Стратегическое планирование на предприятии»

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    272,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегическое планирование на предприятии»

Министерство сельского хозяйства РФ

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт

Кафедра экономики и управления на предприятии










Контрольная работа

По дисциплине «Стратегическое планирование на предприятии»


Выполнила:

Студентка группы ЭМ-11-2з

Старинчикова Е.А.

Проверила: Латкова Е.В





Кемерово 2015

Содержание

Введение

.        Конкурентный анализ в организации

.        Системный подход в стратегическом планировании (СП)

Список используемой литературы

Введение

«Сущность конкурентной стратегии есть отношение компании к своей внешней среде» М.Е. Портер

В современных рыночных условиях, обусловленных активной интеграцией России в глобальный экономический процесс и переходом к инновационному типу хозяйствования, для сохранения конкурентоспособности организации необходимо создавать и развивать конкурентные преимущества, непосредственно связанные с внедрением современных управленческих технологий.

В данной работе рассматриваются теоретическо-методологические основы стратегического планирования развития организации как фактора ее долгосрочного успеха и конкурентоспособности в современных условиях. Исследуются методологические основания и проблемы внедрения механизмов стратегического планирования в российскую практику. В рамках системного подхода к исследованию деятельности организации предлагается модель формирования системы стратегического планирования.

конкурентный анализ стратегический планирование

1.     
Конкурентный анализ в организации

Важным направлением маркетингового анализа является анализ конкурентной позиции предприятия (организации). Под конкурентоспособностью организации понимается ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде или превышение прибыльности в краткосрочном периоде по сравнению со среднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса.

В общем виде конкурентоспособность - это эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде.

Для обеспечения конкурентоспособности организации необходимо наращивать конкурентный потенциал, который означает потенциальную возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать стратегическую конкурентоспособность. Этот показатель определяется совокупностью параметров, характеризующих возможность (потенциал) и способность организации эффективно функционировать на рынке, удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточную рентабельность, финансовую устойчивость в перспективе.

Задача конкурентного анализа - изучение возможностей предприятия организовывать и развивать основной вид деятельности в реальных условиях с учетом нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности.

Конкурентный анализ включает определение и оценку главных конкурентных сил, на основе которых руководство формулирует основные варианты конкурентных стратегий.

В соответствии со стартовыми позициями фирмы может быть использована одна из следующих конкурентных стратегий:

• снижение себестоимости продукции;

• дифференциация продукции;

• сегментирование рынка;

• внедрение новшеств;

• ориентация на потребность рынка.

Методологической основой анализа конкурентной ситуации является идея рыночной доли, которая рассматривается как часть ресурсов, обращающихся на рынке. Размер доли определяет возможность влияния компании на рынок и на конкурентов. Чем выше доля, тем шире доступ к ресурсам, тем выгоднее их размещение и выше степень свободы в деятельности фирмы. В зависимости от величины рыночной доли фирма может быть на рынке лидером или аутсайдером, иметь сильную или слабую конкурентную позицию. Для анализа состояния конкуренции могут использоваться и другие показатели, например, динамика рынка, динамика рыночной доли фирмы. Динамика доли достаточно объективно характеризует круг конкурентов, чьи интересы затрагивает деятельность фирмы, и цели, которые реально могут быть поставлены и достигнуты фирмой на рассматриваемом рынке.

Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно компания противодействует следующим пяти конкурентным силам:

) проникающим в отрасль новым конкурентам, реализующим подобные товары;

) угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);

) компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;

) воздействию продавцов (поставщиков);

) воздействию покупателей (потребителей, клиентов).

Для анализа поведения фирмы на рынке, постановки стратегических задач маркетинга товаров и услуг, разработки плана маркетинга строятся конкурентные карты рынка. Построение конкурентных карт осуществляют в виде матрицы, в которой по строкам откладываются темпы роста рыночной доли, а по столбцам - размещаются фирмы, в зависимости от занимаемой ими рыночной доли (лидер, сильная конкурентная позиция, слабая конкурентная позиция, аутсайдер).

Конкуренция возникает, когда организации из других отраслей или создаваемые структуры могут заняться бизнесом в данной отрасли.

Угроза со стороны новых конкурентов коррелирует с величиной входного барьера в отрасль, спецификой отношений в ней. Появление новых конкурентов могут предупредить следующие входные барьеры:

Экономия на масштабе и опыте закупки, реализации уже работающих фирм помогает удерживать издержки на таком высоком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам.

Потребность новых конкурентов в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций. Этот барьер в сочетании с экономией на опыте в масштабе создает, в частности, серьезные препятствия инвестиций новых предприятий.

Дифференциация товаров и услуг, т.е. опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание покупателями (например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов - Палеха, Гжели, Хохломы).

Издержки переориентации новых конкурентов, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала.

Необходимость создания новой системы каналов распределения. Так, из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения известная фирма «Эпл» не смогла широко представить свои персональные компьютеры на российском рынке.

Политика государства (Правительства), не способствующая проникновению на рынок, например, установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для предприятий-новичков. Примером организации такой политики является создание в 1991 г. антимонопольного комитета РФ, который призван осуществлять государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, мероприятия по ограничению монополистической деятельности в стране.

Составной частью конкурентного анализа является диагностика конкурентной среды - оценка уровня и интенсивности конкуренции. К диагностике конкурентной среды относятся бесконтактные методы оценки (аналитическая диагностика), экспертные оценки, построение гипотез (экспертная диагностика), компьютеризованные имитационные модели.

Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом, когда товар, предлагаемый организацией, имеет сходные функциональные характеристики с товаром, вводимым на рынок другими организациями. Так появляются товары-заменители (товары-субституты).

Препятствиями на пути товаров-субститутов может стать:

) проведение ценовой конкуренции, переключающей внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены;

) рекламные атаки на потребителей;

) улучшение качества обслуживания при продаже товара.

Внутриотраслевая конкуренция является наиболее интенсивной. Как правило, конкуренты борются за величину рыночной доли (особенно на этапе отраслевого роста), поскольку в большинстве случаев именно этот параметр определяет другие в долгосрочном периоде.

Поставщики имеют возможность оказывать прямое влияние на эффективность функционирования их покупателей и заказчиков. Сильные поставщики могут повышать или снижать цены на свои товары, повышать или снижать качество поставляемых товаров и услуг. Значимость товара поставщика для данной организации заставляет учитывать конкурентоспособность и позиции данного поставщика среди других.

Конкуренция со стороны поставщиков может анализироваться с позиций необходимости установления деловых контактов и возможностей их замены в случае обострения отношений фирмы с поставщиком.

Силу воздействия поставщика на потребителя определяет ряд факторов, в частности:

баланс спроса и предложения;

доля закупок потребителя у данного поставщика в общем объеме закупок (чем больше доля, тем больше зависимость от поставщика);

степень специализированности закупаемых предметов (узкая специализация в меньшей степени влияет на хозяйственную деятельность в целом);

возможность потребителя приступить к созданию аналога или товара-заменителя, производимого поставщиком, либо закупать его у других поставщиков снижает конкурентную силу поставщика;

заинтересованность конкурентов-потребителей в данном поставщике повышает конкурентную силу поставщика;

наличие товаров-заменителей, производимых другими поставщиками, делает потребителя более независимым от поставщика, т.е. снижает конкурентную силу поставщика.

Влияние всех перечисленных факторов может быть выражено в денежном эквиваленте, отражающем стоимость переключения на другого поставщика. Чем она выше, тем больше конкурентная сила поставщика, и наоборот.

Воздействие со стороны покупателей заключается в том, что они определяют спрос. Их сила выражается в давлении на цены в целях их снижения, в требованиях более высокого качества, лучшего обслуживания.

Анализ конкурентоспособности продукции

Под конкурентоспособностью товара понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Другими словами, конкурентоспособность товара - вероятность продать товар в определенные сроки при наличии на рынке аналогичных товаров-конкурентов.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

• техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

• эстетическим (внешний вид товара);

• нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

• экономическим (уровень цен на товар, его сервисное обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Задачи анализа конкурентоспособности товара:

а. оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;

б. изучение факторов, воздействующих на ее уровень;

в. разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.

Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента.

Групповой показатель объединяет единичные показатели по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов, определенных экспертным путем.

Интегральный показатель представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров, для определения фактического положения товара на определенном рынке можно использовать матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы, в которой по вертикали отражаются темпы роста объема продаж всех или основных фирм-продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемая данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.

Важное направление повышения конкурентоспособности продукции - совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса. При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности.

Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж. Для изучения влияния данных факторов на объем продаж и сумму прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа.

.        Системный подход в стратегическом планировании (СП)

Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем. Без хорошей теории практика слепа.

Однако в настоящее время к менеджменту применяются только некоторые подходы: системный, поведенческий, административный, маркетинговый и др. Не применяются воспроизводственный, нормативный, функциональный подходы. Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к стратегии, менеджменту всех научных подходов. Каждый подход отражает или характеризует только один из аспектов менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют друг друга.

Системный подход

Это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход.

Основные свойства систем:

Целостность

Системы существуют как целое, которое затем можно членить на компоненты. Эти компоненты существуют лишь в силу существования целого. Не элементы составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем членении элементы системы. Первичность целого - основной постулат теории систем.

Взаимозависимость и взаимодействие системы и внешней среды

Система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой. Без взаимодействия с внешней средой фирма как открытая система не может функционировать. Задача менеджера заключается в прогнозировании ситуаций и принятии мер по адаптации параметров системы к факторам внешней среды.

Структурность

Под структурой понимается совокупность компонентов системы и их связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы.

Иерархичность

Каждый компонент системы может рассматриваться как сложная система (подсистема) более широкой глобальной системы.

Множественность описания системы

Необходимость изучения ее отдельных сторон (аспектов). Для описания системы следует строить функциональные либо экономико-математические модели.

Непрерывность функционирования и эволюции

Система существует, пока функционирует. Система должна быть способной к обучению и развитию (саморазвитию).

Стремление, их к состоянию устойчивого равновесия

Оно предполагает адаптацию параметров внешней среды, к конкретным ситуациям путем обеспечения высокого уровня организованности системы менеджмента в динамике.

Альтернативность путем функционирования и развития

В зависимости от конкретных параметров ситуаций, возникающих при оперативном управлении, могут быть несколько альтернативных путей достижения конкретной цели.

Приоритет качества

Практика показывает, что выживают те, которые из всех факторов функционирования и развития отдают приоритет качеству.

Приоритет интересов системы более широкого уровня пред интересами её компонентов

Надежность

На основе описанных свойств системы предлагаются упрощенные правила (требования) применения к менеджменту системного подхода.

Маркетинговый подход

Этот подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы стратегического менеджмента при решении любых задач на потребителя.

Функциональный подход

Сущность функционального подхода к стратегическому менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для удовлетворения потребностей.

Воспроизводственный подход

Это подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка, с меньшими совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Нормативный подход

Сущность нормативного подхода заключается в установлении

нормативов управления по всем подсистемам системы стратегического

менеджмента. Эти нормы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и во времени.

Нормирование - это процесс анализа использования оборотных средств (ОС), разработки, согласования и утверждения нормативов и норм расхода элементов ОС или других объектов.

Методы разработки норм:

расчетно-аналитический метод,

опытный метод,

отчетно-статистический метод,

экономико-математические методы.

Комплексный подход

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, социальные, экономические, организационные, психологические и др. аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена.


Интеграционный подход

Термин «интеграция» - означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компаньонами системы управления.

Интеграционный подход к стратег, менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

между стадиями жизненного цикла объекта управления;

между отдельными подсистемами и компонентами системы стратегического менеджмента;

между уровнями управления по вертикали;

между субъектами управления по горизонтали.

Интеграция дает фирме дополнительные возможности повысить качество выпускаемой продукции, улучшить взаимодействие элементов управления.

Процессный подход

Процессный подход рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные.


Количественный подход

Сущность этого подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи инженерных расчетов, математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др.

Административный подход

В основе административного подхода лежат административные методы менеджмента. Сущность административного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции и т.д.).

Поведенческий подход

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности ее человеческих ресурсов.

Ситуационный подход

Этот подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и

во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом.

Список используемой литературы

1.      Ансофф И. Стратегическое управление / под ред. Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 1989. - 415 с;

.        Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / под ред. С.Г. Божук. - СПб: Питер, 2007. - 496 с;

.        Гапоненко А.Л. Стратегическое управление. - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. - 464;

.        Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. - СПб: Высшая школа менеджмента, 2008. - 548 с;

.        Напольских Д.Л. Инновационный кластер как современный институт социально-экономического развития территории // Вопросы новой экономики. - 2012. - № 3. - С. 49-54.

.        Смирнова О.О. Стратегическое государственное планирование в России. - М.: Издательство МНЭПУ, 2010. - 142 с;

.        Харченко К.В. Муниципальное стратегическое планирование: от теории к технологии. - Белгород: Обл. типография, 2009. - 304 с;

Похожие работы на - Стратегическое планирование на предприятии»

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!