формально занимающие один и тот же пост, но работающие в разных организациях, имеют различное служебное положение.

Статус бывает формальным и неформальным. Неформальный статус получил название авторитет. Он формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно с помощью различных мероприятий, ритуалов, распространения специальной информации. Сознательная фальсификация последней, неискреннее поведение людей и особенности восприятия действительности приводят к формированию ложного авторитета, существующего как в сознании окружающих, так и в представлении субъекта о самом себе.

На практике авторитету личности могут угрожать сложные ситуации, неблагоприятный морально-психологический климат в организации, целенаправленная деятельность соперников по его подрыву, случайные неудачи и т.п. Действительно авторитетному человеку бояться их не прР1ходится, поскольку своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих.

Обладатель ложного авторитета сделать этого не в состоянии. Постоянное опасение разоблачения формирует у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитета, толкающий человека не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций. В этом случае возможны: уход от ситуаций, в которых проявляется некомпетентность, неспособность выполнять ту или иную работу; блокирование нежелательной информации; подкуп (например, в виде ослабления требований) или, наоборот, угрозы и шантаж по отношению к окружающим; дистанцирование от других, чванливое, высокомерное поведение; запутывание многословными рассуждениями; раздача невыполнимых обещаний и проч..

Перечисленные характеристики личности формируют три типа поведения людей в организации: независимый, ориентирующийся на руководство или лидерство, нейтральный и зависимый, предполагающий подчинение. Каждый тип поведения характеризуется объективными и субъективными мотивами, пониманием его необходимости (чувством) и склонностью к нему.

Различное соотношение этих моментов приводит к тому, что для одних людей необходимость определенного типа поведения является вынужденной, внешне навязанной, что обусловлено как непониманием важности, необходимости, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек. В этих условиях выполнение функций руководства или подчинение воспринимается как насилие над личностью, посягательство на свободу, вызывает внутренний протест, а порой и озлобление.

Для других людей руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовольствие. У руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения, т.е. также обретают своего рода свободу. Но в этих условиях самое активное руководство и самое добросовестное подчинение не принесут большого эффекта, а наоборот, будут иметь неблагоприятные последствия из-за ориентации не на выполнение стоящих задач, а на достижение комфортного состояния. На этом в свое время сыграл Гитлер, освободив своих солдат от «химеры», называемой совестью. Наконец, для третьих руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга. В этом случае они имеют по-настоящему активный, творческий характер, эффективны, результативны, вносят большой вклад в формирование личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид - это человек как представитель вида, то есть в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве наследственные, биологические факторы, социальная сфера и воспитание, собственная активность человека как личности.

Психология в последнее время приобретает все большее значение в практической деятельности, в том числе и в деятельности организаций. Все больше психологов принимают на работу на предприятия, все больше исследований и экспериментов проводится в области психологии в связи с организационным процессом. Но особое значение психологические знания имеют в управленческом процессе.

Так же крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности. Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему без психологических знаний о личности не обойтись.

Таким образом, проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что личность как объект управления играет одну из центральных ролей этой науки, происходит осознание роли группы и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности. Важной проблемой является воздействие выполняемых личностью социальных ролей на ее психологические особенности. Единство в человеке различных признаков и противоречивых составных частей его сути нуждаются в понимании того, что личность одновременно является и целым, и только частью целого. Один и тот же человек может быть добрым, умным, отзывчивым, квалифицированным работником, активным проводником определенных идей, оставаясь одновременно упорным противником новых технологий, средств производства, жестоким и неблагодарным к своим родителям, носителем злых намерений.

Попытки раскрыть механизмы формирования личности, специфики ее действий ограничивались последнее время представлениями о роли, которые человек выполняет в зависимости от обстоятельств, возраста, образования и культурного развития. Так называемый ролевой подход во многом помогает глубже понять многогранность и полифункциональность личности. Однако представления о различных ролях, которые выполняет личность, крайне недостаточно, чтобы понять все разнообразие социальных средств, признаков и факторов, которые непосредственно связаны с принципами и формами ее структурного строения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 302 с.

.Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг - М.:ИНФРА-М, 2011. - 328 с.

.Бельская Е. Г. Управление персоналом: технологии и методы/ Е. Г. Бельская - М.: ГУУ, 2009. - 109 с.

.Грэхем Х.Т. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособ. для вузов / Х. Т. Грэхем , Р. Беннетт ; пер. с англ. под ред. Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 598 с.

.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента : учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. - Минск : Новое знание, 2010. - 430 с.

.Кордуэлл М. Психология. А-Я = The complete A - Z Psichology: словарь-справочник / пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: Фаир-пресс, 2000. - 442 с.

.Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Для высшего управленческого персонала: Учеб. пособие. - М.: Аст-Пресс-Книга, 2010. - 443 с.

.Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, 2007. - 533 с.

.Лютова С.Н. Социальная психология личности (теория и практика): курс лекций / МГИМО(У) МИД РФ, каф. философии. - М.: МГИМО, 2011. - 175 с.

.Морозов В. А. Управленческая психология: Учебное пособие для студентов Высшей и средних специальных учебных заведений. - М.: Трикста: Академический проект, 2011. - 286 с.

.Немов Р.С. Психология. В 2 т. Т. 1 : Общие основы психологии. - М.: Владос: Просвещение, 2010. - 576 с.

.Ньюстром, Дж.В. Организационное поведение / Дж.В. Ньюстром, К. Дэвис ; пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб. : Питер, 2010. - 448 с.

.Орбан-Лембрик Л. Е. Психология управления: Учебник. - М.: Академиздат, 2010. - 567 с.

.Основы управления персоналом: учеб. для вузов / Б. М. Генкин, Г. А. Кононова, В. И. Кочетков. - М.: Высш. шк., 2009. - 383 с.

.Петровский А.В. Психология: учебник. - 4-е изд., стереотип. - М.: Academia, 2009. - 501 с.

.Управление персоналом организации : учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 512 с.

.Уткин Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе / Э.Я. Уткин. - М.: АКАЛИС, 2009. - 156 с.

.Цветкова И. И. Управление персоналом / И. И. Цветкова - Симферополь: ДОЛЯ, 2010. - 367 с.

.Чернышев В.Н. Человек и персонал в управлении / В.Н. Чернышев, А.П. Двинин. - СПб. : Энергоатомиздат, С. -Петерб. отд-ние, 2007. - 568 с.

Похожие работы на - Личность сотрудника как объект управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!