Инфляция

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    49,76 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инфляция

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ РОЛЬ

3. АНАЛИЗ МЕР ПО БОРЬБЕ С ИНФЛЯЦИЕЙ В РОССИИ

4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. С переходом к рыночным формам хозяйствования в России особое значение приобретает государственная политика, реализация которой направлена на достижение стабилизации макроэкономических параметров экономического роста.

Одним из важнейших макроэкономических факторов, которые, с одной стороны, имеют чрезвычайное влияние на состояние экономики любой страны, а с другой - выступают своеобразным индикатором равновесного состояния экономики, является инфляция. Поскольку инфляция является сложным многофакторным явлением, целесообразно исследовать не только уровень и динамику потребительских цен непосредственно, а и инфляционные процессы в общем, учитывая также время, влияние других экономических факторов, инфляционные ожидания и т.п.

В переходных экономиках инфляционным процессам присущи определенные особенности их протекания, поэтому они нуждаются в принципиально новых подходах относительно управления ими во взаимосвязи с факторами экономического роста и уровнем занятости.

Россия проходит свой путь в создании конкурентных условий развития рыночной экономики, что, бесспорно, вызывает необходимость рассмотрения совокупности экономических параметров, которые обуславливают специфический характер протекания инфляционных процессов и возможность управления ими, приспособление к ним и их сдерживания.

Отдельные аспекты этой многогранной проблемы были и являются предметом научных исследований многих российских и зарубежных ученых-экономистов, в частности Абель Э., Бернанке Б., Агаповой Т.А., Серегина С.Ф., Базылева Н.И., Гурко С.П., Семенова А.М., Семенова В.А., Вечканова Г.С., Галаевой Е.В, Корсаковой А.А., Дорнбуша Г., Фишера С., Видяпина В.И, Добрынина А.И, и др.

Несмотря на большое количество профессиональных исследований, направленных на решение проблемы регулирования инфляции в России, вопрос сдерживания инфляционных процессов и разработки конкретных мероприятий антиинфляционной политики остается актуальным и окончательно не решенным.

Целью курсовой работы является систематизация закономерностей возникновения инфляционных процессов и разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций относительно сдерживания инфляции в России.

Реализация поставленной цели обусловила такие задачи как:

определить основные теоретические основы сущности инфляции и ее влияния на экономику страны;

классифицировать факторы, которые непосредственно или опосредованно влияют на уровень инфляции и характер протекания инфляционных процессов;

проанализировать особенности инфляционных процессов в России в период экономических трансформаций;

определить этапы, механизм и мероприятия проведения государственной антиинфляционной политики в России.

Объектом исследование являются инфляционные процессы и закономерности их протекания в России, а также меры государственного воздействия на них.

Предметом исследования является уровень и процесс протекания инфляционных процессов в России и практические меры по ее сдерживанию.

Теоретической и методологической базой курсовой работы являются положения и выводы современной экономической теории, научные разработки отечественных и зарубежных ученых по проблем инфляции, характера ее формирования и отрицательного влияния на экономику страны. Тенденции и особенности развития инфляционных процессов в России выявлены с использованием методов конкретного и абстрактного, а также логического и исторического исследования.

Информационную базу данной работы составили статистические материалы, специальные монографический и периодический источники, научные публикации и т.п.

Цель и задачи курсовой работы обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, четырех параграфов, вывода и списка использованной литературы.

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - долговременное снижение покупательной способности денег. Различают открытую и скрытую или подавленную инфляцию. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая - в усилении товарного дефицита. Открытую форму инфляция принимает в условиях свободных, подвижных цен, скрытую - в условиях жесткого государственного контроля за ними. От инфляции как процесса следует отличать скачок уровня цен - однократное его повышение, которое может стать началом развития инфляции, но может и не стать им.

Явление инфляции можно трактовать и как устойчивая тенденция к повышению общего (среднего) уровня цен - выражает долговременный процесс снижения покупательной способности денег. Различают открытую и скрытую (подавленную) инфляцию. Открытая инфляция проявляется в условиях свободных цен, ее уровень определяется по формуле [31]:


где Р - средний уровень цен в текущем году;

Р-1 - средний уровень цен в предшествующем году.

Показателями уровня инфляции являются индексы цен. Скрытая инфляция проявляется в исчезновении товаров. Если государство устанавливает цены ниже равновесных, возникает дефицит на товарном рынке. Этот вид инфляции может присутствовать в любой экономической системе, где велико государственное вмешательство в рыночные процессы. Определить уровень скрытой инфляции весьма сложно, для этой цели используется ряд показателей: уровень дефицитности в экономике; соотношение государственных цен с ценами теневого рынка; вынужденные сбережения населения; временные затраты на поиск дефицитного товара. Дополнительные затраты потребителей на приобретение дефицита не доходят до производителей и не стимулируют эффективное производство.

Процесс, противоположный инфляции, называется дефляцией, а замедление темпов инфляции - дезинфляцией. Уровень цен в будущем с позиций экономических агентов называется инфляционными ожиданиями - ожиданиями, которые предопределяют действия экономических субъектов на всех рынках: финансовом, товарном, труда. Инфляционные ожидания:

разграничивают краткосрочную и долгосрочную инфляцию;

сами могут стать причиной инфляции;

помогают экономическим субъектам приспособиться к жизни при инфляции.

В случае если ожидания экономических субъектов формируются по схеме рациональных ожиданий, а сама инфляция является предсказуемой (ожидаемой), то негативный эффект инфляции полностью элиминируется.

Если темпы инфляции растут медленно и составляют 3-3,5% в год, то масштаб инфляции поддается контролю и сопровождается ростом деловой активности. Такой уровень инфляции считается нормальным и характерен для большинства стран ЕС в последние годы. Инфляция, уровень которой не превышает 10% в год, называется ползучей. Ее уровень относительно невысок, но существует вероятность превращения в галопирующую инфляцию [9].

Галопирующая инфляция измеряется в пределах до 200% в год. Она свидетельствует о серьезных нарушениях кредитно-денежной политики в стране. Деньги теряют свою ценность, поэтому люди хранят только минимум денежных средств, необходимых для совершения сделок. Финансовые рынки попадают в депрессию , так как капитал уходит за рубеж.

Гиперинфляция - темпы превышают 200% в год (критерий П. Самуэльсона), или 50% в месяц (критерий Ф. Кейгана). Инфляция становится неуправляемой. Цены пересматриваются каждый день. В пересчете на год по принципу сложного процента такая инфляция будет развиваться с годовым темпом порядка 13 000%. Результатом гиперинфляции является полное недоверие к деньгам, вследствие чего наблюдается частичный возврат к бартеру и переход от денежной к натуральной заработной плате.

От инфляции, рассматриваемой как процесс, следует отличать инфляционный шок - разовый скачок цен, который может стать или не стать причиной гиперинфляции [30].

Условием возникновения инфляции является преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода. Это условие формально выводится из уравнения обмена (модель И. Фишера) количественной теории денег:

=PY

где М - количество денег в обращении; - скорость обращения денег;

Р - цены товаров; - реальный доход; - номинальный доход.

Если записать уравнение обмена в темпах прироста:


то условие возникновения инфляции:


Однако это лишь условие возникновения инфляции, которое не объясняет причин ее возникновения. Сложность проблемы заключается в том, что инфляция может сопровождаться как ростом, так и спадом производства. Поэтому выявить причины инфляции можно, рассмотрев ее как многофакторный процесс, формирующийся под воздействием взаимосвязанных как денежных (монетарных), так и неденежных факторов. Если преобладают денежные факторы, то имеет место инфляция спроса (инфляция покупателей). Под воздействием неденежных факторов формируется инфляция предложения (издержек) - (инфляция продавцов). Взаимодействие этих двух типов инфляции затрудняет ее сдерживание.

Инфляция спроса может быть вызвана как монетарными, так и немонетарными факторами. Монетарные факторы [29]:

рост номинального количества денег, прерывающий рост производства при неизменной скорости их обращения;

возрастание скорости оборота денежной массы, вызванное инфляционными ожиданиями экономических субъектов.

Немонетарные факторы:

изменение поведения экономических субъектов (автономного реального потребления домохозяйств, плановых инвестиций фирм, государственных расходов и чистого экспорта);

структурные сдвиги в совокупном спросе.

Инфляция спроса - порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (инфляция покупателей). Этот вид инфляции был впервые исследован в рамках кейнсианского анализа. Влияние увеличения совокупного спроса на инфляцию зависит от того, на каком участке AS находится экономика в данный момент (рис. 1):

на горизонтальном (кейнсианском), соответствующем неполной занятости в экономике, увеличение AD не сказывается на росте цен, вызывая соответствующее AD увеличение объема предложения (расширение производства осуществляется за счет неиспользованных производственных мощностей);

на промежуточном (восходящем) участке увеличение совокупного спроса вызывает рост цен и объема предложения;

на вертикальном (классическом), соответствующем полной занятости в экономике, когда расширение производства практически невозможно, увеличение совокупного спроса толкает цены вверх, в то время как объем предложения остается неизменным.

В рамках кейнсианской модели развивалась концепция инфляционного (рис. 2) и дефляционного (рис. 3) разрыва (П. Самуэльсон, Э. Хансен). При инфляционном разрыве планируемые совокупные расходы (Е) превышают величину ВНП, достигаемого при полной занятости, т. е. Y0 > Y*. Однако удовлетворить AD нельзя, так как в экономике уже обеспечена полная занятость. Инфляция может остановиться, если произойдет перераспределение доходов в пользу лиц, обладающих высокой склонностью к сбережению. В этом случае произойдет сокращение AD (сдвиг линии планируемых расходов) и инфляционный разрыв будет ликвидирован [32].

Рис. 1 - Модель роста цен на основе увеличения совокупного спроса

Рис. 2 - Инфляционный разрыв Рис. 3 - Дефляционный разрыв

При дефляционном разрыве планируемые совокупные расходы ниже ВНП, достигнутого при полной занятости, т. е. Y0 < Y*. В этом случае увеличение совокупных расходов окажет положительное воздействие на величину реального ВНП.

Инфляция предложения (издержек), инфляция продавцов, возникает в результате роста издержек. Объяснение инфляции издержками было предпринято, когда кейнсианский подход, согласно которого инфляция может иметь место только при полной занятости, был опровергнут реальностью. В большинстве стран инфляция сочеталась с безработицей и спадом производства.

Инфляция издержек обусловлена следующими немонетарными факторами:

шоками предложения - внешними событиями, не зависящими от изменения совокупного спроса (резкое повышение цен на сырье, энергию, топливо, арендную плату);

ценовой накидкой, используемой олигополистическими предприятиями и профсоюзами, когда профсоюзы требуют сегодня завтрашней заработной платы, а фирмы добавляют свой процент к цене продукции.

Инфляция предложения (издержек) иллюстрируется на рис. 4.

Рис. 4 - Модель роста уровня цен на основе повышения издержек

При инфляции предложения в коротком периоде кривая смещается влево. Такой сдвиг может быть вызван ростом ожидаемого темпа инфляции, который ведет к росту заработной платы, ускоряя инфляцию. Цены и выпуск продукции изменяются в противоположном направлении - цены растут с Р0 до Р1, а объем производства сокращается с Y0 до Y1. Анализ моделей инфляции спроса и предложения (издержек) показывает, что:

инфляция спроса может продолжаться до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы; инфляция предложения (издержек) порождает спад, который, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек, т. е. автоматически себя ограничивает и в конечном итоге постепенно исчезает;

при инфляции спроса рост цен наблюдается лишь в длительном периоде, в коротком периоде расширение спроса вызывает не только рост цен, но и увеличение объема производства; при инфляции издержек рост цен всегда сопровождается падением производства.

Взаимодействие роста цен на конечную продукцию и цен на ресурсы образует инфляционную спираль - механизм, сочетающий действия факторов, вызывающих как инфляцию спроса, так и инфляцию предложения. В процессе раскручивания инфляционной спирали ключевую роль играет инфляционное ожидание экономических субъектов [21].

Среди множества различных причин выделяют внешние причины инфляции. Страны с открытой экономикой подвержены импортируемой инфляции. Если в стране поддерживается твердый валютный курс, любое повышение цен на ввозимые товары приводит к росту цен на внутреннем рынке. Большое значение имеет проводимая правительством страны поли) тика валютного курса. При повышении реального курса национальной валюты Z↑, Е↓, что приводит к пассивному торговому балансу и оттоку денег из страны. При снижении реального курса национальной валюты Е↑, Z↓ формируется активное сальдо торгового баланса, происходит приток денежных средств в страну.

К негативным социально-экономическим последствиям инфляции относится прежде всего инфляционный налог, не утвержденный в законодательном порядке, но обязательный для всех. Инфляционный налог представляет собой:

доход, извлекаемый государством в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег (сеньораж);

издержки, которые несут владельцы денег в результате снижения реальной стоимости денежных остатков;

регрессивный налог, так как бедные люди в качестве инфляционного налога выплачивают более высокую долю своего дохода;

средство налогообложения в ряде развивающихся стран в условиях, когда трудно получать налоги из других источников.

Потери от инфляции для населения зависят от того, являются они прогнозируемыми или нет и по какой схеме формируются ожидания экономических субъектов. Различают два вида инфляции: прогнозируемую (ожидаемую) и непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию.

Прогнозируемая инфляция учитывается в ожиданиях людей до своего появления, поэтому к ней население в определенной мере подготовлено. Так, например, если экономические субъекты ожидают годовую инфляцию в размере 10%, то они скорректируют свои номинальные доходы: в трудовых договорах будет предусмотрен рост заработной платы; арендная плата будет увеличена; при банковских операциях номинальная процентная ставка возрастет на 10% по сравнению с реальной.

В случае ожидаемой инфляции можно скорректировать номинальные доходы с учетом уравнения И. Фишера [14]:


где πе - уровень ожидаемой инфляции; - номинальная процентная ставка; - реальная процентная ставка.

Если темпы инфляции превышают 10%, то уравнение И. Фишера имеет следующий вид:


Однако, если влияние прогнозируемой инфляции удается устранить в контрактах и договорах, существуют общественные издержки прогнозируемой инфляции, которые не зависят от поведения экономических субъектов и не носят избирательного характера, они связаны с функционированием национальной экономики, поэтому их несет общество в целом.

Инфляция оказывает влияние на реальную величину налогового бремени из-за наличия временных лагов во взимании налогов. Налоговые обязательства начисляются обычно на определенный момент, а уплата осуществляется позже, и налоговые поступления успевают обесцениться, уменьшая налоговое бремя. Это явление обозначается в экономической теории термином эффект Оливера-Танзи. Правительство стремится избежать данного эффекта и прибегает к повышению частоты авансовой уплаты налогов и другим мерам.

Основными следствиями непрогнозируемой (неожиданной) инфляции являются [32]:

перераспределение дохода и богатства между различными группами населения: от кредиторов к дебиторам, поскольку долг возвращается подешевевшими деньгами и должник получает непредвиденный выигрыш. Особенно велик выигрыш, если занятые деньги вложены в реальный капитал, например в недвижимость или месторождение газа. Правительства, накопившие большой государственный долг, будут отдавать его обесцененными деньгами;

понижение реальных доходов населения, особенно социальных групп с фиксированными доходами (пенсионеров, студентов, работников бюджетной сферы);

обесценивание сбережений населения, находящихся в банках, поскольку проценты по вкладам не возмещают падения реальных размеров сбережений. Меняется схема сбережений: возрастает спрос на активы, способные сохранять реальную стоимость, в итоге сбережения часто переводятся в инвалюту (долларизация экономики);

размывание социальных программ, поскольку правительство, как правило, не увеличивает свои расходы в той же степени, в какой возрастает стоимость жизни и государственные социальные выплаты бедным сокращаются в реальном выражении.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ РОЛЬ

Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода: фискальную и денежно-кредитную политики.

Фискальная политика - это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы и налоги. Различают экспансионистскую (стимулирующую) и рестриктивную (сдерживающую) фискальную политику.

Экспансионистская фискальная политика предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов либо сочетание этих мер. Краткосрочный эффект данной политики заключается в преодолении циклического спада производства. Долгосрочный результат может состоять в оживлении инвестиционной активности фирм и устойчивом росте совокупного предложения.

Рестриктивная фискальная политика предполагает сокращение государственных расходов, увеличение налогов либо сочетание этих мер. Краткосрочный эффект в рассматриваемом случае состоит в определенной нейтрализации факторов инфляции со стороны совокупного спроса ценой сокращения занятости и даже возможного спада производства. Долгосрочный результат может состоять в стагфляции, что наиболее отчетливо демонстрирует российская экономика переходного периода. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую.

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: уменьшение правительственных расходов, увеличение налогов, или сочетание вышеуказанных мер.

Основными инструментами дискреционной налогово-бюджетной политики считаются государственные программы капиталовложений, проекты по трудоустройству населения, временные изменения ставок налогообложения. Однако дискреционная налогово-бюджетная политика связана с длительными лагами времени, поскольку любые изменения структуры государственных расходов и налоговых ставок требуют продолжительного обсуждения в органах законодательской власти [20].

Недискреционная фискальная политика представляет собой автоматическое изменение величины правительственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний дохода. Современная налогово-бюджетная система имеет свойство автоматической стабильности, под которой понимается экономический механизм, позволяющий уменьшать амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска без дискреционных решений правительства. В качестве автоматических, или «встроенных стабилизаторов» обычно выступает прогрессивное налогообложение и система государственных трансфертов, или «отрицательных налогов».

«Встроенные стабилизаторы», в отличие от дискреционных фискальных мер, представляют собой быстродействующие механизмы экономической политики, поскольку «включаются» без непосредственного специального вмешательства органов законодательной власти. Недискреционная, автоматическая фискальная политика несколько сглаживает циклические колебания в экономике, однако не устраняет их полностью.

Монетарная политика - инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу. Одним из самых распространенных инструментов монетарной политики с целью борьбы с инфляцией является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального банка и соответственно, сокращая ресурсы прочих банков, ограничивает их операции.

Мероприятия по регулированию учетной ставки обычно сопровождаются операциями центрального банка на открытом рынке. Имеется в виду продаж государственных ценных бумаг, которая влияет на размеры свободных ресурсов банковской системы. Центральный банк может также продавать иностранную валюту коммерческим банкам с целью, с одной стороны, сокращения их кредитных способностей, а с другой - стимулирования этих банков к инвестициям за границей.

Действенной формой регулирования в денежно-кредитной области выступает изменение норм обязательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке. Важно, чтобы эти нормы дифференцировались в зависимости от сроков привлечения банками вкладов. Увеличение обязательных резервов непосредственно ведет к соответствующему сокращению ликвидности банковской системы и ограничению кредитных операций. Если высокие нормы устанавливаются для вкладов в иностранной валюте, это служит средством борьбы с импортом инфляции. С середины 70-х годов в странах Запада начала активно использоваться политика, предложенная монетаристами и направленная на введение целевых ориентиров прироста денежной массы или таргетирования. Такая политика предполагает, что в качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Возможность же достижения положительных результатов такого регулирования связывается прежде всего с воздействием центрального банка на «денежную базу» (т.е. на сумму наличных денег, а также остатков на резервных счетах коммерческих банков в центральном банке). Центральный банк, воздействуя на «денежную базу», имеет возможность влиять на размеры денежной массы.

Однако последствия такого регулирования могут быть неоднозначны. Так, сокращение темпов роста денежной массы может и не привести к снижению цен. Вполне вероятной реакцией на уменьшение спроса, особенно в условиях монополистической структуры рынка, явится сокращение инвестиций и объемов производства. С самого начала характер и способы таргетирования отличались значительным разнообразием. Иногда установление целей носило во многом формальный характер, выступало в роли обычных прогнозов. В то же время в ряде стран оно сыграло более серьезную роль. При этом сами целевые ориентиры фиксировались по-разному, либо твердой контрольной цифрой допускаемого роста по одному или сразу по нескольким денежным агрегатам на предстоящий период (как правило, на год), либо «вилкой» («коридором»), показывающей верхний и нижний пределы колебаний. Установление целевых ориентиров и наблюдений за реальной динамикой денежной массы позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях.

Таким образом, антиинфляционная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования. Основная цель заключается в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удерживать сравнительно невысокие темпы роста цен. При этом антиинфляционные методы должны воздействовать, с одной стороны, на устойчивое неравновесие рынков (предложение и спрос), а с другой - на механизм инфляции.

Различают антиинфляционную стратегию, соединяющую цели и методы долговременного характера, и антиинфляционную тактику, нацеленную на результаты в краткосрочном периоде времени.

Антиинфляционная стратегия имеет следующие направления:

стратегия гашения адаптивных ожиданий.

стратегия ограничения денежной массы.

стратегические задачи сокращения бюджетного дефицита и совершенствования налоговой системы.

стратегия сведения к минимуму воздействия на экономику со стороны внешних инфляционных факторов.

Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий связана с изменением психологии потребителя, избавлением от страха перед обесценением сбережений, предотвращением нагнетания текущего спроса. При этом важную роль играет доверие населения к правительству, объявившему политику ограничения прироста денежной массы и начавшему ее проводить. Если обещания правительства выполняются, то срабатывает эффект объявления. Производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно его контролировать.

Стратегия ограничения денежной массы играет главенствующую роль и основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Она осуществляется современной банковской системой. Если за счет денежных ограничений удается стабилизировать темпы роста цен, то начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания, повышается склонность к сбережениям. Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам экономики, и пользоваться им необходимо с осторожностью. В высокомонополизированных хозяйствах, где доминирует государственный сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы может привести не только к стабилизации цен, но и к сокращению объемов производства. Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением экономики, ее демонополизацией, развитием рыночной инфраструктуры.

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решаться двумя путями: увеличением доходов и уменьшением расходов государства. В первом случае важную роль играет совершенствование налоговой системы. Снижение ставок налога на прибыль или применение других схем налогового стимулирования выступают важнейшими факторами активизации инвестиционного процесса. В дальнейшем такие шаги могут привести к увеличению производства и занятости. А это, в свою очередь, увеличит массу доходов, подлежащих налогообложению, и в конечном счете будут возможны рост государственных доходов и сокращение дефицита.

Во втором случае сокращение дефицита государственного бюджета связано с сокращением государственных расходов. Однако это сложный процесс, требующий продолжительного времени. При этом недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета [17].

Главный принцип сокращения бюджетных расходов - это постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Прежде всего, это касается прекращения чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс, уменьшения объемов бюджетных капиталовложений, отмены необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации образования и здравоохранения. Однако все эти меры должны сочетаться с государственным стимулированием научно-технического прогресса, структурной перестройкой экономики и т.д.

Таким образом, государство, организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Осуществляя структурные преобразования, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технологию и технику, например, в Японии, инфляция надежно контролируется и не представляет серьезной угрозы для экономики.

Национальная антиинфляционная стратегия должна свести к минимуму и воздействие на экономику внешних инфляционных факторов.

Антиинфляционная тактика направлена на ослабление инфляции.

Ее методы не устраняют причин инфляции и не воздействуют на ее механизм, но способствуют сокращению разрыва в нарушенной макроэкономической сбалансированности экономики, т. е. за счет тактических мер либо появляется возможность увеличить совокупное предложение без соответствующего увеличения совокупного спроса, либо сниить текущий спрос без соответствующего падения производства.

Краткосрочными резервами роста совокупного предложения являются:

. Государственная поддержка повышения товарности экономики через льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и тому подобных.

. Поддержка формирования новых рынков. В качестве примера может служить рынок информации. Информация как товар обладает уникальным антиинфляционным достоинством [15].

. Разумно организованная приватизация государственной собственности.

Бороться с инфляцией сложно, а проводимая антиинфляционная политика может привести к неоднозначным результатам. Непременным атрибутом экономической политики в условиях инфляции является индексация доходов. Когда индексация включена в трудовые отношения, то с ростом цен автоматически повышается и уровень заработной платы. При индексации пенсий их номинальная величина растет вместе с повышением уровня цен. Это гарантирует пенсионерам защиту от возможных потерь. При индексации кредитов с ростом цен возрастает и сумма, подлежащая возврату. В этом случае кредиторы не понесут потерь при возникновении инфляции, а заемщики не смогут получить от этого прибыль. Однако индексация сложна для осуществления. Между изменением цен и скорректированными выплатами образуется временный лаг, что снижает эффективность данных мер.

Иногда государство прибегает к установлению ориентиров и контролю над заработной платой и ценами. Эти меры могут погасить эффект инфляционных ожиданий. При этом правительство должно убеждать профсоюзы и руководство компаний в том, что оно не намерено допускать дальнейшего развития инфляции через повышение цен. Следовательно, рабочим не нужно добиваться повышения заработной платы, а у фирм не возрастут издержки производства.

3. АНАЛИЗ МЕР ПО БОРЬБЕ С ИНФЛЯЦИЕЙ В РОССИИ

Период с 2000 по 2010 года характеризуется противоположными тенденциями как в отношении экономического положения в стране в целом, так и в отношении инфляционных процессов. С 2000 по 2006 гг. уровень инфляции снизился на 9,6 процентных пункта или в 1,1 раз. В 2006 году впервые в российской истории темп инфляции выражается однозначной цифрой (9%). Однако два последующих года темп инфляции вырос и по итогам 2008 году составил 13,3%, что на 1,4% выше аналогичного показателя за 2007 г. В 2009 году уровень снизился до 8,8%. Следует заметить, что такое понижение анализируемого показателя во многом связано с общемировой экономической конъюнктурой, а не с эффективной антиинфляционной политикой, проводимой в стране.

Инфляция на потребительском рынке является следствием повышения уровня цен производителей, обусловленных инфляцией издержек. Трансформация издержек производства в цены потребителя занимает от 1 месяца до 3 лет в зависимости от вида экономической отрасли. Снижение темпов потребительской инфляции относительно инфляции производителей в российских условиях происходило в период с 2002 по 2006 г.

В январе-сентябре 2010 года продолжалось восстановление российской экономики после глубокого спада, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом. Постепенное оживление мировой экономики и улучшение условий торговли способствовали увеличению российского экспорта и поддержанию роста производства. Сократился чистый отток частного капитала. Возобновился рост потребительской и инвестиционной активности. В январе-июне 2010 года объем ВВП увеличился на 4,2%. Однако в III квартале прирост производства товаров и услуг составил, по оценке, менее 3%, что может привести к более низким, чем ожидалось ранее (4%), темпам роста ВВП в целом за 2010 год. В августе-октябре 2010 года рост цен ускорился. Потребительские цены в августе в годовом выражении возросли на 6,1%, в сентябре - на 7,0%, в октябре - на 7,5%. В значительной мере ускорение инфляции связано с действием краткосрочных факторов, в частности с ускорением роста цен на продовольствие вследствие неблагоприятных погодных условий.

За весь 2011 год инфляция в России составила 6,1% (-2,7%), что является рекордно низким показателем за последние двадцать лет российской истории. Наиболее низкие показатели индексации потребительских цен были в 2009 и 2010 годах - по 8,8% в год [3].

Столь существенное снижение инфляции в 2011 году в первую очередь объясняется хорошим урожаем в текущем году на фоне засушливого лета 2010 года, что привело к серьезному снижению цен на плодоовощную продукцию и крупы. В результате темпы роста цен в целом на продовольствие в 2011 году замедлились более чем в 3 раза по сравнению с 2010 годом, в то время как цены на непродовольственные товары и услуги в 2011 году росли даже более высокими темпами.

Как отмечает Росстат, предварительные данные инфляции в декабре рассчитаны исходя из еженедельных значений мониторинга, которые вычисляются по более узкой корзине товаров и услуг (62 наименования), чем данные за месяц. Окончательно информация об индексе цен за последний месяц уходящего года, полученная на основе ежемесячной регистрации цен по полному перечню товаров и услуг (490 наименований), будут предоставлены 10 января 2012 года.

Согласно официальному прогнозу правительства, инфляция в 2012 год составит 5-6%. Между тем, эксперты прогнозируют, что в 2012 году инфляция несколько вырастет и составит 6,6%, так как столь существенное снижение инфляции в 2011 году объясняется, в том числе хорошим урожаем и последующим удешевлением овощей, круп и фруктов. При этом ожидается, что в начале 2012 года инфляция в годовом выражении продолжит снижаться в связи с переносом индексации основных тарифов на 1 июля, а во II полугодии начнет расти.

Инфляция в России в 2012 году не превысит отметку 6,4. При этом Банк России по-прежнему считает более существенными инфляционные риски, а не риски замедления экономического роста. В связи с этим сейчас не исключаются как дальнейшее повышение ставки, так и сохранение ее неизменной, а переход к инфляционному таргетированию будет завершен к 2015 г. В 2013 г. целевой ориентир по инфляции находится на уровне 5-6%, а на 2014 и 2015 гг. - на уровне 4-5%.

Причинами инфляции в 2012 году являются:

рост нефтегазовых доходов (рост ликвидности на денежном рынке);

"сужение" рынка труда (снижение уровня безработицы приводит к повышению уровня инфляции: по мере того, как спрос продолжает расти и экономика приближается к состоянию полной занятости, запасы ресурсов в отдельных отраслях заканчиваются и цены на них начинают увеличиваться, в том числе растет заработная плата. Инфляция уже возникает, а рынок труда продолжает постепенно сужаться и дает возможность профсоюзам добиваться дальнейшего увеличения оплаты труда. Издержки производства начинают расти, но перекладываются в виде повышения цен на потребителей);

ослабление курса рубля (период май-июнь. Как следствие, удорожания импортируемых товаров в рублевых ценах).

повышение тарифов на услуги естественных монополий с 1 июля 2012 года;

рост цен на продовольственные товары на мировом рынке;

неурожай зерновых и зернобобовых культур в РФ из-за засухи (с начала года зерновые подорожали на 40-50% и из-за неурожая цены прибавят еще 20-30%. Рост оптовых цен на зерновые приведет к удорожанию продуктов питания и окажет негативное влияние на отечественное животноводство, особенно птицеводство и свиноводство).

Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.

Основными мерами, применяемыми в рамках антиинфляционной политики в России являются [1]:

регулирование ставки рефинансирования,

регулирование обязательных резервов,

регулирование цен и тарифов.

Анализ изменения ставки рефинансирования в России в период с 2000 по 2010 гг. (таблица 1) свидетельствует о том, что реального воздействия на уровень инфляции этот инструмент пока не оказывает.

Таблица 1 - Динамика изменения ставки рефинансирования и инфляции в России

Год

Ставка рефинансирования, на конец года (%)

Уровень инфляции (%)

2000

25

20,2

2001

25

18,6

2002

23

15,1

2003

18

12

2004

13

11,7

2005

13

10,9

2006

11

9,0

2007

10

11,9

2008

13

13,3

2009

8,75

8,8

2010

8,25

8,8

2011

8

6,1


С 2000 г. наметилась устойчивая тенденция к понижению ставки рефинансирования. За период с 2000 по февраль 2008 г. данный показатель снизился в 2,5 раза (до 10%). Однако для преодоления инфляционных процессов в начале 2008 г. Банк России начал проводить политику постепенного повышения ставки рефинансирования. В частности, в феврале 2008 г. ставка была повышена на 0,25%, затем повышалась еще 4 раза и к концу года составила 13%. Следует подчеркнуть, что в это время практически во всех промышленных странах происходило сокращение учетных ставок.

Действия властей мотивировались необходимостью остановить отток капитала за рубеж и аргументом о необходимости следования принципу соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Однако, по итогам года инфляция превысила 13%, а повышение ставки сделали недоступными кредиты для реального сектора экономики, что способствовало усугублению кризисных явлений. С апреля 2009 года Банк России начал снижать ставку рефинансирования, доведя ее к концу года до 8,75%. Банк России второй раз с начала 2010 года принял решение снизить ставку рефинансирования. С 29 марта ставка была понижена на 0,25 процентного пункта до 8,25 процента, говорится в официальном пресс-релизе ЦБ. Уровень ставки рефинансирования в России в очередной раз обновил исторический минимум. Предыдущий раз Центробанк снижал ставку 24 февраля 2010 - также на 0,25 процентного пункта. Обычно изменение ставок монетарными властями используется как инструмент влияния на экономику страны. Повышение ставок означает, что ЦБ активно борется с инфляцией, а снижение - что пытается повысить темпы экономического роста. За счет более низких ставок банки могут привлекать средства по более выгодным ценам и, следовательно, снижать ставки по кредитам населению и предприятиям.

Таким образом, в России ставка рефинансирования до сих пор скорее остается экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции. При этом необходимо заметить, что когда Банк России увеличивал ставку рефинансирования в целях борьбы с инфляцией, рост цен непременно превышал ее [6].

Если анализировать антиинфляционную политику России в 2012 году в целом, то следует отметить следующие основные мероприятия:

увеличение тарифов естественных монополий предполагается ограничением уровнем инфляции, за исключением цен на газ;

введение "тарифных каникул": повышение тарифов естественных монополий предусматривается в двух вариантах: а) поэтапно в течение года: с 1 января 2012 года на 5%, с 1 июля 2012 года на 9.5%. При этом среднегодовой рост тарифов в 2012 г. составит 10,2%. б) тарифы планируется индексировать с 1 июля 2012 года на 15%;

снижение ставки страховых взносов с 34% до 30%;

совершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);

повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек);

введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;

кроме того, во второй половине 2012 г. планировался ввод экспортных пошлин на зерно с 1 апреля 2012 года. За январь 2012 года экспорт зерна составил 20 млн.т. при общем потенциале 33 млн.т. (Минэкономразвития могло ввести пошлины, если объем экспорта превысил бы 24-25 млн.т.); Цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ) для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются со скидкой 30% от оптовой цены, сложившейся на 31 декабря 2011 г. в том субъекте РФ, где работают сельскохозяйственные товаропроизводители. При этом цена не должна быть ниже себестоимости ГСМ. Льгота будет действовать до 30 июня 2012 года.

Следует отметить, что значительное снижение инфляции в 2012 году было возможным также и благодаря вступлению России в ВТО. Подписание документов состоялось 16 декабря 2011 года, Государственная дума приняла законопроект "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) от 15 апреля 1994г." 10.07.2012. Снижение инфляции планируется за счет более дешевых импортных товаров (в среднем тариф сократится на 3.5% к 2015г. Сегодня средний тариф составляет 9.5%, в 2013г. он достигнет 7.4%, в 2014г. - 6.9%, в 2015г. - около 6%. Также были приняты меры по привлечению новых технологий, применение которых позволит снизить издержки производства и изъятию нефтегазовых доходов с денежного рынка.

4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

инфляция борьба спрос россия

концентрация потребительского спроса преимущественно у богатой части населения;

низкая покупательная способность семей, чьи душевые доходы остаются ниже официально действующего прожиточного минимума или в его зоне;

высокая доля теневых доходов - скрытая оплата труда составляла в 2006 г. 26,9% общей ее суммы и почти 12% объема ВВП;

сосредоточение инвестиционного спроса преимущественно в сырьевых, добывающих отраслях промышленности, торговли и финансовых видах деятельности при его ограниченности в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и других отраслях реальной экономики.

В 80-90-е годы в развитых странах были выработаны основы современной антиинфляционной политики, который позволяет обуздать рост цен. Применяются две программы - ортодоксальная и гетеродоксная. Ортодоксальная программа предусматривает следующие меры против инфляционного спроса:

уменьшение государственных расходов и дефицита госбюджета; • повышение налогов;

поддержание высоких процентных ставок;

уменьшение государственной собственности за счет приватизации.

Гетеродоксная программа исходит из параллельного действия факторов инфляции спроса и инфляции издержек, предусматривает активное регулирующее воздействие государства:

временное замораживание или сдерживание прироста цен и заработной платы;

либеральная кредитно-денежная политика с установлением низких процентных ставок для поддержки производства;

регулирование цен в отдельных отраслях, имеющих важное экономическое или социальное значение, в частности для поддержания так называемого паритета цен, т.е. рентабельности производства в сельском хозяйстве;

государственное регулирование внешнеэкономической сферы, прежде всего за счет валютной политики.

Особого внимания со стороны государства заслуживает сельское хозяйство. Важной представляется принятая правительством программа по развитию аграрно-промышленного комплекса (АПК). Программа включает три направления: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным жильём молодых специалистов (и их семей) на селе. Проект нацелен на увеличение финансовой поддержки сельского хозяйства, причем не с помощью прямых государственных инвестиций, а на основе чисто рыночных методов - расширения кредитования и субсидирования процентных ставок. Предпочтение отдано развитию наиболее крепких и эффективных хозяйств, которые способны быстро поднять свой технический уровень и увеличить количество товарной продукции. Эта программа - очень важный вклад со стороны государства в решение проблемы продовольствия в стране, имеющий несомненную антиинфляционную направленность.

Главным уроком использования фиксированных обменных курсов в конце XX в. стало понимание того, что такой режим не способен справиться с нестабильностью на денежном и валютном рынках в условиях высокой мобильности капитала. Завышенные обменные курсы, недостаточное доверие экономических агентов к денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике, увеличение объемов внешнего долга способствовали повышению вероятности атак на национальные валюты и возникновению финансовых кризисов в странах, использовавших режим фиксированного обменного курса. Поэтому, по мере того как финансовые рынки стран становятся более открытыми, их уязвимость при использовании режима фиксированного курса увеличивается, в то время как использование плавающего курса становится более оправданным. Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно-кредитной политики, который тем не менее уже сейчас широко распространен в мире. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны использовали режим фиксированного обменного курса. В конце 1990-х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой [4].

Режим таргетирования инфляции подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. Если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий. Особенностью российской экономики является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста цен на сырье укрепление рубля негативно влияет на несырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля все равно ограничены, так как перед ним стоит задача обеспечения стабильности цен, а поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции.

Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний рынок, укрепление рубля может быть выгодно, так как вызывает удешевление импортного оборудования и технологий. Гораздо более серьезной проблемой является отсутствие у ЦБ РФ реальных эффективных инструментов воздействия на инфляцию. В настоящее время влияние на инфляцию оказывается в основном за счет изменения денежной базы при купле-продаже валюты. Но такой инструмент в условиях инфляционного таргетирования не является приемлемым, так как в значительной мере зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. Для эффективного таргетирования инфляции ЦБ РФ должен иметь возможность влиять на ситуацию на денежном рынке через процентные ставки, чему может способствовать как развитие рынка облигаций Банка России, так и постепенное повышение роли процентной политики ЦБ РФ по мере роста реальных процентных ставок в стране. В настоящее время в России начинают формироваться условия, необходимые для успешного перехода к инфляционному таргетированию.

Дальнейшее прогрессивное развитие России не представляется возможным без снижения инфляции, а следовательно, и без грамотной государственной антиинфляционной политики. Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной политики и социальной политики. Эффективная антиинфляционная политика позволит держать под контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе. Для построения такой эффективной антиинфляционной политики при всех существующих трудностях необходимо переходить к политике прямого таргетирования инфляции. Банк России, как и Европейский центральный банк, должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции. Речь идет о полнофункциональном таргетировании инфляции, т.е. четком институциональном обязательстве Банка России по достижению ее целевого ориентира. Главной функцией Банка России должно стать «поддержание стабильности цен». Следует ввести жесткий контроль за соответствием денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механистическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса. Данное положение необходимо закрепить в законодательном порядке, т.е. внести изменения в Закон о Центральном банке Российской Федерации. Основные направления и параметры единой государственной денежно-кредитной политики должны разрабатываться Правительством Российской Федерации и также в законодательном порядке утверждаться как минимум на 3 года. Необходимы изменение акцентов в сложившихся ориентирах денежно-кредитной политики, использование всех ее инструментов для борьбы с инфляцией и создания условий экономического роста [5].

В частности, ставка рефинансирования должна стать эффективным инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. В перспективе этот показатель, так же как в США, Европейском сообществе и многих других странах, должен стать ключевым ориентиром, индикатором и регулятором финансового рынка. Регулирующее влияние на темпы роста инфляции может оказывать политика повышения номинального эффективного курса рубля по отношению к валютам основных торговых партнеров России. Однако следует иметь в виду, что чрезмерное укрепление курса национальной валюты может негативно сказываться на конкурентоспособности экспортных поставок. Около половины инфляционного потенциала зависит от ценового фактора. Назрела необходимость разработки принципов государственной ценовой политики. Серьезное влияние на рост цен оказывают тарифы на услуги естественных монополий. В этой связи представляется целесообразным на правительственном уровне разработать действенные механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий. Требуется и правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги. Необходимо разработать рыночные меры по значительному сокращению количества торговых посредников. Для сдерживания роста инфляции необходимо координировать повышение заработной платы и доходов в корпоративном секторе с учетом динамики производительности труда. Необходимо регулировать налоговыми методами чрезмерный рост денежных доходов в ряде сырьевых отраслей, государственных корпорациях, доходы топ-менеджеров крупных корпораций и финансовых институтов. Для малоимущих слоев населения необходимы специальные программы социальной защиты от инфляции. В том числе в форме индексации заработной платы и других основных доходов пропорционально росту цен, государственного субсидирования цен на товары первой необходимости, введения специальных продовольственных карточек для малоимущих граждан. Формирование и реализация антиинфляционной политики не предоставляется возможной без объективной информационной базы о ценах. Данная база формируется в России Росстатом, являющимся структурным подразделением Минэкономразвития России, ответственного за составление прогнозов инфляции. Подчиненность Росстата создает угрозу для ведомственной коррекции методики расчета и подачи соответствующих данных. Также необходимо создание единого руководства антиинфляционной политикой страны на уровне страны. В настоящее время за инфляцию отвечает ЦБ РФ, программы по инфляции составляет Минэкономразвития России, цены и тарифы разрабатывает Министерство торговли и промышленности, а динамику важнейших элементов стоимости цены определяет Минфин.

Таким образом, в долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную экономическую систему, регулирующую уровень инфляции, и функциональную систему, стимулирующую экономический рост.

Наличие таких систем позволит в режиме саморегуляции решать задачи устойчивого и динамичного развития российской экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инфляция - это долговременное снижение покупательной способности денег. Различают открытую и скрытую или подавленную инфляцию. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая - в усилении товарного дефицита. Открытую форму инфляция принимает в условиях свободных, подвижных цен, скрытую - в условиях жесткого государственного контроля за ними. Инфляция бывает нормальной (3-3,5%), галопирующей (до 200%), гиперинфляцией (свыше 200 %).

Антиинфляционная политика - это меры макроэкономического воздействия государства на рынок производства и рынок потребления с целью минимизации уровня инфляции.

Во-первых, антиинфляционными можно считать только те меры, которые непосредственно нейтрализуют причины инфляции. Нельзя назвать антиинфляционными различные варианты компенсаций и других способов социальной защиты, так как они касаются не причин и механизмов инфляции, а лишь ее последствий.

Во-вторых, бороться можно только с открытой инфляцией, подавленную же победить нельзя. Командование в сфере ценообразования не столько развязывает инфляционные узлы, сколько затягивает их еще туже. Таким образом, единственным методом борьбы с подавленной инфляцией является перевод ее в открытые формы.

Как известно, особенность экономической теории как науки заключается в том, что все закономерности здесь носят вероятностный характер. Не существует точных экономических рецептов, как достичь определенной экономической цели. В конкретной ситуации экономические рецепты видоизменяются тем или иным образом. Такая ситуация связана с огромным количеством действующих в экономике субъектов. Нельзя полностью учесть абсолютно все факторы, влияющие на данный экономический процесс. Сказанное в полной мере можно отнести и к проблеме антиинфляционной политики. Не существует какого-то точного алгоритма действий по ликвидации инфляции, в каждой конкретной ситуации нужен какой-то свой набор мер.

Следует заметить, что полностью искоренить инфляцию практически невозможно, можно лишь удерживать ее темпы в каких-то приемлемых пределах. Ведь чтобы победить инфляцию, понадобилось бы устранить все причины инфляции, целиком разрушить ее механизмы. Трудно, однако, вообразить экономику, в которой всегда поддерживается равновесие бюджета, отсутствуют любые структурные аномалии производства, включая те, что связаны с деятельностью военно-промышленного комплекса, не остается места монополиям. Избавление от инфляции потребовало бы полного прекращения краткосрочного регулирования экономики, в частности, отказа от использования инструментов денежной политики в целях воздействия на процентные ставки, курс акций, инвестиции и производство, без которого, подчеркнем, не обходится сейчас ни одно рыночное хозяйство. И в США, и в Англии, и в других странах продолжают проводить краткосрочную денежную политику, а значит, остаются все инфляционные эффекты.

В современной экономической науке существует два основных направления антиинфляционой политики: дефляционная политика (или "регулирование спроса") и "политика доходов". Дефляционная политика бывает обычно эффективной при инфляции спроса, а "политика доходов" - при инфляции издержек.

Дефляционная политика охватывает методы по ограничению денежного спроса через кредитно-денежный и налоговый механизмы (снижение определенных статей государственных расходов, повышение процента за кредит).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Андрианов В. Инфляция и методы и ее регулирования // Маркетинг. - 2010. - №. 2. - С. 3-13.

.        Аналитический бюллетень / Тенденции российской экономики. Итоги 2011 года. - Минэкономики РФ. - 2012. - 620 с.

.        Аналитический бюллетень / Тенденции российской экономики. Итоги 2010 года. - Минэкономики РФ. - 2011. - 570 с.

.        Греков И.Е. Исторические аспекты и современные тенденции развития теории денежно-кредитной политики // Управление общественными и экономическими системами. - 2009. - № 2. - С. 17-25.

.        Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм реализации // Экономист. - 010. - №3.

.        Кудрин А. Тратить стабфонд - значит разрушать экономику // Коммерсантъ. - 2009. - 30 марта. - С. 1.

.        Лужков Ю. Стабилизационная политика РФ в условиях современной экономики // Весник МГУ. - 2011. - № 7. - С. 212-227.

.        Макроэкономика. Абель Э., Бернанке Б.: 5-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 768 с.

.        Макроэкономика. Агапова Т.А., Серегина С.Ф.: 6-е изд., стереотип. - М.: Дело и Сервис, 2004. - 448 с.

.        Макроэкономика. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. - М.: Инфра-М, 2004. - 190 с.

.        Макроэкономика. Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А.: 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 512 с.

.        Макроэкономика. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

.        Макроэкономика. Галаева Е.В, Корсакова А.А. и др. - М.: ММИЭИФП, 2009, - 267 с.

.        Макроэкономика. Дорнбуш Г., Фишер С. - М.: Инфра-М, 2007. - 784 с.

.        Макроэкономика. Ивашковский С.Н.: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2012. - 472 с.

.        Макроэкономика. Кузнецов Б.Т. - М .: 2011. - 458 с.

.        Макроэкономика. Луссе А.В.: 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с.

.        Макроэкономика. Мэнкью Н.Г.: пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 736 с.

.        Макроэкономика. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.: 6-е изд., испр. и доп. - М .: Высшее образование, 2006. - 654 с.

.        Макроэкономика. Трунин С.Н., Вукович Г.Г. - М.: 2008. - 312 с.

.        Макроэкономика. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. - М.: ЕАОИ, 2008. - 286 с.

.        Орлова Н. Антиинфляционная политика: мифы и реальность // Банковское обозрение. - 2010. - № 7. - С. 71-78.

.        Основы экономической теории. Матвеева Т.Ю., Никулина И.Н.: 2-е изд., испр. - М .: 2005. - 442 с.

.        Основы экономической теории. Принципы, проблемы, политика. Базелер У. и др. - СПб.: Питер, 2011. - 800 с.

.        Пашковский В.С. Особенности инфляционных процессов в России // Деньги и кредит. - 2011. - №10. - С. 49-54.

.        Пинигин В.В. , Вардеванян В.В. Антиинфляционная политика: пути реализации // Весник НИЭИ Минэкономики. - 2010. - №. 14. - С. 380-392.

.        Струков Н.А. Современная теория инфляции и антиинфляционная політика // Весник РУДН. - 2011. - № 12. - С. 112-120.

.        Урюпина А.А. Антиинфляционная политика в России в стратегии модернизации и инновационного развития // Весник МГИМО. - №1(16). - 2011. - С. 151-158

.        Экономика. Под ред. Булатова А.С.: 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2012. - 896 с.

.        Экономика. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. - М.: ИД Форум, Инфра-М, 2011. - 672 с.

.        Экономическая теория. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. - СПб.: 2009. - 480 с.

.        Экономическая теория. Иохин В.Я. - М.: 2006. - 681 с.

.        Экономическая теория. Под ред. Видяпина В.И, Добрынина А.И, и др. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 714 с.

.        Экономическая теория. Под ред. Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В. - М.: Экзамен, 2005. - 592 с.

.        Экономическая теория. Под ред. Давыденко Л.Н. - Минск: Выш. шк., 2007. - 352 с.

.        Экономическая теория. Под ред. Итуэлла Дж., Милгейта М., Ньюмена П. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 944 с.

.        Экономическая теория. Под ред. Николаевой И.П.: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 527 с.

.        Экономическая теория. Сажина М.А., Чибриков Г.Г.: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 672 с.

.        Экономическая теория. Чернецова Н.С., Скворцова В.А., Медушевская И.Е. - М.: Кнорус, 2009. - 264 с.



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!