Институциональные предпосылки экономического роста в России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    188,04 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Институциональные предпосылки экономического роста в России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр дистанционного образования





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Институциональная экономика»

на тему: «Институциональные предпосылки экономического роста в России»

Исполнитель: студент гр. ЮР-12 Нев.

Великанова Э.А.

Екатеринбург - 2015 г.

Содержание

Введение

. Понятие экономического роста

. Экономический рост в российской экономике

. Основные направления модернизации российской экономики и повышение темпов экономического роста

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Экономическая жизнь общества представляет собой, прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Это могут быть как материальные блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт, образование), так и духовные ценности (предметы искусства, наука).

В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наёмных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие его отраслей.

Экономическое развитие общества представляет многофакторный динамический процесс, который рассматривается только за средне- и долгосрочные периоды времени.

Поэтому экономический рост - одна из центральных экономических проблем, стоящих перед всеми странами. По его динамике судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о том, как решаются проблемы ограниченности ресурсов.

Одним из важнейших моментов экономического анализа является то, что наличие факторов экономического роста само по себе, автоматически, еще не обеспечивает рост. Необходима экономическая система, посредством которой осуществляется их эффективное взаимодействие. Поэтому для выявления функциональных зависимостей между факторами производства и темпами экономического роста разрабатываются различные экономико-математические модели. С помощью этих моделей экономисты пытаются выявить существенные зависимости между различными переменными и на их основе составляют варианты развития мировой экономики, оценивают страновые риски, разрабатывают стратегию государственного регулирования рыночных процессов.

Целью этой работы является - изучение институциональных предпосылок экономического роста.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

-       рассмотреть экономический рост в российской экономике;

-       рассмотреть понятие экономического роста;

-       изучить основные направления модернизации российской экономики и повышение темпов экономического роста.

1. Понятие экономического роста

Понятие «экономический рост» достаточно подробно проанализировано в научной литературе. Рассматривая различные подходы к термину «экономический рост», необходимо выделить следующие.

Подход с точки зрения абсолютных количественных экономических показателей, выражающийся, в частности, в изменении:

-       показателя ВВП (иногда ВНП);

-       показателя национального дохода;

-       показателя национального богатства;

-       показателей платежного баланса государства, соотношения его требований и обязательств (величины «чистых активов» государства), величины золотовалютных резервов.

Подход с точки зрения относительных количественных экономических показателей, выражающийся, в частности, в изменении:

-       величины ВВП, приходящейся на душу населения;

-       среднедушевого располагаемого дохода населения;

-       величины потребления, сбережений, инвестиций на душу населения.

Подход с точки зрения качественных показателей, выражающийся, в частности, в изменении:

-       образовательного уровня населения (доли людей с высшим и средним образованием и т. п.). Неоднозначность оценки данного показателя связана с изменениями в уровне подготовки кадров, в различном качестве образования;

-       уровня здоровья населения (показателей смертности, рождаемости и т. п.);

-       отраслевой структуры экономики, доли сельского хозяйства, сырьевых и добывающих отраслей промышленности, высокотехнологичных отраслей. Правда, возникает проблема, насколько «высокотехнологична» та или иная отрасль (в условиях современной НТР некоторые отрасли появляются и исчезают менее чем за десятилетие);

-       уровня инфраструктуры в обществе, степени социальной и политической стабильности, состояния окружающей среды, степени зрелости рыночных институтов, т. е. всего того, что в расширительной трактовке может быть рассмотрено как «институциональные факторы». В какой-то степени изменение данных параметров является изменением параметров такой категории, как «общественное благосостояние».

Встает проблема определения понятия «экономический рост» в рамках нашего издания. С одной стороны, изменение качественных показателей подвержено влиянию внешних факторов (в частности, достижений НТП, миграции населения, рабочей силы, материальных и денежных ресурсов).

С другой стороны, изменение абсолютных количественных показателей очень сильно зависит от экстенсивных факторов, в частности, от притока иностранных инвестиций, мировой конъюнктуры, изменения величины занятого населения и др. Следовательно, необходим подход к измерению темпов экономического роста с точки зрения относительных количественных показателей.

Исходя из вышеизложенного, определим для макроуровня понятие «экономический рост» как увеличение по сравнению с предыдущим периодом величины валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения.

В свою очередь, понятие «валовый внутренний продукт» также не является однозначным. Так, в частности, существует подход в американской литературе, отличающийся от стандартов, принятых ООН в 1993 году и используемых в современных учебниках.

Показатель ВНП можно представить как сумму конечного потребления домашних хозяйств и государственного управления, инвестиций и чистого экспорта (включая сальдо факторных доходов из-за границы), а ВВП - как сумму тех же компонентов при условии, что чистый экспорт рассчитан без учета сальдо факторных доходов. Такая трактовка отличается от системы национальных счетов (СНС) ООН прежде всего тем, что, согласно международным стандартам, чистый экспорт - это всегда чистый экспорт товаров и нефакторных услуг. Добавляя факторные доходы, поступившие из-за границы, к ВВП, американские статистики интерпретируют это как измерение услуг, произведенных резидентами данной страны за рубежом. Поэтому ВНП может рассматриваться как показатель товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны. В СНС ООН проводится четкое различие между факторными и нефакторными услугами, и в расчет ВВП и ВНП включается только производство нефакторных услуг. В то же время факторные доходы, поступившие из-за границы, рассматриваются как платежи за «услуги» факторов производства, предоставленные резидентами данной страны для производства ВВП в других странах.

Таким образом, увеличение размера реального ВВП, приходящегося на душу населения, является для нас количественным показателем, характеризующим темпы экономического роста. При этом закономерен вопрос, является ли этот показатель всеохватывающим и достаточным для объяснения цели, к которой стремится экономика данной страны. Очевидно, что простое изменение показателей физического производства, без учета структуры, направленности на удовлетворение потребностей населения и на сохранение и воспроизводство невозобновляемых ресурсов, не является в современных условиях отсутствия возможностей для экстенсивного роста достаточно четким ориентиром для целей общества.

Не смотря на огромную значимость экономического роста, этот процесс имеет свои плюсы и минусы (рис.1.).



Рис. 1 Последствия экономического роста

В литературе часто дискутируются вопрос о том, какие темпы выгоднее. Сравнительная характеристика возможных вариантов темпов экономического роста показана в таблице 1.

Таблица 1. Темпы экономического роста

Темпы

Общая характеристика

Высокие темпы

Имеют положительное значение при сбалансированном развитии всех секторов экономики и обеспечении высокого жизненного уровня населения

Нулевые темпы

Имеют положительный характер при снижении материалоемкости и капиталоемкости производства, а также в результате структурной перестройки экономики

Отрицательные темпы

Свидетельствуют о кризисе национальной экономики

Оптимальные темпы

Не бывают ни слишком высокими, ни слишком низкими. Они должны быть такими, чтобы обеспечить макроэкономическое равновесие


Страна, обеспечивающая экономический рост, развивается тем успешнее, чем выше его темпы и качество. Вместе с тем количественные параметры экономического роста нельзя рассматривать как самоцель. Это средство достижения разнообразных целей, которые государство ставит между собой. При этом в качестве конечной цели экономического роста всегда провозглашается повышение благосостояния населения.

Показатель «темпы экономического роста» позволяет выяснить, что происходит с национальной экономикой в определенный исторический момент. В период с 1980 по 1995 гг. самые высокие темпы имели «новые индустриальные страны» - Тайвань, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Китай.

При этом необходимо различать два значения этого показателя:

-       абсолютный - прирост в денежном объеме;

-       относительный - в процентах.

Например, в 1990 году темпы роста ВНП Тайланда составили 9,9 %, США - 0,9 %, то есть относительный прирост в 10 раз меньше. Абсолютное увеличение ВНП Тайланда составило 8 млрд. долл., США - 55 млрд. долл., то есть в 8 раз больше.

-       изменению старого социально-экономического порядка предшествует кризис в функционировании старой структуры. В поле взаимодействий происходят процессы трансформации старых структур, формальных и неформальных правил, легитимных действий, а затем в процессе формирования новой структуры происходит внешнее оформление пределов легитимных действий, нового социально-экономического порядка:

-       изменение институтов сопровождается изменением социально-экономических статусов и социально-экономических позиций;

-       при трансформации прежних институтов происходит деформация и преобразование сети соответствующих социально-экономических, политических отношений и практик; впоследствии формируются сети новых предпочтений и практик, которые затем оформляются в институты;

-       изменение институтов связано с изменением определенных схем восприятия, мышления, габитуса, действий субъектов социально-экономических перемен.

Следует отметить, что познание механизмов институциональных изменений предоставляет возможность в дальнейшем исследовать систему движущих сил трансформации экономических систем, разработать на этой основе систему экономических мотивов, стимулов, присущих именно национальной модели экономики и, таким образом, создать механизмы ее эффективного функционирования и развития.

2. Экономический рост в Российской экономике


Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов, под которым понимают степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др.

Эксперты Организации Объединённых Наций(ООН) считают, что уровень жизни характеризует особый показатель - индекс развития человека, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средняя продолжительности жизни и уровень образования.

Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией, характеризуемой совокупностью реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

Проблемы изучения уровня жизни населения актуальны для всех стран, независимо от уровня социально-экономического развития общества, тем более они актуальны для межстрановых сопоставлений.

В условиях существенного технологического и экономического отставания России от передовых стран мира, перед ней встает задача «догоняющего развития».

Специфика сложившейся в России ситуации заключается в двояком, противоречивом характере действия многих внутренних факторов народнохозяйственной динамики: они могут рассматриваться как предпосылки экономического роста, но одновременно заключают в себе негативный характер. С этой точки зрения можно рассмотреть накопленное национальное богатство, составляющее 5-10% общемирового. Сохраняющийся ресурс богатства - несомненный плюс с точки зрения экономического роста. Однако это и тяжелый груз, требующий крупных вложений для поддерживания и воспроизводства соответствующих активов.

В числе угроз экономического роста - ухудшение демографической ситуации.

За последнее десятилетие Россия превратилась в страну с одним из наиболее высоких уровней ВВП на душу населения среди динамично развивающихся стран (рост ВВП на душу населения по ППС), что предопределяет относительно высокие издержки на труд.

Рис.2. Индекс промышленного производства


Рис.3. Динамика ВВП

В то же время по уровню институционального развития и качеству деловой среды Россия не только не демонстрировала прогресса, но и заметно ухудшила свое положение как за счет абсолютного ухудшения некоторых показателей, так и за счет недостаточного динамизма в улучшении других показателей по сравнению с другими развивающимися странами. Так, в рейтинге оценки условий ведения бизнеса (Doing Business) Россия в те же годы опустилась на 26 позиций (с 97 на 123 место).

Таким образом, по уровню «богатства» Россия обогнала развивающиеся страны с наиболее комфортным деловым и инвестиционным климатом (Малайзия, Мексика, Турция, ЮАР), в то время как по качеству деловой среды сравнялась с наиболее «бедными» (Индия, Индонезия). Эта разнонаправленная динамика и создает «ножницы конкурентоспособности» российской экономики. В отличие от низкодоходных стран, издержки плохого делового климата не могут быть компенсированы экономией затрат на трудовые ресурсы.

Более подробный анализ составляющих индекса показывает, что у России есть значительные преимущества, реализовать которые ей мешают колоссальные провалы на определенных направлениях. Из всех слагаемых конкурентоспособности ИГК макроэкономическая стабильность и масштабный внутренний рынок являются главными сильными сторонами России. К нейтрально-позитивным показателям можно отнести начальное и высшее образование, развитость и инфраструктуры, эффективность рынка труда, а также инновационный потенциал. Традиционными «провалами» конкурентоспособности остаются слабость институтов, низкая эффективность товарного рынка, низкая эффективность и уровень развития финансового рынка, а также продвинутость (sophistication) бизнеса.

Положение дел в этих сферах указывает на наличие серьезных диспропорций. Так, например, исключительно низкий показатель эффективности товарного рынка (123 место из 139 стран в 2010 г.) может рассматриваться в качестве аргумента тех, кто считает курс рубля фундаментально завышенным. Показатели развития финансового рынка (125 место) также, видимо, отражают серьезные структурные проблемы. Масштаб разрыва между средними показателем России (63 место) и показателем эффективности институтов (118) указывает на кризис модели социального развития.

Выделим следующие изменения, произошедшие в институциональной структуре российской экономики:

-       отказ государства от непосредственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов;

-       резкое снижение уровня и сужение сферы государственной зашиты правомочий собственности и принуждения к исполнению контрактов;

-       существенная регионализация правил хозяйствования;

-       возникновение институциональных разрывов между смежными институтами, правилами игры и контроля, институциональными уровнями.

В рамках первого речь идет именно об отказе от попыток диктовать производителям и продавцам параметры производства и обмена. Это изменение можно оценивать как позитивное, снимающее некоторые барьеры на пути обменов, т.е. повышающее эффективность использования ресурсов.

Второе институциональное изменение, напротив, существенно сузило потенциальные границы обменов. Ведь государство - это организация, имеющая конкурентные преимущества при осуществлении легального насилия, а зашита прав собственности и контрактов - деятельность, сводящаяся в конечном счете к насилию или его угрозе. Поскольку спецификация правомочий собственности является непременным условием всякого обмена, неисполнение данной функции государством понуждает исполнять ее прежде всего самому собственнику, который практически неизбежно затрачивает на это большее количество ресурсов. Данный процесс не только сузил границы обменов, но и стал основным барьером на пути превращения сбережений в инвестиции.

Третий из отмеченных моментов - регионализация правил хозяйствования, сам по себе негативно сказывающийся на расширении обменов, отягощен в российских условиях дополнительной особенностью - персонификацией разрешительно-запретительной практики местных властей.

В целом, можно выделить следующие фундаментальные факторы, оказывающие принципиальное влияние на конкурентоспособность российской экономики и определяющие базовые условия при выборе модели экономического роста:

-       демография. Современный экономический рост не знает прецедентов устойчивого и длительного его поддержания без роста населения. Это не означает принципиальной невозможности такого феномена, однако эта проблема не должна игнорироваться и требует серьезного обсуждения. Россия, трудовые ресурсы которой в ближайшие десятилетия будут сокращаться, не сможет поддерживать темпы роста выше 4% в среднем за год, и это при условии 5% ежегодного роста производительности труда, достигнутого в прошлом десятилетии, что тоже сложная задача. Более вероятны темпы не более 3,0-3,5% до 2050 года;

-       относительно высокая стоимость рабочей силы. Россия не является страной с дешевой рабочей силой, и, соответственно, будет проигрывать развивающимся странам в сфере массового промышленного производства, но в то же время Россия является страной с не модернизированной экономикой, а потому не может конкурировать с развитыми странами в их нишах. Эта проблема в том числе определяет высокую потребность в трудовой миграции, что позволило бы сдерживать негативные тенденции в этой сфере;

-       относительно высокое качество человеческого капитала и инфраструктуры. Речь идет о сравнении по этим параметрам с другими развивающимися странами; однако реализация этих преимуществ потребует серьезных институциональных изменений. Институциональная неразвитость подавляет позитивный потенциал этих факторов, что отражается, например, в масштабной «утечке мозгов», а также в высокой инфляции в строительстве, тормозящей инвестиции в инфраструктуру;

-       низкое качество институтов. Масштаб проблемы превращает ее в проблему ключевую. Вместе с тем, именно здесь заключен наиболее очевидный ресурс повышения конкурентоспособности экономики. На данном этапе проблема обостряется в связи с переоценкой инвесторами возможностей макроэкономического регулирования. Если раньше макроэкономическая стабильность выглядела фактором, отчасти компенсирующим институциональные провалы, то теперь это взгляд меняется. Позиции России в конкуренции за инвестиции еще более ослабевают.

Недостаток инвестиций обусловлен тем, что предприниматели считают соотношение «инвестиционный климат и риск / возможная доходность» недостаточно привлекательным.

-       наличие сырьевых ресурсов. Этот фактор является безусловным преимуществом, однако способен оказывать серьезное негативное воздействие, задавая диспропорции в макроэкономике и финансах, а также рентоориентированную модель социального развития. Соотношение позитивного и негативного вклада фактора ресурсов в потенциал развития, по мнению многих экономистов, также напрямую связан с уровнем развития институтов.

Для российской экономической системы характерны также институциональные разрывы, вызванные тем, что не обеспечена связка между смежными правилами, а новые и существующие институты некомплементарны. Институциональные разрывы могут возникать стихийно, но это не означает, что в их появлении нет никакой логики, пусть даже такая логика и противоречит требованиям экономической эффективности. Разрывы нередко становятся прямым следствием институциональных реформ.

3. Основные направления модернизации Российской экономики и повышение темпов экономического роста

экономический рост доход платежный

В конце CC века мировая экономика вступила в постиндустриальную стадию развития. Эта радикальная трансформация была обусловлена существенным повышением значения инноваций, новых знаний и информации. Интеллектуализация экономической среды, инновационное предпринимательство, овладение информационными потоками выступают в качестве основы существования высокоэффективной и конкурентоспособной рыночной экономики.

Как следствие этого процесса в мировом хозяйстве за последние десятилетия резко возросла доля сферы услуг. Уже сегодня сфера услуг в наиболее развитых странах составляет до 80 % ВВП, а в России - 57%. Расширение сферы услуг, сопряжённой со сферой духовных и интеллектуальных благ, в свою очередь стимулирует развитие информационной техники и технологии, средств связи, которые всё более объединяют людей и не требуют больших вещественных затрат. Информацию и знания, как её упорядоченную форму, сегодня производят, используют и реализуют подобно любому другому продукту, в результате чего формируется единая мировая информационно-коммуникативная система.

Россия приступила к реализации крупномасштабного проекта модернизации. Общий вектор развития определен как переход от экспортно-сырьевой составляющей экономического роста к инновационно-ориентированной фазе развития.

Перед страной, как и перед всем миром, стоят новые вызовы. Этим и определяется необходимость модернизации экономики, включая инновационное развитие, обеспечение энергоэффективности. Нельзя забывать, что суть и направления модернизации определяются ее конечной целью, которой, при всей важности экономического роста, технического совершенства и конкурентоспособности, является улучшение условий жизни каждого человека уже сегодня и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений. Эта задача обычно определяется как обеспечение устойчивого развития.

Обеспечение экономического роста сегодня связано с ростом загрязнения и деградации среды, исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы, изменением климата, что ведет к ухудшению здоровья человека и ограничивает возможности дальнейшего развития. Это означает, что решение крайне важной задачи повышения благосостояния населения не обеспечивает необходимого качества жизни. Все это и определяет суть модернизации как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды (экологической безопасности, которая становится определяющей для экономического роста и самого существования человека).

Экономический рост в России обеспечат совместно стратегические инновации и сырьевые ресурсы, преобразованные в высоко конкурентоспособные продукт конечного потребления на внутреннем и мировом рынках. Реализации эффективной стратегии диверсификации требует коренной модернизации технологической, институциональной, кадровой, организационно-управленческой базы российского хозяйства.

Без тесной интеграции России в мировом рыночном хозяйстве эти задачи не решить; необходимо усиление эквивалентного обмена на мировом рынке российскими и мировыми научно-техническими и интеллектуальными достижениями.

В реальной экономической жизни необходимо решать проблемы диверсификации в рамках как инновационных видов экономической деятельности, так и внутри сырьевого сектора. Важно определить приоритеты развития инновационной и сырьевой составляющей хозяйства как по стране в целом, так, и что особенно важно, по регионам и субъектам Российской Федерации, отличающимся большой спецификой сочетаний этих ресурсов развития.

Все отрасли экономики, в том числе сырьевого сектора, потенциально инновационные. Мировой опыт показывает, что происходит реальная интеграция инновационных процессов в классические сырьевые отрасли и их преобразование в цепочки от добычи природного сырья до производства высокотехнологичной продукции, имеющей спрос на внутреннем и мировом рынках. Одна из главных задач - реализовать новейшие высокотехнологичные разработки в сырьевом секторе, на основе которых возможна более глубокая переработка первичного сырья. По мере экономического роста и развития внутреннего спроса на российском рынке потребуется все больше сырья, топлива и энергии, поэтому экономически целесообразно постепенно ограничивать экспорт невозобновляемых минеральных ресурсов по мере расширения экспорта инновационной продукции, которой сейчас чрезвычайно мало.

Российская экономика за последние годы показала достаточно высокие темпы роста, что вывело ее в первую десятку экономик мира по размеру ВВП. Однако многие аспекты развития РФ свидетельствуют о недостаточных сдвигах в качественных параметрах экономического роста. Стране, по-прежнему, угрожает энерго-сырьевой крен в специализации хозяйства и превращение России в глобального поставщика топлива, сырья, высококвалифицированных специалистов (человеческого капитала). Модернизация экономики РФ невозможна без её диверсификации, глубоких структурных сдвигов в сторону наукоемких отраслей и производств и, в первую очередь, в обрабатывающей промышленности, где вес наукоемких отраслей значительно ниже, чем в промышленности США. Китайский опыт свидетельствует о решающей роли государства в модернизации отсталой экономики. Очевидно, и диверсификация экономики России, российская модернизация не сможет обойтись без активной роли государства. Активизация роли государства в экономике затрудняется растущей бюрократизацией и коррупцией, но это уже не чисто экономический вопрос. Тем не менее, без государственной поддержки практически невозможно реструктурировать сельское хозяйство, машиностроение, ИК-технологии и перевести экономику на инновационный путь развития для повышения конкурентоспособности в XXI веке.

Не соответствует задачам экономического роста и современная модель корпоративного управления, поскольку она формировалась в период адаптации хозяйства к новым, рыночным условиям воспроизводства. Для перехода от экспортно-сырьевого к инновационному вектору развития необходимо принципиальное разделение функций собственности и управления, консолидация и повышение эффективности финансовой системы. Государственное содействие формированию и развитию крупных диверсифицированных компаний, успешно решающих проблемы инвестирования, реализации крупных проектов и создания глобальных цепочек создания стоимости, требует усиления взаимодействия с бизнесом в вопросах совершенствования корпоративного управления.

Основное направление модернизации научно-инновационной сферы может состоять в сочетании прямой государственной поддержки научных организаций и исследовательских коллективов с мерами, направленными на создание общих благоприятных условий, поощряющих инновационную деятельность. В условиях, когда многие инфраструктурные объекты и финансовые институты уже созданы, целесообразно повысить эффективность их работы за счет гармонизации целей и задач, а также совершенствования нормативно-правовой базы их деятельности. Существенное значение для дальнейшей диверсификации хозяйства имеет система государственно-частного партнерства и государственного регулирования деятельности частных компаний, которая должна основываться на принципах, защищающих интересы, как инвесторов, так и потребителей. Решающим фактором здесь является разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения всех сторон - государства, бизнеса и общества, в первую очередь в отношениях собственности.

 

Заключение


Экономический рост связан, прежде всего, с ростом выпуска продукции в экономике за определенный период времени. Такой рост обуславливается некоторым набором факторов (факторы экономического роста).

Соотношение между темпами роста ВНП и количественно-качественными изменениями факторов производства может быть различным в зависимости от того, какими средствами обеспечивается расширенное воспроизводство национальной экономики: экстенсивными или интенсивными.

Если экономический рост обусловлен увеличением используемых в процессе производства ресурсов, то он имеет интенсивный характер. Если экономический рост обусловлен увеличением эффективности использования ресурсов, качественными преобразованиями производительных сил общества, то он имеет интенсивный тип. При экстенсивном росте происходит тиражирование существующего способа производства и вовлечение в экономику все большего количества факторов производства.

В зависимости от факторов экономического роста строятся модели экономического роста. В экономической литературе имеется множество различных моделей по оценке влияния экзогенных и эндогенных переменных на экономический рост страны.

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить.

Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности(уровень, порог бедности).

Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень её национальной черты бедности. Так, в настоящее время Всемирный банк установил следующие черты бедности: для развивающихся стран - 1 доллар США на человека в день; для Восточной Европы и СНГ - 4 доллара США; для промышленно развитых стран с рыночной экономикой - 14, 4 долларов.

Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьёзную проблему и для нашей страны. Главное условие её решения - экономический рост.

В силу множества природно-климатических, исторических, политических и социально-экономических причин в России сохраняется преимущественно экстенсивный недифференцированный тип экономического роста.

Формирование стратегии устойчивого экономического развития России и её регионов возможно только на основе объединения усилий всех уровней государственной власти и местного самоуправления, предпринимательских и научных кругов при наличии соответствующей правовой базы и методического обеспечения.

Список использованной литературы

1. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики: Учебное пособие / О.Т. Богомолов. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2009

. Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. М.: АСТ, 2007.

. Дагаев А.А. Новые модели экономического роста с эндогенным технологическим прогрессом // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 6. С. 40-51

. Институциональная экономика: Учеб. пос. / Н.В. Манохина, В.А. Русановский и др.; Под ред. д-ра юрид. наук, проф Н.В. Манохиной - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 с.

. Кузнецова Н.П. Экономический рост: история и современность. СПб.: Сентябрь, 2007

. Модернизация российской экономики: структурный потенциал / Отв. ред. -Н.И. Иванова, науч. рук. - Ю.В. Куренков. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 228 с.

. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2006

. Россия: особенности институционального развития / Р.М. Нуреев. - М.: НОРМА, 2009. - 448 с.

. Солоу Р. Перспективы теории роста // МЭ и МО. 1996. № 8.

. Шкуропат А.В., Терский М.В. Мировая экономика. - Владивосток, 2007

. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

. Ясин Е.Г. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Вопросы экономики. 2002. № 5. С. 4-12.

. http://rosfincom.ru

. http://info.minfin.ru

. http://www.economy.gov.ru

. http://www.rushydro.ru

Похожие работы на - Институциональные предпосылки экономического роста в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!