Управление структурным подразделением на предприятии ЗАО 'Стройдепо'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    114,44 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление структурным подразделением на предприятии ЗАО 'Стройдепо'

Оглавление

Введение

Глава 1. Описание деятельности предприятия

1.1 Общие сведения о предприятии торговли. Государственная регистрация предприятия

Глава 2. Управление структурным подразделением организации на предприятии

.1 Организационная структура управления. Уровни управления предприятием

.2 Внутренняя и внешняя среда предприятия

.3 Коммуникации, стили управления руководителей

.4 Планирование работы подразделения

.5 Контроль на предприятии. Мотивация

.6 Управленческое и деловое общение. Управленческие решения

.7 Особенности менеджмента в торговле

Глава 3. Оценка эффективности деятельности подразделения

.1 Общие сведения об экономическом состоянии предприятия «СТРОЙДЕПО»

.2 Оформление учетной - отчетной документации

Заключение

Список литературы

Введение

Любое современное предприятие, производящее продукцию, торгующее или предоставляющее услуги - сложная система, включающая в себя основные фонды, сырье, материалы, финансовые и трудовые ресурсы. Эти составляющие производственной системы должны использоваться с максимальной эффективностью. Обеспечивает ее эффективное функционирование аппарат управления.

Актуальность данной темы заключается в том, что руководители необходимы организации, ведь организации и их подразделения добиваются успеха не сами по себе, а под управлением менеджеров. Каждый менеджер должен сделать сегодня свой выбор: либо занять место в авангарде революции и сделать свою организацию отличной от других, либо отдать предпочтение "обозу". Они исполняют различные роли: роль в межличностных отношениях, роль носителя информации и роль принимающего решения. На уровне межличностных отношений руководители осуществляют функцию номинального главы, являются лидерами и налаживают связи, как в самой организации, так и за ее пределами.

В качестве носителя информации руководители контролируют и распространяют информацию, иногда выступая в роли представителей организации. Для роли принимающего решения руководитель должен обладать предприимчивостью в той мере, в которой это необходимо для инициации преобразований, способностью принимать и исполнять решения относительно производственных проблем, распределения ресурсов и ведения переговоров в самой организации и за ее пределами. Руководитель подразделения обычно классифицируется как менеджер среднего звена. Его позиция находится на промежуточных уровнях властной пирамиды, поскольку он несет ответственность за деятельность важнейших бизнес - единиц, подразделений и отделов организации.

Среднее звено управления иногда именуют «Золотой серединой» организации, поскольку оно ответственно за реализацию принятых высшим руководством задач. Это обязывает менеджера среднего звена поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности коллегами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты, осуществлять реструктуризацию подразделения. Другими словами от руководителя подразделения требуется использование комплекса концептуальных, человеческих и технических навыков.

Цель курсовой работы: исследование управления в структурном подразделением на предприятии ЗАО «СТРОЙДЕПО».

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- Описать деятельность предприятия;

Изучить и описать организационную структуру подразделения;

Изучить внутреннюю и внешнюю среду предприятия и составить SWOT-анализ.;

Определить стили управления руководителей;

- Рассмотреть миссию предприятия

Провести анализ и оценку работы исполнителей;

Оценить принятие решений в подразделении;

Составить план успешного решения задач менеджмента данного предприятия;

Описать перечень необходимых документов для ведения и анализа экономических показателей деятельности подразделения организации.

Описать порядок оформления табеля учета рабочего времени и методику расчета заработной платы.

1. Описание деятельности предприятия

.1 Общие сведения о предприятии торговли. Государственная регистрация предприятия

«СТРОЙДЕПО» - это российская федеральная розничная сеть гипермаркетов строительных и отделочных материалов.

Гипермаркеты «СТРОЙДЕПО» - это магазины в формате DIY (Do It Yourself - «сделай сам»), где под одной крышей на площади около 5500 м2 представлены более 12 000 наименований товаров для стройки, ремонта и сада. Базовые принципы работы компании - всегда низкие цены и товар всегда в наличии.

СТРОЙДЕПО предлагает специальные условия профессиональным строителям - персональное обслуживание, гибкую систему скидок, льготные расценки на доставку, колеровку и другие услуги. С момента создания Компании в марте 2006 года было успешно открыто 14 гипермаркетов в различных регионах России. В городах: Ижевск, Тамбов, Тула, Старый Оскол, Кострома, Калуга, Ногинск, Киров, Владимир, Белгород, Смоленск, Саранск и Челябинск. За это время покупателями гипермаркетов «СТРОЙДЕПО» стали более 9 миллионов человек.

В данной курсовой работе рассматривается ЗАО «СТРОЙДЕПО» находящиеся в г. Челябинск, Троицкий тракт, 76-Б. Центральный офис ЗАО «СТРОЙДЕПО» находиться в Московская область, г. Видное, Белокаменное шоссе, 20. Отдел стройка. Режим работы: 8:00 - 22:00 каждый день, весь год, без выходных. Сотрудники работают 5 дней в неделю по 8 часов. В «СТРОЙДЕПО» предусмотрено 3 графика работы:

С 800 до 1700 - С 1000 до 1900 - С 1300 до 2200

Во время работы предусмотрен получасовой перерыв на обед, и один получасовой перерыв по усмотрению руководителя отдела. Товарооборот составляет около 2млн. руб. в день. В магазине способ продажи - самообслуживфание.

Для государственной регистрации ЗАО необходимы следующие документы:

. Паспортные данные Генерального директора и Главного бухгалтера (либо ксерокопии паспортов);

. Сведения о количестве и номинале акций, принадлежащих учредителям;

. Сведения о форме уставного капитала (деньги или имущество);

. Перечень основных видов деятельности;

. Сведения о банке, в котором предполагается открыть расчетный счет;

. Заявление о государственной регистрации юридических лиц;

. Документы учредителей (Нотариально заверенные копии Свидетельства о государственной регистрации и Свидетельства о постановке на учет в ИМНС по г. Москве (для организаций, зарегистрированных до 01.07.2002г. копию Свидетельства о внесении в Единый реестр юридических лиц зарегистрированных до 01.07.02г.), копии письма о присвоении кодов ОКВЭД, Устава, Учредительного договора (если есть), Протокола о создании;

.Название организации.

2. Управление структурным подразделением организации на предприятии

.1 Организационная структура управления. Уровни управления предприятием

На предприятии, чтобы осуществлять управление им, существует система руководителей разных уровней. Они назначаются для всех подразделений и обеспечивают как горизонтальные связи на одном уровне, так и вертикальные - от руководителя низших звеньев к генеральному директору.

Руководители младшего, низового звена, работают непосредственно с исполнителями. Их задачей является организация, обеспечение и контроль за выполнением производственных задач и планов, использованием сырья и эксплуатацией оборудования. Это самая многочисленная часть аппарата управления. Управленцы среднего звена служат посредниками между высшим руководством и руководителями низового уровня.

Самый высокий уровень управления представляет последнее звено, в обязанность представителей которого входит принятие важнейших решений, от которых зависит деятельность компании, предприятия. Именно они и несут ответственность за эту деятельность. Принимаемые ими решения, через управленцев среднего и низшего звена доводятся до непосредственных исполнителей.

Такая организационная и управленческая структура характерна для любого предприятия, в котором существуют подразделения и отделы. Она позволяет управлять предприятием и всем его руководящим звеньям обеспечивать этот процесс за счет планирования, организации, мотивации и контроля.

На предприятии «СТРОЙДЕПО» - линейно-функциональная структура управления. Её можно рассмотреть на рисунке 1.

Линейно-функциональная - структура управления, в которой сочетаются как линейные, так и функциональные принципы организации между производственными управленческими элементами системы.

Интересно, что линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные звенья - консультировать помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, планов.

Линейно-функциональная структура управления основана на шахтном принципе в соответствии, с которым на каждую из функций - линейную или штабную формируется иерархия служб пронизывающая сверху до низу всю организацию. Линейно-функциональная структура управления - структура органов управления, состоящая из:

линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;

обслуживающих функциональных подразделений.

При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения.

Преимущества линейной структуры:

·   четкая система взаимных связей функций и подразделений;

·        четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

·        ясно выраженная ответственность;

·        быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной структуры:

·   отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;

·        тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

·        малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

·        критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;

·        тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;

·        большое число "этажей управления" между работниками, реализующими продукцию, и лицом, принимающим решение;

·        перегрузка управленцев верхнего уровня;

·        повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

На предприятии «СТРОЙДЕПО» четырёх уровневая система управления:

·   Директор

·        Руководители на уровне заместителя директора

·        Руководители на уровне глав отделов

·        Руководители на уровне старших продавцов

Руководители низшего уровня (товаровед, старший продавец, продавец оптового отдела, координатор, помощник старшего кассира), работают непосредственно с исполнителями. Их главная задача - контроль за работниками в магазине и решение частных вопросов появляющихся в организации.

В пример частного случая возникшего в организации можно привести следующую ситуацию. Покупатель вернул товар. Старший продавец обязан оценить качество товара и принять решение о, согласии либо не согласии, организации о приёме возвращенного товара.

Управленцы на уровне глав отделов служат посредниками между высшим руководством и руководителями низового уровня. В их обязанности входит:

·    ведение документации;

·              анализ регионального рынка товаров в направлении "Строительные материалы";

·              управление и анализ продаж отдела (оборот‚ средний чек и т.д.);

·              работа с поставщиками (заказ товара‚ возврат товара);

·              управление персоналом отдела: подбор‚ обучение, постановка и контроль исполнения задач, организация обучения персонала по ассортименту отдела.

В обязанности, руководителей уровня заместителя директора, входит:

·    Проводить проверку полноты документов;

·    Осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью компании;

·    Руководит разработкой мер по ресурсосбережению и комплексному использованию материальных ресурсов, материалов, улучшению экономических показателей и формированию системы экономических индикаторов работы компании, укреплению финансовой дисциплины, предупреждению образования и ликвидации сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, а также перерасхода материальных ресурсов

·              Обеспечивать своевременное составление сметно-финансовых и других документов, расчетов, установленной отчетности о выполнении планов.

·              Контролировать соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований противопожарной безопасности.

·              Обеспечивать доведение до сведения работников и исполнение ими распоряжений и приказов директора.

·              Информирует директора об имеющихся недостатках в работе предприятия и принимаемых мерах по их ликвидации.

В магазине «СТРОЙДЕПО» работа выполняемая сотрудниками, соответствует должностным инструкциям.

Рис.1 Организационная структура  на предприятии «СТРОЙДЕПО»

.2 Внутренняя и внешняя среда предприятия

Внешняя среда-это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешняя среда предприятия «СТРОЙДЕПО» состоит из:

·   Покупателей. Состав основных покупателей составляет преимущественно: мужчины среднего и выше среднего достатка, строители, прорабы и люди, делающие ремонт.

·        Конкурентов. Основным конкурентом у предприятия «СТРОЙДЕПО» является строительный рынок Челси. Он состоит из множества малых фирм торгующих стройматериалами, таких как: СатурнСтройМаркет, Керамик-центр, Торговый дом Сантехника 74 и др. Строительный рынок Челси находиться в Челябинске, по адресу Троицкий тракт 21.

·        Поставщиков:

o ООО «ТехноНИКОЛЬ». Является крупнейшим в России и СНГоператором строительного рынка, мы понимаем свою ответственность и придерживаемсястрогих принципов в работе. Поставляют такой товар как: Технолайт, Роклайт, Техноблок, Технофас, Стекловата, Экструзионный пенополистирол ТехноНиколь.

o   ООО "УРСА Евразия". URSA - дочернее предприятие испанского концерна URALITA, входящего в тройку лидеров строительного рынка Европы.Данная компания предоставляет следующую продукцию: Пенополистирол УРСА XPS, Звукоизоляция УРСА М, утеплитель URSA GLASSWOOL.

o ООО «Прораб», созданное в 2005 г., является на сегодняшний день динамично развивающейся компанией по продаже собственного электроинструмента PRORAB. ООО «Прораб» является частью холдингаA-class group, в который также входят компании «Асс-2», «Исал» и «Монолит». Данная компания предоставляет: бетономешалки, компрессоры, тачки.

·   Посредники. Посредником является Агентство Алика Якубовича. Сфера деятельности компании: разработка сайтов различной степени сложности, корпоративный и товарный брендинг, создание презентаций и графический дизайн во всех его проявлениях.

Внутренняя среда организации - совокупность встроенных элементов, которые определяют способность и степень интеграции организации во внешнюю среду. Внутреннюю среду можно рассматривать как в статичном состоянии, выделяя состав элементов и культуру, так и в динамике, изучая процессы, протекающие под действием ряда факторов.

Во внутреннюю среду предприятия «СТРОЙДЕПО» входят:

·   Философия. Философия компания состоит из 7 простых убеждений:

1. Встречай, разговаривай, радуй клиента:

o   Это наша корпоративная культура

. Любая проблема решаема:

o   У нас нет проблем, у нас есть решения

. Контакт:

o   Работа в тесном контакте с коллективом и покупателями

o   Я не один, мы - команда

. Простота:

o   Думай просто и экономно

. Искренность:

o   Я говорю то, что делаю и делаю то, что говорю

o   Я делаю все, чтобы оправдать ожидания компании

. Эффективность:

o   Я управляю магазином как своим собственным

o   Каждый сотрудник участвует в принятии коммерческих решений

o   Мой успех - успех компании... Успех компании - мой успех

. Мотивация:

o   Профессиональное развитие для каждого сотрудника

o   Оценка работы по результатам месяца

·   Принципы. В магазине «СТРОЙДЕПО» существует 3 основных принципа:

Принцип №1:Низкие цены каждый день! Наша ценовая политика проста: предлагать лучшую цену в регионе. За счет большого товарооборота СТРОЙДЕПО получает от Поставщиков продукции лучшие цены. А значит, имеет возможность предлагать лучшие цены своим Покупателям.

Принцип №2:Постоянное наличие большого складского запаса. При необходимости производится быстрая поставка продукции «под заказ». Это позволяет нам всегда удовлетворять запросы как индивидуального, так и оптового покупателя.

Принцип №3:Все для удобства Покупателя. Покупатель все может купить в одном месте и по лучшей цене - сэкономить свое время и деньги.

·        Люди. Преимущественно состав работников магазина «СТРОЙДЕПО» состоит из жителей города Челябинска, но так же есть сотрудники из Коркино и Копейска. Атмосфера в коллективе дружественная, тёплая. Работники из разных отделов всегда готовы помочь друг другу при необходимости.

Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. SWOT-анализ-метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок.

В данной работе матрица SWOT-анализа магазина «СТРОЙДЕПО» представлена в таблице 3, которая состоит из таблицы 1 (Определение сильных и слабых сторон магазина «СТРОЙДЕПО») и таблицы 2 (Определение рыночных возможностей и угроз).

Таблица 1 Определение сильных и слабых сторон магазина «СТРОЙДЕПО»

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

Организация

· Высокий уровень квалификации у руководящего состава. · Высокий уровень взаимодействия между отделами

· Низкий уровень заинтересованности у рядовых сотрудников · Высокая текучесть кадров.

Производство

· Наличие редкого встречающегося товара · Невысокая себестоимость продукции · Преимущественно низкая цена на товары

· Присутствуют товары низкого качества

Финансы

· Высокая прибыльность предприятия · Высокая скорость товарооборота

· Большие затраты

Маркетинг

· В наличие множество известных марок · Закладывается хорошая репутация

· Низкое качество обслуживания · На некоторые виды товаров небольшой ассортимент


Таблица 2 Определение рыночных возможностей и угроз

Параметры оценки

Возможности

Угрозы

Факторы спроса


· Спрос имеет преимущественно сезонный характер

Факторы конкуренции


· Существует множество других подобных магазинов

Факторы сбыта

· Низкое количество посредников


Научно-технические факторы

· Появление новых видов товаров. Например: буквально 20 лет назад на российском рынке не было такого вида товара как OSB-плиты, на данный момент он появились и пользуются постоянным спросом


Социально-культурные факторы

· В России, жители зачастую проводят ремонт своими силами. Многие имеют собственные дома, сады в которых необходим периодический ремонт



Таблица 3 Матрица SWOT-анализа


Возможности

Угрозы

Сильные стороны

·  Занять лидирующие позиции на рынке России, выйти на рынок стран СНГ, за счёт высококвалифицированного управленческого звена · Искать новые технические достижения · Попытаться как можно больше привлечь оптовых покупателей

· Удержать покупателей от перехода к конкурентам повысив качество обслуживания  · В сезоны с низким уровнем продаж снижать затраты магазина (отправлять персонал в отпуска зимой)

Слабые стороны

· Возможность привлечения конкурентами наших оптовых покупателей · Сложность в реализации на рынке нового вида продукции

· Возможность появления конкурента с аналогичной продукцией но по более низким ценам


2.3 Коммуникации, стили управления руководителей

В ходе работы магазина «СТРОЙДЕПО» появляется необходимость информирования сотрудников, по тем или иным вопросам. Используются различные способы.

Пятиминутки. Проводиться 2 раза в сутки, утром, за 10 минут до начала работы магазина, и вечером, 10 минут после окончания работы магазина. На них рассматривают различные, возникающие в ходе работы, вопросы: задачи которые не успели решить за предыдущий день, новые акции, изменение цен. Так же на данных пятиминутках проводиться опрос сотрудников магазина есть ли у работников какие-нибудь предложение или жалобы, как относятся покупатели к магазину и другие.

Вызов необходимого работника через громкую сеть. Возникает в случае возникновения вопросов по тем или иным проблемам которые может решить работник в данном отделе.

Телефонная сеть. В каждом отделе есть телефон для связи руководителей. Так же его используют для информирования покупателей по тем или иным вопросам.

Собрание. Проводиться 1 раз каждый месяц. На нём информируют всех сотрудников о нововведениях и всех вопросах с последующими решениями.

В магазине «СТРОЙДЕПО» весьма эффективная система коммуникаций. Все вопросы, возникающие в ходе работы, решаются в короткие сроки.

Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.

Коммуникационные сети могут быть одноуровневыми, обеспечивающими горизонтальное взаимодействие, и многоуровневыми, посредством которых осуществляются вертикальные контакты.

Рассмотрим более обстоятельно основные виды коммуникационных сетей, их достоинства и недостатки, помня, однако, что речь идет лишь об их принципиальных схемах.

Сеть типа «змея» (цепь).

Рис.2 Сеть типа «змея»

Она характеризуется тем, что субъекты на концах цепи, которых она объединяет, находятся в тупиках, а субъекты в середине не только выполняют роль посредника коммуникаций, но и могут их контролировать.

На практике как самостоятельная такая структура существует редко; чаще она является элементом более сложных образований, в которых служит инструментом неформальных коммуникаций субъектов одного уровня.

В магазине «СТРОЙДЕПО» можно рассмотреть пример данной сети. При формировании товара на отправку, помощник старшего продавца формирует необходимые документы на отправку и отдаёт их координатору. Координатор решает, какому водителю требуется доставить товар и отдаёт документы водителю. После доставки водитель сообщает о выполнении заказа координатору.

Сеть типа «звезда».

Рис.3 Сеть типа «звезда»

Такая сеть позволяет, например, субъекту А оперативно направлять не связанным друг с другом субъектам Б, В, Г необходимые распоряжения, регулировать, координировать и контролировать их действия. Здесь легко поддерживать порядок, поскольку в коммуникациях отсутствуют посредники и неформальные каналы, часто создающие различного рода «возмущения».

В магазине «СТРОЙДЕПО» можно рассмотреть пример данной сети. В ходе работы магазина появляется необходимость выставлять товар. Старший продавец определяет кто из продавцов должен выставить товар, а кто должен продолжать заниматься продажами.

Сеть типа «шпора».

Рис.4 Сеть типа «шпора»

Играя вторые роли, субъект (посредник) на деле имеет огромную власть, так как контролирует взаимодействие всех субъектов и может незаметно навязывать волю центру.

В магазине «СТРОЙДЕПО» можно рассмотреть пример данной сети. В ходе работы руководитель отдела даёт задания, по отделу. В обязанности старшего продавца входит определение продавцов на эти задания.

В данной курсовой работе исследовались 3 руководителя по стилям управления.

Стиль управления - это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата. Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности. В этом как раз и проявляется стиль руководства.

Существует 3 стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный. Их особенности можно рассмотреть в таблице 4.

Авторитарный стиль управления - совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.

Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, ее трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения. К отрицательным качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он способствует снижению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, ведет к текучести кадров.

Демократический стиль управления - совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных. Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных.

Демократический стиль - наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными. Этот стиль в максимальной степени сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику четко сформулировать его личные цели, установить эффективную коммуникацию между руководителем и подчиненным. К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных условиях можно резко снизить эффективность управления.

Либеральный стиль управления - совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение. Руководитель, предпочитающий Либеральный стиль, предоставляет подчиненным практически полную свободу.

Этот стиль рассчитан на руководителей, которые хорошо ориентируются в ситуации и умеют распознавать уровни зрелости сотрудников, передавая им только те обязанности, с которыми они могут справиться. Речь о данном стиле управления может идти только в том случае, если это высокоэффективные коллективы и если те, кому передается право самостоятельного решения проблемы, являются специалистами высокого класса.

Таблица 4 Стили управления руководителей магазина «СТРОЙДЕПО»

Функции управления

Азат Муратов. Руководитель приёмкиъ, %

Наталья Вебер. Старший продавец отдела стройка, %

Михаил Кузнецов. Руководитель отдела стройка, %


А

Д

Л

А

Д

Л

А

Д

Л

Принятие решения

85

15

0

25

45

30

50

25

25

Доведение решений до подчиненных

90

5

5

35

50

15

15

20

65

Использование стимулов и мотивации

80

15

5

30

60

10

50

20

30

Осуществление контроля

80

5

15

27

58

15

20

10

70

Отношение к повышению квалификации

100

0

0

45

50

5

20

15

65

ИТОГ:

88

8

4

32.4

52.6

15

31

18

51

Где: А - Авторитарный; Д - Демократический; Л - Либеральный.

По данным таблицы можно сделать следующие выводы:

Азата Муратова, руководителя приёмки, можно охарактеризовать преимущественно как авторитарного руководителя. Сотрудники его отдела под его руководством выполняют свои обязанности качественно и в короткие сроки только под его наблюдением, при его отсутствии работа затормаживается. Так же зачастую его решения бывают недостаточно объективны.

Наталью Вебер, старшего продавца отдела стройка, можно охарактеризовать преимущественно как демократического руководителя. В ходе работа Наталья зачастую советуется с продавцами и принимает решение на основе данных советов. Это позволяет решениям быть более своевременными и объективными, но порой мешает принять жёсткие меры по решению какой либо проблемы.

Михаила Кузнецова, руководителя отдела стройка, можно охарактеризовать преимущественно как либерального руководителя. Данный руководитель принимает свои решения преимущественно самостоятельно, но оставляет распределение заданий на усмотрение работников. Это приводит к зачастую неравноправному распределению обязанностей.

.4 Планирование работы подразделения

Миссия (англ. mission)- основная цель организации, смысл ее существования. Миссия- одно из основополагающих понятий стратегического управления.

Миссия у магазина «СТРОЙДЕПО» является её философией и состоит из 7 простых убеждений, см. пункт 2.2.

Стратегические цели представляют собой результаты, которых стремится достичь компания в перспективе. Цели могут быть поставлены перед компанией в целом, перед ее структурными подразделениями, перед конкретными исполнителями. Цели в отличие от целевых установок отличаются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесением со стратегией, а также иметь привязку ко времени.

Тактические цели разрабатываются, чтобы способствовать выполнению стратегических целей и реализации конкретной части корпоративной стратегии. Тактические цели обычно имеют более короткий горизонт, чем стратегические - на следующий год или около того. Понятие тактики восходит к военному искусству. В коммерческих организациях тактические цели определяют, что должны делать крупные отделения и структурные единицы, чтобы был реализован организационный стратегический план.

В организации «СТРОЙДЕПО» следующие стратегические цели:

·   Компания заинтересована в развитии и открытии новых магазинов в городах с населением от 200 до 800 тысяч жителей Центрального, Южного, Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов.

·        Компания планирует занять лидирующие позиции во многих регионах своего присутствия.

·        Поиск и установление долгосрочных связей с оптовыми покупателями

В организации «СТРОЙДЕПО» следующие тактические цели:

·   Рассмотрение как проектируемых объектов, так и объектов на финальной стадии строительства, либо изучение эксплуатируемых зданий, для дальнейшего создания нового гипермаркета.

·        Поиск новых поставщиков с дальнейшим долгосрочным сотрудничеством.

В ходе работы гипермаркета «СТРОЙДЕПО» план согласно установленными целями, задачами и функциями подразделения и должностными инструкциями работников, выполняется. План на отдел обычно состоит в определении ассортимента, руководством отдела, и продажами продавцов.

Таблица 5 План работы отдела стройка на месяц магазина «СТРОЙДЕПО»

Мероприятия

Дата

Сроки

Исполнитель

Отметка о выполнении

Приём товара

01.09

1000- 1500

Вебер Н. Пекарев И.


Подготовка товара к продаже

01.09

1500 - 1700

Пекарев И.


Выставка товара

01.09

1500 - 2000

Стас А. Мурашкина Ю.


Уборка отдела

02.09

800 -1000

Вебер Н. Ивановская А. Пекарев И. Мурашкина Ю. Стас А. Сидоров Д. Семёнов М.


Обучающий семинар (по новой акции)

02.09

1000 - 1100

Кузнецов М.



02.09

1100 - 1200



Выставка плакатов и изменение ценников по новой акции

3.09

800-1200

Сидоров Д.


Бенчмаркинг (сравнение цен с лучшими)

3.09

1300-1700

Ивановская А. Семёнов М. Вебер Н.


Проверка соответствия ценников

4.09

800 - 1500

Муратов Ч. Левон О.


Увеличение товарооборота путём опроса покупателей

5.09

1000- 1700

Стас А. Пекарев И. Мурашкина Ю. Семёнов М. Муратов Ч. Левон О.

7.09

800 -1000

Вебер Н. Ивановская А. Кузнецов М.. Сидоров Д. Семёнов М.


Проверка соответствия ценников

10.09

800 - 1500

Мурашкина Ю. Семёнов М.


Приём товара

12.09

1000- 1500

Вебер Н. Пекарев И


Выставка товара

12.09

1500 - 2000

Стас А. Мурашкина Ю


Обучающий семинар (по новому товару)

13.09

1000 - 1100

Медведев М.


Уборка отдела

14.09

800 -1000

Стас А. Пекарев И. Левон О. Мурашкина Ю. Семёнов М. Муратов Ч.


Ежемесячное собрание всего магазина

15.09

800- 900

Вебер Н. Стас А. Ивановская А. Пекарев И. Мурашкина Ю. Сидоров Д. Семёнов М. Муратов Ч. Левон О.


Проверка соответствия ценников

16.09

800 - 1500

Сидоров Д. Кузнецов М.


Бенчмаркинг (сравнение цен с лучшими)

20.09

1300-1700

Муратов Ч. Левон О. Медведев М.


Уборка отдела

21.09

800 -1000

Муратов Ч. Левон О. Вебер Н. Медведев М. Ивановская А.


Приём товара

25.09

1000- 1500

Вебер Н. Медведев М


Выставка товара

25.09

1500 - 2000

Медведев М Ивановская А.


Проверка соответствия ценников

27.09

800 - 1500

Семёнов М. Муратов Ч.


Подведение итогов работы отдела за месяц

30.09

800- 900

Кузнецов М.


 

В ходе работы гипермаркета «СТРОЙДЕПО» план согласно установленными целями, задачами и функциями подразделения и должностными инструкциями работников, выполняется.


.5 Контроль на предприятии. Мотивация

Контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых не всегда правильно понимается людьми. Слово “контроль” как и слово “власть” вызывает чаще всего отрицательные эмоции, так как воспринимается, прежде всего, как ограничение, принуждение. И, действительно, контроль как функция, которую выполняет менеджер, состоит в обеспечении подчинения кому-то или чему-то. С помощью контроля устанавливаются ограничения, благодаря которым исключается возможность действий, наносящих вред организации. Однако, это лишь один из аспектов контроля.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

По методам контроль подразделяется на 3 вида: фактический контроль, документальный контроль и оценочный контроль.

Фактический контроль - контроль, который состоит в установлении реального состояния объекта контроля. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта, письменного объяснения и т.д.

Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации.

Оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе сопоставлении с эталоном.

В ходе работы гипермаркета «СТРОЙДЕПО» приёмка товара происходит по качеству и по количеству. Приёмка товаров в магазине происходит в несколько этапов:

этап. Когда приходит товар, руководитель отдела приёмки, либо товаровед, смотрит товаросопроводительные документы: товарную накладную, счёт фактуру, и сертификат либо декларацию о соответствии.

этап. Приёмка товара по количеству. Приёмка товара происходит путём пересчёта количества мест (место - коробка, в которой перевозится товар), товарных единиц. Товар выгружается на склад. В некоторых случаях, если товар поступил без упаковки, и сложно перевозим, товар выгружают сразу же в торговый зал, при этом сразу же оценивается качество товара (например, поликарбонат размерами 2х6 м.).

этап. Приёмка товара по качеству. Происходит путём осмотра товара.

этап. Составление акта о приёме товара.

В приёмке товара помимо руководителя отдела приёмки, товароведа и приёмщиков обязательно участвует заведующий сменой либо лицо заменяющее его. На приёмку по качеству обычно приглашаются продавцы отделов, для того что бы более полно и быстро проверить товар и для дальнейшего выставления товара в торговый зал. Если товар не соответствует заявленному качеству, то товар списывают и в дальнейшем возвращают производителю.

С точки зрений инструкций о приёме товара есть некоторые отклонения.

·   Инструкция гласит, что по результатам первого этапа приемки предусматриваются составление акта, однако такой акт носит промежуточный характер. Он фиксирует результаты первого этапа, поэтому в ходе приёмки товара обычно не составляют акт по первому этапу приемки, а оформляют его по итогам приемки в целом, хотя это не согласуется с инструкциями.

·        Согласно инструкции п-7 если заявленный товар не соответствует заявленному качеству, то должны вызываться представители поставщика и составляется экспертная комиссия. Этого не происходит связи с тем что данный аспект указывается в договоре поставки

Мотивация труда - это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

Методы мотивации можно классифицировать на:

) Экономические (прямые) - повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия; оплата обучения и др.;

) Экономические (непрямые) - предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии;

) Неденежные - повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.

В предприятии «СТРОЙДЕПО» преимущественно используют экономические (прямые) и неденежные методы мотивации такие как: премии, гибкие рабочие графики выхода на работу, публичная благодарность, отгулы.

В данной работе мной была составлена программа мотивации сотрудников. Проанализировав деятельность предприятия «СТРОЙДЕПО», была выявлена проблема: высокая текучесть кадров. Проблема вызвана неэффективной мотивационной политикой на предприятии, а именно: низким уровнем заработной платы, слабо разработанной системой компенсации тяжелых условий труда, слабо развитой системой продвижения по карьерной лестнице.

Предлагаемая мотивационная политика включает следующие мероприятия:

. Ввести систему тарифной сетки, систему разрядов. Система содержит следующую мотивацию: чем выше опыт работы в компании и показатели производительности труда сотрудника, тем выше разряд и тарифная ставка.

. Развить систему нематериального поощрения: доска почета, путевки в санатории, ценные подарки, вывешивание портрета наиболее отличившихся сотрудников на доску почета.

. Проводить мероприятия, дающие возможность самовыражения сотрудников: участие в разработке программ, конструирование новых идей (анкетирование, дающее возможность участия в управлении организацией).

.6 Управленческое и деловое общение. Управленческие решения

Деловое (управленческое) общение - это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия.

Деловое общение осуществляется различными способами, формами общения:

. Деловая беседа, представленная в виде совместного обсуждения коллективом рабочих процессов, определение путей решения возникающих вопросов. Однако деловая беседа не является той формой общения, когда, как итог, необходимо вынесение решения. Для этого существует следующая форма делового общения - это деловые переговоры.

. Деловые переговоры, основной задачей которых является определение решения и его принятие. Деловые переговоры в всегда имеют четкую направленность общения, итог которого это подписание документов. Как следствие, здесь не обойтись без такой формы делового общения, как спор. Когда происходит столкновение интересов, твердое отстаивание своих позиций участниками переговоров, возникает спор. Протекает в организации он путем обсуждения разногласий, дискуссий.

. Деловое совещание это процесс открытого обсуждения коллективом, или его частью, служебных вопросов. Во время делового совещания приобщают сотрудников к процессу принятия решений. Как продолжение этой формы делового общения, в организации имеет место и такая его форма, как публичное выступление.

. Публичное выступление представлено изложением определенной информации одним человеком для круга лиц, аудитории. Здесь соблюдаются все нормы и правила при построении и прочтении своего выступления. Выступающий должен обладать ораторским искусством, что быть понятым и принятым коллективом.

. Деловая переписка. Она относится к косвенному, не прямому, деловому общению. Это форма передачи деловой информации посредством составления письма. Сюда относятся все письменные приказы, запросы, уведомления о чем-либо, отправляемые из других или вышестоящих организаций. В свою очередь, организация отправляет вышестоящим организациям свои сообщения. Рассматривая переписку, как одну из форм делового общения, сюда можно отнести дипломатические, коммерческие письма, частное официальное письмо. Для деловой переписки существуют свои определенные требования, свой этикет их написания.

Различные формы делового общения используются для: повышения производительности труда и своевременному решению возникающих вопросов.

В гипермаркете «СТРОЙДЕПО» используют некоторые формы делового общения:

·   Деловая беседа (в ходе проведения утренних и вечерних пятиминуток)

·        Публичное выступление (происходит во время собрания когда появилась какая либо новая информация, например новая акция, и руководству необходимо донести её продавцам)

·        Деловая переписка (происходит между филиалами организации в ходе появления новых задач у руководства организации)

Управленческое решение - творческое, волевое действиесубъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании. Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели.

Методы принятия управленческих решений - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.

Существует несколько подходов к определению методов принятия управленческих решений. Один из них определяет следующие методы:

·   Интуитивные решения - выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правилен;

·        Решения, основанные на суждениях (т.е. на основе знаний и опытов);

·        Рациональные решения (на основе аналитического процесса).

Второй подход определяет следующие методы:

·   Неформальные (эвристические);

·        Коллективные (мозговая атака);

·        Количественные (как правило, с помощью ЭВМ).

Индивидуальные стили принятия решений:

·   Решение уравновешенного типа - принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемыми гипотезами и проверками;

·        Импульсивное решение - авторы этих решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить и уточнить;

·        Инертное решение - становится результатом осторожного поиска;

·        Рискованное решение отличается от импульсивного решения тем, что авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез;

·        Решение осторожного типа характеризуются тщательностью оценки менеджером своих вариантов.

В ходе работы предприятия «СТРОЙДЕПО» постоянно возникают различные вопросы, на которые необходимо принять управленческие решения. Например:

В гипермаркете «СТРОЙДЕПО» в 12 часов выключили электричество. Руководством «СТРОЙДЕПО» было принято решение, о продолжении работы гипермаркета, до тех пора пока работает резервный генератор (около 30 минут). После того как перестал работать резервный генератор, магазин временно приостановил свою деятельность, но сотрудников не отпустили. Руководство приняло решение о проведении внеплановой уборки. В 16 часов электричество включили и гипермаркет «СТРОЙДЕПО» продолжил работу.

Принято решение было эффективно потому-то: не смотря на импульсивность решения, оно не сорвало работу магазина и в данной ситуации принесло максимальную пользу. Руководство не стало устраивать внеплановый выходной и магазин выполнил те задачи которые должны были выполнить в дальнейшем. Конечно же магазин понёс некоторые убытки, но если бы сотрудников отпустили магазин в тот день совсем не принёс бы прибыли.

.7 Особенности менеджмента в торговле

Термин «менеджмент» имеет несколько значений, рассмотрим некоторые из них:

) Менеджмент понимается каквид трудовой деятельности. Управление - это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления - это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

) Менеджментом называют сампроцесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства - компьютеры, программные продукты, интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

) Менеджмент - этоорган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.

С точки зрения торговли менеджмент имеет свои особенности. В частности, менеджмент в торговле использует обширный арсенал методов производственного менеджмента, инновационного менеджмента, менеджмента персонала, финансового менеджмента и некоторых других видов функционального менеджмента, возможных к применению на предприятиях торговли.

Важной особенностью менеджмента в торговле является комплексный характер формирования всех управленческих решений, связанных с различными сторонами деятельности торгового предприятия. Все эти управленческие решения теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечную эффективность хозяйственной деятельности торгового предприятия. Так, отдельное управленческое решение, направленное на совершенствование организации или технологии торгового процесса, каким бы прогрессивным оно не казалось с позиций инновационного менеджмента, может быть не эффективным с учетом специфики условий экономической деятельности предприятия и вызвать негативные последствия для его финансового состояния. Например, внедрение продукции с новыми свойствами. В случае если не объяснять продавцам значение данной продукции, то продавцы не смогут, как-либо объяснить значение данного продукта, и на данную продукцию не будет никакого спроса. В конечном счете, организация понесёт убытки. Поэтому менеджмент в торговле рассматривается как комплексная система действий, состоящей из разработки взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в конечную результативность хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Даже наиболее эффективные управленческие решения, разработанные и реализованные на конкретном торговом предприятии, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь - с изменением конъюнктуры потребительского рынка. Кроме того меняются во времени и внутренние условия функционирования торгового предприятия, особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому торговому менеджменту должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации труда и управления, финансового состояния и других параметров функционирования торгового предприятия. Например, в ходе формирования ассортимента магазина, нельзя использовать одинаковые показатели различных регионов. И на тот товар который пользуется огромной популярностью в Краснодарском крае, не будет оценён в районах крайнего севера.

В частности, среди особенностей менеджмента в торговле можно рассмотреть следующую ситуацию. В гипермаркете «СТРОЙДЕПО» особенностью менеджмента можно принять графики работы продавцов. В многих других предприятиях стандартный график работы например с 9 утра и до 6, вечера включая час на обед, и два стандартных выходных суббота и воскресенье. В гипермаркете «СТРОЙДЕПО» предусмотрено 3 графика работы: с 800 до 1700, с 1000 до 1900 и с 1300 до 2200, и выходные ставятся обычно посреди недели. Это связанно с тем что, магазин работает с восьми утра и до десяти часов вечера, и у данного предприятия нет выходных, и стандартный график работы подходящий для многих других предприятий не подходит для данного магазина.

Задачами менеджмента в торговле являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива.

В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации торгового процесса, включая управление коммерцией и развитие технико-технологической базы.

Исходя из этого, важнейшей задачей менеджмента является организация услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. С этой точки зрения к задачам менеджмента в торговле гипермаркета «СТРОЙДЕПО» можно отнести:

. Переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

. Стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

. Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

. Разработка стратегии развития организации и реализация;

. Определение конкретных целей развития организации;

. Постоянный поиск и освоение новых рынков;

. Выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

. Осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

экономический управление мотивация

3. Оценка эффективности деятельности подразделения

.1 Общие сведения об экономическом состоянии предприятия «СТРОЙДЕПО»

В современных экономических условиях одной из приоритетных задач развития оптово - розничных предприятий является повышение эффективности их торгово-хозяйственной деятельности. Для ее решения требуется обоснование и внедрение управленческих решений, основанных на выявлении резервов совершенствования коммерческой деятельности. В качестве инструмента, регулирующего данные процессы и отношения, выступает объективная и адекватная существующим условиям оценка хозяйственной деятельности предприятия. Анализ хозяйственной деятельности и учет являются двумя важнейшими управленческими функциями коммерческих предприятий. На основе анализа хозяйственной деятельности за прошлый плановый (бюджетный) период менеджерами высшего и среднего звена управления производится корректировка хозяйственной политики и разработка стратегии развития на новый бюджетный период. При этом информационной базой анализа хозяйственной деятельности служит система оперативного и финансового учета на предприятии.

Товарооборот характеризует процесс движения товаров через акты купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков: товара как объекта продажи и продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

К показателям, которые характеризуют товарооборот предприятия «СТРОЙДЕПО», относятся:

·   объем товарооборота в стоимостном выражении по текущим ценам;

·        объем товарооборота в стоимостном выражении по сравнительным ценам;

·        ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб., проценты);

·        однодневный объем товарооборота (руб.);

·        объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;

·        объем товарооборота на общей площади, в том числе торговой площади;

·        время обращения товаров; скорость товарооборота.

Товарооборот торгового предприятия «СТРОЙДЕПО» можно рассматривать: как результат деятельности предприятия торговли, его экономический эффект; как показатель товарного потребления населения (в социально-экономическом аспекте).

Показатели товарооборота имеют количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота - объем реализации в денежном выражении, качественная - это структура товарооборота. Структура товарооборота - это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

На предприятие «СТРОЙДЕПО» товарооборот выражается в сумме денежной выручки за проданные товары, на основании чего можно говорить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.

Динамика розничного товарооборота отображает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

Розничный товарооборот определяется по ценам фактической реализации на момент отпуска товаров покупателю, независимо от времени уплаты денег.

Кроме дохода от продажи товаров, «СТРОЙДЕПО» получает доходы и из других источников, в частности, от посреднической деятельности и от других видов деятельности.

Валовой доход - показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени.

Валовой доход представляет собой часть стоимости товаров, продукции и услуг, созданной в торговле и используемой для возмещения издержек и образования прибыли.

В составе валового дохода выделяется чистая продукция - это вновь созданная стоимость, состоящая из заработной платы, отчислений на социальные нужды (единый социальный налог), прибыли.

Валовой доход от реализации создается за счет торговых надбавок, являющихся особым структурным элементом цены товара и отражающих долю предприятий в ее формировании. Чем богаче общество, тем выше требования к качеству торгового обслуживания, а соответственно выше доля торговых надбавок в цене товара.

Издержки обращения- это расходы (затраты), связанные с процессом доведения товаров от производителя до потребителя, выраженные в стоимостной (денежной) форме.

Они планируются, учитываются и показываются в отчетности как в абсолютных суммах, т.е. в тыс.руб., так и в относительных величинах, т.е. в процентах ктоварообороту.

Уровень издержек обращения- это отношение суммы издержек обращения к величине товарооборота, выраженное в процентах. Этот показатель характеризует качество работыторговой организации. Чем лучше работает торговая организация, тем ниже уровень ее издержек обращения, и наоборот.

Основные задачи анализа издержек обращения:

·   проверка обоснованности сметы издержек обращения;

·        проверка выполнения плана по издержкам обращения и определение отклонений от плана;

·        определение влияния отдельных факторов на сумму и уровень издержек обращения;

·        выявление резервов снижения издержек обращения и разработка мероприятий по мобилизации, т. е. использованию этих резервов.

По отношению к изменению объема товарооборота издержки обращения подразделяются на две группы:

.        Переменные издержки, величина которых зависит от изменения объема товарооборота;

.        Условно-постоянные издержки, практически не зависящие от изменения величины товарооборота.

К переменным издержкам обращения относятся следующие их виды: транспортные расходы, сдельная заработная плата, расходы по операциям с тарой, проценты за пользование кредитами и займами и другие.

Условно-постоянные издержки обращения включают в себя: расходы на аренду и содержание зданий, амортизацию основных фондов, расходы на их ремонт, повременную заработную плату, внутрихозяйственные отчисления и др.).

В совокупности переменные и условно-постоянные издержки составляют общие издержки обращения. Существует также понятие предельных издержек. Предельными издержками обращения называются дополнительные или добавочные издержки, связанные с реализацией еще одной единицы товара. Понятие предельных издержек имеет стратегическое значение; здесь определяется величина тех издержек обращения, которую необходимо контролировать. Иначе говоря, предельные издержки отражают те издержки, которые придется осуществить торгового предприятию при реализации последней единицы товара, и одновременно они отражают те издержки, которые могут быть «сэкономлены» в случае сокращения объема продаж на эту последнюю единицу товара.

Для принятия окончательного решения о целесообразности дальнейшего увеличения объема розничного товарооборота необходимо сопоставить сумму предельных издержек обращения с суммой дополнительных доходов, получаемых от продажи дополнительной партии товаров.

Прибыль - это часть чистого дохода, полученного в процессе реализации продукции, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход получает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и не бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

Рентабельность - важнейший показатель эффективности деятельности организации, основной норматив, с которым соотносятся индивидуальные показатели предприятий для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности является главным показателем межотраслевой конкуренции. Норматив рентабельности имеет тенденцию к понижению или повышению.

Рентабельность - это обобщающий показатель, характеризующий качество работы предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Она представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность работы предприятия путем соизмерения доходов от реализации продукции и расходов на него.

В таблице 6 можно рассмотреть анализ всех вышеуказанных показателей магазина «СТРОЙДЕПО» за июль 2013г.

Таблица 6 Анализ экономических показателей работы магазина «СТРОЙДЕПО» за июль.

Показатель

План, тыс. руб

Факт, тыс. руб

Отклонение +,-, тыс. руб

% выполнения

Товарооборот

6200

5518

-682

89

Валовой доход

1500

1355

-145

90,33

Издержки обращения

450

466

+16

103,56

Прибыль

1050

884

-166

84,19

Рентабельность

16,93%

16,02%

-

-


Анализируя данные таблицы можно сделать следующие выводы:

Фактический товарооборот магазина оказался меньше планируемого на 11% с разницей в 682 т.р.

Валовой доход фактический не смог достичь планируемый на 145т.р. (9.67%)

Издержки обращения превысили планируемый лимит на 3,56% и составили 16 т.р.

Прибыль плановых показателей оказалась ниже фактических на 166т.р и разница составила 15,81%

В итоге фактическая рентабельность магазина «СТРОЙДЕПО» в июле оказалась ниже планируемой на 0,91%

Вероятнее всего данная ситуация сложилась по нескольким причинам:

1.    Был недостаточно проанализирован Челябинский рынок стройматериалов.

2.      Руководство магазина не учло что, в связи с недавним открытием данного структурного подразделения не многие жители города Челябинска знали о существовании данного магазина (магазин начал полноценную работу в июне того же года).

.        Руководство магазина составляла план на июль основываясь на выручке строительных магазинов в центре города, когда же магазин «СТРОЙДЕПО» находится на окраине города.

.        При планировании не все затраты были учтены, в связи с этим фактические показатели издержек обращения оказались выше планируемых. Серьёзную долю неучтённых издержек заняли следующие причины:

·     В ходе проведения приёмки товара около 10% списывается, (при приёмке строительных смесей, довольна серьёзная доля приходит в разорванных упаковках)

·        При погрузочных работах, покупателям в их транспорт и транспорт предприятия доставляющий покупателям, создаётся серьёзная доля брака сотрудниками гипермаркета.

·        В течение июля, в сумме около 10 часов, выключалось электричество, связи с отдалённостью местонахождения магазина от города. Не смотря на то, что в магазине есть электрогенератор, его энергоёмкости хватает только на полчаса. В эти промежутки, Без электричества, магазин приостанавливал свою деятельность.

·        Руководством отдела приёмка проводилось обучение сотрудников данного отдела управлением погрузчиков. Обучение проходило в свободные часы во время работы, на территории парковки (утром когда парковка была свободна). Связи с этим расход бензина за месяц превысил планируемый.

·        Руководство магазина ежедневно производило доставку сотрудников на дом которые заканчивали свой рабочий день в 10 часов вечера. Руководители гипермаркета договаривались с агентством такси, чтобы доставить сотрудников на дом. При составлении плана на месяц данный аспект учитывался, но всё равно превысил планируемые затраты.

Руководству гипермаркета «СТРОЙДЕПО» можно порекомендовать следующие мероприятия для повышения рентабельности магазина:

.      Более тщательно проанализировать строительный рынок города Челябинска, с помощью методов бренчмаркетинга.

2.      Увеличить рекламу гипермаркета.

.        Возможно пользуясь опытом ТРК «Горки» ввести бесплатный автобус для доставки покупателей к магазину.

.        Вместо того чтобы списывать бракованный товар можно: перефасовывать или снижать цену на него.

.        Приобрести более энергоёмкий электрогенератор, чтобы в случае временной приостановки подачи электроэнергии магазин мог продолжить свою работу.

.        Более тщательно следить за сотрудниками во время приёмочно погрузочных работ, либо нанять на отдельную должность людей для погрузочных работ.

.        Учитывать затраты на обучение сотрудников.

.        Составить специальный договор с такси для снижения затрат либо предлагать сотрудникам обучение и предоставлять транспорт для доставки самих же сотрудников домой, либо купить автомобиль занимающийся доставкой сотрудников домой.

.2 Оформление учетной - отчетной документации

Отчетная документация - своды информации, включают в себя данные из первичной учетной документации и вторичной учетной документации, и служат для целей управленческого, бухгалтерского и налогового учета

Первичная учетная документация - документ, составляемый при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания, на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, по форме, утвержденной руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Вторичная учетная документация - документ, составляемый на основе первичной учетной документации и служащий дополнительным основанием для совершения факта хозяйственной жизни.

В учетно-отчетную документацию входят такие документы как табель учёта рабочего времени и табель учёта заработной платы.

Организации сами определяют формы и системы оплаты труда всех лиц, работающих в них. Применяются следующие формы оплаты труда:

·     повременная (простая повременная, повременно-премиальная),

·        сдельная (индивидуальная, коллективная),

·        аккордная оплата труда.

·        Отдельные организации используют оплату труда по конечному результату (в процентах от полученного дохода или прибыли).

Организации могут применять почасовую и поденную формы оплаты труда как разновидности повременной оплаты труда. В этом случае заработок работника определяют путем умножения часовой ставки оплаты труда на число фактически отработанных часов.

При повременно-премиальной форме оплаты труда работники дополнительно получают премию, которая, как правило, устанавливается в процентах к оплате труда, начисленной за фактически отработанное время. Премирование может осуществляться по итогам работы за месяц или более длительный период (квартал).

При сдельной оплате труда заработная плата работникам начисляется за фактически выполненную работу на основании действующих расценок за единицу работы.

Сдельная форма оплаты труда имеет несколько разновидностей: прямая сдельная, сдельно- прогрессивная, косвенная и сдельно- премиальная.

При прямой сдельной форме заработок начисляется за выполненную работу по установленным сдельным расценкам.

При сдельно- прогрессивной форме расценки увеличиваются для оплаты продукции, изготовленной сверх установленной нормы.

Косвенная форма, как правило, применяется к рабочим, выполняющим вспомогательные работы, обеспечивающие основные работы.

Как правило, управление фондом оплаты труда осуществляется:

) Самостоятельно, с использованием внутренней системы расчета заработной плат.

) Путем передачи процесса расчета заработной платы в специализированные аутсорсинговые компании.

При использовании внутренней системы, процедуры, связанные с расчетом заработной платы, выполняются в ручном либо полуавтоматическом режиме с применением специального программного обеспечения. Обычно процесс включает в себя расчет размеров чистых окладов сотрудников с учетом действующих в компании видов начислений и удержаний, а также расчет налогов и взносов с ФОТ, предусмотренных законодательством.

Вручную или автоматически готовятся:

·   расчетные и налоговые ведомости;

·        расчетные листки на сотрудников;

·        платежная ведомость (при выплате заработной платы через кассу);

·        платежные банковские поручения и банковский реестр (при перечислении заработной платы на личные банковские счета сотрудников);

·        платежные банковские поручения на перечисление налогов и взносов с ФОТ.

Внешний расчет заработной платы выполняется специализированными расчетными компаниями.

Расчет заработной платы в «СТРОЙДЕПО» ведется внутренним методом, заработную плату рассчитывает главный бухгалтер. Учет рабочего времени в организации ведется с помощью табеля (таблица №7), который в конце месяца передает в бухгалтерию вместе с приказами начальник отдела кадров. Выплата заработной платы производится 2 раза в месяц: 25 числа аванс и 5 числа следующего месяца окончательный расчет.

Размер премии каждому работнику за определенный период устанавливается в приказе руководителя фирмы. При этом он учитывает:

·   личный вклад работника в деятельность предприятия;

·        результат работы подразделения, в котором выполняет трудовые обязанности работник;

·        результат деятельности компании.

Таблица 7 Табель учёта рабочего времени «СТРОЙДЕПО», отдела стройка за июль

Где 1- смена с 800 до 1700; 2- смена с 1100 до 1900; 3- сменс с 1300 до 2200; в- выходной

Сумма премии определяется на основании положения о премировании, принятого в организации. В этом положении предусмотрены:

·   показатели премирования;

·        условия премирования;

·        размеры и шкала премирования;

·        круг премируемых работников;

·        источник премирования.

При расчете заработной платы в первую очередь рассчитываются сотрудники, у которых в апреле были отклонения (отпуска, больничные, командировки и т.д.)

На основании всех начислений и удержаний создается расчетная ведомость.

После расчета страховых взносов подготавливаются платежные поручения на перечисление зарплаты каждого сотрудника, НДФЛ и взносов во внебюджетные фонды, которые отправляются в банк.

Каждому сотруднику выдается расчетный листок за месяц, в котором отражены все начисления, удержания и выплаты.

Основной документ, регламентирующий расчет заработной платы в ЗАО «СТРОЙДЕПО» это Положение об оплате труда работников. На основании Положения об оплате труда в организации утвержден следующий табель учётного времени.

Заключение

Организация «СТРОЙДЕПО», является компанией китом на строительном рынке России. Она постоянно открывает свои структурные подразделения по всей территории нашей страны.

Буквально недавно она открыла своё первое структурное подразделение в нашей области. В данной работе рассматривалось так раз данное структурное подразделение находящееся по адресу г. Челябинск, Троицкий тракт, 76-Б.

В первую очередь необходимо отметить, что в связи с недавним открытием магазина постоянно возникает множество неразработанных, непродуманных моментов и ситуаций, осложняющих работу данного структурного подразделения.

На предприятии «СТРОЙДЕПО» - линейно-функциональная структура управления. Данная структура оптимальна и приносит максимальную выгоду структурному подразделению.

Анализируя матрицу SWОT анализа можно сделать следующие выводы:

·   Основная и сильнейшая возможность развития на строительном рынке не только Российской Федерации, но и странах СНГ, помимо этого строительный рынок в наше время отличается возможностью создания неких новых технологий, новинки на данном рынке появляются постоянно и у предприятия есть возможность внедрять их. Также плюсом организации можно назвать оптовую торговлю. В нашей стране множество крупных строительных компаний и организация имеет все необходимые возможности для сотрудничества с такими фирмами, для дальнейших крупных оптовых покупок. Как вариант компания «СТРОЙДЕПО», может ежемесячно высылать брошюрки со своей продукцией строительным фирмам.

·        Главной угрозой предприятия «СТРОЙДЕПО», является огромное количество конкурентов. На строительном рынке множество других как крупногабаритных компаний так и небольших но активных фирм предлагающих те же услуги, что и компания «СТРОЙДЕПО».

В магазине «СТРОЙДЕПО» весьма эффективная система коммуникаций. Все вопросы, возникающие в ходе работы, решаются в короткие сроки.

В ходе работы гипермаркета «СТРОЙДЕПО» план согласно установленными целями, задачами и функциями подразделения и должностными инструкциями работников, выполняется.

Предлагаемая мною мотивационная политика гипермаркету «СТРОЙДЕПО» включает следующие мероприятия:

. Ввести систему тарифной сетки, систему разрядов.

. Развить систему нематериального поощрения.

. Проводить мероприятия, дающие возможность самовыражения сотрудников.

В гипермаркете «СТРОЙДЕПО» принимаются эффективные и своевременные решения.

Руководству гипермаркета «СТРОЙДЕПО» можно порекомендовать следующие мероприятия для повышения рентабельности магазина:

.    Использовать методы бренчмаркетинга.

2.      Увеличить рекламу гипермаркета.

.        Ввести бесплатный.

.        Перефасовывать или снижать цену на бракованный товар.

.        Приобрести более энергоёмкий электрогенератор.

.        Более тщательно следить за сотрудниками во время приёмочно погрузочных работ.

.        Учитывать затраты на обучение сотрудников.

.        Составить специальный договор с такси.

Литература

1.   А.И. Орлов Менеджмент Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2003

2.      Ильченко А.Н. Организация и планирование производства : учеб. пособие. - 2е изд. - М. : Академия, 2008. -208 с.

.        Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - М.: Новое знание, 2004. - 336 с.

.        Чуев И.Н. Экономика предприятия: учебник. - М.: Дашков и К, 2008. - 416 с.

.        Филатов О.К. Экономика предприятий (организаций): учебник / О.К. Филатов, Т.Ф. Рябова, Е.В. Минаева. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 512 с.

.        Ломакин А.Л. Управленческие решения: Учебное пособие. - М : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

.        Менеджмент: Учебник/ под ред. Проф. В.И. Королева. - М.: Экономистъ, 2004

Похожие работы на - Управление структурным подразделением на предприятии ЗАО 'Стройдепо'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!