обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частей технологического процесса;
сохранение потребительских свойств товаров и их доведение до покупателей с наименьшими совокупными затратами;
высокая культура обслуживания [2, c. 368].
Торгово-технологический процесс в магазине должен основываться на следующих принципах:
создание максимальных удобств для покупателей;
достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;
создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина [3, c. 501].
Технологические операции магазина включают разгрузку, транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, продажу.
Все технологические операции магазина условно можно подразделить на основные и вспомогательные.
К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей, отбор, взвешивание, отмеривание, расчет за товары и так далее.
Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, размещение и выкладку товаров в торговом зале, организацию хранения и сдачу тары [1, c. 34].
Существует еще один тип классификации всех торгово-технологических процессов в магазине. Таким образом, торгово-технологический процесс можно разделить на три основные части:
операции с товарами до их предложения покупателям;
операции непосредственного обслуживания покупателей;
дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:
разгрузку транспортных средств;
доставку товаров в зону приемки;
приемку товаров по количеству и качеству;
доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);
хранение товаров;
подготовку товаров к продаже;
перемещение товаров в торговый зал;
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
встреча покупателей;
предложение товаров;
отбор товаров покупателями;
расчет за отобранные товары;
оказание покупателям дополнительных услуг.
На этой стадии торгово-технологического процесса между покупателями и персоналом возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому в магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и так далее.
Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Она направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и так далее) [3, c. 501].
1.2 Основные торгово-технологические процессы в магазине
Приемка товаров является одной из важнейших операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Приемка товаров по количеству и качеству должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 года №1290 «Об утверждении положения о приемке товаров по количеству и качеству.
Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует приостановить. Необходимо обеспечить сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар.
В процессе приемки товаров по качеству работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям.
Затем товары принятые по количеству и качеству перемещают в зону хранения для создания необходимого размера товарного запаса. Принятые товары помещают в специально приспособленные для хранения помещения.
Товары хранятся в кладовых и непосредственно в торговом зале. Товары, поступающие в таре-оборудовании, могут поступать из мест приемки непосредственно в торговый зал для размещения их на местах продажи. Задачами торговых работников по организации процесса хранения являются:
обеспечение количественной и качественной сохранности товаров с наименьшими потерями;
создание оптимальных условий для быстрого и четкого выполнения торгово-технологических процессов;
эффективное использование площади хранения и емкости торгово-технологического оборудования.
Технология хранения предполагает использование оптимальных способов укладки товаров с позиций эффективного использования отведенных площадей и торгово-технологического оборудования, создания удобств в работе с товарами и контроля за их состоянием и перемещением, предохранения от повреждений.
При определении способа укладки учитывают следующие основные факторы:
свойства товара;
количество товаров, подлежащих хранению [3, c. 214].
В торговый зал магазина товары должны поступать полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям. Характер и объем этих операций определяются свойствами товара, степенью его готовности к продаже, методами продажи товаров. Операции по подготовке товаров к продаже подразделяются на общие и специальные.
К общим для всех товаров подготовительным операциям относят: распаковку, сортировку, проверку правильности маркировки, придание товарного вида (облагораживание), перемещение в торговый зал, к местам размещения товаров.
Специальные операции по подготовке товаров к продаже осуществляются с товарами, требующими особых способов и приемов сборки и монтажа, накатки тканей, фасовки и так далее. Они характерны только для отдельных товаров [4, c. 245].
Подготовленный к продаже товар доставляется в торговый зал и размещается в соответствии с разработанной карто-схемой, в которой учитывается все многообразие факторов, влияющих на удобство осуществления покупок, и чисто коммерческих факторов, которые способствуют увеличению продаж [5, c. 124].